Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых. Многие ученые уверены, что этот монастырь можно считать самым древним в России. Однако у обители весьма непростая история, и не раз монастырь находился на грани разрушения и исчезновения…

 

Самый древний монастырь в России

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.


В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

 

Благодарность Ивана Грозного

Самый древний монастырь в России

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

 

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители


Самый древний монастырь в России

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

 

«Страшный» XX век


В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

 

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».


На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

 

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.


Самый древний монастырь в России

 

В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.

Самый древний монастырь в России

Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.

Самый древний монастырь в России

 

Как добраться:

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: город Муром, улица Лакина, дом 1.

Доехать до обители из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до города Муром. В Муроме удобнее всего взять такси – доехать до монастыря можно всего за сто рублей.

Можно добраться до обители и на автомобиле – по Горьковскому шоссе до Мурома.

 

 

Читайте также:

Источник: foma.ru

Что такое монастырь


«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.Сообщение про монастырь

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения


По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.


Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Сообщение про монастырь

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.


Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.


Сообщение про монастырь

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

ТрудничествоСообщение про монастырь

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.Сообщение про монастырь

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.Сообщение про монастырь

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь [Фото]
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве [+Видео]
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Фильмы о монастырях:

Монастырь. Фильм митрополита Илариона

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Печерская обитель

Монах. Фильм Аркадия Мамонтова

Источник: www.pravmir.ru

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название — Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня — самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

Александро-Невская Лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

Валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь

Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Кирилло-Белозерский монастырь

В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Оптина пустынь

Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела — причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки

Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа «Архипелаг ГУЛАГ» . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

Источник: www.volgograd.kp.ru


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.