История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.

Елагиноостровский дворец музейИсследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.

Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.

Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:


  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
  • Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.

Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.

1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».

1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.

1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.

Интересно. Кадры советского фильма «Небесный тихоход» запечатлели вид разрушенного после войны дворца (1945).

Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.

1961. Начинается функционирование базы отдыха:

  • этаж – выставочные залы,
  • этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
  • этаж – танцевальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.

На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.

Интересно. Современное кинопроизводство использовало дворцовые помещения в качестве декораций: имение Боринских (сериал «Курт Сеит и Александра», 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Елагиноостровский дворец музей

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.

У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.

При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.

Елагиноостровский дворец музей

Парадные залы


Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.

Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения. Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет. Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.

Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.

Интересно. Изначально Опочивальня и Туалетная императрицы оборудовались мраморными каминами, над которыми находились большие зеркала.

Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.


Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.

Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.

Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.

Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.

Елагиноостровский дворец музей

Кухонный корпус дворца


Особенностью двухэтажного здания, расположенного по северному краю Масляного луга, является то, что солнечные лучи не проникали внутрь помещений, где готовилась пища. Внешняя сторона полукруглой формы, не имеющая окон, максимально декорирована лепниной, скульптурными элементами. Богатый декор скрывал истинное предназначение торжественного снаружи сооружения. На южном фасаде имеются 14 скульптур античных богов и героев.

Елагиноостровский дворец музей

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы располагаются в Конюшенном корпусе западной части Масляного луга. Два этажа подковообразного здания предназначались под жилые для императорской свиты, хозяйственные (стойла, каретные, хранение зерна, сена) помещения. Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение строения.

Елагиноостровский дворец музей

Оранжерейный корпус

Здесь содержится уникальное собрание экзотических растений. Интерьеры расписаны академиком Б. Медичи. Чугунные гермы отлиты мастерами Санкт-Петербургского завода по образцам Росси.

Елагиноостровский дворец музей

Кавалерийский, Фрейлинский корпуса

Кавалерийский корпус – место проведения мастер-классов проекта «Творческая дача». Во Фрейлинском на данный момент проводятся бальные мероприятия.

Елагиноостровский дворец музей

Как добраться до Елагинского дворца

Желающие посетить дворцово-парковый комплекс могут воспользоваться несколькими способами проезда:


  • автобусными маршрутами № 32,93;
  • трамвайными линиями № 2,21,48;
  • такси, следующими маршрутами 93, 133, 690;
  • метрополитеном до пунктов «Крестовский остров», «Старая деревня».

Выйдя из метро, необходимо пройти:

  • от «Крестовского острова» по ул. Рюхина до 2-ого моста, где располагается один из входов;
  • от «Старой деревни» по улице Липовой до 3-его моста рядом с Пр. Приморским.

Елагиноостровский дворец музей

Экскурсии, билеты и цены

Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.


Наименование Цена билетов
1 взрослый + сопровождение экскурсовода 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) 400 RUR 260 RUR 250 RUR
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) 200 RUR + 50 RUR 75 RUR + 25 RUR 100 RUR + 30 RUR
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) 250 RUR 120 RUR 130 RUR
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) 120 RUR + 60 RUR 50 RUR + 50 RUR 75 RUR + 55 RUR
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) 100 RUR 50 RUR 60 RUR
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) 70 RUR 50 RUR 40 RUR
Павильон под флагом 50 RUR 30 RUR 40 RUR

Елагиноостровский дворец музей

Костюмированные балы в Елагинском дворце

Бальные мероприятия с переодеванием в костюмы исторической эпохи на Елагинском острове проводятся согласно требованиям традиций 19 века.

Важно. С 01.08. 2016 Дворцовое здание недоступно для посещений вследствие проведения реставрационных работ. На время реставрации театрализованные балы проходят в корпусе Фрейлин.


Наименование Категория участников Цена билета Цена проката бального костюма
«В вихре бала» школьная группа (16 чел.)
группа лиц старше 18 лет (16 чел.)
4000 RUR (групповой)
7000 RUR (групповой)
350 RUR
«Елагинский котильон» до 14 лет
от 14 лет
850 RUR
1000 RUR
входит в стоимость билета
«Вечерний котильон» до 14 лет
от 14 лет
1200 RUR
1500 RUR
входит в стоимость билета
«Детский новогодний бал» школьники 1-4 классов 1500 RUR входит в стоимость билета

Современные молодожены имеют возможность провести церемонию свадьбы в Елагином дворце. Для торжества предоставляются Столовый и Овальный залы (70-100 человек), павильоны: Под флагом (30-50 чел.) и Музыкальный (100-150 гостей).

Источник: SnovaDoma.ru

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована.  Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.


Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации.


льшая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие. 

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Дворец готовится к своему 200-летнему юбилею и после реставрации предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.

Источник: elaginpark.org

    С начала строительства Елагиноостровского ансамбля в 1818 году вплоть до революции 1917 года Елагин остров и Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха русской императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция русского декоративно-прикладного искусства, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси. Сразу после революции Елагин остров был взят под государственную охрану и Декретом ВЦИК и СНК РСФСР был удостоен высшей категории в классификации памятников истории и культуры.

    В 1918 году Елагиноостровский дворец стал историко-бытовым музеем и, несмотря на трудные условия жизни, небольшой коллектив его сотрудников под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева не только хранил уникальные произведения искусства, но и сберег поступившие в музей экспонаты из разоренных дворцов и дач близлежащих Каменного и Крестовского островов.

    В 1929 году музей был закрыт и его коллекция расформирована и частично передана в Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей, непрофильные государственные учреждения, а ее значительная часть была продана через «Торгсин». Многие из расформированных и проданных произведений были навсегда утрачены для России.

    Некоторое время после расформирования музея в здании Елагиноостровского дворца располагался филиал Института растениеводства Академии Наук, а в 1932 году на территории Елагина острова был открыт Центральный парк культуры и отдыха. В годы войны дворец был разрушен. С 1946 года велась активная работа по его восстановлению по проекту архитектора М.М.Плотникова коллективом ленинградских реставраторов. В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами для временных экспозиций на первом этаже, комнатами отдыха, залом для проведения партийных собраний и бильярдными залами — на втором этаже и танцевальным залом в помещении церкви во имя Св.Николая Чудотворца — на третьем.

    В сентябре 1987 года Елагиноостровскому дворцу Главным Управлением культуры Исполкома Ленсовета был присвоен статус музея. С этого момента началась активная исследовательская и собирательская работаколлектива музея под руководством его первого директора В.В.Мухина по возрождению утраченного облика Елагиноостровского усадебного комплекса и, в первую очередь, убранства интерьеровдворца, полностью разоренных в годы Советской власти. Основу коллекции нового музея в 1987 году составили единичные предметы антиквариата, находящиеся на балансе ЦПКиО и переданные в музей. Впоследствии при активном содействии Государственной инспекции по охране памятников, фонды музея пополнились экспонатами, переданными через районные финансовые отделы г.Ленинграда, Государственную таможню, из закрытых на капитальный ремонт и реконструкцию гостиниц «Астория» и «Европейская», органов МВД и других источников.

    В течении пятнадцати лет собирательской деятельности музея неизменно помогали Министерство Культуры СССР и Министерство Культуры Российской Федерации, Комитет по культуре г.Санкт-Петербурга, через Художественно-экспертную комиссию которого регулярно приобретались произведения искусства. В 2000 году в Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-нач. ХХ вв. Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры была передана уникальная коллекция музея Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС). Коллекция представляет искусство стеклоделия художников завода, являвшегося одной из основных творческих художественных и технологических лабораторий стекольной промышленности Советского Союза.

    В Елагиноостровском дворце-музее традиционно проходят стекольные выставки. После передачи дворцу сохраненной художниками коллекции Ленинградского завода художественного стекла (около 7 тысяч единиц хранения) родилась идея создания культурного центра «Музей стекла» на Елагином острове. Создание уже известной петербуржцам экспозиции «Ленинградское художественное стекло», а теперь — выставки произведений Первомайского стеклозавода, это важные шаги в направлении развития деятельности культурного центра.

    Целью деятельности центра является привлечение художников-стекольщиков России и других стран к широкому сотрудничеству, к проведению международных выставок предприятий художественного стекла, а также персональных выставок российских и зарубежных художников-стекольщиков.

    На сегодняшний день собрание Елагиноостровского музея насчитывает более 12 тысяч предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Собрание Елагиноостровского дворца- закладывает крепкую основу для дальнейшего комплектования фондов музея и его развития в целом в соответствии с общей концепцией музеефикации Елагиноостровского дворцово-паркового комплекса. Фондово-закупочная комиссия Елагиноостровского дворца-музея при содействии антикварных салонов и магазинов г. Санкт-Петербурга, при личном участии коллекционеров и частных лиц ведёт работу по тщательному отбору произведений искусства для приобретения в фонды музея. Неоценим вклад многих частных лиц в пополнение коллекций благодаря их дарам и искренней заинтересованности в поддержке молодого музея и его сотрудников в их трудном деле.

    Тесное сотрудничество коллектива Елагиноостровского дворца-музея с сотрудниками музеев г. Санкт-Петербурга, г. Москвы и других российских музеев, их постоянная поддержка и консультации утверждали на протяжении этих 15 лет веру в возрождение одного их лучших дворцово-парковых ансамблей г. Санкт-Петербурга и в создание уникальной коллекции декоративно-прикладного искусства.

Источник: www.personalguide.ru

ИСТОЧНИК

Елагин дворец.
Елагиноостровский дворец музей

Перестроен Карлом Росси в 1818-1822 годах из усадьбы XVIII века.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Парадная Передняя украшена скульптуры весталок (жриц богини Весты).
Елагиноостровский дворец музей

Четыре двери и рамы надкаминных зеркал облицованы шпоном березы и украшены резным деревянным декором, окрашенным под старинную бронзу.
Елагиноостровский дворец музей

Туалетная вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В дни торжеств она служила местом приготовления её императорского величества к приему гостей.
Елагиноостровский дворец музей

Опочивальня Марии Федоровны. Стены облицованы белым искусственным мрамором и задрапированы шелковыми тканями. В зале представлена мебель из карельской березы.
Елагиноостровский дворец музей

Фарфоровый угловой кабинет Марии Федоровны принадлежит к числу лучших произведений русского декоративного искусства 1-й четверти XIX века.
Елагиноостровский дворец музей

Стены и потолок облицованы искусственным мрамором белого цвета и искусно декорированы полихромной живописью, созданной художниками-декораторами А. Виги и Дж.-Б. Скотти. Росписи напоминают убранство интерьеров в домах древнеримской аристократии: парящие в танце женские фигуры в античных одеждах, играющие амуры, арабески с маскаронами и павлином, гирлянды из роз и сирени.
Елагиноостровский дворец музей

Двери фанерованы мореным кленом и декорированы узором с растительными мотивами из золоченых бронзовых и деревянных накладок.
Елагиноостровский дворец музей

Голубая гостиная. Важным композиционным элементом зала являются два симметрично расположенных камина из черного итальянского мрамора с надкаминными зеркалами.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Малиновая гостиная.
Елагиноостровский дворец музей

Потолок гостиной повреждён водой при тушении пожара, случившегося несколько лет назад на верхнем этаже.
Елагиноостровский дворец музей

Двухсветный Овальный зал – образец единства архитектуры, скульптуры и живописи в искусстве интерьеров русского классицизма. Это самое большое помещение Парадной анфилады.
Елагиноостровский дворец музей

В XIX в. здесь устраивались балы, дипломатические приемы, торжества по случаю именин членов императорской семьи.
Елагиноостровский дворец музей

Стены и шестнадцать полуколонн декорированы искусственным мрамором. Свод купола расписан в виде кессонов (углублений) с лепными розетками в технике гризайль.
Елагиноостровский дворец музей

Овальный зал освещает бронзовая люстра на 60 свечей — точная копия подлинной, отлитой по рисунку К.И. Росси в мастерской А. Шрейбера.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

 Столовый зал занимает всю северную часть Парадной анфилады. Он предназначался для проведения торжественных обедов и ужинов.Напротив окон поочередно расположены зеркала в золоченых рамах и двери, фанерованные золотистой березой, с изящным позолоченным украшением.
Елагиноостровский дворец музей

 Декоративная отделка Столового зала выдержана в желто-белой цветовой гамме, создающей атмосферу праздничности и уюта. Гладкие плоскости мраморных стен украшают янтарно-желтые гермы, завершающиеся скульптурными изображениями женских головок. Лёгкость и воздушность залу придает роспись падуг, посвященная теме праздничного шествия в честь Вакха.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

 На втором этаже Елагиноостровского дворца работает выставка «Обаяние прошлого».
Елагиноостровский дворец музей

Здесь представлены предметы убранства русского жилого интерьера XIX – начала XX веков.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

 Великолепней всего на выставке — гарнитур «Охотничий кабинет».
Елагиноостровский дворец музей

 Он выполнен в конце XIX века на фабрике П.А. Шмидта.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей

 На столе — Лисинский медведь, отлитый в 1900 году на Каслинском заводе Н.И. Либерихом.
Елагиноостровский дворец музей

 Но деревянные резные медведи смотрятся гораздо лучше.
Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец музей
 

Источник: www.liveinternet.ru

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818—1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Елагин (Елагинский) дворец
Елагин (Елагинский) дворец

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом — «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII — начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759—1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти — Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка — ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа — фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758—1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776—1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка — новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

Источник: architecturalidea.com


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.