Большой театр — один из крупнейших театров России и самый известный театр Москвы, ставший культурным символом города. Будучи одной из главных достопримечательностей столицы, Большой театр завоевал любовь публики не только за свои достижения в опере и балете, но и как важный архитектурный объект, формирующий облик города.

 

В действительности, немногие из посещавших город туристов бывали внутри Большого театра, но практически каждый видел его снаружи: вид Театральной площади со зданием театра — один из классических "открыточных" видов Москвы.

 

Современное здание Большого театра было построено в 1853-1856 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса в стиле классицизма с оглядкой на сгоревшее предыдущее, выполненное по проекту архитекторов Осипа Бове и Андрея Михайлова. В 2005-2011 годах здание реконструировали, сохранив главный и боковые фасады.


 

Главный фасад здания с двускатной крышей симметричен и отличается лаконичным, но богатым внешним видом: нижний ярус украшен пилястрами и рустовкой, выше слева и справа размещены барельефы с изображением античных актёров и музыкантов (практически одинаковые, но отличающиеся в мелких деталях), фронтон украшен двуглавым орлом в окружении двух грифонов. Спереди выдаётся массивный восьмиколонный портик, фронтон которого украшен барельефными изображениями муз — покровительниц искусства — с лирой. Портик венчает знаменитая бронзовая квадрига Аполлона (покровителя искусств и предводителя муз) работы Петра Клодта, крупно изображённая на 100-рублёвой купюре и ставшая сама по себе одним из символов Москвы. Также барельефные изображения муз с лирой можно обнаружить в орнаменте фриза, а позади колоннады на фасаде размещены 2 скульптуры муз (с лирой и тимпаном) и 7 барельефных масок, изображающих эмоции, в окружении путти. Задний фасад был сильно перестроен и осовременен в 2005-2011 годах и демонстрирует смешение стилей.

 

По бокам здания проходят изящные чугунные галереи с фонарями.

 

 

История Большого театра


История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать "театральные всякого рода  представления, <…> концерты, воксалы и маскарады". Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.


 

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

 

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

 

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса.
конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

 

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением "Торжество муз", сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

 

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел.


жар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

 

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

 

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

 

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

 

 

Половые органы Аполлона



После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

 

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.

 

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

 

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.


 


 

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

 

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число "обязательных" к посещению туристами.

 

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро "Театральная" Замоскворецкой линии.

Источник: mosprogulka.ru

Государственный академический Большой театр входит в число крупнейших российских театров оперы и балета. Помимо этого он имеет огромное значение для мирового театрального искусства. Большой театр находится на Театральной площади в центральной части города Москвы. Театральный комплекс относится к объектам культурного наследия народов России, и включает в себя Большой театр, музей и здание исторической сцены.  


Этапы создания Большого театра  

Знаменитый театр был основан 17 марта 1776 года руководителем творческого коллектива губернским прокурором П. В. Урусовым. Пётр Васильевич заручился поддержкой императрицы, и вскоре в частном театре начали показывать постановки в качестве городских увеселительных мероприятий.  

Талантливым артистам из труппы Урусова удалось удивить Екатерину II, и она с радостью разрешила князю построить на берегу реки Неглинки здание из дерева. В этом месте появился театр, который прозвали Петровским в честь улицы, расположенной рядом. Вскоре после открытия все помещения по трагической случайности были полностью уничтожены огнём.  

Строительство нового театра началось при помощи английского инженера Майкла Меддокса. Руководил процессом архитектор Христиан Розберг. На постройку из кирпича высотой в три этажа понадобились полгода и около 130 тысяч серебряных рублей.  

Спустя четверть века 8 октября 1805 года произошёл пожар, после которого архитектор К. И. Росси создал проект нового театра. В тот период бездорожье возле Петровского театра ликвидировали: Театральная площадь была вымощена, стала ровной и красивой. Возведенную постройку сожгли во время Отечественной войны 1812 года.  

Театр вновь был построен на том же самом месте через 13 лет после печальных событий. Руины превратились в большое здание изумительной красоты. Талантливые артисты выступали здесь вплоть до весны 1853 года, пока театр опять не был сожжен. От величественной постройки остались лишь несущие стены из камня.  


Петровский театр был восстановлен в течение трех лет под руководством архитектора Альберта Кавоса. Из сохранившихся воспоминаний того времени известно, что театр выглядел очень привлекательно за счёт гармоничного сочетания отдельных частей. Само здание одновременно было лёгким и величественным. Эти удивительные черты Большого театра жители и гости Москвы замечают и сегодня.  

Театр после восстановления 

Открытие театра произошло 20 августа 1856 года. Альберт Кавос полностью перестроил здание, сделав его выше на два метра. Главный фасад приобрёл черты классицизма: выразительность, лаконичность и множество крупных деталей.  

Архитектура и особенности фасада 

Театру придали торжественный вид за счёт абсолютно симметричных украшений и портика – восьми колонн из белого камня. Приближаясь к театру, невозможно не заметить скульптуру Петра Клодта, изображающую колесницу с четверкой бравых лошадей. Они будто скачут по небу, а управляет ими покровитель искусств Аполлон. На главном фасаде из архитектурного декора сделан только квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом. 


Колесница Большого театра

Над главным портиком появился ещё один фронтон, закрывающий зал с декорациями. На нем в гипсе изобразили государственный герб России в виде двуглавого орла. Здание украсили снаружи различными скульптурами и встроенными декоративными нишами. Все заезды обустроили для карет, а рустованный фасад выкрасили в песочный цвет. На просторной площади театр выглядел по-настоящему грандиозно. 

Зрительный зал 

Создатели театра позаботились об удобстве всех зрителей во время просмотра спектаклей. В зале на шести ярусах расположились места для 2300 человек. Помещение по своей форме напоминало скрипку: широкая часть сужалась в сторону расположения оркестра. Планировка театра была тщательно продумана Альбертом Касовом, чтобы обеспечить хорошую акустику. Для этого архитектор оригинальным образом поменял кривизну стен, а потолку придал плоскости.  

Обшивкой панелей выступала резонансная ель. Сценическое пространство в форме портала расширили и сделали во весь зал, а также Оборудовали в нём акустические полости. Оркестровую яму сделали более глубокой и широкой. Для усиления звука всю лепнину изготовили из папье-маше.  


В Большом театре превосходно сочетаются ренессанс и византийский стиль. Интерьер, в котором снежно-белый сменяется золотисто-малиновым великолепием, до сих пор вызывает немало восхищения. Потолок зала украшен огромной французской люстрой с подвесками из хрусталя. Вокруг неё изящно расположилась художественная роспись. В центральной части фойе находится вход в Императорскую ложу с гербовой фигурой в форме орла. Дверь помещения будто опирается на Атлантов, сделанных по особенной технологии. Здесь же представлен императорский вензель Николая II.  

Реконструкции театра

История Большого театра – это череда реконструкций и восстановлений. В эпоху СССР в здании был выполнен капитальный ремонт, и укреплен фундамент. Театр был подключён к электросетям города, а затем появилась телефонная связь. Последняя реконструкция была закончена не так давно – в 2011 году. В процессе переделки здание углубили, что позволило обустроить под Театральной площадью ещё один зал для показа спектаклей и репетиций.

Подземный концертно-репетиционный зал Большого театра в Москве

Подземное помещение расположено под фонтаном, и имеет сложную структуру с множеством уровней. При строительстве использовались современные технологии, сделана качественная звукоизоляция. В зале работают технические приборы, которые устанавливают на круизных лайнерах. Стены высокотехнологичного концертного зала можно передвигать, а перегородки между помещениями изготовлены из прочного стекла. Все предметы в сценическом пространстве возможно поднять, опустить, переместить или убрать совсем. Переставляют элементы зала с помощью специального пульта. Уровни в помещении можно менять местами: поднимать оркестр или хор или опускать главную сцену при необходимости. 

Реконструкция Большого театра

В нишах с главной стороны театра воссоздали статуи древнегреческих муз Терпсихоры и Эрато. Здание стало более крепким и современным, но при этом театру был возвращён тот восхитительный вид, который был в начале его истории. В рамках восстановления был полностью заменён фундамент, а главный фасад строители сделали длиннее на шесть метров и покрыли краской бежевого оттенка. Общая площадь театра увеличилась вдвое, и теперь составляет 80000 квадратных метров. Большой театр был оборудован 13 новыми лифтами для посетителей.  

Фойе и залы

Белое Фойе после реконструкции поменяло свое название и стало Главным. Здесь были восстановлены росписи в оригинальной технике «гризайль», имитировавшие объем декоративной лепнины. Освещение в фойе происходит за счёт трёх роскошных люстр. Зеркальные стены делают помещение ещё более просторным и светлым. Изысканная деталь Главного фойе – белый рояль, изготовленный по специальному заказу. Особого внимания заслуживает вход в фойе, к которому ведёт нарядно украшенная лестница с необычными вазами из алебастра.

Фойе Большого театра  

Роскошь Большого театра не ограничивается сценой и зрительными залами, а продолжается в других помещениях: двух Императорских Фойе, а также Экспозиционном, Хоровом и Круглом залах. Поразительная акустика – ещё одна отличительная особенность залов Большого театра. Если человек встанет в центр помещения и скажет какую-либо фразу, то он непременно услышит свое эхо. Здесь даже самый тихий шёпот можно распознать во всех частях зала.  

Другое фойе было названо Императорским в 1895 году после того, как здесь короновали Николая II. Во время реконструкции произошло полное обновление этого помещения. Были вручную восстановлены драпировки из жаккарда, гобелены и символические детали второй половины 19 века. На потолке появились лепные и позолоченные украшения. На своё историческое место установили императорские монограммы и изображения корон.  

Хоровой зал был вновь расписан орнаментами с объёмным эффектом, а на стенах восстановили акустические панели. Царская ложа впечатляет обилием золотых и бархатных деталей.  

Театральная сцена 

Сцена большого театра

Сцена Большого театра огромная и современная. По вместимости её можно сравнить с шестиэтажным домом. В настоящее время она оборудована для спуска и подъёма  семью площадками с двумя уровнями. Сцена может принимать несколько положений, из нее выдвигаются ступеньки. Все приборы управляются с помощью компьютеров. Кроме того, в Большом театре есть высокотехнологичное освещение и техника для создания спецэффектов и улучшения акустики. Под авансценой обустроено место для оркестра на 130 музыкантов. В середине 50-х годов прошлого века для оформления сценического пространства изготовили дорогой парчевый занавес, провисевший там около полувека. В процессе капитального ремонта театра его неоднократно восстанавливали. В настоящее время на занавесе вышит двуглавый орёл и надпись «Россия».  

Зрительные залы 

Зрительный зал Большого театра

Зрители могут расположиться в трёх залах: основной и новой сцене, а также Бетховенском зале. Каждый зал имеет свои особенности.  

Историческая (основная) сцена имеет форму полукруга с четырьмя ярусами. В концертном зале есть роскошные украшения из золота и красного бархата. Звукоизоляция помещений выполнена на высоком уровне. Вместимость основной сцены – 1768 зрителей.  

В 1863 году на потолке театра появилась хрустальная люстра, состоящая из 26 тысяч элементов и 120 лампочек. Вес потрясающей люстры – две тонны, из них более 200 килограмм – это украшенные сусальным золотом подвески. Диаметр люстры – 6,5 метров, а высота – 8,5. Люстру ежегодно опускают на пол и промывают с помощью электриков. С течением времени освещение Большого театра изменялось. Первоначально использовали свечи, затем масляные светильники и газовые лампы, а после 19 века – электричество. Балконная лепнина различается на каждом из ярусов зрительного зала. Помещение имеет шикарный вид благодаря  идеальной композиции плафона «Аполлон и музы».  

Новая сцена появилась в 2002 году в соседнем здании на ул. Большая Дмитровка. На отдельной сцене можно увидеть гастролирующие труппы артистов из России и других стран. Именно здесь на регулярной основе проходит театральный фестиваль «Золотая маска».  

Комфортный и нарядный зал со сценическим пространством площадью 24 на 24 метра наполнен атмосферой праздника. В Большом театре светло, просторно и уютно. В здании есть гардероб и буфеты для желающих перекусить во время антрактов.  

Будни и творчество театра  

Сейчас в составе Большого театра есть оперная и балетная труппы, оркестр Большого театра и сценно-духовой оркестр. В период Революции и Гражданской войны весь актёрский состав был сохранен, и зрители того времени увидели более 150 постановок оперы и балета. Большой театр дважды получил государственную награду – орден Ленина, а с 1919 года имеет звание академического. С началом Великой Отечественной войны труппу эвакуировали в город Куйбышев, откуда артисты приезжали с новыми спектаклями в зоны боевых действий. Кроме того, сотрудники Большого театра делали взносы в Фонд обороны, за что получили благодарность от Сталина.  

В первой половине 20 столетия в театре показывали известные на весь мир произведения зарубежных и русских авторов. На сцене блистали талантливые артисты Грызунов, Шаляпин, Савранский, Балановская, Нежданова, Азерская и Собинов. Декорировали сценическое пространство лучшие художники России: Коровин, Головин и Васнецов.  

Всего в стенах большого театра было создано не менее 800 спектаклей, и состоялись премьерные показы опер великих композиторов Аренского, Прокофьева, Чайковского и Рахманинова. Артистов балета знают во многих странах мира. Многие из них получили звания Героя Социалистического труда. При советской власти 80 человек из театрального коллектива были удостоены звания Народного артиста СССР.  

Ежегодно в весеннюю пору возле Большого театра цветут шикарные тюльпаны, выведенные учёным-селекционером из Голландии. Сорта «Галина Уланова» и «Большой театр» отличаются необычайно красотой. Когда создатель этих сортов приехал в Россию на спектакль с участием талантливой артистки балета Г. Улановой, он был так восхищён, что назвал её именем цветы.  

В результате реконструкции, проведённой 10 лет назад, старинное здание стало ещё более величественным и прекрасным. Летом 2016 года в Большом театре в Москве спектакли начали транслировать на улицу. Для этого на главном фасаде здания установили большой экран, который работает в любую погоду как зимой, так и летом. Весной 2020 года с трансляции спектаклей прошлых лет стали показывать в онлайн-режиме.  

Интересные факты о Большом театре 

  1. Впервые театр был построен в декабре 1780 года на правом берегу реки Неглинки. Его назвали «Петровский театр» в честь улицы Петровки, расположенной рядом. 
  2. Главный российский театр создан благодаря князю Петру Васильевичу Урусову, который весной 1776 года получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II в течение десяти лет проводить все увеселительные мероприятия в городе. 
  3. Исторический внешний облик театра возник после Отечественной войны. Изначально созданием проекта обновлённого театра занимался профессор Императорской Академии художеств А. А. Михайлов, но из-за дороговизны от него пришлось отказаться. Тогда проектированием занялся архитектор О. И. Бове, занимающийся восстановлением зданий в Москве после пожара в 1812 году. 
  4. История театра насчитывает несколько пожаров. В 19 веке здание горело трижды, и во всех случаях возгорание происходило в подвалах театра. 
  5. В 1853 году произошёл самый масштабный пожар: Большой театр горел трое суток, а от руин шёл дым до десяти дней.
  6. До сих пор сохранился уникальный занавес из Большого театра «Торжество муз», которым в 19 веке закрывали сцену во время антрактов. 
  7. Уже более 10 лет в Большом театре работает Молодёжная оперная программа с двухлетней стажировкой и возможностью участвовать в театральных постановках.
  8. Во время реставрации более 150 российских мастеров украшали театр золотом. Всего было потрачено на слой в пять микронов 4,5 килограмма драгоценного металла. 
  9. Сначала алебастровая скульптура на фронтоне Большого театра состояла из Аполлона и тройки лошадей, и только после пожара в 1853 году бронзовых коней стало четверо. 
  10. Во всех европейских городах восхищаются превосходной акустикой Государственного академического Большого театра. Такие уникальные характеристики театр приобрёл благодаря грамотно продуманному проекту Альберта Кавоса. Архитектор представил зрительный зал в виде огромного музыкального инструмента, где всё – от декора до формы стен – создано с целью усиления акустики. 

Где находится Большой театр

Москва, Театральная площадь, 1

Проезд до станций «Театральная» (выход к Большому театру) или «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади).

Большой театр в Москве по праву находится на одном уровне с главными театральными сценами мира. В коллективе театра только самые талантливые и знаменитые артисты. Большой театр оказал огромное влияние на развитие национальной культуры и искусства России.

Источник: yamoscow.ru

Видео: Большой театр

История

Вид на царскую ложу Большого театра. Акварель 1856 года

Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года — день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр — обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.

Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.

Большой театр в XIX веке

Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом — гербом России.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» — первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

Вид на зрительный зал Большого театра. 1972 г.

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра — лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».

Балет «Лебединое озеро»

Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.

Вид на сцену и зрительный зал перед реконструкциейВид на зрительный зал во время торжественного открытия Большого театра после реконструкции. 2011 г.

Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.

В момент представленияФасад Большого театра

Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.

Световое шоу на фасаде Большого театра

Интересные факты

Большой театр на банкноте в 100 рублей

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Источник: wikiway.com


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.