История

Основание монастыря

История Пронской Спасской пустыни корнями своими уходит в начало XVII столетия. Источники XVII века позволяют получить более полное представление о монастырях, вотчинниках и о землевладении духовенства в целом. В XVI веке (к концу столетия) многие монастыри прекратили свое существование. Скорее всего, в это же самое время и была основана Спасская общежительная пустынь. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. В фондах государственного архива рязанской области, в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «когда и кем основана сия пустынь неизвестно». Однако в писцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами.

Пронская Спасская мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах», на левом возвышенном берегу реки Прони.


десь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня» — писал в 1852 году исследователь древних монастырей и церквей Ратшин[1]. Протоиерей В. Гаретовский в 1866 году пишет: «Даже не видится прямой возможности объяснить… почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Святой Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения». Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители, главный, и в то же время, единственный храм её был во имя Преображения Господня, от чего Пустынь и получила название Спасской[2]. Пронской же, обитель называется по местонахождению рядом с древним городом, имеющим свою богатую историю.

XVIII—XIX века

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время.[3]. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви.


исывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нём евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зелёная, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да ещё при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа — выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый — рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями — ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим».

В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын — Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой.


В 1826 году жители города Пронска и его окрестностей высказали пожелание об учреждении 6 августа ежегодного крестного хода из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую обитель, о соизволении чего и вышел Указ Рязанской консистории.

XX век

К началу XX столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.

В 1918—1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение уездных отделов социального обеспечения (уотсобесов) и землеотделам. Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали.

В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны.


змещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде — не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение.

Восстановление монастыря

В феврале 2011 года по благословению правящего архиерея Рязанской епархии началось возрождение Пронской святыни. Как только жизнь обители начала постепенно возрождаться, монастырь приобрёл статус архиерейского подворья. На тот момент собственность монастыря не была передана ему, здания оставались на государственном балансе, но все документы по передаче были собраны и представлены губернатору Рязанской области. На территории было позволено производить работы по благоустройству. Братский коллектив начал косить траву и разбирать упавшие деревья, мыть помещения. В день Собора Двенадцати апостолов в летнем доме на две комнаты поселились первые насельники новоучреждённого архиерейского подворья.

2 октября 2013 года Священный синод Русской православной церкви в связи с прошением митрополита Рязанского и Михайловского Павла (Пономарёва) постановил открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь, и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов)[4].


Обновлены водоснабжение и канализация; отреставрирован и расписывается Трёхсвятительский собор монастыря; в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли Моя Печали». Для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручница грешных», взамен утраченной в революционное лихолетье — этот образ с торжественным крестным ходом встречали жители пронской земли и духовенство. Образ этот с благоговением хранится в храме монастыря как приемник благодати утраченной святыни. Работает гостиница, где могут остановиться паломники, начинаются работы по восстановлению храма Святой Троицы.

Список настоятелей монастыря

В разные времена упоминаются строители или игумены монастыря:[5]

  • Чёрный послушник Пафнутий (упомянут в 1665)
  • Прохор (уп. 1734)
  • Феодорит (уп. 1749)
  • Иосиф (уп. 1751 — уп. 1756)
  • Иона (уп. 1763)
  • Сергий (уп. 1771)
  • Епифаний (уп. 1781)
  • Иоанн (уп. 1786 — уп. 1790)
  • Иринарх (уп. 1796)
  • Алексий (уп. 1796 — уп. 1802)
  • Лаврентий (уп. 1799)
  • Симон (уп. в 1801)
  • Тихон, уп. в 1802 по 1804 гг.
  • Дионисий, уп. в 1804 по 1805 гг.
  • Алексий, уп. в 1806 г.
  • Палладий, уп. в 1807 г.
  • Анастасий, уп. в 1808 г.
  • Амвросий, уп. в 1817 по 1820 гг.
  • Апполинарий, уп. в 1821 г.
  • Феодосий (уп. 1837)

Литература

  • И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия.. — Р., 1885. — Т. 2. — С. 19-20.

Источник: wiki2.org

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

Современность


Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь — действующая обитель. В ней ведётся богослужебная, социальная и просветительская деятельность.

Расписание богослужений

В действующих храмах спасской обители ежедневно проходят божественные службы. Их расписание выглядит следующим образом:

  • в будние дни проходят 2 службы (6.30 и 16.45);
  • в субботу утреннее богослужение проводится в 8.00,а Всенощное бдение начинается в 17.00;
  • в воскресенье и праздничные дни проводятся 2 утренних богослужения в 6.15 и 8.30, после которого проводится водосвятный молебен;
  • воскресным вечером в 6.15 проводится панихида.

В современной обители отмечают следующие престольные даты:

  • Преображение Господа (19 августа);
  • Богоявление (Крещение) Господа (19 января);
  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января);
  • день памяти Иоанна Богослова (21 мая);
  • почитание памяти Иосифа Обручника;
  • день почитания образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Социальное служение

Сегодня монастырская братия состоит из 8 человек. Несмотря на малочисленность монашеская община несёт социальное служение. В него входит:

  • окормление медицинских учреждений;
  • помощь инвалидам и престарелым людям;
  • преподавание в духовной семинарии, советском городском университете и воскресных школах.

Архитектурный ансамбль

К настоящему времени спасской монашеской общине переданы все постройки, числящиеся за ней в дореволюционное время. В современных архитектурный ансамбль обители входят несколько старинных построек.

Спасо-Преображенский собор, возведенный, в начале XVIII века. Традиционный для русского храмового зодчества бесстолпный храм представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей, увенчанной небольшой луковичной главой, которая установлена на высокий узкий глухой барабан. К восточному фасаду примыкает полукруглая община, состоящая из трёх частей.

Внешняя отделка фасадов выполнена в стиле нарышкинского барокко, характерными чертами которого являются:

  • визуальное горизонтальное деление фасадов при помощи широких карнизов;
  • фасады украшены лентами полукруглых закомар и пояса и из многоцветных изразцовых плиток;
  • широкие наличники вытянутых прямоугольных окон украшены декоративной каменной резьбой.

Особенностью храмового интерьера являются сохранившиеся росписи сводов, датируемый XIX веком и красивый пятиярусный иконостас, созданный в начале текущего столетия. В настоящий момент собор является главным действующим храмом монастыря.

Около западной границы монастырских владений стоят два длинных двухэтажных корпуса, в которых располагаются кельи насельников и помещения духовной семинарии. В начале XX столетия между этими зданиями построили небольшую церковь во имя Иоанна Богослова и Иосифа Обручника. Сегодня в этом небольшом храме проводят некоторые богослужения.

Самым большим зданием обители является Богоявленская церковь, которая на современном этапе её существования находится на реконструкции. Основной объём собора представляет собой четверик, увенчанный пятью позолоченными главками. Они стоят на высоких узких барабанах, основание которых украшено килевидными кокошниками. К основе примыкают полукруглая апсида и трапезная часть с двумя приделами. Индивидуальность храму придает восьмигранная шатровая колокольня с открытой звонницей. В её основании находится четверик, в котором расположен главный вход и притвор.

Интересно: до революции в одной из башен монастырской ограды располагалась часовня во имя целителя Пантелеймона. На сегодняшний день её восстановление остаётся долгосрочной перспективой.

Святыни

В современном Спасо-Преображенском мужском монастыре множество реликвий, к которым ежедневно приходят верующие люди. Среди них выделяются:

  1. Образ Спаса Нерукотворного, замироточивший после обновления Спасского собора.
  2. Икона Богородицы «Умягчение злых сердец», выделяющая миро. Её передала в монастырь одна из прихожанок.
  3. Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого, по молитве которому исцеление получали люди, страдающие от повреждений конечностей и других физических недугов.
  4. Святой образ Божией Матери Феодотьевская, явившаяся несколько случаев помощи при бесплодии и проблемах в течении беременности.
  5. Икона Богоматери «Нечаянная Радость», выделяющая миро. Она считает чудотворной, так как по молитве перед ней получали исцеление немощные и страдающие различными физическими недугами люди. Также она помогает при склонности к пагубным привычкам.
  6. Также здесь находятся мощи святой Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, Евфросинии Полоцкой.
  7. Особое почитание оказывается иконе Иоанна Кронштадтского, содержащей частицу облачения святого праведника.

Как добраться

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится на территории рязанского кремля.

В Рязань можно добраться любым из видов автомобильного и железнодорожного транспорта. От железнодорожной станции «Рязань-1» до монастыря можно добраться пешком, совершив 30-ти минутную прогулку по центральному району Рязани. От автовокзала необходимо сесть в общественный транспорт и доехать до остановки «Соборная площадь».

Спасо-Преображенская обитель — важная часть исторического наследия рязанской земли. Возобновление здесь монашеской жизни играет важную роль в развитии духовности жителей Рязани и возрождении православных традиций.

Источник: molitva-info.ru

Новости

Источник: posolsk-monastery.prihod.ru

Основание Спасо-Преображенского монастыря.

Для защиты подступов к кремлю с запада у переправы через Которосль во второй половине XII века был основан Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Точная дата его основания неизвестна. Впервые монастырь упоминается в летописи под 1186 годом. Другой источник, Никоновская летопись, сообщает, что в 1216 году «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Скорее всего, это не дата основания, а дата постройки первого каменного храма. Первоначально Спасо-Преображенский монастырь был деревянным.

fIKe6oTN91I Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Ростовский князь Константин покровительствует монастырю. В 1216—1224 годы по приказу князя в монастыре построили каменный Спасо-Преображенский собор. Но князь не только стоил здесь храмы: благодаря его усилиям и средствам в монастыре было открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище, позднее, в 1218 году, переведенное в Ростов. Монастырь имел богатую библиотеку с большим количеством греческих и русских рукописных книг. Спасо-Преображенский монастырь играл роль религиозного и культурного центра края. В 1218 — 1224 годы у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. По преданию, ее заложили в честь образования Ярославского княжества в 1218 году..

oPi0PDgom5U Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь в XIV-XV в.

Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля..

U4QDRXrkBAA Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь в XVI в.

До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь. Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. В 1550—1580 вместо старых деревянных были построены каменные стены. Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством московских великих князей а затем и царей. Почти все московские правители посещали монастырь. И каждый такой визит приносил монастырю богатые денежные вклады. Кроме денег монастырь получал множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей. Часто посещал монастырь царь Иван Грозный. 55 жалованных грамот, полученных от царя, передавали монастырю во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Не скупились и другие правители. Монастырю принадлежали земли в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход..

a37NnQMuEgM Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский собор XVI век

Во время пожара 1501 года сильно пострадали строения монастыря. Большой ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, его пришлось разобрать. На фундаменте этого собора в 1506-1516 годах был построен новый каменный храм. Московский князь Василий III всячески содействовал этому строительству. Строили собор мастера, присланные князем из Москвы, строили по образу храмов Московского Кремля. Сейчас Спасо-Преображенский собор — древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней.

NgCAEDOk2xc Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Звонница

В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.

cAaYO859wiw Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Святые ворота XVI век

Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены Святые ворота, выходящие на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление — «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю.

Трапезная палата

В начале XVI века с западной стороны монастырской площади был построен большой корпус трапезной палаты с церковью Рождества Христова. В его средней части находится огромный одностолпный зал. Зал перекрыт системой парусных сводов, опирающихся в центре на массивный четырегранный столп. Он был предназначен для трапез монастырской братии. Стены и своды трапезной украшали богатые росписи. Это был самый красивый зал в городе того времени. В трапезной принимали высоких гостей.

Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время

К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.

wFkxEPdbl_s Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь XVII век.

После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.
В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.

spaso_preobrazhenskiy_monastyr_v_yaroslavle_3 Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь XVIII в.

В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года. В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве»

ao8xcxUvLw4 Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь XIX в.

В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня — чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды. Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев. В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.

Звонница Надстройка XIX века.

Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям «благообразный» вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.Спасо-Преображенский монастырь

Богоявленская башня.

Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю. В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.

a3545307-85d4-42c2-9d53-e443466dd420 Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.

Спасо-Преображенский монастырь XX в.

Во время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

 

Источник: travellgide.ru


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.