строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха. Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.


otkritka2.jpg

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима.


москворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года


14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров. В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами. На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

navodnenie.jpg

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей. В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей.


рующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе». Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами. Изъято: Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника Святой Софии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников. Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию. Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).


Tikhon_(Obolensky).jpg

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни». Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне. В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме. 12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации. Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев


В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве. 14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках – впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

andreev-fill-250x366.jpg

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь. Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было.


знь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования. Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма. Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме. Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества «Русская икона» и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.


маровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней. В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах. Наконец ремонт был закончен – хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов». 10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области. Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы. Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.


Союз безбожников и клуб

После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г. Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих. Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки


После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками. Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980–е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры. В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

restavracia.jpg

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: «Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения».

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия – первая с тех мрачных времен запустения.

Источник: www.sofija.ru

Колокольня этой церкви – самая заметная с Большого Москворецкого моста. Любуясь видом Кремля и перспективой Москвы-реки, невозможно не заметить высокий шатёр, доминирующий над всей застройкой Софийской набережной. Однако саму церковь при этом видят немногие – лишь те, кто подойдёт ближе к колокольне и через её ворота пройдёт во двор. Только так можно увидеть храм, который существенно старше колокольни.

Софийская церковь была создана царскими садовниками, селившимися напротив Кремля, на территории самого сада. Впервые она упоминается в письменных источниках в 1495 году – одна из древнейших в Замоскворечье! Однако затем храм надолго исчезает и вновь упоминается как деревянный почти через 200 лет – в 1672 году. Через 10 лет, в 1682 году, он уже выстроен в камне – это здание и сохранилось с перестройками до наших дней.

Изначально церковь Софии Премудрости Божией выглядела традиционно для своего времени: имела строение «кораблём» с запада на восток (от колокольни до алтаря), венчалась пятиглавием с горкой кокошников, которые были украшены изразцами. Однако со временем облик храма изменился. В середине XIX века обветшавшая шатровая колокольня в западной части здания была разобрана. Вместо неё 1862 – 1868 по проекту архитектора Николая Ивановича Козловского со стороны набережной в русском стиле возведена отдельно стоящая трёхъярусная колокольня. По замыслу архитектора, она должна была создавать ансамбль с кремлёвскими башнями напротив. Во втором ярусе колокольни на средства купца Котова был освящён храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В 1890-е гг. интерьеры храма украсили росписи, выполненные в стиле XVII в. В 1929–1930 гг. над созданием новых росписей работал известный церковный живописец граф В.А.Комаровский.

Предполагалась и полная перестройка здания самой церкви, однако данный проект не был реализован. В 1891 – 1893 годах на смену старой трапезной пришла новая – более широкая, с крупными окнами, украшенными псевдорусскими остроконечными наличниками. В ней были освящены приделы Андрея Первозванного и святого Николая Чудотворца. Кокошники на главной части церкви оказались скрыты под поздней крышей. В 1932 г. храм закрыли, росписи закрасили. В 1992 г. церковь, в которой до этого поочередно размещались заводской клуб, квартиры, техническая лаборатория, была передана верующим. 

В 2017 г. был проведен комплекс работ по консервации, реставрации и воссозданию утрат авторской живописи. Эскизы воссоздания живописи создавались на основе анализа сохранившихся эскизов В.А.Комаровского и материалов фотофиксации 1930-х гг.

В 2018 году церковь Софии Премудрости Божией стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ».

Источник: um.mos.ru

Церковь Софии Премудрости - 06.jpg
Всего 64 фото

Многие, кто не сильно углубляется в историю Старой Москвы могут даже и не знать, что за этой стройной изящной колокольней на Софийской набережной (на фото ниже слева), что мимолетно бросается в глаза при привычном "открыточном виде" на Храм Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста, скрывается одна из скромных древнейших и примечательных церквей столицы так милых моему сердцу. Колокольня возведена в конце XIX века, а сам старый храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках появился в этом месте еще в пятнадцатом. Очень люблю такие церкви. Они как будто позволяют заглянуть в глаза Старой Москве, ощутить ее живое дыхание, добрую тихую улыбку и истовую, но смиренную молитву. В общем, сегодня рассказ о Софии Премудрости Божией… Будет много фото)

Церковь Софии Премудрости - 56.jpg

06.
Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, акварель
Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. XVII век. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, акварель.

Как уже говорилась, эта Софийская церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции Москвы как Третьего Рима, став определенным символическим центром Замоскворечья. Царицын Луг — Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Отсюда явилось другое название — Царицын Луг, символизировавшее посвящение сада с Софийской церковью Пресвятой Богородице — Царице Небесной. Это было и воплощением идеи Москвы как Дома Богородицы: посвящения Ей русской столицы и молитвенного вверения Москвы под сень Царицы Небесной.
07.
Вид на Кремль из Замоскворечья. XVI век. Гравюра Питера Пикарта.
Вид из Замоскворечья в начале XVIII столетия. Гравюра. Питер Пикарт. 1886 год.

На левом берегу Москвы-реки разворачивалась основная градостроительная композиция Третьего Рима. Богохранимая Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия — Небесного Иерусалима. Осмысление Москвы как Третьего Рима, хранительницы православия и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Небесного Града и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух священных городов, Рима и Константинополя, но и Иерусалима, столицы Святой Земли и его памятников, связанных с Земной Жизнью Иисуса Христа.
08.
Вид на Москву. 1900 г.
Вид на Москву. 1900 год.

В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов».
09.
Москва. Общий вид на Замоскворечье и церковь Софии Премудрости Божией
Москва. Общий вид на Замоскворечье.

Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли.
10.
Вид на Москву с колокольни церкви в Кадашах
Замоскворечье. Вид с колокольни Храма Воскресения Христова в Кадашах. На дальнем плане Воспитательный дом.

В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — сад сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик; первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды.

Прихожанами Софийской церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.
11.
Церковь Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 1882 г.
Церковь Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 1882 год. Вид с востока.

В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту "замосквореченскую" местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.

Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С.Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха. Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. Колокольня Софийской церкви стала первым   высотным   сооружением,   построенным  в  центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 году.
12.
Колокольня при церкви Софии Премудрости Божией
Колокольня при Церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 1882 год.

Эта шатровая колокольня  в русско-византийском стиле была построена архитектором Н.И.Козловским — автором Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) и стала архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, теперь уже загороженной домами. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших».

Тогда сахарозаводчик Харитоненко выделил на нее средства, поскольку от чудотворного образа Богородицы чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции этот дом передали как раз английскому посольству.
13.
Церковь Софии Премудрости - 55.jpg
Софийская набережная

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.
14.
Церковь Софии Премудрости - 34.jpg
Церковь Софии Премудрости Божией — вид из проездной арки колокольни

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представлялось как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало "с направлением на Черное море".
15.
Церковь Софии Премудрости - 28.jpg

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам земельного участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.
16.
Церковь Софии Премудрости - 30.jpg

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10 000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.
17.
Софийская набережная - наводнение 1908 года
Софийская набережная. Вид из Кремля — наводнение 1908 года

18.
Церковь Софии Премудрости - 07.jpg

19.
Церковь Софии Премудрости - 08.jpg

20.
Церковь Софии Премудрости - 54.jpg
21.
Церковь Софии Премудрости - 52.jpg

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.
22.
Церковь Софии Премудрости - 53.jpg

23.
Церковь Софии Премудрости - 09.jpg

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне. В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.
24.
Церковь Софии Премудрости - 10.jpg
Апсиды Софийского храма

25.
Церковь Софии Премудрости - 11.jpg

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве. Этот совсем молодой священник был причислен позже на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых Новомучеников Российских.
26.
Церковь Софии Премудрости - 12.jpg
Софийский храм — вид с запада

27.
Церковь Софии Премудрости - 14.jpg

Прежде Александр Андреев служил в соседней Воскресенской церкви, что в Кадашах, где воспринял опыт сестричества и перенес его в Софийскую церковь. Сестры, которыми стали около 30 глубоко верующих прихожанок без принятия монашества, занимались благотворительностью, помощью нищим, работами по благоустроению храма, и организацией бесплатных обедов для бедных и сирот. На эти обеды, устраиваемые по воскресеньям и большим церковным праздникам на средства прихожан и сестер, собиралось до 80 человек.
28.
Церковь Софии Премудрости - 13.jpg

Он же начал и ремонт храма силами прихода, привез великолепный позолоченный иконостас из закрытого Симонова монастыря и приобрел у какого-то торговца ценную библиотеку из Оптиной пустыни, чем спас ее — торговец вырывал из книг листы для обертки своих товаров.
29.
Автор - Анатолий Сидоренков - 2019
Иконостас Софийской церкви. Настоящее состояние. Стороннее фото.

Все это, особенно сестричество, обеды и проповеди, власти сочли за антисоветскую агитацию. В 1929 году настоятель был арестован и осужден за организацию и поддержку "нелегального сестричества", за то, что открыто молился за убиенных и находящихся в темницах и говорил проповеди "религиозного содержания", а также за сбор пожертвований для помощи священникам, находившихся в ссылках и в заключении.
30.
Церковь Софии Премудрости - 15.jpg

Александр Андреев был приговорен к ссылке в Казахстан. После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Владимирскую икону Богоматери как упоминалось, передали в Третьяковскую галерею, а другие образы, по всей вероятности — в Ризположенскую церковь на Донской улице. Библиотека же пропала бесследно. Отец Александр, вернувшись из ссылки, служил в Рязани, поскольку ему было запрещено проживать в Москве. После второго ареста за "участие в контрреволюционной группе" он был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.
31.
Церковь Софии Премудрости - 17.jpg

Храм же был отдан под жилые помещения, в алтаре пробили дверь, а вместо крестов установили телевизионные антенны.

Колокольню, выходящую на парадную линию набережной, отреставрировали в 1960-е годы. А сам храм начали реставрировать только в 1976 году, восстановили кокошники и пятиглавие, хотя внутренние помещения еще долго были заняты учреждениями.
32.
Церковь Софии Премудрости - 18.jpg
Дом причта Софийской церкви. Софийская набережная, дом № 32, стр. 1 (во дворе), памятник архитектуры (региональный) (1868, архитектор Н.И. Козловский).

Только в 1994 году был возвращен Церкви надвратный храм в колокольне, во имя иконы "Взыскание погибших". А в Софийскую церковь жизнь вернулась лишь через 10 лет. На Пасху 11 апреля 2004 года в ее стенах прошла Литургия — первая с тех мрачных времен запустения. А в октябре того же года в ней отпевали писателя Виктора Розова, прославленного драматурга, — по его самому известному произведению был поставлен фильм "Летят журавли".
33.
Церковь Софии Премудрости - 20.jpg

Второй Софийский храм на Пушечной улице тоже вернули Церкви. После революции он был передан для нужд НКВД-КГБ, ибо храм вплотную примыкает к ведомственному зданию, и использовался как складское помещение. Только в августе 2001 года он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования многих его сотрудников. В марте 2002 года Святейший Патриарх Алексий II освятил его в присутствии директора ФСБ Николая Патрушева. В нем находится икона блаженной Матроны и редкий образ св. адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику святых.
34.
Церковь Софии Премудрости - 16.jpg

35.
Церковь Софии Премудрости - 19.jpg
Софийская набережная, дом № 30, стр. 2 (во дворе церкви); это ЦГФО — складские корпуса московского отделения Акционерного строительного общества "Стандарт" — учебный корпус "Курсов для безработных" (1850-е-1870-е, 1925, гражданский инженер А.А. Андреевский).

36.
Церковь Софии Премудрости - 48.jpg

37.
Церковь Софии Премудрости - 22.jpg
Северный фасад Софийского храма

38.
Церковь Софии Премудрости - 25.jpg
Здание во дворе Софийской церкви на первом плане — Софийская набережная, дом № 34, стр. 1 — "Гостиница В.А. Кокорева" (1860-1867, 1880-е, архитектор И.Д. Черник; надстроена в советские годы). Здесь останавливались П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие.

39.
Церковь Софии Премудрости - 26.jpg

В 2012 году приступили к реставрации колокольни…
40.
Церковь Софии Премудрости - 24.jpg

41.
Церковь Софии Премудрости - 29.jpg
Софийская набережная, дом № 30, стр. 1 (во дворе) — жилой дом — складской корпус (1830-е — 1852, 2-я половина XIX в., 1990-е).
Современная безликая реставрация.

Церковь Софии Премудрости - 27.jpg

С 2012 года благотворительным Фондом возрождения культуры и традиций малых городов Руси в храме ежегодно организуются концерты духовной, народной и классической музыки, посвященные празднику Крещения Руси и Дню равноапостольного великого князя Владимира.
43.
Церковь Софии Премудрости - 46.jpg

Теперь, давайте, рассмотрим пристально примечательные архитектурные детали этой церкви
44.
Церковь Софии Премудрости - 45.jpg

45.
Церковь Софии Премудрости - 47.jpg

Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году Храмом Христа Спасителя.
46.
Церковь Софии Премудрости - 04.jpg

47.
Церковь Софии Премудрости - 51.jpg

С 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году.
48.
Церковь Софии Премудрости - 05.jpg

49.
Церковь Софии Премудрости - 32.jpg

Как уже упоминалось, колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни.
50.
Церковь Софии Премудрости - 01.jpg

Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ в то время  определенно не хватало.

Только в 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания.
51.
Церковь Софии Премудрости - 50.jpg

Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.
52.
Церковь Софии Премудрости - 49.jpg

Теперь в финале нашего исследования выйдем на Софийскую набережную и рассмотрим архитектурные детали этого примечательного здания уже со стороны Москва-реки
53.
Церковь Софии Премудрости - 33.jpg
Своды проездной арки колокольни

В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".
54.
Церковь Софии Премудрости - 44.jpg

55.
Церковь Софии Премудрости - 40.jpg

56.
Церковь Софии Премудрости - 41.jpg

57.
Церковь Софии Премудрости - 35.jpg

Что интересно, в этом здании я бывал-таки где-то в середине 80-х. В одном из устроенных там помещений на втором уровне (это окна ниже) была мастерская одного молодого художника. Интересный контекст, полная неформальности обстановка, вид на Кремль и Москва-реку; было любопытно вспомнить это время)
58.
Церковь Софии Премудрости - 36.jpg

59.
Церковь Софии Премудрости - 39.jpg

Двухуровневые окна справа
60.
Церковь Софии Премудрости - 37.jpg

61.
Церковь Софии Премудрости - 38.jpg

62.
Церковь Софии Премудрости - 43.jpg

63.
Церковь Софии Премудрости - 03.jpg

64.
Софийский собор москва

Источники:

Ирина Левина. Церковь Святой Софии, Премудрости Божией в Садовниках. Портал Православие.ру.
Колокольня церкви Софии Премудрости Божией. Портал Узнай Москву.

Источник: vladimirdar.livejournal.com


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.