Уже не первый десяток лет в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих существует храм, созданный руками студентов и выпускников Московской Духовной Академии, Семинарии и Иконописной Школы. 

На протяжении этих лет организованным при храме православным братством и сестричеством проводится социально-адаптационная и церковно-катехизаторская работа. В разные епархии разъехались выпускники, получившие богатый опыт работы с детьми инвалидами.

По благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в целях проведения более полномасштабной миссионерской работы среди слепоглухих детей, осуществления паломнических проектов, издательской деятельности, проведения благотворительных акций и расширения сотрудничества с организациями по привлечению средств на строительство храмов был организован Благотворительный фонд имени преподобного Сергия Радонежского, учредителем и директором которого является иеромонах Мелитон (Присада).


Монастырь в сергиевом посадеСергиево-Посадский
 детский дом слепоглухих является одним из ведущих реабилитационных учреждений для обучения и воспитания слепоглухих в мире и единственным уникальным учреждением подобного рода в России. Здесь обучаются и воспитываются 230 незрячих и глухих детей с множественными нарушениями психического, физического, интеллектуального характера, начиная с трех лет и старше. Уже 10 лет в детском доме существует домовой храм, созданный руками студентов и выпускников Московской Духовной Академии, семинарии и иконописной школ и освящённый в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Основными прихожанами храма, а также его пономарями и певчими являются воспитанники детского дома. Слепые и глухонемые дети, начиная с 6 -7 лет, с удовольствием участвуют в службе.

Совместно клиром храма и специалистами детского дома были созданы адаптированные богослужебные тексты Всенощного бдения и Божественной Литургии, специальные объемные пособия для слепых и пособия для детей с множественными нарушениями развития.

Дети, слепые и глухие, являются хорошими учителями веры, учителями доверия к Богу. Опыт общения с ними показывает, что понятие присутствия Бога в их жизни приходит через слышание или через присутствие того человека, который сам верит в Бога, сам воспринимает Бога как живую Личность. И когда вот этот слепой или глухой человек общается с верующим человеком, ему передается этот опыт веры. Или руками, или через слух, или через зрение. Поэтому очень важным является воцерковление сотрудников и воспитателей детского дома, так как они являются непосредственными участниками повседневного воспитания детей, и от их позиции зависит духовно-нравственноесостояние воспитанников.


Монастырь в сергиевом посадеВ связи с тем, что домовой храм вмещает до 30 воспитанников с преподавателями, тогда как службы посещают одновременно до 150 человек, возникла необходимость в строительстве нового храма.

1 июня 2006 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры, архиепископом Феогностом, было совершено освящение места и закладка камня для строительства нового отдельно стоящего храма в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, который сможет вместить всех желающих участвовать в богослужениях.

В 2010 г. на праздник Введения во храм Божией Матери началась богослужебная жизнь в новом храме Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому при детском доме слепоглухих.


Основные виды деятельности Фонда:

  • воцерковление и духовное руководство православных детей, инвалидов, пенсионеров и других категорий социально незащищенных лиц;

  • педагогическая и просветительская деятельность;
  • проведение и организация православных концертов (в медицинских учреждениях, воинских частях, школах и т. д.);
  • благотворительная деятельность в социальных учреждениях, в том числе оказание помощи детям, инвалидам, пенсионерам, не находящимся в каком-либо социальном учреждении;
  • оказание адресной помощи сотрудникам социальных учреждений и организаций любых форм собственности и/или принадлежности;
  • организация проведения православных праздников, религиозных театральных постановок, детских утренников и выставок;
  • организация строительства православных храмов как на территории Сергиева Посада (в том числе домового храма на территории Детского интерната для слепоглухих), так и на других территориях без * географического ограничения;
  • распространение православной религиозной литературы и предметов церковной утвари среди населения;
  • организация издания религиозно-просветительской литературы.

Источник: monasterium.ru

Монастырь в сергиевом посаде

С Божией помощью в год 80-летия со дня расстрела священномученика Германа (Ряшенцева) я приняла участие в дне памяти владыки Германа, который каждый год 15 сентября проходит в московском храме святителей Афанасия и Кирилла.


это событие для меня стало только началом большого путешествия по местам памяти, связанным с деятельностью епископа Вязниковского. Одним из них оказалась Вифания – местность в Сергиевом Посаде, в которой в 1783-м году митрополит Московский Платон (Левшин) основал монастырь и семинарию. Ректором Вифанской семинарии с 1912-го по 1917 годы был священномученик Герман. Но, как выяснилось, не оставляет святой и сегодня эти места без своего попечения: в настоящее время идет активное восстановление старинного Спасо-Вифанского мужского монастыря. О помощи владыки Германа в нелегком деле возрождения обители я и поговорила с ее настоятелем, отцом Аверкием (Лопатюком).

Монастырь начинается… с трапезной

В Спасо-Вифанский монастырь вместе с родственницей владыки Германа, Иоанной Казанской, мы прибыли хмурым холодным утром. Моросил дождь, но и он не в силах был омрачить нашей радости – ярким пятном на фоне неуютного осеннего дня стала сама обитель. Святые врата и колокольня, окрашенные в теплые тона, казалось, излучали свет и тепло. У входа в обитель вижу скульптуру основателя Вифанских монастыря и семинарии – митрополита Московского Платона (Левшина). Мои спутники издалека кланяются ему и просят его молитв. Несмотря на то, что богослужение и трапеза в монастыре уже завершились, настоятель, отец Аверкий, снова приглашает нас на монастырскую кухню. Все мои сетования по поводу того, что у меня нет времени, сразу отклоняются. Через несколько минут передо мной появляется тарелка с кашей, мед и постное масло.


– Извините, у нас как братии подавали, так мы и вам предлагаем, – предупреждает батюшка.

И пока отец Аверкий знакомится с моими спутниками, я успеваю пообщаться с монастырским кондитером Валентиной. Как выяснилось, женщина трудится в обители уже третий год.

– Вообще-то я кондитер с 40-летним стажем, много лет проработала в кафе «Шоколадница» в Москве, – улыбается хозяюшка. – В монастыре занимаюсь выпечкой. Ассортимент у нас очень широкий.

Лишь позже я действительно смогла убедиться в этом, когда посетила монастырское кафе – там к традиционным чаю и кофе предлагались также кексы, бублики с кунжутом, рулеты с маком, пончики, пряники.

– А кормим мы так, – продолжает Валентина, – по средам, пятницам – у нас постные дни. А в обычные дни подается рыба. Но наш повар готовит изысканные блюда: и селедку под шубой, и оливье делает, словом, как дома. Мы кормим ежедневно по 15-20 человек, – рассказала Валентина.

Батюшкина история

За трапезой знакомлюсь с отцом Аверкием. Батюшка оказался родом из Одессы. Когда он был послушником в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре, с ним произошло событие удивительное:


– Я по милости Божией участвовал в обретении мощей известного старца Кукши Одесского, – делится отец Аверкий. – Его могила находилась на братском кладбище, справа от постамента «Воскресение Христово», и была средоточием духовной жизни – здесь постоянно читались акафисты, братия часто сюда для молитвы приходили и получали от старца помощь. Однажды нас разбудили около часа ночи, и благочинный объяснил, что нам предстоит поучаствовать в обретении мощей схиигумена Кукши.

– А почему в такой поздний час происходило это знаменательное событие? – спрашиваю у отца Аверкия.

– Потому что старца хоронили ночью, чтобы избежать большого стечения народа, ведь ко Господу архимандрит Кукша отошел в 1964-м году, в безбожные советские времена, и атеистические власти даже требовали погребение старца совершить на его родине. И вот, в час его смерти и было решено обретать его мощи. Мы долго копали и достаточно глубоко, и вдруг стали проваливаться – так выяснилось, что могила старца располагалась не там, где был установлен ему памятник, а чуть в стороне, получалось, что прямо на проходе между могилами. Гроб преподобного Кукши находился в воде и был сколочен из разных досок. Но меня, грешного, что поразило – в такой, казалось бы, неблагоприятной среде сохранились и мантия, и темная с проседью борода, и кожные покровы, а ведь тогда с момента погребения старца прошло уже 30 лет!

Он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим


В 1999-м году отец Аверкий принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Бесценным воспоминанием для настоятеля Вифанской обители этого периода стало его общение с архимандритом Кириллом (Павловым), духовным чадом которого отец Аверкий был.

– Старец Кирилл – для меня святой человек, один из тех, кто стяжал благодать Духа Святого, духоносный старец. Он имел необыкновенное влияние на братию. Когда он в лавру приезжал, братия менялась на глазах: враждующие между собой примирялись, все становились кроткими, добрыми, причем он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим. Старец Кирилл был одновременно любвеобильным и очень строгим духовником. Хотя он наставлений каких-то особенных не давал. В основном рекомендовал нам читать Евангелие и апостольские послания, – вспоминает отец Аверкий счастливое время общения с батюшкой.

В 2001-м году состоялась иерейская хиротония отца Аверкия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в храме святителя Николая в Хамовниках. На память об этом событии хранит теперь батюшка служебник, подаренный Святейшим, с его автографом. А три года назад иеромонах Аверкий был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря, расположенного в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры.

Знакомство с владыкой Германом


Про священномученика Германа (Ряшенцева), последнего ректора Вифанской духовной семинарии, отец Аверкий, конечно, знал. Но вот что он в какой-то момент обратится к изучению духовного наследия священномученика и в нелегком деле восстановления Вифанской обители будет постоянно обращаться к владыке Герману – сегодня рассматривает как Промысл Божий. Год назад в Спасо-Вифанский монастырь приехала правнучатая племянница священномученика Германа (Ряшенцева), Иоанна Казанская. Но тогда, не застав отца Аверкия на месте, женщина передала для него через братию книгу «Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского», которая небольшим тиражом вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института.

– Для меня что ценного было в письмах владыки – в них он раскрывал свое отношение к Вифании и ее основателю, митрополиту Платону, – делится отец Аверкий. – Уже находясь в ссылке в Коми, владыка Герман писал Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым в день памяти Платона и Романа:

«Вспоминаю сегодня и Вифанию, и еще больше сегодняшнего ее основателя и именинника. Его облик духовный очень много говорит моему сердцу, и в его уменье все небесное и вечное облечь в самые изящные и изысканные формы земной действительности, онебесивая тем земное и небесное доводя до реального ощущения «душевного» человека, как непререкаемую эстетическую и моральную ценность, я всегда слышал невысказанные потребности моей собственной природы»[1].


Митрополит Платон и владыка Герман

– Владыка Герман, когда говорил о Вифании и ее основателе, то раскрывался как человек, который успел проникнуться духом митрополита Платона, его взглядов, – продолжаем беседовать с отцом Аверкием. – И как Платон пытался воздействовать на души, особенно простых людей, посредством красоты – это была основа его воззрений, – так и владыка Герман. Вот как о красоте он пишет в письме к семинаристам: «Я люблю все красивое, в какой бы области эта красота не проявлялась… Это не нажитое. Не искусственно культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой…»[2].

– Во время своего управления Вифанской семинарией владыка Герман занимался ее переустройством, чтобы вернуть ей былые красоту и изящество, которые были при митрополите Платоне, – рассказывает батюшка и тотчас в подтверждение своих слов находит фрагмент письма владыки Германа: «Вместо прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое. Ваш курс знал прежнюю семинарию, и, думаю, когда вы приехали в нее после окончательного ремонта, вы должны были почувствовать всю глубокую разницу между старой и новой. Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию другой, более совершенной красоты – красоты духовной»[3].


Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа.

Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил, что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к просвещению, к монашеству без какого-либо насилия.

– И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв»[4].

– В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, – потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе настоятель Спасо-Вифанского монастыря.

В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом Тентюковском кладбище.

– Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.

По молитве священномученика

О возрождении Вифанской обители по молитвам владыки Германа я прошу батюшку рассказать подробнее.

– Идемте! – приглашает настоятель на экскурсию по монастырю. – Мы сейчас воссоздаем Вифанию из руин. Она очень отдаленно напоминает ту дивную обитель, которая была при митрополите Платоне. О ее былых красоте и величии сегодня мы можем судить по старым фотографиям.

Так, на одной из них я увидела храм необыкновенной архитектурной формы, Преображенский. Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой». Но больше всего поражало внутреннее убранство церкви – престол нижнего храма в честь Воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, стена которого представляла вид искусственной пещеры в память о том, что именно в пещере и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения, имевший вид евангельской горы Фавор. Для большего правдоподобия он был устлан мхом, украшен цветами, кустарниками[5].

В 1950-е годы XX столетия храм взорвали. Только в октябре 2007-го года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена торжественная закладка Преображенского собора на месте разрушенного.

За это время удалось по старинным фото полностью воссоздать жемчужину Вифанской обители. Подробнее об этом я рассказала в статье «Житием и смертию образ верным показавший».

– В год 80-летия со дня мученической кончины владыки Германа нам осталось доделать только алтарь верхнего храма, – рассказывает батюшка.

Но уже сегодня удивительный Преображенский храм привлекает паломников.

Далее батюшка приглашает меня войти в храм Сошествия Святого Духа, который был построен в 1860-х годах, когда лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В июле нынешнего года Министерство культуры Московской области в соответствии с федеральной программой «Культура России (2012-2018 годы) начало ремонтно-реставрационные работы этого памятника истории. И пока идут восстановительные работы, мы смогли увидеть некоторые особенности этого храма – во-первых, церковь была огромной, а перегородка, разделившая ее на две части, появилась уже в советские времена.

– А эти стены еще помнят владыку Германа! – замечает батюшка, указывая на фрагменты кирпичной кладки.

Сохранились и места, где стояли старые колонны, и даже старинная лестница – это немые свидетели трудов здесь российского святого, пережившие века.

Завершены были уже ремонтно-восстановительные работы в домовой церкви митрополита Платона, шатровый иконостас которой так в свое время понравился императору Павлу, и он даже пожелал устроить такой же у себя, в Санкт-Петербурге. На старинном фото отец Аверкий показал нам, как выглядела домовая церковь при митрополите Платоне. С удивлением мы обнаружили, что в отремонтированной в наши дни церкви сохранилась даже пономарская ниша.

Новомученики Вифанской семинарии

Конечно, меня очень интересовала судьба Вифанской семинарии. О ее современном состоянии я рассказывала читателям портала «Православие.ру».

– Что же будет с этим большим комплексом зданий? – интересуюсь у отца Аверкия.

– Нужно, чтобы вновь на вифанской земле появились такие люди, как митрополит Платон или владыка Герман, – объясняет батюшка. – Пока же мы подали заявку в Министерство культуры на восстановление Вифанской семинарии. Но с погружения в эпистолярное наследие владыки Германа началось наше изучение семинарской истории.

50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии пострадали за веру Христову в годы репрессий

И уже в начале исследования мы обнаружили около 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии – новомучеников и исповедников российских, которые пострадали за веру Христову в годы репрессий.

Среди святых Вифании я встретила имена священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, который преподавал в Вифанской семинарии в 1909-1912 годах Церковную историю, и Александра Зверева, который предположительно в 1917-м году некоторое время являлся ректором Вифанской семинарии. В 1937-м году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне.

Из числа бывших семинаристов Вифании в лике новомучеников был прославлен Дмитрий Лебедев (выпускник 1892-го года), впоследствии церковный историк, профессор Московской Духовной академии, протоиерей. Был расстрелян 27 ноября 1937-го года на полигоне Бутово. В этот же день мученическую кончину на Бутовском полигоне принял и другой выпускник Вифанской семинарии 1894-го года, священномученик Василий Лихарев.

Изучая список выпускников Вифанской семинарии, пострадавших в годы гонения на Церковь, отметила и такую деталь – больше всех святых мучеников среди выпускников 1890-х годов, все они были расстреляны на Бутовском полигоне. Незадолго до этого лаврой и Вифанией управлял митрополит Московский Филарет (Дроздов) – воспитанник Платона. Ректорами семинарии в этот период являлись архимандрит Иаков (Пятницкий) – изображен на иконе Русской Зарубежной церкви в лике новомучеников и исповедников российских; архимандрит Трифон (князь Туркестанов) – известен еще как духовный поэт и гимнограф. В эти годы преподавал в семинарии и будущий священномученик Иоанн Артоболевский.

Среди выпускников этих лет в лике новомучеников были прославлены: иереи Алексий Никольский и Парфений Грузинов. Они окончили Московскую духовную академию и были расстреляны в 1938-м году; протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937-го года; иерей Виктор Моригеровский расстрелян 7 марта 1938-го года; протоиерей Григорий Воинов расстрелян 8 декабря 1937-го года.

Среди учеников времени ректорства в Вифанской семинарии владыки Германа (Ряшенцева) в лике новомучеников прославлены: протоиерей Василий Крылов, расстрелянный 1 июля 1938-го года на Бутовском полигоне; иерей Василий Никитский, расстрелян 14 марта 1938-го года [6].

На могилах святых вифанцев

Источник: vifanskymonastir.cerkov.ru

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.

В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье.

Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. К архитектурному комплексу монастыря относятся храмы и часовни: Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского (в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева); Успенский собор (1559-1585 гг. построен по повелению царя Иоанна Грозного), возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи; храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г., псковские мастера); надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.); шатровый храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.); храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1687-1692 гг.), храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.), храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.), храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии), храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии); надкладезная часовня.

Имеются святыни: св. мощи преподобного Сергия Радонежского, Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе), св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви), чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия). Действует издательство, паломнический центр. Ежедневно организуются экскурсии (тел. (496) 540-57-21). Наместник: Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Гузиков Игорь Михайлович).

Источник: www.culture.ru

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.

Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.

Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.

Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Подворья Троице-Сергиевой лавры

Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.

Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.

Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:

  • Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
  • Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
  • Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
  • Черниговское подворье (город Геленджик).

Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.

Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве

Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы

Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).

Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.

Троице-Сергиева лавра: видео

Источник: www.tourister.ru


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.