Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного. ИсторияХрам Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву.


о — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое  достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.


В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Храм Василия Блаженного. Архитектура

Очевидцы рассказывали:


«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.


Храм Василия Блаженного. Загадки

Читайте также — Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх.


стера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.


Храм Василия Блаженного в Кремле

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…


Читайте также — Россия — страна архитектурная

Источник: www.pravmir.ru

История святого места

Собор возведен в 1555-1561 годах недалеко от Спасских ворот Красной площади, над спуском к реке. Рядом с местом, где он стоит, вдоль крепостных стен с XVI века проходил глубокий ров, который был засыпан после 1812 года. Память о нем осталась в официальном наименовании храма – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Храм установлен в честь триумфальной победы над Казанским ханством – давним врагом русского царства. Финальная битва, в которой войска русского царя одержали победу, состоялась в праздник Покрова. Победа над неприятелем имела религиозное значение и открывала Руси контроль над важным торговым путем, который соединял Балтику и Волгу.

В память о ключевом для страны событии по распоряжению Ивана Грозного был освящен деревянный Троицкий храм, который стоял рядом с Кремлем. Спустя время на его месте построили каменный ансамбль из девяти храмов, соединенных закрытыми переходами. Его дополняла звонница, в пролетах которой располагались массивные инструменты. До появления колокольни Ивана Великого храм оставался самым высоким в округе.

Дата окончания строительства храма была установлена в 1961 году, когда советские реставраторы обнаружили текст надписи на внутренних стенах. В послании указано, что центральная Покровская церковь комплекса была освящена 29 июня 1561 года. Вероятно, к этому сроку были завершены все основные работы.


Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади

Воплощение рая на земле

Храм символизирует обещанный в Писании небесный райский город. Смысл отделки его куполов не разгадан. Русский писатель Н. А. Чаев (1823-1914) предполагал, что выбор оттенков оформления объясняется сном Андрея Юродивого, с которым был связан праздник Покрова. Сподвижнику пригрезился райский город с высокими деревьями, украшенными золотистой листвой и диковинными плодами. Подобные растительные мотивы и были воплощены в декоре храмовых стен и куполов, по предположению Чаева.

Собор Василия Блаженного в Москве

Шедевр неизвестных зодчих

Существует несколько неподтвержденных версий о создателях собора. По мнению советского историка Калинина, архитектором был один человек – Постник Яковлев, которого называли Барма. По официальной версии родиной зодчего считается город Псков. Однако некоторые искусствоведы настаивают на западноевропейском происхождении умельца.


Фотография храма Василия Блаженного внутри

Согласно московским мифам, храм возводили два талантливых исполнителя – Постник и Барма. Известна легенда об ослеплении мастеров, в которой говорится о том, что Иван Грозный повелел лишить умельцев глаз, чтобы они даже не думали повторить шедевр или придумать здание лучше и краше. Однако документальных свидетельств этому нет.

Популярна версия и о том, что комплекс построили по проекту одного из итальянских мастеров, который участвовал в создании московских архитектурных шедевров. Этим объясняется неповторимый стиль комплекса, при котором в оформлении зданий сочетаются традиции русского зодчества и черты, навеянные западноевропейской культурой.

Москва. Красная площадь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Особенности храмовой архитектуры


Своим нарядным праздничным обликом храм напоминает гигантский букет цветов. Комплекс возводился на насыпном холме, и единственным возможным для него основанием было ленточное. Его глубина достигает 2 метров при высоте самой крупной башни до 65 метров. Опорой конструкции является подклет (наземный подвал). Отсутствие глубоких подземных полостей опровергает миф о том, что под зданием до сих пор находится царская библиотека.

Основные постройки комплекса возведены из мелкого кирпича, а его основание – из белого камня. Стены подклетов достигают в толщину 3 метров. В старину под ними устраивали царские тайники, хранили свои ценности богатые жители города. Высота храмовых приделов доходит до 6,5 метров.

В конструкции здания все логично: центральную часть занимает шатровая церковь, вокруг нее находятся восемь храмов с куполами, отображая восьмиконечную звезду. В христианстве это символ церкви, которая ведет человека на пути к небесному обетованному городу. Строение комплекса напоминает ромб, вписанный в квадрат. Углы ромба занимают четыре церкви большего размера.

Храмовый комплекс венчает шатер – символ божественного покрова, распростертого над Русью. Снаружи элемент украшен пилястрами, розетками, стрелами и другими декоративными элементами. Приделы венчают луковичные главы с православными крестами, они похожи по форме, но неповторимы по внешнему исполнению. В габаритах и оформлении составляющих комплекса нет симметрии. Главной темой в его архитектуре стали схожесть и различие, единение и разделение.

От других православных храмов комплекс отличает отсутствие главного фасада. Каждая из его сторон одинаково важна и не является «второстепенной».

Москва. Красная площадь. Вид на храм Василия Блаженного и Спасскую башню Московского Кремля

Храмовый комплекс

Первоначально храм был окрашен в белый цвет и увенчан золочеными куполами. В XVII веке русские мастера освоили сложные методы окрашивания, поэтому побелку сняли и украсили фасад затейливым орнаментом.

После освящения митрополитом Макарием каждая из церквей комплекса получила посвящение в честь Покрова и календарных дат решающих боев с врагами. В посвящениях отражены и другие события своей эпохи. Это явление в землях вятичей образа Святого Николая и прославление А. Свирского.

Храмовые церкви: Покрова (центр), Входа Господа в Иерусалим (запад), Живоначальной Троицы (восток), Николая Чудотворца (юг), Киприана и Иустины (север). В северо-западной части расположен храм Г. Армянского, в северо-восточной – Иоанна, Павла Константинопольских. На юго-западе находится церковь Варлаама Хутынского, а на юго-востоке от Покровского храма – А. Свирского. Позже к комплексу были пристроены церкви Василия Блаженного и Иоанна Московского (1588 и 1672 годы).

Внутренние помещения комплекса соединены узкими переходами. Они не были рассчитаны на большое количество посетителей, поэтому в дни религиозных праздников духовенство города устанавливало аналой на Лобном месте. Филолог Лихачев сравнивал храм с воплощением русского характера. Он писал, что «дом» огромный, но в здании молиться негде.

Ночная Москва. Храм Василия Блаженного тихим вечером

Соборные луковки

Собор без его знаменитых куполов выглядит неузнаваемым. Из летописей выяснилось, что они были установлены в конце XVI века и вначале имели шлемовидную форму, которую быстро заменили округлой. Луковки выполнены в разных стилях – мавританском, индийском, европейском. Максимально высокую точку комплекса венчает золотистый русский купол. Так зодчими выражена идея главенства православной Руси на пути к божественной истине.

Москва. Красная площадь. Покровский собор (собор Василия Блаженного)

Путешествие сквозь время

В XVII веке в облике архитектурной композиции храма произошли постепенные изменения. Мастера перекрыли сводом гульбище, возвели шатры над крутыми лестницами, стены галереи расписали травным орнаментом, а фасад декорировали изразцами из заморской керамики.

Храм Василия Блаженного. Фотография изнутри

В 1725 году в составе комплекса было 18 церквей. В Троицком пожаре выгорел Покровский собор, который был восстановлен только к 1786 году. В течение последующих лет облик здания незначительно менялся. При этом всегда соблюдалась общая концепция, которая была задана изначально (несколько церквей в одной).

Во время наполеоновского вторжения в подклете храма располагались конюшни французской армии. Святые реликвии были разграблены и осквернены, а крыша пострадала от камней, которые разлетались по городу после взрывов зданий. Восстановлением облика собора занимался знаменитый архитектор Бове. После того как реку Неглинку увели в трубу, оставшуюся от нее перегородку использовали для ограждения храмового комплекса. На этом окончилось формирование его современного облика.

После Октябрьской революции собор был признан советской властью памятником государственного значения, и в его истории начался музейный и научно-исследовательский этап. В нижнем ярусе была обнаружена комната с бойницами, которые скрывала кирпичная кладка. Это навело историков на мысль, что первоначально часть здания использовалась при подготовке к боевым действиям.

Внутреннее убранство Покровского собора в Москве

В 1928 году храм стал филиалом Исторического музея, сохранив свой статус до сегодняшнего дня. Полный запрет на православную службу был введен в 1929 году и действовал вплоть до 1991-го. Уникальные колокола из звонницы были переплавлены и навсегда потеряны для мировой культуры.

Стены собора подлежат реставрации раз в 20 лет (наружные) и раз в 10 лет (внутренние). Иконы осматривают ежегодно, чтобы не пропустить вздутия и повреждения красочного покрытия. Во время четырех глобальных реставраций комплекса специалистам удалось исследовать культурные слои, обнаружить росписи под кирпичом XVI века, а также восстановить белокаменные детали декора и покрасить купола.

Последнее восстановление храма проводилось с 2001 по 2011 год. Мастера отреставрировали интерьеры церквей, подклеты и икону Богоматери.

Москва. Архитектурный ансамбль Красной площади. Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Церковь Василия

Главный храм архитектурного сооружения освящен во славу Покрова. Однако комплекс часто связывают не с военными победами, а с именем блаженного Василия. Юродивый не имел дома и жил на улицах города, в любую погоду ходил полураздетым, носил железные цепи. Он был ревностным христианином, своим примером учил нравственности и пользовался уважением народа. Иван Грозный благоговел перед старцем, и, когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе с женой.

Василию приписывают много чудес, которые происходили в городе. Он умел обличать ложь и под внешним благочестием видел недоброе. Однажды юродивый кинул камень в почитаемый образ Богородицы. Изумленная толпа стала избивать «злоумышленника», который потребовал соскрести грунтовку с образа. Люди сняли краску и увидели скрытый под ней рисунок черта.

На месте захоронения мощей Василия случались чудеса исцеления, поэтому здесь построили церковь, которая дала «народное» название всему комплексу, – храм Василия Блаженного. Зимой в основных храмах было холодно и сыро, поскольку они не отапливались. Богослужения в них прекращались и ежедневно проводились только в небольшой Васильевской церкви, где находились печки. Из нее же был открыт свободный доступ к другим храмовым комнатам и галереям.

Внутреннее убранство храма Василия Блаженного

Интерьер современного храма расписан маслом в 1905 году. Верхний ярус украшают лики святых, которые считались покровителями дома Романовых. Стены на юге и севере украшены фрагментами из жизни юродивого Василия, нижний ярус декорирован уникальным орнаментом в старорусском стиле.

Храмовый иконостас спроектирован в 1895 году А. М. Павлиновым. Он оказался велик для храма и потому имеет продолжение на соседних с алтарем стенах. Среди почитаемых икон святого места – «Богоматерь Смоленская» и образ Василия на фоне Кремля. Над резервуаром с мощами Блаженного находится ажурная арка, это одна из важных московских святынь. Богослужения в этом храме возобновились в 1997 году.

Москва. Покровский собор ранним утром

Чудеса и легенды

С судьбой комплекса связано немало городских легенд. Храм неоднократно находился под угрозой сноса, но каждый раз наступало его чудесное спасение. В 1812 году Наполеон захотел перевезти прекрасное чудо-строение во Францию, однако технически сделать это было нельзя, поэтому император решил уничтожить здание. Французские солдаты заложили в основание собора взрывчатку. Когда был зажжен фитиль, москвичи молили небо о чуде, которое не заставило себя ждать. Начался дождь, и он потушил подбиравшийся к пороховой смеси огонь.

Здание чудом уцелело в годы Октябрьской революции. Следы от снарядов и теперь заметны на его каменных стенах. В 1930-е годы снести здание решил Лазарь Каганович, который прежде участвовал в разрушении Казанского собора и храма Христа Спасителя, однако Сталин запретил партийному деятелю трогать собор.

По другому мифу за храм вступился реставратор П. Д. Барановский, который на коленях просил большевиков сохранить строение, однако документального подтверждения описанным случаям нет. Известно, что в период Великой Отечественной войны собор старались сберечь от бомбежек путем маскировки.

Созданный в 1680 году исторический колокольный ансамбль храмового комплекса был почти полностью утрачен по вине большевиков. Сохранились только два колокола: один находится в Спасской башне, а другой – на прежнем месте, как в старину. Со временем удалось собрать набор церковных колоколов, который практически полностью соответствует тому, что был в звоннице до революции. Удивительно, но работникам культуры удалось найти даже полный аналог стопудового колокола работы XVII века.

До сих пор не прекращаются споры об авторстве собора среди исследователей. Некоторые специалисты считают, что в основу комплекса легли идеи Леонардо да Винчи. Аргументом в поддержку этой точки зрения выступает тот факт, что у гения в разработке были чертежи восьмиугольных церквей, которые походили на собор Василия Блаженного. Однако истину не удалось установить.

Москва. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на рассвете

Интерьер комплекса

Внутреннее пространство храма – череда сводчатых помещений, стены которых оформлены живописью (масло), растительным орнаментом, фресками XVI-XVIII веков. Есть также портретные и пейзажные изображения.

В Покровском соборе насчитывается девять иконостасов, в которых хранится более 400 икон. В западной части комплекса восстановлена роспись под старинный кирпич и белый камень. В других областях стены оформлены в темперной технике, на них изображена виноградная лоза – символ райского сада. На фресках можно увидеть диковинные тюльпаны и морские водоросли, это напоминание о далеких краях, из которых в Москву привозили редкие ткани. Их узоры восхищали людей и были использованы в оформлении стен собора.

Внутреннее убранство храма Василия Блаженного в Москве

Главной церковью комплекса считается Покровская (шатровая). Благодаря ступенчатым подоконникам ее высоких узких окон свет мягко отражается и заполняет собой пространство, поэтому в храме всегда светло и уютно. Люди приходят сюда не только помолиться, но и послушать церковное песнопение.

В роли резонаторов, которые усиливают глубину звука и «поднимают» его под купол, выступают встроенные в кладку стен керамические сосуды (голосники). Благодаря этому музыка воспринимается здесь по-особенному, вызывает душевное волнение и трепет.

Москва. Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного в наши дни

Первый этаж комплекса занимают глухие помещения, многие из которых доступны для обзора. Здесь хранятся предметы, связанные с историей собора, находятся средневековые монеты и украшения, предметы быта, вериги, сосуды-резонаторы, старинные книги, клад вооружения эпохи казанского похода. Также на первом этаже размещены: фрагмент дерева, из которого строился каркас здания, первые железные главы церквей, изразцы XVI века, покров на раку Василия Блаженного работы мастерской Ирины Годуновой (1589 год).

Крутая извилистая лестница ведет с первого этажа сразу в главную церковь. Из Покровского храма есть выход в круговой коридор, который открывает путь к другим объектам комплекса. Богослужения совершаются по воскресеньям и в православные даты. В одном из помещений второго яруса работает выставка, где можно посмотреть на выставленные на обозрение православные кресты, облачение священнослужителей и другие церковные атрибуты.

Москва. Рассвет на Красной площади. Вид на собор Василия Блаженного

Реликвии храма

К главным реликвиям относят мощи Василия и Иоанна. Среди экспонатов комплекса примечателен сосуд для богослужений работы мастеров XVII века, принадлежащий Алексею Михайловичу. Бережно хранится культурное наследие – старинные иконы святого Александра Невского и Покрова Богоматери.

Храм Василия Блаженного. Старинная икона Покрова Богоматери

Специально для храмового комплекса в XVIII веке были написаны редкие по красоте фасадные иконы. Самая ранняя – «Знамение со святыми на полях» – установлена в восточной части Троицкой церкви. Икона почиталась прихожанами как чудотворная. Позже появилась ее реплика с размерами 2,84 х 2,84 м., которая отличалась другим составом святых.

В южной стороне Покровского собора находится еще один значимый православный образ – «Покров с Василием и Иоанном Блаженными». Живописные сюжеты символизируют заступничество Богоматери за русский народ.

Москва. Красная площадь. Собор Василия Блаженного

Похожие храмы в мировой культуре

Собор Василия Блаженного был принят за образец при возведении храма Спаса на Крови в Петербурге, который был открыт в 1907 году и во многом напоминает московский. Его интерьер декорирован фризами, изразцами и другими элементами разных оттенков. Венчают сооружение девять луковичных глав, что усиливает сходство с Покровским собором.

Храм Спаса на Крови в Петербурге

На берегу Ниццы во Франции находится храм Николая Чудотворца. Пятиглавое здание возведено в память о скончавшемся в здешних местах в 1865 году цесаревиче Александре II. Оно выстроено из местного кирпича и отделано розовым гранитом. Аналогию с московским собором подчеркивают два высоких белокаменных крыльца, богатство фасадного декора, разноцветные луковки.

В центре Саратова находится шатровая церковь иконы «Утоли мои печали». Она построена в 1903 году и напоминает уменьшенную копию храма Василия Блаженного. Сходство усиливают ряды кокошников и центральный шатер в окружении главок, фигурное покрытие которых напоминает декор московского собора.

Сегодня невозможно представить Красную площадь без праздничных куполов храма Василия Блаженного. Он легко узнаваем и производит неизгладимое впечатление своей дивной красотой, являясь не только архитектурным, религиозным памятником, но и символом России.

Источник: xn--80aaacfpel4cc2n3b.xn--80adxhks

Покровский собор на Красной площади.

1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
3.Постник и Барма
4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
6.Василий Блаженный
7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
8.Колокольня и колокола
9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
11.Главы Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного — это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора — в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.

Почему построили Покровский собор на Красной площади

Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски  были неведомы на Руси.  Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы.  Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.

Кто строил Покровский собор на Красной площади

Возведение памятного храма  благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.

На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу».

Постник и Барма

Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву — это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник — это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.

Покровский собор на Красной площади. Архитектура

Покровский собор  — это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.

Покровский собор на Красной площади
Главы собора Покрова Богородицы, что на рву

В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.
Покровский собор на Красной площади

Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.

Покровский собор на Красной площади
Южное крыльцо Покровского собора с шатром
Покровский собор на Красной площади
Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора

Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.

Покровский собор на Красной площади

Покровский собор на Красной площади
Церковь святой Троицы – восточная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь Александра Свирского – юго-восточная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь св. Николы Великорецкого – южная..
Покровский собор на Красной площади
Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь Григория Армянского – северо-западная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь Киприана и Иустины – северная.
Покровский собор на Красной площади
Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.

Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и  все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.

На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.
Покровский собор на Красной площади

В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца  над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.

Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили  шатровую колокольню.

Покровский собор на Красной площади
Шатровая колокольня Покровского собора

Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры — раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.

Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого

Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.

Покровский собор на Красной площади
Глава церкви Василия Блаженного

Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

Василий Блаженный

Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье «Церковь Василия Блаженного») С нынешней точки зрения юродивый — это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно.  В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он — юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.

Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.

После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.

Культурный слой у Покровского собора на Красной площади

Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.
Покровский собор на Красной площади
Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы «врос в землю». В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого «лишний» грунт сняли и вывезли.  А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.
Покровский собор на Красной площади

Колокольня и колокола

С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.

Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.
Покровский собор на Красной площади
Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание  колоколов Покровского собора.

Покровский собор на Красной площади
Фрагмент колокольни Покровского собора

Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.

Дополнительные сведения о колоколах и звонах

Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.

Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.

Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.

До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.

Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.

Колокол – это уста, у него есть язык, который говорит в этих устах.
Колокола делятся на «зазвонные», те что на правой руке.  Эта т.н.  «классическая тройка» весит пол-пуда, пуд и полтора пуда. Колокола весом выше ста пудов – это обычно, ножные, педальные колокола. Всё, что между ними – это колокола на левой руке, «клавиатура» колокольного звона. На колокольни посторонних не пускают, потому что звон должен идти ровно, а колокола и языки весят по разному. Для их уравнивания создаётся система рычагов и оттяжек. Все верёвки идущие на пульт, должны создавать одинаковое усилие. Его то и регулируют оттяжки. Поэтому на колокольне всегда протянута целая паутина разных верёвок и тросов и посторонний человек может запутаться, повредить колокола и сам пораниться.
Подробнее о русских колоколах в статье «Колокола земли русской».

Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы

На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.

Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.

Покровский собор на Красной площади
Икона на колокольне Покровского собора

Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.

Источник: kraeved1147.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.