Видео: Государственный исторический музей в Москве

Основные моменты

Государственный исторический музей в Москве

В фондах Государственного исторического музея (ГИМ) насчитывается около 5 млн предметов и многие миллионы письменных документов. В 40 просторных залах экспонируется менее одного процента этого богатого наследия, но музей располагает несколькими филиалами, где можно познакомиться с тематическими коллекциями.

Сотрудники ГИМ организуют выездные выставки предметов из фондовых собраний. В интернете созданы познавательные веб-порталы, на которых выставлены изображения художественных произведений российской старины, древних артефактов с подробными описаниями, оцифрованные подлинники документов разных эпох. Замечательным оформлением выделяются выставочные залы, расположенные на первом этаже музейного здания. Интерьеры были созданы плеядой выдающихся мастеров кисти, творивших в последней четверти XIX – начале XX столетия.


Наиболее эффектный вид на здание Исторического музея открывается с Красной площади, от собора Василия Блаженного. Слева протянулись стены Московского Кремля, над музеем возвышается угловая Арсенальная башня. Справа находятся нарядные торговые ряды ГУМа, за ними виднеются купола собора во имя Казанской Божьей Матери и Воскресенские ворота, примыкающие к северо-восточному фасаду музейного здания. Вдоль юго-западной стены музея по Кремлевскому проезду можно пройти на Манежную площадь. Отсюда удастся сфотографировать здание Государственного исторического музея с обратной стороны. Со стороны площади открывается вид на впечатляющий северо-западный фасад. Перед ним в 1995 году был установлен конный памятник советскому полководцу Георгию Жукову.

При Государственном историческом музее действует большой магазин с широким ассортиментом сувениров, репродукций и познавательной литературы.

История Государственного исторического музея

Идея создания особого музея истории государства Российского принадлежала наследнику престола, будущему императору Александру III. В юности он познакомился с подобными собраниями за рубежом. Толчком к воплощению замысла цесаревича послужила Московская Политехническая выставка, проведенная в 1872 году. В рамках промышленного салона демонстрировалась и экспозиция российских древностей, боевых реликвий Крымской войны и завоевания Кавказа. По окончании выставки великолепные коллекции было решено сохранить в отдельном помещении и представить на обозрение широкой публики. Этот год и считается датой основания исторического музея. К слову, основные экспонаты промышленной выставки были переданы в Политехнический музей, созданный в том же году на Пречистенке любителями науки и техники.


Красная площадь в 1872 году, слева — здание Земского приказа

Грандиозное здание Исторического музея возвели у Кремля, на Красной площади. Его фасады, спроектированные зодчим Владимиром Шервудом и инженером-градостроителем Анатолием Семеновым, изменили облик сердца Москвы, завершив ансамбль площади великолепным сооружением. Фундамент заложили в сентябре 1875 года в присутствии государя Александра II, установившего первый символический камень.

Строительство продолжалось шесть лет и завершилось к марту 1881 г., накануне коронации императора Александра III, но для публики экспозиция открылась только через два года. Музей был назван именем взошедшего на престол царя. Новое учреждение культуры возглавил один из вдохновителей его создания, археолог с мировым именем, исследователь российских древностей и меценат граф Алексей Уваров, передавший в фонды часть своих личных собраний редкостей. Его примеру последовали многие российские коллекционеры. Так, Петр Иванович Щукин, промышленный магнат и знаменитый собиратель древностей, в 1905 году преподнес в дар Императорскому историческому музею коллекцию из 300 000 предметов. Любопытно, что эта цифра намного превышала количество артефактов, имевшихся в самом музейном собрании. Почетным председателем правления музея стал младший брат царя, великий князь Сергей Александрович Романов.


Проект Исторического музея под девизом «Отечество». Фасад на Красную пл. (В. Шервуд, А. Семёнов), 1875 г.Строительство Исторического музея (вид от Кремля). 1875-1876 гг.

В 1914 году Исторический музей обзавелся собственной библиотекой с хранилищем рукописей и старопечатных изданий. Для устройства книгохранилищ и читальных залов пришлось перепланировать несколько помещений здания. Среди хранящихся тут книжных сокровищ – «Изборник» князя Святослава 1073 года, Мстиславово Евангелие, написанное в 1117 году и украшенное многоцветными миниатюрами.

После революции 1917 года значительную часть музейных коллекций отправили в подвальные хранилища, при этом, к сожалению, некоторые экспонаты претерпели значительные повреждения или вовсе исчезли. Росписи и декор залов были уничтожены, многие детали фасадов демонтировали. Между тем, фонды ГИМ заметно увеличились – сюда свозились ценности из ликвидированных московских музеев и монастырей, из конфискованных подмосковных усадеб аристократов и состоятельных предпринимателей. С 1920-х годов обновленная новыми властями экспозиция стала отражать коммунистическую идеологию.

В годы Великой Отечественной войны музей не прекращал работу, несмотря на бомбовые удары вражеской авиации по Москве. Наиболее ценные артефакты эвакуировали в восточные пределы страны, многие коллекции переместили в подвалы здания, на их месте появились муляжи. В послевоенный период в залах второго этажа открылись экспозиции, отражавшие этапы становления Советского Союза.


Только через 100 лет после возведения Исторического музея, когда из строя начали выходить дореволюционные инженерные коммуникации, изрядно обветшавшее здание решили отреставрировать. Масштабные работы велись с 1986 по 2003 год. Сооружению, признанному особо ценным объектом культурного наследия, был возвращен изначальный облик. Реставраторы, руководствуясь эскизными проектами Шервуда и старинными фотокарточками, восстановили утраченные элементы внешнего и внутреннего декора, росписи стен и сводов музейных залов. Помещения оборудовали системами климат-контроля, поддерживающими оптимальный для хрупких экспонатов температурный режим и влажность воздуха. На свободном пространстве внутреннего подворья появился новый выставочный зал и Половецкий дворик.

Сегодня в Государственном историческом музее выставлено около 22 000 тщательно отобранных артефактов. Для поверхностного обозрения представленных тут исторических ценностей понадобится несколько дней. Знатоки утверждают, что неспешный и вдумчивый осмотр экспозиции займет не менее пяти лет!

Архитектура здания

Здание сложено из фасонного кирпича теплого терракотово-красного оттенка с нарядными белыми вставками, гармонирующего с цветовой гаммой средневековых построек Кремля. Внешний облик сооружения отражает модные в то время черты псевдорусского архитектурного стиля с его сложной узорчатой фасадной кладкой, башенками, шатровыми кровлями, кокошниками, закомарами, киотцами, ложными балкончиками и другими изысканными элементами. На строительных лесах трудилось около шестисот искусных каменщиков.


Сотни окон здания, спроектированных зодчим и реставратором Александром Поповым, украшены деревянными переплетами – репликой древнерусских слюдяных окошек. Главный архитектор Шервуд планировал декорировать межоконные проемы фасадных стен многоцветными керамическими изразцами, но на майолику не хватило средств. На строительство и без того было израсходовано более полутора миллионов золотых рублей – по тем временам колоссальная сумма.

Прогулка по Историческому музею

Парадные сени

Замечательные интерьеры не уступают в пышности внешнему виду здания. Мозаичные и мраморные полы, резные золоченые рамы картин, расписные стены и потолки, лепные карнизы, кованые детали и бронзовое литье декора превращают анфиладу залов музея в роскошные дворцовые покои.

Над оформлением экспозиционных помещений Государственного исторического музея работали талантливые живописцы, члены Императорской Академии художеств. Росписи создавали Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Сергей Коровин и другие выдающиеся мастера. Таким образом, сами музейные залы, оформленные в дворцовом стиле, превратились в подлинные произведения искусства.


Парадный вход ведет через огромные арочные сени с расписной колоннадой. На своде изображено генеалогическое древо правителей России, у его корней – основоположники отечественной государственности, великие киевские князья из династии Рюриковичей – святой князь Владимир Святославич и святая княгиня Ольга. Всего же на ветвях родословного древа красуется 68 портретов венценосных особ. Эта роспись, созданная живописцами школы академика Фомы Гавриловича Торопова, в советское время чудом сохранилась под слоем известковой побелки, и в 1990-е годы была очищена реставраторами.

Справа от входа находится мемориальный кабинет первого директора музея, графа Уварова. Далее посетители минуют портал, ведущий в анфиладу из трех литерных помещений.

Роскошный Византийский зал «А» напоминает интерьеры древнего собора Святой Софии в Константинополе. Экспозиция, представленная тут, поэтично названа «Металл богов». Здесь демонстрируются произведения православного искусства XII-XIX столетий и церковные артефакты других христианских конфессий: иконы и богослужебные книги в драгоценных окладах с самоцветами, ларцы, чаши, подсвечники, золотая и серебряная утварь.

Зал «Б» украшен видом на берега Боспорского царства, некогда владевшего Керченским проливом. Панорама написана маринистом Айвазовским. Тематика выставки – «Металл царей»: монеты и боевые ордена, золотые самородки, наградное оружие, платиновые эталоны мер и весов.


Подлинные сокровища, символы роскоши и богатства, вы увидите на витринах зала «В». Тут мерцают великолепные ювелирные изделия, созданные мастерами разных стран и эпох – от античности до начала XXI столетия. Ценители ювелирного искусства имеют возможность осмотреть и другие коллекции драгоценностей, посетив хранилище, расположенное в одной из башенок здания.

Роспись потолка центрального порталаЗал «А», фрагмент потолочной мозаики Зал № 9, фрагмент росписи потолкаЗал № 10, декор потолкаЗал № 13, западная сторона. Панно «Московский Кремль в начале XV века»

На первом этаже Государственного исторического музея располагается 21 зал, где последовательно представлена история России от пещерных племен палеолита до эпохи царя Петра I. Помещения украшены тематическими работами российских живописцев. Среди них «Каменный век» Васнецова – монументальное круговое панно, украшающее фриз зала первобытной истории. Здесь вы увидите древнейшие произведения искусства, найденные на территории России – женские фигурки, выточенные из бивней мамонтов около 20 000 лет назад, изображения идолов и тотемных животных.

Настрой на восприятие экспозиции артефактов бронзового века создает полотно «Ночное жертвоприношение» кисти Семирадского. У стен зала внимание привлекают каменные статуи, тысячи лет простоявшие на вершинах курганов Причерноморских степей.

Два зала посвящены истории Древнерусского государства со столицей в Киеве. Летописи упоминают 15 славянских племен, объединившихся под властью великих киевских князей. «Повесть временных лет» называет точную дату создания державы – 862 год. А уже в 988 году произошло судьбоносное событие: равноапостольный князь Владимир распространил среди своих подданных христианское учение. В скандинавских сагах того времени бурно развивавшаяся Киевская Русь называлась Гардарикой – страной городов.


Зал «А»

Один из залов расписан точными копиями фресок храма Спаса на Нередице, построенного в Новгороде в XII веке. Теперь полюбоваться этой росписью можно только здесь: во время Великой Отечественной войны древняя церковь была разрушена, оригиналы фресок уничтожены. В этом же зале представлены и знаменитые берестяные грамоты – бытовая переписка новгородцев XII-XIII столетий. В другом зале искусно выполнена копия белокаменного резного фриза Дмитриевского собора, возведенного князем Всеволодом Большое Гнездо. Это один из шедевров камнерезов средневековой Руси.

Большая экспозиция посвящена древнерусским ремеслам. Любопытно, что инструменты плотников, кожевенников, кузнецов, бондарей, гончаров и других мастеров выглядят очень современно. Формы орудий за прошедшие века почти не изменились.

Евангелие в золотом окладе, 1772 г.

На нескольких витринах демонстрируются клады – женские украшения, монеты, золотая церковная утварь. Все эти предметы были спрятаны в земле во время нашествия на Русь монгольских орд во главе с потомками Чингисхана (1237-1240 гг.). Здесь есть и оружие XIII века – стрелы, копья, мечи княжеских дружинников, сабли кочевников. О борьбе русских князей с завоевателями рассказывают величайшие образцы исторической литературы Руси – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Эти книги, а также летописные сборники можно увидеть на стендах музея.


В отдельном зале выставлено богатое собрание икон, образцы работ монахинь-златошвеек XIV-XVI веков.

В очередной анфиладе музейных залов рассказывается о временах царствования Ивана Грозного, Смутном времени, избрании на престол первого Романова и грандиозных реформах Петра I. Здесь много портретов, личных вещей государей и цариц. В центре экспозиции, повествующей о расцвете культуры и науки в России, стоит огромный глобус, приобретенный царем Петром в Голландии.

Историческое повествование продолжается в пятнадцати залах второго этажа Государственного исторического музея. Экспозиция начинается с эпохи дворцовых переворотов, последовавших за кончиной императора Петра Великого, и доведена до периода царствования самодержца Александра III (80-90-е годы XIX в.).

Мушкеты времен вторжения Наполеона в Россию в 1812 году

Яркая экспозиция посвящена вторжению Наполеона в Россию в 1812 году. Здесь представлены военные реликвии противоборствующих армий: пушки, ружья, мундиры солдат и офицеров, знамена. Выделяется один из экспонатов – сабля французского императора Бонапарта. Он получил это наградное оружие еще будучи молодым генералом, отличившись в Египетской кампании. Здесь выставлены портреты и личные вещи российских военачальников, отразивших вторжение Великой армии, – главнокомандующего Михаила Кутузова, князя Петра Багратиона, погибшего под Бородином, генерала Михаила Барклая-де-Толли.


Знаковыми вехами в истории империи стали восстание декабристов на Сенатской площади Петербурга, завоевание Кавказа и Туркестана, Крымская война, очередная война с Турцией 1870-х годов, поход на Балканы, реформы императора Александра Освободителя. Об этих событиях повествуют экспозиции отдельных залов.

Последний зал посвящен эпохе Александра Миротворца неслучайно. Именно Александр III и царица Мария Федоровна стали первыми посетителями Исторического музея весной 1883 года.

Помещения третьего этажа предназначены для размещения передвижных выставок и демонстрации новых поступлений. Фонды музея ежегодно пополняются на 10 000 – 15 000 экспонатов, передаваемых из полевых археологических экспедиций, присланных частными дарителями. Ценные книги, иконы, картины приобретаются на аукционах. Неожиданные подарки преподносят потомки российских аристократов, живущие в зарубежных странах.

Отдельные тематические экспозиции

Как ни обширны залы Государственного исторического музея, здесь демонстрируется лишь малая толика собранных сокровищ. Коллекции уже давно переполняют хранилища. Для создания отдельных тематических экспозиций, отражающих знаковые вехи истории страны, в столице создано несколько филиалов Исторического музея.

Рядом с главным зданием, на Площади Революции, 2/3, действует Музей Отечественной войны 1812 года. В старинной усадьбе Измайлово завершается формирование Центрального музея российского казачества. Сюда передано более 600 уникальных предметов: именное наградное оружие, ордена и медали, униформа и знамена казачьих полков, военные топографические карты, документы, живописные полотна, скульптурные портреты. Там же располагаются реставрационные мастерские и часть запасников.

Еще один интересный музей, принадлежащий ГИМ, можно осмотреть в Зарядье. В интерьерах старинной усадьбы Романовых устроена экспозиция, воссоздающая быт московской знати XVI-XVII столетий.

Выставочный комплекс площадью 120 000 м² строится на территории поселка Коммунарка, в 4 км к юго-западу от МКАД.

Вблизи Новодевичьего монастыря к 2023 году возведут экспозиционный центр, посвященный более чем тысячелетней истории Русской православной церкви.

Практическая информация

Государственный исторический музей работает с 10:00 до 19:00, в пятницу и субботу – до 21:00. Кассы прекращают продажу билетов за час до закрытия ГИМ. По вторникам – выходной день.

Стоимость входного билета – 400 рублей. Посетителей возрастом до 16 лет пропускают бесплатно. Льготники оплачивают 200 рублей. Можно приобрести семейный билет за 600 рублей на четыре персоны (двое взрослых + двое подростков до 18 лет).

В кассе предлагаются обзорные аудиогиды, озвученные на русском (800 рублей) и на иностранных языках (1100 рублей). К открытию крупных выставок предметов из фондовых хранилищ создаются специальные аудиогиды, подробно рассказывающие о новых экспозициях.

В залах установлены информационные баннеры, сенсорные ЖК-дисплеи. С их помощью можно со всех сторон осмотреть трехмерное изображение заинтересовавшего экспоната, а также полистать старинный фолиант, представленный на витрине.

Сувениры

Фирменный магазин Исторического музея вы найдете по соседству, в старинном трехэтажном здании № 5/1 на Никольской улице, выходящей на Красную площадь. В торговых залах представлен широкий выбор подарочных изданий книг по истории России, красочных альбомов, каталогов музейных коллекций, репродукций художественных полотен. Тут продаются сувениры, детская литература, настольные тематические игры, диски с видеообзорами экспозиций и многое другое. Магазин работает ежедневно с 09:00 до 21:00.

Как добраться

Адрес Государственного исторического музея в Москве – Красная площадь, 1. Ближайшие станции метро: «Охотный ряд» (к северо-западу), «Театральная» (к северу), «Площадь Революции» (к северо-востоку).

Источник: wikiway.com

Адрес Государственного исторического музея в Москве

Адрес музея: Красная Площадь, 1.

Как добраться на машине, общественном транспорте

На метро: станции Охотный ряд (Сокольническая линия), Александровский сад (Филевская линия), Театральная (Замоскворецкая линия).
На автобусе: маршруты
  • М2
  • 144
  • М6
На машине: улицы
  • Тверская
  • Моховая

История музея

Промышленная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения первого российского императора — на которой также были выставлены трофеи, привезенные с Крымской войны — явилась стимулом для осуществления мысли, несколько лет обсуждаемой в кругах ученой знати. Граф Уваров А.С. предлагал организовать выставку о жизни народа до Петра I в рисунках.

Цесаревич Александр, посетив Данию и музей древности в бывшей резиденции короля, загорелся идеей основать в России что-то похожее, а по возвращении всерьез занялся археологическими исследованиями.Государственный исторический музей москва

Генерал-майор Николай Чепелевский, читавший публичные лекции об обороне Севастополя, так же долгие годы вынашивал идею об организации места, где не только хранились бы выставочные экспонаты, но и постоянно проводились бы работы по сбору нового материала. В январе 1872 года, на одном из приемов, Цесаревич Александр получил записку от Чепелевского, с прошением об обосновании галереи.

Великий князь с энтузиазмом отнесся к идее устройства подобного места, которое может посетить каждый и убедиться, что не вчера появился человек разумный на земле русской. В феврале Александр Александрович передал прошение императору, который оформил указ об основании музея.

По указанию Александра II организовали комитет, который возглавил Уваров. В состав комиссии вошли выдающиеся историки, такие как Василий Ключевский, Иван Забелин, Дмитрий Иловайский. Алексей Сергеевич Уваров разработал и представил в августе 1874 года Устав музея, где упорядочивал все моменты, связанные с расширением фонда и хранением экспонатов.

В начале 1875 года комитетом обнародованы условия конкурса для архитекторов на разработки возведения здания музея. Будущий музей планировался в раннем русском стиле и должен был дополнить общую архитектурную композицию.Государственный исторический музей москва

В августе этого же года был принят проект «Отечество», разработанный Шервудом и Семеновым. Отлично разработанный план строительства был усилен различными пояснениями и поражал членов комиссии основательностью и силой познаний русской архитектуры.

Начиная разрабатывать строительство музея Уваров и его подручные, полагали, что это будет общественное место, построенное на благотворительные взносы. Но сбор средств провалился, и пришлось взять ссуду более миллиона руб.

Концепция музея

Государственный Исторический Музей через год после подписания указа о его создании определил центральную концепцию — показать посетителям историю родины в главных эпохах.

Хотя разногласия не прекращались до окончания строительства: Уваров и Забелин утверждали, что ключевым элементом экспозиции должны стать подлинные экспонаты; Шервуд рекомендовал представлять также картины и другие работы современников на темы истории. Чепелевский же предлагал основную экспозицию посвятить воинской славе.

Строительство

Торжественная закладка первого камня проводилась 1 сентября 1875 года, император лично присутствовал на церемонии. Изначально полагалось возведение около кремлевской стены, но в апреле 1874 года ученая комиссия получила под ГИМ территорию, где ранее располагался Земской Приказ.

Государственный исторический музей москва
Закладка фундамента государственного исторического музея

Государственный исторический музей москва Государственный исторический музей москва

Строительство длилось 6 лет. В 1879 году стройку приостановили — не хватало финансов, но в 1881, после получения кредита, удалось завершить постройку ратуши.

Архитектор и архитектура здания

Владимир Шервуд разрабатывал проект в течение семи лет, постоянно меняя и дополняя концепцию архитектуры и наружного оформления. Особенно Шервуд обращал внимание на фасад, обращенный к собору Василия Блаженного.

По задумке общий вид здания должен был соответствовать стилю русского зодчества: непременно наличествовать кокошники, ширинки, шатры и другие составляющие. Владимир Осипович переделывал готовый проект четырежды, пока не разработал идеальный вариант. В 1878 году Шервуд прекратил возглавлять строительство, на этом посту его сменил А. П. Попов.Государственный исторический музей москва

Внутреннюю планировку здания ГИМ разрабатывал Анатолий Александрович Семенов, по образованию военный инженер.

Строительство велось новаторски – впервые для каменной кладки использовался цемент, перекрытия изготавливались из металла, также ратуша оборудовалась воздуховодами и водостоками. А.А. Семенов четко следил за выполнением работ и лично отбирал материалы для стройки. Под его руководством трудилось более 250-ти каменщиков и около 400 подсобных рабочих.

Александр Протогенович Попов завершал наружную и внутреннюю отделку здания. На башнях он установил геральдические символы Романовых, на 4 поместил двуглавых орлов. Позолоченные скульптуры выполнены по его эскизам особым образом, для лучшего обзора с Манежной и Красной площадей – они поворачиваются к ветру не ребром, а широкой стороной.Государственный исторический музей москва

Также башенки ГИМ украшают позолоченные единороги, борющиеся со львами. Под руководством Попова проведены художественные работы в помещениях. Для оформления приглашались известные художники Айвазовский, Репин, Серов, Васнецов и другие.

Интерьер

К открытию музея 11 залов были полностью обустроены. Последующее оформление велось на протяжении десятков лет, сейчас выставочных залов 40. Вся архитектура здания и внутреннее исполнение элементами скопировано с существующих на момент строительства памятников архитектуры, храмов и соборов.

Первоначально предполагалось оформление комнат в духе эпох, соответственно названию и экспозиции, выставленной в нем. Эта идея была уникальной для Российской империи. Помещения внутри ГИМ следуют друг за другом, в стиле анфилады. Залы плавно проводят посетителей хронологически – начиная от эпохи палеолита и завершаясь новой историей.Государственный исторический музей москва

Двери изготавливались специально в мастерских Полякова из сосен и дубов, там же изготавливались двойные витрины для экспонатов. Артель Седова предоставила мастеров для мозаичных работ с полами на первом этаже. А.П. Попов разработал дизайн окон, они похожи на слюдяные переплетения древних русских теремов, и мебели. Помещения ГИМ украшают арки, колонны, уникальные лепнина и росписи.

Встречают гостей Парадные Сени. Стены, расписанные в древнерусском стиле, два ряда колонн по краям зала, образуют собой коридор, своды которого украшены гербами 78 губерний, входящих в состав Российской Империи.

Свод Сеней украшает генеалогическое древо, вмещающее 68 правителей, Рюриковичей и Романовых.  В основании изображены княгиня Ольга и князь Владимир, завершают родословную портреты императорской четы: Александр III и Мария Федоровна. Генеалогическое древо не отражает полностью всех правителей, занимавших престол – в нем указаны только те, кто внес наибольший вклад в историю и развитие Руси.

Парадный вход, который сегодня используется редко, с внутренней стороны здания украшает резной деревянный портал. При главной лестнице из каррарского мрамора установлены бронзовые львы, держащие щиты с вензелями Александра II и Александра III. С 1875 года главные идейные вдохновители проекта Уваров и Забелин начали сбор экспонатов и предметов культурного наследия для выставок.Государственный исторический музей москва

Граф Уваров разыскивал и приобретал по всей империи уникальные предметы старины, они сами внесли немалый вклад в собрание коллекций из личного имущества, и показали пример многим дворянским фамилиям. Так Оболенские, Голицыны, Кропоткины, Щербатые одни из первых передали часть фамильных ценностей в коллекцию ГИМ.

В 1881 году, через несколько месяцев после вступления на престол, Александр III подписал указ о государственном финансировании музея. Тогда же император назначил графа Уварова директором, а князя Сергея Александровича председателем.

Открытие музея

Так как отделочные работы не были закончены, то официального торжественного открытия не проводилось. В конце мая 1883 года музей впервые посетила августейшая чета. Получив одобрение Александра III, устроители пригласили митрополита освятить здание, и 2 июня музей открылся для широкой публики. 11 готовых залов представляли Русь с древних времен до XIII века.

Государственный исторический музей москва

Уваров скончался через год после открытия ГИМ и фактическим директором стал Забелин.

По его настоянию в 1887 году Министерство финансов выделило ежегодную субсидию в размере 10 тысяч рублей для увеличения музейного фонда и проведения исследовательской деятельности.

При Забелине подготовлено и введено в эксплуатацию еще 10 залов первого этажа, помимо этого Иван Егорович регулировал штатные и финансовые дела.

Вплоть до своей смерти, в 1908 году, Забелин занимался организационными и правовыми вопросами, упорядочивал жизнь музея, собирал экспонаты для коллекции и исследовательский материал.

Многие знаменитые фамилии передавали в дар и на хранение музею свои коллекции, так вдова Тургенева передала все рукописи и материалы мужа. Многие купцы, художники и ученые являлись наполнителями коллекции ГИМ. Самый примечательный подарок сделал купец-меценат П. И. Щукин, передавший свое собрание, насчитывающее более 300 тысяч экспонатов.

В 1912 году была устроена выставка, посвященная столетию победы над Наполеном. Для ее организации были собраны экспонаты со всех уголков империи. Большинство предметов так и осталось храниться в музее.Государственный исторический музей москва

При проектировке Шервуд не рассчитывал, что будут необходимы большие запасники, поэтому уже в начале XX века хранилища не вмещали огромный фонд музея. Многие предметы хранились в ненадлежащих условиях. Это и явилось одним из оснований присоединить к ГИМ ратуши городской думы и Губернского правления. Окончательное принятие решения было отложено из-за начала Октябрьской революции.

История после революции

С 1917 года многие предметы музея подверглись риску быть уничтоженными. Новая власть организовала специальный комитет по выявлению и уничтожению антисоветских ценностей.

Тем не менее, за первые годы Советов коллекция предметов увеличилась более, чем в два раза, и продолжала расти за счет расформированных музеев, разоренных церквей и усадьб. За 5 лет официальное название менялось дважды, в 1921 году музею присвоили имя – Государственный Исторический Музей.

Возле здания регулярно проходили митинги и стычки. О самом первом сражении, революционеров-двинцев с юнкерами, установлена мемориальная табличка на стене ГИМ.

С 1922 года к музею начали присоединять филиалы, в том числе Дом Боярского быта, Собор Василия Блаженного, Усадьбу Коломенское и другие исторические объекты. Работу музея переориентировали, ученые были вынуждены заниматься коммунистической пропагандой.Государственный исторический музей москва

В 1936 году было принято решение о переоформлении внутреннего убранства музея в честь 20-летия революции. Архитекторы получили задание убрать все элементы царской России, в результате чего были полностью переделаны Парадные Сени и залы, посвященные княжению и царствованию на Руси.

В Сенях были полностью перекрашены стены и забелены своды, по всему зданию отломана уникальная лепнина, с башен сняты и переплавлены геральдические символы. Многие элементы декора утрачены безвозвратно.

Государственный Исторический Музей с 1937 года снова начал заниматься научными исследованиями. К этому времени было открыто 28 выставочных комнат, охватывающих историю до XVII века.

Послевоенные годы

Сразу же после начала Великой Отечественной Войны самые ценные экспонаты были перевезены, изначально на Волгу, а затем в Казахстан, где и находились до победы. Сама галерея продолжала работать и за все время борьбы с фашизмом закрывала свои двери на 8 дней только раз – в следствии бомбежки осенью 1941 года появился разлом в основании здания и разбилось несколько оконных стекол.Государственный исторический музей москва

В 1942 году, по горячим следам, открылась выставка, занимающая 3 зала, посвященная осаде Москвы фашистской Германией. В 1943 году экспозиция занимала уже 6 помещений и посвящалась сопротивлению немцам с княжения Юрием Долгоруким по настоящее время. Более 12 тыс. экземпляров и военных трофеев, а также писем и исторических документов было собрано за время войны.

К 1957 году открыли залы на втором этаже музея. Общая экспозиция охватывала историю Российского Государства от древнейших времен до 1917 года.

В 1963 году количество экспозиционных залов составляло уже 37, большая часть комнат второго этажа использовалась для тематических коммунистических выставок. Велись научно-исследовательские работы, музей был признан крупнейшим музееведческим центром СССР.

История после распада СССР

В начале 80-х годов остро встал вопрос о реставрации и реорганизации Государственного Исторического Музея, здание не обновлялось сто лет. Каждый год происходило около 15-ти аварий, связанных с нарушением и износом коммуникационных сетей.Государственный исторический музей москва

В 1981 году выделили бюджетные средства на капитальный ремонт ГИМ. В течение последующих 5 лет коллекция переправлялась в филиалы, и в 1986 году музей закрыли на реставрацию. Однако деятельность на время ремонта не была остановлена – руководство организовывало тематические выставки, проходящие в различных городах России и зарубежья.

В здании на Красной Площади проводились масштабные инженерно-технические работы, направленные в первую очередь на улучшение сохранности древних и ценных экспонатов. Также, на основании подлинных записей и документов, внутренней отделке был предан первоначальный, дореволюционный вид.

Некоторые элементы декора удалось сохранить, их вернули на свои места, утраченные безвозвратно изготавливались заново, руководствуясь записями из архива. В 1997 году вновь отлили и установили двуглавых орлов. Подлинные фигуры львов и единорогов вернули в 2002 году.

Государственный Исторический Музей в 1997 году открыл свои двери посетителям в таком же виде, как и проецировался изначально. Для экскурсий были предоставлены 8 экспозиционных и 3 выставочных зала. В начале XXI века во владение музея переданы ближайшие здания, в которых организованы постоянные выставочные экспозиции.

Деятельность музея сегодня

В настоящее время центральное здание ГИМ ежегодно посещают более миллиона гостей. В штате насчитываются более 800 сотрудников. Музей продолжает научно-исследовательскую и просветительную деятельность. Организованы около двух десятков различных клубов и кружков, которые посещают почти 700 детей.Государственный исторический музей москва

Ежегодно на стажировку принимаются около 1000 студентов со всех регионов России и зарубежья. Каждый день читаются по несколько лекций и семинаров, проводятся десятки экскурсий. Благодаря использованию библиотеки ГИМ и его читальных залов, ежегодно пишутся тысячи научных и исторических работ.

Еще в начале 90-х годов прошлого века были разработаны несколько настольных и электронных интеллектуальных игр, в которые до сих пор играют дети и взрослые. В соответствии с современными технологиями сегодня в музее активно используется аудиогид, а также в каждом зале находятся интерактивные информационные стойки.

С 2016 года музейную экспозицию можно увидеть, посетив виртуальный тур на сайте ГИМ.

Режим работы

Музей открыт для посещения ежедневно, кроме вторника. В будни с 10:00 до 18:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 20:00. Во время каникул Государственный Исторический музей работает без выходных. Санитарный день — первый понедельник месяца. Касса прекращает работу за час до закрытия ГИМ.

Залы музея

Наиболее богатую отделку и декорирования получили литерные залы и залы первого этажа. Убранство этих помещений является произведением искусства и культурным наследием. Каждая из комнат несет в себе мотивы памятников архитектуры, некоторые из которых не подлежат восстановлению.

Залы первого этажа

Зал древнего каменного века, или нижнего палеолита является начальным элементом экскурсионной программы. В нем представлены макеты человеческих голов, выполненные на основании материалов, полученных при раскопках. Стену украшает полотно, на котором предполагается вид России 30000 лет назад. Также в зале выставлены останки древних животных и орудия труда.Государственный исторический музей москва

Следующий зал представляет начальный первобытно-общинный строй. Под потолком круглого зала расположен легендарный фриз Васнецова «Ледниковый период». Для создания этой картины была построена специальная мастерская, а позировали художнику многие представители дворянских фамилий.

Полотно изображает жизнь первобытных людей, в том представлении, какое было у историков. Также выставлены в этом зале подлинные бивни мамонта, копии пещерной живописи и предметы, обнаруженные на первобытных стоянках людей. Ключевой фигурой экспозиции является захоронение, найденное на реке Сунгирь.

Девочка и мальчик лежат в одну линию, соприкасаясь головами. С Сунгирским погребением связано много загадок и оно не исследовано окончательно. Достоверно известно, что это единственное найденное захоронение в подобном роде.

Центром выставки 3-го зала, отражающим эпоху нового каменного века, является выполненный из цельного ствола челн. Лодка, найденная в верховье Дона, была изготовлена более 5 тыс. лет назад из дуба.Государственный исторический музей москва

Она сохранилась без повреждений, в результате того, что пролежала на дне несколько тысяч лет без доступа воздуха. В зале представлены элементы орудий для охоты, наконечники копий, каменные рыболовные крючки и первая глиняная посуда. Представлена копия древнего идола, найденного на месте святилища.Государственный исторический музей москва

Зал No4 посвящен бронзовому веку. В центре зала стоит дольмен «Колихо», найденный в Адыгее. Дольмен весит более 7 тонн, и для его установки в музее потребовалось специально укреплять перекрытия. Место массового мумифицированного захоронения было найдено случайно – неожиданно открылось после оползня.

В нем найдено более 70-ти мумий, которые сейчас находятся в Санкт-Петербурге.  Помимо дольмена, в зале бронзового века можно рассмотреть Бородинский клад и предметы, найденные в Майкопском захоронении.

Ключевым экспонатом 5-го, скифского зала, выставлены оленные камни – устанавливающиеся на местах погребения в Забайкалье и Алтае. В зале можно рассмотреть коллекцию Кобанской культуры и предметы, найденные в захоронении скифского царя.

Следующий зал посвящен восточной Европе. В центре располагается мраморный саркофаг, найденный в Краснодарском крае. Также представлена экспозиция, найденная при раскопках в Крыму.

7-й зал изначально был посвящен эпохе Древней Руси, о чем свидетельствуют характерные росписи стен, но в настоящее время экспозиция посвящена Великому Переселению Народов. Здесь собрана большая коллекция предметов и карт, обнаруженных на местах стоянок переселенцев.

8-й зал отображает эпоху зарождения Древнерусского Государства. Стены зала украшают 2 полотна Генриха Семирадского: «Похороны руса» и «Ночное жертвоприношение». Картины насыщенно отражают традиции и ритуалы народа в момент становления Руси. В этом зале помещены предметы, принадлежащие первым княжеским дружинам; украшения и предметы финно-угорского быта.Государственный исторический музей москва

Следующий зал продолжает отражать становление Древнерусского Государства и наглядно свидетельствует активный рост городов. Так в одной из витрин реконструирован дом жителя Новгорода, а центральная витрина представляет торговые отношения того времени.

Зал № 10 изображает жизнь народа в эпоху феодальной раздробленности. Ключевой скульптурой является Половецкая Баба – каменная скульптура идола.Государственный исторический музей москва

11-й зал посвящен культуре Древней Руси. Главный экспонат представлен в центре зала – Евангелие князя Мстислава, его написание датируется 1117 годом. Также в этом зале примечательна копия Южных Врат Рождественского Собора.

12-й зал посвящен Монгольскому Нашествию на Русь и борьбе с захватчиками. Представлены предметы быта и оружие. Левую стену занимает художественная карта, отражающая масштаб монгольских походов и завоеваний.

Следующий зал называется «Московским» и отражает становление Московского Княжества над остальными, и как результат – образование Российского Государства.

Зал № 14 наглядно иллюстрирует состояние русской культуры в XIV-XVI вв. В это время активно развивается иконопись. В экспозиции представлены рукописные книги, уникальные вышивки и иконы.

15-й зал отображает быт города и деревни в XVI-XVII вв. Примечательно, что здесь впервые представлены элементы одежды женщин допетровских времен.

В 16-м зале выставлены предметы ремесла и торговли того же времени, представлены собирательные образы мастерских и лавок. Экспозиция 17-го зала посвящена освоению Сибири. Там же расположен костюм первых русских мореходов, найденный на полуострове Таймыр. Собранные в 18-м зале экспонаты в большинстве своем подлинные и показывают убранство и предметы быта Государева Двора.Государственный исторический музей москва

19-й зал освещает состояние Русской Православной Церкви в XVI-XVII вв. С одной стороны следующего зала так же находятся иконы того времени, а с другой стороны – гигантский глобус, привезенный Петром I из Голландии. Подобное оформление зала символизирует противостояние религии и науки.

Последний зал первого этажа посвящен внешней политике и воинской подготовке того времени. В зале No21 представлены элементы вооружения и одежды стрелецкого войска.

Залы второго этажа

Государственный Исторический Музей на втором этаже вмещает выставочные залы, с 25-го по 36-й. Так как оформлялись они во времена Советской власти декор очень выдержанный. Экспозиция в этих комнатах начинается с описания жизни при Петре I и в хронологическом порядке охватывает предметы жизни и культуры при следующих императорах.

Литерные залы

Литерные залы ГИМ выставляют изделия из золота в различных его применениях. Первый зал (А) представляет коллекцию церковного и религиозного убранства из золота и драгоценных камней.Государственный исторический музей москва

Второй зал (Б) показывает драгоценный металл, как символ власти – экспозицию составляют монеты, ордена, самородки, а также эталоны веса и длины. В третьем литерном зале (В) золотом описывается роскошь богатство, здесь демонстрируются ювелирные изделия от древнейших времен до начала ХХ века.

Экспонаты музея

Коллекционный фонд музея продолжает пополняться и в наши дни. Ежегодно, благодаря частным дарителям и археологам, собрание экспонатов увеличивается на 10-15 тысяч единиц. Для сохранности предметов в музее выдерживается подходящая для хранения экспонатов влажность и температура.

Научно-хранительские отделы

С 1914 года подписан приказ о разделении музея на отделы. Этой структуры придерживались и все последующие годы существования музея.

На настоящий момент ГИМ разделяют на:

  1. Отдел изобразительных материалов.
  2. Картографический отдел.
  3. Отдел оружия.Государственный исторический музей москва
  4. Отдел археологических памятников.
  5. Отдел металлов и современных синтетических материалов.
  6. Отдел тканей и костюма.
  7. Отдел книжного фонда.
  8. Отдел дерева и мебели.
  9. Отдел нумизматики.
  10. Отдел древнерусской живописи.
  11. Отдел рукописей и старопечатных книг.
  12. Отдел драгоценных металлов.
  13. Отдел письменных источников.
  14. Отдел керамики и стекла.

События в музее

Государственный Исторический Музей в 2022 году празднует 150-летний юбилей, планируется открыть филиал-хранилище в Новой Москве. Музей регулярно устраивает тематические выставки, которые проводит во многих городах России и за рубежом.

Цены детских и взрослых билетов

  • Взрослые – 400 руб.
  • Студенты – 150 руб.
  • Пенсионеры – 150 руб.
  • Семейный – 600 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно.

Государственный Музей следует непременно посетить, находясь в Москве. Каждый человек хочет знать больше об истории своей родины, и музеи помогают приобрести эти знания, раскрывая от первого лица все тайны и загадки прошлого.

Оформление статьи: Владимир Великий

Источник: touristam.com

Государственный Исторический музей (ГИМ) был основан в 1872 году. Указ о создании музея подписал император Александр II. По распоряжению монарха была организована комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова для разработки проекта музея.

Возводить здание Исторического музея решили на Красной площади на месте кирпичной ратуши (Земского приказа), построенной при Петре I. В здании ратуши в разные годы располагались не только органы местного самоуправления, но и Главная аптека, и Московский университет. Комиссия пришла к выводу, что архитектурный ансамбль Красной площади не пострадает от сноса ратуши, построенной в европейском стиле. Первый камень в основание будущего музея заложил 1 сентября 1875 года император Александр II.

Построили грандиозное здание из красного кирпича всего за 8 лет (к 1883 году) по проекту Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова. При выборе архитектурного стиля Шервуд был вынужден ориентироваться на символ Красной площади — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Новое здание Исторического музея должно было гармонично вписаться в единый архитектурный Кремлёвский ансамбль. Используя приёмы и мотивы древнерусского зодчества Владимиру Шервуду удалось справиться с непростой задачей, и создать на Красной площади образцовый пример псевдорусского стиля, который перекликается с обликом храма Василия Блаженного.

Здание ГИМ на Красной площади за почти полтора века внешне не сильно изменилось. После революции шпили музея лишились своих флюгеров, но через 80 лет их вернули на место после реставрации. Копии исторических двуглавых орлов на башнях вновь установили в 1997 году к 850-летнему юбилею Москвы, а парные скульптуры льва и единорога — в 2003 году.

Конный памятник выдающемуся полководцу Георгию Жукову появился на Манежной площади перед зданием Исторического музея в 1995 году. Авторы монумента — скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Юрий Григорьев.

Внутреннее убранство музея создавалось под руководством Владимира Шервуда, который заимствовал приёмы и детали древнерусского зодчества и при оформлении интерьеров. Парадные сени — главное помещение музея, стены которого украшены в русском стиле цветочным орнаментом и витиеватыми узорами, а на потолке изображено генеалогическое древо императорской семьи. Вся эта красота в 1937 году была закрашена простыми белилами. Вернули оригинальную роспись реставраторы в 1997 году, к московскому юбилею.

Экспозиция музея, представляющая предметы XIX века, содержит самое большое количество экспонатов. В годы советской власти коллекции музея пополнялись за счёт экспроприации ценностей у представителей аристократических семей и "буржуазии". В 1920 — 1930-х годах в музей поступали собрания реорганизованных и ликвидированных музеев, монастырей, церквей, национализированных поместий и особняков. До революции Исторический музей, в основном, получал экспонаты от щедрых дарителей — меценатов. Про одного из коллекционеров, передавшего в дар Историческому музею свою огромную коллекцию древностей — Петра Ивановича Щукина — я писала в своей статье "Московская география. Малая Грузинская улица".

Первые экспонаты, относящиеся к эпохе древних цивилизаций, появились в музее в первые годы после его открытия. Основу музейного фонда составила личная коллекция графа Уварова.

Самыми популярными экспонатами музея считаются всевозможные кареты, экипажи, сани, коляски и возки. В одном из залов постоянно экспонируется возок Петра I со слюдяными оконцами. В Историческом музее немало экспонатов относятся к эпохе правления Петра I.

Уникальный экспонат 22-го зала — скульптурный портрет Петра I, выполненный Растрелли по слепку с его лица, сделанного при жизни императора.

Есть в музее и экспонаты-путешественники. Так, знаменитый глобус, привезённый Петром I из Голландии сначала был установлен в специальном павильоне на Соборной площади в Москве, потом был переправлен в Санкт-Петербург, затем снова вернулся в Москву.

Первые залы, посвящённые культуре Древней Руси были оформлены сразу после открытия музея. Они декорированы особенно тщательно, и украшены знаменитыми мастерами и художниками. В 1880-е годы при участии графа Уварова был разработан проект оформления первых восьми залов, лепные работы в которых выполнены Г.И. Чижовым. Самая известная композиция "Каменный век", написанная В.М. Васнецовым, украшает фриз второго зала. На ней художник изобразил первобытных людей и основные виды их деятельности. Залы с 1 по 21 — располагаются на первом этаже. 22-й зал, посвящённый эпохе Петра I, находится на втором этаже, как и все залы, в которых представлены экспонаты XVII-XIX веков.
Драгоценные металлы, в основном, представлены в литерных залах Исторического музея. На постоянной экспозиции можно увидеть различные драгоценные предметы : сокровища церковного искусства разных конфессий, самородки, государственные эталоны веса и длины, монеты, медали, полковое серебро, ордена, наградное оружие и ювелирные изделия.

В годы Великой Отечественной войны самые ценные экспонаты были упакованы и отправлены под названием "Госхранилище №1" в Костанай на три года. Но сам музей продолжал работать даже во время осады Москвы. Закрывали его только на неделю в 1941 году, чтобы вставить в окна стёкла, выбитые после бомбёжки.

В литерных залах представлена только часть произведений искусства огромного фонда Исторического музея. Отдел драгоценных металлов был основан в 1905 году, как Особая кладовая на основе коллекций Петра Щукина, состоящих из 800 произведений ювелирного искусства. В 1912 году после смерти мецената по его завещанию музею отошло ещё 12 тысяч предметов из его коллекций.

Сокровища из коллекции Петра Щукина до сих пор составляют основу фонда Исторического музея, но и в наши дни фонды ГИМ постоянно пополняются благодаря археологическим экспедициям и частным пожертвованиям.

Кроме литерных залов драгоценные украшения из благородных металлов можно увидеть и в других залах музея среди предметов, найденных в скифских и сарматских курганах. Для того, чтобы внимательно рассмотреть все сокровища Исторического музея, нужно потратить не один день. В одной статье уж точно не удастся описать огромную коллекцию ГИМ. Буду рада, если мой фотоочерк поможет составить представление о масштабах экспозиций Исторического музея, и продумать план осмотра перед его посещением. Все фотографии — из личного архива. В залах музея съёмка без вспышки разрешена. Довольно часто в Исторический музей привозят коллекции из других стран. Из всех иностранных экспозиций в стенах ГИМ больше всего запомнилась "Терракотовая армия", привезённая из Китая в 2006 году.

Экспонаты "Терракотовой армии" можно увидеть в музеях разных стран. Когда мы были в Стамбуле в 2013 году, во дворце Топкапы тоже демонстрировали экспонаты из китайской коллекции керамических воинов. Но об этом я напишу как-нибудь в другой раз.

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал, и читайте другие публикации про интересные музеи и достопримечательности разных стран.

Источник: zen.yandex.ru

#ЗолотаяКладоваяГИМ #КоллекцияГИМ

Первой официальной государственной наградой в истории России стал орден Андрея Первозванного, учреждённый Петром I в 1698–1699 гг. Принято считать, что Пётр подсмотрел опыт награждения заSee more заслуги орденами в Англии, посетив её в ходе Великого Посольства.

Однако орден Андрея Первозванного был не единственной наградой, «привезенной» из Великого посольства. «Персона» — овальный медальон с эмальерным портретом государя.

Юный русский царь изображён оплечно, в доспехах средневекового рыцаря и парчовой мантии с застёжкой из драгоценных камней. Миниатюра окаймлена алмазами, в верхней части — большая корона с бантом. На оборотной стороне надпись: «За храбрость». Всё говорит о том, что владелец «персоны» был верным сподвижником Петра с самого начала его правления.

Тогда технология станковой живописи была в России неизвестна, так что эта «персона» точно имеет западное происхождение. Скорее всего, она была выполнена придворным гравером Шарлем Буатом, служившим при английском короле Вильгельме III Оранском.

Вероятно, Пётр встречался с мастером в Лондоне в 1698 году, был удивлён качеством его работ, отличавшихся изящной техникой, яркостью, сочетанием тонов, и решил заказать у Буата некоторое количество своих эмальерных портретов. По слухам, русский царь заплатил за работу и материалы баснословную сумму в 360 золотых гиней (гинея — золотая английская монета весом 8,5 г с содержанием золота выше 90%), что подчёркивало значение «персон» как для самого Петра, так и для тех, кто впоследствии был жалован ими.

Доподлинно неизвестно, кому и за какие заслуги был вручен портрет, хранящийся сегодня в Историческом музее. Ясно одно: «персона» была наградой, которая при всём своём европейском происхождении по абсолютно русской традиции оставалась равной первым русским орденами и медалям, введённым примерно в то же время.

В дальнейшем «персона» с точки зрения своего статуса уступила место полноценным российским медалям и орденам, но традиция дарования подобных портретов монарших особ подданным, заложенная Петром, просуществовала вплоть до рубежа XIX–XX вв.


Нагрудный знак с изображением императора Петра I. Первая четверть XVIII в.

Источник: vk.com

История Государственного Исторического музея

Величественное здание Исторического музея из красного кирпича было построено на Красной площади в 1875-1883 годах по указу императора Александра II. Первоначально этот участок земли предназначался для Московской городской думы, но был отдан под строительство музея.

Над концепцией музея работала специально созданная комиссия историков, а над архитектурным проектом — целая плеяда талантливых архитекторов. Здание построено в стиле русской архитектуры средневековья, внутреннее убранство можно сравнить с оформлением церквей и княжеских дворцов. Каждый из залов имеет свой уникальный интерьер.

В 1883 году Исторический музей открылся для посетителей, но отделочные работы во внутренних помещениях велись до 1890-х годов.

В  1917 году музей оказался в центре революционных событий, но залы и экспонаты удалось сберечь от разрушений. Более того, после революции его коллекции существенно пополнились за счет конфиската и национализированного имущества.

В годы Великой Отечественной войны Исторический музей продолжал работать, но самые ценные экспонаты были временно эвакуированы.

С 1986 по 2002 годы проводилась масштабная реставрация музея. В 1991 году ему был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия России.

С 2007 года в Государственном Историческом музее открыты для посещения 40 выставочных залов. Научно-исследовательская и просветительская работа ведется в нем постоянно.

В 2022 году планируется открыть новый выставочно-депозитарный комплекс музея в Новой Москве.

Источник: byvali.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.