Свято-Данилов монастырь — это особое место силы, куда люди со всех концов мира приезжают, чтобы поклониться мощам Даниила Московского. Считается, что каждый, прикоснувшийся с чистыми мыслями и верой в сердце, исцеляется от неизлечимых болезней и его желания исполняются.

Святой Даниил родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме. Когда Даниилу было 11 лет, ему досталось Московское княжество, бедное по сравнению с другими, которыми управляли его старшие братья. Князь Даниил был добрым и мудрым человеком, умел сохранить мир и решить конфликтные ситуации без применения силы, если таковые возникали. Даниил Московский правил 30 лет и стал первым Московским великим князем всея Руси. В 1282 году Даниил основал первый мужской монастырь в Москве.

Святой Даниил Московский умер в 42 года и был похоронен в Даниловом монастыре, успев незадолго до этого принять монашеский постриг.

За время существования монастырь пережил много трудностей, вплоть до его закрытия, расстрела монахов и разорения. И лишь в 1988 году монашеская обитель была восстановлена.


Главной святыней монастыря считаются частицы мощей святого Даниила Московского. Это рака с частицами мощей святого, ковчег с частицами святого и две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила.

Кроме этого в монастыре находятся мощи других святых: рака с мощами преподобного Георгия Даниловского, исповедника; ковчег с мощами святого князя Александра Невского; ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца; ковчег с мощами преподобного Саввы Сторожевского. А также иконы с частицами мощей: икона преподобного Серафима Саровского; икона преподобного Сергия Радонежского; икона великомученика Пантелеймона; икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого); икона блаженной Матроны Московской; икона святителя Иоанна Суздальского.

Я пришел в монастырь, чтобы поставить свечи и написать записки о здравии родных и близких. Еще с вечера что-то внутри меня говорило, что именно завтра я должен сделать это. Прикоснувшись к мощам святого и попросив здоровья и мира близким, я вышел из монастыря и оказался на его территории, где продавали монастырские принадлежности. У меня зазвонил телефон, я взял трубку и стал разговаривать. Боковым зрением я заметил пожилую женщину, которая стаяла неподалеку от меня и держала в руках несколько пакетов. На ней было длинное платье, сверху надета теплая кофта, накинут платок, на ногах было что-то по хожее на полусапоги, но не сапоги. Ее большие глаза были кристально чисты, от нее исходила положительная энергетика. Когда я закончил говорить по телефону и собрался направиться по своим делам, женщина меня окликнула:


— Извините, молодой человек. — Подошла она ко мне, скромно подняла глаза и на меня посмотрела, помолчав несколько секунд, она спросила: — Вы не могли бы купить мне церковное масло.

— Да, конечно, — ответил я. Что-то внутри меня пере вернулось, я не знал, что это было, но что-то произошло.

— И если возможно, бутылочку святой воды, ее привозят со святого источника, — произнесла женщина, и я почувствовал ее неловкость.

— Пойдемте купим, — отозвался я. — Вы знаете, где ее продают?

— Вот в этой церковной лавке, — показала женщина рукой. Мы вошли вовнутрь, подошли к прилавку.

— Я вас слушаю, — сказала женщина-монашка и посмотрела на нас.

— Скажите, пожалуйста, у вас есть церковное масло?

— Да есть.

— Можно, пожалуйста, одну бутылочку.

— Пожалуйста, — ответила она и поставила масло на прилавок.

— А святая вода у вас есть?

— Есть.

— Будьте любезны.

— Сколько?

— Одну бутылочку, — скромно ответила женщина, держа в руках пакеты.

— Может, вам еще масло взять? — спросил я.

— Спасибо, мне пока хватит, если возможно, возьмите еще бутылочку святой воды.


— Дайте, пожалуйста, еще бутылочку воды, — обратился я к монахине.

Она достала еще один маленький пузырек, который по объему был не больше 50 мл.

— С вас 90 рублей, — обратилась монахиня ко мне.

Я залез в карман, достал деньги и расплатился. Когда мы вышли на улицу, женщина сказала:

— Спасибо вам большое! — и заплакала. — Простите, что я к вам обратилась, у меня маленькая пенсия, сына убили, теперь охотятся за моей квартирой, пытаются сделать меня сумасшедшей, запугивают меня, — произнесла она, и из ее больших красивых глаз побежали слезы.

— Прошу вас, не плачьте, — сказал я и положил ей руку на плечо, немного помолчав я продолжил: — Может быть, по пирожку возьмем и по чаю?

— Спасибо вам, мне, право, неудобно, да и к тому же мне одна женщина уже купила сегодня слойку, но я ее еще не ела, берегу.

У меня все оборвалось внутри.

— Пойдем возьмем чай и посидим на лавочке.

Мы зашли в церковный буфет, где продавались различные булочки.

— Вы с чем будете?

— Я даже и не знаю.

— Есть с рисом и грибами, с рыбой, с черносливом, с яблоком.

— А можно мне с рисом и грибами, я когда-то такой уже тут ела.

— Конечно можно, — сказал я и обратился к монахине-продавщице — Извините, пожалуйста. — Я вас слушаю.


— Нам, пожалуйста, два пирожка с рисом и грибами и два чая.

— Вам какой чай, черный или зеленый? — спросила она.

— Давайте два черных, хотя подождите минуточку, — сказал я и обратился к женщине, которая была рядом со мной: — Вы черный или зеленый будете чай?

— Давайте зеленый.

— Можно нам один черный, один зеленый?

— Минуточку, — ответила монахиня и через мгновение все нам подала. Я взял несколько пирогов с собой, так как очень люблю монастырскую выпечку, потом обратился к женщине и спросил:

— Может быть, вам какой-нибудь сладкий пирожок с собой взять?

— Ну что вы, не нужно, — скромно ответила она.

— Может быть, все-таки взять? — настаивал я.

— Если можно, один с черносливом, — произнесла женщина и опустила глаза.

— Дайте, пожалуйста, еще два с черносливом с собой. Я рассчитался, и мы вышли на улицу.

— Спасибо вам, молодой человек, я никогда не забуду вашей доброты. Мне так неудобно.

— Ну что вы, прекратите, в жизни всякое бывает. Пойдемте посидим, чай попьем. Мы дошли до лавочки, сели, я откусил пирог. Женщина стала читать молитву и благодарить Бога за то, что он ей дал пищу. Я кое-как проглотил то, что откусил, и остановился, мне было неловко. Когда женщина прочитала молитву и сделала глоток чая, я продолжил кушать.

— Очень вкусно, — сказал я, — приятного вам аппетита.


— Спасибо, — ответила женщина и достала те пироги, которые я ей купил, и положила между нами, — прошу вас, берите.

— Нет, нет, нет, это я купил для вас, вы потом их съедите, а сейчас вас ждет вкусный пирог с рисом и грибами.

Женщина опустила глаза, протянула руку и скромно взяла пирог.

— Спасибо, — прошептала она.

На улице была переменная облачность. Когда женщина читала молитву, выглянуло солнце и лучами пробежалось по моему лицу. Я закрыл глаза и расслабился.

— Кушайте, приятного вам аппетита, — сказал я.

— Мне правда неловко, но сейчас я не знаю, что делать. Пока меня не было дома, у меня взломали замки, меня туда не пускают, мне некуда идти. Когда я попыталась забрать иконы, книги, которые у меня были, мне ничего не отдали. Я не знаю, что мне делать. У меня живет брат в Прибалтике, я долгое время не решалась ему сказать, у него слабое сердце, боялась, что его хватит сердечный приступ, но, когда ситуация накалилась, я поняла, что нужно сказать. Возможно, он мне поможет, а пока я молюсь, исповедуюсь, прошу Господа Бога, чтобы Он защитил меня. В ы знаете, на меня колдовали, посылали проклятья, так хотели оставить меня без всего. Мой мальчик, бедный мальчик, они убили его, — произнесла женщина, и по ее лицу снова побежали слезы.

— Прошу вас, не плачьте.

— Извините, — сказала она и вытерла слезы рукой.


— Бог все равно сильнее всех злодеев, которые делают все эти нехорошие вещи.

— Да, да, вы правы. Я молю Бога, чтобы Он защитил меня. На меня насылали такие проклятья, что люди шарахались. Я прошу Всевышнего сохранить мой рассудок и помочь мне выжить.

Солнце то пряталось за тучами, то снова появлялось и согревало своим теплом. Внутри меня происходили странные вещи. Мне было до глубины души жаль эту пожилую женщину. Мы просидели вдвоем около часа. Когда она доела пирог и допила чай, я сказал:

— Берегите себя! Мне, к сожалению, уже пора. — Я залез в кошелек и достал немного денег.

— Прошу вас, возьмите.

— Спасибо вам большое! Как вас зовут?

— Миша, — ответил я.

— Так звали моего мужа. Спасибо! Я буду молиться за вас! Дай Бог вам здоровья!

— Берегите себя! До свидания! — произнес я, надел свой рюкзак и пошел.

— До свидания! — ответила женщина.

Когда я уходил, то чувствовал, что она смотрит мне вслед, но я не смог обернуться и посмотреть на нее. В груди что-то сжалось и отпустило. Я перекрестился, вышел за территорию храма и побрел к метро. Зайдя в вагон, я достал книгу и попытался читать. Мои мысли были рассеяны, и я не улавливал сути написанного. Когда я вышел из метро и пошел в сторону дома, к горлу подступил комок, мне хотелось плакать. Через мгновение меня охватило чувство счастья, которое снова сменилось грустью. Придя домой, я зажег свечу. Видимо, именно в этот день я должен был оказаться в Даниловском монастыре.


— Прошу Тебя, Боже, помоги и сохрани эту женщину, а также всех тех, кто нуждается в помощи.

Данилов монастырь — это особенное место силы, где чувствуется мощный заряд энергии и спокойствия. Собираясь в монастырь, старайтесь сконцентрироваться на той проблеме или желании, с которым идете. Молитва святому Даниилу Московскому поможет вам. Помните, чудеса случаются, если в них верить. Все в руках каждого из нас.

Молитвы святому князю Даниилу Московскому

Молитва первая

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный.
бери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия, да соблюдет сердца наша. Весна покаяния д а украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Молитва третья

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искорен яя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


Кроме мощей святого Даниила Московского в Даниловском монастыре находятся мощи преподобного Георгия Даниловского. Считается, что преподобный Георгий Даниловский помогает всем людям, которые обращаются к нему в молитве с верой.

Молитва преподобному Георгию Даниловскому

О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие вожелал еси, в нем же подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающих к тебе; последи же изгна ния и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси.

И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую мир ом и благочестием утверди и в вере православней нас укрепи, да чистым жиитем благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь

Кроме этого в Даниловском монастыре находятся башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его икона, возле которой молятся все верующие.

Святитель Спиридон является одним из самых чтимых святых не только в России, Греции, но и во всем мире. Он исцеляет неизлечимых больных и помогает всем, кто к нему обращается с чистыми помыслами и верой в сердце.


Однажды архиепископ Никифор Феотокис, который закончил свои дни в Даниловском монастыре, сказал: «Не знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ни знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ни другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона… И до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил?»

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому

Молитва первая

О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сох ранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная! Яко д а твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.

Экстрасенс Юлия Соловьева:

— Под Даниловским монастырем поток светлой энергии, и он выглядит очень празднично и очень хорошо влияет на настроение человека, наполняя его своим светом. Там всегда уютно, летом растет много цветов. Энергия Даниловского монастыря отличается от энергий других монастырей, она какая-то солнечная.

Возле мощей святого Даниила Московского — сильная энергетика, которая окутывает человека, помогает и дает что нужно. У любых мощей хорошо постоять, поговорить. Правда, не все мощи отвечают. Матрона тоже, если она не считает нужным отвечать на вопросы, молчит. И здесь хорошо не просто подойти, попросить, а хорошо встать неподалеку, настроиться и просто поговорить, попросить, вопросы задать, открыться. Всё это как с иконами. Мощи святого Даниила Московского помогают в болезнях, даже с онкологией можно подходить к ним, он всех поддерживает. Тем, кому нельзя помочь, он дает легкий уход, человек перестает бояться, пугаться, его мысли направляются к Богу.

У меня была история по поводу легкого ухода: однажды ко мне пришла одна женщина и сказала:

— Что мне делать, у меня мама старенькая, у нее трое детей, она сейчас болеет, у нее плохо с памятью, за ней нужен уход.

Она дала мне фото, и я вышла на нее и выяснила, что она очень сильно любит своих детей, они все уже взрослые. У пожилой женщины тогда был гражданский муж, очень буйный, и она не могла позволить себе умереть, потому что боялась, что ее этот гражданский муж навредит ее взрослым детям. Я сказала этой женщине, что этого мужика надо выгнать, тогда маме станет легче. Когда выгнали его, она начала успокаиваться, перестала страдать от приступов и вскоре легко умерла.

Почему я вспомнила этот случай? Потому что к святому Даниилу приходят безнадежные люди, от которых врачи уже отказались. Кому-то он помогает еще пожить, давая силы, а кому-то помогает наладить связь с Богом.

— Что святой Даниил хотел бы сказать людям? — спросил я.

— Он говорит: учитесь любить друг друга и будьте счастливы этим, а все остальное от Бога дастся.

— В монастыре еще есть мощи преподобного Георгия Даниловского, как он помогает людям? — спросил я.

— Преподобный Георгий Даниловский больше печется о здоровье души. Направлен на самоизлечение, на понимание своих ошибок и грехов, на их отмаливание, на понимание того, что творишь, на духовность. Георгий Даниловский помогает, но он настроен на то, чтобы люди сами менялись. Главная идея — ты смотри на то, что получится, не делай впопыхах, ты подумай, чтобы потом не надо было ходить и просить о чем-то.

Очищение души и воспитание духовности, вот что от него идет.

Главное — нужно верить в себя, укреплять свою волю. Дух, духовность, вот к чему он призывает и говорит о том, что через церковь, монастыри, святые места, паломничество, общение с такими же людьми, уединение это можно развивать. И относиться к этому как хрустальной вазе, бережно, и следить, чтобы не замутился сей сосуд.

— В Свято-Даниловском монастыре находятся икона святого Спиридона Тримифунтского и святой башмачок с его ноги. Что вы можете сказать про него? — спросил я.

— Святой Спиридон вызывает у меня ощущение борца. Он внутренне свободен, независим он настоящий воин духа. Он говорит о внутренней свободе. Будет духовность, будет свобода, тогда и человек будет процветать. Ничего нет такого, что могло бы ему помешать. Духовность нужно беречь, к ней нужно стремиться, углублять, укреплять и работать с этим.

Святой Спиридон говорит о внутренней свободе и чистоте, о независимости от каких-либо социальных ограничений, которые постоянно присутствуют в нашей жизни. Ясность мышления, глубина, чистота, внутренняя незамутненность и понимание, что является важным и ценным.

Он — воин, он сильный! Больше он ничего добавлять не желает….

— Как у вас идет взаимосвязь со святыми? — попросил объяснить я.

— Я настраиваюсь на энергетику святого и прошу разрешения поговорить, говорю спасибо. Идет голос без эмоций и без человеческой окраск и. Иногда идут слова, а иногда идут мысли, которые я перевожу в слова. Все беды идут от нежелания, неумения любить, пошла сейчас еще информация. Болеют, умирают от нелюбви друг к другу, к миру.

Следующая глава >

Источник: esoterics.wikireading.ru

Даниловский монастырь в Москве — история обители

Монастырь основан в XIII столетии князем Даниилом, больше помышлявшем о божественном, а не греховном и воинственном, будучи смиренным и миролюбивым человеком.

Святыни даниловского монастыря в москве

При этом и повоевать ему в жизни против татарских орд, атаковавших славянские земли, пришлось немало. Приняв постриг, он молился в монастыре до самой смерти и был похоронен в основанном им храме.

Святыни даниловского монастыря в москве

Мощи князя Даниила были размещены в церкви Семи Отцов Святых Соборов, расположенной на монастырских владениях. Староданиловский погост так же стал последним приютом Н.В. Гоголя, гордости русской и мировой литературы, и Н.В. Перова, талантливого и несчастного живописца.

В прошлом веке обитель была практически снесена, и ее просветительская и духовная деятельность прекратилась. Однако, спустя несколько десятилетий, Л.И. Брежнев, руководивший страной в то время, издал указ о восстановлении святыни. В результате проведения кропотливой пятилетней деятельности по реставрации и возобновлении функциональности, православная святыня была не только восстановлена, но и отпраздновала с православными прихожанами тысячелетие крещения всея Руси.

Святыни даниловского монастыря в москве

Сегодня в Даниловском монастыре находится один из основных духовных центров верующих людей, исповедующих Православие, и съезжаются в него со всего мира. К этому есть немало оснований: храмы и святыни, старинные иконы, деятельность по церковному просвещению, которую ведет центр православной веры.

У него есть для этого множество способов, включая официальный сайт в Интернете http://msdm.ru, и группу для верующих Вконтакте https://vk.com/danilovskimonastir, воскресную школу, работу «Даниловского благовестника», монастырского издательства, мастерские для рукодельников.

На сайте обители можно найти необходимую информацию для паломников из любого уголка мира, желающих приобщиться к возносимым молитвам и службам, увидеть мощи св. Даниила и другие святыни.

Для всех работают церковные лавки, где можно приобрести необходимые принадлежности, продукцию монастырских мастерских, небывало вкусную выпечку.

Святыни Даниловского монастыря

Большинство людей приходит сюда не ради простого любопытства. На территории Ставропигиального Даниловского монастыря расположена резиденция Патриарха Кирилла, отреставрированные храмы и другие неповторимые сооружения.

Святыни даниловского монастыря в москве

Поскольку делать светские снимки не разрешается, это лучше увидеть своими глазами:

  • ярусную Церковь Симеона-Столпника (ХVII века);
  • Храм Святых Отцов семи Вселенских соборов;
  • резиденцию Священного Синода и Патриарха;
  • Поминальную и Надкладезьную часовни Алонова;
  • братский корпус и настоятельские покои;
  • Храм преподобного Серафима Саровского (ХIХ в.).

Святыни, переданные в Святоданиловский монастырь в годы его возрождения – рака с частицей мощей св. Александра Невского, св. Серафима Саровского и пресвятого старца Сергия Радонежского, иные святыни Православной веры.

Святыни даниловского монастыря в москве

Удивительным явлением, чудом церковной архитектуры, считается Покровский храм, в первом этаже Храма Святых отцов, датируемый семнадцатым столетием и посвященный святому Даниилу.

Покровский храм стал основанием для постройки нового, названного Храмом Святых отцов Семи Вселенских Соборов.

Как добраться на метро

Адрес обители: Даниловский вал, 22, Москва.

Телефон — 8 (495) 961-14-80 (отвечают только по рабочим дням).

Святыни даниловского монастыря в москве

При посещении обители важно знать, как доехать. Для этого можно обратиться за получением данных к нескольким источникам, размещенным в виртуальном пространстве:

  • посмотреть на карте, размещенной в поисковике;
  • выйти на Тульской, повернуть назад, у трамвайной линии повернув вправо, идти до нужного места;
  • от станции Павелецкая можно ехать на любом трамвае до остановки, которая так и называется: Свято-Даниловский Монастырь, или просто дойти пешком за полчаса.

С 6.00 до 21.00 любой желающий может посетить богослужения, часы проведения которых указаны и для будних, и для праздничных и для особенно знаковых церковных праздников.

Монастырь проводит заказные молебны и акафисты, панихиды, Таинство исповеди, Соборование и беседы со священником в приемной братского корпуса, в определенные часы.

Свято-Данилов монастырь — схема проезда для автомобилистов

Автомобилисты могут ориентироваться по станции метро. Ближайшие к монастырю – Тульская, Автозаводская, Серпуховская, Шаболовская и ЗИЛ (от 600 м до 1830 м).

Святыни даниловского монастыря в москве

Можно воспользоваться современными средствами информации – посмотреть карту в Интернете, ввести в навигатор адрес Староданиловский переулок, от которого начинается территория монастыря, пересечение Даниловского Вала и Большой Тульской улицы, или просто: Новоданиловский, проезд.

Источник: 1001molitva.ru

17 марта 2003 года уже исполнилось 700 лет, как погиб святой благоверный правитель Даниил Московский. Во время его правления, которое длилось с 1276 по 1303 года, в Москве образовался княжеский престол, давший возможность городу стать более самостоятельным и процветающим. Княжество Даниила сделало его величественным родоначальником Московских князей.

При жизни великого князя Василия ІІІ, который был сыном Ивана ІІІ, случилось грандиозное событие. Как-то раз он со своими подданными проезжал возле места погребения Даниила Московского. И тогда Иван Шуйский, бывший боярином князя Василия, упал с коня и не мог сесть в седло обратно. Он решил, что легче всего стать на надгробный камень Даниила и таким образом залезть на лошадь. Проходившие мимо люди всячески отговаривали его от этого, но Иван оказался упрямым и стал на камень, занося ногу на седло. Как же были удивлены присутствующие, когда конь резко встал на дыбы и замертво упал на землю, попутно придавив Шуйского. Боярин едва избежал смерти после того, как на месте погребения помолились священнослужители. Стоит отметить, что это не единственный чудесный случай. Когда правил могущественный Иван Грозный, многие ставали свидетелями волшебного исцеления умирающего на Данииловой могиле. Тогда царь установил ежегодный крестный ход к этому месту, чтобы проводить службу панихиды.

Силами Ивана Грозного был отреставрирован старинный Даниловский храм, отдан приказ построить и освятить новую соборную церковь в честь Семи Вселенских Соборов, а также поселить в отреставрированный храм иноков. Вдобавок построили монастырскую стену, которая преобразовала обычную церквушку в неприступную крепость. Через некоторое время это пригодилось здешним жителям. В начале 1606 года силами князя Скопина-Шуйского была проведена великолепная военная операция, в течение которой все боевые полки спрятались в стенах монастыря, а позже неожиданно окружили противника.

Далее пришло время Смуты для Даниловского монастыря. Тогда поляки его разворовали и чуть не уничтожили. Выжила церковь благодаря инвестициям царей, чтивших память своих предков. Нашествие поляков не было единственной невзгодой в жизни святыни. В 1812 году его оккупировали вражеские войска Наполеона, которые забрали все сокровища и уничтожили несущие стены. Новую беду Ставропигиальная церковь встретила с приходом большевиков, которые изгоняли священнослужителей, не разрешая им читать молитвы и пропагандировать религию.

Старинный Даниловский храм закрыли лишь в конце 1930 года, одним из последних в России. Вместе с закрытием были украдены и святые мощи Даниила Московского. Только в 1983 году, по решению советской власти, собор снова отдали московским патриархам, чтобы устроить там официальную резиденцию. На сегодняшний день здесь можно увидеть резиденцию Святейшего Патриарха, где проводят Архиерейские соборования Русской Православной Церкви.

Легенда повествует, что 1652 года явился царю Алексею Михайловичу во сне князь Даниил. Тогда правитель в августе того года приказал патриарху Никону вскрыть гробницу князя. Так православные верующие обрели нетленные и чудотворные мощи. Они были перенесены в храм, где разместили их в гробницу из дерева. А князь был приобщен к лику святых.

 

Источник: www.moleben-online.ru

Новая жизнь древней обители

Новейшая история Свято-Данилова монастыря связана с празднованием 1000-летия крещения Руси. В 1982 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен обратился в Политбюро с просьбой выделить для устройства официальной резиденции Московской Патриархии один из московских монастырей. Предлагалось на выбор четыре монастыря. Патриарх Пимен, который всегда почитал святого князя Даниила, без колебаний выбрал разрушенный к тому времени монастырь святого Даниила. Однако, несмотря на патриарший выбор, Брежнев незадолго до смерти подписал указ о возвращении Патриархии Донского монастыря. Через неделю после «исторической подписи» Леонид Ильич умер, и церкви отдали Данилов монастырь. Так, по воле Судьбы и Бога, самый первый московский монастырь, основанный первым великим князем Москвы, открывался вновь самым первым в нашем городе.

Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ». Наместником возрождающейся обители был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), основными реставрационными работами руководил архитектор И. И. Маковецкий, участие в работах принимали иконописцы Зинон (Теодор) и Сергей Федоров.

В ходе реставрации были восстановлены все три храма, существовавшие до революции, устроены две новые церкви и две часовни, в здании бывшего Братского больничного корпуса, примыкающего к надвратной церкви, освящен храм прп. Серафима Саровского. Снесенная в 30-х годах до первого яруса колокольня с надвратным храмом прп. Симеона Столпника была выстроена заново.

За пять лет, к юбилейным торжествам, ансамбль обители был полностью отреставрирован, были выстроены здания резиденции Патриарха, Священного Синода и Отдела внешних церковных сношений

(ОВЦС) – самого крупного из синодальных учреждений Московского Патриархата. ОВСЦ осуществляет связи с зарубежными епархиями и учреждениями Русской Православной Церкви, с другими православными и инославными церквами, международными христианскими организациями, с нехристианскими религиозными объединениями, с государственными, общественными, научными, культурными учреждениями в России и за рубежом. Руководителем Отдела был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который после избрания его Патриархом Московским и всея Руси оставил этот пост. 12 июня 1988 года, в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших, на площади монастыря прошли юбилейные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Божественная литургия была совершена на открытом воздухе.

Храмы и часовни:

1. Собор Троицы Живоначальной (1833-38) – самый большой собор монастыря, главный престол которого освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Приделы Зачатия прав. Анны, преподобного Алексия, человека Божия, в подклете – церковь Рождества Иоанна Предтечи.

2. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (XVIIXIX вв.) – сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. Престолы верхнего храма – святых Отцов Семи Вселенских Соборов, приделы – благоверного князя Даниила Московского и князей Бориса и Глеба; престол нижнего храма – Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Даниила; над западной папертью – преподобного Даниила Столпника.

3. Церковь преп. Симеона Столпника (надвратная, конец XVII в., воссоздана в 1984—1988)

4. Домовый храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (в резиденции Патриарха, 1988)

5. Церковь преп. Серафима Саровского (устроена в подклете больничного корпуса в 1988)

6. Поминальная часовня (с криптой, на Новом кладбище, 1988)

7. Надкладезная часовня (1988)

Другие постройки монастыря:

8. Больничные палаты (XIX в.)

9. Резиденция Патриарха (1980-е гг.) 

10. Корпус Отдела внешних церковных связей

11. Настоятельский корпус (XIX в.)

12. Новый братский корпус

13. Казначейский корпус

14. Южные ворота

15. Стены и башни ограды (XVIII—XIX вв.)

16. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Храмы и часовни, находящиеся вне стен монастыря:

17. Церковь (к монастырю не относится)

18. Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе

К монастырю также приписана часовня Св. благ. кн. Даниила Московского близ Серпуховской заставы, находящаяся неподалеку. Рядом с монастырем построен гостиничный комплекс «Даниловский».

Святыни Свято-Данилова монастыря

Главной святыней Данилова монастыря являются частицы святых мощей его основателя святого благоверного князя Даниила Московского, помещенных в раку, ковчег и иконы. Первая после возрождения частица мощей святого князя принадлежала последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору, после его смерти попала в США и была передана монастырю в 1986 году предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, находящиеся в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 г. Мощи в ковчежце с изображением святого князя Даниила, принадлежали 1930-е годы архиерею, который, находясь в ссылке на севере, передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей смерти отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви.

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном, находится на столпе между иконостасами; другая небольшая икона с частицей мощей находится на аналое посреди храма – для поклонения. Также святой князь Даниил изображен на иконе Собор Московских Святых.

По святому преданию, молитва перед иконой Святого благоверного Даниила Московского помогает в случаях, когда Отечество оказывается в военной опасности, а также просят о сохранении мира. Святому усердно молятся, прося удалить из нашей жизни раздор и междоусобицу – любую: семейную, соседскую, государственную, ибо Богу неугодны войны и распри. Перед его иконой молятся и об обретении своего жилища, и о Божьем благословении над домом.

Почитание святого князя распространено и в настоящее время. Сегодня именем святого покровителя нашей столицы названо несколько улиц и площадей, расположенных вблизи Данилова монастыря, а на площади Серпуховской Заставы установлен памятник благоверному князю. В 1988 году учрежден церковный орден – орден Святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней. Им награждают за заслуги в возрождении духовной жизни России. В этом же году на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского, воссозданная по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Со всех концов страны в монастырь стали поступать древние и новые иконы, священные предметы, святые мощи угодников Божиих. Так, в 1991 году монастырю была подарена частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Ковчег с частицей мощей поставлен в северном, Даниловском, приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила.

Святая Русь всегда отличалась особым почитанием этого Угодника Божия. Нет числа чудесам Святителя Николая, совершенным и совершаемым на нашей родной земле.

«Приди в Русь и виждь: что нет града и села, в которых не было бы чудес святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать», – повествует рукописное житие Святителя XVI века. Этот святой снискал к себе любовь всего мира. Самоотверженность и милосердие, вот те бесценные добродетели, которыми привлек к себе особую любовь Божию этот подвижник, ставший великим ходатаем за весь род человеческий.

Итак, подведем итоги: главным небесным покровителем «первого на Москве» монастыря является его святой основатель – благоверный князь Даниил Московский. Святому, имя которого князь носил в Крещении, преподобному Даниилу Столпнику, был посвящен первый храм обители. Таким образом, этот древний подвижник стал ее первым небесным покровителем. Пророку Даниилу, имя которого святой князь принял в монашеском постриге, был посвящен придел в Покровской церкви, воздвигнутой в 70-е годы XVII века.

Сегодня в Свято-Даниловом монастыре хранятся святые мощи и иконы с частицами мощей:

♦ Ковчег с мощами святого князя Александра Невского (в Троицком соборе).

♦ Ковчег с мощами преподобного Саввы Сторожевского, ученика и собеседника преподобного Сергия (в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов).

♦ Иконы прп. Серафима Саровского, в которую вложены частицы мощей прп. Серафима (в церкви прп. Серафима Саровского и в Троицком соборе).

♦ Небольшая икона XIX века прп. Сергия Радонежского с частицей мощей (на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия).

♦ икона великомученика Пантелеймона с частицей его мощей (в Покровской церкви).

♦ В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей.

♦ Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону, которая находится в Покровской церкви.

♦ В 2000 году Данилова обитель приобрела еще одного небесного покровителя – преподобного Георгия исповедника. Этот святой подвизался здесь в 1930-е годы, пострадал за Христа в годы гонений и был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Вскоре после прославления были обретены его честные мощи, которые покоятся ныне в деревянной раке в Покровском храме.

Кровью новомучеников Российских, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, возрождается сегодняшняя Россия, но и плевелы не перестали пускать своих корней. Борьба, в которой еще не определен победитель, продолжается, и каждый, кто осознает это, является ее участником и воином. Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

Чтимые иконы и святыни

После возрождения святой обители в нее вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову монастырю. Так, в 1980-е годы в нее были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище три чтимые иконы, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году Этот храм не закрывался в годы гонений, поэтому иконы сохранились. Это:

Владимирская икона Божией Матери с акафистом (XVI в.) – самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В настоящее время она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Чтимая икона Божией Матери «Троеручица» (конец XVII – начало XVIII в.) находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. При возвращении в обитель в 1980-е годы икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней восстановилось зрение. Позже было явлено и еще одно чудо исцеления: во время совершения акафиста перед Троеручицей у одной женщины исцелилась высохшая рука, которой больная не могла пошевелить.

♦ Почитаемый образ прп. Иоанна Кассиана Римлянина (серед. XVIII в.) находится в Троицком соборе.

В монастыре находятся особо почитаемые иконы и святыни:

Древняя икона Святой Троицы ( XVI в/) была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. Принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора.

Казанская икона Божией Матери (середина XVIII в.), с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Помещается в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Достойно есть» находится в Троицком соборе.

Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Троицком соборе. На оборотной стороне ее сохранилась надпись: «Сия икона сооружена в память войны <…> с Японией на доброхотные средства православных воинов, сражающихся на поле брани, из прихожан села Пущина, в 1905 году …»

Икона великомученика Пантелеймона (конец XIX – начало XX в.) происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Находится в Троицком соборе.

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, подаренный Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона, хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.

В 2003—2008 гг. стараниями братии монастыря, при финансовой поддержке фонда «Связь времен», при активном содействии администрации и студентов Гарвардского университета в США Данилову монастырю был возвращен набор 18 исторических колоколов. Уникальный колокольный ансамбль обители формировался на протяжении сотен лет. Старейший колокол датирован XVII веком, последний по времени создания—1904 годом. Главным источником пополнения колокольного ансамбля были пожертвования благотворителей, в первую очередь тех, кто имел на территории обители родовые захоронения.

Самый большой колокол был отлит в 1890 году и весил около 13 тонн. Только один его язык весил почти тонну! Колокол-рекордсмен, по даниловской традиции, назвали «Большим» или «Праздничным». Звон его отличался редкой глубиной, необычайной ясностью и гармоничным сочетанием ярких, высоких обертонов с бархатистыми низкими. Это его своеобычное, редкостно проникновенное, мистически-минорное звучание Иван Сергеевич Бунин назвал «золотым, глухим, подземным».

На протяжении веков появление каждого нового колокола в монастыре иноки приветствовали своим, «даниловским», звоном. По свидетельству очевидцев, встреча невиданного еще в этих стенах чудо-богатыря прошла особенно торжественно. Колокола Данилова монастыря, развешанные по всем правилам звонарного искусства, были слышны не только у стен Кремля, но даже в Коломенском, за много верст от обители. Соседство с Москвой-рекой только усиливало резонанс. Современники отмечали исключительные музыкальные достоинства «даниловского звона», по праву считавшегося одной из вершин мастерства русских литейщиков. Говорили, что их звон напоминал знаменитые «ростовские звоны».

В начале 30-х годов прошлого века Данилов монастырь закрыли, колокола хотели отправить на переплавку, но по совету профессора Гарвардского университета Томаса Виттемора, находившегося в то время в Москве с благотворительной миссией, американский промышленник Чарльз Крейн выкупил звонницу у советского правительства по цене бронзы и подарил ее Гарварду. Русские Даниловские колокола разместили на башне на территории университетского городка. С тех пор они неизменно звонили в течение четверти часа каждое воскресенье и в праздничные дни, а также оповещали студентов о начале футбольных матчей.

Пробывшие в Гарварде 80 лет колокола стали частью университетской культурной традиции, а выпускники Гарварда не мыслили университет без них. Переговоры о возвращении колокольного ансамбля, духовной святыни России, начались еще 20 лет назад, но договориться удалось лишь недавно. Американцы согласились обменять исторические колокола на их точные копии, отлитые на заводе в Воронеже.

Копии и вправду не отличить от оригинала, но в этом обмене важно другое – вместе с даниловской звонницей в Россию вернулась частица чуть было не утраченной истории. И уникальные колокольные голоса, добавляют эксперты.

До революции звон колокольни Свято-Данилова монастыря называли самым благозвучным во всей Москве.

Профессор Гарварда Дайана Экк, сопровождавшая Даниловскую звонницу из США на родину, вместе с потомками американского промышленника Чарльза Крейна, спасшего колокола в советское время от переплавки, заявила, что возвращение колоколов – «очень радостное событие» – и представители Гарварда счастливы «проводить эти колокола обратно домой».

Сегодня Московский Свято-Данилов монастырь основная резиденция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и всех основных структур Русской православной церкви. В Синодальной резиденции проходят встречи и мероприятия с участием Патриарха, проходят заседания Священного Синода и Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Здесь размещаются основные подразделения Московской патриархии: Управление делами, Административный секретариат, юридическая служба, архив, пресс-служба Патриарха.

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу – «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Организован «Телефон доверия».

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение Синодальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после ее капитальной реконструкции. Где и прошло последнее в 2011 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Сам Патриарх по этому случаю сказал: «Это здание и будет основной Синодальной резиденцией, как это и мыслилось ее создателями в далеком 1988 году, с чем я всех нас поздравляю».

Чистое место и его обитатепи

Рабочая резиденция Святейшего Патриарха

Чистый пер. д. 5

Скромная на первый взгляд усадьба Московской патриархии имеет богатую и яркую историю. Она расположена в самом центре заповедной, исторической Москвы, в самом аристократическом районе старого города, «московского Сен-Жермена». В XVIII веке этой землей владел капитан Артемий Алексеевич Обухов, давший имя переулку Именно по его фамилии переулок долгое время именовался Обуховским или Обуховым.

В 1796-м здесь поселилась супруга московского оберкригскомиссара, генерал-майора П.А. Офросимова, Анастасия Дмитриевна – женщина решительная, прямая, своенравная и очень властная, дама, чья слава перекрыла известность ее влиятельного супруга. По слухам, решив женить на себе своего добродушного супруга, она сама похитила его из родительского дома и впоследствии нисколько с ним не церемонилась: в гневе при всех срывала с мужа парик и бросала его на улицу По словам современников, Павел Афанасьевич Офросимов был человек заурядный, не отличающийся быстротой ума, и, кроме того, глухой да обжорливый. Поговаривали, что, А.С. Грибоедов именно с него написал своего Фамусова, даже не изменив имени.

Зато его жена, Анастасия Дмитриевна, была одной из самых видных фигур в Москве. Ее хорошо знали и очень уважали в Москве, да и побаивались в свете – она могла, кому угодно сказать все, что думала, выругать кого-то в Благородном собрании или прилюдно отчитать московских полицейских за плохую, неисправную работу. Будучи простой генеральшей, Офросимова держала в ежовых рукавицах и свет обеих столиц, и мужа, и своих уже взрослых детей. «У меня есть руки, а у них есть щеки», – не раз повторяла она.

По словам П. А. Вяземского, А. Д. Офросимова была «воеводою в Москве, чем-то вроде Марфы-посадницы. В московском обществе она имела силу и власть. Молодые люди, молодые барышни, только что вступившие в свет, не могли избегнуть осмотра и, так сказать, контроля ее. Матери представляли ей девиц своих и просили ее, мать-игуменью, благословить их и оказывать им и впредь свое начальническое благоволение…»

На Анну Керн первая встреча с А.С. Пушкиным произвела не больше впечатления, чем встреча со старухой Офросимовой. Керн писала: «В тот же приезд мой я была представлена моею бабушкой Муравьевой госпоже Офросимовой, так верно описанной графом Л.Н. Толстым. Представление было успешным, я имела счастье ей понравиться».

О властной колоритной барыне много писали в мемуарах и сатирических куплетах начала прошлого века. Обессмертили же ее два гения нашей литературы. Грибоедов в списке действующих лиц «Горя от ума» обозначил ее так: «Старуха Хлестова, свояченица Фамусова». Толстой в «Войне и мире» вывел ее под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

Когда Илья Андреевич Ростов приехал в Москву представить Наташу будущему тестю и купить приданое, то решил остановиться в Москве у М.Д. Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство. Отсюда, из своего дома в Чистом переулке Марья Дмитриевна везет молиться свою любимицу Наташу Ростову в соседнюю церковь Успения, что на Могильцах. Отсюда, из дома Ахросимовой, Анатоль Курагин пытался увезти Наташу Ростову.

В 1856 году владение перешло от Офросимовых к генерал-майорше В.С.Ершовой, а позже потомственному почетному гражданину Бакланову.

После пожара 1812 года архитектор Ф.К. Соколов заново отстроил усадьбу, снабдив ее портиками и колоннами. Планировка усадьбы типична – главный дом в глубине и два флигеля по бокам. В 1878 г. на месте сломанного левого флигеля построили комфортабельный каменный двухэтажный особняк, тогда же были изменены интерьеры, внутренняя планировка, устроен стеклянный фонарь над внутренней лестницей, ведущей в мезонин. Вдоль линии переулка протянулась ограда с массивными столбами, двумя воротами и коваными решетками.

В 1899 году владелицей усадьбы стала Мария Ивановна Протопопова, супруга крупного московского предпринимателя и банкира, который долгие годы был старостой храма Успения на Могилыдах. Он был известен в городе как щедрый благотворитель: на его средства были построены и содержались богадельни, детские приюты и другие учреждения.

Главный корпус представлял собой одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, с мезонином и антресолями. На первом этаже было тринадцать светлых комнат, четыре темных чулана и коридор. Деревянная лестница вела в мезонин, в котором была темная комната и три светлых.

В каменном подвальном этаже находились помещения людской, кухни, столовой и поварской. Дом имел печное отопление, водопровод и канализацию. За главным зданием был небольшой сад и хозяйственный двор с двумя каменными амбарами и служебными постройками: конюшнями, погребами, кладовыми, сторожками и дворницкими. Фронтон фасада главного дома, выходящий в переулок, был украшен вензелем «МП», составленным из инициалов владелицы усадьбы Марии Протопоповой.

В 1918-м усадьбу Протопоповых реквизировали и использовали под жилье и размещение различных учреждений. После установления дипломатических отношений между Советской Россией и Германией в 1922 году усадьба в Обуховом переулке (переименованном в Чистый переулок) была передана под резиденцию послов Германии. В главном доме поселился посол Ульрих фон Брокдорф-Ранцау, глава делегации Германии на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов и личный друг наркома Г.В. Чичерина.

По воспоминаниям очевидцев, германский посол был холостяк, предпочитал работать ночью, и часто глубоко за полночь принимал советского наркома, чтобы поговорить на философские темы, угощаясь хорошими ликерами и винами.

После смерти посла, в 1928 году послом в Москву был назначен опытный дипломат Герберт фон Дирксен. В его мемуарах есть описание особняка резиденции посла в Москве:

«Сразу после прибытия в Россию мы решили снять дом, который до этого занимал граф Ранцау… Скромная одноэтажная вилла в тихом переулке удовлетворяла нашим требованиям: пять гостиных, большинство из которых небольшие по размерам, но хорошо обставленные (частично нашей собственной мебелью), столовая, способная вместить 25 человек, несколько крошечных комнат для переговоров, а на верхнем этаже наша спальня и гардеробная, внизу – превосходная кухня, гараж и помещение для слуг… Сад, примыкавший к дому, был достаточно просторен для устройства в нем теннисного корта».

Занимая в Москве почетный пост старшины дипкорпуса, посол фон Дирксен часто собирал у себя в доме глав посольств и миссий иностранных государств, устраивал музыкальные вечера. В 1933 году преемником Г. фон Дирксена стал немецкий дипломат А. Надольный, но ввиду расхождений с А.Гитлером по вопросам политики он был отозван из Москвы и уже в 1934 году заменен графом Фридрихом Вернером фон дер Шуленбургом, принадлежавшим к древнейшей фамилии Германии. Он стал последним немецким послом, квартировавшим в Чистом переулке.

Граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург, аристократ и эстет, воспитанный в уважении к России и воспринявший планы Гитлера как личную трагедию. Он совершил беспрецедентный в истории дипломатии поступок: на официальном ужине приватно поведал советскому послу в Берлине Владимиру Деканозову точную дату начала войны. И здесь, в Чистом переулке посол снова неофициально предупредил высокопоставленных советских чиновников о дате начала фашистской агрессии, предупредив, что он совершает такой рискованный поступок по собственной инициативе. Резиденция посла оказались под пристальным наблюдением советских спецслужб.

Из рассказа генерал-лейтенанта госбезопасности B.C. Рясного: «Одной из наиболее интересующих нас фигур в составе германского посольства был военно-морской атташе Норберт Вильгельм фон Баумбах, активный разведчик, прекрасно владеющий русским языком. Он много ездил и ходил по Москве, якшался с проститутками, имел агентуру, которую мы частично знали. Баумбах один, без семьи, жил на улице Воровского (ныне – Поварская), неподалеку от того здания, где потом обосновался театр Киноактера. Перед отделением была поставлена задача забраться в его документы, чтобы полностью выявить агентурную сеть. Знали, что дома он держит сейф, но квартира никогда не пустует. Когда Баумбах отсутствует, в ней занимается хозяйством горничная, происхождением из русских немок, довольно миловидная особа лет тридцати. Кузнецов познакомился с ней на нейтральной почве, завязал флирт, выяснил, когда точно по дням и часам Баумбах отсутствует.

В подходящий день Кузнецов пригласил горничную в кинотеатр «Баррикады», что на Пресне напротив зоопарка, мы же с мастером оперативно-технического отдела Пушковым проникли в квартиру Баумбаха. Пушков вскрыл сейф, вынул документы, их переснял и вернул на место, не оставив после себя никаких следов. Агентурная сеть гитлеровского разведчика была полностью выявлена, а затем и обезврежена. Самого Баумбаха мы потом сумели скомпрометировать на почве его чрезмерного увлечения женским полом на квартире у Красных Ворот, где он развлекался с одной из своих, но и наших тоже, знакомых. Проделали это с помощью скрытых фотокамер. «…» В интересах контрразведки Кузнецов сумел очаровать горничных норвежского и иранского послов (обе были немками), а также жену личного камердинера посла Германии Ганса Флегеля Ирму. Потом, кстати, подобрались и к самому Флегелю. Он был страшным бабником, на этом подловили и его…»

Контрразведка сумела завербовать Ганса Флегеля и его жену, от которых была получена секретная информация о подготовке к войне с СССР. От них стало известно, что уже в марте 1941 года в подвале особняка начали сжигать документы архива посольства на случай срочной эвакуации, а семьи дипломатов потихоньку, под невинными предлогами отправлять на родину.

В отсутствии Шуленбурга секретный агент НКВД «Колонист» – знаменитый разведчик Н.И.Кузнецов, уговорил Г. Флегеля показать ему особняк в Чистом переулке и затем составил точный план расположения комнат и подробнейшее описание кабинета. Не забыл даже указать, что на столе Шуленбурга стояли в рамках две фотографии: министра иностранных дел Германии фон Риббентропа и… берлинской любовницы, русской по происхождению…

Флегель сообщил также о любопытном факте, подслушав разговор посла с одним из сотрудников. Шуленбург тогда вернулся из Вены, где был принят Гитлером. В разговоре с фюрером посол сделал последнюю попытку отговорить его от нападения на СССР. Гитлер пришел в такую ярость, что смахнул на пол и вдребезги разбил дорогую настольную лампу.

Чекистами был записан разговор посла Германии фон Шуленбурга.

«Я лично очень пессимистично настроен и, хотя конкретного ничего не знаю, думаю, что Гитлер затевает войну с Россией. В конце апреля я виделся лично с Гитлером и совершенно открыто сказал ему, что его планы о войне с Россией сплошное безумие… Верьте мне, что из-за этой откровенности я впал у него в немилость и рискую сейчас своей карьерой и, может быть, я скоро буду в концлагере. Я не только устно высказал свое мнение, но и письменно доложил ему об этом. Я сказал Гитлеру, что СССР не хочет войны с Германией…»

Источник: fictionbook.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.