Не зря Санкт-Петербург называют «русской Венецией» и «городом мостов» — сегодня здесь насчитывается 342 моста. Хотя у многих людей Северная столица ассоциируется с разводными сооружениями через Неву — Дворцовым, Троицким и другими мостами, внимания достойны и неразводные мосты в других районах. Один из них — Аничков мост через реку Фонтанку.

Аничков мост связывает Спасский и Безымянный острова, по нему проходит главная городская магистраль — Невский проспект. Пожалуй, каждый турист, гуляющий по Санкт-Петербургу, проходил по Аничкову мосту — ведь он значится во всех путеводителях и входит в список важнейших достопримечательностей.

Интересно, что конструкция моста не представляет собой ничего особенного, а вот его «изюминкой» является группа скульптур, изображающих этапы укрощения коня. Изваяния давно стали символами культурной столицы, с ними связаны различные городские легенды.

Аничков мост через Фонтанку на панораме:

Скульптуры коней на Аничковом мосту


Кони на Аничковом мосту были установлены в ноябре 1841 года. Известно, что скульптор Петр Карлович Клодт создавал монументы для украшения участка Университетской набережной, что напротив здания Академии художеств. По проекту мастеру предстояло отлить всего две фигуры, но Клодт не успел закончить работу к сроку и на пристани установили египетских сфинксов. Позднее произведения Петра Карловича планировали разместить между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но тоже передумали. В итоге сам скульптор предложил использовать коней для украшения Аничкова моста.

Поскольку изваяний было всего два, решили просто их продублировать. Готовые бронзовые скульптуры установили на западной стороне моста (ближе к Аничкову дворцу). Это были работы «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». А на постаменты с восточной стороны временно водрузили их гипсовые копии.

Дубликаты отлили быстро, однако Николай I подарил их прусскому королю. Новые изготовили лишь в 1843 году, но и эти скульптуры стали императорским подарком, они уехали в Неаполь. С 1846-го «Укротители коней» на Аничковом мосту опять стали гипсовыми. После этого Клодт решил не создавать больше копии, а отлить две новые композиции — «Осаживающий коня юноша» и «Юноша, поверженный конем». Так, в 1851 году, появилась известная группа, демонстрирующая 4 стадии укрощения. Осмотр рекомендуется начинать с группы «Осаживающий коня юноша» и двигаться по часовой стрелке.


За свои произведения П. К. Клодт получил членство в Берлинской и Римской академиях художеств. Его конные статуи были выполнены с такой реалистичностью, что стали необычайно востребованы — копиями бронзовых лошадей часто украшали дворцы и усадьбы.

В годы Великой Отечественной войны композиции сняли с моста и закопали в саду Аничкова дворца. Это позволило уберечь их от бомбежек, которым постоянно подвергался Ленинград. Сам мост сильно пострадал в те годы — взрывной волной снесло чугунную ограду, гранитные постаменты были изувечены осколками. Глубокие борозды, оставленные снарядами, видны до сих пор, их не стали убирать, а сохранили как память о тех страшных событиях.

Вид на мост с Невского проспекта:

Мифы и легенды

Конные группы Клодта дали Аничкову мосту смешное народное название «мост 18 яиц» (до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой — отсюда и такая цифра). Сегодня встречается вариант «мост 16 яиц».


Также внимательные зрители сумели разглядеть в очертаниях одной из скульптур человеческое лицо. Увидеть его можно, если подойти к группе «Юноша, берущий коня под уздцы» и заглянуть коню между ног. Кого изобразил скульптор в таком месте неизвестно, в городе ходили разные версии на этот счет — многие считали, что это любовник жены Петра Карловича или Наполеон Бонапарт. Загадку лица на Аничковом мосту так и не удалось разгадать.

История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М. О. Аничкова и по его фамилии в народе мост прозвали Аничковым. Позднее Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, то новое название не прижилось.

До середины XVIII века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально он был разводным — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела — потом мост расширили, убрав разводную часть.

С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. Границы Санкт-Петербурга к тому времени сильно расширились и мост вошел в городскую черту.


нако его проезжая часть была слишком узкой и затрудняла транспортный поток — в связи с этим в начале 1840-х начался ремонт. Авторами нового Аничкова моста стали инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер. Архитекторы закончили проект невероятно быстро — за 4,5 месяца. И 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Сооружение украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А. П. Брюллова.

К сожалению, суровые погодные условия Северной столицы и другие факторы стали причиной быстрого разрушения моста. Уже в 1843 году были обнаружены недостатки конструкции. Это повлекло новые строительные работы, их проводили в начале 1900-х годов. В 1938-м проезжую часть Аничкова моста заасфальтировали, а в 1951-м закрыли трамвайное движение. Последняя реставрация проводилась в 2007–2008 годах. Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метров, а длина 54,6 метров.

Как добраться

Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).


Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).

До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.

С началом летнего сезона и открытием периода навигации по реке Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Пирсы располагаются с двух сторон от Аничкова моста.

Передвигаться по городу с комфортом вам помогут службы такси Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Аничков мост: видео

Источник: www.tourister.ru

С осенью к нам пришли и все ее «прелести»: хандра и ворчливое настроение. Большинство из нас впало в анабиоз до поздней весны. Бороться с этим состоянием, как и с любым природным явлением, конечно, утопия, но вот как-то себя радовать – вопрос выживания.


вайте сегодня немного… пошалим (двусмысленно прозвучало). В общем, давайте поговорим о всяких скабрезностях, которые когда случайно, когда намеренно стали частью городских легенд и передаются петербуржцами из уст в уста. Ой, только не поджимайте брезгливо губы, в сторону ханжество и ложную скромность. Ведь отрицать эту часть городской мифологии – значит, любить Петербург не полностью.

Фаллические иллюзии памятников

 

Речь здесь пойдет о сюрпризах, которые скрывают прекрасные памятники, если подойти к ним с какого-нибудь неожиданного ракурса. Я думаю, что такие особенности становились неприятным открытием и для скульпторов, и для комиссий, зато как они радуют нас, простых ценителей красоты.

Хотя вот городские легенды утверждают, что скульптор Орловский (известный и уважаемый человек) нарочно так посмеялся над великим полководцем Барклаем-де-Толли. Дескать, тот соблазнил его жену. Памятник этот установлен у Казанского собора слева, напротив памятника Кутузову, в 1837 году. Если смотреть на него из-под колоннады, от одной из колонн маршальский жезл начинает казаться уже вовсе и не маршальским жезлом, а тем самым инструментом, с помощью которого полководец наставил рога скульптору. Такая вот изящная месть.


Другая жертва оптических иллюзий — человек и пароход, Иван Федорович Крузенштерн, точнее, его памятник. Установлен он был в 1873 году перед центральным входом в морской кадетский корпус. Если медленно обойти статую по кругу, то обнаруживается та же особенность, что и у памятника Барклаю-де-Толли. Виной тому офицерский кортик, неприлично торчащий и вызывающий совершенно не те ассоциации, которые он по идее должен вызывать. Кадеты завели милую традицию: в ночь выпуска до блеска начищать этот кортик, который после процедуры начинает сиять совсем уже нескромно.

У выпускников военных училищ вообще склонность во время выпуска начищать мужские достоинства самых разных петербургских памятников. Под раздачу попадают, например, яйца коня Медного всадника, а они, между прочим, от такой традиции портятся, и животное рискует стать через десяток лет мерином (кастрированным жеребцом). И главное, ведь родоначальником этой традиции, по слухам, является сам Петр I, который, дескать, в 1716 году лично до блеска отполировал достоинства любимого, тогда еще живого, жеребца. Ну мы отвлеклись…

Мост 16 яиц в питере

Памятник Крузенштерну. Фото: s2.fotokto.ru
 

Итак, поскольку Иван Федорович своим блестящим кортиком смущал умы юных курсантов и волновал администрацию уже советского заведения, спустя почти сто лет великого путешественника «кастрировали», расположив холодное оружие вдоль тела таким образом, чтобы оно больше не вызывало непристойных мыслей.


Но мой любимый «мужественный» памятник — это гигантская статуя отца народов, вождя мировой революции, столпа коммунизма, Владимира Ильича Ленина на Московской площади. Установили туда гиганта в 1970 году скульптор Аникушин и архитектор Каменский. Если двигаться по Московскому проспекту в направлении Алтайской улицы так, чтобы памятник оставался слева, то уже у первого фонарного столба, взглянув на Владимира Ильича, обнаруживаешь, что он вовсе даже не бесполый, как большинство его каменных, гипсовых и медных собратьев… Более того, по мере движения ко второму столбу и без того гигантское мужское достоинство вождя мирового пролетариата стремительно поднимается, достигая таких размеров, что понимаешь — ораторское искусство было не основным его достоинством. Чудеса здесь происходят благодаря опущенной левой руке вождя …

Кони Клодта, или мост 16-ти яиц

 

Раздувшиеся ноздри коней, напряженные от натуги мышцы, жилы, готовые вот-вот лопнуть. Замри чуть дольше перед любой из статуй и, кажется, услышишь тяжелое дыхание юноши, возбужденный лошадиный храп, почувствуешь жар, исходящий от разгоряченных борьбой тел. Вероятно, скульптор решил бросить вызов Творцу… Николай I сказал проще: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».


В 30-е годы XIX века известный скульптор-анималист Петр Карлович Клодт трудился над оформлением набережной Невы напротив Академии художеств. Там предполагалось поставить скульптурные группы коней, ведомых юношами, по примеру тех, что украшают въезд на Елисейские поля в Париже. Но работа затянулась, планы изменились и набережную украсили египетские сфинксы, а коней отправили на западную сторону Аничкова моста. С восточной же стороны, временно, пока Клодт не отольет их в бронзе, установили гипсовые копии. Однако, когда скульптуры были готовы, их отправили в подарок прусскому королю. Терпеливый Клодт опять взялся за дело, но новые скульптуры подарили уже неаполитанскому монарху. Непоколебимый мастер не опустил рук, и вместо очередных копий сделал новые композиции в рамках концепции «Покорение человеком диких сил природы».

Мост 16 яиц в питере

Аничков мост. Фото: kayakspb.ru
 

Мост, благодаря этим скульптурам, стал запоминающимся, и, конечно, скабрезных шуточек, легенд и анекдотов о нем появилось предостаточно. Вот, например, такие строки (слова естественно народные):


«Барон фон Клодт представлен ко кресту

За то, что на Аничковом мосту

На удивление всея Европы

Он выставил четыре голых жопы».

Называли его «мостом 18-ти яиц», поскольку раньше брали в расчет и хозяйство стоявшего здесь городового. Сейчас можете смело называть «мостом 16-ти яиц» — вас поймут.

Моя любимая легенда гласит, что скульптор придал тестикулам одного из коней черты лица своего высокопоставленного насмешника. Это, конечно, говорит о Клодте не только как о великом скульпторе, но и как о человеке с весьма злым чувством юмора. Кстати, по другой версии, лицо, находящееся в столь странном месте, имеет портретное сходство с Наполеоном.

Правда это или выдумка, утверждать не берусь. Некоторые мои знакомые говорят, что видели, и ручаются, а я сколько не подпрыгивала, ничего не разглядела. Ну а вы, если будете заглядывать жеребцам под хвосты, обратите внимание и на их копыта – подковы есть не у всех.

Памятник голым советским гражданам

 

Однажды, проходя мимо БКЗ, я услышала, как маленькая девочка, указывая на скульптурную композицию «Октябрь», совершенно оторопев, сказала: «Ой, дяди, голые». Девочка была при интеллигентной бабушке, которая тут же начала объяснять ей и про греческую традицию, и про культ обнаженного тела, и про «помнишь в Эрмитаже». А я скажу, что, когда первый раз увидела это творение, тоже выдала что-то абсолютно в таком же духе. И ведь и про традицию помню, и в Эрмитаже была, и живу в Петербурге, где обнаженные «мужчины», поддерживающие балконы, стоят на каждом углу, но все равно впечатлилась. Откуда такой эффект?

Мост 16 яиц в питере

Фото: pantv.livejournal.com
 

Скульптура была выполнена из гипса А. Т. Матвеевым по заказу СОВНАРКОМА к выставке «10 лет октября» в 1927 году. Если кто не разглядел, на ней красноармеец, рабочий и крестьянин символизируют основную силу молодого советского государства. Долгое время гипсовая статуя находилась в Русском музее, но к 50-летию Революции ее отлили в бронзе и установили перед БКЗ.

Надо сказать, что противники, не оценившие обнаженки, у скульптора нашлись сразу, однако советская пресса отзывалась с восторгом. Вот выдержка из газеты «Московский художник» 1961 года: «В настоящее время нагота воинов Матвеева не вызывает сомнений. Матвеев решает в своей группе большую тему: Октябрь не только освободил человечество от векового рабства, он раскрыл в человеке самое высокое — человека». Ну, в общем да, идея понятна, и против обнаженных воинов никто слова не скажет. Просто представьте себе Микеланджеловского «Давида» в буденовке? Вот и он — комический эффект. В народе быстро переименовали скульптурную группу из «Октябрь» на «Трое в бане». Где еще встретишь троих обнаженных мужчин, один из которых боится, чтобы голову не напекло? Еще говорят, что это место полюбили представители сексуальных меньшинств и часто выбирают его для своих встреч. Не знаю, не замечала. Да и более того, я уже привыкла и полюбила этот памятник, теперь он для меня — неотъемлемая часть городского пейзажа. И как бы обыватели ни относились к этому эксперименту Матвеева, скульптор он был талантливейший (обязательно посмотрите другие его работы). И кстати, у одного из героев описываемого произведения вполне себе трендовая хипстерская борода.

Дурочка с переулочка

 

Петербургская камелия – так волнующе называли у нас представительниц древнейшей профессии. Конечно, такого романтичного имени удостаивались только дамы больших талантов, а вот девушки попроще и прозвища носили не столь лестные. Вот, например, слышали фразу: «Дурочка с переулочка»? Так у нас принято было называть недалекую особу легкомысленного поведения. Целиком эта фраза звучит так: «Дурочка с Фонарного переулочка». И это уже очень много говорит о месте. Хотя с момента своего появления на карте города и до конца XIX века ничего, так сказать, не предвещало. Был переулок как переулок, название никаких дурных ассоциаций не вызывало, пока, по странной иронии, не начали здесь один за другим открываться дома, населенные товарками Сонечки Мармеладовой. Вход стали украшать красноречивыми красными фонарями, и название вдруг стало говорящим. Обеспокоенные домовладельцы будто бы даже подали прошение о переименовании переулка во что-нибудь менее вызывающее, на что император Николай II благоразумно ответил: «Ежели господа домовладельцы шокированы красными фонарями на принадлежащих им домах, то пусть не сдают свои домовладения под непотребные заведения».

Мост 16 яиц в питере

Доходный дом и народные бани М. С. Воронина, Фонарный переулок — набережная Мойки. Фото: citywalls.ru
 

Свою изюминку внесла и построенная по проекту архитектора Сюзора в 1870-1871 году баня на углу Фонарного переулка и Мойки. Там было дорого-богато: мраморные ванны, пальмы, зеркала. Сейчас уже ничего не осталось от былого великолепия. «Слава» у бань была весьма недобрая, в уголовном суде регулярно рассматривались дела о содомии и разврате, творящихся там. В общем, все греховодники Питера получали здесь отдохновение на любой вкус…

Ну а где разврат, там и уголовка. Так что вошел в историю наш Фонарных переулок, помимо всего прочего, и такими стихами:

«В Фонарном переулке труп убитого нашли.
Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди.
Он лежит и не дышит на холодной земле.
Двадцать ран имеет на усталой голове».

Ну не бойтесь, все давно в прошлом, и места «боевой славы» петербургских проказников теперь можно посещать совершенно безопасно.

Долой стыд!

 

Иногда, просмотрев на YouTube какой-нибудь новый клип очередного рэп-исполнителя, думаешь: «Ну нет, это уже перебор», а потом, когда посмотришь следующий клип, оказывается, что предыдущий был вполне себе целомудренным. И нет-нет, а так хочется по-стариковски поворчать, мол, совсем стыд потеряли, скоро уже без трусов ходить начнут. А потом вспоминаешь, что ходили уже без трусов, и ничего страшного не произошло. Вот в начале XX века и ходили. Первые годы революции всегда приносят за собой пьянящее ощущение свободы, когда все старые жизненные правила и нормы кажутся глупыми нафталинными пережитками, и новые правила придумываются на ходу.

Общество «Долой стыд», например, не признавало одежду и всячески агитировало других советских граждан от одежды отказаться. Ибо одежда – это мещанство, а нам, комсомольцам и детям солнца, все эти условности ни к чему. Агитировали они наглядно, собственным живым примером. Устраивали, как бы сейчас сказали, перфомансы. То в трамвае голые прокатятся, то пикник на Марсовом в неглиже устроят, то опять же нагишом пройдут парадом по Красной площади. Правительство всю эту вакханалию на начальном этапе поддерживало, тем более учитывая, что идеологом всего этого был друг Троцкого — Карл Радек.

А о марше лесбиянок, состоявшемся в Петрограде в честь годовщины декрета «Об отмене брака», Ленин лично высказался. Так прямо и сказал: «Так держать, товарищи!»

Рядовые граждане, конечно, от всего этого буйства плоти обалдевали, и агитаторы даже, случалось, были биты. Ну а к 30-м годам пришло время борьбы за нравственность, и всем молодым и не очень нудистам пришлось прикрыться. Партия этим «обнаженным» периодом истории не гордится, так что документов практически не осталось, зато остались воспоминания невольных свидетелей.

 

Источник: saint-petersburg.ru

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

УказательАничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 годуАничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924)Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.

Аничков мост. Фото 1912-1914ггКони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

Аничков мост

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт — русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Источник: wikiway.com


Categories: Мост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.