Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).

Собор Воскресения Христова на Крови
Спас на Крови

Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.

Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».


Император Александр II, в чью честь был построен Спас на Крови
Император Александр II

Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.


Альфред Парланд - архитектор Спаса на Крови
Альфред Парланд

Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма. Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).

С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.


Часовня в Санкт-Петербурге на месте гибели Александра II
Часовня на месте гибели Александра II

Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды. Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь. На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.

После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ.


числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества». На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место. Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.

После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.

Проект храма настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева)
Проект храма архимандрита Игнатия

Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II. Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.

Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II. Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.


Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери
Иверская часовня-ризница

Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.

Вместимость Спаса на Крови
Спас на Крови внутри

В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.


С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания. Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.

В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.

Следы от снарядов на фасаде Спаса на Крови
Следы от снарядов

В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.


На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.

Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.

Купола Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Купола собора

На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.

Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.

Мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Мозаика собора

Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.


Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

Источник: spas-na-krovi.org

Я уже рассказывала историю воникновения Храма Василия Блаженного. Теперь давайте коснемся истории создания Храма Спаса на Крови. В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали. Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Российский император Александр II

Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.

Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Покушение на Александра II 1 марта 1881 годаИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Казнь народовольцев

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Часовня на месте гибели царя

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Строительство Собора Воскресения Христова

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Крестный ход вокруг храмаИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Купола Спаса на Крови

В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику.Почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей. Все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!

Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Мозаика в интерьере собораИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священное место в собореИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Кусок брусчатки и часть решетки с набережнойИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.

«Заговоренный» храм

В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.
Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо.

После войны Спас на Крови отдают под склад декораций Малого оперного театра.
И все это время существование собора находилось под угрозой, о которой не было известно ни городским властям, ни жителям города. В 1961 году, верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд. В блокаду, во время одной из бомбардировок, он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Подумать только – он пролежал там почти 20 лет!

Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Купола до реставрации

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.

И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Храм Спаса на Крови

Сегодня этот Храм один из самых посещаемых. По красоте вряд ли можно что-то с ним сравнить. Экскурсионные автобусы, как правило, останавливаются на площади перед собором, ну а те, кто решил посетить Спас самостоятельно, идут вдоль набережной канала от метро. Таким образом, редко кто осматривает фасад храма полностью. Это большая ошибка.
Западный фасад здания украшен гербами российских городов и губерний.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Коричнево-красная кирпичная кладка собора усиливает и выгодно оттеняет краски мозаичных изображений.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Со стороны Михайловского парка их заслоняет юго-западный притвор, похожий на сказочный терем. Его затейливое убранство притягивает к себе все внимание.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Вместе с северо-западным крыльцом они составляют единый архитектурный ансамбль. Их мозаичные полотна связаны между собой по смыслу: «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие во ад». Все они выполнены по эскизам В.М. Васнецова.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.По праву, жемчужиной западного фасада является изображение распятия, выполненное по эскизу архитектора Спаса на Крови А.А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Когда я первый раз зашла попала в собор, вскоре после открытия, у меня перехватило дыхание от той грандиозной, ошеломляющей красоты, которая мне открылась: почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Мозаиками обрамлены даже окна собора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.На стенах размещены панно, выполненные на библейские сюжеты,История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.а на столбах – мозаики с изображением православных святых. Мозаика главного купола «Христос Пантократор»,История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.северо-западного купола «Богоматерь»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.и мозаики еще трех куполов выполнены по эскизам Н.Н. Харламова.

По замыслу Парланда все эскизы к мозаикам должен был выполнить В.М. Васнецов, но из-за занятости живописца, к работам были привлечены не менее выдающиеся русские художники и иконописцы – Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев, А.П. Рябушкин и другие.
Своим разнообразием и великолепием отделки поражает не только мозаичное, но и каменное убранство храма. Для иконостасов, сени и пола Спаса на Крови были использованы — итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец…
Общая площадь пола – 608 квадратных метров, и все это – резной мрамор итальянской работы. Он был почти разрушен, но трудом многочисленных реставраторов восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он покрыт ковровыми дорожками, и лишь в центре собора оставлен для обозрения небольшой участок.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.В интерьер собора включено место гибели Александра II (именно этим и объясняется необычное расположение Спаса на Крови). Над ним возведена сень, созданная по рисунку А.А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священными реликвиями нам предстают камни мостовой и фрагмент ограды канала, на которые попали капли крови смертельно раненного императора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Напротив сени, в восточной части собора, находится главный иконостас, выполненный из розового итальянского мрамора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.При ближайшем рассмотрении сложно представить, что эта тонкая резная работа выполнена не по дереву, а по камню.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.В алтаре — еще одна мозаика Н.Н. Харламова «Евхаристия»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Царские врата не отреставрированы, стальной каркас затянут холстом с изображением их былого великолепия.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Справа и слева от главного иконостаса расположены северный и южный киоты – места для наиболее почитаемых икон. Они выполнены из родонита, порфира и яшмы.
Сохранились лишь «Воскресение Христа»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.и «Святой князь Александр Невский»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.— мозаичные панно, выполненные по эскизам М.В. Нестерова.

На выходе из собора находятся стенды, на которых представлены фотографии Спаса на Крови до реставрационных работ.
Я была там несколько раз, но чувство восхищения ничуть не уменьшается, и всегда открываются новые детали, незамеченные ранее. Этим уникальным творением гениальных мастеров можно любоваться бесконечно!

https://turism.boltai.com/topics/hram-spasa-na-krovi-istoriy…

http://frame.friends-forum.com/Gazeta/47/67/1330.html

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru

ПРИЧАСТНИКАМ, О ТРЕХДНЕВНОМ ПОСТЕ
==========================
Трехдневный пост перед причастием никаким уставом не предписан. Воцерковленный человек должен поститься в предписанные Уставом дни: среду, пятницу,See more многодневные посты (Рождественский, Успенский, Петров пост, и Великий пост), а так же однодневные посты, так же обозначенные Уставом.

Обычай поститься три дня перед
Причастием появился как дисциплинарная мера для тех, кто не живет церковной жизнью, не постится, а исповедуется и причащается раз в год.

Те духовники, которые требуют от своих прихожан непременного и обязательного трехдневного поста перед Причастием поступают не совсем верно, а лучше сказать, совсем не верно, т.к. сами, как правило, не соблюдают эту сомнительную традицию.

Более того – священник совершает Литургию в светлую Седмицу практически каждый день, и при этом не постится накануне Причастия, и это считается совершенно нормальным, т.к. пост в эти праздничные дни напрямую запрещен Уставом.

Кроме того, ни один духовник не имеет права требовать от своих чад того, что не соблюдает сам.

По этому требования поста от священника, который сам не поститься, совершенно неправомерны.

Каждый православный христиан должен понимать, что принятие Святых Христовых Тайн это не какое-то из ряда вон выходящее событие, а неотъемлемая часть его церковной жизни.

Причастие должно быть по возможности частым и регулярным, т.к. именно участие в Таинстве Евхаристии наполняет смыслом наше присутствие на Божественной Литургии.

Фактически храм это есть стены, возведенные вокруг Евхаристии.
Идеально было бы причащаться на каждой Литургии, на которой мы присутствуем.

В любом случае надо стремиться к еженедельному, ежевоскресному Причащению.

А если мы причащаемся в воскресный день, то мы никак не можем поститься в субботу, потому что пост в субботу это католическое нововведение и прямо запрещен в Православной Церкви.

Даже в Великий пост суббота и воскресенье считаются праздничными днями и пост в эти дни послабляется.

Поэтому поститься надо в соответствии с уставом, если позволяет здоровье и помнить о том, что Причастие Святых Христовых Таин это есть то единственное, что наполняет смыслом любой наш подвиг, любое движение души и воли в направлении Бога.

В целом, особенности поста каждому верующему необходимо обсуждать со своим духовником.
Тем более, что главная составляющая поста — духовная.

В дни поста, мы должны особенно усердно стремиться к самосовершенствованию, победе над грехами и страстями.

На это и направлены ограничения: физические – в пище, и духовные – отказ от развлечений(например музыка или телевизор, или соцсети), и необходима усиленная молитва !!!

Источник: vk.com


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.