Бронзовый Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году он был перемещён на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

  • 1 Описание
  • 2 История создания
  • 3 Надписи на пьедестале
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Описание

Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув несколько вперёд левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу, голова немного наклонена. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. На памятнике подобающая надпись и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».[1]

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.

История создания


В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 13 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и к 1880 году удаётся собрать около 106 тыс. рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Михайловичу Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.[2] К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне[2]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника.

Надписи на пьедестале


Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[3]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:


  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

См. также

  • Памятник А. С. Пушкину

Источник: dic.academic.ru

Слова Белинского написаны на доске: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающими развиваться в сознании общества».

– Ребята, сегодня мы с вами вновь произносим имя великого поэта. Что значит имя Пушкина для каждого из вас? Попробуйте продолжить слова Белинского.

– Мы с вами будем учиться составлять письменные высказывания – описание памятника Пушкину в Москве. Работать мы будем по скульптуре Опекушина. Мы должны будем определить основную мысль нашего описания, высказать свое отношение к данной скульптуре.


Решение создать памятник Пушкину было принято в 1860, когда отмечалось 50- летие Лицея. В течение 1873-1875 было проведено 3 конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой Опекушина.

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 в Ярославской губернии, в семье крепостного крестьянина.

Лучшей была признана одна из его моделей, соединившая в себе «с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Изготовление натуральной гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж заняли ещё 5 лет.

6 июня 1880 состоялось торжественного открытие памятника. Его установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь. В 1950, после того как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади.

– Как местоположение скульптуры влияет на ее содержание, на характер модели? (Пространство Тверского бульвара подчеркивает монументальность модели)

– Что такое монумент? (Большой памятник)

Давайте посмотрим на памятники, выскажем свое отношение к скульптуре. Какое настроение вызывает у вас скульптурный лик поэта? (Пушкин грустный, задумчивый, он будто одинок среди людей)

– Какова поза поэта, как передано движение (обратите внимание на плащ, складки одежды). Почему это так важно? (Мастерски вылепленные складки одежды позволяют ощутить светотеневую проработку, что имеет значение, когда рассматриваешь памятник издали)


– В каком положении находится голова? (Небольшой наклон придает памятнику завершенность, усиливает сам образ поэта) Работая над чертами лица Опекушин использовал посмертную маску поэта.

Обратите внимание на выражение лица Пушкина, на положение его рук, ног. Чего добивается скульптор? (Пушкин изображен идущим, хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных концах города. Эти прогулки помогали ему размышлять)Один из искусствоведов так комментирует творческие поиски скульптору: «По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия «Брошу ли я вдоль улиц шумных…»:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумный,
Я предаюсь моим мечтам.

Памятник стоит на пьедестале – это основание памятника. Он изготовлен из темно-серого и темно-красного гранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

– Что ещё можно видеть на постаменте? (Лиру и лавровый венок, символизирующие заслуги поэта перед народом)

Памятник окружают бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника, выполненных по проекту Богомолова. Памятник окружен цепями, которые, по мнению М.Цветаевой, цепи –это «круг николаевских рук, никогда обнявших поэта, на никогда и не выпустивших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю. Высота памятника составила 11 метров.


– А теперь мы вспомним, какие типы речи вам известны? Вы должны определить, к какому типу речи нам текст будет относиться? (повествование, описание, рассуждение, комбинированные, наш текст- описание)

В каком стиле речи вы будете создавать свой текст?

А теперь необходимо составить план:

  1. история создания памятника,
  2. замысел художника,
  3. воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении,
  4. отношение народа к памятнику.

А теперь поработаем над словами, которые помогут нам написать сочинение:

Лицо – склоненное, сосредоточенное, грустное, приветливое.

Складки плаща – спадающие,

Обратите внимание на написание и значение слов:

Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

Статуя – скульптурное изображение человека, животного.

Ваять – подберите однокоренные слова, синонимы, антонимы.

Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Образец сочинения:

Идея создания памятника Пушкину родилась в 1843 году у Белинского. В 1872 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы. Лучшим был признан проект, предложенным А.М. Опекушиным – скульптором, родившимся в 1838 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. На открытии монумента, состоявшего шестого июня 1880 года, присутствовали известные писатели того времени: Достоевский, Тургенев.


Памятник, созданный Опекушиным, показывает нам Пушкина в минуту вдохновения. На слегка склонённом лицо поэта мы можем прочитать задумчивость, сосредоточенность, даже грусть. Кажется, как раз в этот момент рождаются его гениальные стихи.

Памятник показывает Пушкина в зрелом возрасте. На пьедестале – строки из стихотворения, написанного поэтом в последние годы его жизни:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

На постаменте мы можем увидеть лиру и лавровые ветки. Лира символизирует творчество, а ветви лавра – заслуги поэта.

Глядя на статую, поражаешься, как прекрасно передал автор в бронзе фигуру, складки одежды Пушкина. Работая над чертами лица поэта, А.М. Опекушин использовал его предсмертную маску, поэтому они воспроизведены с удивительной точностью.

Опекушин изобразил Пушкина на прогулке. На это указывает складки плаща, слегка выставленная вперед нога. Вокруг монумента – фонари пушкинской эпохи, уютный скверик. Кажется, поэт идет по своему любимому городу.


Памятник окружен цепями. М.Цветаева пишет, что эти цепи – «круг николаевских рук, никогда не обнявших поэта, но никогда и не выпускавших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю.

Я думаю, мало найдется людей, которые бы не знали памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. В России есть много памятников величайшему поэту, но этот признан одним из лучших. У него всегда лежат живые цветы. Это дань уважения и любви народа к поэту.

Источник: urok.1sept.ru

Описание памятника

Памятник Пушкину на Тверском бульваре

Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.

Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.

На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.

Памятник Александру Пушкину в Москве


В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.

Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года – к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.

Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.

Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.

На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ.


за отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок – символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо «Что в мой жестокий век восславил я свободу» тогда написали «Что прелестью живой стихов я был полезен». Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.

В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.

На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.

Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии «Сооруженъ въ 1880 году».

В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сбор средств

Описание памятника Пушкину

Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.

Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.

В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.

История Москвы

Описание памятника пушкина в москве

Поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.

Улица Тверская – это центр жизни столицы России. На пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара находится площадь, названная в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В центре находится монумент, возведенный в конце 19 столетия. Это одно из редких сооружений, раскрывающих глубокую мысль и душу русского прозаика и поэта. Памятник находится в числе лучших московских достопримечательностей.

Александр Сергеевич Пушкин предстает пред нами, погруженный в свои мысли. Он будто идет по московским улицам, задумавшись, положив правую руку на сюртук. Его мысли обращены к сочинению нового произведения. Он останавливается на мгновение, а затем вновь продолжает путь. На Пушкине широкий плащ, надетый на длинный сюртук. Он стоит, немного наклонив вперед голову, а левой рукой держит высокую модную на то время шляпу. Этот многозначительный наклон свидетельствует о завершенности контура памятника.

Скульптору удалось добиться выдающейся пластической выразительности благодаря русской и мировой классическим традициям.

Памятник производит впечатление благодаря своей внешности и качеству исполнения: поза естественна, линии мягкие, а лицо похоже на пушкинские портреты. Но помимо лицевого сходства скульптор передает в своем творении сущность великого мастера слова. Вглядываясь в этот наполненный движениями монумент, зрителю кажется, что еще мгновение, каменное изваяние оживет и поэт заговорит со своими созерцателями.

Общая высота памятника составляет одиннадцать метров. Его создатели грамотно выбрали масштаб: скульптура выглядит пропорционально фигуре человека с разных ракурсов. Монумент характеризуется своими тонкими ступенями, слегка приподнятым цоколем, невысокими трибунами вдоль основания памятника и гирляндами из литых лавровых листьев между ними. На лицевой части памятника находится ручка и венок.Особое впечатление памятник вызывает в сумерках. На фоне темнеющего неба, на заднем плане видны старинные литые фонари, являющиеся московской достопримечательностью.Место для монумента было выбрано не случайно, ведь Пушкинская площадь – это одно из самых «представительных» мест в Москве, а А.С. Пушкин был настоящим москвичом, родившимся в этом прекрасном городе и полюбившего его всем сердцем.

История создания

Опекушин - автор памятника Пушкину

В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.

Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.

Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.

История создания[править | править код]

Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский[2][3].

Проект М. М. Антокольского, 1875 год

Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке[4].

К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне[4]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры[5].

Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов[6].

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

— В. Катаев. «Алмазный мой венец».

Открытие монумента

Фото памятника Пушкину

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

6 июня 1880 года в Москве был торжественно открыт памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину История создания

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.

В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.

Скульптор Александр Михайлович Опекушин

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину (1838-1923), талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.

Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.

Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.

После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.

Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.

Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Памятник А.С.Пушкину на фоне Страстного монастыря
В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом: старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника, исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную, двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Первоначально памятник Пушкину был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. В 1950 году Пушкинская площадь была реконструирована, и памятник перемещён на нынешнее его место. Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе. Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов. Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники. Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника. Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года. (см. подробнее: Суслов И. М. Памятник Пушкину. М., 1983 — серия «Биография московского памятника»).

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак. Валентин Катаев

Страстной 3-го класса необщежительный женский монастырь (построен в 1654 году во имя Страстной иконы Божией Матери) находился на Страстной, ныне (с 1931) Пушкинской площади в Москве. Закрыт большевиками в 1928 году, с 1929 года в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году все здания монастыря были снесены, в их числе главный храм — собор во имя Страстной иконы Божией Матери.

Как добраться?

Где находится памятнику Пушкину в Москве

Из этой статьи вы также узнаете, где находится памятник Пушкину в Москве. Он расположен в российской столице на Пушкинской площади.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, то проще всего доехать на метро до станций «Тверская» или «Пушкинская». Оттуда до памятника рукой подать, он самый заметный объект на всей площади. Через остановку проходят автобусы №№ 10, 101 и 904.

Надписи на пьедестале[править | править код]

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[7]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал.

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Автор монумента

Памятник Пушкину - символ Москвы

Автор памятника Пушкину в Москве — знаменитый отечественный скульптор Александр Опекушин. Сам он родом из Ярославской губернии. Еще в детстве проявил незаурядные способности, поэтому оказался в мастерской скульпторов в Санкт-Петербурге.

Интересно, что родился он крепостным, поэтому, чтобы учиться в академии художеств, ему пришлось откупаться. Вольную он получил в 1859 году, когда ему исполнился 21 год, а еще через два года женился.

Описание памятника Пушкину в Москве, сделанное Опекушиным, больше всего понравилось комиссии, которая определяла автора скульптуры. Это стал один из его самых известных проектов. Среди них также можно выделить памятник адмиралу Грейгу, который был открыт в 1873 году, монумент поэту Лермонтову, появившийся в Пятигорске в 1889 году, Александру II в Ченстохове и Рыбинске.

Как Пушкину даровали «второе рождение»

Сегодня представить Москву без памятника Александру Сергеевичу Пушкину практически невозможно. А ведь до 1880 года такого памятника даже по определению быть не могло: чтобы поэту поставить памятник?! Он же не государственный или политический деятель…

Впервые с идеей почтить память поэта к правительству обратился друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский. Идею даже поддержал Николай I, и она была облачена в форму «народного памятника», который было предложено установить в селе Михайловском, в любимом месте поэта. Начался сбор средств, но успеха проводимое мероприятие не принесло.

Вторая попытка оказалась более удачной. Ее инициировали лицеисты пушкинского выпуска. Правительство идею опять-таки поддержало, но денег не дало. Главным вдохновителем сбора средств стал бывший лицеист Яков Грот. За три года с его помощью было собрано свыше 100 тысяч рублей. И именно это позволяет сегодня говорить, что памятник Пушкину создали на народные деньги.

Описание памятника пушкина в москве

Работы над мемориалом были возложены на талантливого скульптора Александра Опекушина. Он выполнил множество моделей фигуры поэта. Выбрана была именно та, что уже 137 лет украшает Пушкинскую площадь в Москве.

Первоначально памятник решили открыть в день рождения Царскосельского лицея, 19 октября 1879 года, но оказалось, что на монументе имеются повреждения, исправить которые к утвержденной дате не успевали. Тогда памятник решили открыть в 1880 году, в день рождения поэта, 26 мая. Здесь опять вмешались обстоятельства – в стране был траур по императрице Марии Александровне, супруге Александра II.

В итоге 6 июня 1880 года в присутствии огромного количества народа памятник был торжественно открыт. Российская восторженная общественность назвала это мероприятие «вторым рождением» поэта.

Описание памятника пушкина в москве

При открытии памятника вокруг были установлены белые щиты с названиями произведений великого поэта. Были раскуплены все ландыши и фиалки, ими забрасывали пьедестал монумента. Вечерним украшением стала иллюминация. На торжествах выступили известные российские писатели. Среди них были Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский, который произнес вдохновенную речь.

В 1936 году Москва готовилась к 100-летию со дня смерти Пушкина, и было принято заменить исправленный текст стихотворения, который поместили на памятник в царское время, на оригинальный:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

Первоначально, когда в 1880 году устанавливался памятник, он находился в глубине бульвара, на некотором удалении от Тверской улицы, что как бы изолировало его от открытого пространства. В 1950-м происходила реконструкция Пушкинской площади, и было принято решение перенести памятник на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Сотни москвичей собрались посмотреть, как ночью будут передвигать одиннадцатиметровую статую Пушкина на другую сторону улицы Горького и разворачивать в нужном ракурсе. Памятник передвинули на 104,4 метра и развернули на 180 градусов.

Описание памятника пушкина в москве

Установка памятника в Москве дала старт увековечиванию памяти поэта по всей стране и даже миру. Александр Сергеевич за границей никогда не был (если не считать его путешествия в город Эрзурум в июне 1829 года, который на тот момент ненадолго перешел под власть России, но уже в сентябре 1829 года, согласно Адрианопольскому миру, город был возвращен Османской империи), но его слава перешагнула пределы нашей страны. В наши дни более чем в 40 странах мира установлены самые разные памятники: от скромных бюстов до грандиозных творений великих скульпторов. По примерным подсчетам, общее количество бюстов поэта и памятников превышает 190.

Статуи Пушкина в других городах

Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.

В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.

Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.

11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Монумент в праздничном вечернем освещении, © HombreFeliz

Источник: jiyuu.su

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.

11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Как добраться

Памятник Александру Сергеевичу Пушинку расположен в пешей доступности от трех станций метро. До «Пушкинской» можно доехать по Таганско-Краснопресненской ветке, от станции «Чеховская» по Серпуховско-Тимирязевской линии, а от станции «Тверская» по Замоскворецкой линии. От любой из этих остановок до монумента дойти труда не составит: нужно только осмотреться, и он обязательно попадет в поле зрения.

Также рядом с Памятником находится автобусная остановка «Пушкинская площадь», добраться до которой можно на автобусе м10. И остановка «Метро Чеховская», где останавливаются автобусы, А, № 15. От «Метро Чеховская» нужно пройти по Страстному бульвару в сторону Пушкинской площади и повернуть направо на улицу Тверскую.

Тем, кто не боится пробок и предпочитает передвигаться на такси, можно обратиться в службы Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др., или вызвать такси через приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber или Kiwitaxi.

Памятник Пушкину в Москве на панораме Google-карт

На видео Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Источник: www.tourister.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.