Памятник Грибоедову посвящен памяти выдающегося русского драматурга А. С. Грибоедовa (1795—1829) и изображает его в полный рост.

Современный адрес памятника Грибоедову в Москве — Чистопрудный бульвар, 6: в самом начале Чистопрудного бульвара у выхода станции метро «Чистые пруды»[1][2].

Авторы памятника: скульптор — А. А. Мануйлов, архитектор — А. А. Заварзин.

Время установки памятника: 1959 год, к 130-летию со дня смерти великого русского литератора[1][2][3][4].

Собственно, основным занятием для себя А. С. Грибоедов считал не столько литературу, сколько дипломатическую работу. Он происходил отнюдь не из богатого рода, и служба расценивалась им как основной материальный доход. Тем не менее, как выходец из приличной дворянской семьи он много «баловался» и литературной деятельностью, и композиторской, сочиняя романсы, и всем, что входило в обязательные навыки светских молодых людей России начала 19 века.


А. С. Грибоедов погиб, когда ему было 34 года, в Персии, неся службу в Русской миссии в Тегеране (Персия). В 1829 году Русское посольство там было разгромлено. Обстоятельства разгрома русской миссии в Тегеране трактуются по-разному. Но при всех случаях убиты оказались почти все. Не избежал этой участи и А. С. Грибоедов[2]. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в «четвертной» дуэли с А. И. Якубовичем — та самая знаменитая дуэль, так глупо начатая из-за красавицы танцовщицы Петербургской императорской труппы Авдотьи Истоминой.

Но не государева служба вознесла его имя на вершину русской славы. Именно литература сделала имя А. С. Грибоедова бессмертным. Он сочинил несколько произведений (комедии «Молодые супруги» — 1815, «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром) — 1818; музыкальный водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — 1824, совместно с П. А. Вяземским; стихи, романсы), но главное место в его творчестве заняла пьеса «Горе от ума», завершенная в 1825 году, значение которой стало непреходящим для всей русской культуры. Пьеса, долгое время запрещенная царской цензурой к постановке, потом стала классикой русской литературы.


И памятник Грибоедову поставлен именно как литератору.

Статуя самого Грибоедова, сделанная из бронзы[5], расположена на высоком постаменте, благодаря чему его образ воспринимается возвышенно и величественно[1][4]. Это типичная структура, характерная для памятников советского периода. Взгляд скульптурного Грибоедова задумчив и серьезен, что тоже соответствовало стилю эпохи создания.

В нижней части постамента авторы разместили героев выдающейся пьесы писателя «Горе от ума»[2][4][5].

Когда-то совсем рядом с этим местом, между Чистопрудным и Сретенским бульварами[6], а возможно, и в начале Чистопрудного бульвара (то есть — почти на том самом месте, которое теперь занимает памятник Грибоедову; точное место так и не было установлено[7]), стоял другой памятник: в 1918 году был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину (1814—1876), построенный по проекту скульптора Б. Д. Королёва[7] (некоторые источники ошибочно называют его М.


валев[5][8]). 8-метровый Бакунин был исполнен в абстрактно-футуристической манере, свойственной этому скульптору-авангардисту, в «кубофутуристическом» виде[7][9], что вызывало недопонимание и недовольство со стороны зрителей. В результате памятник знаменитому анархисту был убран[6], причем очень быстро, не успев просуществовать даже месяца[7]. Это был единственный в Москве памятник в духе кубофутуризма и первый памятник, уничтоженный по формально-стилистическим соображениям[9].

Только через десятилетия эта скульптура была оценена более достойно, «Независимая газета» в 2000 году написала: «Фотография кубистической скульптуры — уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе»[7] (подробнее см. ст. Памятник Бакунину в Москве).


Прошло еще сорок лет, прежде чем это место в начале Чистопрудного бульвара обратило на себя московских чиновников, и его решено было отдать памятнику Грибоедову.

Кстати, сам он какое-то время жил неподалеку от места нынешнего своего постамента[1] — в доме № 42 по Мясницкой улице[6].

Ныне напротив памятника Грибоедову сделан небольшой искусственный пруд, который подпитывается водой из городского водопровода. Посредине пруда стоит скульптура цапли. Правда, многие упорно называют ее журавлем[8]. Всё это к памятнику не имеет отношение, но составляет его красивое обрамление.

Источник: cyclowiki.org

Памятник А.С. Грибоедову на Чистых прудах, 1959 год, скульптор Аполлон Александрович Мануйлов, архитектор Александр Алексеевич Заварзин.

Памятник поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову появился в Москве в год 130-летия со дня его трагической гибели в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году.


Памятник поставлен на Чистопрудном бульваре, хотя, дом, где родился Александр Сергеевич, фактически больше реплика, чем подлинник (реставрация в 1970-х, к тому же времени относится пожар, уничтоживший верхний этаж), находится на Новинском бульваре. Экономист Б.Л. Маркус вспоминал: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Однако, позже, памятник, как известно, поставили совсем не на Новинском бульваре.

Памятник на бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему, образ драматурга выглядит весьма величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя «Горе от ума», а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги». Петр Чаадаев писал о пьесе, что «никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха». Пьеса буквально разобрана была на цитаты и до сих пор любой образованный человек с легкостью продолжит фразы «все врут….», «минуй нас пуще всех печалей и…», «что за комиссия, Создатель…» и «счастливые часов…»


Кстати, у москвичей был шанс встречаться не «у Грибоедова», а «у Бакунина». В 1919 году почти на том же месте, где ныне стоит памятник Грибоедову, появился другой памятник – в духе кубофутуризма – основоположнику анархизма Михаилу Бакунину. Луначарский вспоминал: «В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую-то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника. Если я не ошибаюсь, памятник сейчас же по открытии его был разрушен анархистами, так как при всей своей передовитости анархисты не хотели потерпеть такого скульптурного „издевательства“ над памятью своего вождя». Примерно через месяц после установки (по другим данным, через год) памятник был снесен.

Источник: um.mos.ru

История создания памятника

Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он – человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый.


е мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.

Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»

Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. Бронзовая скульптура литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.


Памятник Грибоедову на «Чистых прудах»: как добраться на общественном транспорте?

Благодаря своей высоте этот монумент замечательно виден с большого расстояния. Своим ходом до памятника проще всего доехать на метро. Очень часто в современных путеводителях данную достопримечательность можно найти обозначенную как: «Чистые пруды», памятник Грибоедову». Выход из метро ближайший к монументу находится на Чистопрудном бульваре. Точный адрес достопримечательности: Чистопрудный бульвар, 6.

Отзывы туристов и жителей Москвы о достопримечательности

На величественную скульптуру А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре приезжают посмотреть многие гости столицы. Памятник притягивает всех ценителей творчества писателя, интересен он и с художественной точки зрения. Москвичи часто используют его как ориентир и назначают встречи «у Грибоедова». Особой популярностью пользуется этот монумент у влюбленных. Сложно точно сказать, откуда взялась традиция назначать в этом месте романтические свидания. Вероятно, причиной тому сама атмосфера района Чистых прудов, располагающая к прогулкам и беседам.


м образ Александра Сергеевича сложно назвать романтическим. В браке со своей женой Ниной Грибоедовой-Чавчавадзе он прожил счастливо совсем недолго. При этом вдова выдающегося деятеля была известна тем, что носила траур по трагически погибшему мужу всю жизнь и так и не встретила нового спутника жизни. Туристы из других городов и стран, посетившие памятник Грибоедову на «Чистых прудах», отмечают красоту и оригинальность исполнения данной скульптуры. Отдельного внимания заслуживает сам постамент, украшенный изображениями героев гениального произведения писателя. Увидеть собственными глазами данный памятник обязательно стоит. Что особенно приятно, благодаря расположению монумента его посещение легко сочетать с экскурсиями к другим достопримечательностям или развлекательной прогулкой по Москве.

Источник: FB.ru

Памятник Грибоедову посвящен памяти выдающегося русского драматурга А. С. Грибоедовa (1795—1829) и изображает его в полный рост.

Современный адрес памятника Грибоедову в Москве — Чистопрудный бульвар, 6: в самом начале Чистопрудного бульвара у выхода станции метро «Чистые пруды»[1][2].


Авторы памятника: скульптор — А. А. Мануйлов, архитектор — А. А. Заварзин.

Время установки памятника: 1959 год, к 130-летию со дня смерти великого русского литератора[1][2][3][4].

Собственно, основным занятием для себя А. С. Грибоедов считал не столько литературу, сколько дипломатическую работу. Он происходил отнюдь не из богатого рода, и служба расценивалась им как основной материальный доход. Тем не менее, как выходец из приличной дворянской семьи он много «баловался» и литературной деятельностью, и композиторской, сочиняя романсы, и всем, что входило в обязательные навыки светских молодых людей России начала 19 века.

А. С. Грибоедов погиб, когда ему было 34 года, в Персии, неся службу в Русской миссии в Тегеране (Персия). В 1829 году Русское посольство там было разгромлено. Обстоятельства разгрома русской миссии в Тегеране трактуются по-разному. Но при всех случаях убиты оказались почти все. Не избежал этой участи и А. С. Грибоедов[2]. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в «четвертной» дуэли с А. И. Якубовичем — та самая знаменитая дуэль, так глупо начатая из-за красавицы танцовщицы Петербургской императорской труппы Авдотьи Истоминой.

Но не государева служба вознесла его имя на вершину русской славы. Именно литература сделала имя А. С. Грибоедова бессмертным. Он сочинил несколько произведений (комедии «Молодые супруги» — 1815, «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром) — 1818; музыкальный водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — 1824, совместно с П. А. Вяземским; стихи, романсы), но главное место в его творчестве заняла пьеса «Горе от ума», завершенная в 1825 году, значение которой стало непреходящим для всей русской культуры. Пьеса, долгое время запрещенная царской цензурой к постановке, потом стала классикой русской литературы.

И памятник Грибоедову поставлен именно как литератору.

Статуя самого Грибоедова, сделанная из бронзы[5], расположена на высоком постаменте, благодаря чему его образ воспринимается возвышенно и величественно[1][4]. Это типичная структура, характерная для памятников советского периода. Взгляд скульптурного Грибоедова задумчив и серьезен, что тоже соответствовало стилю эпохи создания.

В нижней части постамента авторы разместили героев выдающейся пьесы писателя «Горе от ума»[2][4][5].

Когда-то совсем рядом с этим местом, между Чистопрудным и Сретенским бульварами[6], а возможно, и в начале Чистопрудного бульвара (то есть — почти на том самом месте, которое теперь занимает памятник Грибоедову; точное место так и не было установлено[7]), стоял другой памятник: в 1918 году был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину (1814—1876), построенный по проекту скульптора Б. Д. Королёва[7] (некоторые источники ошибочно называют его М. Ковалев[5][8]). 8-метровый Бакунин был исполнен в абстрактно-футуристической манере, свойственной этому скульптору-авангардисту, в «кубофутуристическом» виде[7][9], что вызывало недопонимание и недовольство со стороны зрителей. В результате памятник знаменитому анархисту был убран[6], причем очень быстро, не успев просуществовать даже месяца[7]. Это был единственный в Москве памятник в духе кубофутуризма и первый памятник, уничтоженный по формально-стилистическим соображениям[9].

Только через десятилетия эта скульптура была оценена более достойно, «Независимая газета» в 2000 году написала: «Фотография кубистической скульптуры — уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе»[7] (подробнее см. ст. Памятник Бакунину в Москве).

Прошло еще сорок лет, прежде чем это место в начале Чистопрудного бульвара обратило на себя московских чиновников, и его решено было отдать памятнику Грибоедову.

Кстати, сам он какое-то время жил неподалеку от места нынешнего своего постамента[1] — в доме № 42 по Мясницкой улице[6].

Ныне напротив памятника Грибоедову сделан небольшой искусственный пруд, который подпитывается водой из городского водопровода. Посредине пруда стоит скульптура цапли. Правда, многие упорно называют ее журавлем[8]. Всё это к памятнику не имеет отношение, но составляет его красивое обрамление.

Источник: cyclowiki.org


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.