История

В зырянской земле, в селе Усть-Вымь, в 1380 году святитель Стефан Пермский основал Владычный городок. Преподобный пришел в эти края учить православной вере и принес с собой Свет Христова Учения. На одном из холмов, обращенном к Вычегодскому берегу, построил он келию и рядом с ней Благовещенскую деревянную церковь. Напротив Владычного городка на месте срубленной березы, языческой кумирницы, возвел Стефан храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных, рядом с которым в XIV веке основал первый в Коми крае Михайло-Архангельский мужской монастырь. Обитель стала духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

В течение двух столетий в Усть-Выми находилась кафедра Пермских епископов. Древняя Церковь Пермская 11 февраля (нов. стиля) вспоминает и прославляет подвиги трёх своих архипастырей Святителей Христовых, Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских чудотворцев.

Прославляет вместе, потому что они преемственно один после другого довершили апостольские труды великого просветителя Перми Святителя Стефана. Их святые мощи покоятся ныне в бывшем кафедральном граде в Усть-Выми.


Более полувека продолжались Святительские подвиги епископов Герасима (1416-1441), Питирима (1444-1455) и Ионы (1455-1470).

Двое из них Святители Герасим и Питирим прославили Господа мученической смертью. Общецерковное прославление и канонизация Святителей относится к 1607 году, однако местное их почитание как Святых началось гораздо раньше, и связано оно с чудесами и исцелениями, исходящими от мощей чудотворцев.

В 1764 году во время царствования императрицы Екатерины II монастырь был закрыт.

Современное состояние

Возрождение обители началось в наше время. По ходатайству Преосвященнейшего Владыки Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, указом Священного Синода Русской Православной Церкви 21 марта 1996 года обитель была вновь открыта, наместником монастыря назначен игумен Симеон (Кобылинский).

Престольные праздники

Михаил, Архистратиг — 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

Храмы и часовни монастыря

Расположенный на двух холмах, на красивейшем месте, монастырский комплекс включает в себя три действующих храма (Архистратига Михаила; свт. Стефана Великопермского; Преображения Господня), три часовни, домовую церковь в братском корпусе, трапезную, гостиницу для паломников.

В рамках Федеральной программы продолжается восстановление исторического облика храма во имя свт. тителя Стефана Пермского.

Святые

  • свт. Стефан Пермский
  • свтт. Пермские Герасим, Питирим и Иона

Как добраться

Проезд: Паломнику, отправляющему в Устъ-Вымский монастырь, следует сначала добраться до столицы Республики Коми города Сыктывкара. От сыктывкарского автовокзала нужно ехать на любом автобусе, проходящем через село Усть-Вымь (расстояние 75 километров, время в пути полтора часа).

Адрес: 169035, Республика Коми, Усть-Вымский район, село Усть-Вымь, ул. Заручейная, дом 36. Михайло-Архангельский мужской монастырь.

Координаты: 62.223279, 50.399606

Телефон: 8(82134) 22256.

Наместник — игумен Симеон (Кобылинский).

Официальный сайт.

Расписание богослужений

В обители служится Божественная литургия, ежедневно читается акафист Святителям.

Источник: azbyka.ru

основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле.


основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) — по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам: «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков), А. А. Шахматов, В. В. Зверинский, В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в.

В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г.


сло братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в связи с угрозой нападения швед. войск в обитель прибыли воеводы П. А. Нащокин и Н. В. Залешанин с войском и в течение года построили вокруг мон-ря деревянную крепость, названную Нов. Холмогоры (с 1613 Архангельский город). Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Нов. Холмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у корельского Николаевского мон-ря; в городе началась оживленная торговая деятельность, что пагубно сказалось на жизни мон-ря, находившегося в центре крепости. Настоятели жаловались царю на грабежи, посягательства на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов, сообщали о случаях, когда приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими семьями, на территории мон-ря устраивались питейные заведения. Ходатайство прп. игум. Евфимия (1585-1589) о перенесении мон-ря за городскую черту осталось без ответа.


15 июля 1636 г. постройки А. м. были уничтожены пожаром, после к-рого, как сообщал иером. Матфей в челобитной царю Михаилу Феодоровичу, 49 насельников мон-ря скитались «от хлебной скудости по миру». Грамотой от 6 февр. 1637 г. царь повелел отстроить мон-рь на новом месте, на горе Кузнечихе. Челобитной от 15 марта этого же года игумен мон-ря испросил у Новгородского свт. Аффония благословение на возведение в отведенном месте 2 храмов: Покровской ц. с трапезной и собора во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины. Однако начатое строительство встретило сопротивление со стороны крестьян, занимавшихся на этом месте торговлей лесом, вследствие чего в 1641 г. началось возобновление мон-ря на др. месте — на окраине города, в Нячерах (совр. ул. Урицкого). К 1642 г. была сооружена Покровская ц. Благодаря грамоте царя Михаила Феодоровича, «ради монастырского строения» освобождавшей обитель от пошлины на перевозку 7 тыс. пудов соли для продажи, на полученные доходы в 1644 г. был возведен собор арх. Михаила. В 1642 г. царь также пожаловал в обитель продовольствие на 240 р. и 200 четвертей хлеба, А. м. получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Берёзовском устье, на Летнем и Поморском берегах. На месте сгоревшего мон-ря был построен храм в честь Происхождения Креста Господня с приделом арх. Михаила.

В 1683 г. Михаило-Архангельский собор А. м. имел сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины, к югу от собора незадолго до 1684 г.


ла срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между храмами находилась колокольня, внутри ограды располагались 2 игуменские кельи, 8 братских келий, хлебная, поварня, кузница, амбары для соли, амбары для рыбы, погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы, пашни. Близ мон-ря были расположены пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора М. А. Лохоцким был сооружен каменный (освящен 17 сент. 1699 архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым)). Пожертвования на строительство собирали в Архангельске и Москве, в числе жертвователей были цари Петр и Иоанн. В нач. XVIII в. была перестроена ограда мон-ря, на Святых вратах построили деревянную ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1712 г. на 1-м этаже Михаило-Архангельского собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины, в 1744 г. над зап. нижним крыльцом собора вместо ветхой деревянной выстроили каменную шатровую колокольню. В 1753 г. с юж. стороны собора был устроен придел арх. Гавриила. В сент. 1761 г., после поновления, храмы мон-ря были вновь освящены. В 1777 г. в главном алтаре собора над св. престолом построили 4-столпную резную сень. В 1817-1819 гг. обветшавший собор был отремонтирован под рук. губернского архит. Ф. М. Шилина, в 1863 г. в соборе поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Собор с 3 сторон был окружен братским кладбищем, захоронения на к-ром начались в XVIII в., здесь похоронены также воевода кн. Г. Д. Черкасский (1706), архангельский губернатор А. Перфильев (1823), купцы.


К 1683 г. братия А. м. составляла 83 чел., в 1-й пол. XVIII в. число насельников уменьшилось. В кон. XVII в. А. м. владел дворами в Соломбале и в левобережных деревнях, где жили наемные трудники, дворовыми местами и лавками около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве. В 1707-1764 гг. и в 1797 г. в мон-ре учреждалась архимандрития. В 1764 г. А. м. был отнесен к 3-му классу и, лишенный владений, пришел в запустение. На протяжении XVIII в. А. м. был местом несения епитимий для духовенства епархии.

С кон. XVIII в. по 1869 г. обителью управляли ректоры Архангельской ДС. В 1817 г. архимандритом А. м. был назначен настоятель корельского Николаевского мон-ря миссионер игум. Вениамин (Смирнов). Под его рук. в 1825 г. в Мезени была открыта миссия для просвещения ненцев, за 5 лет ее существования было крещено более 3 тыс. местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архим. Вениамина в Мезени продолжил его преемник настоятель А. м. архим. Платон (1829-1839). В 1893-1897 гг. настоятелем мон-ря был Архангельский еп. Никанор (Каменский), в эти годы были собраны средства для реставрации собора арх. Михаила, в 1894 г. позолочены купола и кресты. При водружении поновленного креста на главный купол присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

В 1799-1812 гг.


А. м. располагалась Архангельская ДС, 5 ее деревянных одноэтажных корпусов находились в сев.-вост. углу монастырской ограды, учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов. В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса была открыта псаломщическо-училищная школа. В 1891-1923 гг. в А. м. в специально построенном здании размещались фонды древлехранилища, созданного по благословению еп. Нафанаила (Соборова) трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губ. (с 1891 Церковно-археологический комитет Архангельской епархии). К 1917 г. в древлехранилище находилось более 500 рукописей XV-XVIII вв., более 30 тыс. документов, коллекции икон, церковной утвари и др. В 1922 г. рукописи были перевезены в Краевую научную б-ку, в 1927 г.- в Археографическую комиссию Ленинграда, в 1931-1932 гг.- в РО БАН СССР. Др. коллекции древлехранилища были оставлены в пакгаузах Архангельской таможни, часть передана в Краеведческий музей Архангельска. После начала первой мировой войны в А. м. разместился епархиальный лазарет, содержавшийся на пожертвования от мон-рей, храмов и благотворителей. В 1916 г. в мон-ре подвизались архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника. До марта 1917 г. настоятелем мон-ря был сщмч. архим. Павел (Павловский).

Главной святыней А. м. был хранившийся в соборе золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня и частицами палестинских святынь, крест был пожертвован в нояб. 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом II еп. Никанору «в утешение скорби о пожаре». В А. м. почитался список с келейной Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавшей Воронежскому архиеп. Игнатию (Семёнову), уроженцу Пинежского у., архиерей неоднократно получал исцеление после молитвы перед иконой. Др. святыней мон-ря была икона Божией Матери «Скоропослушница», значившаяся в описи монастырского имущества 1924 г. «чудотворной».


В нач. 1920 г. А. м. был закрыт, судьба последнего настоятеля игум. Десидерия и насельников неизвестна. 20 июня 1920 г. Административным отделом Архангельского губисполкома Михаило-Архангельский собор мон-ря был передан «общине Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода», настоятелем к-рой стал прот. Василий Аристов; в 1922 г. настоятелем был свящ. Димитрий Федосихин, духовный сын св. Иоанна Кронштадтского. В результате кампании по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельского собора было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. 20 июля 1924 г. договор губисполкома с приходом собора был расторгнут, община ликвидирована, в 1924 г. в соборе служили обновленцы (см. Обновленчество), в 1925 г. он был закрыт и передан областному Ин-ту социального перевоспитания. Постройки обители использовались для хозяйственных целей, монастырские колокола были отданы на переплавку. В февр. 1930 г. зав. Главнаукой Сев. краевого отдела народного образования указывал на то, что «здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей» (ГААО. Ф. 1222. Оп. 1. Д. 23. Л. 93), однако в 1930 г. собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны. Позднее исчезли и др. монастырские здания, ныне территория А. м. застроена жилыми домами.


Источник: www.pravenc.ru

У Михайло-Архангельского монастыря была большая и бурная история. И хорошее, и дурное видели стены монастырских храмов. Ничто не могло сокрыться от всевидящего ока Божия. Тленно даже время. С гибелью земли исчезнут и время, и пространство, останется одна вечность, вечная мука для забывших Бога, и вечная радость жившим по десяти заповедям.

На что надеялись разрушителя церквей и монастырей? И как сегодня вернуть утраченные сокровища духа, как научить людей любви?

Что может вернуть человека в храм? Только страдание, только утраты, только боль. Видно, Россия еще не выпила полную чашу страданий, видно, еще не время для покаянных слез. Нам еще много предстоит узнать и понять.

Церковная история – это важнейшая часть истории Отечества. История устюжских монастырей – это история святых и чистых людей, наших предков. Тогда люди были лучше, может быть, погрубее, и греха хватало, но они были искреннее. Спросите об этом у ваших верующих бабушек.

А мы продолжаем рассказ о Михайло-Архангельском монастыре.

Здания и строения

В начале XX века в монастыре находилось пять каменных церквей с колокольней. На колокольне имелось пять колоколов. Самый большой – весом 550 пудов, или около 8800 кг. Сегодня для его перевозки потребовался бы КамАЗ.

В начале сего века освящали только один престол. 23 октября 1905 года престол «Всех святых» в трапезной. Тогда же там устроили и красивый резной иконостас.

Продолжались работы над улучшением Преполовенской – Киприановской церкви. Знаменитый купец Костров в 1897 году решил обновить Киприановский придел. В 1901 году неизвестным пока финансированием над гробницей Киприана сооружена на четырех резных столбах столярная сень. Ее покрыли золотом. В 1914 году Киприановский придел еще расширили в трапезной части. Здесь же заменили потолочные балки железными. Стены оштукатурили алебастром, пол выложили бетонной плиткой, стенки паперти сделали каменными.

Сегодня Киприановского храма (придела) не существует. Реставрирован по проекту архитектора И. Медведева храм Преполовения Пятидесятницы. Мощи преподобного Киприана, преподобного Платона и Никифора Ревякина находятся под землей у стен этого храма.

Реставрировались потихоньку и другие храмы обители. В течение 1881-1882 годов украшался Михайло-Архангельский собор. Золотились иконостас, резные киоты (оклады) для чтимых икон, реставрировались грунт и резьба иконостаса.

Внутри храма есть два больших (основных, несущих) каменных столба. В это время устроили красивый киот около левого столба для Тихвинской иконы Божией матери. Он выглядел так же, как и правый киот.

К сожалению, нынешние реставраторы недальновидно сняли железо с шатровой части колокольни, а оно стояло с 1898 года и простояло бы еще 100 лет.

Самый ранний из храмов, зимний Введенский, перестраивался меньше. У него могучие стены. Хотя окна растесаны, но выглядят сурово, как бойницы. Интересно, что в начале века храмы и некоторые другие здания были окрашены в желто-белый цвет. Эта гамма создает теплое, мирное впечатление.

Сегодня Введенская церковь мало похожа на храм. Она обезглавлена, на южной стене огромная, едва заделанная трещина. Здание церкви заключает внутренний двор одиннадцатой школы, носящей имя матерого атеиста Луначарского (Абрамсона). Гримаса материалистов видна в том, что школа размещена в здании бывшего духовного училища, где готовили церковно-священнослужителей.

Кстати говоря, на территории монастыря существовали различные духовные учреждения. С 1898 по 1902 год здесь находилась миссионерская школа, с 1910 года – церковно-археологический музей. Уже в 1784-1786 годах братский корпус заняла устюжская духовная семинария, а с 1801 по 1825 год – духовное училище. В 1876 году братский Корпус окончательно передали духовному училищу для общежития учащихся.

Архимандриту Иоанникию пришлось после 1876 года строить новый братский корпус. Этот корпус на западной стороне монастыря и примыкает к Владимирской церкви, сейчас в нем общежитие автотехникума, а в церкви – библиотека.

Ныне в большом братском корпусе (общежитии духовного училища) находится учебный корпус техникума с канцелярией. А в настоятельском здании теперь живут работники техникума. Год или два назад его немного обновили.

Мы уже писали о необычной судьбе этого корпуса, переоборудованного из монашеской больницы. Он перестроен при архимандрите Пахомии в 1734-1735 годах. Когда в 1772 году большой пожар уничтожил весь город, монастырь не пострадал. И в настоятельском корпусе поселился устюжский градоначальник Енгалычев с семейством. Жил, пока не отстроили ему новую резиденцию. А монастырь Господь хранил.

Настоятельские кельи соединялись с Михайло-Архангельским собором длинным переходом на восьми каменных столбах. Сначала он был в виде террасы, затем в 1892 году на террасу поставили деревянные стены с железной крышей. Теперь устюжские епископы ходили на службу, не боясь дождя и снега.

Надо сказать, что с 1888 года настоятелями монастыря стали вместо архимандритов устюжские владыки. В 1888-1889 годах в настоятельском корпусе провели большой ремонт для приспособления к нуждам новых хозяев. Увеличили число комнат вверху, стены обили новыми тканевыми обоями. Вместо кирпичных печей устроили кафельные и изразцовые.

В 1894 году была вымощена булыжником дорога от корпуса к въездным воротам. В 1898 году к зданию пристроено каменное парадное крыльцо и парадная лестница с балясинами. Через четыре года сделана новая терраса перед зданием и обновлены накренившиеся от ветра переходы к собору. Через два года покрыта железом крыша. В 1914 году в нижнем этаже отделаны вновь помещения для епископской кухни и повара.

Другие здания и строения размещались вдоль стен обители. При въезде в монастырь паломников встречали две каменные часовни. Левая построена вместо деревянной на месте смерти Прокопия Праведного. Белокаменный крест с этого места перенесен в церковь Введения, где находилась монастырская ризница.

Правую околовратную часовню назвали в честь Иоанна Устюжского, который для подражания избрал подвиги святого Прокопия. Устюжане считали их покровителями города.

Часовни, ворота и новая каменная ограда, крытая тесом, возведены в 1875 году. Раньше территория монастыря была меньше. Недаром Владимирская церковь называлась надвратной.

Дела хозяйственные

На южной стороне монастыря находилась слесарная мастерская, которая в 1912 году была переделана арендатором. Сейчас здесь мастерская техникума. В Юго-западном углу монастыря в 1914 году построено здание для епархиальной свечной лавки, оно отдавалось епархии в аренду за 300 рублей в год. Сейчас здесь столовая техникума.

Рядом с главными воротами – построенная в 1875 году каменная сторожка. Каменная баня была пристроена в 1888 году к хозяйственным постройкам. Это каретник, конюшня, коровник, два погреба. В 1916 году в каретнике находились зимний экипаж, дорожный возок, летняя карета, две пролетки, большой тарантас, зимние сани, двое городских саней, летний дорожный экипаж.

Кроме того, монастырь владел еще селом и двумя деревнями. Село Богородское (ныне Стрига) принадлежало монастырю примерно с XVIII века. В советское время старинное село почти исчезло, а это место называлось «Богородская мельница». Нынешняя Стрига устроена чуть подальше и по сравнению с Богородским – кое-как.

Дорога, шедшая через Богородское, называлась Сольвычегодским трактом (ныне – «старая дорога»).

В селе находилась церковь Тихвинской иконы Божией матери, на колокольне значилось пять колоколов. Церковь ремонтировали в 1898 и 1910 годах. Вообще Богородское с XVIII века считалось загородной резиденцией Великоустюгских архиереев (епископов). С 1800 по 1888 год, когда епископов в городе не было, Михайло-Архангельский монастырь взял резиденцию под свою опеку. С конца XIX века архиереи изредка выезжают туда отдыхать, для чего держался всегда ухоженный дом.

В начале этого века дом сильно обветшал, и его сдали в аренду вместе с мельницей. Согласно условиям, арендатор в 1908 году выстроил новый большой дом. Он делился на две части, в одной квартировали мельник, подмолок (помощник) и помольщики. Другая часть дома служила для приема епископа.

Река Стрига делила село на две части. Здание мельницы и деревянный мост стояли рядом. Мельница описывалась как «о двух амбарах с 8 поставами из коих 6 мукомольных и 2 обдергушечных». Эта мельница с 1 марта 1905 года отдана в аренду на 12 лет Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. Арендная плата была довольно высокой – 350 рублей в год. Размол крестьянской муки, видимо, приносил высокий доход. При мельнице числилось три амбара для ссыпки хлеба и муки и один для хозяйственных принадлежностей. Также были баня, погреб и сарай.

При селе значилось 43 десятины 1400 кв. саженей пахотной, покосной и усадебной (огородной) земли. До 1900 года землю обрабатывали наемные работники, видимо, половники. Затем землю отдали в аренду на 12 лет за 310 рублей в год.

Деревни

Деревню Копылово отвело Михайло-Архангельскому монастырю правительство. При деревне числилось 50 десятин земли. Так как обрабатывать ее самостоятельно монастырь не мог, то ее с 1910 года сдали в аренду. Сестры быстрорастущего Иоанно-Предтеченского монастыря использовали ее за 1000 рублей в год. Качество земли было хорошее.

В деревне обители принадлежали два дома с дворовыми постройками, среди них был и овин с открытым и закрытым гумном. При Копылове монастырь устроил и небольшой кирпичный завод. Так что кирпича для новых построек хватало.

Монастырь и сам приобретал небольшие деревни. Так, в 1887 году купили деревню Рубцово со 101 десятиной земли. Сначала землю обрабатывали наемные рабочие, затем с 1910 года ее сдали половникам. (Владелец земли давал землю и инвентарь, жилье, а за это получал 50 процентов урожая или прибыли. Других же налогов труженики не платили. По нынешним временам многие бы мечтали о таком налоге).

В Рубцове имелось два дома для жилья половников и хозяйственные постройки. Половникам деревень также бесплатно разрешалось заготовлять дрова и жерди в монастырском лесу.

А деревня Копылово вспоминается мне вот еще по какому поводу. Один наш знакомый – большой чиновник в Москве. Его мать родом из Дымкова, а отец – из Копылова. Бабушка по матери три раза пешком ходила в Иерусалим на поклонение гробу Господню.

Отец же знакомого в молодости был активным участником разрушения православной часовни в Копылове. При его здоровье мог бы жить долго, но парализовало, и он много лет страдал, пока не умер в страшной муке. Где находится его душа, представить нетрудно.

А семья до сих пор несет его крест. Один из сыновей – пропащий алкоголик, имущества в родительском доме почти не осталось… За святотатство люди в семьях страдают не в одном поколении, и не только в той, но и в этой жизни…

Приписной Лальский Михайло-Архангельский монастырь

Приписными монастырями становились обычно те, что не могли себя содержать, самостоятельно управлять хозяйством. В конце XIX – начале XX века многие мужские монастыри вырождались. На это были особые, как объективные, так и субъективные причины. По пальцам можно было перечесть хорошо организованные, высокодуховные мужские обители.

Лальский монастырь давно потерял свое значение, и в 1869 году его закрепили в подчинение нашему монастырю. Это произошло по указу Св. Синода. В монастыре была устроена всего одна церковь. Одноэтажная и пятипрестольная, она носила общее имя Архангела Михаила. Этот основной престол был освящен в 1749 году. Один из приделов освящен в 1746 году во имя Преображения, другой в 1748 – во имя св. мученика Власия, третий в 1792 г. – во имя Тихона Амафунтского, четвертый в 1836 году – во имя Макария Унженского.

При церкви на колокольне звучали 8 колоколов. Самый большой – весом в 75 пудов.

В Маленькой обители и настоятель, и братия, икухня – все размещались в одном каменном корпусе. Еще имелась деревянная кладовая с погребом и баней. Но, как полагается, монастырь был обнесен стеной с одной башней, в которой хранили хозинвентарь. Кроме чисто церковных доходов Лальской обители приносили доход земля, лес, мельница.

На речке Шилюге в 50 верстах от Лальска у монастыря имелась лесная дача в 50 десятин. Из нее брали лес и дрова для Андреевской мельницы. Эту мельницу, расположенную на таком же расстоянии от Лальска, обычно отдавали в аренду. Она описывалась как «с двумя амбарами и пятью поставами».

По плану имелись и сенокосные пожни.

Как известно, Лальский Михайло-Архангельский монастырь дал нам большого местного подвижника благочестия. В тридцатые годы в него из Викторовской волости поступил послушником 12-летний Андрей Мелентцев – будущий архимандрит Модест. За два или три года, проведенные в монастыре, он получил 10 лет лагерей и 5 лет ссылки. Как подросток выжил в лагере, одному Богу известно. Он рассказывал, что из 300 репрессированных духовных лиц нашего района вернулось живыми только двое.

А наш рассказ о Великоустюгском Михайло-Архангельском монастыре еще не окончен. В 1918 году красноармейцы ограбили монастырскую казну. Затем у монастыря отняли имущество и инвентарь. В 1922 году забрали серебряную утварь. Монахов выслали, а в монастыре, в братском корпусе сделали тюрьму. Именно здесь сидел эсер и ученый Питирим Сорокин. Здесь скончался в тюрьме архиепископ Устюжский Алексий (Бельковский).

Увидит ли монастырь снова своих иерархов?

Источник: www.booksite.ru

Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек можем судить по сохранившейся описи 1683 г. Соборная Михаило-Архангельская церковь имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.

В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М.А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в.

Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».

В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская церковь с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила.

Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.

К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф.М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. В 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов. Вечером 23 июля 1894 г. в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой.  

После начала Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей. 20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода.

Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего Архангельского монастыря. Согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. Губернские органы советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском монастыре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 г. указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих: хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви «передать другому коллективу». Договор был расторгнут 20 июля 1924 г., община признана ликвидированной.

В 1924-1925 г.г. храм принадлежал обновленцам, затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.

В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что «здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе. Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михайло-Архангельского монастыря.

По материалам сайта «hingled.ucoz.ru».

Источник: sobory.ru

Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.

04.09.2003


Михаило-Архангельский монастырь

Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: «Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново»   
На основании грамоты архиеп. Иоанна возникло два предположения о дате основания монастыря: XII век, либо 2-я половина XIV века.
В списке архиереев, занимавших новгородскую кафедру с X по XVII века, трижды упоминается имя Иоанн. Первый — Иоанн Попин (на кафедре 1110-1129 г.г.) не был архиепископом, второй — свт. Иоанн (1165-1186) будучи епископом,  до пострижения в схиму носил имя Илии, третий  — архиеп. Иоанн, занимал кафедру в 1389-1415 г.г.  Наиболее вероятно, что грамота относиться ко времени третьего Иоанна и говорит об основании А. м. в XIV в. Дата косвенно подтверждается описанием сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. Однако, в грамоте архиеп. Иоанна нет слов о строительстве монастырских храмов, а церковь св. Михаила упоминается как уже существующая. Архиеп. Иоанн благословляет игумену «с собором и стадом св. Михаила» отправлять вседневную службу, что предполагает существование значительного штата священнослужителей.
По второй версии А. м. основан в XII в. Этого мнения придерживались историки В.В. Крестинин  и Н.М. Карамзин.  Самым древним источником, указывающим на XII в. как дату основания монастыря является сохранившаяся рукописная копия челобитной игумена А. м. Иеремии (1690-1700) от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну. Ходатайствуя о льготах для монастыря, он приводит агрумент: «а тому, государи, богомолию (т.е. А. м.) больши 500 лет».  Возможно, что в основании А. м. принимали участие наместники Новгородского вел. князя в Заволочье Великом.
Большинство историков (митр. Макарий,  А.А. Шахматов,  В.В. Зверинский  и В.Ф. Андреев ) утверждают, что А. м. был основан в XIV в.
Самое раннее достоверное историческое свидетельство о А. м. содержится в «Двинской летописи» и относится к 1419 г.: «Пришедше мурманы (т. е. норвежцы — Автор) войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Карельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Карельский монастырь святого Николая, и Онежский погост, Яковлю Курью, Андреяновский берег, Кечь остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломено, Хичемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли» . Вскоре после разорения монастырь был восстановлен на прежнем месте, но когда и как проходило восстановление летопись не говорит. Не сохранилось и никаких монастырских документов того времени.
Первые точные указания о численности монастырской братии находятся в грамоте царя Иоанна IV Грозного от 1543 г. на имя игум. Феодосия (1534-1547) и связаны с постигшим А. м. голодным временем.  Согласно грамоте, двинским властям предписывалось содержать игумена и 35 старцев А. м., испытывавших голод от частых неурожаев передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц. Грамотой Иоанна IV Грозного от 1544 г. А. м. освобождался от постойной повинности. Однако эти меры были малоощутимы. Двинские власти не могли выдавать мон-рю хлеба, положенного царским указом. По свидетельству «Двинской летописи», в кон. 40-х гг. XVI в. в результате неурожая «хлеб был дорог на Двине: четверть купили на Холмогорах по осьми гривен, и людей с голоду мерло много», в одну могилу зарывали по 200-300 тел умерших.   К 1551 г. число братии сократилось до 12 чел., к 1587 г., после окончания голодного времени — увеличилось до 42 чел.
Согласно писцовым книгам И. П. Заболоцкого и Д. И.  Темирова, к 1550 г. в А. м. «Двинского уезда нижней половины» были построены шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии.  По сведениям писцовых книг В.А. Звенигородского к 1587 г. существовал «в двинском уезде, в нижней половине, в новом колмогорском городе, монастырь архангельской, а на монастыре церковь Архистратига Михаила деревяна вверх, да на полатех предел мученика Христова Мины, да церковь теплая покров преистыя Богородицы, а в церквах образцы и свечи и книги и колокола на колокольницах и все церковное строение монастырское; на монастыре в кельи игумен Евфимий, да тринадцать келей, а в них братии сорок два старца».  Таким образом, в А. м. во второй пол. XVI в. существовало 2 церкви — в честь Архистратига Михаила деревянная шатровая, видимо холодная, другая теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по писцовым книгам Заболоцкого — в честь прор. Илии).
Место основания А. м. — мыс Пур-Наволок в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м., где имелась удобная гавань для морских судов, — отвечало градостроительным требованиям XVI в. В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в обитель прибыли воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и «Залешанин Никифор сын Волохов» с ратными людьми и «круг Архангельского монастыря… город древянный одним годом поставили».  Новый город, названный Новохолмогоры, в 1613 г. получил название  Архангельского города. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Новохолмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у Корельского свт. Николая Чудотворца мон-ря, в городе началась оживленная торговая деятельность.
Находившийся в центре строившегося города А. м. терпел большие неудобства. Настоятели мон-ря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в мон-ре устраивались питейные заведения. Ходатайство  игум. Ефимия (1585-1589) о перенесении мон-ря за городскую черту осталось безответным.
Скудные сведения о жизни А. м. не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игум. Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии мон-ря игум. Лаврентий (1589-1596). Среди игуменов особое место должно отвести Евфимию (1585-1589), в управление которого около А. м. возник г. Архангельск.
Имя этого игумена стоит в ряду преподобных отцев в земле Архангельской просиявших — св. Евфимия наряду с Архистратигом Михаилом считают небесным покровителем г. Архангельска. В каноне святому говорится: «Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрование смирив крепостию Божественного Духа». 
Известно, что он родился в с. Вознесенье, а в 1585-1589 г.г. был игуменом А. м.  Обретение мощей прп. Евфимия произошло 7 июля 1647 г. Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он «ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись».  Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном «Сказании о явлении мощей прп. Евфимия»  описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому.  Но имя угодника Божия  оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику А. м. Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья.  Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игум. А. м. Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог.
О том как выглядел прп. Евфимий также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы.
В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского мон-ря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена А. м. Евфимия.  Тогда же была составлена служба преподобному.  Вероятно в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном.  Однако, в 1683 г. архиеп. Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп. Евфимия.  Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиеп. Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась «решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева».  На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в «Архангельском Патерике» архим. Никон (Кононов)  ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским.

15 июля 1636 г., по сообщению Двинской летописи, «был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи и воеводский двор и полгорода от Двины реки».   В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что «братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру».  Царской грамотой от 6 февраля 1637 г. повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе).  Челобитной от 15 марта 1637 г. у митр. Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй — Собора Архангела Михаила с приделом св. муч. Мины. Но А. м. не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте «трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали», стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, «которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили…»  Поэтому место строительства мон-ря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины — в Нячеры (р-он бывшей ул. Архиерейской, ныне ул. Урицкого). В 1641 г. при игум. Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка А. м. началась. К 1642 г. закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными.  А. м. был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным.   Грамотой царя Михаила Феодоровича «ради монастырского строения» А. м. освобождался от пошлины на перевозку  7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным  А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в мон-рь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. мон-рь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.
На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила.
К 1683 г. братия А. м. составляла 83 чел. Территория мон-ря была «в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место».  К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы «для скотины и пашни» в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для мон-ря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве.
В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. А. м. был местом несения епитимий для духовенства епархии.

Ансамбль А. м. формировался на протяжении неск. столетий. Первоначально весь мон-рь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на к-рых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около мон-ря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, к-рые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе к-рых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи.  В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерус. и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание мон-ря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда мон-ря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая ц. Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
     В 1712 г. по благословенной грамоте архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над зап. нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архит. Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении след. столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный  червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.

Административное положение А. м. неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии мон-рь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 г., во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), А. м. вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV мон-рь возвращен в Новгородскую епархию. Права Новгородского архиепископа над монастырем изложены в жалованной грамоте Иоанна Грознаго от февраля 1542 года. В ней говорится: «и митрополита новгородскаго десятильники и подъещики, оприч духовных дел, к ним в монастырь не въезжают и пошлин на них митрополиту и воеводе и десятин и иных некоторых пошлин у них не емлют и не судят их не в чем, а в духовном деле игумена судит митрополит новгородский, а что с них имеется взяти пошлин митрополиту и его десятильником и всем пошлинником, и те пошлины все емлют с них на двине поповский староста, да те пошлины все отдает митрополита новгородскаго десятильником».
До первой четверти XVI в. А. м. не имел общежительного устава и этим отличался от других северных обителей. Собор Михаила архангела был приходским храмом. В 1528 г. архиеп. Макарием I (1526-1542) была проведена реформа монастырского устройства в новгородской епархии — все обители включая А. м. становились общежительными.   С 1764 г. А.м. зачислен в 3-й класс штатных монастырей. Лишившись прежних средств содержания, он постепенно приходил в запустение.
Дважды в мон-ре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 г.г., и с 1797 г. (по именному указу Павла I).  С конца XVIII в. по 1869 г. А. м. управляли ректоры Архангельской духовной семинарии. В 1817 г. Преосвященным Парфением II (на каф. 1809-1819) настоятель Николаевского Корельского мон-ря игумен Вениамин назначен архимандритом А. м. с правом ношения при богослужении камлотовой мантии с зелеными бархатными скрижалями. Архимандрит Вениамин (Смирнов) известен как миссионер, проповедник евангельской истины среди мезенских самоедов. С 1805 г. преподавал в Архангельской семинарии, в 1813 г. назначен игуменом Николаевского Корельского мон-ря, в 1820 г. — архимандритом Антониева Сийского мон-ря. В 1825 г. под руководством архим. Вениамина в Мезени открыта духовная миссия для христианского просвещения язычников-самоедов. В Мезени архим. Вениамин составил грамматику и словарь самоедского языка, выполнил перевод книг Нового Завета, катехизиса и различных молитв, подготовил исследование «Самоеды мезенские». За пять лет миссии крещено более 3 000 местных жителей, открыто 3 прихода.  Миссионерские труды архим. Вениамина в Мезени завершились в 1830 г., его приемником стал настоятель А. м. архим. Платон (1829-1839).

В 1869-1893 г.г. А. м-рем вновь управляли архимандриты.
С 23 августа 1893 г. А. м. подчинялся Архангельскому епархиальному архиерею — Преосвященному Никанору (Каменскому, на кафедре 1893-1896 г.г.). При нем началось возрождение А. м.: были собраны значительные средства для реставрации соборного храма Архангела Михаила, а в 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов.  Поднятие поновленного креста на центральный купол проходило в присутствии св. прав. Иоанна Кронштадтского, находившегося в это время в Архангельске. Вечером 23 июля 1894 г. в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Преосвященный Никанор много скорбел о случившемся, но не впал в уныние — сбор средств на реставрацию соборного храма А. м. проходил еще активнее, чем год назад. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой.   В 1895 г.
С 1897 г. по ходатайству Преосвященного Иоанникия I (на каф. 1896-1901) А. м. вновь управляли архимандриты.

С 1771 по 1812 г. в А. м. располагалась Архангельская Духовная семинария. Пять ее деревянных одноэтажных корпусов  находились в сев.-вост. углу монастырской ограды. Учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов, в которых одновременно проживали до 30 человек. Учебный процесс Семинарии в 1785 г. включал преподавание поэзии, риторики, философии, богословия, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, с 1802 г. — еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты. В 1811 г.  семинария имела 7 учебных аудиторий, в которых обучалось около 200 человек. 26 сентября 1812 г. Семинария переезжает из А. м. в новое каменное здание  (ныне здание Поморского университета им. М.В. Ломоносова).
В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса А. м. открыта псаломническо-учительская школа.

С 1891 г. по 1923 г. в А. м. размещались фонды знаменитого древлехранилища — собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности.  Оно создавалось по благословению еп. Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 г. — Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его  организации приложил И.М. Сибирцев — преподаватель Архангельской духовной семинарии (член.-кор. АН с 1928 г.).  Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 г., к 1912 г. в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 г. из А. м. собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. — в Археографическую комиссию г. Ленинграда, в 1931-1932 г.г. — в Рукописный отдел БАН СССР.  Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска.

Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме А. м, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен А. м. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского у. Арх. губ. архиеп. Воронежскому  и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия.  В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в А. м. и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении  Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиеп. Игнатия Владимирская икона попала в А. м.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества мон-ря 1924 г. значилась как чудотворная.

На территории А.м. располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.

История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в А. м. развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей. 
В 1916 г. в мон-ре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника.  Одним из последних настоятелей был сщмч. архим. Павел (Павловский). 19 марта 1917 г. он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 г. Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем А.м. очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
 
20 июня 1920 г. собор бывшего А. м. Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал прот. Василий Аристов.   Исполнилось давнее желание прихожан — в храме Архистратига Михаила возобновились богослужения. В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин,  духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского м-ря.
Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего А. м. Согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности.
Губернские органы  советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском мон-ре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. И повод был найден. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 г. указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих:  хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви «передать другому коллективу».  Договор был расторгнут 20 июля 1920 г., — община признана ликвидированной.
В 1924-1925 г.г. храм А. м. принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей,  обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола. 
В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что «здание собора бывшего А.м. является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей.  Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе. 
Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михаило-Архангельского монастыря.

Источник: www.arh-eparhia.ru


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.