Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.


В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме


28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

Источник: bolshoi.ru

Екатерина II 28 марта (17-го по ст. стилю) 1776 года подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра, которому в 2016 году исполнилось 240 лет. Однако здание Большого, которое уже в течение многих лет воспринимается как одна из главных достопримечательностей Москвы, появилось лишь много лет спустя.

История создания. На первом этапе существования театра состав трупп был разношёрстным: от приглашённых зарубежных звёзд до крепостных артистов. Содержание увеселительного заведения было делом финансово обременительным, и к 1804 году оно переходит в ведение Опекунского совета. Но уже через год случается первый пожар, уничтоживший старое здание театра.


Иначе, как «Большим» здание театра, возведенное в XIX веке, назвать было невозможно. Построенный на месте сгоревшего в 1805 году театра Большой Петровский театр, который был назван так по месту расположения на улице Петровка, открылся 18 января 1825 года.

Его строил Осип Бове по приказу тогдашнего московского губернатора князя Дмитрия Голицына. Он улучшил дорогостоящий проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова и воздвиг здание колоссального размера.

Фасад был украшен портиком из восьми белокаменных колонн с конной тройкой Аполлона на фронтоне.

На протяжении 30 лет Большой Петровский театр был самым величественным театром России, превосходя даже петербургский Большой (Каменный) театр. Но 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил почти все здание.

За восстановление театра взялся известный архитектор Альберт Кавос. Работы проводились стремительно, поскольку надо было успеть к торжествам по случаю коронации императора Николая II. Кавос значительно изменил облик фасада, добавив второй фронтон, а конную тройку Аполлона заменил бронзовой квадригой работы Петра Клодта. В августе 1856 года театр снова открылся в Москве.

Роскошное внутреннее убранство зала и фойе с вензелем Николая II было подвергнуто значительным изменениям с приходом советской власти. Некоторые детали интерьера были уничтожены по идеологическим соображениям: в советское время в Большом театре проводились крупные политические мероприятия.


Реконструкция театра. Восстановить убранство XIX века удалось только после реконструкции 2005–2011 годов. Реставраторы не только постарались воссоздать исторический облик здания, но и сделать театр более удобным для зрителей. Площадь самого театра увеличилась почти в два раза: прибавилось несколько подземных этажей с репетиционными классами и Бетховенский зал.

Источник: www.culture.ru

Из статьи Зои Золотницкой «Московские театры эпохи классицизма: Петровский, Арбатский, Большой и Малый» к каталогу выставки.

В возрождавшейся после пожара 1812 года Москве в ряду задуманных крупных градостроительных работ значились и планировка ансамбля Петровской (с 1830‑х годов Театральной) площади, который был осуществлен по проекту О. И. Бове в 1816–1830х годах.

В соответствии с традициями классицизма им было задумано и осуществлено парадное регулярное пространство, где доминировал внушительный и величественный объем Петровского (Большого) театра.

Прекрасный фон для него составляли обрамляющие пространство площади четыре одинаковых по фасадам здания с аркадами на первом этаже и портиками, смещенными к поперечной оси площади.

 


Художник Диец, литограф Ноури, печать Лемерсье, издание Дациаро «Вид на Большой театр в Москве» Первая половина XIX века
Художник Диец, литограф Ноури, печать Лемерсье, издание Дациаро «Вид на Большой театр в Москве» Первая половина XIX века

 

История проектирования самого Петровского театра осложнялась тем, что московские градоначальники не вполне доверяли создание монументального и сложного сооружения московским зодчим, желая заручиться мнениями и проектами столичных академиков архитектуры.

В итоге, как и многие крупные сооружения того времени, здание Большого театра стало результатом коллективного труда архитекторов. В 1816 году в Москве был проведен первоначальный конкурс на проект, в котором помимо известных Д. Жилярди, Ф. Кампорези, А. Бакарева, Л. Дюбуи приняли участие архитекторы Ф. Соколов, И. Матвеев, И. Жуков и В. Балашов.

Однако судьба этих проектов осталась неизвестной. В 1818 году к проектированию театра были привлечены Бове и архитектор Комиссии о строении Д. Ф. Ламони, проекты которых были посланы на рассмотрение в Петербург.


Вполне возможно, что Бове, уже определивший к тому времени масштаб новой Петровской площади, задал размеры и зданию будущего театра. В конкурсе Академии художеств побеждает проект петербургского архитектора А. А. Михайлова, очевидно знакомого с планировками Бове.

Предложение Михайлова было утверждено в марте 1821 года московским генерал-губернатором Д. В. Голицыным для исполнения и передано на доработку и осуществление Бове.

 

О. И. Бове «Проект Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез» 1821
О. И. Бове «Проект Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез» 1821

 

Как опытный строитель и тонкий мастер Бове творчески подошел к проекту Михайлова: ради соблюдения гармонии между размерами площади и здания театра архитектор меняет масштаб постройки и совершенствует ряд конструктивных решений, предлагая, в частности, несколько иную композицию интерьеров.

Доработанный проект Бове был «высочайше» утвержден в Петербурге в ноябре 1821 года. Комплекс подлинных авторских чертежей Бове дает представление о работе над проектом: архитектор, ранее не имевший опыта строительства театров, особенно тщательно продумывал архитектуру интерьеров.


Построенное здание Большого театра выглядело огромным: сооружение высотой 37 м господствовало над площадью и окружающей застройкой.

Его главный фасад был решен в крупных, выразительных и чрезвычайно лаконичных формах позднего классицизма (ампира), восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, плоский квадровый руст и лента орнаментального фриза под карнизом составляли единственный декор стенной поверхности главного фасада.

 

Н. И. Чичагов «Вид на Большой Петровский театр в Москве» Гравюра Жерена. 1827
Н. И. Чичагов «Вид на Большой Петровский театр в Москве» Гравюра Жерена. 1827

 

Особенный эффект зданию театра придавала гипсовая квадрига Аполлона, помещенная на фоне глубокого темного арочного проема над фронтоном портика. В отличие от профильного расположения колесницы в проекте Михайлова, Бове поставил ее фронтально — так достигалась динамика скульптурной группы, как бы вылетающей из пространства арки.


В целом Бове удалось в строгой и торжественной архитектуре Большого театра воплотить образ «храма искусств», отвечавший эстетике классицизма. Величественность и красота новой площади, спроектированной архитектором, нашли отражение в многочисленных графических листах, созданных современниками выдающегося ансамбля.

Выстроенный Большой театр отвечал современным ему требованиям в отношении театральной техники, акустики и удобства размещения зрителей (все конструктивное и техническое устройство было выполнено под руководством известного инженера Девиса).

 

Э. Лилье «Пожар Большого Петровского театра в Москве» 1853
Э. Лилье «Пожар Большого Петровского театра в Москве» 1853

 

Здание было рассчитано на сложные сценические эффекты, а также на проведение маскарадов, во время которых пол партера поднимался до уровня авансцены. Зрительный зал, вмещавший до 3000 зрителей, хорошая видимость сцены обеспечивалась постепенным сокращением выноса ярусов и отсутствием опор балконов, укрепленных на кронштейнах.

Зрительные ложи Большого театра получили открытый характер и были отделены друг от друга только легкими колонками по «французской системе».


Первый спектакль в новом театре состоялся 6 января 1825 года. Его интерьеры вызвали восторги современников:

«Прежде всего кинулись в глаза огромность и высота зала, пленяющая вместе с тем пропорциею всех частей, а потом — богатство убранств, доказывающее изящный вкус и тонкое умение знать средину оного; наконец, легкость архитектуры лож и галерей, которые, казалось, держалися в воздухе без всяких поддержек»

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге) новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

 

А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез. Первоначальный вариант» Середина XIX века.
А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез. Первоначальный вариант» Середина XIX века.

 

Грандиозный пожар 11 марта 1853 года уничтожил интерьеры здания, все театральные декорации и костюмы, машины и музыкальные инструменты. Дальнейшая история Большого театра была связана с именем главного архитектора императорских театров — Альбертом Катериновичем Кавосом.


В изданном им в 1857 году в Париже альбоме «Grand Théâtre de Moscou dit Petrovski» архитектор не только подробно описал то, что было им сделано в процессе строительства театра, но и обосновал свои размышления по поводу сложных проблем, с этим связанных.

Итак, он задался целью «по возможности расширить зал, с тем, чтобы разместить в нем больше зрителей, чем раньше, нисколько при этом не стесняя их, углубить ложи, увеличить сцену, увеличить количество входов и выходов для публики, разместить все необходимые для представлений помещения <…>, сделать более красивым главный фасад, роскошно украсить в византийском вкусе зал и строго выполнить все требования оптики и акустики».

 

Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В. Садовникова из «Альбома А. Кавоса» 1859
Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В. Садовникова из «Альбома А. Кавоса» 1859

 

Практически все им задуманное архитектор выполнил. В результате заданный еще Михайловым и Бове монументальный объем театра был в основном Кавосом сохранен. Построив новые стены, он увеличил их высоту на 2 м. Общая композиция главного фасада была сохранена, в почти неизменном виде остался колонный портик, единственный подлинный свидетель прошлого облика театра.

Открытие восстановленного Большого театра состоялось 20 августа 1856 года и было приурочено к коронации Александра II. Выразительность и монументальность здания, стоящего в центре города, позволяют ему и сегодня играть важнейшую роль в архитектуре Москвы.

Сложившийся в эпоху классицизма и выверенный временем тип крупного театрального здания, ярким образцом которого является Большой театр, неоднократно влиял на проектирование подобных сооружений в нашей стране в последующие эпохи.

 

Источник: cultobzor.ru

Вехи становления театра

17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.

Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.

Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.

Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.

Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.

На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.

Театр, построенный Альбертом Кавосом

Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.

Архитектура и особенности фасада

Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.

Большой театр 19 века

Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.

Зрительный зал

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра. Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.

Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.

Фойе в 19 веке

Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».

По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.

Реконструкция Большого театра

Вскоре зданию потребовался капитальный ремонт, который провели при Советской власти: укрепили фундамент, провели электричество и телефон.

70-е годы 20 века

Регулярная реконструкция

Реконструкции в театре проводились постоянно, последняя из них завершилась в 2011 году, и театр начал расти в глубину: в результате под Театральной площадью расположился новый концертный зал. В нишах главного фасада – статуи муз Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям. Театру вернули исторический облик фасадов и интерьеров, усовершенствовав техническое состояние.

Здание поставили на новый фундамент, главный фасад перекрасили в песочно-золотой цвет и удлинили на 6 метров. Площадь Большого театра, увеличившись в 2 раза, равна 80 тысячам квадратных метров. В здании театра появилось 17 лифтов, 4 из них – технические.

Современный Большой театр Москвы

Фойе и залы

В главном фойе, до перестройки названным Белым, восстановили росписи с имитацией лепного декора. Роспись выполнена в технике гризайль, так что зрительно узор кажется объемным. Освещают фойе три хрустальные люстры.

Установленные здесь зеркала создают ощущение дополнительного пространства и света. Специально заказанный белый рояль установлен посреди фойе. Шикарная Парадная лестница, ведущая в фойе, украшена изумительными алебастровыми вазами.

Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.

Интерьер фойе

Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала.

Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века. Потолок украсили лепниной и позолотой, на прежние места вернули императорские монограммы и изображение корон.

В интерьере Хорового зала восстановили орнаментальную живопись в технике гризайль и акустические панели на стенах. Царская ложа блистает золотом и бархатом. Интерьер театра площадью 981 квадратный метр 156 мастеров со всей России золотили толщиной в 5 микронов, на что потратили 4,5 кг золота.

Сцена Большого театра

Сцена Большого театра, имеющая объем 6-этажного дома, обновлена и компьютеризирована. Теперь она состоит из 7 двухуровневых подъемно-опускных площадок и может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Портал сцены 20,5*17,8*23.5.

Вид на сцену

Сценическое пространство оборудовано современными устройствами для осветительных приборов, аппаратов для спецэффектов и акустики. Под авансценой – место для оркестра на 130 человек. В 1955 году на сцене театра появился роскошный занавес из парчи, который оформлял сцену 50 лет, восстановленный во время реконструкции театра. На новом занавесе – вышивка двуглавого орла и слова «Россия».

Зрительные залы

Для публики открыты 3 зрительных зала: историческая (основная) сцена, новая сцена и Бетховенский зал. Историческая сцена – полукруглый зал с 4 ярусами, украшенными золотом и красным бархатом. Шумонепроницаемый концертный зал вмещает 1768 человек.

Над головой зрителей – люстра с 26 000 хрусталиков, весом хрустальных позолоченных подвесок 200 кг, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами. Двухтонную люстру диаметром 6 и высотой 9 метров раз в год, опуская вниз, моют электрики. Сначала она была свечной, затем – масляной, газовой, а с конца XIX века электрической.

Историческая сцена

Лепной рисунок балконов не повторяется ни на одном из ярусов зрительного зала. Плафон зрительного зала «Аполлон и музы» не вызывает нарекания у самых строгих экспертов. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки лож, штукатурные арабески и живописный плафон придают зрительному залу вид сказочного дворца.

План зрительного зала

Новая сцена построена в 2002 году и расположена в отдельном здании, рядом с основным, по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4. 29 ноября 2002 года открылась премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь проходят гастроли зарубежных и российских театров, проводится театральный фестиваль «Золотая маска».

Красивый, удобный, праздничный зал с просторной 24*24 сценой. Люстры и лампы-бра создают уют. Плафон и занавес расписан в мастерской Церетели. Просторные фойе, гардероб и буфеты располагают к отдыху.

Подземный концертно-репетиционный зал, расположенный под фонтаном на Театральной площади, – это зал со сложной многоуровневой структурой и конструкцией по последнему слову инженерной техники. Технологические системы, установленные здесь, используются на океанских лайнерах.

Бетховенский зал

«Складной стаканчик», – так называют технологичный, современный концертный зал. Шумонепроницаемые движущиеся стены, стеклянные перегородки, ряды с креслами и площадка сцены – все может исчезнуть, подняться, или опуститься, или выровняться.

Перестановкой в зале управляет стационарный пульт: опускание или подъем уровней помещений необходим для прослушивания оперных постановок вместе с оркестром и хором без использования главной сцены.

Интерьер в зале – в стиле Людовика XV: стены, обитые шелком, величественные хрустальные люстры, итальянская лепнина и ореховые полы восхищают зрителей. Здесь проводятся камерные и сольные концерты, а также концерты и спектакли для детей.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

Зал Большого

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

Схема московского Большого театра

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно под руководством Медокса по проекту архитектора Христиана Розберга был построен Большой Петровский театр.

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Медоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду». По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и еще столько же публики вмещалось на галереях». За первые 14 лет владения театром Медоксом в Петровском театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей. В 1794 году Медокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона.

Театр на карте 1812 года:

В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской Академии А. А. Михайлова. По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца.

Театр на карте 1825 года:

11 марта 1853 театр сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года.

1 июля 2005 года Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. На практике реконструкция была завершена в 2012 году.

Источник: retromap.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.