Успенский собор

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Построен в конце XV века итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В течение трех веков был главным храмом Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. На стенах остались фрагменты первоначальных фресок, выполненных иконописцем Дионисием. В 1547 году здесь впервые был венчан на царство Иван Грозный. Позже в этом храме короновались все российские императоры, начиная с Петра II. В 1918 году собор был закрыт, в 1955-м открылся как музей, а в 1990 году в нем возобновились богослужения по торжественным дням.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Первый шатровый храм в России, построенный в 1528–1532 годах. Архитектором церкви предположительно был итальянец Петр Франциск Ганнибал, однако в русских летописях значится Петр Фрязин или Петроко Малый. По легенде, строительство храма связано с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.


Интерьер храма не сохранился. В XVI веке в церкви был проведен ремонт, после которого пол из белых и серых керамических плит был поврежден и положен обратной стороной. Тогда же у храма появились дошедшие до наших дней царские врата. Последняя реставрация проводилась в 2002–2005 годах, в результате чего были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Ярославский вокзал

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом  был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. В 1900 году Министерство путей сообщения поручило коренную перестройку пассажирского зала архитектору Льву Кекушеву, а затем для корректировки его проекта был приглашен Федор Шехтель. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком. В глубокой нише фронтона под этим  козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил.


Гостиница «Метрополь»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трехэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи ее называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но ее радикальная перестройка. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Доходный дом Тарховой


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Доходный дом на углу Подсосенского и Казарменного переулков построен по проекту архитектора Г. И. Макаева в 1903–1904 годах. (Второе известное здание в Москве работы того же архитектора — северное крыло Политехнического музея.) Дом представляет собой выразительный образец стиля северный модерн и известен как «дом с маками». Маки — один из излюбленных мотивов модерна, символическое выражение того, что жизнь — это сон.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. Несмотря на то что здание считается объектом культурного наследия регионального значения, его фасады находятся в аварийном состоянии.

Дом Перцовой

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Дом Перцовой в Москве построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905–1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. По задумке, московский доходный дом Перцовой, также известный как Дом-Сказка, должен был сам по себе представлять произведение искусства. Здание имеет необычную и сложную форму, фасад украшает богатый декор, асимметричные окна, балконы и башнеобразные выступы. Для оформления дома были использованы древнерусские мотивы и узоры.

Кремлевская стена


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Самый лаконичный и узнаваемый из архитектурных символов Москвы — воспроизвести силуэт верхней части стены с зубцами типа «ласточкин хвост» в сочетании с бескомпромиссно-красным цветом обожженного кирпича по силам даже ребенку. Стена — одно из древнейших строений города. Миланские архитекторы, руководившие ее постройкой в конце XV века, взяли за основу зубцы замков итальянских гибеллинов — противников папской власти. Простые прямоугольные зубцы отличали стиль крепостей папистов-гвельфов, а потому для цитадели православной веры никак не годились.

Страховое общество «Россия»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Два корпуса этого изящного жилого дома на Сретенском бульваре были построены в 1899–1902 годах архитекторами Н.


Проскуриным и А. И. фон Гогеном. Дом изначально строился под очень состоятельную публику. Была устроена система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения в подвале была устроена собственная электростанция, отопление обеспечивали восемь котлов. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты, и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

Южный вход станции метро «Красные ворота»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Ранний или первый выход из станции метро «Красные ворота» открыт вместе со станцией 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры». Наземный вестибюль расположен по оси разобранных в 1928 году Красных ворот и выполнен в виде четырех вложенных друг в друга полусфер по проекту архитектора Н. А. Ладовского. Многие москвичи называют этот выход «ракушкой». В 1938 году проекту выхода и самой станции был присужден Гран-при Международной всемирной ярмарки в Париже. В 1952 году в вестибюле был установлен первый в истории метро турникет. В 1986 году «Лермонтовская» стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Здание Министерства иностранных дел РФ


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Одна из семи «сталинских высоток». Здание построено в период с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Высота составляет 172 метра. Изначально здание возведено без шпиля, но по приказу Сталина в 1952 году за две недели был достроен финальный каскад в виде декоративного шпиля (визуальное несоответствие элементов фасада и шпиля хорошо заметно со Смоленской площади). Здание МИДа стало образцом для всех остальных московских высоток.

«Белый город» на Белорусской

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Первая очередь бизнес-центра возведена в 2006–2009 годах. По замыслу, основополагающим элементом комплекса должен был стать белокаменный храм Николая Чудотворца, в котором при содействии инвесторов строительства были проведены масштабные реставрационные работы. Комплекс состоит из двух 15-этажных и одного 6-этажного здания. Еще две башни планируется достроить в 2013 году. В центре «Белой площади» располагается светомузыкальный фонтан. Планируется, что в скором времени здесь будут проходить «живые» концерты и выставки под открытым небом.

Северный речной вокзал


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Здание речного вокзала был построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища (на берегу которого оно располагается) в 1937 году по совместному проекту архитекторов А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского, скульпторов И. С. Ефимова и художника Н. Я. Данько. Вокзал задуман как символ Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме большого корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. От Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по маршрутам до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону. От причала отходят прогулочные катера до бухты Радости и Троицкого.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом Святого Людовика Французского (1830 год, архитектор Жилярди). Храм был построен в 1901–1911 годах (отделка завершена позднее). Автор проекта Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», посвященный григорианскому хоралу и органной импровизации.

Дом культуры имени Зуева

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Один из ярчайших образцов конструктивизма. Назван в честь участника восстания 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Построен в 1927–1929 годах на Лесной улице по проекту архитектора Ильи Голосова. Проект родился под влиянием кубизма и построен на сочетании асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционный центр здания — вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон.

Жилой комплекс Copper House


Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Возведен в 2003–2004 годах. Комплекс выполнен по проекту архитекторов С. Скуратова, В. Рыжкова, Н. Ишутиной, Ю. Ковалевой, А. Медведева, П. Карповского, П. Шалимова, Н. Демидова и  В. Данилова. По замыслу авторов, композиция сооружения выражала специфику местности. Узкий протяженный участок застройки обыгран как метафора перехода: соединив Зачатьевский переулок с Пречистенской набережной, дом «наводит мосты» к берегам новой отечественной архитектуры. Архитектор Скуратов назвал дом «линией Маннергейма», которая разграничила интеллигентную архитектуру и продукты отечественной строительной практики. Жилой дом Copper House принят в коллекцию лучших зданий 2003–2004 годов в Музей архитектуры им. Щусева.

Доходный дом Исакова на Пречистенке

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Дом, построенный в 1904–1906 годах по проекту архитектора Л. Кекушева, входит в число наиболее ярких образцов стиля модерн в Москве. При постройке дома Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка. В результате часть здания, которая выходит во двор, имеет шесть этажей, а со стороны улицы — пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря такой планировке каждая лестничная площадка могла использоваться для входа в квартиру.

Шуховская башня

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Московская радиобашня на Шаболовке построена в 1920–1922 годах инженером В. Г. Шуховым. Высота башни — 148,3 метра, что в два раза ниже изначального проекта. Тем не менее, на тот момент башня была самой высокой в России. Шаболовская башня построена по принципу сетчатых гиперболоидных башен, что является непосредственным изобретением Шухова. Спустя семнадцать лет после открытия башни, 10 марта 1939 года, с нее впервые была транслирована телепередача — документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Изображение Шуховской башни использовалось в качестве эмблемы советского телевидения, в частности, программы «Голубой огонек». В 1941 году в результате неисправности в башню врезался почтовый самолет, но благодаря прочной конструкции башня не пострадала. Башня никогда не реставрировалась и в данный момент нуждается в экспертизе.

ЦУМ

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

История здания начинается в 1857 году. ЦУМ выполнен в готическом стиле с элементами модерна. В 1880-х здание было куплено шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом — основателями торговой компании «Мюр и Мерилиз». В 1908 году было построено новое здание по проекту архитектора Романа Клейна, автора проекта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства. Последний раз здание реконструировано в 2007 году.

Дом Пашкова

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Один из главных памятников классицизма в Москве. Построен в 1784–1786 годах. Носит имя заказчика — поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором предположительно является Василий Баженов. Отличительная черта особняка — два основных фасада: один, выходящий на проезжую часть, имеет более торжественный вид, второй — усадебный, более скромного вида, находится во дворе. Первоначальный цвет здания был оранжевым, но при императоре Павле цвет был изменен. При нем же с купола была снята статуя Минервы. В 1914 году архитектором Шевяковым был построен двусветный зал. В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» дом Пашкова был поврежден и оказался на грани разрушения. До 2007 года он находился на реконструкции. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Издательство И. Д. Сытина «Русское слово»

Фото: www.mostreet.ru
Фото: www.mostreet.ru

Здание перестроено в 1904–1906 годах из особняка начала XIX в. для Ивана Сытина — русского издателя-просветителя, выпускавшего массовым тиражом дешевые издания русских и иностранных классиков. При перестройке архитектор А. Э. Эрихсон использовал достижения строительной техники того времени: железобетонные перекрытия, опирающиеся на металлические балки и несущие конструкции. Архитектор отказался от обязательных для «присутственных» мест коридоров — вместо них он спроектировал просторные холлы, объединяющие большие и светлые комнаты. Внешнее оформление дополняют изразцовый фриз между вторым и третьим этажами, лепные женские маски, узорные решетки балконов, выполненные по эскизам художника И. Билибина. В 1979 году при реконструкции улицы Горького дом был передвинут на 33,5 метра от угла Пушкинской площади до Настасьинского переулка и поставлен на новый фундамент.

Источник: snob.ru

Доходный дом Исакова на Пречистенке

Сегодня это многоквартирный жилой дом на Пречистенке. Построили его в 1904–1906 годах по проекту архитектора Льва Кекушева. Здание входит в число лучших московских построек модерна и является образцом данного стиля начала ХХ века. Оно славится выразительным фасадом и богатым декором.

Еще в 1812 году здесь был двухэтажный классический каменный дом с садом и парочкой служебных помещений. Такая картина не менялась на протяжении века. И вот в начале 1900-х годов старую постройку снесли, а на ее месте возвели 5–6-этажный доходный дом.

Самое удивительное в сооружении то, что при его строительстве архитектор Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка.

Его задумка удалась: выходящая во двор часть здания имеет шесть этажей, а выходящая на улицу – только пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря этому войти в квартиру можно было с любой лестничной площадки. Оконные переплеты на каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома попроще, а фасады, выходящие во дворики, совсем без декора.

Плоские дома на Пресненском валу

На Пресненском валу, недалеко от станции метро «Улица 1905 года», раскинулись «плоские» дома – под номерами 36 и 38. Конечно, на самом деле, это самые обычные здания, на первый взгляд даже ничем не примечательные. Однако угол между лицевой и боковой сторонами обоих домов так мал, что с определенных ракурсов здания кажутся совсем плоскими.

Двухподъездный жилой дом №36 построен в 1910 году. По одной из версий, отведенный под строительство земельный участок был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла. Когда смотришь на него с правильной стороны, возникает иллюзия, что дом нарисован на листе фанеры чем-то подпираемой сзади.

38-ой дом выглядит пообъемнее. Правда, глядя на его фасад, кажется, будто заднюю часть постройки чем-то отрезали. Даже сейчас, когда здание постарело и приобрело несколько запущенный вид, выглядит оно необыкновенно.

Усадьба Лукутиных

Усадьба Лукутиных, или, как ее еще называют, дом трех эпох, не совсем обычное здание. Построено оно было в XVIII веке в Вишняковском переулке. Тогда это был трехэтажный дом, которым владел известный купец Лукутин – создатель производства знаменитых расписных шкатулок, изготавливаемых по сей день.

В 1910 году владелец захотел превратить здание в доходный дом, и по его заказу архитектор Петр Ушаков надстроил еще один этаж. Таким образом, классическая усадьба стала четырехэтажным жилым зданием. И уже в наше время, в 1980-е годы, в доме надстроили еще пять этажей.

Так и получилось, что в обычной усадьбе срослись сразу три эпохи: XVIII век, начало ХХ века и конец ХХ столетия. И если внимательно присмотреться к зданию, можно разглядеть все этапы его архитектурного роста.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до десяти тысяч человек. Имеет он и богатую историю.

Построили собор 130 лет назад. Он был возведен в 1883 году, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка его состоялась на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но проект не был осуществлен из-за возникших проблем, связанных с непрочностью почвы. В 1825 году Николай I приказал приостановить все работы, и строительство прекратилось.

Через семь лет император утвердил новый проект храма и лично выбрал для него место – на берегу Москвы-реки. Храм строился почти 44 года, и с 1883 года в соборе начались регулярные богослужения. Там проходили коронации, отмечались всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.

В начале 1920-х годов собор захватили обновленцы, а через почти десяток лет, в 1931 году, его закрыли. По решению советского правительства 5 декабря того же года храм взорвали. Сохранилась лишь часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте сооружения планировалось построить Дворец советов. Однако планы осуществить так и не удалось из-за Великой Отечественной войны. По ее окончании фундамент здания использовали для открытого плавательного бассейна, получившего название «Москва».

В сентябре 1994 года столичное правительство решило воссоздать Храма Христа Спасителя, вернув ему прежний вид. За неполные шесть лет собор построили. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Ажурный дом

Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – «дом-аккордеон».

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Дом на ножках

Дом на ножках, построенный на Беговой улице в 1979 году, относится к стилю брутализма. Его основная особенность, которая сразу бросается в глаза – полное отсутствие первого этажа, а вместо него – 40 железобетонных опор, которые в народе прозвали просто ногами. Отсюда и необычные названия – Дом на ножках, Дом-сороконожка и Дом-осьминог.

Архитектор Андрей Меерсон строил его как 16-этажную гостиницу для участников Олимпийских игр 1980 года. Правда, по технологическим причинам остановились на 13 этажах и двух технических ярусах. А когда строительство завершилось, туда и вовсе заселили работников авиационного завода «Знамя Труда».

Двадцать пар мощных железобетонных опор, на которых держится дом, сужаются книзу. А каждый последующий этаж как бы поставлен на предыдущий внахлест с выступом, из-за чего визуально дом расширяется кверху. Этот эффект достигнут благодаря тому, что плиты положили под углом.

Есть предположение, что такая конструкция создана по задумке архитектора, чтобы рядом не скапливался смог и выхлопные газы. Якобы дом приподняли, таким образом создав своеобразную форточку, которая позволила воздуху свободно циркулировать. Правда, эту версию ставят под сомнение. Так, сегодня жильцы используют пространство под ножками всего лишь для парковки своих автомобилей.

Северный речной вокзал

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

Дом «Корабль» на Тульской

Находясь на Большой Тульской улице, невозможно не заметить гигантский дом, напоминающий корабль. Строили его почти два десятилетия. Из-за огромных размеров и грязно-белого цвета на фоне синего неба здание напоминает плывущий по морю круизный лайнер. От этого он и получил свои названия «Корабль» или «Титаник».

Также в народе его называют «Домом холостяка». Все из-за того, что именно в этом доме неженатым мужчинам выдавались однокомнатные квартиры. Есть еще одно необычное название – «Лежачий небоскреб». Его дому присвоили из-за необычайной длины – 400 метров.

Это один из самых безопасных домов в Москве. Его главный прораб Владимир Бабада до этого создавал лишь атомные реакторы, поэтому к строительству здания подошел основательно. Здание обладает высокой сейсмической устойчивостью, и ему не страшно землетрясение. Говорят, что даже после взрыва он не сложится как карточный домик. Все его углы выполнены не под 90 градусов, а под 87 и 93.

Всего в доме 14 этажей. Первые два занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу следует третий. А после 12-го этажа следует сразу 14-й, потому что в доме есть двухуровневые квартиры, которые выдавали многодетным семьям.

Интересный факт – первых жильцов заселили в 1981 году, а последний подъезд с магазинами сдали более чем через 10 лет – уже после окончания советской эпохи, в 1992–1993 годах. Более того, известно, что сначала построили южные подъезды, потом северные, и в самом конце центральные. Таким образом, в южной стороне здания люди уже много лет жили, а северная часть еще только строилась. Кстати, достраивали ее уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, что, конечно, отразилось на качестве.

Коридоры в подъездах дома очень длинные. По одной из версий, все дело в том, что здание строили под гостиницу. Есть еще кое-что. Благодаря высоким пролетам с колоннами между подъездов жильцам не приходится обходить почти полкилометра вокруг дома, они просто проходят сквозь него.

Кокоревское подворье

Это крупнейшее из сохранившихся на Софийской набережной зданий. Построил его знаменитый богач купеческой Москвы Василий Кокорев в 1860-х годах. Правда, уже в ХХ столетии здание обезобразили трехэтажной надстройкой.

Разрешение на строительство большого четырехэтажного подворья, которое включало в себя гостиницу, магазины и склады, Кокорев получил в июне 1860 года. Для постройки он скупил несколько небольших участков, и спустя четыре года на их месте выросло подворье. Строили его быстро, но на качестве это ничуть не отразилось.

Важно знать, что это первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. Более того, появилось оно раньше, чем так называемые Grand-Hotel в Европе. Обошлась постройка владельцу в умопомрачительную сумму – более двух миллионов рублей.

Подворье оказалось связано с интересным эпизодом в истории русско-американских отношений. В 1866 году здесь останавливалась делегация Конгресса США, которая посетила Россию, чтобы поддержать императора Александра II, на которого было совершено покушение.

В 1889 году Кокорев продал здание из-за финансовых затруднений. После этого гостиница поменяла название на «Софийское подворье». Работала она вплоть до взятия власти большевиками. После революции здание передали оборонному ведомству. А в первой половине XX века, как уже говорилось выше, здание надстроили на несколько этажей. Правда, делалось это без учета архитектуры и из низкокачественных материалов.

На сегодняшний день в подворье ведутся масштабные работы по реставрации, которые вернут зданию былой вид. А надстройку 1930-х годов скорректируют и добавят декоративные элементы, как на исторических этажах.

Отель «Метрополь»

Отель «Метрополь» необыкновенно красив. За его строительство в 1890-е годы взялся меценат Савва Мамонтов – человек, голова которого всегда была полна идей. Вот и стройку он затеял необычную. Он выкупил гостиницу, построенную в начале 1830-х по проекту Осипа Бове, и решил на ее месте возвести не только отель, но и рестораны, театры, галереи и помещения для занятий спортом.

Строительство началось в 1899 году, правда, остановилось в том же году, так как Мамонтова арестовали, обвинив в крупных растратах казенных денег. К слову, через полгода он был полностью оправдан, но и разорен. А за долги ушел и «Метрополь».

Перешел отель Санкт-Петербургскому страховому обществу. Однако в 1901 году стройка снова остановилась. Теперь уже из-за пожара. Стены здания уцелели, а интерьеры, в создании которых по приглашению еще Мамонтова участвовали лучшие архитекторы и художники, были восстановлены. Открыли отель в 1905 году, и он сразу же стал одним из самых модных мест города.

Позже Мамонтов вновь вернулся к строительству «Метрополя», но уже как подрядчик. Благодаря ему отель украсили майоликовые панно (разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины), что сделало здание неповторимым. А в самом центре здания красовалась ключевая композиция, исполненная по картине Михаила Врубеля.

Кроме того, на здании была майоликовая надпись «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Увы, но сейчас от нее сохранился лишь фрагмент.

Во время революции гостиницу заняли отряды юнкеров, откуда отстреливались от большевиков. Это продолжалось в течение шести дней, пока покинуть здание их не заставил штурм с использованием артиллерии, которым руководил Фрунзе.

В ходе боев «Метрополь» сильно пострадал, но в порядок его привели достаточно быстро, и вскоре он стал одной из основных резиденций советской власти – вторым Домом Советов.

Только в конце 1920-х годов «Метрополь» снова стали использовать по назначению. А в 1986 году началась его реставрация, и 5 декабря 1991 года гостиница открылась.

Источник: www.m24.ru

Зачем это нужно

Москва — совершенно грандиозный город по количеству всевозможных архитектурных достопримечательностей, тайных мест и глубоко запрятанных деталей. Центр города в этом плане освоен довольно неплохо, профессиональные москвоведы и краеведы подробно изучают и разбирают историю того или иного особняка. Но за пределами Садового, вплоть до МКАД, существует множество зданий, которые известны лишь тем, кто живет рядом и каждый день проходит мимо, не задумываясь, как правило, что вот этот странной формы столбик в сквере перед ТТК — это один из последних сохранившихся верстовых столбов, датированный еще XVIII веком.

В таких удаленных местах невозможно провести экскурсию, потому что, например, чтобы добраться до старинного комплекса зданий станции Андроновка (построенного в 1905–1907 годах), надо добраться до Лефортово, потом пробираться через угрюмые типовые панельные дома, потом идти по натуральной и мрачной промзоне вдоль железной дороги, сквозь злые глухие заборы и минуя диких собак.  

В общем, вот эти запрятанные вдалеке от туристических троп объекты, куда не добирается подвид «человек интересующийся с зеркалкой в руках», да и просто не разглядеть такие вещи со второго яруса двухэтажного туристического автобуса — вот это все мне очень нравится. Находить их, фотографировать и рассказывать об этом людям.

И еще один важный момент — если бы я просто это делал для себя, то ограничивался, скорее всего, визуальной составляющей. Но читатели «Москва. Детали», что называется, люди активные и интересующиеся, и простой сводки «Дом. Красивый. Старый. Черкизово» им мало. Поэтому приходится волей-неволей все тщательно изучать, архивы какие-то, записи других людей и на основе этого давать краткую, но содержательную характеристику объекта. То есть такое вынужденное, но приятное самообразование.

Читатели тоже платят взаимностью, приводя зачастую совершенно космические комментарии о том или ином месте/объекте, исходя из личного опыта, типа «А еще там у нас был мини-зоопарк, и жил там обезьян Яшка, который, по слухам, в космос летал, а на пенсию в этот зоопарк был сослан».

Предмет интереса

Если провести визуальный анализ всех уже имеющихся фотографий на странице «Москва. Детали», будет сильно заметен крен в сторону темно-красного и кирпичного. Именно так, чаще всего, выглядят объекты промышленной архитектуры XIX и начала XX веков. И так как все это возводилось в то время на окраинах города — все эти фабрики, электрические подстанции, водонапорные башни, — то сейчас в связи с тем, что город очень сильно разросся, встретить такие объекты можно в самых неожиданных местах, и, как правило, повторюсь, они скрыты от людских глаз высокими заборами и крепко охраняемыми территориями.

Вот эти постройки и греют, наверное, больше всего. Плюс люблю конструктивизм и авангардные постройки 20–30-х годов. Любимые объекты — «круглый» гараж архитектора Мельникова в Лефортово и выдающееся здание Электрозавода.

И еще все эти нереальные, казалось бы, для современной Москвы объекты: деревянные избушки, которых, как ни странно, в столице еще под сотню, наверное, точно есть; старые частные дома в самом центре или недалеко от него, где по-прежнему живут обычные люди. Короче, нравится все то, о чем трудно узнать в обычном туристическом путеводителе, предлагающем типичные прогулочные маршруты «Вокруг Патриарших» или «Переулочками Арбата».

Метод

Проснулся утром субботы, ЦСКА в Москве сегодня не играет и нет запланированной вылазки с семьей — ну окей, наметил примерный маршрут где-нибудь в районе Преображенской площади. Там уже точно есть 2–3 интересных объекта, а попутно встречаешь еще 5–6, фотографируешь, потом дома изучаешь, что это: кто построил, когда, как использовалось и что там сейчас. Ну и рассказываешь об этом своим читателям.

Некоторые вещи совсем уж спонтанно происходят — типа вышел на районе в магазин за хлебом, а по пути увидел, что калитка обычно охраняемого тайного какого-то строения приоткрыта: залетел, снял, ушел и дальше — за хлебом.

Страницу в фейсбуке веду один. Правда, совершенно далек от искусства фотографии, поэтому иногда с обработкой помогает друг Егор: он так же неравнодушен к Москве и ее истории. Некоторые объекты попадают в коллекцию благодаря жене и друзьям. Так, например, был сфотографировано для группы выдающееся дореволюционное здание режимного Московского электромашиностроительного завода — повезло, что в одном из его корпусов у супруги была репетиция .

С увеличением популярности страницы стали поступать официальные предложения посетить тот или иной строго охраняемый объект. Именно так появилась возможность снять смотровую площадку Высотки на Котельнической набережной и просто запредельно красивый фасад ГЭС-1 — гигантской электростанции прямо напротив Кремля. 

Источник: daily.afisha.ru

Вчера я показал вам 10 самых уродливых зданий Москвы. Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. «Смотри, какое говно!» – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: «Да-да-да-да!» А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе «Лего». Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений («сделать красиво») почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

Знаменитые дома москвы
Фото: Александр Усольцев

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об «идее пространственного полёта».

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу «вылет» этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.

Знаменитые дома москвы
Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро «Элис» адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое «через 50 лет не будет выглядеть устаревшим». Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House

Знаменитые дома москвы
Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, «оторванных» от земли за счёт консольных выносов.

Знаменитые дома москвы

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – «архитектурная инверсия цвета травы».

Знаменитые дома москвы

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»

Знаменитые дома москвы

Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. «Дом на Мосфильмовской»

Знаменитые дома москвы
Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову «Дом на Мосфильмовской» сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить «самостроем» и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть «Дома на Мосфильмовской», знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс «Москва-Сити»

Знаменитые дома москвы
Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс «Москва-Сити». Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс «Город Столиц», вот эти две башни:
Знаменитые дома москвы
Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:
Знаменитые дома москвы
Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:
Знаменитые дома москвы
Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда

Знаменитые дома москвы
Фото: ТПО «Резерв»

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро «Новослободская». Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Знаменитые дома москвы

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с «жёстким» административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО «Резерв» говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге «жалюзи» остались неподвижными.

Знаменитые дома москвы

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО «Резерв» стало победителем конкурса «Дом года 2008» в номинации «Проект года» и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ

Знаменитые дома москвы
Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.

Знаменитые дома москвы
Фото: Антон Белицкий

7. «Белая Площадь» на «Белорусской»

Знаменитые дома москвы

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Знаменитые дома москвы

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.

Знаменитые дома москвы
Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы «Сколково»

Знаменитые дома москвы
Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.

Автором проекта кампуса стал британский архитектор Дэвид Аджайе. В основе проекта лежит картина Малевича «Супрематизм», можно сказать, что это современное переосмысление русского авангарда.

Знаменитые дома москвы
Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.

Знаменитые дома москвы
Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис «НОВАТЭКа»

Знаменитые дома москвы
Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас «НОВАТЭК» хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы «Спорт», которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.

Знаменитые дома москвы
Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.

Знаменитые дома москвы
Фото: Speech

Знаменитые дома москвы
Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Знаменитые дома москвы

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Знаменитые дома москвы

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Знаменитые дома москвы

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Знаменитые дома москвы

Знаменитые дома москвы

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Знаменитые дома москвы

Знаменитые дома москвы

Источник: varlamov.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.