Спасо евфимиевский монастырь суздаль1 – Спасо-Преображенский собор
2 – Надвратная Благовещенская церковь
3 – Успенская трапезная церковь
4 – Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5 – Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Звонница)
6 – Киворий 
7 – Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского 
8 – Архимандритский корпус
9 – Больничные покои при Никольской церкви
10 – Тюремный корпус
11 – Братский (келейный) корпус 
12 – Главная проездная (проходная) башня
13 – Башни и стены ограды 
14 – Северные ворота  
15 – Смотровая площадка 
16 – Пешеходный мост через р.Каменка 
17 – Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому


В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри – Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и  паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство.  Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м.  О боевом замысле монастырской крепости говорят также  многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен  и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки   они  ниже, с южной, равнинной  стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей.  Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения.  Ремонт башни состоялся только в 1860 г.


За воротами главной башни – еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных  ворот монастыря на рубеже XVI — XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть.  В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. – вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник – в Госархиве древних актов в Москве).


За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь  относительно. Таким сложным и очень редким памятником  является Звонница, которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы  — Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. — 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день,  и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.


Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам  Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, — в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества.    Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел).   С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей.  Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался  одностолпный трапезный зал со сложной системой  сводов.  В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства – первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в.
bsp;Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев.  Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII – начала XX вв.».

Братский корпус – это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г.  располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».


Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в.  Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись.  К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора – в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне  второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским  собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная  церковь использовалась для исповеди  князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора. 

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г.
телью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 –х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым  он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.  

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной — некому было заботиться о могилах предков.  В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.


В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над  захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей  Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г.  были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение.  Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже.  Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.


Тюремный корпус.  Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами.  Монастырь с середины  XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность.  По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который  был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря.   В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери. 

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.


Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.  До 1939 г. в ней существовал политизолятор,  в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов  знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии  М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для  военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г.  более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».  

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного  наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

Автор: В. Королькова

Источник: www.tourism33.ru

Режим работы Спасо-Евфимиева монастыря в 2019 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Последний четверг месяца — санитарный день во второй половине дня. Музей работает с 10:00 до 14:00

Стоимость билетов в Спасо-Евфимиев монастырь в 2019 г.

  • Билет на посещение всех музеев и выставок монастыря:
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля: Кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 3 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 600 рублей

Основание Спасо-Евфимиевого монастыря

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

Из истории

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670-1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется — вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI – первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители – это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507-1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна – на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения – Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой — придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года – тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем – для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Спасо-Евфимиев монастырь — официальный сайт

Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

Комплекс построек обители является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экспозиции которого посвящены истории и искусству Суздальской земли.  Спасо-Евфимиев монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: TripGuide.ru

Стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Всего 50 фото

Суздаль – совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны — солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…

Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский – первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI- XVII веках. Далее под катом — мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.

Первое, что сразу сильно впечатляет – это огромные высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны – здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
02.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании – две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и выше кирпичные наличники, карнизы, пояски – элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.

Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.

Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.

Спасо-Евфимиев монастырь - общее фото
Источник
03.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Народу у Проездной башни достаточно много, стоят очереди за билетами на вход… И вот – мы на территории монастыря.

Прямо перед нами — старая Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция" Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
04.
Благовещенская надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Монастырь просто необъятный по своей занимаемой площади. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем. Свято-Евфимьевский монастырь — не действующий.
05.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
06.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Далее через святые врата мы проходим уже на землю старого древнего Спасо-Евфимьева монастыря.
07.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
08.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
09.
Киворий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Первое, что привлекает внимание – это необычная монастырская звонница.

Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.
10.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, — еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.

Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного тогда в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…

Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят – скоро 12-30 – со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.
11.
Колокольня Рождества св.Иоанна Предтечи

Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро, что  захватывало дух. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже — колокольные звуки рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово – не сказать ничего. Одно отмечу точно – никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы – колокола везде одинаковые, звонари – живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую частичку моего тела… С собой у меня был маленький диктофон – и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи — сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….
12.
Звонница в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Выступление закончилось также неожиданно, как и началось — время теряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…
13.
Колокольня Рождества св.Иоанна Предтечи
14.
Звонница Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.
15.
Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
16.
Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.
17.
Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

На этом фото часть архимандритского корпуса – справа.
18.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря — Собору Спаса Преображения.
19.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.

Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя — святого Евфимия. Она и есть — древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.
20.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.

4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.
21..
Евфимий Суздальский
Источник
Евфимий Суздальский

22.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Пока не будем заходить в собор, поскольку мне пришлось выделить для этого следующий пост. На две части мое повествование было разделено из-за того, что ЖЖ закапризничал и не принял один цельный пост из-за большого объема. Также в этом втором посте будет изложена любопытная история мавзолея князя Пожарского.

Собор просто огромный и на фото его масштабы не так впечатляют как в реальности. Обойдем же его со всех сторон.
23.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
24.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря за невысоким каменным забором.
25.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Эта дорожка от собора ведет к Больничной Никольской церкви.
26.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
27.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Далее, северо-восточнее от собора, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.
28.
Никольская церковь с больничными палатами в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
29.
Никольская церковь с больничными палатами в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Сейчас здесь находится «Золотая кладовая Суздаля» — это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.
30.
Никольская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских  историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.

В 1905 году она была упразднена, но не надолго – с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем — лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны — фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.

Это и есть тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.
31.
Тюремный корпус в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале
32.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
33.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Киворий
34.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
35.
Киворий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.
36.
Спасо-Евфимиев монастырь

Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей — сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
37.
Спасо-Евфимиев монастырь

Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» — сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан. На фото ниже — аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря.
38.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) — массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества.
39.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале
40.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Еще несколько последних взглядов на этот многострадальный и могучий монастырь.
41.
Главная проездная башня в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (конец XVII в.)
42.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон,  песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.
43.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
44.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
45.
Главная проездная башня в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (конец XVII в.)

Вся эта территория, что мы видим сейчас, когда то принадлежала Спасо-Евфимьевскому монастырю. К нему примыкала большая слобода Скучилиха (на фото она немного видна правее), здесь были построены Смоленская и Симеоновская церкви (вы их как раз видите). Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
46.
Окрестности Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Прикоснемся к этим могучим и седым башням и стенам Свято-Евфимьева монастыря покидая его пределы.
47.
Юго-восточная сторона Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Это как раз и есть храмовый комплекс, в который входят церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери.
48.
Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери

Церковь Симеона Столпника
49.
Церковь Симеона Столпника у юго-восточной стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Церковь Смоленской Иконы Божией Матери…

… и последний наш взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.
50.
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери у юго-восточной стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Вот мы и закончили осмотр Спасо-Евфимиевского монастыря. Поскольку из-за ограничения объема в ЖЖ мне к сожалению пришлось разделить пост об этом монастыре на две части — приглашаю Вас посетить со мной Спасо-Преображенский собор, получить там необычайные откровения и узнать любопытную историю мавзолея Дмитрия Пожарского. Поэтому все выводы и, впечатления и ощущения будут в конце этого второго поста.

Источники и дополнительная информация:

Братия Сретенского монастыря о Спасо-Евфимиевом монастыре
Подробно и интересно о Спасо-Евфимиевом монастыре
vidania.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
sobory.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре

Часть 2 — Суздаль-Спасо-Евфимиев монастырь — Спасо-Преображенский собор и мавзолей князя Дмитрия Пожарского

© Vladimir d’Ar

Источник: vladimirdar.livejournal.com

Спасо-Евфимиев мужской монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем в честь Преображения Господня и назывался тогда Спасским монастырем. Первым игуменом монастыря стал Евфимий, ученик настоятеля Нижегородского Печорского монастыря Дионисия, который прослужил здесь 52 года. Спустя век после смерти Евфимия, его мощи были открыты, а сам он был канонизирован, а монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Спасо евфимиевский монастырь суздаль

Первоначально монастырь был построен из дерева, но постройки тех лет не дошли до нас. Сегодняшний монастырь был возведен в 16-17 веках

В 15 веке Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежало много крупных деревень и сел, русские земли, а также слобода Скучилиха, где жили местные плотники, каменщики и другие умельцы. Немало богатству и величественной архитектуре монастыря поспособствовали дары великих князей и царей – Ивана Грозного, Василия III, князей Пожарских.

Спасо-Евфимиев монастырь окружают стены протяженностью 1200 м, возведенные в 17 веке. Стены с 12 башнями, амбразурами и бойницами, строились для защиты монастыря от внешних нападений. При этом немало учитывался ландшафт местности. Со стороны реки, а Спасо-Евфимиев монастырь расположен на берегу реки Каменка, где мощной защитой служил обрыв реки, стены монастыря значительно ниже и тоньше, чем с южной стороны, где возведенные стены укреплены серьезнее. Благодаря такому укреплению, Спасо-Евфимиев монастырь был сильнейшей крепостью города Суздаль и всей Владимирской земли.

Спасо евфимиевский монастырь суздаль

Главным украшением не только Спасо-Евфимиева монастыря, а, пожалуй, и всей архитектуры древней Руси представляется Проездная башня, возведенная из красного кирпича. Массивная (22 м высотой), прямоугольная башня поражает своей строгостью в нижней части и разнообразием декоративных частей вверху: бойниц, карнизов, наличников, поясков.

Спасо-Преображенский собор, построенный в середине 16 века, является главным зданием монастырского ансамбля и истинным украшением города Суздаль. В 16 веке храм был украшен внешней росписью, а в конце 17 столетия известные костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин украсили внутренние стены собора цветной росписью, отразив в них портреты царей русских Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, князя Всеволода Большое Гнездо. Придельная церковь, построенная на могиле Евфимия Суздальского, также украшена цветной росписью мастеров, повествующей о житие преподобного Евфимия.

Спасо евфимиевский монастырь суздаль

Звонница Спасо-Евфимиева монастыря строилась на протяжении трех столетий. Изначально возведена была небольшая церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, по легенде, в честь рождения у Василия III сына Ивана, будущего Ивана Грозного. Позднее к церкви были пристроены 3 пролета. Древние колокола, самый старый из которых был отлит в 1560 году, являлись поистине гордостью звонницы.

Спасо евфимиевский монастырь суздаль

Успенская церковь представляет собой уникальное строение, интересное сочетанием в одном здании церкви и прилегающей к ней трапезной. Успенская церковь была построена в начале 16 века, а трапезная в то время была украшена разноцветными фресками, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились.

Спасо евфимиевский монастырь суздаль

В 1766 году по велению Екатерины II Спасо-Евфимиев монастырь стал тюрьмой, куда ссылались опальные духовные лица, еретики, нарушители порядка. Здесь «отбывали заключение» участники пугачевского восстания, арестованные декабристы.

У стен монастыря похоронен князь Дмитрий Пожарский, однако после событий 1917 года надгробие его могилы было разрушено, и точно место захоронения сейчас утеряно.

После революции в Спасо-Ефимиевом монастыре располагались концлагерь, военные части, а во время войны 1941-1945 гг — лагерь для военнопленных.

В 20 веке Спасо-Евфимиев монастырь был отреставрирован и в настоящее время является частью Владимиро-суздальского заповедника. В 1991 году Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Суздальский Кремль

Источник: www.suzdalinn.ru

Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Основные моменты

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Стены Спасо-Евфимиевского монастыря

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.

Внутри Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница

звонница Спасо-Евфимиевского монастыря

Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.

Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь

Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки , нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

Тюрьма

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.

Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыряМемориальная плита в Тюремном замке

Монастырские башни

Главная проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.
  • «Аптекарский огород» – экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами-послушниками.

Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырьПамятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

Как добраться

Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.

Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).

Источник: wikiway.com


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.