Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в народе более известен как храм Василия Блаженного, входит в список главнейших достопримечательностей Москвы и России в целом.

Краткая история собора Василия Блаженного

В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».

Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.

После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.

После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.


Храм Василия Блаженного

Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.

Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.

Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.

Кто построил храм Василия Блаженного

Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие – некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Храм Василия Блаженного

Архитектура собора на Красной площади


Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.

Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел – церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел – увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.

Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их – одиннадцать.

Храм Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного: интересные факты

  • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
  • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма – не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.

  • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
  • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
  • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
  • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.

Храм Василия Блаженного

Режим работы музея «Покровский собор»

Как музей собор Василия Блаженного в Москве открыт ежедневно.

Часы работы музея:

  • май, сентябрь–октябрь: с 11:00 до 18:00;
  • июнь–август: с 10:00 до 19:00;
  • ноябрь–апрель: 11:00 до 17:00.

Важная информация! Первая среда каждого месяца – санитарный день.
При температуре ниже -15°C часы работы музея сокращаются.
По воскресеньям в 10.00, а также в дни престольных праздников в соборе совершается богослужение.

Стоимость входного билета:

  • для взрослых – 350 руб.
  • для школьников 17–18 лет, студентов и льготников – 100 руб.
  • семейный билет (двое родителей и один-два ребенка до 18 лет) – 600 руб.
  • дети до 16 лет – бесплатно.

Храм Василия Блаженного

Экскурсии

В Покровском соборе туристы могут заказывать следующие экскурсии:

  • «Покровский собор – выдающийся историко-архитектурный памятник XVI в.»;
  • «Живая старина в стенах Покровского собора: если бы я был древним воином, строителем, живописцем…»;
  • «Символ России: Покровский собор в русской истории и культуре»;
  • «Диво дивное: тайны древних стен Покровского собора»;
  • Тематические экскурсии.

Количество участников – до 15 человек, длительность – 2–3 часа. Заказать экскурсию, узнать о ценах и условиях можно по телефону музея: 8(495) 698-33-04.


VIP-обслуживание: экскурсия «Покровский собор – жемчужина русской средневековой архитектуры» в неурочное время (до открытия музея или после его закрытия) в сопровождении гида-переводчика.

Стоимость: 1000 руб.

Количество участников: до 20 человек.

Изучая архитектуру российской столицы, не стоит также забывать о роскошном комплексе Большого театра, который является крупнейшим театром России, а также одним из самых значительных театров оперы и балета в мире.

Как добраться до храма Василия Блаженного

Адрес: Красная площадь, 2

Как доехать: на метро к ближайшим станциям — «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

Источник: planetofhotels.com

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.


По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

василий блаженный


Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.


храм василия блаженного 16 век

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

храм василия блаженного

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

храв василия блаженного купола

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Источник: pravednik.info

Внутри церкви расписали масляным «сюжетным» письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов – «дикий камень». Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу – хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове. 

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI — XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись «под кирпич» XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы:  в интерьере центральной церкви открыли «храмозданную летопись», в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла);  впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы, практически полностью состоящие из икон XVI — XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи («Троица» XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. «Видение пономаря Тарасия», «Никола Великорецкий в житии», «Александр Невский в житии», а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст».  В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII — XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

Источник: ria.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.