Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».

В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.

Сложная история

У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.


Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.

Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.


Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Архитектурная ценность и роскошь интерьеров

Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.

Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.

Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.


Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.

Культурно-историческое значение

Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.

С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.


Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.

Источник: v-puty.com

История его величественна и многогранна. Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. …Трудно себе представить, что там, где ныне возвышается здание Большого театра, была когда-то полупустынная местность, затопляемая рекой Неглинкой, по правому берегу которой шла дорога из Новопетровского монастыря в Кремль. Эта дорога со временем превратилась в улицу Петровку…

Большой театр

28 марта 1776 года столичный губернский прокурор П. Урусов получил соизволение, подписанное Екатериной II, на содержание спектаклей, маскарадов, балов и иных мероприятий сроком на 10 лет. Эту дату принято считать днем основания российского Большого театра. В качестве компаньона Урусов пригласил предпринимателя, влюбленного в искусство театра, англичанина Майкла Медокса.

В первое время коллектив не располагал собственным помещением, поэтому арендовал для выступлений дом Воронцовых на Знаменке. Первой премьерой театра 1977 года стала опера «Перерождение», написанная Д. Зориным.


Большой театр
Петровский театр, гравюра, 1870

10 января 1781 года в Москве открылся 1-й общественный музыкальный театр: просторный каменный дом, расположившийся рядом с Кузнецким мостом выходил фасадом на Петровскую улицу, которая дала театру первое название – Петровский. Архитектором  сооружения, поражающего своей красотой и размахом, стал немецкий архитектор Христиан Розберг, реализовавший свой проект всего за полгода. Петровский театр вмещал по разным сведениям от 800 до 1500 зрителей.

Репертуар театра того времени включал в себя постановки в различных жанрах – и драматические, и балетные, и оперные, однако именно оперы полюбились публике больше всего и Петровский театр в народе стали называть Оперным домом. В те времена одни и те же исполнители играли в оперных, драматических и балетных постановках, а спектакли давались два-три раза в неделю – в целом за год набиралось до восьмидесяти спектаклей.


Большой театр
Дом Пашкова

8 октября 1805 года, в третьем часу дня, здание Петровского театра сгорело “по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем”. Отныне коллектив был вынужден выступать на различных сценах, таких как, например, новый Арбатский театр, дом Апраксина на Знаменке и дом Пашкова, что на Моховой.

В 1806 году театр приобрел статус Государственного и начались разработки нового проекта здания. В результате на месте Петровского театра выросло еще более грандиозное здания театра – второе по своим размерам после миланского «Ла-Скала». Авторами проекта были Алексей Михайлов и Осип Бове.


Большой театр
Акварель неизвестного автора: Большой театр 1830-е

Торжественное открытие нового здания театра, которое уже является прообразом ныне существующего театра, состоялось 18 января 1825 года представлением «Торжество муз»: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Большой театр
Большой театр. Архитектор Бове

11 марта 1853 года в здании по неизвестной причине вспыхнул пожар, который в считанные минуты охватил все без исключения помещения театра – пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. “Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, – описывал пожар очевидец. – Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами…” В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

Снова было принято решение возвести новое здание на месте сгоревшего, а пока труппа выступала на сцене Малого театра. Был организован конкурсу на восстановление театра – победил проект русского архитектора итальянского происхождения Альберта Кавоса.

Большой театр
Большой театр, около 1856, архитектор Кавос

Театр был восстановлен за три года: объём здания и планировка были сохранены, при этом несколько изменились пропорции и полностью был переработан архитектурный декор фасадов.  Зал, выполненный в красном цвете и декорированный золотом, поистине стал роскошен! Пять ярусов, освещенных хрустальной люстрой, вмещали одновременно более 2000 зрителей. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта, покорившую весь мир. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл – государственный герб Российской империи. Еще одним шедевром в результате восстановлений здания театра после пожара стал занавес, для создания которого был приглашен венецианский профессор живописи Козрое-Дузи. Традиционно на занавесах театров Италии было принято изображать тот, или иной исторический факт из жизни города. Для Большого театра это стал эпизод встречи в 1612 году хлебом-солью воинов-освободителей во главе с Мининым и Пожарским.

Большой театр
Садовников: зрительный зал и сцена Большого театра. около 1856 г.

20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи оперой В.Беллини “Пуритане” в исполнении итальянской труппы. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением перестроек, связанных с реставрациями и современным техническим оснащением.


Большой театр
М. Зичи. Зрительный зал в день открытия Большого театра во время визита императора Александра II. 1856 г

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве. В тыл были перемещены не все исполнители – часть труппы осталась в Москве и продолжала давать спектакли и концерты в филиале. Ход выступления зачастую прерывался воздушными атаками, и зрители вынуждены были эвакуироваться в бомбоубежище. После того, как был дан отбой сигнала тревоги, спектакль непременно продолжался. 28 октября 1941 года на Большой театр была сброшена бомба, разрушившая стену фасада и взорвавшаяся в фойе. Активные восстановительные работы шли в закрытом маскировочной сетью помещении – зимой 1942 года художники, возглавляемые П. Кориным, начали реставрацию внутреннего оформления театра и уже 26 сентября 1943 года на основной сцене состоялся показ любимейшей русским народом оперы «Иван Сусанин».

Большой театр
Опера “Иван Сусанин”

Кавос, восстанавливая театр, изменил геометрию зрительного зала, превратив все пространство в гигантский музыкальный инструмент, в т.ч. для улучшения акустики по кривой была перестроена стена зрительного зала, увеличилась портальная арка сцены, а в конструкциях и в отделке использовалось дерево – специально отобранная ель. Таких искривленных лож нет в других исторических театрах, привычная для залов европейских опер форма – колокол. В советское время многие деревянные конструкции были залиты бетоном, геометрия зала и здания менялась, сильно нарушив акустические возможности театра. Кроме акустических проблем, здание практически разрушалось от грунтовых вод и не было способно обеспечить соответствующих условий для жизни труппы. Долгие годы театр ждал реставрации, которая состоялась в начале уже нашего 21 века.

Масштабная реконструкция театра длилась 6 лет (с 1 июля 2005 года). Торжественное открытие  исторической сцены состоялось 28 октября 2011 года, а 2 ноября состоялась первая премьера: «Руслан и Людмила» Глинки.

Большой театр
Большой театр после реставрации

Теперь Большой стал в два раза больше: шесть этажей над сценой, шесть этажей под сценой, бесконечные лестницы и переходы из здания в здание, огромная гидравлическая машина, оркестровая яма на 130 человек. Репетиционный зал под крышей, зал-трансформер под землей, в Бетховенском фойе. Сегодня театр оборудован согласно новейшим стандартам, в том числе акустические возможности и новая механическая сцена, которая обеспечивает возможность использовать звуковые и визуальные эффекты по максимуму. Сама сцена увеличилась – она дает возможность воплотить самые дерзкие проекты. Все компьютеризировано и напоминает Центр управления полетами.

Большой театр

В зрительном зале свободно стоят новые деревянные стулья. Все предметы – шторы, светильники, кресла – прошли специальную акустическую экспертизу.

Большой театр

Зрительское фойе, которое в советское время всегда называли Белым залом, потому что красили стены белой краской, теперь называется «Императорским». Здесь даже восстановлен императорский вензель и двенадцать уникальных гобеленов. В советское время на месте двуглавых орлов были дыры, так как ножницами вырезали царскую символику. Сами гобелены сдавали в химчистку, поэтому ткань начала осыпаться. Реставраторам пришлось поломать голову над тем, как восстановить уникальные произведения искусства.

Большой театр

Большой театр сейчас имеет возможность принимать людей с ограниченными возможностями. Здесь появились лифты и эскалаторы, а в самом зрительном зале есть места для инвалидных колясок.

Появились и новые репетиционные площадки – теперь оперные и балетные артисты могут работать одновременно, не мешая друг другу.

Большой театр

Символ Большого – Квадригу Аполлона – реставраторы собирали по кусочкам. На главный фасад вернулись музы – богиня танца Терпсихора и богиня лирической поэзии Эрато, а северный – модернизирован – стеклянные стены обрамляют колонны. В восстановленном доме Хомякова – нотная библиотека, хоровой репетиционный зал, костюмерные.

Большой театр
Квадрига Аполлона. Большой театр

А над сценой Большого – звонница – тридцать пять колоколов с особым, малиновым звоном.. Самый большой колокол – шесть с половиной тонн весит. Теперь колокола зазвучат в исторических спектаклях Большого. (Впервые звонницу установили в Большом театре в начале 20-х гг XX века – звонарь А. Кусакин собирал ее по всей России. Именно он в течение многих лет был единственным исполнителем колокольного звона в постановках театра.)

Большие имена Большого театра

Звездный состав, освещающий театр на протяжении его истории, поистине бесконечен отметим некоторых из них.

В состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов.

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа – француза Мариуса Петипа. Самой значительной из его московских работ стал “Дон Кихот” Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году.

Большой театр
Лебединое озеро. П.И. Чайковский

Большое значение имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке – “Воевода” (1869) и балетной – “Лебединое озеро” (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера “Евгений Онегин” (1881), впервые увидела свет опера “Мазепа” (1884), одна из вершин оперного творчества композитора. Окончательная редакция оперы “Кузнец Вакула” получила в спектакле новое название “Черевички”, а на премьере “Черевичек” в Большом театре 19 января 1887 года сам Чайковский дебютировал за пультом оперного дирижера.

Большой театр
Ф. Федоровский: эскиз декораций к опере “Борис Годунов”

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского “Борис Годунов”. Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела “Снегурочка” (1893), а затем – “Ночь перед Рождеством” (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина “Князь Игорь”, а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова “Раймонда”.

Большой театр
Шаляпин в роли Ивана Грозного

Оперная труппа театра конца XIX – начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет – Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова, Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом – Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова. В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина».

Большой театр
Ф.Федоровский: эскиз мужских костюмов к опере “Хованщина”

С театром активно сотрудничает С.Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра – благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В 1899 году в Большом театре впервые пошла “Спящая красавица”, являлась началом долгой и плодотворной работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов – Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин.

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин.

Большой театр
К.Коровин. Эскиз декораций к балету “Конек Горбунок”

В тридцатые годы балет был представлен искусством Семеновой, Мессерера, Улановой, Ермолаева, Лепешинской, Габовича, Преображенского, Кондратова… Чтобы увидеть или услышать своего кумира, люди выстаивали ночные очереди. Среди певцов звучат следующие имена: Нежданова, Обухова, Барсова, Держинская, Степанова, Давыдова, Максакова, Кругликова, Козловский, Лемешев, Норцов, Батурин, Михайлов…

5 марта 1942 года в Куйбышеве, впервые в стране, эвакуированный оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую (“Ленинградскую”) симфонию Д. Шостаковича. Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны.

Большой театр
Лепешинская – “Золушка”

Окончание войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева: «Золушка» – в  главной партии с блеском выступила на премьере Ольга Лепешинская, и «Ромео и Джульетта», где главная партия была у  Г. С. Улановой. Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V.

Большой театр
Уланова и Жданов – “Ромео и Джульетта”

Значительная часть оперных постановок осуществлена режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли несколько десятилетий служили «лицом» оперы Большого. Эталоном стали спектакли “Руслан и Людмила” М.Глинки (1972), “Отелло” Д.Верди (1978) и оперы С.Прокофьева “Война и мир” (1959), “Семен Котко” (1970), “Игрок” (1974).

В 1964 году главным балетмейстером Большого становится хореограф Ю. Н. Григорович. На московскую сцену переносятся созданные им в Ленинградском театре балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева и «Легенда о любви» А. Д. Меликова. Он делает новые редакции «Щелкунчика» и «Лебединого озера» Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна. Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Екатерины Максимовой, Наталии Бессмертновой имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию.

Большой театр
“Спартак” – Денис Матвиенко

Ещё одним событием в жизни театра становится постановка в 1967 году «Кармен-сюиты» на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой. В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая выступают в роли хореографов.

Большой театр
Майя Плисецкая “Кармэн-сюита”

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства.

Начиная с момента рождения театра и до сегодняшних дней, в Большом театре было представлено более 1000 премьер! Старые спектакли сменяются новыми, репертуар театра постоянно расширяется и обновляется, труппа регулярно пополняется новыми именами. На момент создания театра труппа включала в себя всего 13 музыкантов и около 30 артистов, а сегодня численность коллектива более 2000 человек. Большой театр – это грандиозная совокупность величия прошлого и творческого и технического прогресса.

Источник: cozyzone.ru

Большой театр: история пожаров и возрождений

Датой основания Большого театра в Москве и создания его первой труппы принято считать 28 марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов получил от императрицы Екатерины II «привилегию» на проведение частных увеселительных мероприятий: спектаклей, балов, маскарадов и концертов.

Однако официальное открытие театра состоялось только в 1780 году, после того как князь Урусов передал свое дело в руки компаньону Майклу Меддоксу из-за недостатка средств. Под руководством предприимчивого англичанина на месте сгоревшего недостроенного сооружения менее чем за полгода было возведено новое, вместимость которого достигала тысячи зрителей.

Большой театр

 

Среди актеров тогдашнего Петровского театра были как крепостные артисты, так и приглашенные заграничные звезды.

В течение нескольких столетий здание Большого театра в Москве неоднократно подвергалось пожарам, поэтому несколько раз меняло свой адрес, перестраивалось и реставрировалось, также постоянно менялись его название и статус.

А здание, которое сегодня и привлекает в Москву туристов, построено по проекту архитектора Альберта Кавоса и было открыто  в 1856 году.

Последняя масштабная реконструкция московского Большого театра состоялась в 2005–2011 годах. Благодаря ей получилось не только возродить некоторые исторические детали в интерьере и внешнем облике, но и достичь мирового уровня технического оснащения.

Большой академический театр: архитектура и сцены

Архитектура Большого театра выдержана в стиле классицизма. Это монументальное здание являет собой прямоугольное восьмиколонное сооружение с размещенной над портиком бронзовой скульптурой бога Аполлона на колеснице.

Большой театр

Историческая сцена

Большой театр внутри декорирован в красно-золотые тона и содержит огромный пятиярусный зал с превосходной акустикой. Количество мест – 1740. Роскошная Историческая сцена – самое богатое и помпезное театральное помещение в стране.

Малая сцена

С 2002 года труппа Большого театра дает спектакли не только на Основной (Исторической) сцене, но и на Новой (Малой) сцене. Она декорирована в бело-зеленых и бело-терракотовых цветах с вкраплением золотой краски. Расписные потолки, мозаичный пол, обилие хрусталя и великолепное освещение создают атмосферу торжественности и праздника. Сцена – настоящее чудо техники: она может автоматически вращаться, подниматься, опускаться и заменяться другими площадками.

Главное достоинство Новой сцены Большого театра – наибольшее количество мест с неограниченной видимостью. Всего здесь помещается 928 зрителей.

Большой театр

Бетховенский зал

Находящийся на минус первом этаже главного здания Большого театра Бетховенский зал являет собой оригинальное инженерное решение. Он способен менять свою конфигурацию и размеры в зависимости от количества посетителей и сценического замысла. Здесь проводятся симфонические концерты, выступают оперные звезды, проходят творческие вечера знаменитых режиссеров, артистов, хореографов. Зал вмещает 320 человек.

До реконструкции театра Бетховенский зал занимал другое помещение, служившее в дореволюционные времена частью Императорского фойе. Сейчас старый зал открыт в качестве музея. Уничтоженный большевиками царский декор XIX века полностью восстановлен здесь и выглядит так, как и во время коронации Николая II.

Большой театр

Труппы и репертуар Большого академического театра

По количеству выступающих Большой превышает многие театры с мировым именем. Труппы Большого театра в совокупности – это более чем 900 артистов оперы, балета, мимического ансамбля, хора и оркестра.

Репертуар Большого театра включает русскую и мировую классику оперы, а также специально написанные произведения, камерные и симфонические концерты.

Что касается спектаклей в Большом театре для детей, то юных театралов возрастом от шести лет можно приводить на оперные представления и балеты. Большая же часть театрального репертуара, если нет особых замечаний, рекомендуется к просмотру лицами старше двенадцати.

Оперная труппа Большого театра неоднократно давала гастроли в других российских городах и за границей. Артисты балета, музыканты и певцы Большого театра тоже нередко отправляются на гастроли.

Афиша и билеты

На официальном сайте всегда можно узнать, какие спектакли дают в Большом театре сегодня, а также расписание постановок на ближайший сезон.

Ознакомьтесь с афишей, в том числе с грядущими премьерами, перейдя по ссылке: http://bolshoi.ru/timetable/

Большой театр

Сколько стоит билет в Большой театр и где купить

Цена билетов в Большой театр варьируется от 100 до 12 000 рублей: стоимость зависит от спектакля и места в зале.

Подробно узнать о ценах можно здесь: http://tickets.bolshoi.ru/ru/info/ptspeclist/

Студентам в театре в пределах выделенных квот предлагается купить билет за 100 рублей (Основная и Малая сцены), правда место будет скорее всего не очень удобным и даже стоячим.

Купить билеты в Большой театр можно одним из удобных вам способом:

  • в театральных кассах;
  • онлайн на сайте театра;
  • заказать билеты по телефону информационного центра: +7 (495) 455-55-55, а затем выкупив их в кассе;
  • через официальных распространителей.

Кассы Большого театра: расположение и время работы

  • в здании Исторической сцены – ежедневно с 12:00 до 20:00 (перерыв с 16:00 до 18:00);
  • в помещении Новой сцены – ежедневно с 11:00 до 20:00 (перерыв с 14:00 до 15:00);
  • в административном корпусе (слева от выхода из станции метро «Охотный ряд»/«Театральная») – ежедневно с с 11:00 до 20:00 (перерыв с 15:00 до 16:00);
  • в торговом центре ГУМ (Красная площадь, 3, первая линия, первый этаж) – ежедневно с 11:00 до 20:00.
  • Большой театр

Немного о театральном этикете:

  • дресс-код: не принято приходить в шортах, майках и шлепках;
  • верхнюю одежду и багаж следует оставить в гардеробной;
  • в партер можно заходить строго до третьего звонка;
  • нельзя проносить в зал цветы, еду, напитки и животных;
  • букеты артистам разрешается передавать только за кулисы через капельдинера;
  • запрещено приходить в театр в нетрезвом состоянии;
  • дети 5–10 лет допускаются только на утренние спектакли и при наличии билета;
  • в зале не допускается фото- и видео-съемка;
  • мобильный телефон необходимо выключить или перевести в беззвучный режим.

Экскурсии в Большой театр

Индивидуальные экскурсии (до 20 самостоятельных посетителей) по историческому зданию на тему «История и архитектура Большого театра» проводятся по понедельникам, средам и пятницам. Длительность – 1 час.

  • Экскурсия на русском языке начинается в 12:10, стоимость – 500 руб.;
  • Экскурсия на английском языке начинается в 12:15, стоимость – 1300 руб.

Билеты продаются непосредственно перед началом экскурсии (с 12:00) в здании основной сцены (подъезд №12).

Коллективные экскурсии проводятся в будние дни с 10:00 до 16:00. Состав группы – 5–15 человек. На экскурсию допускаются лица от 14 лет. Длительность – 1,5 часа.

Цена одного билета – 1300 руб.

Язык сопровождения — русский, для иностранных посетителей — под перевод. Необходим предварительный заказ по электронной почте: [email protected]

Для льготников, школьников (8–11 классы) и студентов дневной формы обучения (при наличии документов) стоимость билета составляет 250 руб.

Большой театр

Как добраться до Большого театра в Москве

Адрес: пл. Театральная,1.

Новая сцена расположена с левого торца старого театра: ул. Большая Дмитровка, 4/2.

Как доехать:

  • на метро до станций «Театральная» (выход к Большому театру) или «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади);
  • пешком от станций метро «Площадь Революции», «Лубянка» или «Кузнецкий мост»;
  • на автомобиле прямо к театру можно подъехать с улиц Моховой, Тверской и Петровки.

Парковка у Большого театра может быть проблематичной, однако вполне реальной: в районе есть несколько платных охраняемых автостоянок с ограниченным количеством мест.

Источник: planetofhotels.com

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение «содержать … театральные всякого рода представления». Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом».

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр. 

В 1920-х гг. «Большой» становится площадкой Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК, конгрессов Коминтерна, однако сохраняет за собой право функционировать по назначению. Осенью 1941 г. в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Зимой 1942 г. начались восстановительные работы, а осенью 1943 г. театр возобновил свою деятельность.

В конце XX века необходимость в проведении реставрационных работ стала критической, и Правительство страны приняло решение о реконструкции здания. Работы длились на протяжении 6 лет с 2005 по 2011 гг. Специалисты сохранили исторический облик театра и вместе с тем усовершенствовали его техническое состояние.

Сейчас Большой театр является главной культурной доминантой столицы.

Источник: um.mos.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.