Основательницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия и ее первой настоятельницей стала княгиня Елизавета Федоровна. Общая площадь Обители Милосердия не слишком велика, но пространство так удачно организовано, что можно совершенно свободно, не мешая остальным, подышать свежим воздухом на лавочке или в беседке, заняться рисованием пейзажей или погулять с малышом на детской площадке.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

В Марфо-Мариинской Обители есть множество дорожек, которые сходятся и расходятся, а сама система напоминает английские сады. Из-за деревьев открывается чудесный вид на Покровский собор. Во время православных праздников в обители всегда немало людей, но нет ощущения толпы, все прогуливаются в саду, почти не пересекаясь друг с другом. Ухоженные газоны, цветы согласно сезону, свежие зеленые газоны – все смотрится очень красиво и свежо, ведь сестры, живущие в обители, очень внимательно ухаживают за садом.


Собор на территории Марфо-Мариинской Обители Милосердия был построен не так давно – в начале XX века архитектором Щусевым. За образец были взяты старинные псковские соборы, а колокола подобраны под ростовские звоны. Очень впечатляет на стенах собора резьба по камню, здесь есть и сцены из Библии, и мифологические животные севера. Покровский собор отличается от прочих аналогичных строений тем, что при входе есть большой зал, в котором для сестер проводились лекции по медицине и духовные беседы. На таком лекционном зале настояла сама княгиня Елизавета.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

Роспись храма делал Нестеров М., недавно они были отреставрированы и сейчас в полной своей красе и радуют глаз. Особым интересом посетителей пользуется работа «Христос у Марии и Марфы», на которой обе сестры изображены красавицами (у других иконописцев Марфа изображается с угрюмым лицом). Все работы в обители принимала лично княгиня Елизавета, все проекты были одобрены после детального изучения, и сегодня мы можем сполна оценить ее тонкий художественный вкус.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

В Марфо-Мариинской Обители Милосердия царит очень доброжелательная и легкая атмосфера. Этот храм очень интересен для любителей истории как памятник архитектуры и музей. Ценителям прекрасного, покоя и умиротворения понравятся прогулки и ухоженный сад. А родителям с детишками здесь понравится потому, что это один из самых тихих и замечательных уголков в самом центре шумной столицы.


Источник: Mos-holidays.ru

Храмы

  • Елисаветы Федоровны, часовня
  • Марфы и Марии, домовый храм больничного корпуса
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Серафима Саровского, часовня в привратной сторожке

Святыни

  • ковчежец с частицей мощей первой настоятельницы обители милосердия преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, переданной из Иерусалима в 2005 году
  • ковчежец с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары
  • ковчежец с частицей мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), первого духовника Марфо-Мариинской обители
  • частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина)

Настоятельницы

  • прмц. Елисавета Феодоровна (1909 — 7 мая 1918)
  • Елисавета (Крючкова) (1992 — февраль 2006 [2])
    • Молибога Наталья Анатольевна (февраль 2006 [3] — ?) и/о начальницы
    • Елисавета (Позднякова) (февраль 2011 — 4 марта 2014) и/о

  • Елисавета (Позднякова) (с 4 марта 2014)

Использованные материалы

  • «История обители», официальный сайт монастыря:
    • https://www.mmom.ru/mmom/istoriya-obiteli/
  • «Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Официальный сайт Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/320500.html
  • «Москва. Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Сайт Соборы.Ru:
    • http://sobory.ru/article/?object=05179

Источник: drevo-info.ru

Марфо-Мариинская обитель на карте

Марфо-Мариинская обитель милосердия находится в центре Москвы, на улице Большая Ордынка, 34.


Время работы

Марфо-Мариинская Обитель открыта с 8:00 до 19:00 ежедневно. Каждый день в храме проводятся богослужения, в том числе Божественная литургия в 8:00 (в воскресенье она начинается в 9:00).

Марфа мариинская обитель в москве адрес

Погода в Москве

Климат в регионе умеренно-континентальный. Повышения и понижения температуры до экстремальных показателей бывают нечасто.

Посещать столицу можно в любое удобно время года и не ждать, когда начнется туристический сезон – такое понятие здесь неактуально. Просто зимой здесь, как и в большинстве областей России, устанавливается холодная морозная погода и выпадает снег.

Комфортно провести время в Москве и осмотреть ее достопримечательности будет в следующие периоды:

  • Весна. Март в нашей стране фактически еще является зимним месяцем. В первой половине апреля, как правило, тает снежный покров, а в мае начинается природное цветение. Но бывают и исключения: снег и понижение температуры воздуха могут быть и в эти месяцы, так же, как и жара до +30 °C в мае.
  • Лето. Июньская погода может преподносить сюрпризы, чередуя холодные дождливые и жаркие дни. Самый жаркий месяц в Москве – это июль, когда дневная температура достигает +33 °C. В августе также сменяют друг друга дни теплые и прохладные.
  • Осень. Частое явление сентября – приход «бабьего лета», когда дневная температура может доходить до +25 °C. В октябре постепенно устанавливается сырая, пасмурная погода. В ноябре температура продолжает понижаться, ложится первый снег, который окончательно покрывает землю в конце месяца-начале декабря.

Марфа мариинская обитель в москве адрес

История

В 1905 г. от руки террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Оставшись вдовой, Великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из красивейших женщин той эпохи, продала драгоценности и купила усадьбу на Большой Ордынке. Там в 1909 г. была открыта Марфо-Мариинская обитель милосердия. Жившие в ней сестры не принимали монашеского пострига и могли по своему желанию вернуться к прежней жизни.

В 1912 г. в Обители был освящен Соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его создании принимали участие А. Щусев, С. Коненков, М. Нестеров.

Сестры приходили на помощь нуждающимся, кормили и одевали их, помогали с лечением, заботились о беспризорных детях. В Обители работало много учреждений, в том числе больница с амбулаторией, бесплатные аптека и столовая.

В мае 1918 г. Великая княгиня была сослана в уральский город Алапаевск, где 18 июля живой сброшена в шахту с другими членами семьи Романовых. В 1920 г. мощи Великой княгини обрели пристанище в Иерусалиме, а сама она была канонизирована.


Обитель существовала до 1926 г., а затем в ее здании размещались различные учреждения. С распадом СССР помещения Обители и Покровский храм были возвращены Московской патриархии. Сегодня там функционируют благотворительные заведения, а сестры работают в госпиталях и больницах.

Марфа мариинская обитель в москве адрес

Как добраться

На метро можно доехать до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая» или «Полянка», затем дойти до Обители пешком. Если передвигаться наземным транспортом, подойдут как автобус № М 5 (остановка «Иверский переулок»), автобус № М 6, так и троллейбус № 8 (остановка «Метро «Полянка»).

Где остановиться

В Обители гостиницы для паломников нет. Рядом расположено много отелей, хостелов разной ценовой категории.

Так, например, стоимость 3 суток проживания в хостеле «3 пингвина»  — 2 250 руб/чел., в хостеле «Тихий час» — 3900 руб/ чел., в отеле «Полянка» — 1 650 руб/чел., в «Отеле на Павелецкой» — 12 000 руб/ чел.

Где пообедать

На территории Обители работает Православная трапезная, в основе меню которой – русская кухня. Также здесь можно попробовать постные блюда.

Выбор кафе и ресторанов, в столице, в том числе и в Замоскворечье, широк, среди этих заведений есть достаточно недорогих. Например, на Большой Ордынке, в доме 21, стр. 2 находится кафе «Макдоналдс». Рядом располагаются итальянский ресторан «Tutta la vita», работающий круглосуточно, и кафе «Ордынка», предлагающее традиционную русскую еду.


Марфа мариинская обитель в москве адрес

Что посмотреть

  • Памятник Великой княгине Елизавете Федоровне работы скульптора В. Клыкова.
  • Место начала экскурсий — Покровский храм. За основу при его строительстве взяты образцы псковско-новгородского зодчества. Стены белого цвета украшает каменная резьба авторства известного скульптора С.Т. Коненкова. Между двумя звонницами расположен мозаичный лик Спаса, созданный по рисунку художника М. В. Нестерова. Колокола храма (их 12) настроены под Ростовские звоны. В храме можно увидеть икону преподобномученицы Елизаветы Алапаевской. Здесь расскажут об истории Обители, строительстве храма и особенностях его архитектуры и росписи, внутреннего убранства. Святыни Покровского храма – частицы мощей святых, в том числе и Великой княгини. Многие верующие люди приходят приложиться к ним в надежде на исцеление от болезней.
  • Музей, посвященный жизни и служению Великой княгини. Посетив его, гости познакомятся с биографией Великой матушки, увидят документы и фотографии, подлинные вещи: иконы, вышивки, рояль, предметы сервиза с фамильным гербом.
  • Памятный крест погибшим в Алапаевске представителям династии Романовых.
  • Сад с кустами роз и беседкой – тихое и уютное место на территории детского приюта.

Марфа мариинская обитель в москве адрес

В 11:00 и 15:00 можно посетить Бесплатные экскурсии по Соборному храму и музею. Они проводятся каждый день, кроме понедельника. Если посетить Обитель хочет организованная группа из 5-15 человек, то нужно позвонить заранее по телефону 8(490)704-21-73 и договориться о времени встречи.

Предложения гидов познакомиться с историческим районом столицы также часто включают посещения Обители. Это может быть и пешеходная прогулка, и автобусная поездка. К примеру, экскурсия «Древнейшие монастыри Москвы», куда входит осмотр 13 монастырей из окна автобуса и подробный рассказ о них, предлагает в заключение поехать в Марфо-Мариинскую Обитель (стоимость мероприятия – 800 руб. для взрослого, 550 руб. для школьника).

Праздники

Помимо традиционных православных праздников, в Обители вместе с прихожанами отмечаются и другие памятные даты, в том числе:

  • 19 февраля – День памяти святых мучениц Марфы и Марии.
  • 23 февраля – дата официального открытия Обители
  • 18 июля – день памяти святых преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой).

В Обители постоянно проводятся культурно-просветительские мероприятия: концерты, лекции, тематические встречи.

Что нужно знать при посещении православного храма

  • Одежда подбирается так, чтобы было как можно меньше открытых участков тела. Недопустимо приходить в майках, коротких юбках, шортах, спортивных костюмах. Женщины покрывают голову, мужчины головные уборы снимают.
  • Женщины не должны входить в алтарь. Мужчины заходят туда только с разрешения священника. Входить через Царские врата посетителям храма запрещено. На амвон и солею (возвышение перед иконостасом) также заходить без позволения священнослужителя нельзя.
  • В храме нельзя шуметь, запрещено курить, пить алкогольные напитки.
  • Если хочется сфотографировать интерьер храма, лучше спросить разрешения на это. Вспышка фотоаппарата может негативно влиять на фрески и иконы.
  • В храме разрешается находиться представителям других конфессий.

Марфа мариинская обитель в москве адрес

Куда сходить в окрестностях Марфо-Мариинской Обители

Большая Ордынка и Пятницкая – главные улицы Замоскворечья, исторического района Москвы. Жителям города известно, что рядом с Обителью находится много других интересных достопримечательностей.

Религиозные сооружения

Эти храмы находятся на Большой Ордынке.


  • Храм Святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Основан в 16 в. Свою фамилию храму и местности «подарил» командир стрелецкого полка Богдан Пыжов. В 1812 г. храм был разорен, а затем восстановлен. Среди его святынь – мироточивая икона царя Николая II, крест, в котором находятся частицы мощей 72 святых.
  • Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Нынешнее каменное здание в стиле классицизма возведено в конце 18 – начале 19 в. Тогда же главной святыней стал список одноименной иконы.
  • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Архитектор В. Баженов создал его по заказу купца Долгова. Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало и позднее было восстановлено архитектором О. Бове. Здесь хранится чудотворная икона, давшая имя храму.
  • Церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, 26, стр. 1). Посвящен священномученику Клименту I, легенды о котором были известны на Руси. Именно его мощи стали первой святыней из Византии на русской земле. Построен в стиле «елизаветинского барокко», больше характерном для Санкт-Петербурга и характеризующегося роскошью отделки, обилием деталей.
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе (ул. Большая Полянка, д. 37). Построен в 1695 г. в стиле «московского барокко».

Марфа мариинская обитель в москве адрес

Музеи

  • Государственная Третьяковская галерея, где находится более 180 тыс. экспонатов из истории русского изобразительного искусства.
  • Музей А.Н. Островского на Малой Ордынке. Экспозиция рассказывает о жизни русского драматурга и театре, который он создавал.

Марфа мариинская обитель в москве адрес

Здания

  • Дом № 47. Усадьба Арсеньевых. Построена в начале 19 в. из дерева, выкрашенного под камень.
  • Дом № 41. Одно время принадлежал представителям известной семьи Морозовых. Был известен оригинальными авторскими интерьерами и отделкой, которые были уничтожены в советское время, но в настоящий момент восстановлены, а здание отреставрировано.
  • Дом № 17. Здесь жила семья писателя В. Е. Ардова, в которой подолгу гостила А.А. Ахматова. Сегодня во дворе дома установлен памятник поэту. Обстановка комнаты, в которой жила А.А. Ахматова, с подлинными вещами из «легендарной Ордынки», воспроизведена на экспозиции «Московский дом Ахматовой» в доме антикварной книги «В Никитском».

Марфо-Мариинская Обитель милосердия – тихое и спокойное место в историческом центре Москвы. Здесь можно прикоснуться к страницам истории нашей страны и православной церкви, отдохнуть от суеты большого города.

Источник: otdyhateli.com

Моё знакомство с Большой Ордынкой начинается с одного из самых необычных мест, чья история богата и трагична одновременно. Признаюсь честно, несколько раз бросала писать, потому что, казалось, слова не смогут в полной мере передать всю глубину событий, выпавших на долю это светлого и тихого места.

Белый забор и ажурные кованые ворота, сквозь которые льются солнечные лучи, небольшая калиточка, пройдя через которую непременно поклонишься, переступая порог Марфо-Мариинской обители (Большая Ордынка, дом № 34).

. . .

Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елизаветой (Елисаветой) Фёдоровной в 1909 г. После трагической гибели мужа, московского генерал-губернатора, Великого князя Сергея Александровича Романова1905г.), она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

Елизавета Фёдоровна, урожденная немецкая принцесса Гессен — Дармштадтская, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, через несколько лет после переезда в Россию приняла православие и вела благочестивый образ жизни, всегда помогая людям.

С самого детства она получила глубокое христианское воспитание, родители привили ей любовь к ближнему. Вместе с матерью она часто посещала приюты и госпитали.

Переехав в Россию, она всем сердцем полюбила её, особенно Москву с огромным количеством храмов и церквей, колокольным звоном, хлебосольными москвичами, а первым учителем русского языка и Слова Божия для нее стал ее муж, Великий Князь.

В 1888 г. Елизавета Фёдоровна вместе с мужем, председателем Императорского палестинского общества,поехала в Иерусалим на Святую землю. Именно там, впечатленная красотой православного храма Марии Магдалины в Гефсимании, она произнесла: "Как я хотела бы быть похороненной здесь". Знала бы Елизавета Фёдоровна, насколько пророческим окажется это желание.

В 1891г. после того, как Сергей Александрович был назначен губернатором Москвы, княгиня сразу же нашла себе занятие, учредив Елизаветинское благотворительное общество, опекавшее младенцев из беднейших семей, а также возглавила дамский комитет Красного Креста.

Говорят, что многие москвичи часто называли ее "Великая матушка", или более трогательно — "Белый ангел Москвы".

4 февраля 1905г. её муж погиб от взрыва бомбы эсера-террориста Ивана Каляева. Княгиня посетила убийцу в тюрьме, оставив ему Евангелие.

В книге протоиерея М. Польского "Новые мученики Российские" это свидание описывается так: " Когда он увидел ее… он спросил: "Кто вы?" Я его вдова, -ответила она,- почему вы его убили?" "Я не хотел убить вас, -сказал он ,-я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть". "И вы не сообразили того, что вы меня убили вместе с ним?"-ответила она… Если вы покаетесь, я попрошу Императора вас помиловать, и я буду молить Господа, чтобы Он простил вас, а я вас уже простила… "

Удивителен тот факт, что она подала прошение императору о помиловании Каляева, простив его преступление.

После этого княгиня приняла окончательное решение посвятить себя служению людям. Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности, отдав часть из них в казну и родственникам, а вырученные средства пошли на создание обители.

Княгиня приобрела усадьбу с четырьмя домами и с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, столовую, кладовую и кухню. Рядом находился дом настоятельницы, а также амбулаторный корпус с аптекой. В четвёртом сооружении, к которому была пристроена просфорня, располагались квартира для священника и классы для обучения.

На территории обители действовала гостиница для паломниц. Со временем здесь появилась и воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных.

По проекту архитектора Л. Стеженского помещение, служившее ранее зимним садом, преобразовали в больничный храм (домовую церковь), который был освящён во имя святых праведных Марфы и Марии. Его устроили так, чтобы пациенты сквозь открытые двери больницы могли видеть богослужение, не вставая с кровати.

Строительство второго соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г. Автором проекта выступил архитектор А. Щусев, при участии художников М. Нестерова, Н. Тамонькина, П. Корина. Активное участие так же принимал и В. Фон Мекк, руководивший благотворительными учрежденими княгини.

Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или "русского церковного модерна". Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII — XIV вв., его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами.

К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед.

На западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М. В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, так, в алтарной апсиде храма он изобразил "Покров Богородицы" и "Литургию Ангелов".

Еще одним знаменитым создателем собора был П. Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых, самая значительная из которых — "Путь праведников ко Христу". Предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

. . .

Прообраз деятельности будущей обители Елизавета Фёдоровна увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии. Великая княгиня объясняла выбор названия обители тем, что она как будто бы является домом Лазаря, в котором часто пребывал Христос и где ему оказывали гостеприимство. Марфа и Мария были сестрами Лазаря.

10 февраля 1909 г. — дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили 6 насельниц, к концу 1909 г. их стало 30, к 1918 г. их было уже 105.

9 апреля 1910 г. епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елизавету Фёдоровну в сан настоятельницы, сестры стали называть её Великой Матушкой.

Примерно тогда же княгиня произнесла свои знаменитые слова: "Я покидаю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но восхожу вместе с вами в мир более высокий, в мир бедных и страдающих".

По замыслу Елизаветы правила обители были не так строги, как в монастыре. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Многие жившие в обители сестры являлись урожденными дворянками. Они приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств.

Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.

Елизавета Фёдоровна пыталась воспитать особых сестер, которые бы помогали и утешали самых безнадежных больных людей, стоящих на краю могилы.

В обители осуществлялось три служения: попечительное, просветительное и деятельное. К первому относилось посещение сёстрами нуждающихся и забота о них вне обители, ко второму — воспитание девочек в приюте, работа в воскресной школе, а к третьему — служение в больнице, аптеке, амбулатории. Все сёстры обучались духовному окормлению и основам медицины.

Главной целью была помощь нуждающимся, им оказывалась медицинская, материальная и духовная поддержка. Люди либо лично обращались с просьбами, либо бросали записочки в специальный ящик, оборудованный в углублении стены. В течение года поступало более 10 тысяч записок, все они проверялись сёстрами милосердия. Углубление в стене, куда бросали записки, сохранилось до сих пор.

Помимо этого сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке — везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. Приезжала сюда и сама Елизавета Фёдоровна, чтобы облегчить больным и нищим их духовные и физические страдания, помочь сиротам.

Так, мальчики, воспитанные в обители, становились посыльными, а девочки — работницами ткацких предприятий.

В 1911 г. на пожертвования купчихи Марии Морозовой и её наследников по проекту архитектора Д. Челищева был построен трёхэтажный дом в стиле неоклассицизм, в котором жили сёстры и была устроена рукодельня. Переходом он соединялся с амбулаторией и аптекой.

Сёстрам и больным была доступна библиотека, насчитывавшая до двух тысяч томов по четырём отделам: религиозно-нравственная литература, беллетристика и история, журналы, детская литература.

Заботясь о повышении грамотности среди женщин, Елизавета Фёдоровна открыла воскресную школу, где проходили уроки под руководством священника Евгения Синадского.

Большое место в деятельности обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Елизавета Фёдоровна никогда не обременяла сестер и самую трудную работу неизменно брала на себя. Утомленная тяжелыми дневными делами, она и ночью, если было необходимо, оставалась у постели больного или посещала ночные службы.

Во время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна учредила боевой Всероссийский штаб милосердия. Она устроила склады пожертвований и отправляла собранные вещи на фронт, а также открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия. Для сбора денег княгиня организовала несколько художественных выставок, концертов и спектаклей. В 1914 г. была напечатана её книга "Под благодатным небом", средства от продаж которой пошли на нужды детей фронтовиков. И в то же время в обители размещался госпиталь для тяжелораненых на 50 мест.

В 1916 — 1917 гг. по проекту архитектора А. Щусева рядом с общежитием была построена часовня.

У великой княгини был план создать отделения обители по всей России, построить для сестер монастырь в Московской губернии, организовать детские приюты и сделать многое другое.

Но произошла революция…

После революции обитель поначалу не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Настоятельница и сестры, чтобы не давать повода провокациям, практически не выходили из стен, каждый день в обители служили Литургию. Однако постепенно власти стали все ближе подбираться к этому христианскому месту: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом.

"Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — говорила княгиня. — Он введен в заблуждение врагами России".

По решению новой учрежденной Комиссии Моссовета по защите памятников искусства и старины, в Марфо-Мариинской обители охране подлежали внутреннее убранство Покровского храма, мозаики, иконы и росписи Нестерова. Однако в 1920-х годах их исключили из списка охраняемых объектов.

В 1917 г. в Москву по поручению германского императора приезжал шведский министр и просил Елизавету Фёдоровну уехать на родину в Дармштадт, однако княгиня отказалась, т. к. не хотела бросать свою обитель, Москву и всю Россию в такое тяжелое время.

На Пасху 1918 г. в обители служил молебен патриарх Тихон, давший великой княгине последнее благословение. Вскоре после его отъезда она была арестована из-за связи с домом Романовых и выслана в Екатеринбург вместе с сёстрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой.

В мае 1918 г. княгиню вместе с другими членами императорского дома отправили на окраину Алапаевска, где поместили в Напольной школе, а в ночь на 18 июля всех пленников вывезли в район шахты "Нижняя Селимская", завязав им глаза, после чего сбросили в шахту глубиной почти 60 метров.

Последними словами великой княгини были: "Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!"

Затем в шахту кинули гранату, которая не взорвалась, а после забросали ее мусором и камнями, затем подожгли.

Трагические события произошли в ночь на 18 июля, когда Православная церковь отмечает память Преподобного Сергия Радонежского — день ангела покойного супруга Елизаветы Фёдоровны — Сергея Александровича.

В октябре того же года белогвардейцы извлекли тела умерших из шахты, а в 1920 г. останки алапаевских жертв были доставлены сначала в Читу, затем в Пекин, откуда доставили в Иерусалим. Их погребли под церковью Марии Магдалины русского женского Гефсиманского скита. Так, после своей смерти княгиня нашла вечный покой на Святой земле, которую так любила в своей земной жизни.

. . .

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, реставрационные мастерские, лаборатории, а поликлиника действовала еще два года, в ней работали бывшие сёстры милосердия.

В январе 1926г. по указу начальника 6-го отделения Секретно-оперативного управления обитель решили окончательно ликвидировать, а всех сестер после допроса и обвинения в антисоветской деятельности выслали из Москвы — кого-то в Тверскую область, а большинство — в Казахстан и Среднюю Азию.

В 1928 г. в Покровском соборе уже располагался дом санитарного просвещения, а прямо посреди храма стояла статуя Сталина.

В 1940-х годах собор находился под угрозой сноса, но благодаря защите Академии архитектуры СССР и при активном участии Е. Лансере, В. Веснина, И. Грабаря, М. Нестерова, В. Мухиной, А. Щусева и А. Герасимова здание удалось сохранить.

В годы Отечественной войны храм использовался штабом Местной противовоздушной обороны, а в 1945 г. здание отдали в ведение Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской, а часовню перестроили под проходную. В том же году начался капитальный ремонт: восстановили крышу, трубы, отопительную систему, укрепили росписи храма.

Марфо-Мариинскую церковь передали амбулатории имени профессора Фёдора Рейна, её храмовую икону с изображением святых Жён-мироносиц передали в храм Святителя Николая в Кузнецах. Позднее в ней находились лаборатория Всесоюзного института минерального сырья имени Федоро́вского и кабинет лечебной физкультуры.

Возрождение обители началось в 1990 г. с открытия памятника Елизавете Фёдоровне с надписью "Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием" работы В. М. Клыкова во дворе обители, освященного патриархом Алексием II.

Через два года постановлением городского правительства Марфо-Мариинскую обитель передали Московской патриархии. В храме святых Марии и Марфы богослужения начались в 1992 г., а Покровский собор перешёл монастырю в 2006 г.

К 2008 г. в Покровском храме были отремонтировали стены, полы, купол и лепнины, восстановили иконостас. Проект реставрации лазарета с церковью Марфы и Марии осуществляла мастерская архитектора А. Рыжова. В помещениях были воссоздано убранство, а в покоях Елизаветы Фёдоровны открыли дом-музей, знакомящий с жизнью основательницы и историей обители.

Также были отреставрированы остальные постройки, благоустроена и озеленена территория, установлен крест в память об алапаевских мучениках.

В 2011 г. в обители после столетнего перерыва возобновилась традиция празднования Дня белой ромашки, посвящённого борьбе с туберкулёзом. Все собранные на празднике средства направляются на помощь нуждающимся: в богадельни, приюты, больницы.

Сегодня Марфо-Мариинская обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в ней и по настоящее время сохраняется особый уклад жизни, заведенный основательницей обители — Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и через сохранение этого уклада продолжается её святое дело милосердия. В обители живут монашествующие сестры и сестры милосердия.

Сестры обучаются в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, работают в больницах, госпиталях, НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского.

В Марфо-Мариинской обители милосердия действует ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается. Обитель помогает детям с инвалидностью, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, одиноким пожилым людям, многодетным семьям и людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

. . .

В качестве заключения хочется лишь добавить, что такие истории достойны оставаться в памяти русских людей, а вопрос посещения обители и её прекрасной и тихой территории каждый решит для себя сам.

До новых встреч, мои дорогие читатели, берегите себя!

.

В статье использованы отрывки книги Д. Дроздова "Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью", М.: "Центрполиграф", 2017г.;

материалы сайтов: официальный сайт Марфо-Мариинской обители , официальный сайт Московского патриархата

информационного портала "Про религию", сайта отдела церковной благотворительности Diaconia , блога raven-yellow

.

.

.

.

.

Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно — не забудь поблагодарить автора лайком или обсудить тему в комментариях! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас — влюблённых в Белокаменную и … see you in Moscow!

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.