Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. В январе 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».

После революции 1917 года монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.


В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

Источник: www.calend.ru

Изначально памятник был установлен на Красной площади перед Верхними торговыми рядами, позднее переименованными в ГУМ . В настоящее время стоит у Покровского собора, так как туда он был перенесён в 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В. Ленина

Идея об установке памятника героям освободительного ополчения возникла в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Писатель Василий Попугаев высказал мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года и выдающемуся деятелю патриарху Гермогену .
Несмотря на это, император Александр I не поддержал идею, так как решил, что невозможно собрать достаточно средств для её осуществления.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода снова подняли вопрос о возведении монумента, собрав по подписке средства на него. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса.
По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса.


В первом проекте Минин стоял в подпоясанном хитоне, в плаще и вытянутой левой рукой указывал на Москву. Князь Пожарский, также облачённый в хитон, в сильно развевающемся плаще и римском шлеме, устремлялся вперёд. Одной рукой он высоко поднимал щит, другой держался за меч вместе с Мининым. В данной композиции скульптура Минина выглядела более статично, чем Пожарского, которой придавалось движение.

По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку.
В то же время 18 тысяч рублей, присланные нижегородской губернией, пошли на создание обелиска в Нижнем Новгороде, который установили в 1828 году на территории Кремля, рядом с собором Михаила Архангела, где хранится прах Кузьмы Минина.

Скульптор не прекращал заниматься памятником даже во время Отечественной войны 1812-го.

При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья.

Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым.
Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра .
течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 5 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут . Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита.

Гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским каменетёсом Самсоном Сухановым. Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле.

На постаменте за фигурами женщин стоит отец, отдающий в ополчение двух сыновей. Здесь скульптор изобразил себя вместе с детьми. Ученик Мартоса Самуил Гальберг выполнил профильный портрет своего учителя с сыновьями . Оба сына скульптора попали на барельеф не случайно. Один — Алексей Иванович — в 1812 году сражался в армии Кутузова, другой — Никита Иванович — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции, когда находился там в качестве пенсионера Академии художеств

После окончания работ 21 мая 1817 года монумент отправили водным путём из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля.


Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы, однако Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю . Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером .

В столичной газете «Вечерняя Москва» от 27 августа 1930 года была опубликована статья «Пора убрать исторический мусор с площадей» публициста Владимира Блюма. В ней он называет Минина и Пожарского «представителями боярского торгового союза, заключённого 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны», которые «и не думают убираться восвояси».

Демьян Бедный так же высказывался в газетах за снос памятника.

Сталин не разрешил трогать памятник, но для строительства мавзолея Ленина сам приказал его перенести на настоящее место. На перестановку памятника распорядился выделить 30.000 руб.

Высота пьедестала составляет около 3,7 м, длина — примерно 4 м, ширина — 2,3 м. Под пьедесталом находится терраса, также изготовленная из гранита, высотой примерно 1,1 метра

«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности» (Белинский)

Сегодня 202 года как на Красной Площади установили памятник Минину и Пожарскому, а не так давно я рассказал о итальянском городе святой Розы, Витербо. А если попробовать соединить памятник и итальянский город в одну тему? Как? Ну например приезжает из итальянского Витербо турист и видит памятник Минину и Пожарскому. В действительности так однажды и произошло, от чего интересно узнать мнение этого итальянского туриста о русском памятнике:


==Бронзовая статуя прямо перед небольшим собором Василия. Памятник посвящен двум персонажам (один был принцем, а другой должно быть простым мясником), которые организовали восстание против польских оккупантов, которые были окончательно разгромлены в 1612 году. Это был первый гражданский памятник Москвы, созданный скульптором Иваном Мартосом в начале девятнадцатого века. Я не знаю, имеет ли это высокую художественную ценность, но для меня это не передавало никаких эмоций, в том числе потому, что я не знаю персонажей и фактов, в которых они были главными героями, и поэтому я не могу понять его историческую ценность. И потому положение этой громадной статуи у собора Св.Василия теряется на фоне других ярких достопримечательностей (собор, кремль, мавзолей…) как-то игнорируется народом, памятник остаётся не замеченным . Если мы говорим о важных людях для народа России, и о важности памятника для людей которые там живут, то важность памятника нужно усилить, возможно, переместив его на площадь, посвященную только этим людям.==

Интересно, что такого же мнения придерживается итальянец посетивший Москву из другого итальянского города совсем в другое время:
==Этот громоздкий памятник всем напоминает, кто сражался и победил поляков. Выразительные статуи, но, на мой взгляд, расположены в неподходящем месте, учитывая, что собор Св.Василия является вершиной российских достопримечательностей, а на фоне небольшого собора не должно было бы быть ни каких других созданных памятных работ.==


Но это мнение двух итальянцев, памятник же стоит уже 202 года на Красной площади хоть и сдвинут Сталиным с первоначального своего места, ради строительство мавзолея Ленина.

Источник: filaretuos.livejournal.com

Православные монастыри: Андроников монастырь | Высоко-Петровский монастырь | Донской монастырь | Данилов монастырь | Крутицкое подворье | Марфо-Мариинская обитель | Новодевичий монастырь | Новоспасский монастырь | Симонов монастырь
Православные храмы и церкви: Церковь Антипия на Колымажном дворе | Храм Архангела Гавриила | Богоявленский собор в Елохове | Церковь Большого Вознесения | Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе | Церковь Воскресения Христова в Кадашах | Храм Воскресения Христова в Сокольниках | Церковь Всех Святых на Кулишках | Храм Всех Святых во Всехсвятском | Храм Григория Неокесарийского| Церковь Зачатия Анны | Церковь Иоанна Воина | Церковь Климента Папы Римского | Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке | Церко.
м | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове | Церковь Святого Георгия в Ендове | Церковь Симеона Столпника на Поварской | Церковь Спаса Преображения на Песках | Храм Тихвинской иконы Божией Матери | Храм Трёх Святителей на Кулишках | Церковь Трифона в Напрудном | Церковь Троицы в Никитниках | Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве | Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве | Церковь Филиппа Митрополита | Храм Христа Спасителя
Храмы Армянской Апостольской церкви: Церковь Святого Воскресения | Армянский храмовый комплекс
Католические храмы: Храм святого Людовика Французского | Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии | Протестантские церкви: Англиканская церковь Святого Андрея | Лютеранский собор Святых Петра и Павла | Лютеранская церковь Святой Троицы | Церковь евангельских христиан-баптистов | Мечети: Мемориальная мечеть на Поклонной горе | Московская соборная мечеть | Синагоги: Московская хоральная синагога | Мемориальная синагога на Поклонной горе

Источник: dic.academic.ru

Из истории


В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде, поскольку   именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского.  Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.


Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Источник: www.msk-guide.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.