Афон — монашеское государство, которое находится на территории Греции. На территории Афона расположены десятки православных монастырей и скитов.

В одном из предыдущих текстов мы подробно рассказывали о том, что нужно знать, готовясь к паломничеству на Афон.

А в этом тексте — покажем все двадцать афонских монастырей. У каждого монастыря свой «характер», своя история, свой национальный состав.

Численность братии любого монастыря можно оценивать лишь приблизительно, поскольку она постоянно меняется — поэтому в тесте указаны лишь приблизительные цифры.

Также в ряде случаев приблизительна дата основания. Иногда она неизвестна точно. Иногда — речь идет об основании ныне существующего монастыря, хотя на его месте до этого также могла существовать какая-то обитель.

К описанию большинства монастырей добавлены фотографии XIX века. Все они были сделаны в промежуток с 1867 по 1872 года и тогда же собраны в альбоме великого князя Константина Константиновича. Книга с фотографиями была выпущена издательством «Индрик» в 2011 году.

1. Монастырь Великая Лавра на Афоне


Греческий монастырь — один из древнейших на святой Горе. Основан в 963 году. Расположен в получасе ходьбы от дальнего побережья на относительно небольшом возвышении.

Рядом — мыс полуострова. Море здесь неспокойное, климат неровный, монастырь подвержен горным ветрам. Это не самое суровое место на святой Горе, но многие другие афонские монастыри имеют гораздо более благоприятные условия.

Это так называемый первенствующий монастырь среди всех двадцати афонских обителей.

В настоящий момент в Великой Лавре проживает около 50 монахов.

2. Монастырь Ватопед

Монастырь Афона Ватопед

Второй по старшинству монастырь на Афоне, но один из самых популярных среди паломников. В России этот монастырь известен во многом благодаря главной святыне обители — Поясу Пресвятой Богородицы, который привозили к нам несколько лет назад.

Этот греческий монастырь расположен в небольшой бухте на северо-восточном берегу Афона. Со стороны вид монастыря лишен той силы и выразительности, которую наделены, например, Хиландар, Симонопетр, Святой Павел или Дионисиат. Однако благодаря своим размерам — это одна из самых запоминающихся обителей. К тому же, настоящая красота построек раскрывается внутри.

Афонский монастырь Ватопед

По преданию был основан в X веке. Ориентировочная численность братии на сегодняшний день — 50 человек.

3. Монастырь Иверон на Афоне


Монастырь Иверон на Афоне

Еще один популярный среди паломников афонский монастырь. В монастыре хранится легендарный чудотворный образ Иверской иконы Божией Матери.

Основан в X веке грузинами. Сейчас — это греческий монастырь.

Обитель расположена на плодородном плато поблизости от моря.
Внешний облик Иверского монастыря лишен величественной импозантности, свойственной многим афонским монастырям. Если обращенная к морю сторона еще сохраняет признаки старины (разнообразные по цвету и форме балконы келий вынесены наружу), то другие стороны надстроены довольно простыми по архитектурной форме корпусами.

Монастырь Иверон на Афоне

Численность братии Иверского монастыря также в настоящий момент насчитывает порядка 40–50 монахов.

4. Афонский монастырь Хиландар


Афонский монастырь Хиландар

Хиландар — единственный сербский монастырь на святой горе Афон. Находится в получасе от морского побережья — в глубокой лощине. Самый близкий монастырь к наземной границе между Афоном и континентальной Грецией.

Основан в XII веке. Братия монастыря насчитывает порядка 20–30 человек.

5. Монастырь Дионисиат

Монастырь Дионисиат фото

Греческий монастырь. Основан в XIV веке преподобным Дионисием. Братия монастыря насчитывает порядка 50 человек.

Располагается на равном расстоянии от монастырей Григориат и святого Павла на высоте 80 метров над уровнем моря.

Благодаря мощным высоким стенам и балконам, выходящим наружу, чем-то напоминает величественный Симонопетр.

6. Афонский монастырь Кутлумуш

Афонский монастырь Кутлумуш

Находится в глубине полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы, в 10 минутах ходьбы от столицы Афона — Кареи.

Основан в XII веке. Братия монастыря на сегодняшний день — ориентировочно 30 человек.

По национальной принадлежности этот монастырь считается румынским.

7. Монастырь Пантократор на Афоне


Монастырь Пантократор на Афоне

Еще один относительно небольшой монастырь святой горы Афон. Расположен вне туристических потоков, поэтому среди паломников не особо посещаемый.

Пантократор лежит на одном из побережий Святой Горы, занимая скалистый выступ у моря.

Братия монастыря насчитывает не больше 20 человек.

8. Монастырь Ксиропотам

Монастырь Ксиропотам на Афоне

Монастырь находится в относительной близости от центральной пристани Афона — Дафни. Ксиропотам означает «сухой поток» — в честь глубокого широкого рва у монастыря, который зимой наполнен водой, а летом пересыхает.

Монастырь занимает некрутой склон Святой Горы, удобный для земледелия и огородничества.

Основан в X веке. Сейчас монастырь населяют примерно 30–40 монахов.

9. Афонский монастырь Зограф

Афонский монастырь Зограф

Единственный болгарский монастырь на святой горе Афон. Входит в очень небольшое число афонских обителей, расположенных не на побережье, а на внутренней части Святой Горы и не виден с моря.

Основан в XI веке. Братия монастыря — меньше 30 человек.

10. Монастырь Дохиар


Монастырь Дохиар фото

Афонский монастырь Дохиар основан в X веке. Расположен на одном из побережий полуострова — на береговой кромке склона горного хребта.

Численность братии — меньше 50 человек.

11. Монастырь Каракал

монастырь каракалл фото

Еще один монастырь, находящийся на возвышенности, но в —относительной дали от побережья.

Основан в конце X века. Численность братии — примерно 30 человек.

12. Афонский монастырь Филофей

Афонский монастырь Филофей

Это греческий монастырь, но традиционно состав братии в нем многонационален.

Основан в X веке. Расположен недалеко от монастыря Каракал — но еще дальше от побережья — выше и как бы в глубине Святой Горы.

Численность братии — больше 50 человек.

13. Монастырь Симонопетр на Афоне


монастырь Симонопетр

Наверное, один из самых известных монастырей Святой Горы. Во многом, благодаря своему внешнему виду и расположению: высоко в горах (на высоте 230 метров над уровнем моря), высокие каменные стены (высотой с 10-этажный дом) — словно, выбитые из скал. Балконы, выходящие наружу.

Монастырь Симонопетр на Афоне

Основан в XIII веке. Братия — более 50 монахов.

14. Монастырь Святого Павла

Монастырь Святого Павла

Наряду с Великой Лаврой — один из самых отдаленных монастырей Афона. Расположен в ущелье недалеко от моря на высоте 180 метров над уровнем моря.

Как и другие монастыри, занимающие отроги, Святой Павел построен на высоких подпорных стенах, заканчивающихся трех- или четырехтажными ярусами келий.


Монастырь Святого Павла

Монастырь расположен близко к собственно горе, где зимой лежит снег, поэтому климат в обители достаточно суров.

Монастырь Святого Павла возник во времена первоначального иноческого заселения Афона. Первые несколько веков был сербским, но с XVIII века, как и большинство афонских монастырей, эта обитель принадлежит грекам.

Численность братии — около полусотни человек.

15. Монастырь Ставроникита

афон ставроникита монастырь фото 2019

Самый маленький монастырь Афона — к тому же находящийся вне паломнических маршрутов. Расположен прямо на побережье. Чрезвычайно мал и тесен внутри.

Основан в XVI веке — на месте другой обители, но с таким же названием. Один из монастырей, который почти не менял свой архитектурный облик на протяжении истории. И то, что есть сейчас, было и 200 и 300 лет назад.

Ставроникита фото

Братия монастыря составляет порядка 20–30 человек.

16. Афонский монастырь Ксенофонт


Афонский монастырь Ксенофонт

Основан в X веке. Расположен на победержье в относительной близости от русского Пантелеймонова монастыря (в часе ходьбы).

Численность братии — менее 50 человек.

Монастырь Григориат

Еще один монастырь на побережье. Стоит на скалах, выступающих в море, между монастырями Симонопетр и Дионисиат.

Численность братии — более 60 человек.

Обитель основана позже многих других афонских монастырей — в XIV веке, — но имеет репутацию одного из самых аскетичных.

18. Монастырь Эсфигмен

Монастырь Эсфигмен

Основан в X веке. На сегодняшний день пребывает в расколе с остальными 19 монастырями Афона и не имеет с ними литургического общения.

19. Пантелеимонов русский монастырь на Афоне

Пантелеимонов русский монастырь на Афоне


Единственный русский монастырь на Святой Горе. Предпоследний по старшинству, но самый крупный по величине, а в свое время — и по численности братии. В начале XX века число монахов и послушников достигала 2000 человек — больше, чем во всех всеми вместе взятых обителях полуострова.

Сейчас численность братии насчитывает гораздо менее 100 монахов. В советское время было около десяти.

Обитель основана в XI веке. До середины XIX века им владели греки и болгары, после — монастырь перешел в русское владение.

Богослужения в афонском Пантелеимоновом монастыре совершаются на церковно-славянском языке.

Монастырь Констамонит

Еще один монастырь, построенный не на побережье и со всех сторон окруженный лесами. Расположен на равных расстояниях от Дохиара и Зографа.

Один паломник писал: «Констамонит стоит в самом тихом и безмолвном месте, ниоткуда его не видно, и никто мимо не проезжает, разве что нарочно захочет заехать».

Братия монастыря — примерно 30 человек.

Источник: uznavay.pro

Что значит — впервые побывать на Афоне, и что значит — стать его частым гостем-паломником-трудником?


Что и кто создает особый афонский дух? И чем на самом деле занимаются монахи на Святой горе Афон?

Почему так здорово, что женщин не пускают на Афон? И за что геронда Григорий Дохиарский даёт пощечины, за которыми, бывает, выстраивается очередь?

Об этом, а также о других ярких впечатлениях от Афона вообще и от афонского монастыря Дохиар в частности порталу «Православная жизнь» рассказывает протодиакон Свято-Троицкого Ионинского монастыря Александр Плиска.

    

Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом

— Помните Вашу первую поездку на Афон? Наверняка, слышали разные истории о святом месте — и правдивые, и не очень? Какое было первое впечатление, что поразило?

— Вероятно, это был 2004 год. Тогда все говорили об Афоне, впрочем, как и сегодня. Много всего слышал и, конечно, очень хотелось поехать, но я об этом даже не мечтал. В то время таких частых, как сегодня, поездок на Святую гору ещё не было. Один знакомый священник, помню, сказал мне: “Если будет на то воля Пресвятой Богородицы, обязательно туда поедешь”. Именно чудесным образом все и сложилось. Чудеса, правда, как правило, происходят через людей. Ко мне Господь явил милость через отца Игнатия (Пакулова), благодаря которому неожиданно для себя самого и оказался впервые на Афоне.

— Вот Вы оказались на Афоне…

— Впервые — это как ребенку в сказку попасть, именно так все и было. Море впечатлений, даже дневник вел. Каждый день записывал, где были, что видели, что слышали, что ели… Пытался фотографировать…

    

Хотелось всё вместить в себя, наполниться афонской атмосферой, всё запомнить и запечатлеть…

Но самые яркие воспоминания – это общение с людьми, когда с кем-то поговоришь. Всё остальное стирается – природа, пейзажи, архитектура, службы, хотя всё и невероятно красиво. Но то ли из-за того, что пытаешься как можно больше увидеть, стараешься ничего не пропустить, — наступает момент, когда всё сливается в одну сплошную стену, и ты перестаёшь восхищаться красотами.

И самым ярким впечатлением, «вспышкой», остаётся в памяти — получасовой или десятиминутный разговор в поездке, те мгновения, когда ты общался с живым источником, с людьми, для которых Афон является домом…

Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом

— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон?

— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.

Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом.

    

Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность.

Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру, прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь. Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.

    

На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь.

Так, однажды геронда Григорий на трапезе говорит: «Есть такой-то монах на трапезе?» — «Нет, он болеет.» – «Вот, братия, посмотрите, – геронда специально говорил в отсутствие этого монаха. – Вы слышите его имя когда-либо в монастыре, на службе?» — «Нет.» – «А почему не слышно, как вы считаете? Потому, что он всегда везде вовремя: на Богослужении, на работе,- не выделяется, не опаздывает, старается быть ровным, незаметным. И так годами, из года в год . Никто о нём ничего не слышит, ничего не знает. Вот так люди сегодня прячутся от мира. Это не потому, что они такие скромные или «крутые», а потому что они уверены: ничего они из себя не представляют такого, что можно рекламировать».

Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться.

Геронда Григорий узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас — и пели, уж как могли…

— Как давно Вы знакомы с герондой Григорием Дохиарским?

— С декабря 2005 года, во время второго посещения Святой горы Афон. По благословению настоятеля Свято-Троицкого Ионинского монастыря отца Ионы (ныне епископа Ионы ) с некоторыми из братии Ионинского монастыря вновь посчастливилось посетить Афон. В конце поездки мы пришли в Дохиар к монаху Макарию, уроженцу Ялты, с которым все мы были знакомы.  Так и познакомились с герондой Григорием (Зумисом).

Кстати, в этой поездке выпало счастье познакомиться и пообщаться с ещё одним прекрасным человеком, отцом Павлом из монастыря Григориат, лет шестидесяти, — греком, изучившим русский язык с целью ознакомления с богословским наследием русских святых. Все были под впечатлением.

    

— Чем они Вас впечатлили?

— Более прочего, кротостью и простотой. В книге «Иова» Господь, характеризуя Иова, первым делом говорит, что он прост, всё остальное потом.

Итак, через о. Макария нам посчастливилось познакомиться с герондой. Геронда узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас, что всё вот так просто — узнали, что друзья, и пойте! Так и было, пели, уж как могли, на славянском в греческом монастыре. По окончании же Литургии мы пришли в восторг от того, как вся братия монастыря «едиными устами и единым сердцем» пела утешительный канон Пресвятой Владычице Богородице перед честным Ее образом «Скоропослушницей».

    

После же трапезы вдруг геронда говорит: «Ну что, Макарий, пойдём, что ли, пообщаемся с твоими друзьями». И мы провели два часа в уникальной, весёлой, жизнерадостной беседе с герондой Григорием. Пели всё, что просил геронда – и народное, и церковное, на украинском, на русском… Нас было много, ионинских, – отец Паисий, отец Иоасаф, отец Силуан… Прекрасное время, прекрасные воспоминания. Было очень весело, мы были в шоке от того, насколько геронда прост и жизнерадостен в обхождении, какой он любвеобильный человек.

    

Люди очень часто «играют роли». Геронда никогда не пытается кому-то понравиться или произвести впечатление. И пощёчину может залепить…

— Сколько лет он настоятель?

— В Дохиаре настоятель с 1980 года.

У всех людей есть какая-то стилизация, хотят они этого или не хотят. Люди очень часто «играют роли» — что священнослужители, что миряне, без разницы, кто они по профессии, по своему призванию, служению. Такова природа человека. Даже в быту люди играют, подстраиваются под выбранный имидж, подстраиваются под других людей, под ситуацию. Менее стилизованного человека, чем геронда Григорий, я в жизни не встречал. Этот человек такой, какой он есть. Я никогда не видел у него даже тени игры, желания выглядеть перед кем-то хорошо или плохо. Он чрезвычайно жизнерадостный и любвеобильный человек, с необычайной энергией, но он никогда не пытается кому-то понравиться или произвести на кого-либо впечатление. Никогда.

    

— Говорят, бывает, что геронда и пощёчины даёт?

— Не только пощёчины, и палкой ещё может дать. И многие иногда получают. Удивительно, но у таких счастливчиков не видал я ни тени обиды и горечи.

Геронда — нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день

— А Вам давали, отче?

— Конечно, много раз (смеётся). Когда Геронда рассержен или огорчен, — пощечины не будет. Не от досады они и не от раздражения. Спросит, например, тебя о чём-то, ты ответишь, а он тебе в ответ пощёчину залепит. Подумаешь, поразмыслишь, все верно, по делом…  Многие за счастье считают получить такую затрещину.

Был такой случай. Мы с товарищами приехали в очередной раз на Афон. Поднявшись на вершину Святой Горы и направив стопы к посещению некоторых из монастырей, решили часть своих вещей отправить на материк, чтоб облегчить свои ноши. «Оставьте, — говорю друзьям,— только рабочую одежду, которую не жалко». «Зачем?» — вопрошают они. «В Дохиаре, возможно, придётся поработать», — говорю. И тут они выдают: «Слушай, такая хорошая поездка, прошлись по Афону, спали в таких аскетических местах, не порть нам поездку, какая работа?» Это уже слишком, мол. Я им: «Там — геронда.., послушание…». «Не переживай, договоримся с твоим герондой!», — с улыбками отвечают. Они ещё не были с ним знакомы. Но вещички всё же оставили…

Заходим в Дохиар и сразу встречаем сияющего идущего на работу геронду в рабочей одежде в воротах монастыря. Добро пожаловать, вопросы, ответы, пощечины, весело, некоторые желающие выстраиваются на второй круг… Отвесил ли мне? Естественно, приговаривая: «Экскурсовод, прогулка, туристы…» ( смеется ).

    

Один из друзей ошеломлённо произносит: «Да, меня уже давно безответно никто не бил», — счастливо улыбается. Тут геронда ко всем нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день, на следующий уже уезжали. А дело было в обед. То да се, традиционное угощение в архондарике в виде ракии, лукума и кофе, поселение, прошло немало времени. Я друзьям: «Сейчас душ, пол часика сон и…» И тут они: «Куда отдохнуть, ты что?! Там геронда на работе, ждёт нас!». Да, думаю, вот дела — не собиравшиеся трудиться бегут первыми. Чем занимались? Тем же, чем и вся братия в тот день: заготавливали камень для стройки на каменоломне. В результате все были счастливы.

На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью

— Что отличительного в афонских службах? Говорят, что это — нечто особенное, будто поднимаешься на Небо.

— Служба воспринимается очень естественно, нет ощущения напряженности и искусственности. На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью. Это создаёт спокойную атмосферу на службе, все знают, зачем они здесь, это их дом. И ещё на Святой горе Афон большая разница между праздниками и буднями, что создаёт определённый ритм: праздничные службы — это одно, воскресная служба — это другое, ежедневные службы — это третье. Все в совокупности: умиротворенные молящиеся монахи, архитектура и убранство храмов, иконопись, византийское пение, — всё это создаёт незабываемые ощущения и переживания.  

    

Есть такая глава Типикона — «О светильниках», регламентирующая зажигание лампад и свечей в храме в определенные моменты Богослужения. В года учебы в духовных школах все мы задавались вопросом, зачем кому-то сегодня нужно знать, когда во время службы зажигать, когда тушить свечи. Так думает большинство современных церковных людей. Зажгли паникадило, электричество включили, вот вам и всё. А лампады, мол, зажигают только для того, чтобы принести жертву Богу.

    

И вот на Афоне, где электричество при Богослужении не употребляется, пришло понимание: “зажечь” и “потушить” оказалось настоящей музыкой. И вся эта музыка начинает звучать, когда служба совершается в три часа ночи. Вы приходите в храм — горят несколько лампад, потом зажигается лампада ещё и ещё, потом зажигается свеча… Это целая поэзия, выражающаяся в светильниках. Как пример, лампада перед иконой Спасителя — мы не просто приносим жертву Спасителю, но свет от лампады освещает лик Спасителя, чтоб мы Его могли лицезреть. Когда же мы включаем электрический свет, что освещает лампада? Ничего.

    

— А цветы в храмах на Афоне есть?

— У каждого монастыря — свои традиции. В Дохиаре много традиций с острова Патмос. На каждый большой праздник пол устилают различной зеленью. Например, на Вербное воскресенье храм будет завешен крестиками из пальмовых ветвей, а на Пасху пол будет устлан лавандой. На другие же праздники — листьями цитрусовых деревьев. Также могут украшаться цветами иконы. От этого такой изумительный аромат в храме…

Здорово, что женщин на Афон не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь?

— Вы так рассказываете, что возникает желание увидеть всю эту красоту, почувствовать. Напрашивается вопрос, правильно ли, что не пускают женщин на Афон?

— Очень здорово, что их туда не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь? Для чего в пустынном месте женщина?

Афон изначально сформировался как территория мужского монашества. Может быть, когда-то сформируется где-нибудь “женский Афон”, и там будут одни женщины, за исключением приходящего для совершения Богослужений духовенства.

В женских монастырях в Греции есть “закрытые часы”, когда не пускают мужчин — ни священников, ни монахов, ни мирян. Вы приедете в монастырь как паломник, а Вам скажут: «Вот часы посещений, всё остальное время монастырь закрыт». И это очень правильно, и испытано временем.

    

Рассказывают страшные истории, будто все женщины, нога которых ступала на Афон, чуть ли не умирали на месте или в ближайшее время, или же тяжело болели всю жизнь…

— Проникали женщины на Афон, и ничего страшного с ними не происходило. Продолжали жить дальше. Дело ведь не в том, ступала ли женская стопа на Афон, а монахи на этом сосредоточились и это отслеживают. Нет, совершенно не так! Просто нет смысла в пребывании женщин на Афоне. Афон, повторюсь, — это пустыня.

А вообще были различные исторические случаи: так, однажды прибило к берегам Афона лодку с женщинами, пытавшимися нелегально из Турции проникнуть в Грецию… Приехали полицейские, составили протокол, Афон продолжает свое бытие.

Главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб он был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем человек в миру

— Полуостров, море, закаты, рассветы… Романтика. На Афоне это замечают?

— Нельзя сказать, чтоб этого не замечали. Но эта красота Афона для афонских монахов, как Крым для крымских жителей, которые никогда не купаются в море.

Вот для геронды Григория главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб монах был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем живёт человек в миру. Кто-то разделяет мнение геронды, кто-то — нет…

    

В воскресенье, к примеру, геронда иногда даёт монахам, послушникам, а то и гостям некоторую небольшую работу. Некоторые возмущаются, а он говорит: «Что, женщина, у которой пятеро детей, отдыхает в воскресенье, ложится на кровать и лежит? Воскресенье — для того, чтобы лежать ?»

Многие представляют себе Афон так: «Монахи сходили на службу и вернулись в келию, сели, читают духовные книги, созерцают красоты, читают молитву Иисусову, пока Ангела не увидят, таким образом приближаясь к Вечности». Всё не так. На Афоне монахи молятся и трудятся, пытаясь избежать всякой праздности.

Главное на Афоне — Богослужение, вокруг него всё созидается. И любой человек может найти здесь себе монастырь по духу

— Чем уникален Афон?

— На Афоне двадцать крупных монастырей, у которых подобно филиалам есть скиты, келии. И любой человек может найти себе подходящий по духу монастырь. Человек трезвомыслящий и адекватный может подвизаться в любой обители. По воле Божьей, безусловно. Есть монастыри, где акцент — на физическом труде, есть монастыри — где интеллектуальный труд.

    

— Чем занимаются монахи в свободное от молитвы время? Какие виды работы Вам предлагали?

— Монастырь — это достаточно большая территория, хозяйство. Следить за чистотой храма, территории, братских корпусов, гостиниц для паломников… Кто-то трудится на трапезе, другие в садах и огородах, иные в прачечной, иные в иконописной, другие в столярной мастерской и кузне…

Есть монастыри, где все эти обязанности разграничены, а есть такие монастыри, где стараются делать всё все вместе. Дохиар — один из таких монастырей. Стройки, ремонты, труд в огородах и садах, — работу искать не нужно, работы очень много.

Каждый монастырь сам определяет, сколько времени уделять труду. Главное — Богослужение, вокруг него всё созидается.

    

Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Главное — понять, для чего едешь, и погрузиться в молчание, чтоб услышать Бога

— Как настраиваться на Афон?

— Никак не настраиваться. Можно много всего умного сказать: настраиваться на покаяние, на молитву… Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Много в голову не брать, главное — понять, для чего ты едешь и не тратить своё время понапрасну, погрузиться во внутреннее молчание, чтоб услышать, что Бог тебе скажет.

    

В заключение приведу одну историю, которую рассказывал геронда Григорий. Однажды на Афон приехал человек, который состоял в организации по охране архитектурных памятников, шел он по монастырю и все время что-то рассказывал геронде. Геронда вывел его обратно к воротам монастыря и говорит так, с любовью: «Слушай, кто сюда заходит в первый раз, тот имеет право только молчать и внимать, кто второй раз заходит, тот может еще смотреть и слушать, кто третий раз заходит, может что-то говорить».

Фото из личного архива отца Александра

Источник: pravoslavie.ru

Общая информация

Монастыри Афона в Греции
Монастырь Симонопетра

Монастыри Афона в Греции – место паломничества тысяч гостей. Однако женщинам посещение горы запрещено. Об этом существует еще одна легенда. Дева Мария, увидев гору, была очарована здешней природой и попросила ее у Бога. С тех пор ни одна женщина не может ступить на склоны горы. Миф подкреплен указом президента Греции, в соответствии с которым для женщины, ступившей на Афон, предусмотрен арест и тюремное заключение.

Афон – современное государство, где действует свой Устав и живут приблизительно 2000 монахов, которые день и ночь молятся о спасении человечества. Монахам запрещено есть мясо, курить и одевать какую-либо одежду помимо церковной.

Столица Афона поселение Карье
Карье

Столица – Карье, здесь расположен Музей истории христианства, где хранятся древние манускрипты, редкие иконы. Самым красивым на горе Афон в Греции признан Симонопетр – семиэтажное здание, находится прямо на отвесном склоне, что придает монастырю особое величие.

Одна из особенностей монашеской республики Афон – времяисчисление. Здесь действует свой метод определять начало и конец суток, где-то ориентируются по заходу и восходу Солнца, а где-то – по часовому поясу государства Греция.

Интересные факты про гору Афон

  1. Афон – место на планете, куда запрещено ступать женщинам, но именно это место является земным уделом девы Марии.
  2. В дохристианский период гора также считалась особым местом – здесь располагались храмы Зевса и Аполлона.
  3. Гора Афон на карте
  4. Гора Афон на карте Греции входит в состав страны, фактически – это автономная республика, об этом есть статья в главном документе – Конституции. Власть сосредоточена в Священных органах – Киноте и Эпистасии. Здесь также есть губернатор, полиция, почта, ведется торговля, работают ремесленники, больница и даже банковские организации.
  5. Первая обитель построена в 963 году Афанасием Афонским. Этот святой ввел в действие основные каноны монашеской жизни. Сегодня этот монастырь назван Великой Лаврой.
  6. Дева Маря признана покровительницей всей монашеской республики, поскольку в 48 году после ее проповедей местные жители – язычники приняли христианство.
  7. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Карье
    Храм Успения Пресвятой Богородицы
  8. Храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Карье, считается самым древним на горе, построен приблизительно в 335 году.
  9. В период расцвета на территории полуострова Афон было приблизительно 180 монастырей. Статус автономной республики Афон получил в 972 году, в то время ей покровительствовала Византийская империя.
  10. Среди обителей есть русский монастырь – Святого Пантелеимона, построен до 1016 года. Здесь также есть сербский и болгарский монастыри.
  11. Самая высокая часть горы Афон – ее вершина (чуть больше 2 км), тут находится храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый на месте языческого капища.
  12. В юго-западной части горы есть труднодоступные места – карули – где проживают самые аскетичные монахи.

Монастыри

На Святом Афоне в Греции 20 монастырей, при каждом есть помещение для паломников и отдыхающих. Монахи подробно рассказывают об истории монастыря, проводят экскурсии, занимаются расселением туристов. Конечно, роскошных апартаментов здесь нет и меню довольно скромное, но сюда приезжают совсем за другим.

В храмах хранятся самые известные и почитаемые святыни христианского мира:

  • иконы;
  • одеяния святых;
  • святые реликвии и мощи.

Он был построен в 963 году святым Афанасием Афонским при финансовой поддержке императоров Никифора Фоки и Иоанниса Цимискеса. На протяжении десяти веков своего существования монастырь всегда занимал первое место среди других монастырей Святой Горы, частично из-за своего богатства, частично из-за хранящихся в нем реликвий (рукописей, исторических документов, чизобуллов, переносных икон и т. д.).

Великая

Монументальная структура монастыря особенно заметна в его больших постройках. Центральная церковь (Католикон) с двумя большими часовнями сорока мучеников и святителя Николая занимает центр монастыря. Внутри находятся также трапезная, кухня, библиотека и т. д. В четырех проходах, окружающих монастырь, находятся кельи монахов, гостевой дом, часовни и другие.

В монастыре проживают 50 монахов, чьи повседневные обязанности разделены между их монашескими обязанностями (месса, молитвы и т. п.) И гостеприимством к многочисленным посетителям со всего мира.

Монастырь открыт круглый год от восхода до захода солнца. В зимние месяцы добраться до монастыря крайне сложно. Посетители, желающие изучить или сфотографировать произведения искусства монастыря, должны сначала связаться с 10-м Ефоратом византийских древностей, а также с самим монастырем.

Монастырь был построен во второй половине X века тремя монахами Афанасием, Николаем и Антонием из Адринополя, учениками святого Афанасия Лаврского.

Ватопедский монастырь

Это большой монументальный монастырь, окруженный высокой стеной, со зданиями, расположенными на Треугольнике.

Внутри просторного двора находится центральная церковь, крестовая трапезная и несколько часовен. Внутри центральной церкви можно увидеть единственную мозаику на Святой Горе, а ее фрески, написанные около 1312 года, приписываются художнику Мануэлю Панселиносу из Салоников. Помимо фресок и мозаик, монастырь хранит большое количество уникальных переносных икон, рукописей и религиозных предметов.

Около 50 монахов живут сегодня в монастыре, где проводится обширный строительный проект с целью восстановления больших зданий.

Читайте также: Кассандара — полуостров на Халкидики в Греции.

Третий по величине среди двадцати монастырей Святой Горы, монастырь был построен в конце 10 века грузинскими (иберскими) монахами Иоаннисом и Евфимием на месте, где раньше находился монастырь Климента. 16 век был периодом расцвета монастыря, в результате чего он был украшен великолепными росписями (католиконские фрески и т. д.).

Иверский монастырь

Построенный на берегу моря, монастырь окружен четырьмя нефами прямоугольной формы. В центре можно увидеть центральную церковь, основанную в 10 веке, как две исторически важные часовни Панагии Портайтиссы и Иоанна Предтечи. Большая часть проходов была перестроена в 19 веке. Многочисленная монастырская община отвечает за восстановление разрушенных зданий, окружающих комплекс.

Монастырский праздник приходится на 15 августа — день Успения Богородицы (28 августа по новому стилю) и отмечается с особой пышностью.
Многие паломники посещают монастырь, чтобы увидеть легендарные чудеса Панагии Портайтиссы.

Главной реликвией и святыней монастыря является Иверская икона Божией Матери. На сегодняшний день в Ивероне также хранятся мощи святых и чудотворная икона Вратарница. Монастырь действующий и в нем на постоянной основе проживает 30 послушников и монахов.

Фреска Рождество Богородицы

История монастыря начинается в 10 веке, но после его разрушения император Алексий III в 1198 году подарил его сербским правителям Стефану Неманья и его сыну Растко.

В XIV веке монастырь достиг своего пика, собирая богатства и реликвии как из императорских, так и из частных пожертвований.

Один из крупнейших и богатейших реликвиями монастырей Святой Горы, Хиландар является главным духовным центром сербов с XII века. Помимо центральной церкви (Католикон), почитаемой в память Сретения Богородицы, есть много часовен, трапезная и проходы с кельями для монахов, а также другие вспомогательные постройки (гостевой дом, библиотека и другие).

Помимо обилия фресок (Георгиевская башня, католикон, старая и новая трапезная и т. Д.), В монастыре находится одна из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей, а также большое количество переносных икон XII века.

Вид обители с башни св. Саввы

Нынешняя монашеская община поддерживает тесные отношения с сербским народом, а также с греческим населением Святой Горы и ее окрестностей.

Интересно, что на Афон, в монастырь Халиндар, можно написать письмо с просьбой и вам вышлют веточку виноградной лозы, которая по приданию исцеляет неплодородных супругов.

Статья по теме: Метеоры — монастыри на скалах в Греции.

Пантелеймонов монастырь на Афоне в Греции расположен на берегу моря неподалеку от Дафни. Построен в 1765 году. До этого времени монастырь располагался дальше от берега и был открыт в XI веке, когда на гору пришли первые русские монахи.

Монастырь Святого Пантелеимона

Обитель выделяется своим архитектурным ансамблем. На территории обители много построек, в том числе многоэтажных, с красивыми куполами. Общее впечатление, словно, вы попали в уютный городок.

Трапезная монастыря Св. Пантелеймона

Соборный храм построен в период с 1810 по 1820 годы, трапезная рассчитана на 800 человек. Монастырю принадлежат пять келий и скиты. Здесь хранятся мощи Святого Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного и отдельные части Честного Креста, редкие иконы, красивейшие церковные облачения, для библиотеки построено отдельное помещение.

Монастырь Дионисиат

Он был построен в середине 14 века монахом Дионисием Кориссским в районе Кастории при финансовой поддержке императора Алексия III Комнина Трапезского. Обитель получила название по имени основателя – преподобного Дионисия. В храме хранятся святые мощи – Иоанна Предтечи и Святого Нифонта. В 1535 году монастырь был уничтожен пожаром. Он был перестроен, и с тех пор его архитектура и здания остаются неизменными.

Это одно из самых смелых архитектурных сооружений, построенное на скале высоко над морем. Хотя внутреннее пространство довольно ограничено, здесь есть не только центральная церковь, но и несколько часовен, многие из которых расписаны на стенах. Внутри монастыря находится также оборонительная башня, построенная в 1520 году и периодически использовавшаяся для хранения монастырской библиотеки.

Сегодня в этом монастыре Афона живет новая динамично развивающаяся монашеская община, которая занимается ремонтом старых зданий

На заметку! Если хотите совместить пляжный отдых в Греции с посещение горы Афон, рекомендуем остановиться в поселке Вурвуру на соседнем полуострове. С него видно Святую Гору и легко добраться по воде. Подробно курорт описан на этой странице.

Находится в северо-восточной части полуострова Афон на берегу моря, неподалеку расположены развалины древнего поселения. Посвящен он Преображению Спасителя. Католикон выполнен в стиле атонита и украшен фресками XIV в., которые были закрашены в 1845 году.

Монастырь Пантократор

Основателями монастыря были два византийских чиновника Алексиос и Иоаннис. После падения империи монастырь финансово поддерживают правители Восточной Европы. Два разрушительных пожара произошли в 1773 году и недавно в 1948 году.

В Пантократоре 15 часовен, самая важная из которых — Успения Пресвятой Богородицы. Скит Пророка Илии также принадлежит монастырю.

В монастыре на Святой Горе хранится большая коллекция переносных икон, церковных принадлежностей и реликвий, а в библиотеке хранится 350 рукописей и более 3500 книг. В Пантократоре проживает братство из 25 монахов.

Монастырь расположен в одной из самых живописных частей полуострова Афон по дороге из Дафны в Кариес, и посвящен 40 мученикам. Точных данных об основателе обители нет.

Католикон был построен в 1761 году монахом Цезарием Дапонте и украшен фресками в 1783 году. В монастыре есть несколько часовен и несколько келлий.

Монастырь Ксиропотам

После падения Византии турецкие набеги и два разрушительных пожара в 1507 и 1609 годах нанесли монастырю серьезные разрушения.

Ксиропотам на Святой Горе владеет богатой коллекцией семейных реликвий, самая выдающаяся из которых — это самое большое в мире произведение Креста Христа, а также небольшая круглая икона из стеатита, известная как Пульхерийский диск.

В библиотеке хранится около 400 рукописей и 4000 книг. Здесь проживает братство из 30 монахов.

Читайте также: Торони — еще один уютное место для отдыха в Ситонии.

Болгарский храм, в переводе название означает – живописец. По легенде обитель возводилась в X веке братьями-монахами. В ходе строительства возник спор – в честь какого Святого открыть храм – деве Марии, Святому Николаю или Святому Георгию. Не достигнув единого мнения, братья оставили в помещении иконную доску. На следующее утро они обнаружили на ней икону Святого Георгия.

Общий вид монастыря Зограф

Обитель расположена в глубине острова, поэтому к нему придется дойти пешком приблизительно 5 км. Здесь хранятся важные святыни – нерукотворный образ Святого Георгия, икона девы Марии Акафистной.

Вам будет интересно: Криопиги — чего ожидать от отдыха на курорте Халкидики.

Это один из самых элегантных и красивых монастырей Святой Горы, расположенный на берегу моря в Греции. Сначала можно увидеть трапезную (старую и новую), которая заканчивается на самой верхней точке высокой башни, возвышающейся над этим местом.

Монастырь Дохиар

Католикон, столь же высокий, был построен над стенами более старой церкви. Монастырь был основан во второй половине 10 века; его основание приписывается Евфимию, ученику преподобного Афанасия Великой Лавры, у которого была служба «Дохейон» (сосуд), давшая название монастырю.

Католикон и Трапезная были построены и украшены фресками в середине 16 века (1568 г.). Росписи трапезной датируются 1675 и 1700 годами (северная часть). Помимо фресок 16-го века в Католиконе, есть также важные фрески 18-го века в экзонартексе, которые являются отличной копией 14-го века с других памятников.

Не менее примечательна и библиотека монастыря, где, помимо важнейших исторических памятников, можно найти около 900 рукописей.

Как добраться до Святой Горы

Если вы заинтересовались вопросом – как попасть на гору Афон в Греции – начните с оформления документов:

  • шенгенской визы или греческой визы;
  • диамонитириона – официального разрешения на посещение монастыря и размещения на его территории (стоимость 25 евро).

Это важно! Паломнический центр находится в Салониках, здесь есть отдел по выдаче разрешений. Адрес: 109, улица Эгнатия, Салоники, 546 22. Запрос можно отправить по электронной почте — [email protected]

Официальное подтверждение из монастыря, что вас готовы принять, необходимо получить перед поездкой в Грецию. Это связано с разной степенью загруженности обителей. В разное время года здесь бывает такой наплыв паломников, что не каждый монастырь в состоянии принять всех желающих.

Монастырь Ставроникита
Ставроникита

Практически всегда можно остановиться в монастырях Дионисиат, Костамонит, Святого Павла или в Андреевском ските. Сложнее всего разместиться в монастырях Пантократор, Ставроникит, Хиландар и Симонопетр.

После договоренности с монастырем можно бронировать гостиницу в Салониках. Затем необходимо добраться в Урануполис – это город, граничащий с горой Афон. Доехать можно на автобусе, рейсы совершаются регулярно от автовокзала. Точное расписание нужно узнать в кассе, поскольку оно меняется в зависимости от времени года и наплыва туристов. Также можно доехать на такси. Стоимость поездки приблизительно от 80 до 100 евро.

Паром до Афона

От Урануполиса до Афон следует паром или скоростной катер, потребуется купить билет. Если у вас есть диамонитирион, поездка на пароме будет бесплатной. Он следует до Дафни и обителей, расположенный в северо-западной части Афона. До монастырей, которые находятся в глубине полуострова, приходится идти пешком (в среднем 5 км).

Это важно! Если вы хотите успеть на паром, необходимо приехать в Урануполис первыми двумя автобусами. Попасть на Святую Гору можно только водным путем, так как сухопутная граница с материковой частью Греции перекрыта.

Из Дафни в столицу полуострова Карье следует городской автобус. Как правило, его рейсы согласованы с временем прибытия парома.

В обратную дорогу паром отправляется с Дафни в полдень, следует через пристани всех монастырей и прибывает в Урануполис в 14-00.

Источник: kuku.travel


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.