Красная площадь в Москве — это всемирно известная достопримечательность нашей Родины, и по праву носит звание одного из красивейших мест планеты. Спросите любого жителя из другой страны — что он знает, или что он слышал о России, и вы услышите: «Москва, Красная площадь…».

Рисунки красной площади в москве

Так исторически сложилось, что именно на этой главной площади России проводились все самые важные события для страны.

Еще со средних веков здесь сначала выстраивались самые крупные торговые ряды, торгующие, и ведущие дела с купцами разных стран света. Гораздо позже здесь оглашались все важные государственные указы, приводились в исполнение казни значительных преступников, которые вошли в историю, пройдя сквозь века.

Буквально в прошлом веке Красная площадь стала плацом для проведения военных и праздничных парадов.

В наши дни Красная площадь также очень популярна — здесь проводятся массовые народные гуляния в честь государственных праздников, и именно сюда стекается основной поток туристов со всей планеты, желающих увековечить на своих фото древнюю красоту и мощь столичной площади.

Непосредственно на территории Красной площади сосредоточены главные украшения столицы, и о них стоит рассказать!

Кремль Москвы


Кремль и Красная площадь неразрывно связаны, так как именно Кремль и положил в основу зарождение площади именно такой, какой мы ее знаем сейчас.

В далеком XV веке здесь случился пожар, страшный по своим последствиям — выгорело все, что могло гореть, остались лишь кремлевские стены и Торг (так называлась в те времена площадь у Кремля).

Рисунки красной площади в москве

Заново отстраивать пожарище не стали, пространство было вычищено, и снесены все старые постройки, а на освободившемся месте развернулась грандиозная тоговая площадка. Сегодняшнее свое имя Красная площадь получила в начале XVII века, и в основу было положено тогдашнее значение слова красный. В старорусском языке словом красный обозначали все красивое, по аналогии, красить значит украшать. А обозначение красного цвета звучало «червонный».

И название было дано по праву — ведь с того времени пространство Красной площади стало застраиваться исключительно красивейшими зданиями, настоящими шедеврами архитектуры, которые ныне составляют изумительный неповторимый ансамбль красоты и стиля!

И конечно, главной жемчужиной площади является Кремль.


Рисунки красной площади в москве

Исстари Кремль являлся средоточием правительственной власти сначала Руси, а в дальнейшем Российской империи, СССР, а сейчас Российской федерации. Помимо своей политической ценности, Кремль является также и историческим памятником архитектуры, с многочисленными достопримечательностями старинной Руси, которые всегда интересно и актуально увидеть!

Храм Василия Блаженного

В далеком XV веке Русь одержала победу над ханом Казани, и в честь такого знакового события был заложен Храм Покрова Пресвятой Богородицы, ставший ныне главным храмом столицы России.

Рисунки красной площади в москве

Возведение Храма восходит ко временам правления исторически знаменитого царя Ивана Грозного, и существует легенда, согласно которой жестокий царь добился от зодчих постройки великолепного собора, а потом издал указ ослепить их, во избежания повторения уникальности возведенного собора.

За всю свою многовековую историю собор изменялся не единожды, многократно пристраивались и перестраивались храмы и башенки, составляющие ансамбль собора. В том же, XVI-ом веке был пристроен десятый по счету храм, который сейчас широко известен под именем Храма Василия Блаженного.


Рисунки красной площади в москве

Собор Покрова Богородицы по своей сути был не только выражением прославления воинских побед Руси, а еще и являлся воплощением непосредственно мощи и величия Третьего Рима, коим было провозглашено Московское царство, считался оплотом православного христианства всех подвластных территорий и областей.

И таинственный религиозный смысл кроется также в особенности расположения башен и храмов полного ансамбля — восемь строений, расположенных в кругу вокруг 9-го главного храма, символизируют 8-ми конечную Вифлеемскую звезду, послание Господу небесному, указующее путь к Спасителю.

В наши дни Храм Василия Блаженного — это действующая церковь, всегда открытая для прихожан. Помимо этого включает в себя музейную ценность, встречая широко открытыми вратами посетителей и туристов. Храм является историческим воплощением российской истории.

Скульптура в честь Минина и Пожарского

Знаменитейший памятник Минину и Пожарскому был возведен в XIX веке, как воплощение патриотизма и дань памяти защитникам Отечества. В 1612 году два человека — Минин и Пожарский в городе Новгород основали ополченческое движение для борьбы с польскими захватчиками, и освободили Москву от оккупации.


Рисунки красной площади в москве

В 1812 году их подвиг решили увековечить в металле, для чего был приглашен архитектор Иван Мартос. На возведение и завершение скульптуры было потрачено 67153 килограмма медного материала.

По завершении скульптуры было принято решение воздвигнуть ее на Родине героев-ополченцев — в Нижнем Новгороде. Но случилась война 1812 года с Наполеоном, и после победы в этой войне, скульптура приобрела более глубокий смысл, в связи с этим памятник было решено оставить в Москве, посреди Красной площади. Как воплощение победы страны над любым захватчиком.

И только спустя века, уже при советской власти памятник переместили к Храму Василия Блаженного, так как Его массивная фигура мешала проводить на площади парады и демонстрации.

Государственный Универсальный магазин (ГУМ)

Здесь же, на Красной площади вы увидите главный универсальный магазин страны, легендарный ГУМ, являвшийся в годы советской власти самым притягательным торговым центром для населения СССР. Еще бы, ведь здесь всегда можно было приобрести дефицитные товары, которых в свое время днем с огнем было не сыскать в остальных магазинах республик и областей!

Рисунки красной площади в москве


Трехэтажное привлекательное здание универсама протянулось своей фасадной частью вдоль Красной площади, занимая примерно 250 метров в длину.

С самого первого дня своего существования, торговый центр использовался по прямому своему назначению — торговле. Во все века здесь размещались самые престижные лавки и торговые ряды, с великим многообразием великолепных товаров, которые привлекали покупателей как из Москвы, так и других регионов России.

В настоящее время ГУМ олицетворяет собой самый красивый и престижный торговый центр, с рядами изумительных товаров. Помимо этого, как и любой уважающий себя торговый центр, предоставляет возможность отдохнуть и развеяться. Здесь немало кафе, любителям эстетики здесь всегда на выбор представлены разнообразные экспозиции, концертные выступления, широкий выбор развлечений.

Приехав сюда зимой, вы найдете перед зданием развернувшуюся широкую ярмарку, и отличный ледовый каток.

Лобное место

Достопримечательность под названием «Лобное место» существует около 5 веков. Изначально площадка использовалась для оглашения всевозможных нововведений и указов царей, провозглашения о всхождениях на престол или прочие важные посты в государстве. И, учитывая массовую доступность места, здесь же выставлялись для поклонения и моления святыням и религиозным ценностям. Толпы народа тогда приходили поклониться святыне, и приложиться устами, моля в душе Бога о прошении или исцелении.


Рисунки красной площади в москве

А непосредственно казни на этом месте проводились лишь самые показательные, очень редко, в самых исключительных случаях. В конце XIX века площадка для глашатаев была незначительно усовершенствована — постамент обнесли перилами, пристроили ступени для подъема на нее, войти на которые теперь уже можно было через кованую дверцу.

Лобное место дожило до наших дней в своем исторически известном виде, и хотя по прямому назначению очень давно не используется, все же является центром притяжения для туристов.

Ведь стоя рядом с этим необычным строением, невольно вспоминаешь все значительные вехи истории России, отмеченные в былые времена именно здесь!

Государственный Исторический музей

Впечатление о красоте и великолепии Красной площади было бы неполным без посещения Исторического музея. Это здание знаменательно уже даже своим внешним видом — постройка выполнена из ярко-красного кирпича, внушительные размеры здания и символические украшения башенок и крыши не позволят пройти мимо, и не остановиться для лицезрения.

Рисунки красной площади в москве

В своем первоначальном виде музей был спланирован как музей Императорской семьи — главное хранилище ценных реликвий истории России.


В годы советской власти музей приобрел свое нынешнее название, и значительно расширил коллекции. Сейчас Исторический музей удивляет и завораживает колоссальным количеством предметов, принадлежащих разным эпохам Российского государства. Период охвата выставленных коллекций с самых древних веков по годы XX-го столетия. И, конечно великое многобразие предметов, принадлежащих семьям царей и императоров страны.

Собор Казанской Божьей матери

Собор Казанской Божьей матери вы сможете увидеть, повернувшись к северной части Красной площади. Здание настолько яркое и приметное, что ошибиться просто невозможно.При этом, нужно отметить, что настоящее сооружение находящееся на Красной площади — это реконструкция когда-то разрушенного древнего деревянного храма.

Рисунки красной площади в москве

За время своего существования собор претерпел многократные переделки, а в 30-х годах прошлого века был уничтожен по приказу Революционного правительства.

Поход ополченцев на польских захватчиков состоялся от собора, с собой войска понесли святыню — репродукцию иконы Божьей матери, призванную защитить спасителей государства от происков врагов. После этого события собор был официально признан церковью военнослужащих, символизирующим память о павших в битвах за Отечество.

Заново возведен храм был в 90-е годы прошлого века.

При подходе к Красной площади вы пройдете сквозь Воскресенские ворота, а посетив в составе экскурсии по Кремлю, сможете увидеть легендарный Монетный двор.

Мавзолей


Безусловно, центральным памятником истории и культуры России выступает Мавзолей В.И. Ленина.

Рисунки красной площади в москве

Это монументальное здание было выстроено специально для тела вождя революции. Сразу же после кончины Ленина были спроектированы два варианта саркофага. Первый был деревянным для временно использования, и возможности всем желающим проститься с телом лидера. Второй проект был возведен уже с выставленным набальзамированным телом Владимира Ильича, но также являлся тестовым вариантом.

И лишь после того, как тело прошло проверку временем на выдержку бальзамирования, соорудили Мавзолей в том виде, который и сейчас присутствует на Красной площади. Здание выполнено из железа и бетона, стены в нем кирпичные и облицовано все мрамором. Надпись на Мавзолее выполнена из материала порфир.

Этот памятник вождю революции до сих пор пользуется популярностью у туристов и гостей столицы.

Красная площадь уникальна по своей сути не только как историческое место для проведения значимых для страны мероприятий, но и внушительным количеством шедевров архитектуры и зодчества, выполненных в разных стилях в разные эпохи. Сама по себе Красная площадь — это величественный монументальный памятник всех времен.

Источник: wikimoskva.ru


Рисунки красной площади в москве
Никольская башня, ворота Московского Кремля (справа) и ров на
месте современного кладбища возле Кремлевской стены и (частично) Красная площадь. Акварель.1800

Рисунки красной площади в москве
Никольская башня Кремля и Алевизов ров (на месте современного некрополя
у кремлёвской стены). Акварель Ф. Я. Алексеева, около 1800-1802

Рисунки красной площади в москве
Кремлевская стена, Троицкий мост, Троицкая и Кутафья башни.

Справа — церковь Николы в Сапожке. 1800-е.
Троицкий мост неоднократно перестраивался. Около 1793 года это было в
последний раз.Некоторые пролеты моста были непроточными и создавали
дамбу на реке Неглинная, поэтому выше Троицкого моста находился пруд
(аналогично, выше по течению находился пруд, созданный дамбой у
Воскресенского моста). Запруды на реке Неглинная использовались в
фортификационных целях.  По мнению историка Москвы И.Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 году,
одновременно с возведением каменных стен Кремля.
Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Построена в 1495-1499гг. . итальянским
архитектором Алевизом Фрязиным.


Кутафья башня сооружена в 1516 году под руководством миланского
архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой
Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и  бойницы для вертикального обстрела штурмующего стены противника, забрасывания его камнями и т.п. В XVI—XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами,  так что вода окружала башню со всех сторон.

Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту. Существуют две версии происхождения названия «Кутафья»: от слова «кут»
укрытие, угол, либо от слова "кутафья", обозначавшего полную,
неповоротливую женщину.Кутафья башня никогда не имела покрытия.
В 1685 году ее увенчали ажурной «короной» с белокаменными деталями. Церковь Николая Чудотворца в Сапожке (в Сапожках) — уничтоженный храм Белого города. Находился до1838 года на небольшой площади — Сапожковой (названа так по по церкви),  Построена в 1648 году. Название в Сапожке (в Сапожках)
церковь получила по храмовой иконе Николая в серебряных вызолоченных
сапожках. В 1837 году Николай I повелел разобрать эту церковь. Кирпич
было предписано использовать для строительства новой домовой Никольской церкви в полукруглой пристройке к Манежу . Манежная Никольская церковь освящена в 1843 году и была разрушена в 1930 году.

Рисунки красной площади в москве
Вид на Собор Василия Блаженного. 1800-02.

Рисунки красной площади в москве
Вид на храм Василия Блаженного с ул. Варварка.

Улица названа в честь Св.Варвары. Церковь Варвары Великомученицы была построена в Москве в
1514 году зодчим Алевизом Фрязиным недалеко от Кремля. Заказ на строительство церкви
поступил от состоятельных купцов-сурожан, так в
старину называли город Судак. В летописи говорится, что церковь возвели
"за торгом, против Панского двора". Что такое Панский двор – точно не
известно, возможно, в этом месте жили поляки, или, как гласит другая,
менее достоверная версия, проживали просто богатые люди. В церкви
находился чудотворный образ Варвары Великомученицы, которую начали
почитать во времена Ивана Грозного. Спустя некоторое время церковь
Варвары Великомученицы приобрела большую популярность в Москве. По имени
церкви и стали называть улицу, на которой она располагалась, а также
угловую башню Китай-города. В 1796 году на основе старого фундамента и
нескольких нижних рядов кладки начали строить новую церковь по проекту
архитектора Родиона Казакова – однофамильца и ученика известного
московского зодчего. Она существует и сейчас.

Рисунки красной площади в москве
Вид церкови  Никола Большой крест на Ильинке1800.

Улица Ильинка – одна из трех главных улиц, располагавшихся на
территории Китай-города, сохранившихся еще со времен древней Москвы. В
14-15 веках улица называлась Дмитровкой (Дмитриевкой) по церкви Дмитрия
Солунского, находившейся на месте Биржи, а в период с 1935 по 1990 год
была переименована в честь Куйбышева.
Ильинкой улицу стали называть в 16 веке по Ильинскому монастырю с церковью Ильи Пророка
(сохранилась до нашего времени), располагавшемуся на Дмитровском Крестце. В 1812 году
Ильинка выгорела при пожаре, а старые торговые ряды дополнительно
пострадали от мины, заложенной в Кремле. Вместо них по проекту Осипа
Бове были построены новые торговые ряды, в стиле ампир. В 1839 году
церковь Дмитрия Солунского снесли, а на ее месте построили здание Биржи,
которое в 1875 году заменили на нынешнее.

Церковь Никола Большой крест  — храм, возведенный в 1680х с пышной
каменной "резью" входившего тогда в моду декора барокко, оказал
несомненное влияние на сложение этого стиля в московской архитектуре.
Подчеркнуто вертикальная композиция церкви, стоящей на подклёте (в XIX
в. — начале XX в. он служил товарным складом торговой фирмы), утвердила
за ней роль пространственной доминанты Ильинки. Потрясающее
душераздирающее стихотворение "на смерть" знаменитой церкви Св. Николая у
Ильинских ворот (в народе — Никола "Большой Крест"), беспощадно и
бесмысслено снёсённой в 1933 — ведь помимо уничтоженных храмов (в
подавляющем большинстве памятников архитектуры) остались и не сломанные.
Стихи написаны тогда же (естественно, "в стол") москвоведом, очевидцем
сноса храма Ю.К. Ефремовым:

"Вчера была церковь. Горда, пятиглава.
Лазурные купы цвели на углах.
Не сдавшие золота для переплава,
Жглись россыпи звездные на куполах.
А нынче — "Ходынка"… На зрелища скупы
Недели и месяцы будничных дел.
А кто-то на царственный звёздчатый купол
Петлю четвертного аркана надел.
Арканный канат доконает, каналья.
А купол уступит, округл, полногруд…
Натянуты лица. Теснили и гнали,
Нет, снова теснимся у каменных груд…
…Корежа. Ломая. Кроша. Подрубая —
Бьют кирки и ломы, грязнят и казнят.
О, как застонала глава голубая!
Как больно ей стало! Натянут канат,
Ещё раз! — Глава подалась, пошатнулась,
Качнулся сияющий золотом крест,
И треск, словно вопль, прокатился вдоль улиц,
И эхо ответ прорыдало окрест.
И выдрана с корнем, оторвана с мясом,
Обрушилась навзничь немая глава,
"И-ах"!- пронеслось по напрягшимся массам,
Услышавшим боль и забывшим слова…

Рисунки красной площади в москве
Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай-города.1800.

Кита́й-го́род —  район внутри китай-городской крепостной стены, пристроенной в1538 году
к угловым башням Кремля — Беклемишевской и Арсенальной. После
разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней
стены Китай-города.  .Китай-город начинается от Красной площади,
граничит на севере с Охотным рядом, Театральным проездом, на востоке
с Лубянкой и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой. Весной 1535г.. был
вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь, причем в работе
участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных. 16 мая 1535
г. состоялась торжественная закладка каменной стены,  Строительством
стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по
последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на
развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаз при сравнении с
Кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками,
рассчитанными на орудийные лафеты. Стена, законченная в
1538 году, имела длину 2 567 м и 12 башен. Первоначально было устроено
четверо ворот, носивших названия: Сретенские (так как выходили на ул.
Сретенку, впоследствии Лубянку), Троицкие (от Троицкой улицы, последняя,
в свою очередь, по церкви Троицы на Старых полях; со времен Алексея
Михайловича улица — Ильинка, ворота — Ильинские), Всехсвятские (у ц.
Всекх Святых на Кулишках, впоследствии Варварские) и Космодемьянские.
Последние вели в Зарядье со стороны Воронцова луга, то есть
построенногно позднее Воспитательного дома (Артиллерийская академия).

Рисунки красной площади в москве

Рисунки красной площади в москве
Ф.Я. Алексеев. Вид на Воспитательный дом в Москве.

В XIX веке эти ворота именовались соответственно Никольские, Ильинские и
Варварские (по выходившим на них улицам); Космодемьянские же были
заложены еще при Софье, в конце XVII в. Никольские ворота также
приобрели название Владимирских, по стоявшей за ними церкви иконы
Владимирской богоматери.В стене Китай-города имелись и двойные ворота —
Спасские (Водяные) у берега Москвы-реки (от них начинался Васильевский
спуск); симметрично им с северной стороны укреплений — Воскресенские,
которые сначала назывались Неглинными, Курятными (по Курятному ряду) или
Львиными (по Львиному двору, где при Иване Грозном содержались львы), а
свое нынешнее название получили в начале XVIII в.; они были известны
также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери с
1669 г. В 1871 г. были сделаны последние проломные ворота, оформленные
башней —  Третьяковский проезд. Стена (кроме небольших участков) была
снесена в 1934 году.Китай-городские стены дважды играли боевую функцию: в
1572 г. при защите от Давлет-Гирея и в 1611—1612 при защите поляками
Москвы от русских ополчений Трубецкого и Минина и Пожарского. В XVIII
веке они утеряли военное значение, и уже при Александре I возникли планы
их сноса, на что сам царь, однако, согласия не дал..

Рисунки красной площади в москве
Вид от Лубянcкой площади на Владимирские ворота Китай-Города, акварель.

Владимирские ворота Китай-города не сохранились, как и остальное,
изображенное здесь Ф.Я.Алексеевым.

Рисунки красной площади в москве
Вид от Лубянки на Владимирские ворота. Масло.

Рисунки красной площади в москве
Вид на Московский Кремль от Каменного моста.

Вот и закончилась наша экскурсия Осталось представить Вам знаменитого
ЭКСКУРСОВОДА  —  Алексеева Федора Яковлевича {1753(4?)-1824}, который по
заданию Павла I  создал цикл этих акварелей, рисунков и полотен. А это
портрет нащего замечательного гида!!!В 1800 году  его отправляют в
Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную
портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками».
Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более
всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с
набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Воспитанный на
пейзажах приморских городов, в Москве художник оказался в непривычной
для себя среде: его обступили приземистые, скученные строения, давила
замкнутость, отсутствие перспективы. В изображении московской
архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г,
«Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле. Соборная
площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской
улицы» 1811 и др.) художник допустил масштабные просчеты и искажения. И
все же, несмотря на недостатки, изображения Москвы принесли художнику
настоящее признание. Его картины ценятся очень высоко. В числе
покупателей – княгиня Голицына, граф Орлов, члены императорской семьи и
сам Александр 1.

Рисунки красной площади в москве
Теребенев Михаил Иванович. Потрет художника и педагога Академии художеств
Федора Яковлевича Алексеева. 

Источник: vladimirtan.livejournal.com

Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, изображен Делабартом с юга на север. Существенно, что за пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор: Делабарт видит Красную площадь не как исторический памятник, но как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершенный по канонам классицизма. Он пишет лишь центральную часть площади, своего рода «площадь в площади». Старые одноэтажные торговые ряды напротив Кремлевской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посредине. С противоположной стороны, у Кремля, возведен симметричный корпус — Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат. В глубине полотна — старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа его фланкируют одинаковые небольшие корпуса с двухэтажными аркадами. Красная площадь еще не замощена (к замостке приступили в 1796 году), но уже освещена поставленными в ряд масляными фонарями на чугунных столбах.

Существование этого ансамбля оказалось недолгим: после пожара 1812 года на месте Новых рядов появился бульвар вдоль Кремлевской стены, а Старые ряды были реконструированы по проекту О. И. Бове и получили ампирную обработку, они были вновь перестроены в 1890–1896 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева. С 1923 года в здании расположен Государственный Универсальный магазин (ГУМ). 

За торговыми рядами виднеются Сенатская и Никольская башни, в центре – Воскресенские ворота и здание Главной аптеки, с 1766 года занятого под библиотеку Московского Университета.

По обеим сторонам площади изображены здания торговых рядов. Справа – одноэтажные торговые ряды, названные «Старыми», когда перед стенами Кремля были возведены аналогичные ряды, получившие название «Новых». 

В серии картин Жерара Делабарта можно увидеть немало женских костюмов.  Один из персонажей его картины «Вид Красной площади в Москве» – невысокая женщина в дорогой одежде – шелковом сарафане, душегрее, отделанной галуном, в широком кокошнике и голубом шелковом платке. Платок сложен углом и наброшен на кокошник, но не заколот под подбородком, а закреплен миниатюрным нарядным бантиком, оформленным как объемная розетка.

Источник: rusmuseumvrm.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.