Краткая история создания музея В. Маяковского

Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года.

В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.

Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.


Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.


Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Как добраться до музея?

Музей Владимира Маяковского временно расположился по адресу: ул. Малая Дмитровка, д 29, стр. 4. в пешеходной досягаемости от станции метро «Маяковская» (выход к выставочному залу «Домик Чехова»).

Часы работы: с 11 до 19 часов, в четверг – с 13 до 21 часа, среда – выходной день.

Источник: samovar.travel

Нью-Йорк


Итогом трехмесячной американской поездки Маяковского в 1925 году стали 22 стихотворения, роман с Элли Джонс и дочка — Патрисия Томпсон. Этот эпизод оставался в тени советской биографии поэта, да и сама Патрисия рассказала миру о своем отце только в 1990-е. Тогда она стала часто приезжать в Россию, написала книгу «Маяковский на Манхэттэне, история любви», а в 2015 году даже говорила, что хочет принять российское гражданство (и выучить забытый русский язык).

В 2014 году новоназначенный директор Музея Маяковского Алексей Лобов приехал к Патрисии Томпсон в Нью-Йорк. Почти сразу было решено провести в квартире на Красной Пресне выставку, посвященную поездке Маяковского по США. Летом 2017 года она открылась как полноценный мемориальный мини-музей — что особо ценно, учитывая, что основное здание Музея Маяковского уже 4 года закрыто на реконструкцию.

Патрисия, последние 30 лет хранившая оба своих имени, и американское, и русское — Елена Владимировна Маяковская, писала кинообзоры, была редактором в различных издательствах, преподавала философию в Леман-колледже в Нью-Йорке и всю жизнь собирала материалы об отце. После своей смерти она завещала развеять свой прах над его могилой на Новодевичьем кладбище, а архивы — передать московскому музею.

Первая комната экспозиции посвящена краткой поездке Маяковского и знакомству с матерью Патрисии — русской эмигранткой Элли Джонс, она же Елена Петровна Зиберт. Вторая часть рассказывает историю Элли. Далее следуют два зала, которые воссоздают кабинет и гостиную американской резиденции Патрисии Томпсон. «Афиша Daily» попросила Алексея Лобова провести экскурсию по ним.

Источник: daily.afisha.ru

Видео: Музей Маяковского


История музея Маяковского

История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.

Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.


В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.

Внутреннее оформление

Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.

Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении.
территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.

Фонды

Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.


Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.

Музей Маяковского сегодня

В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.

Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.

Как добраться

Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.

Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.


Источник: wikiway.com

Почитателям творчества Владимира Маяковского и людям, которые любят посмотреть на что-то новое и необычное, обязательно нужно побывать в этом удивительном музее. Очень вероятно, что гости, не жалующие творчество этого поэта, откроют для себя его бунтарский мир и захотят познакомиться с его поэзией.

Музей Маяковского

Открылся музей Маяковского в 1938 году, инициатором его создания были товарищи поэта во главе с Лили Брик. Они начали продвигать идею музейной экспозиции сразу после гибели поэта. В первое время музей располагался на Таганке, а в 1974 году – по адресу Лубянский проезд, дом 3. Здесь в комнате № 12 Маяковский проживал  с друзьями целых девять лет, до самой своей смерти.

Музей Маяковского

Музей Маяковского

В 80-х годах прошлого века экспозицию целиком обновили. Но за все время работы музея основной целью было сохранение творческого наследия Владимира Маяковского. На пятом этаже здания находятся экспонаты, к которым не допускаются посетители. Там могут присутствовать только ученые, которые изучают творчество Маяковского.


Музей Маяковского

Первое, что встречает посетителей на входе – гигантская буква «Я». Именно так назывался первый сборник произведений поэта-авангардиста. И в тоже время это не что иное, как символическое олицетворение личности творца, который хочет донести свои мысли и мечтания до каждого читателя.

Пространство внутри здания уникально тем, что в доме полностью отсутствуют какие-либо перекрытия между этажами. Есть только центральная лестница, которая ведет на четвертый этаж в комнатку, где жил великий поэт. Экспонаты музея Маяковского очень напоминают собой декорации из театра. Нет музейных витрин с аккуратно разложенными экспонатами, все вокруг совершенно не соответствует общепринятым правилам оформления музея.

Музей Маяковского

Сначала можно подумать, будто здесь царит сумбур и господствует визуальная какофония. Но приглядевшись лучше, начинаешь понимать, это просто символизм, описывающий своими средствами сложный творческий мир Маяковского. Его бунтарство, удачливые эксперименты, пытающиеся нащупать путь к новым правилам стихосложения, которые будут востребованы в будущем – все это постарались выразить оформители музейной экспозиции своим неповторимым дизайном помещения. Везде стоят причудливые по своей форме конструкции с разложенными на них документами, рисунками, фотографиями и афишами.


Музей Маяковского

Музей Маяковского

Чувствуется, что коллектив музея Маяковского – энтузиасты своего дела. Они были такими всегда, даже в годы ВОВ, когда немцы уже были на подступах к Москве, работа этого музея не прекращалась ни на один день. Это единственное музейное заведение Москвы, которое не стало эвакуироваться и не переставало работать. Такой коллектив достойно представляет в четырехэтажном пространстве жизнь и творчество великого талантливого бунтаря-поэта Владимира Маяковского. Даже после своей трагической смерти он продолжает жить, вдохновляя людей на самовыражение и поиск истины.

Источник: Mos-holidays.ru

История создания музея В.В. Маяковского сложная и интересная

Открытый для посетителей 15 октября 1938 года на Таганке, в переулке Маяковского (бывший Гендриков переулок) в доме № 15/13, в 1974 году музей был перемещен в проезд Серова (ныне Лубянский проезд). В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, но во все времена основанием для работы музея являлось понимание значения Маяковского как выдающегося поэта России и понимание необходимости сохранения всего многообразия его творческого наследия и мемориального фонда – для будущих поколений. 

Маяковские перед отъездом в Москву. Владимир, Людмила, Анна Алексеевна, Анна Константиновна, Ольга (в переднем ряду слева). Кутаис, 1906 год

Маяковский впервые приехал в Москву в 1906 году с матерью Александрой Алексеевной и сестрой Ольгой – после трагической смерти отца Владимира Константиновича. К этому времени старшая сестра будущего поэта Людмила уже жила и училась в Москве в Строгановском училище. Семья жила в съемных квартирах, часто меняя их.

С 1912 года начинается поэтический путь Маяковского, а с 1914-го он много и активно ездит по городам России с поэтическими выступлениями, занимается своими издательскими и театральными проектами. Постоянной квартиры в это время у него не было ни в Москве, ни в Петрограде. Жил в гостиницах.

После революции советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Маяковский, активно сотрудничавший с советскими учреждениями, в частности с Наркомпросом, вернулся в Москву и получил здесь комнату в густонаселенной коммунальной квартире № 12 в доме № 3 по Лубянскому проезду.

Это было в марте 1919 года, и это была его первая собственная жилплощадь. Здесь поэт прожил 11 лет (по 14 апреля 1930 года). В поэме «Хорошо!» в 1927 году он так писал о своем жилище: 

Несется 

   жизнь, 
      овеевая, 
         проста, 
            суха. 
Живу 
   в домах Стахеева я, 
      теперь 
         Веэсэнха. 

В пальбу 
   присев 
      на корточки, 
         в покой 
            глазами к форточке, 
чтоб было 
видней, 
я 
в комнатенке-лодочке 
проплыл 
   три тыщи дней. 

Домовладелец Н.Д. СтахеевВ этих строках не только правда поэзии, но и точные историко-топографические сведения. Действительно, дом № 3 по Лубянскому проезду до революции был доходным и принадлежал купцу и золотопромышленнику Н.Д. Стахееву, а после октября 1917-го стал числиться по ведомству ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства – при Совете народных комиссаров). И это действительно была «комнатенка» – 11,1 кв. м. Комната в центре Москвы, с бытовыми удобствами, с телефоном – это было очень важно для такого деятельного и творческого человека, как Маяковский.

По своим делам во многие издательства и редакции он ходил отсюда пешком, а любимый Политехнический музей, где поэт нередко выступал, – оказался прямо по соседству.
Творческие встречи и разговоры зачастую продолжались у поэта и дома. В комнате Маяковского бывали видные деятели культуры и искусства: нарком просвещения А.В. Луначарский, поэт Н. Асеев, писатель В. Шкловский, режиссер В.Э. Мейерхольд, кинорежиссеры С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, художники Д. Моор, Н. Денисовский, М. Черемных, А. Лавинский, А. Родченко, актриса Нато Вачнадзе. Здесь Маяковский работал над окнами РОСТА, создавал многие свои поэтические вещи.

 Гости дома Маяковского

В середине 1920-х годов поэт задумывается о новом жилье. Комната в Лубянском проезде все-таки была слишком мала, а всего в квартире было 7 комнат и, кроме самого Маяковского, здесь жили еще 4 семьи. Вскоре мечта об отдельном жилище воплотилась в жизнь.

План перепланировки квартиры в Гендриковом переулке, сделанный В. Маяковским. 1926 годВ 1925 году Маяковский подает заявление в президиум исполкома Моссовета с просьбой предоставить ему пустовавшую в то время квартиру в Гендриковом переулке в районе Таганки. 

Это квартира № 5 на 2-м этаже дома 15/13. Дом деревянный, двухэтажный, в квартире необходимо было сделать капитальный ремонт, и Маяковский обещал полностью отремонтировать ее за свой счет. При заявлении была приложена смета на 3 тысячи рублей – значительная сумма в те годы. Поэт лично составил эскиз перепланировки квартиры с заменой русской печи на очаг и перестройкой кухни.

В. Маяковский с О.М., Л.Ю. Бриками. 1928

В этой квартире Маяковский поселился не один, а со своими всегдашними спутниками Осипом Максимовичем и Лилей Юрьевной Бриками.

В квартире было 4 комнаты: каждому по отдельной комнате и общая комната гостиная-столовая. При этом 3 комнаты были по метражу очень маленькие, а столовая чуть больше – около 15 кв. м.

23 апреля 1926 года исполком Моссовета специальным письмом закрепил за поэтом квартиру в Гендриковом переулке: «Принимая во внимание, что поэтом Маяковским в доме № 15 по Гендрикову переулку произведено переустройство квартиры и ремонт последней за его счет, управление делами президиума Московского Совета считает вполне справедливым оградить интересы посетителя от мероприятий, связанных с возможностью переселения или уплотнения поэта Маяковского».

Столовая и коврик, подаренный В. Маяковским Л. Брик, в ее комнате в Гендриковом переулке. 1939 год

Комната в Лубянском проезде оставалась за Маяковским и после получения квартиры в Гендриковом переулке. Она служила ему рабочим кабинетом.

«Охранный» документ на комнату в Лубянском проезде. 22 октября 1924Тесную квартирку в Гендриковом переулке, постоянно посещаемую друзьями и знакомыми Маяковского и Бриков – поэтами, художниками, артистами, работниками кино, – П.В. Незнамов (в то время редактор газеты «Кино») назвал «не квартира – порох».

А. Родченко, В. Шкловский и В. Маяковский во дворе дома в Гендриковом переулке. 1926 год. Ниже: В. Маяковский, В. Степанова, О. Бескин, Л. Брик в квартире в Гендриковом переулке. 1927 год

Здесь «скрещивались шпаги ума и взрывались на воздух репутации. Кроме Маяковского со всем его блеском и импровизацией раздавались голоса Брика и Шкловского, частых противников»

Столовая, где собирались, именовалась «кают-компанией». Споры проходили обычно в кают-компании, часто перехлестывая (один оппонент оттеснял другого туда) либо в «каюту» Маяковского, либо в «каюту» Осипа Максимовича.

Утром 14 апреля 1930 года жизнь поэта Владимира Маяковского трагически оборвалась.

Это случилось в лубянской комнате поэта. Днем Маяковского перевезли на квартиру в Гендриковом переулке: здесь с ним прощались и его оплакивали родные и друзья, здесь были сняты посмертные маски, а в полночь по крутой лестнице гроб спускали, чтобы отвезти в Клуб Федерации писателей…

Уже летом 1930 года, в постановлении Совета народных комиссаров от 23 июля, был поднят вопрос о сохранении комнаты поэта в Лубянском проезде. Такое решение было принято, и Лиля Брик получила охранную грамоту на комнату. Лиля Юрьевна разбирала оставшиеся здесь бумаги и рукописи Маяковского. Затем архив и личные вещи поэта были ею вывезены, а мебель сохранялась в закрытой и опечатанной комнате.

Все попытки друзей поэта добиться организации мемориального музея на Таганке не увенчались успехом. Поэтому Брики, получив в середине 1930 года квартиру в доме № 3 по Спасопесковскому переулку в районе Арбата, перевезли в целях сохранения всю обстановку и все вещи из Гендрикова переулка.

14 апреля 1930 года. Лубянский проезд. Справа: вещи Маяковского в его комнате в Гендриковом переулке. 1930-е годы

Источник: xn--80aedfjnibldycb2bv1r.xn--p1ai


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.