Главная площадь страны помнит множество исторических событий. Она возникла ещё в XV веке, когда по указу Ивана III пространство к востоку от Кремля было расчищено от домов, церквей и торговых лавок и стало оборонительным плацдармом городской крепости. Свидетелем этих событий был Покровский собор.

Его построили к 1561 году в честь победы над Казанским ханством. Сооружение получилось таким красивым, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих, дабы они никогда больше не смогли сотворить подобный шедевр. Спустя полвека здесь похоронили юродивого Василия, после чего собор стали называть собором Василия Блаженного.

В 1812 году Наполеон отдал приказ разрушить собор до основания, но осуществить задуманное не успели. Сейчас собор является филиалом Государственного Исторического музея, поэтому вход сюда платный. Взрослый билет стоит 1000 рублей.

Первый скульптурный памятник Москвы был открыт в 1818 году. Он посвящён подвигу Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.


Русскому скульптору Мартосу настолько понравилось свое творение, что он решил оставить память о себе в одном из барельефов на постаменте. Памятник был сооружен на народные средства.

Наиболее важные указы и обращения царей к народу оглашались с Лобного места.

Оно было заложено в 1534 году, однако знакомую нам облицовку получило лишь в конце XVIII века. Лобное место для многих было и эшафотом — неподалёку от него закончили свои дни мятежные стрельцы. Здесь же был казнен Степан Разин, которому в 1919 году на этом месте был установлен памятник. Правда ненадолго.

На деньги князя Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1636 году был построен храм во имя Казанской Иконы Божией Матери.

После революции его пытались реставрировать, однако в итоге снесли, оставив лишь фундамент. Долгое время здесь располагался туалет. Лишь в 1993 году на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан храм вновь засиял золотом куполов.

За небольшим двухэтажным зданием, построенным в 30-х годах XVIII столетия, скрывается памятник истории — Монетный двор, где чеканили и хранили золотые, серебряные и медные монеты.


Сейчас это административное здание Государственного Исторического музея.

Музей был построен в 1881 году. Ранее на этом месте находилось двухэтажное здание Главной аптеки, возведенной по указу Петра I. Её площади некоторое время занимал МГУ.

Несмотря на царские запреты, торговля на Красной площади возникала вновь и вновь, поэтому власть в конечном счёте решила не бороться с ней, а упорядочить. Так возникли торговые ряды.

Свой нынешний облик Верхние торговые ряды (ГУМ) получили к 1893 году.

После революции здесь был открыт первый советский универмаг. Но вскоре торговые ряды превратились в правительственные. Ходили разговоры и о сносе здания. В 1953 году все вернулось к своему историческому началу — в магазине возобновилась торговля, которая не прекращается и по сей день.

Средним торговым рядам повезло меньше. После установления советской власти в них разместился Второй дом реввоенсовета, затем различные управления министерства обороны СССР. Только в 2000-м году здание было снято с баланса министерства.

В 2005-м здесь началась масштабная реконструкция, и вот уже почти 16 лет мы ждём, когда же она закончится. Что здесь будет размещено — пока неясно.

Уход Ленина в январе 1924 года поверг в шок многих жителей страны. Глядя на нескончаемые очереди желающих проститься с вождём, ЦИК постановил соорудить специальный склеп на Красной площади. Через 6 дней у стен Кремля возник первый деревянный Мавзолей. К концу мая был разработан и реализован второй проект из дерева, который своими формами очень напоминал современный.


Третий проект — каменный — был воплощен в 1930 году. При строительстве использовали только отечественные материалы. Лучшую характеристику Мавзолею дал М. Горький: "Прост, как правда". До сих пор люди стоят в длинных очередях, чтобы своими глазами увидеть тело Ленина.

А между центральной аркой ГУМа и Мавзолеем, на том месте, где изначально располагался памятник Минину и Пожарскому, в 1987 году был установлен памятный знак.

Он сообщал, что именно здесь располагается "начало отсчёта километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения на территории СССР". Но после распада Союза в облике страны произошли глобальные перемены, которые не обошли и этот знак.

Его перенесли за пределы Красной площади. Теперь все дороги берут начало близ Иверской часовни и Воскресенских ворот, между музеями Отечественной войны 1812 года и ГИМ.

Спасибо за внимание!

Вам может понравиться:

Башни Московского Кремля.


Захоронения у Кремлевской стены

правая и левая стороны.

Колумбарий у Кремлевской стеныправая и левая стороны.

Пост почетного караула у стен Кремля.

12 могил за Мавзолеем.

Источник: zen.yandex.ru

Общая информация о Красной площади

Большую часть своей истории площадь представляла собой грязное пространство, где толпились коробейники, бездомные и пьяницы – толпа, которую Василий III (1505-1533 годы) желал видеть подальше от Кремля и приказал прорыть вдоль его стен ров, пересекающийся мостами, ведущими к воротам крепости. Ров также служил защитой от пожаров, которые часто случались в Москве. Подобно форуму в Древнем Риме, площадь использовалась для объявления царских указов и экзекуций, особенно в периоды правления Ивана Грозного, Петра Великого, а также в Смутное время в начале XVII века.


Площадь потеряла своё политическое значение после переноса столицы в Санкт-Петербург в 1712 году, но оставалась неотъемлемой частью жизни Москвы как место религиозных процессий и ярмарок на Вербное воскресенье, где продавалось всё, от икон и ковров до «всякой всячины, для вас предназначенной». Большевики возвратили Красной площади её значение, поскольку Московский Кремль снова стал местом, где концентрировалась власть, на площади проходили грандиозные демонстрации и парады на 1 мая и 7 ноября (в годовщину революции). Наиболее драматичным был парад 7 ноября 1941 года, когда танки прямо с Красной площади шли на фронт, расположенный в то время всего в нескольких километрах от Москвы.

24 июня 1945 года они участвовали в Параде Победы, когда захваченные знамёна фашистских полков бросали перед мавзолеем и лошади советских офицеров топтали их. В брежневские годы эти парады превратились в своеобразный ритуал, когда граждане в обязательном порядке участвовали в демонстрациях. Сегодня на площади устраиваются концерты популярной музыки или новогодние фестивали ледяных скульптур, а также парад в честь Дня Победы (9 мая). Парад 7 ноября был отменён, и приверженцы коммунистического строя теперь устраивают свой собственный парад в другом месте.

Внешний вид Красной площади изменился после того, как бывший мэр Москвы Юрий Лужков, будучи в должности распорядился восстановить Казанский собор и Воскресенские ворота, которые были разрушены в 1930-е годы, и установить позолоченных царских орлов на крыше Исторического музея. Его желание придать Красной площади её дореволюционный вид, было бы намного сложнее выполнить, если бы в советское время были воплощены в жизнь некоторые фантастические проекты.


Например, архитектор И.И. Леонидов хотел воздвигнуть 50-этажное здание в форме гигантской фабричной трубы, футурист В.Е. Татлин мечтал о создании 400-метрового памятника Третьему Интернационалу, а Сталин планировал снести собор Василия Блаженного. Путин также имел намерение оставить свой собственный след в форме «Кремлёвского центра» с роскошной гостиницей, аукционным центром по продаже алмазов и драгоценных металлов и роскошными магазинами, который бы располагался позади собора Василия Блаженного, – к счастью, данный проект был отменён.

Воскресенские ворота и Казанский собор

На Красную площадь можно выйти с севера по одной из мощёных улиц, поднимающихся к Историческому музею, через Воскресенские ворота, точную копию ворот XVI века, восстановленных в 1990-х годах. Ворота были снесены в 1931 году, чтобы во время парадов на площадь выезжали танки. Башни-близнецы часовни с зелёными шпилями, увенчанными царскими орлами, сочетаются с маленькой внешней часовней с дверями, украшенными позолоченными рельефами святых Петра и Павла. В часовне прежних ворот хранилась икона Иверской Божией Матери, которой приходил поклониться каждый, прежде чем войти на Красную площадь.


Сегодняшние российские туристы фотографируются на медном знаке на мостовой перед воротами, отмечающем нулевой километр, от которого отсчитываются все расстояния в Москве и по всей стране. Когда вы пройдёте через ворота, справа от вас окажется вход в Исторический музей, а слева – небесно-голубое здание бывшей тюрьмы, известной как «Яма», в застенках которой Александр Радищев ждал ссылки за свою критику самодержавия Екатерины Великой. Старое здание из красного кирпича, Монетный двор, основанный Петром Великим, находится рядом с маленьким Казанским собором, расположенным на углу Никольской улицы.

Казанский собор построен в 1636 году в честь победы царя Михаила Романова над поляками и был посвящён иконе Казанской Божией Матери, которая в период Смутного времени сопровождала русских воинов в сражениях. Собор был уничтожен по приказу Сталина, а на его месте появилась общественная уборная. Запоздалая реконструкция собора была сделана благодаря большим усилиям архитектора Петра Барановского, который тайно делал планы здания даже тогда, когда оно было предназначено на снос, а позже рисковал своей жизнью, спасая собор Василия Блаженного от подобной судьбы.

Сегодня Казанский собор, увенчанный множеством зелёных и золотых куполов, радует глаз ярким фасадом красного цвета, изобилующим декоративными наличниками и килевидными фронтонами (кокошниками), характерными для традиционной московской архитектуры. Открытый в 1993 году в день праздника иконы Казанской Богоматери (4 ноября), собор работает ежедневно с 8 до 19 часов.

Исторический музей Москвы


После прогулки по Красной площади стоит посетить Исторический музей. Музей создан по приказу Александра III и открыт в 1894 году, расположен в здании тёмно-красного кирпича, богато украшенном башенками, шевронами и карнизами, его интерьер декорирован фресками и барельефами, воссоздающими картины средневековой Руси. В кассе, расположенной справа от входа, можно взять бесплатные брошюры и купить путеводитель, в котором описаны основные экспонаты постоянной выставки, имеющие пояснительные надписи на русском и английском языках.

Можно заказать экскурсию (оплата групповой экскурсии плюс стоимость входных билетов), но это надо сделать за 7-10 дней до предполагаемого посещения. По предварительным объявлениям в музее проводятся концерты исторической музыки. Чтобы попасть в залы выставки, расположенные на втором этаже, поднимитесь по лестнице огромного зала, который служил церемониальным входом с Красной площади. На потолке изображено генеалогическое древо российских монархов (с портретами) от Владимира и Ольги (показаны поливающими корни дерева) до Александра III, который был замазан белилами в 30-х годах XX столетия.


Среди экспонатов первых двух залов вы увидите пару гигантских мамонтовых бивней и точную копию захоронения с останками мальчика, а также девочки и картины со сценами палеолита кисти Виктора Васнецова. В зале № 3 размещается 5000-летний дубовый баркас, который был найден в районе реки Волги, а зал № 4 начинается с деревянного идола и заканчивается нефритовыми обухами топоров и инкрустированными золотом серебряными наконечниками копий, использовавшихся в ритуалах. Также обратите внимание на стелу с изображением солнца (бронзовый век) из Алтайских гор Южной Сибири.

В зале № 5 имеется много замечательных выставок, подобных Казбекскому кладу – собранию бронзовых статуэток птиц и оленей. В первом тысячелетии до нашей эры эти земли были под властью скифов, воинственных кочевников, чьё почитание лошадей нашло отражение в орнаменте золотых уздечек, выполненных в виде голов лошадей или драконов в стиле, характерном для многих кочевых культур. С Алтая были привезены погребальные маски разнообразных этнических групп, одеяние из кожи, украшенное красивейшим мехом, и две стелы с вырезанными на них фигурками оленей, такие стелы можно было видеть в монгольских степях в то время.

Смешанный характер степной культуры подчёркивают представленные далее Турманский саркофаг, выполненный в форме греческого храма, с узорами на крышке; стеклянная посуда, которая использовалась скифами и сарматами, с одной стороны, и греческими и римскими торговыми городами на побережье Чёрного моря – с другой (зал № 6). В то время как в курганах финно-угорских племён в эпоху Великого переселения народов находили бронзовые и янтарные драгоценности, на месте первых поселений славян находили глиняные горшки, что свидетельствует об определённой изолированности славян от чужих культурных влияний (зал № 7).


В IX веке нашей эры славяне дали начало древнему русскому государству – Киевской Руси, управляемому скандинавскими воинами — варягами, которые использовали Волгу и Днепр как торговые пути из Северной Европы в Византию. В зале № 8 представлены предметы этого периода и рассказано о Крещении Киевской Руси князем Владимиром в 988 году. На стенах вы увидите два огромных холста: «Ночь жертвоприношения» и «Похороны Великой Руси», где изображён правитель-варяг, окружённый животными и человеческими жертвами.

Позади музея напротив Манежной площади расположена конная статуя маршала Г.К. Жукова, она отличается необыкновенной архитектурной сбалансированностью. Жуков был самым успешным советским военачальником Второй мировой войны, который впал в немилость Хрущёва, но навсегда останется в пантеоне советских героев. Установленный в 1996 году памятник был выполнен Вячеславом Клыковым, создателем спорной статуи Николая II, которую он хотел разместить около Кремля, но её установили в подмосковном селе Тайнинском, где в том же году она была взорвана.

Главный универсальный магазин (ГУМ)

ГУМ (Главный универсальный магазин) – своеобразный символ Москвы. Это главный универмаг столицы, который мечтает посетить каждый турист. Постоянными его клиентами сегодня являются состоятельные люди, которым приходятся по карману всемирно известные марки одежды, аксессуаров и дорогие рестораны. Но это не типичный его образ: для любого, кто помнит ГУМ советских времён, возникают воспоминания о полках, забитых ненужными вещами, и очередях за «дефицитными» товарами: одеждой, продуктами. Различие между тогдашним и теперешним положением дел – мера того, как сильно изменилась Россия.

ГУМ идеально дополняет архитектурный ансамбль Красной площади. Его фасад в неорусском стиле, вобравший в себя мотивы средневековых церквей Волжского региона России, скрывает строго утилитарный интерьер, в котором использована та же техника строительства из стальных каркасов и стеклянных конструкций, что и в больших вокзалах Лондона и Парижа. Воздвигнутая Александром Померанцевым в 1890-1893 годах, эта трёхэтажная современная галерея заменила собой старый зал Верхних торговых рядов, которые сгорели дотла в 1825 году; 1200 магазинов находились здесь под общей крышей, которая не пропускала даже яркий солнечный свет, но не защищала от дождя.

Национализированный и переименованный после революции 1917 года, ГУМ продолжал функционировать как магазин, пока чиновники, наблюдающие за выполнением первого пятилетнего плана, не передали здание в другие руки. В 1932 году после самоубийства жены Сталина Надежды Аллилуевой в здании был установлен гроб с её телом; Сталин оставался там в течение многих дней, молча отмечая, кто приезжал, чтобы выразить ему свои соболезнования. Здесь также монтировались гигантские фотографии коммунистических лидеров, которые украшали Красную площадь, их проявляли в плавательных бассейнах.

Только в 1952 году ГУМ был вновь открыт как торговый центр, знаменитый во всём мире. Менее известна была «Сотая секция», специальный отдел одежды для партийной элиты, располагавшийся на верхнем этаже здания. С наступлением перестройки ГУМ получил от западных фирм, страстно желающих завладеть престижным плацдармом на российском рынке, инвестиционные вливания; был проведён и косметический ремонт, своё 100-летие в 1993 году магазин праздновал уже обновлённым. В 2005 году ГУМ выставлял на продажу свои наименее прибыльные помещения на окраинах Москвы.

ГУМ состоит из трёх параллельных галерей, или «линий», которые сходятся вместе у центрального фонтана, видного с галерей. Стеклянная навесная крыша заполняет всё здание дневным светом или открывает потрясающий вид звёздного неба. Первые и вторые этажи полностью заняты магазинами, подобными «Estee Lauder» и «Body Shop». Вы можете войти в ГУМ с обоих концов линий 1 и 3, с Никольской улицы или непосредственно с Красной площади.

Мавзолей Ленина

В течение почти семидесяти лет советское государство чтило своего основателя, поместив его тело в мавзолей. Образ этого человека связывают во всём мире с советским коммунизмом. Когда 21 января 1924 года Ленин умер, его вдова Надежда Крупская умоляла не организовывать пышных похорон и не воздвигать мемориалов.

Тем не менее, для присутствующих на похоронах на Красной площади был в спешке сооружён грубый деревянный мавзолей, чтобы они могли отдать последний долг усопшему, а затем партийные лидеры решили сохранить его тело для потомков. По православной традиции нетленное тело – доказательство святости; и Сталин – бывший семинарист – сделал тело Ленина советской реликвией (другим примером является «ленинский уголок» с мемориальной лампой, устраиваемый в том месте, где в былые дни висели иконы).

Бальзамирование было выполнено биохимиком Борисом Збарским и анатомом Владимиром Воробьёвым, которые преодолели сложную проблему, заключающуюся в том, что вены Ленина (обычный путь для введения бальзамирующей жидкости) были удалены во время вскрытия трупа, тем, что поместили тело в ванну с консервирующим раствором и сделали разрезы на теле, для того чтобы помочь реагентам проникнуть внутрь (эти детали держались в секрете до тех пор, пока сын Збарского не опубликовал их в своей книге в 1998 году). К августу 1924 года тело было подготовлено для показа во вновь построенном деревянном мавзолее, который был заменён постоянным каменным в 1930 году, как только стало ясно, что процесс бальзамирования прошёл успешно.

Спроектированный Алексеем Щусевым мавзолей – ступенчатая кубическая пирамида; эта форма была популярна среди российских авангардистов, вызывая ассоциации с древней египетской архитектурой после находки саркофага Тутанхамона. Облицованный красным гранитом и чёрным лабрадоритом, мавзолей имеет лаконичную надпись «ЛЕНИН» над бронзовыми дверями, которые традиционно охранялись почётным караулом (сменяемым по бою курантов на Спасской башне).

После смерти в 1953 году тело Сталина также было помещено в мавзолей, но в 1961 году всё вернулось в прежнее состояние после того, как тело Сталина однажды ночью было спешно вынесено из мавзолея и повторно захоронено у Кремлёвской стены. В течение многих десятилетий Политбюро смотрело с мавзолея ежегодные парады, устраиваемые у его подножия, а дипломаты отмечали, кто стоял ближе всех к генеральному секретарю, ибо это было признаком его влияния в Политбюро.

Семидесятилетний Черненко получил ставшую для него роковой пневмонию, стоя холодным днём на параде, а «лебединой песней» этих событий был эпизод, когда Горбачёв был освистан на параде в честь Октябрьской революции в 1989 году, а затем и 1 Мая следующего года. Многие призывали, чтобы тело Ленина было удалено из мавзолея и повторно захоронено рядом с его матерью и сёстрами в Санкт-Петербурге – как желал, по слухам, он сам, правда, никаких доказательств этому найдено не было.

Ничего не происходило до тех пор, пока Ельцин в 1993 году не разгромил парламент, и не почувствовал себя достаточно смелым для того, чтобы лишить мавзолей его почётного караула и пообещать убрать оттуда тело Ленина «через несколько месяцев» – идея, которая была забыта после выборов. Когда Ельцин снова поднял этот вопрос четыре года спустя, коммунистический лидер Геннадий Зюганов пригрозил привести десятки тысяч верных идеям Ленина людей, чтобы заступить на постоянную вахту, а группа необольшевиков поклялась в отместку взорвать памятник Петру Великому.

Сегодня положение мавзолея кажется столь же прочным, как оно было в советские времена. Общенациональный опрос, проведённый в 2000 году, признал Ленина «человеком столетия в России» на основе собранных 14 % голосов, миллионы людей всё ещё почитают его. Однако В. Путин, придерживался твёрдой позиции, и считал перезахоронение Ленина нецелесообразным. Путин сказал: «Действия подобного рода могут нарушить гражданское спокойствие и консолидацию общества». Впрочем, Путин дал понять, что вынос тела Ленина из мавзолея возможен в будущем, подчеркнув, что это будет зависеть от воли народа.

Поддержание тела Ленина в надлежащем состоянии обходится налогоплательщикам в более чем 70 миллионов рублей в год. Тело смачивают бальзамирующей жидкостью два раза в неделю и подвергают длительной пропитке каждые восемнадцать месяцев в специальной лаборатории в недрах Кремля. Кроме Ленина, кремлёвский Центр биологических структур бальзамировал таких иностранных коммунистов, как Энвер Ходжа, Хо Ши Мин и Ким Ир Сен.

  • Посещение Мавзолея Ленина

В официальное время посещения мавзолей может быть закрыт без предупреждения. Также сюда нельзя попасть шесть недель каждые восемнадцать месяцев, когда тело Ленина проходит полную обработку. Посетители должны сдать свои сумки и фотокамеры в гардероб, расположенный под башней Кутафья в Александровском саду, перед тем как присоединиться к очереди в северо-западном углу Красной площади. В помещении мавзолея нельзя громко разговаривать, фотографировать, нельзя ни к чему прикасаться.

Спускаясь в недра мавзолея, пройдя через неподвижных часовых и металлоискатели, каждый посетитель входит в погребальное помещение, стены которого покрыты серо-чёрной облицовкой из лабрадорита с зигзагами пунцового цвета. Мягко освещённое в стеклянной усыпальнице, одетое в тёмный костюм и галстук в горошек, тело Ленина выглядит съёжившимся и восковым (скептики полагают, что Ленин – частично или полностью – вылеплен из воска). Помещение спланировано так, что здесь невозможно задерживаться долго, так что посетители выходят на дневной свет меньше чем через минуту.

Кремлёвская стена и её башни

Возле Кремлёвской стены позади мавзолея похоронено более 400 человек. Посетители, выходящие из мавзолея, проходят сначала мимо братской могилы революционеров, которые погибли в сражениях за Москву в 1917 году, потом мимо могил известных людей, пепел которых захоронен в Кремлёвской стене.

Здесь покоятся останки американского журналиста Джона Рида; жены Ленина Надежды Крупской и его возлюбленной Инессы Арманд; писателя Максима Горького; основателя ЧК Феликса Дзержинского; различных иностранных коммунистических лидеров; первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Далее отдельной группой похоронены советские лидеры, на могиле каждого установлен бюст на постаменте: Черненко, Андропов, Брежнев и Сталин, чья могила украшена лилиями и красными розами.

Заметно отсутствие в этом перечне Хрущёва, который умер, уже не обладая властью, и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Кремлёвская стена имеет в среднем 19 метров в высоту и 6,5 метров в ширину, украшена зубцами и защищена башнями, многие из них были построены итальянскими архитекторами в конце XV века. Яркие нефритово-зелёные шпили были добавлены в XVII столетии, а красные звёзды – в 1937 году.

В северном конце стены находится круглая Угловая Арсенальная башня, которая получила своё название от расположенного рядом кремлёвского Арсенала. Впереди видна трёхъярусная Никольская башня, построенная Пьетро Антонио Солари. Массивная красная звезда (3,75 метров шириной и 1,5 тонны весом) делает общую высоту этой башни равной 70,4 метров.

За Сенатской башней, которая названа так из-за близости к зданию Сената, с зелёной куполообразной крышей, виднеющейся позади мавзолея, вырисовывается увенчанная шпилем Спасская башня. В царские времена над её воротами была установлена икона Спасителя, и каждый, кто входил в них, снимал головной убор. Когда Наполеон, въезжая в Кремль, не сделал этого, его лошадь шарахнулась в сторону и шляпа свалилась, подтвердив русскую веру в чудесные свойства иконы.

По распоряжению Ленина механизм башенных часов был отрегулирован так, чтобы они играли «Интернационал»; в 1944 году часы снова отрегулировали, чтобы они играли торжественный советский гимн, который Ельцин заменил мелодией Глинки, а затем Путин восстановил прежний гимн. Именно от Спасской башни солдаты шли к мавзолею, чтобы сменить караул на посту № 1, а в постсоветскую эпоху процессия духовенства и монахинь, несущих иконы и знамёна, появилась здесь в День славянской культуры (24 мая) и направилась к памятнику святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Небольшая Царская башня, сооружённая в 1680 году, получила своё название от прежней деревянной башни, с которой молодой Иван Грозный имел обыкновение наблюдать за собачьими схватками и казнями на Красной площади. Напротив собора Василия Блаженного находится Сигнальная башня, колокольный звон которой предупреждал о пожарах; Екатерина Великая приказала снять язык с колокола как «наказание» ему после того, как он звонил, созывая людей во время Чумного бунта в 1771 году.

В Средние века приземистая Константино-Еленинская башня служила помещением для пыток; крики жертв были слышны на Красной площади. Круглая Беклемишевская (Москворецкая) башня, построенная архитектором Марко Руффо в 1487 году, защищала юго-восточную часть Кремлёвской стены, которая обычно подвергалась атакам татар в первую очередь. Чтобы выдерживать осады, под Водовзводной и Угловой Арсенальной башнями были вырыты артезианские колодцы, а также был сооружён секретный проход от Тайницкой башни до берега реки для скрытного отступления или разведки.

Защитники могли двигаться от одной башни до другой по проходам внутри стен. В советские времена в качестве запасного выхода для членов Политбюро была создана секретная Кремлёвская линия метро, связанная с обычной системой метрополитена на станциях «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая» и других станциях малозаметными дверями «технического обслуживания».

Лобное место

Пересекая Красную площадь по направлению к собору Василия Блаженного, слева вы увидите круглую каменную платформу, известную как Лобное место, название которой происходит от слова «лоб». С этого возвышения обычно провозглашались царские указы, отсюда обращались к народу цари, велись торжественные церемонии. Именно здесь в начале своего правления Иван Грозный просил у народа прощения после того, как Москва была почти уничтожена пожаром, который патриарх объявил «наказанием господним» за преступления царя.

Однако в 1570 году Иван Грозный организовал на площади пыточный праздник, где погибли 200 человек; в другой раз он развлекал себя, выпустив диких медведей в толпу. В 1605 году Лжедмитрий объявил здесь о своём вступлении на трон; с этого же самого места после свержения Лжедмитрия его прахом выстрелили из пушки в сторону Польши. На этом же месте в 1698 году Пётр Великий совершил массовую казнь мятежных полков стрельцов на эшафотах, установленных поблизости, лично срубив топором два десятка голов.

Собор Василия Блаженного

Никакое описание не может воздать должное несравненному собору Василия Блаженного. Иностранцы всегда видели в этом соборе воплощение таинственной русской души. Собор Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в честь освобождения Казани от татар в 1552 году в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Официальное его название – Покровский собор что на Рву (собор стоял на рву, который в то время проходил около Кремля), в народном его названии упоминается юродивый, святой Василий Блаженный (1468-1552 годы), который был замечен царём Иваном IV в 1547 году, когда он предсказал пожар, который охватил Москву; позже он был похоронен в Троицкой церкви, которая тогда стояла на этом месте.

Собор Василия Блаженного был построен в 1555-1560 годах, по одной из версий о постройке собора, архитектор Постник Яковлев, по прозвищу Барма был впоследствии ослеплён по распоряжению царя для того чтобы он никогда уже не смог создать ничего такого, что могло бы конкурировать с собором (позже он построил другой собор, во Владимире, следовательно, не мог быть ослеплён). По другой версии, Постник и Барма были двумя разными людьми, вместе проектировавшими Покровский собор. В советские времена этот уникальный собор решили разрушить.

Сталин был недоволен тем, что собор мешал солдатам покидать строем Красную площадь. Собор сохранился благодаря архитектору П.Д. Барановскому, который пригрозил перерезать себе горло на ступенях собора в знак протеста, это заставило Сталина передумать, хотя архитектор и получил пять лет тюрьмы. Позже собору Василия Блаженного угрожало оседание, и только в 2000 году были выделены средства, на то чтобы укрепить фундамент собора и отреставрировать облупившиеся купола и интерьеры.

Несмотря на внешнюю беспорядочность архитектурных деталей, в соборе заключена симметрия, в нём имеется восемь куполообразных часовен (четыре большие и восьмиугольные, остальные – поменьше и квадратные), символизирующих восемь атак на Казань и сгруппированных вокруг центрального высокого шатра, купол которого поэт Лермонтов сравнивал со стеклянной крышкой старинного графина.

В 1588 году царь Фёдор Иоаннович пристроил девятую башню на северо-восточной стороне, чтобы захоронить там мощи святого Василия; её маленький жёлто-зелёный купол усеян оранжевыми пирамидками. Минуя главную лестницу с крытой сводчатой галереей, посетители входят через неприметную дверь около билетного киоска. Внутреннее убранство собора представляет собой причудливый лабиринт галерей, украшенных цветочными или геометрическими орнаментами, которые переходят из одной часовни в другую и с одного этажа на другой через узкие лестницы и низкие арки.

Самое интересное, что эти лестницы и арки были специально спроектированы таким образом, чтобы заставить даже самого гордого посетителя склониться в смирении. Внешнее яркое убранство собора повторяется в пурпурных, голубых и золотых красках иконостаса часовни Покрова, расположенной наверху. Другие часовни, например часовня, посвящённая Великорецкой иконе святого Николая, более скромные или даже весьма строгие в своём убранстве.

В саду перед собором стоит внушительный бронзовый памятник Минину и Пожарскому, сплотивших Россию в Смутное время. Это был странный союз: Дмитрий Пожарский был князем, в то время как Кузьма Минин был из семьи солепромышленников из Нижнего Новгорода, жители которого собрали добровольческую армию, выгнавшую в 1612 году вторгшихся на Русь поляков. Созданный в 1818 году на собранные народом средства, памятник стал первой монументальной скульптурой в Москве, первоначально она стояла перед современным зданием ГУМа.

Александровский сад

Чтобы попасть в Кремль, пройдите по Красной площади на северо-запад и поверните налево в Александровский сад, который был создан в 1819-1822 годах, после того как речка Неглинная, которая протекала около западной стены Кремля, была спрятана в подземную трубу. Прямо у ворот Александровского сада Могила Неизвестного Солдата, вечный огонь рядом с ней был зажжён от огня на Марсовом поле в Ленинграде при открытии мемориала в 1967 году.

Под гранитной плитой, на которой лежит огромная каска и свёрнутое знамя, находятся останки неизвестного солдата, перезахороненного из братской могилы солдат, погибших при отражении наступления фашистов на 41-м километре Ленинградского шоссе, надпись на могиле гласит: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Поблизости расположен ряд порфировых блоков, наполненных землёй из городов-героев: Ленинграда, Киева, Сталинграда, Севастополя, Минска, Смоленска, Одессы, Новороссийска, Тулы, Мурманска, Керчи и Бреста. Сюда приезжают молодожёны, официальные лица приходят сюда, чтобы возложить цветы к памятнику, в День Победы (9 мая) мемориал усыпан цветами. Смена караула – традиция, введённая с тех пор, как был отменён ритуал у мавзолея Ленина (каждый час летом и каждые полчаса зимой).

В углу сада возле Манежной площади установлены скульптуры героев русских сказок, например, Иванушка-дурачок и Царевна-Лягушка, Лиса и Журавль, располагающиеся среди мозаичных бассейнов и лестниц, связывающих сад с торговым центром «Охотный ряд», расположенным под Манежной площадью; скульптуры появились по желанию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова благоустроить город, сделать его приятным для отдыха и прогулок.

Ранее единственным признаком легкомыслия был причудливый арочный Грот около Средней Арсенальной башни. Обелиск, установленный в честь 300-й годовщины династии Романовых, был переделан по распоряжению Ленина в памятник Революционным Мыслителям, с высеченными на нём именами Бакунина, Маркса, Энгельса, Юма и других выдающихся личностей. В известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита» именно на одной из близлежащих скамеек огорчённая Маргарита встретила рыжего помощника Воланда Азазелло и приняла приглашение на Бал Сатаны.

На полпути к крепостным стенам кирпичный вал, украшенный амбразурами с раздвоенными зубцами, спускается к белой башне Кутафья, последней сохранившейся из нескольких внешних бастионов, которые когда-то защищали мосты, ведущие к Кремлю; декоративный парапет был пристроен в XVII веке. Мост ведёт к Троицкой башне 80 метров высотой, самой высокой из кремлёвских башен, через её ворота посетители попадают в Кремль.

Дальше на юг располагается Комендантская башня, к которой примыкает Оружейная палата Кремля, в то время как другая крепостная стена ведёт к многоярусной Боровицкой башне, название которой происходит от обозначения соснового леса (бор), который рос на холме, где была построена крепость. Зимой, когда крутой склон покрывается снегом, дети скатываются вниз на санках и проносятся через дорожки, по которым туристы входят в Кремль через Боровицкие ворота.

  • Источник: turizm.world

    Красная площадь в Москве – самобытный, запоминающийся, удивительно красивый архитектурный комплекс. Каждое здание – свидетель героических и трагических страниц российской истории, каждое строение – шедевр зодческого искусства. Главные элементы площади – собор Василия Блаженного, здание Государственного исторического музея, ГУМ, Воскресенские ворота, Казанский собор, Спасская башня. Нарядный, жизнерадостный вид Красной площади придают яркие и контрастные цвета, многочисленные башенки, шатровые крыши, ажурные украшения и другие древнерусские узорные элементы. Красная площадь – гордость страны, символ Москвы и всей России.

    Достопримечательности Красной площади

    Храм Василия Блаженного

    Храм Василия Блаженного – самый известный и самый необычный собор во всей России, возведенный по велению Иоанна Грозного в честь взятия русскими войсками Казани. Освящен в 1561 году как собор Покрова Богородицы, что на Рву. Царь дал обет богу, что в случае своей победы построит храм, подобно которому нет на Руси. Строение состоит из восьми церквей, окружающих самую высокую – девятую. Расписные яркие купола и обилие изящных архитектурных украшений делают собор сказочно красивым. По задумке, храм символизирует град господень, поэтому в его внутренней росписи использовались прекрасные цветы и растения, олицетворяющие райский сад. Собор является объектом мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

    Храм Василия Блаженного на Красной площади

    Памятник Минину и Пожарскому

    Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – скульптурный бронзовый монумент, установленный в 1818 году, в память о 200-летии победы русского ополчения над польскими интервентами. Это первый монумент в Москве, возведенный в честь исторического события (ранее строились храмы и часовни). Автор композиции, на создание которой ушло 18 тонн меди и латуни, – русский скульптор Иван Мартос. Пьедестал из трех кусков гранита изготовил каменотес Самсон Суханов. На горельефах изображены знаковые военные события, участники сражений. Монумент установлен на Красной площади, перед собором Василия Блаженного.

    Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

    Лобное место

    Лобное место – памятник Средневековья, расположенный напротив Спасской башни. Культовое сооружение, представляющее собой каменный круглый помост с 11 ступенями, возведено в 1549 году. Место использовалось во время празднования Входа Господня в Иерусалим, сюда царь вел коня, на котором восседал митрополит. Считается, что Лобное место также использовали для публичных казней, но этому нет достоверного подтверждения. Во времена правления Петра I рядом с каменным постаментом был установлен деревянный эшафот, где несколько раз казнили бунтарей и государственных преступников. Объект является памятником древней архитектуры и охраняется государством.

    Лобное место на Красной площади

    Спасская башня Московского Кремля

    Спасская башня Кремля, называемая до 1658 года Фроловской, выходит на Красную площадь рядом с собором Василия Блаженного. Краснокирпичное строение (высота 71 метр) возведено по проекту миланского зодчего Пьетро Антонио Солари в 1491 году. В последующие годы башня несколько раз реконструировалась.

    Верхняя часть надстройки украшена ажурным арочным поясом с угловыми башенками и фигурами фантастических зверей. Над знаменитыми кремлевскими курантами находится звонница, венчает башню шатер со звездой. В память о возведении башни над Спасскими воротами установлены две таблички из белого камня с надписями на русском и латинском языке. Это один из главных символов Красной площади и Москвы.

    Спасская башня Московского Кремля

    Сенатская башня Московского Кремля

    Сенатская башня Кремля построена в XV веке по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари. В 1680 году над основанием башни создали специальные бойницы (машикули) для усиления обороноспособности, затем возвели сквозной каменный шатер с маленьким четвериком. Основное предназначение постройки – защита подступов к Кремлю.

    Краснокирпичная башня сегодня выглядит так же, как в конце XVII века. Башня не имела никакого названия до того момента, пока не было построено здание Сената по проекту архитектора Казакова (1787 год). В 1930 году у ее подножия построили мавзолей. Сенатская башня, входящая в композицию кремлевского ансамбля, является выдающимся памятником архитектуры.

    Сенатская башня Московского Кремля

    Никольская башня Московского Кремля

    Никольская башня, выходящая на Красную площадь вблизи от Исторического музея, – одно из главных украшений кремлевского комплекса. Башня соединена с Никольскими воротами, откуда раньше начиналась Никольская улица. Защитное сооружение было возведено в XV веке, но в последующие годы неоднократно подвергалось реконструкции. Последняя капитальная перестройка проводилась в 1806 году, а реставрация – в 1816 году под руководством Осипа Бове.

    Башня, имеющая готическую форму, декорирована белокаменными украшениями, контрастирующими с краснокирпичным фоном, что придает сооружению празднично-нарядный вид. Никольская башня – свидетель эпохальных исторических событий.

    Никольская башня Московского Кремля

    Мавзолей Ленина

    Мавзолей Владимира Ильича Ленина – усыпальница на Красной площади, построенная в 1930 году для хранения саркофага, в котором покоится забальзамированное тело вождя революции. Первые два мавзолея, возведенные в год кончины Ленина, были деревянными, а в 1930-м построили каменный некрополь по проекту архитектора Щусева.

    В качестве облицовки использовался черный и серый лабрадор, красный гранит. Внутреннее пространство образуют вестибюль, траурный зал, две лестницы. В центре зала на постаменте установлен саркофаг, по обе стороны которого расположены бронзовые знамена, озаренные красной подсветкой. В изголовье саркофага – герб СССР.

    Мавзолей Ленина

    Некрополь у Кремлевской стены

    Между Спасской и Никольской башей Кремля расположена территория, где после революции хоронили политических и военных деятелей. Здесь находится 12 могил, а в нишах стен – 115 урн с прахом революционеров, наркомов, ученых, военачальников.

    Некрополь основан в ноябре 1917 года. 10 ноября в присутствии В. И. Ленина состоялась траурная церемония захоронения 238 революционеров. С 1927 года, после открытия крематория, урны с прахом заключали в стену по обе стороны Сенатской башни. С 1930 года у стен Кремля появились захоронения выдающихся летчиков, позднее – космонавтов. Последним у кремлевской стены похоронили К. У. Черненко в 1985 году.

    Некрополь у Кремлевской стены

    ГУМ

    Верхние торговые ряды (ГУМ) построены на Красной площади в 1889-1893 годах по проекту архитектора А. Померанцева. Нарядное здание, выдержанное в стиле русского узорочья, гармонично вписывается в кремлевский архитектурный ансамбль. Торговые помещения облицованы мрамором и гранитом, искусно декорированы стеклом, лепниной, скульптурными формами. В трехэтажном галерейном комплексе расположены сотни брендовых магазинов, рестораны и кофейни, зал для демонстрации мод, каток, несколько кинозалов. Это роскошный культурно-развлекательный и прогулочный комплекс, популярное место отдыха москвичей и туристов.

    ГУМ на Красной площади

    Собор Казанской Иконы Божией Матери

    Церковь Казанской иконы Божией Матери – выдающийся архитектурный памятник позднего Средневековья, построенный в стиле нарышкинское барокко. На этом месте в честь освобождения Кремля и Китай-города Дмитрий Пожарский в 1620 году возвел деревянную церковь. После пожара 1632 года династия Романовых отстроила новый кирпичный храм, где вели богослужения старообрядцы.

    Реставрация собора проводилась неоднократно, при этом внешний вид церкви изменился до неузнаваемости. В 1936 году храм снесли. В поздний советский период встал вопрос о восстановлении уникального архитектурного объекта. В 1993 году Казанский собор отстроили по сохранившимся старым чертежам.

    Собор Казанской Иконы Божией Матери на Красной площади

    Государственный исторический музей

    Государственный исторический музей – одно из самых красивых зданий в Москве, возведенное в XIX веке в стиле национальной архитектуры. Краснокирпичное строение с зубчатыми башенками и высоким шпилем завершает величественной ансамбль Красной площади.

    39 экспозиционных залов оформляли выдающиеся русские архитекторы, художники, скульпторы, ремесленные мастера. Здесь трудились Илья Репин, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Виктор Васнецов. Научное руководство проектом возглавили граф Уваров и историк Забелин. Они разработали экспозиции залов и стиль убранства, соответствующий тематике музейного пространства. Ежегодно музей посещают более 1 миллиона человек.

    Государственный исторический музей на Красной площади в Москве

    Воскресенские ворота

    Воскресенские ворота – главные ворота Китайгородской стены, построенные в 1538 году по проекту Петрока Малого. Сейчас они расположены между зданиями Государственного исторического музея и Государственной думы. Название сооружения неоднократно менялось, но после строительства часовни Иверской иконы Божьей матери ворота стали называть Иверскими. Их несколько раз сносили и восстанавливали, поэтому архитектурный облик неоднократно менялся.

    В 1994-1995 годах Иверская часовня и Воскресенские ворота были восстановлены по чертежам XVII века в стиле русского узорочья. Автор проекта реставрации – О. Журин.

    Воскресенские ворота (Москва, Красная площадь)

    Нулевой километр

    Нулевой километр автодорог Российской Федерации – относительно новая достопримечательность Красной площади. Памятный знак из бронзы, имеющий вид компаса с декоративным оформлением, вмонтировали в брусчатку в 1995 году на Манежной площади (между Иверской часовней и Воскресенскими воротами). Знак «Нулевой километр» заключен в квадрат из черной глянцевой плитки. Это своеобразный символ начала всех российских дорог и точка отсчета для измерения расстояний. Но на самом деле нулевой километр в Москве находится на углу Тверской улицы и Газетного переулка, у здания Центрального телеграфа.

    Нулевой километр (Москва, Красная площадь)

    Достопримечательности Красной площади заслуживают пристального и детального изучения. У каждого строения или памятника – свой путь к современности, своя уникальная история, которую важно знать и передавать последующим поколениям. Двери большинства музеев открыты для посещения круглый год, а экскурсии проводят талантливые гиды. Следует несколько раз побывать на Красной площади, чтобы посетить все знаковые достопримечательности и музеи. Знакомство с шедеврами русской архитектуры и творениями великих художников доставляет огромное эстетическое удовольствие, делает нас более нравственными и духовными.

    Источник: xn--80aaacfpel4cc2n3b.xn--80adxhks


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.