История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Строительство нового собора доверили итальянскому зодчему Алевизу Новому, который презентовал свое архитектурное детище в 1508 году. Правда, сам Иван III к тому времени успел покинуть «земную обитель», поэтому принимать работу пришлось его сыну – Василию III. Менее чем через полтора столетия Архангельский собор вновь изменил свой облик: старинная настенная роспись стала осыпаться, угрожая полностью исчезнуть. По приказу царя Алексея Михайловича остатки фресок сбили, предварительно сделав копии оригинальных рисунков, но сами реставрационные работы затянулись. В итоге закончить роспись храма удалось лишь к 1666 году.


В 1733 году церковь сильно пострадала при Троицком пожаре, и целых два года в ней шли восстановительные работы. Впоследствии храмовый ансамбль лишился своих галерей, а центральный купол Архангельского собора, имевший ранее шлемовидную форму, превратился в «луковицу».

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Архитектурный стиль Архангельского собора можно назвать типичным для православных крестово-купольных храмов домонгольского периода.


шестистолпном пятиапсидном сооружении тесно переплелись мотивы итальянского Возрождения и архитектурные традиции Византии. Так, например, западный фасад собора, благодаря арочным окнам, напоминает экстерьер венецианских дворцов. Из традиционно русских украшений можно назвать закомары (ниши), расположенные по периметру верхней части фасада. Правда, Алевиз Новый и здесь умудрился оставить свой «автограф», придав закомарам форму морских раковин, что не совсем обычно для храмового зодчества того времени.

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.


Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Одна из главных православных святынь собора – четырёхъярусный иконостас. Авторы практически всех размещенных на нем образов неизвестны, и лишь икона «Распятие» сохранила имя своего создателя, которым оказался ученик Симона Ушакова – Михаил Милютин. Еще одна святыня и гордость храма – икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, это изображение создавалось по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии.

Усыпальница Архангельского собора

Во внутренних помещениях Архангельского собора находится 45 надгробий, под которыми покоятся останки 56 представителей княжеского рода. Кстати, именно в усыпальнице этого храма в свое время был погребен сын Ивана Грозного, убитый своим вспыльчивым родителем, а также его малолетний брат – царевич Дмитрий, дважды чудесным образом «воскресавший» в период Смуты. Нашли здесь свой приют и некоторые представители династии Романовых, в частности: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам же «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где в дальнейшем стали хоронить всех представителей царствующей фамилии.


У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея, и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год: на престольный праздник и Радоницу. Попасть в один из старейших храмов столицы можно с организованной экскурсией, включающей осмотр основных достопримечательностей Соборной площади. Добираться сюда удобно на метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»), либо на автобусе (маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, Н1, Н2).

Источник: wikiway.com

История собора

На территории нынешнего собора в середине XIII века был построен деревянный храм имени Архангела Михаила. А в 1333 году по указанию Ивана I Калиты на его месте возвели церковь из камня – Архангельскую. Здесь же располагалась усыпальница великих князей. Росписью занимался известный на Руси иконописец Феофан Грек вместе с учениками.

В начале XVI века здание пришло в полное расстройство, и Иван III приказал разобрать его. Было решено построить новый собор, для чего из Италии приглашены архитекторы во главе с Алевизом Фрязиным («Новым»).


Этот зодчий был легендарной личностью – до сих пор не установлено его настоящее имя. Часть историков склонна предполагать, что при рождении Алевиз носил имя Алоизио Ламберти да Монтиньяна, но прямых доказательств этому найти не удалось. Во время переезда итальянское посольство задержали крымские татары – иностранцы были вынуждены несколько лет заниматься строительством Бахчисарайского дворца.

Хан остался весьма доволен работой итальянца, сохранилось упоминание о его письме Ивану III, где Менгли-Гирей называет Алевиза «вельми великим мастером».

По прибытии в Москву (примерно в 1505–1506 годах) итальянец приступил к руководству строительством собора. Работы были закончены уже при сыне Ивана III – Василии III.

В середине XVI века храм горел. Несколько лет понадобилось новгородским и псковским иконописцам для восстановления живописи. При Алексеевиче Михайловиче Романове, русском царе, было решено обновить стенопись (фрески) собора. С этой целью были собраны лучшие мастера. Но из-за длительных войн, которые вела страна, казна опустела, а реставрация затянулась почти на 16 лет.

Храм еще не раз страдал от пожаров, но неизменно восстанавливался. При Екатерине II собор начал разрушаться после попытки возведения Кремлевского дворца, появившиеся трещины вовремя заметили, и строительство прекратили.

В 1812 году Архангельский собор вновь пострадал – ценности были вывезены, пострадала роспись и иконостас. В XIX веке храм несколько раз реставрировали, обновили купола, кресты обтянули латунным листом, сделали хозяйственные постройки для служителей.


В октябре 1917 года при обстреле Кремля в Архангельский собор попал снаряд, но серьезного ущерба не причинил. А в 1918 году храм закрыли и начали капитально реставрировать. Из-за двух войн (гражданской и Великой Отечественной) процесс затянулся до 1955 года.

В 60-х годах XX века на территории собора проводились локальные раскопки. В результате, советским антропологам (под руководством М. М. Герасимова) удалось воссоздать внешний облик нескольких русских царей по их останкам.

В 1991 году в Архангельском соборе возобновились богослужения.

Архитектура

По своему стилю храм относится к крестово-купольным соборам, распространенным в Византии в V–XII веках. Этот архитектурный тип стал основным при строительстве церквей на Руси.

Внешний вид

Архангельский собор выстроен из белого камня, его высота – 21 метр. Фундамент храма прямоугольный, вытянут с востока на запад. Стены собора выложены из кирпича, проемы окон продолговатые (щелевидные), группа из пяти куполов смещена к востоку. Фасад, разделенный пилястрами, разделяется двумя карнизами. Внешне может показаться, что здание разбито на две части. Нижняя – высокая и массивная – оборудована декоративными арками, верхняя – более легкая и изящная.


При возведении здания Алевиз применял итальянские мотивы зодчества – это видно по использованию декоративных элементов: по сочетанию окон разной формы и размеров (характерно для венецианского стиля), по многопрофильным объемным карнизам, ордерным пилястрам (выступ в стене, изображающий колонну) с растительными капителями (верхняя часть пилястры).

Иконостас

Рама иконостаса высотой 13 метров украшена многоцветной резьбой, делится на 4 части по горизонтали и на 3 – по вертикали.

Состоит из четырех частей:

  • пророческой – здесь представлены изображения пророков из Ветхого Завета. В их руках грамоты, в которых содержатся тексты предсказаний о принятии Христом образа человека, а в центральной части – Дева Мария с сыном на троне
  • деисусной – наполнена ликами Богоматери и апостолов (образ «Спас в силах»)
  • праздничной – присутствуют изображения ключевых событий Нового Завета
  • местной – тут располагаются иконы святых, которые были ангелами-хранителями великих князей, царей и императоров правящих династий.

Интересный факт: самая древняя икона была создана по просьбе вдовы великого князя Дмитрия Донского – Евдокии Дмитриевны (конец XIV – начало XV в.).

Усыпальница собора

В 1508 году Василий III приказал подготовить в Архангельском соборе царскую усыпальницу и перенести туда останки «прародителей своих». Первым был похоронен его отец – Иван Калита. Всего в храме 46 гробниц и 54 захоронения. В начале XX века надгробия решили покрыть бронзовыми футлярами. Последний самодержец, захороненный в усыпальнице, – император Петр II (в 1739 году).


Интересно расположение погребений в некрополе Архангельского собора: вдоль западной стены находятся останки родственников великих князей, вдоль северной – представители знати, впавшие в немилость и убитые. Возле северо-западного и юго-западного столпов лежат останки представителей монгольских знатных родов, которые приняли крещение. Романовы погребены у юго-восточного и северо-восточного столпов.

Полезная информация для посетителей

Комплекс Архангельского собора расположен в столице – на территории Московского Кремля.

Точный официальный адрес – Москва, Россия, 103073 (координаты для навигатора — 55.750210, 37.617834).

Главная касса располагается в Александровском саду.

Идем пешком:

  • От станций метро «Александровский сад» (затем пешком – 11 минут) или «Библиотека имени Ленина» (от нее 9 минут ходьбы).
  • Пользуясь указателями в пешеходных переходах, можно пройти по кратчайшему маршруту.

На автомобиле:

  • ближайшая парковка находится на улице Ильинка возле магазина «Пятерочка»
  • автомобиль можно оставить на улице Воздвиженка, д. 4/7, строение 1 – возле «Библиотеки имени Ленина».

Стоимость входа на территорию комплекса с правом самостоятельного посещения музеев:

  • для взрослых – 350 рублей
  • для детей (школьников или студентов) и пенсионеров предусмотрены льготные билеты, их стоимость – 100 рублей.

Важно, что некоторые категории граждан России также имеют право на льготное посещение:

  • участники ВОВ
  • инвалиды I группы
  • священники, если они имеют российское гражданство
  • военнослужащие-срочники.

Режим работы музея:

  • с 10 до 17 часов
  • касса работает с 9:30 до 16. Выходной – четверг
  • экскурсионное бюро – с 9 до 17. Без выходных.

При музее работает магазин, где можно приобрести:

  • искусствоведческую литературу, красочные путеводители, а также CD и DVD-диски
  • сувениры, посуду из керамики
  • украшения
  • развивающие наборы для детей.

Кроме Архангельского собора рекомендуется посетить другие комплексы Московского Кремля — Благовещенский и Успенский соборы, Оружейную палату и Алмазный фонд.

Правила посещения:

  1. Запрещено проносить крупные сумки и чемоданы (есть камера хранения у Кутафьей башни)
  2. Нельзя проводить домашних животных
  3. Не рекомендуется проносить с собой острые предметы, баллончики под давлением и прочие опасные вещи.

Туалетные комнаты расположены в Александровском саду, а также напротив Патриаршего дворца.

Заключение

Архангельский собор Московского Кремля, который построил итальянский зодчий для русского царя, считается культурным достоянием России.


Ежегодно тысячи туристов и верующих из разных стран посещают этот храм. На территории исторического комплекса регулярно проводятся культурные мероприятия: выставки, конференции, музыкальные концерты. Сотрудники музеев активно участвуют в научной деятельности, в том числе – популяризации истории России.

Источник: museumguru.ru

Пролог

28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.

Несколько десятилетий страну терзали войны и  голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.

В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.

Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх
приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло… Смерть царевича Дмитрия, картина

Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.

Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.

Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.

Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.

Василий Шуйский
Василий Шуйский

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь. И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.

История постройки Архангельского собора

В 1333 году по приказу великого князя московского Ивана Калиты на месте, где сейчас стоит Архангельский собор, была возведена Архангельская церковь. В тот год России грозил голод. Урожай погиб ещё в августе, но беды не случилось. И, как предполагают, по обету в благодарность он воздвиг этот храм. Точных изображений храма не сохранилось. Историки предполагают, что он был небольшой по размеру и однокупольный. (А веком ранее на этом месте был воздвигнут прежний, деревянный храм в честь Архангела Михаила. Строили его по велению брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита).

В те времена Россия ещё была раздроблена на множество княжеств, главным из которых было Великое Владимирское. Иван Калита, младший из князей по рождению, не имел шансов на великое княжение. Но благодаря уму и хитрости смог возвыситься и получить престол. Всю жизнь он стремился к упрочению власти своего удела, Москвы, возвышения над другими княжествами. Вся политика Ивана Калиты была направлена на усиление Москвы. Он ещё пока не общий русский лидер, он московский лидер, и он заложил ту основу, которая создала платформу величия Москвы.

Он закладывает Архангельский, великокняжеский храм. С этого момента соборная площадь представляет собой зримую модель централизованного государства. В одном месте сосредоточены власть церковная и светская и это место — Москва.

Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Но в начале 16 века построенная им церковь начала разрушаться. Кроме того, в небольшом внутреннем помещении уже не оставалось места для будущих захоронений. Поэтому при Иване III было принято решение перестроить её. Для реализации плана был приглашён архитектор из Италии Алевиз Новый.

В 1505 году старый храм был разобран, в 1508 году построили тот Архангельский собор, который дошёл до наших дней. Алевиз спроектировал его по традиционной для того времени крестово-купольной схеме. То есть собор имеет главный купол, который обрамляют ещё четыре купола, образующие крест.

Архангельский собор рисунок

Великокняжеский некрополь

Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.

гробница Ивана Калиты

Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.

Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.

Схема Архангельского собора

Архангел Михаил

Архангельский собор был освящен в честь Архангела Михаила. Он считался покровителем княжеского рода. Нередко на иконах и фресках Архангел изображался в царских одеждах. Сопоставление Архангела Михаила и христианских правителей не случайно. Архангел является главой ангельского войска, призванного защищать божественный порядок и веру христианскую. Великий князь же был предводителем войска земного и отвечал за порядок в своем царстве.

Архангел Михаил, роспись в Архангельском соборе

По преданию княгине Евдокии, вдове Дмитрия Донского, во сне явился архистратиг небесного воинства Михаил, и княгиня заказала икону с изображением этого ангела, который в христианской традиции почитался не только как небесный воин, но и как проводник душ умерших в царство мёртвых. И как только был создан этот образ, который соответствовал ее видению, она вскоре приняла постриг с именем Евфросиния. И как говорится в повести, мирно почила в московском монастыре.

Под сводами Архангельского собора воссоединились все Калитичане, несмотря на то, какие отношения у них были при жизни. Однако на расположение гробниц внутри храма политические мотивы оказали самое непосредственное влияние. Гробницы великих князей московских располагались вдоль почетной южной стены, рядом с фресками, на которых изображен рай.гробницы вдоль южной стены Архангельского собора

Вдоль западной стены собора хоронили удельных князей, в северо-западной части собора находится особое захоронение. Здесь стоят гробницы князей Старицких. Все они умерли насильственной смертью в процессе борьбы за власть.

Гробницы князей Старицких, Архангельский собор

Иоанн Грозный. Первый царь

В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.

Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.

В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.

Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей.  На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.

Роспись стен

Вообще любая роспись православного храма говорит прежде всего языком символов. Во всей системе росписи Архангельского собора очень много нового и уникального. Большое количество изображений святых князей здесь на столбах.Архангельский собор внутри, роспись

Как правило в храмах с византийской эпохи на столбах изображались святые воины и мученики, как столпы веры.

столбы

Мы здесь видим представленный целый пантеон этакой русской княжеской святости. Человек, который попадал в Архангельский собор, понимал, что русские князья почитаемы наравне с апостолами. На стенах Архангельского собора конечно же не изображались события российской истории. Стены украшались библейскими сюжетами, но в средние века в сцене падения Иерихона люди видели события Куликовской битвы, победу Руси над татарами.

Романовы

После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.

Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.

Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.

Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.

Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей

Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.

Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались
не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что
это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.

И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.

Эпилог

Архангельский собор при большевиках

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

Гробница Евфросинии московской

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

Источник: den-goroda.moscow

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

Погребения

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

Внутри собора

Это интересно

  • Во время войны 1812 года французские гренадеры унесли с собой ценные оклады с икон.
  • В 1918 году храм объявили культурным памятником и закрыли на реставрацию, которая затянулась до 50-х годов XX века.
  • С 1955 года в здании храма работает Музей.
  • Первое богослужение после реставрации прошло в 1991 году.
  • В 2008 году Архангельскому собору исполнилось 500 лет.
  • Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год – на престольный праздник и в Радоницу. Попасть в старейший храм столицы можно только с организованной экскурсией.

Источник: ArchitectureGuru.ru


Categories: Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.