Сложности возникли и в проектировании памятника. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. «Высота памятника в первоначальном проекте составляла 36 метров, — говорит Землякова. — Но во времена Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, наша скульптура должна была стать выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров — прим. ТАСС). В итоге высота «Родины-матери» — 52 метра, а вместе с мечом — 85 метров».

Скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры «Родина-мать».


мятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Кстати, этим летом началась масштабная реконструкция монумента. Внутри фигуры будут заменены все 99 стальных тросов, а также строительные альпинисты устранят внешние дефекты памятника, используя современные стройматериалы. Установить строительные леса и обработать всю поверхность бетонного монумента планируется после проведения в Волгограде матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Всесоюзная стройка

Сложность выбранного материала диктовала Вучетичу свои условия. Требовалось класть новый слой бетона, пока старый еще не застыл, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. «Когда бетонировали скульптуру Родины-матери, машины с бетоном шли непрерывно, тогда ведь бетономешалок не было, — вспоминает один из участников строительства памятника, полковник запаса Александр Варнавский. — Я был тогда командиром саперной роты полка гражданской обороны. В строительстве участвовал почти весь полк, а солдаты призывались со всего Советского Союза, так что только поэтому можно утверждать, памятник строила вся страна».

Источник: tass.ru

140 дней и ночей войска 62-й армии под командованием Василия Чуйкова стояли насмерть на склонах Мамаева кургана. 26 января 1943 года на северо-западных склонах кургана части 21-й армии соединились с наступавшей навстречу 62-й армией. В результате этого соединения немецко-фашистская группировка была расчленена на две части и ликвидирована.


Бои на Мамаевом кургане были настолько ожесточенными, что изменились даже его очертания. Сразу после битвы на каждом квадратном метре его земли обнаруживали от 500 до 1250 осколков от снарядов. Весной 1943 года на нем не зеленела даже трава.

После окончания битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. По приблизительным данным, там похоронены около 34,5 тысячи человек.

Идея воздвигнуть величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу после окончания боевых действий. В 1945-1955 годах в стране проводился конкурс на его проект, и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич, главным архитектором — Яков Белопольский. Строительство монумента началось в мае 1959 года, открытие состоялось 15 октября 1967 года.

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — уникальное сооружение, общая протяженность от подножья до вершины составляет 820 метров. Общая площадь комплекса 177 758 квадратных метров.


представляет собой ряд архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала.
Вход в мемориальный комплекс начинается с вводной композиции, расположенной на проспекте имени В.И. Ленина у подножья Мамаева кургана и носящей название «Память поколений». Она представляет собой большой горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений (11 фигур), которые в скорбном молчании движутся вдоль каменной полуразрушенной стены в направлении лестницы, ведущей на курган, чтобы почтить память погибших.

За вводной композицией на площади позже установили 12 тумб с землей городов-героев и Брестской крепости. От них широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей, которая проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 метров над входной площадью — проспектом им. В.И. Ленина. Протяженность аллеи — 223 метра, ширина — 10 метров. Ее верхний уровень выше, чем нижний на 20 метров.

Аллея выводит к монументу «Стоять насмерть», который отражает самый напряженный период Сталинградской битвы. Он представляет собой скульптурное изображение воина-богатыря, как бы сросшегося с землей, вырастающего из реки Волги и олицетворяющего образ героических защитников Волжской твердыни. На бетонной глыбе начертаны надписи: «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!». Скульптура находится в центре круглого бассейна, диаметром 35,2 метра, заполняемого в летнее время водой.


За композицией «Стоять насмерть» расположены стены-руины. Две огромные стены, поставлены под определенным углом друг к другу и сходятся в перспективе, своеобразные руины огромного здания — сооружения, разрушенного долговременным обстрелом. Левая стена посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Они выполнены в форме горельефа, на них изображены фигуры солдат, орудий и танков, эпизоды битвы. Все начертанные на стенах надписи документальны, взяты с развалин города. Стены-руины озвучены. Слышны песни военных лет, шумы боя, сводки Информбюро, передаваемые Юрием Левитаном.

Длина стен — 46 метров, высота — 17,5 метров, ширина лестницы у начала стен — 40 метров, к концу сужается до 18 метров. Ширина (толщина) самих стен — 4,5 метра. С тыльной стороны их проходят двухметровой ширины гранитные лестницы, газоны с деревьями.

Лестница выводит на следующую террасу — площадь Героев. В центре ее расположен бассейн, символизирующий Волгу. На площади слева — стена в форме знамени с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!».


С правой стороны бассейна находятся шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев: «Воины умирают, защищая позиции»; «Санитарка склонилась под непосильной ношей, спасая раненого»; «Морской пехотинец со связками гранат бросается под гусеницы фашистского танка»; «Тяжело раненный командир до последнего руководит боем»; «В бою спасено знамя»; «Победа под Сталинградом».

Все скульптурные группы двухфигурные.

Площадь героев завершается подпорной стеной, площадь которой около одной тысячи квадратных метров. На ней в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении фашистов, митинге победителей.

В подпорной стене находится вход в зал Воинской Славы. В переходе в зал — макет медали «За оборону Сталинграда», внутри на потолке — 18 макетов орденов и медалей СССР. В центре зала — изображение руки погибшего героя с факелом Вечного огня, установлен Почетный караул. На стенах — 34 мозаичных траурных знамени с 7200 имен, символизирующих всех погибших защитников Сталинграда. Вверху — на изображенной ленте от медали надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной».


Выход из зала расположен на уровне следующей террасы — площади Скорби.

На площади в бассейне — скульптура «Скорбь матери»: в безграничной скорби и печали мать склонилась над телом убитого сына. На площади Скорби — две могилы. Одна — одиночная могила дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза бывшего командарма 62-й армии Василия Чуйкова.

Вторая — братское захоронение, куда во время строительства мемориала перезахоронено 34505(+ 4) воинов (из районов Сталинграда). Позже были захоронены урны с прахом Героя Советского Союза бывшего командарма 64-й армии Михаила Шумилова, председателя Городского Комитета Обороны (в годы войны) Алексея Чуянова, был захоронен дважды Герой Советского Союза летчик Василий Ефремов, перезахоронен знаменитый снайпер Герой Советского Союза Василий Зайцев. Вдоль могилы уложено 37 мемориальных плит с именами особо отличившихся защитников в период Сталинградской битвы, в том числе, плита Неизвестному солдату.

Композиционным центром ансамбля является скульптура Родина-мать. Монумент изображает женщину, держащую в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Фигура Родины-матери господствует не только над Мамаевым курганом, но и городом, она видна на десятки километров.


сота монумента — 85 метров с мечом, 52 метра без меча. Длина меча — 33 метра, вес меча — 14 тонн. Весь монумент весит 8 тысяч тонн. В основании скульптура ничем не закреплена, стоит под тяжестью собственного веса. Внутри полая, есть лестница в скульптуре и мече. Она выполнена в железобетоне, меч стальной.

Чтобы подняться от подножия кургана до его вершины, нужно пройти 200 гранитных ступеней — по числу дней Сталинградской битвы.

Со дня открытия мемориального комплекса Мамаев курган заметно изменился. В 1985 году было открыто воинское мемориальное кладбище. В 2005 году у мемориального комплекса появился свой храм — Всех Святых. К 2013 году (70-летию окончания Сталинградской битвы) были установлены полторы тысячи мраморных плит, на которых выгравированы имена 17 тысяч защитников Сталинграда.

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» распоряжением правительства РФ от 18 октября 2006 года отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, а скульптура «Родина-мать» — к особо ценным объектам культурного наследия России в 2016 году.

В 2008 году по результатам народного голосования памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» и скульптура «Родина-мать зовет!» были включены в число «Семи чудес России». В 2013 году по итогам общенародного голосования Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!» вошли в десятку победителей мультимедийного проекта-конкурса «Россия-10».


В 2014 году мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде зарегистрирован в предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации.

Источник: ria.ru

Как доехать до Мамаева кургана

Главная улица Волгограда — проспект Ленина, вдоль нее курсирует Скоростной Трамвай, маршрут так и называется СТ, этот маршрут стал одной из достопримечательностей Волгограда, примечателен он тем, что некоторые станции расположены на манер станций метрополитена — под землей. Вот на этом самом трамвае мы и поедем до остановки «Мамаев курган». Для простоты ориентира можно добавить, что до остановки трамвая «площадь Ленина» с железнодорожного вокзала Волгограда всего два квартала пешком.
скоростной трамвай Волгоград

Высадившись на остановке «Мамаев курган» мы переходим дорогу и оказываемся у подножия кургана, откуда по ступеням начнется наш подъем к главному памятнику ансамбля. Здесь же внизу на Входной площади установлен горельеф «Память поколений» длина которого 17 метров и стоят тумбы со священной землей всех двенадцати городов-героев Советского Союза.


Память поколений Волгоград
города-герои Волгоград
Мамаев курган Волгоград

Мамаев курган — мемориальный комплекс

Поднявшись по ступеням, мы оказываемся на аллее пирамидальных тополей, они как стражи расположились по обе стороны аллеи, длина которой 223 метра. Отсюда нам впервые открывается панорама мемориального комплекса с его главными скульптурами «Стоять насмерть!» и «Родина-мать зовет!». Находясь на приличном удалении скульптуры поражают своим величием и масштабом.
аллея пирамидальных тополей Волгоград
аллея пирамидальных тополей Волгоград

Снова ступени и мы оказываемся на площадке перед площадью «Стоять насмерть!». Если обернуться назад, открывается панорама на аллею тополей с видом на Волгу.


площадь Стоять насмерть!
аллея пирамидальных тополей Волгоград

Посередине площади «Стоять насмерть!» расположен бассейн, в центре которого установлен памятник воину. Бассейн символизирует Волгу-матушку, в берег которой врос воин-богатырь. Надписи на камне «Ни шагу назад», «Стоять насмерть» это выдержки из приказа №227. Такой приказ получили защитники Сталинграда. Таков простой символизм этой скульптурной композиции, заставляющий почувствовать свое сердце.
площадь Стоять насмерть!
площадь Стоять насмерть!
площадь Стоять насмерть!

А ступени уводят нас все выше и выше. Вдоль них по обе стороны располагаются стены-руины. Руины эти своеобразный символ разрушенного, но непокоренного Сталинграда. Левая стена символизирует клятву сталинградцев «Ни шагу назад!», правая стена раскрывает тему наступления. Длина стен-руин составляет 46 метров. Стены руины не безмолвны. Архитектурно-скульптурную композицию дополняет звуковая композиция. Сводки с фронта, прочитанные голосом диктора Юрия Левитана, фронтовые песни и пулеметные очереди, все это создает атмосферу погружения в события осени 1942 и холодной зимы 1943 годов.
стены-руины Волгоград
стены-руины Волгоград
стены-руины Волгоград
стены-руины Волгоград

Площадь героев на Мамаевом кургане

Следующая архитектурно-скульптурная композиция это Площадь героев. Зеркальная гладь воды символизируют Волгу, с одной стороны бассейна шесть скульптур, демонстрирующих мужество защитников Сталинграда, с другой стороны стена с выбитыми на ней словами Василия Гроссмана — писателя и военного корреспондента с первого и до последнего дня уличных боев за Сталинград находившегося в городе: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» И хоть на улице стояла тридцатиградусная жара, но прочтя эти слова холодная рябь пробежала по моей спине.
площадь героев Волгоград
площадь героев Волгоград
площадь героев Волгоград
площадь героев Волгоград
площадь героев Волгоград

Зал воинской славы на Мамаевом кургане

Дальше перед нами предстает рельеф с изображениями Сталинградской битвы, наступления войск, последующее продвижение на запад и победный митинг. Здесь же расположен нижний вход в Зал воинской славы, откуда начинается ритуал ежечасной смены почетного караула.
Мамаев курган
Мамаев курган
Мамаев курган

Зал воинской славы представляет собой цилиндрическое помещение, в центре которого расположена скульптурная композиция — рука павшего воина, передающего факел вечного огня грядущим поколениям. Вечный огонь охраняет почетный караул. На стенах зала расположено 34 мозаичных знамени с именами павших бойцов. Вдоль стены идет плавный подъем ко второму выходу из Зала славы. А в центре купола расположено открытое пространство в виде овала. Таким образом продвигаясь вдоль стены Зала славы в определенный момент над вечным огнем можно увидеть главную скульптуру всего мемориала «Родина-мать зовет!», а с другого ракурса в просвет второго выхода видна скульптурная композиция «Скорбь матери». В Зале воинской славы непрерывно звучит композиция «Грезы» немецкого композитора Роберта Шумана.
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград
зал воинской славы Волгоград

Выйдя из зала воинской славы мы оказываемся на Площади скорби. Центральная композиция площади — «Скорбь матери», которая склонилась над телом погибшего сына. Небольшой бассейн у подножия скульптуры символизирует слезы всех матерей, оплакивающих погибших сыновей.
Слезы матери Волгоград

От Зала воинской славы к главному монументу уходит дорожка, вдоль которой расположены памятники погибшим в боях солдатам.
зал воинской славы Волгоград

Родина-мать зовет!

А мы поднимаемся выше к главной скульптуре Мамаева кургана — «Родина-мать зовет!». Ее высота 85 метров, а вес 8000 тонн, такой вес может удержать только 16-ти метровый фундамент, на котором стоит скульптура. Автором скульптуры, как и всего мемориала является скульптор Евгений Викторович Вучетич. Скульптура «Родина-мать зовет!» является центральной частью триптиха. Первая скульптура расположена в Магнитогорске и называется «Тыл-фронту», где рабочий передает выкованный меч солдату. На Мамаевом кургане этот меч был поднят и третья скульптура располагается в Берлине это памятник воину-освободителю, где меч опущен.
Родина-мать зовет
Родина-мать зовет
Родина-мать зовет
Родина-мать зовет
Мамаев курган
Мамаев курган

Спустившись по ступеням с левой стороны памятника, мы оказываемся возле Храма Всех Святых. Его строительство завершилось в 2005 году. Возле него расположена братская могила, над которой установлен памятник женщины-солдата с венком.
храм всех святых Волгоград
храм всех святых Волгоград

Еще дальше, за спиной «Родины-матери» расположен второй вход на Мамаев курган. Если пройти совсем немного и повернуть направо, мы попадем на мемориальное кладбище.
Мамаев курган

На черном мраморе увековечены фамилии 6480 фамилий бойцов захороненных и перезахороненных на Мамаевом кургане. А вообще на Мамаевом кургане находится множество братских и индивидуальных могил, в которых захоронено более чем 35000 человек.
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград
воинское мемориальное кладбище Волгоград

Посещение Мамаева кургана позволяет узнать то, что узнать невозможно не побывав здесь. Это скорбная гордость за наших дедов и прадедов, которые отвоевали нашу Родину. Это чувство может и не появится при просмотре фотографий, но оно непременно накроет вас, когда вы окажетесь здесь, у этих могил, под сенью тополей и берез. Пройдетесь вдоль стен-руин и возложите цветы к вечному огню. Читая фамилии и складывая в уме годы жизни невольно вздрагиваешь. Совсем еще молодые ребята, чьи-то сыны и мужья отдали свои жизни. Так давайте ценить то что они нам подарили. И непременно посетите это сакральное место.

Похожие статьи:

Достопримечательности Волгограда, которые обязательно нужно посетить: Мамаев курган, музей-панорама Сталинградская битва, набережная города и Аллея Героев и Площадь Павших Борцов. Именно об этих достопримечательностях мы вам и расскажем.

Источник: turisticum.ru

Священная «Высота 102» и ее страшная история

Эту высоту называют главной в России, для жителей нашей страны это по-настоящему священное место. Как, впрочем, и воздвигнутый на ней памятник – величественный ансамбль, посвященный героям Сталинградской битвы, проходившей здесь. Достаточно попасть на Мамаев курган в Волгограде, чтобы увидеть удивительную историю мужества, героизма и бесстрашия защитников города и страны, переломивших ход Великой Отечественной войны.

Свое название этот курган получил еще во времена татаро-монгольского нашествия. По крайней мере, именно так говорится во всех путеводителях по городу. Еще в те времена он был стратегически важной высотой, на его вершинах располагалась застава, которую учредил сам хан Мамай. Однако многие историки говорят, что такое мнение ошибочно, никаких застав и караулов в этих местах никогда не было. Задолго до того, как началась Великая Отечественная война, местные жители называли этот курган словом «бугор». В переводе же на язык волжских татар это слово звучало просто — мамай. Во времена кровопролитной Сталинградской битвы в военных документах этот объект именовали просто «Высота 102», а сразу после того, как здесь был открыт мемориальный комплекс, назвали его Курганом славы. Название же Мамаев курган впервые встречается в высказываниях автора мемориала Евгения Вучетича.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.

27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны. Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград.

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Появление мемориального комплекса

О том, что на кургане должен появиться большой мемориальный комплекс, мысли появились еще до окончания войны. Уже в 1944 году в стране начали проводить конкурсы проектов этого грандиозного памятника. Разработку поручили известному в Советском Союзе скульптору Евгению Вучетичу и архитектору Якову Белопольскому. Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане началось в 1959 году, а его торжественное открытие состоялось спустя 8 лет – в середине октября 1967 года. Сам скульптор так говорил о своей работе:

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля.

В состав мемориального ансамбля входит сразу несколько достопримечательностей, которые посвящены героям Великой Отечественной. Одной из самых прославленных, разумеется, можно назвать скульптуру «Родина-мать зовет!». Прямо у ее подножия расположен еще один значимый объект – зал воинской славы, который появился как дань памяти всем погибшим в битве за высоту – Мамаев курган – и город.

Предлагаем подробнее познакомиться со всеми объектами, расположенными на «Высоте 102».

Зал воинской славы

Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Площадь Скорби

Попасть в это место можно двумя путями: либо по лестнице от площади Героев, либо из зала воинской славы. Мемориал, расположенный здесь, изображает скорбящую мать, которая на руках держит своего погибшего сына. Склонившись над телом своего героя, мать оплакивает его. При этом стоит отметить, что герои скульптуры – не конкретные люди, это собирательный образ всех скорбящих матерей, которые в годы Великой Отечественной войны потеряли своих родных.

Эта скульптура выглядит не так, как задумывалась изначально. Вучетич планировал дать лицо погибшему солдату. Однако позднее он изменил свое решение, ведь солдат без какого-то определенного лица представлял собой абстрактный образ, отражающий мужей и сыновей, братьев и отцов, которых каждая женщина страны потеряла в эти страшные годы. Окружает скульптуру озеро Слез, а совсем недалеко захоронен Василий Иванович Чуйков, дважды герой Советского Союза, главный военный консультант, занимавшийся строительством кургана. На могиле героя Сталинградской битвы на Мамаевом кургане всегда лежат цветы и венки.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

«Стоять насмерть!»

Эта скульптура Мамаева кургана представляет собой образ воина-защитника, внешние черты которого схожи с чертами маршала Чуйкова. У основания скульптуры можно увидеть такие надписи:

Ни шагу назад!

или

Стоять насмерть!

или

За Волгой для нас земли нет!

Именно с этими словами шли в бой бесстрашные герои, защитники Родины, желавшие сохранить свой дом, свою семью, свое государство.

Горельеф «Память поколений»

Еще один интересный объект на Мамаевом кургане. Высота его составляет 8 метров, а длина – 17. Это целая вереница скорбящих людей, которые направляются в сторону основного монумента. Говоря о символическом значении горельефа, его автор отмечает, что это вечная память о подвиге советских солдат.

Площадь Стоявших насмерть

Главным объектом этой площади можно назвать скульптуру воина, который вооружен гранатой и автоматом. Это изображение тех людей, что встали на защиту Отечества. Прямо от этой площади посетители могут попасть на площадь Героев: их объединяет лестница-коридор. По обе стороны от нее расположен парный горельеф под названием «Стены-руины», который символизирует собой все ужасы осажденного города.

Площадь Героев

В центре этой площади расположен прямоугольный бассейн. С одной стороны он ограничен стеной, представляющей собой знамя с надписями, с другой стороны находятся парные скульптуры – сражающиеся солдаты, горожане, женщины и дети.

«Родина-мать зовет!»

Эту скульптуру можно назвать венцом, кульминацией, вершиной мемориала. Сложно поспорить с тем, что образ женщины в развевающихся одеждах с огромным мечом в руках, призывающей к борьбе с фашизмом, широко известен во всем мире. Высота фигуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане составляет 85 метров. Эта скульптура вместе с памятником-ансамблем была включено в число Семи чудес России. Памятник открыли в 1967 году. Чье у него лицо? Есть ли у скульптуры «родственники»? Расскажем прямо сейчас!

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

Прототип

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что Вучетич был вдохновлен парижским барельефом «Марсельеза», кто-то считает, что за основу была взята античная скульптура Ники Самофракийской. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто позировал ему, скорее всего, скульптор лепил фигуру со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо принадлежит его супруге Вере.

Следует сказать, что «Родина-мать» на Мамаевом кургане была первым в СССР памятником, выполненным из железобетона – одного из самых дешевых материалов, однако работа с ним была довольно сложной. К тому же через год после того, как был открыт монумент, на скульптуре появились небольшие трещинки. Для того чтобы сохранить скульптуру, ее ежегодно покрывали водоотталкивающими средствами.

Еще одна интересная особенность – укрепление конструкции. Инженерными расчетами занимался Николай Никитин, один из создателей Останкинской телебашни. Монумент «Родина-мать» никак не закреплялся при возведении. На земле он стоит исключительно за счет своего веса. Внутри объекта все куда интереснее: в скульптуре натянуты прочные металлические канаты, делающие ее более устойчивой, поддерживающие металлический каркас. На сегодняшний день на тросах установлены датчики, которые контролируют специалисты.

Самая высокая в мире

Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Часть триптиха

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что этот удивительный монумент – часть скульптурного триптиха. Его дополняют «Воин-освободитель», установленный в Берлине, и «Тыл – фронту», который находится в Магнитогорске.

Где находится

В заключение расскажем о том, в каком районе Волгограда находится Мамаев курган, как до него добраться. Мемориальный ансамбль расположен в Центральном районе города, добраться сюда можно на всех видах общественного транспорта, например, на скоростном трамвае, проходящем по проспекту Ленина. Остановка так и называется – «Мамаев курган».

Источник: gkd.ru


Categories: Мор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.