Приблизительное время чтения: 4 мин.

История создания Новодевичьей обители началась, собственно, еще за десять лет до ее основания. В 1514 году, в связи с крупным военным успехом – взятием города Смоленска в очередной кампании – великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь.

И вот, спустя десятилетие, в 1524 году был основан Новодевичий женский монастырь. Монастырь был основан именно на том месте, где в 1456 году москвичи попрощались со Смоленской иконой Божией Матери, которую они возвращали назад Смоленску (до этого икона несколько десятилетий пробыла в Москве). Так как монастырь основывался в честь взятия Смоленска, то и место выбрали символичное. На память об этом событии в обитель был перенесен список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.


С момента своего основания Новодевичий монастырь становится одним из центров духовной жизни Москвы. После того как был установлен день празднования иконы Божией Матери «Смоленская» — 28 июля – у московских государей появился обычай приезжать сюда на богомолье. Как отмечает исследователь русских храмов и монастырей А. Ю. Низовский, государи, останавливаясь перед самыми стенами обители шатром: «Стояли вечерню, всенощную, на следующий день – обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощенье. Отсюда пошел обычай … ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесенного в район Пресни, в Новинское».

Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Иногда такие постриги совершались явно против воли постригаемых. Так, например, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, который был сыном Ивана IV Грозного, его супруга царица Ирина приняла здесь постриг с именем Александры.
21 февраля 1598 года к монастырю пришли москвичи – просить на царство Бориса Годунова. А в самом начале Смутного времени, в 1610 году, когда род Годуновых был по-сути уничтожен, в монастырь была поселена инокиня Ольга – многострадальная дочь Бориса Годунова Ксения. На ее долю выпало расплачиваться за годы правления своего отца.


Спустя несколько десятилетий в монастыре оказалась еще одна именитая инокиня – царевна Софья. С 1689 года она находилась здесь в заточении, а после неудачного восстания против молодого еще Петра I и вовсе была пострижена в монахини с именем Сусанны. Петр I сурово отнесся к прежним интригам Софьи. Для начала он сослал в этот же монастырь ее сестер — Екатерину, Марию и Феодосию, а после повесил под окнами обители 300 мятежных стрельцов. Произошло это в 1698 году.

 

В 1812 году монастырь посетил Наполеон. С французами связан один важный момент в истории обители. Перед своим уходом из Москвы они заминировали ее наряду с другими зданиями. Возможно, нам было бы не суждено увидеть обитель в целости, если бы не подвиг одной из насельниц. Монастырская казначея монахиня Сарра успела затушить фитили, которые вели к бочкам с пороховыми зарядами. Так монастырь был спасен от варварского разрушения.
Пятиглавый Смоленский собор является сердцем Новодевичьей обители – он был построен в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был украшен уникальными фресками, которые на сегодняшний момент составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. Уже к XVII веку оформился основной архитектурный ансамбль монастыря. Как ни странно, все основные постройки обители были возведены под руководством царевны Софьи, которой впоследствии пришлось провести здесь остаток жизни. Например, в 1690 году была построена колокольня, чуть ранее, в 1685-1687 годах — трапезная монастыря с Успенской церковью. Также при царевне Софье были возведены две надвратные церкви — Покрова Богородицы и в честь Преображения Господня.


Стоит заметить, что на территории Новодевичьего монастыря находится знаменитое кладбище, где похоронены многие люди России. Участок для кладбища создавался еще до революции 1917 года. Под руководством профессора архитектуры Ивана Павловича Машкова и архитектора Сергея Константиновича Родионова были возведены кладбищенские стены и расчерчена территория участков. В 1904 году состоялось официальное открытие Новодевичьего кладбища. Из выдающихся личностей России здесь погребены поэт и партизан, герой войны 1812 года Денис Давыдов, русский историк Сергей Соловьев и его сыновья – философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев, русский историк Михаил Погодин и многие другие. В некрополе монастыря покоится прах писателя Антона Чехова, пианиста и композитора Александра Скрябина и других. После революции 1917 года, по решению ВЦИК часть территории кладбища за южной стеной обители была отведена для захоронения «лиц с общественным положением». В 30-ые годы сюда был перенесен прах писателя Николая Гоголя, далее – писателя Сергея Аксакова, художника Исаака Левитана. Характерно, что многие захоронения происходили в связи с закрытием других московских кладбищ (например, кладбищ Данилова и Симонова монастырей).


советского же периода здесь начинают хоронить и видных политических деятелей, таких как, например, Лазарь Каганович, Анастас Микоян, Вячеслав Молотов, а в наше время – Борис Ельцин, Виктор Черномырдин. На Новой территории похоронены многие деятели искусств, культуры, кино и эстрады советского и российского периодов. Официально кладбище было закрыто для захоронений после 2007 года, однако периодически они здесь еще совершаются, так как до конца не определено, где будет расположено новое кладбище для выдающихся деятелей страны.

На анонсе Новодевичий монастырь. Фото www.flickr.com, Alexey Kljatov

Источник: foma.ru

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», которая и по сей день является главной святыней женского монастыря. Сюда приходят тысячи верующих, чтобы поклониться Божией Матери. В настоящее время Новодевичий монастырь одновременно является монастырем и музеем, куда может прийти каждый желающий, как помолиться, так и просто полюбоваться архитектурой и познать историю.


Пресвятая Богородица Одигитрия в переводе с греческого означает — путеводительница, наставница. Перед иконой люди молятся об исцелении болезни глаз, о покровительстве вдовам и сиротам, о сохранении Отечества от иноземного нашествия, о помощи заблудшим и потерявшим цель в жизни, о помощи в пути.

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Св. Григорий Палама

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитвы к Пре святой Божией Матери Одигитрия перед Ее иконой

Молитва первая перед иконой «Смоленская»

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас, греш ных и недостойных, в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печа ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
жеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Свята го Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой «Смоленская»

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.


Считается, что Василий III после двадцати лет брака с Соломонией Сабуровой добился право на развод, так как она не могла родить ему наследника. После Василий Иоаннович женился на Елене Глинской, от которой родился сын Иван Грозный. Княгиню Соломонию постригли в Рождественском монастыре, дав ей имя София. Свой остаток дней княгиня провела в Покровском монастыре в Суздале. За праведную жизнь София была причислена к лику святых и почитается как преподобная София Суздальская.

В конце шестнадцатого века в монастыре проживало 122 старицы, из которых двадцать были знатного рода — княгини и боярыни.

Во времена великой смуты монастырь переживал тяжелые времена, переходя из рук в руки.

В Успенском храме монастыря находится чудодейственная Иверская икона Божией Матери, перед которой люди молятся об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, об избавлении от недугов телесных и душевных, об избавл ении от скорби и печали, от пожара, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитвы перед Иверской иконой Божией Матери

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо ления наша.
имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую З аступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро дице, приими недостойную молитву на шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о, Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

В 1689 году по приказу Петра I в монастырь была заточена царевна Софья, где она и провела остаток дней. Сегодня все верующие приходят к Софьиной башне, чтобы помолиться, загадать желание, оставить записку в стене. Считается, что эта башня является чудодейственной и исполняет желание.

Возле башни люди просят о самом важном для себя, будь то здоровье, любовь, семья, благополучие родных и близких. Подходить к башне нужно с чистыми помыслами и верить в желаемое. Подойдя, прислоните руки к стене башни и попросите Софью о самом сокровенном.

Не бойтесь говорить своими словами. Молитва должна идти от вашего сердца. Все получится и исполнится, если в это верить.

В монастырском соборе похоронены многие представительницы царских и княжеских родов. А также на территории монастыря находятся могилы поэтов и писателей.

Новодевичий монастырь — это особое место, куда хочется вернуться снова. Я там был всего один раз. Первое время меня охватывали самые разные чувства, а потом наступило спокойствие и радость. Я почувствовал гармонию, уединение, целостность.

Экстрасенс Юлия Соловьева:


— В Новодевичьем монастыре находятся чудотворные иконы, которые помогают верующим. Я раньше на работу ездила мимо Новодевичьего монастыря. Еду на работу, настроение паршивое, и я мысленно вошла в Новодевичий храм. Как меня оттуда поперло, сила какая-то выперла меня. У меня дыхание перехватило в кресле тролл ейбуса. Мне говорят: «В каком состоянии ты пришла? Ты почему пришла в злобном состоянии?» Это был для меня урок.

— Как люди правильно должны подходить к Софьиной башне? Прикладываться, что-то говорить, — попросил уточнить я.

— Такое ощущение, что на территории Софьиной башни гуляет ее дух. Люди, подходя к башне, каждый просит о своем. Тут кто как хочет, тот так и делает. Это, собственно говоря, состояние души, на самом деле нет никаких канонов о прошении исполнения желаний. Тянет, и ты уже сам знаешь, что делать надо, потому что если человек идет просить, то он и правильно ведет себя все-таки в основном. Состояние мучений, страданий, переживаний осталось в этой башне, и люди с аналогичным состоянием притягиваются к этой башне, и в скором времени их жизнь меняется. Мудрость, сострадание и понимание присутствуют на территории монастыря и башни.

На Воробьевых горах есть церковь очень маленькая. Там потрясающая икона Иисуса Христа. Однажды я пошла в этот храм, настроение плохое, что-то не ладилось, жизнь не складывалась. Когда я вошла, то почувствовала, что за мной кто-то наблюдает со спины. Когда стала обходить все иконы, то увидела, что Иисус Христос смотрит на меня, и такое ощущение, что Он что-то говорит, но я не знаю что. Я оттуда ушла совершенно в другом настроении. У меня было ощущение, что Он сказал: «Что ты так переживаешь? Держись, ничего страшного нет». Какой-то мужчина стоял рядом, и, видимо, он что-то почувствовал, начал за мной следить. Эта икона с живыми глазами проводила меня до выхода. Я вышла, и чувствую, как Он мне в спину смотрит. Через какое-то время моя жизнь изменилась в лучшую сторону.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: esoterics.wikireading.ru

Храмы Новодевичьего монастыря

Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.

В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:

  • Смоленский собор
  • Храм успения Богородицы
  • Трапезная
  • Колокольня
  • Надвратный храм Спаса Преображения
  • Лопухинские палаты
  • Мариинские палаты
  • Палаты Ирины Годуновой
  • Амвросиевская церковь
  • Часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых
  • Покровская надвратная церковь
  • Другие строения для духовных и бытовых нужд монастыря

История

Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.

Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.

Современное состояние

В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.

Иконы Новодевичьего монастыря

В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.

В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.

Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.

Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.

Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм.

Сегодня службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни, проводятся исповеди и крещения по записи.

Расписание богослужений обновляется дважды в месяц, на официальном сайте можно ознакомиться с грядущими службами.

Новодевичье кладбище

Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.

Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.

Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.

Экскурсии в Новодевичьем монастыре в Москве

По Новодевичьему монастырю проводят разного рода экскурсии: индвидуальные, групповые, школьные, для иностранцев. Обычно экскурсанты собираются около станции метро «Спортивная», идут по маршруту через монастырь с осмотром самых выдающихся зданий, а заканчивают прогулку на Новодевичьем кладбище после посещения мест упокоения знаменитостей.

Туристы узнают не только легенды и факты о Новодевичьем монастыре и некрополе, но и исторические сведения о Москве и России прошлых времен.

Самостоятельная прогулка по территории монастыря не потребует денег, однако посещение музея обойдется в 300 рублей взрослому посетителю и в 100 рублей школьнику, студенту очной формы с предъявлением документа и пенсионеру.

Любительская видео-и фотосъемка стоят 200 и 100 рублей соответственно.

Как доехать

Добраться до монастыря можно самостоятельно — на метро, автобусах или машине-либо с организованными экскурсиями.

Метро до Новодевичьего монастыря

Самый простой способ добраться до Новодевичьего монастыря — доехать на метро до станции «Спортивная» по красной ветке. Чуть дальше от монастыря находится станция «Воробьевы горы» той же красной Сокольнической линии метро, а также станция «Смоленская» синей Арбатско-Покровской ветки. От метро можно ехать далее на наземном транспорте.

Наземный транспорт

От станции «Спортивная» вы можете пересесть на автобус, а также дойти пешком до монастыря примерно за 10 минут по ул. 10-летия Октября до Лужнецкого проезда.

От «Воробьевых гор» спускайтесь по Лужнецкому мосту, поворачивайте налево и идите в сторону метро «Лужники» и станции «Спортивная», затем по вышеописанному пути до Новодевичьего монастыря. Автобусом добраться будет гораздо быстрее, почти полчаса.

От станции метро «Смоленская» также ходят автобусы по Смоленскому бульвару и Большой Пироговской улице.

На машине

Путь из центра Москвы должен занять около получаса, но следует учитывать, что в этом районе оживленное движение, и высока вероятность пробок.

Такси

Поездки по Москве вы можете совершать с помощью такси-приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber и других.

Видео о Московском Новодевичьем монастыре

Панорама Новодевичьего монастыря

Источник: www.tourister.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.