НОВОДЕ́ВИЧИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Но­во­деви­чий Бо­го­ро­ди­це-Смо­лен­ский жен­ский мо­на­стырь), в Мо­ск­ве. Ос­но­ван в 1524 вел. кн. Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем в честь гл. свя­ты­ни Смо­лен­ска – Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри – по обе­ту за взя­тие это­го го­ро­да (1514). Мо­на­стырь по­став­лен на скре­ще­нии су­хо­пут­ных и вод­ных до­рог, иду­щих на за­пад от Мо­ск­вы. Его оги­ба­ла пет­ля ле­во­го при­то­ка р. Мо­ск­ва (ру­чей Ва­ви­лон) и за­щи­щал об­ры­ви­стый бе­рег ре­ки.

Н. м. за­ду­ман как оби­тель выс­ше­го, при­двор­но­го ран­га; на его уст­рое­ние Ва­си­лий III по­жа­ло­вал 3 тыс. руб., двор­цо­вые сё­ла, зе­мель­ные уго­дья; мо­на­стырь по­лу­чил «не­су­ди­мые гра­мо­ты», ос­во­бо­ж­дав­шие от по­да­тей. Пер­вой игу­мень­ей Н. м. ста­ла схи­мо­на­хи­ня По­кров­ско­го мо­на­сты­ря в Суз­да­ле прп. Еле­на Мо­с­ков­ская (Де­воч­ки­на) (ум.
47). В 1525 в Н. м. был при­не­сён спи­сок с чу­до­твор­ной Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, став­ший гл. свя­ты­ней оби­те­ли. При ца­ре Ива­не IV Ва­силь­е­ви­че Гроз­ном в Н. м. по­стри­га­ли жен­щин из цар­ской се­мьи [сре­ди них – кн. Уль­я­на Дмит­ри­ев­на (уро­ж­дён­ная княж­на Па­лец­кая, в мо­на­ше­ст­ве Алек­сан­д­ра), вдо­ва млад­ше­го бра­та Ива­на IV – уг­лич­ско­го удель­но­го кн. Юрия Ва­силь­е­ви­ча; ца­рев­на Еле­на Ива­нов­на (уро­ж­дён­ная Ше­ре­ме­те­ва, в мо­на­ше­ст­ве Ле­о­ни­да), вдо­ва ца­ре­ви­ча Ива­на Ива­но­ви­ча]. В янв. 1598 в Н. м. по­се­ли­лась вдо­ва ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча ца­ри­ца-ино­ки­ня Ири­на Фё­до­ров­на Го­ду­но­ва (в мо­на­ше­ст­ве Алек­сан­д­ра), здесь, в Смо­лен­ском со­бо­ре, её брат Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов при­нял из­бра­ние на цар­ст­во (1598). В кон. 16 – нач. 17 вв. в Н. м. на­счи­ты­ва­лось до 122 на­сель­ниц, он был од­ним из бо­га­тей­ших и вла­дел сё­ла­ми бо­лее чем в 10 уез­дах. В Смут­ное вре­мя ока­зал­ся в цен­тре во­ен. дей­ст­вий и по­ли­тич. ин­триг. Лже­дмит­ри­ем I бы­ла кон­фи­ско­ва­на каз­на мо­на­сты­ря (1605); в 1606 вой­ска Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го от­стоя­ли Н. м. от уча­ст­ни­ков Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606–07; в 1610 на Де­вичь­ем по­ле у Н. м. пред­ста­ви­те­ли моск. зна­ти ве­ли мир­ные пе­ре­го­во­ры с по­ля­ка­ми о при­зва­нии на цар­ст­во ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва; в 1611 Н. м. был взят и раз­граб­лен ка­за­ка­ми И. М. За­руц­ко­го, в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла ино­ки­ня Оль­га (в ми­ру ца­рев­на Ксе­ния Бо­ри­сов­на, дочь Бо­ри­са Го­ду­но­ва); 21(31).8.1612 при Н. м. про­изо­ш­ло ре­шаю­щее сра­же­ние Вто­ро­го опол­че­ния 1611–12 с вой­ска­ми гет­ма­на Я. К. Ход­ке­ви­ча.


Царь Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич ос­во­бо­дил Н. м. от по­да­тей в каз­ну. В 17 – нач. 18 вв. мо­на­стырь имел ог­ром­ные вла­де­ния (15 тыс. кре­по­ст­ных, 36 сёл с бо­лее чем 150 тыс. дес. зем­ли, под­во­рье в Мо­с­ков­ском Крем­ле и сло­бо­ду на Пре­чис­тен­ке со 127 ре­мес­лен­ни­ка­ми). Бо­га­тые вкла­ды Н. м. по­лу­чил при окон­чат. воз­вра­ще­нии Рос­сии Смо­лен­ска (1654), в ча­ст­но­сти вклад ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча – чу­до­твор­ную Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри (по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря пе­ре­да­на в ГИМ, 6.5.2012 воз­вра­ще­на в Н. м.). В 1654 в Н. м. пе­рееха­ли ок. 300 мо­на­хинь Ку­те­ин­ско­го Ус­пен­ско­го мон. из-под Ор­ши. Т. о., оби­тель ста­ла од­ним из цен­тров не толь­ко рус., но и бе­ло­рус. мо­на­ше­ст­ва, пред­ста­ви­тель­ни­цы ко­то­ро­го в 1656–1771 из­би­ра­лись игу­мень­я­ми Н. м. В 17 в. в оби­те­ли по-преж­не­му при­ни­ма­ли по­стриг жен­щи­ны из цар­ской се­мьи (дочь Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча ца­рев­на Тать­я­на, сё­ст­ры Пет­ра I Ека­те­ри­на и Ев­до­кия), ца­ри с семь­я­ми и дво­ром ре­гу­ляр­но при­ез­жа­ли сю­да на бо­го­мо­лье. На­стоя­ще­го рас­цве­та Н. м. дос­тиг во вре­мя прав­ле­ния ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны (1682–1689), при ко­то­рой сло­жил­ся ори­ги­наль­ный ар­хит.
­самбль. По­сле бун­та стрель­цов (1689) по при­ка­зу Пет­ра I она бы­ла по­стри­же­на здесь в мо­на­ше­ст­во (с име­нем Су­сан­на, в схи­ме – Со­фия). В кон. 17 – нач. 18 вв. гл. кти­тором Н. м. бы­ла же­на ца­ря Ива­на V Алек­сее­ви­ча ца­ри­ца Пра­сковья Фё­до­ров­на Сал­ты­ко­ва. При Пет­ре I оби­тель по­те­ря­ла при­двор­ный ста­тус. В 1724 при Н. м. был от­крыт при­ют на 250 чел. для де­во­чек- под­ки­ды­шей. В 1727–31 в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла пер­вая же­на Пет­ра I ца­ри­ца- ино­ки­ня Ев­до­кия Фё­до­ров­на Ло­пу­хи­на (в мо­на­ше­ст­ве Еле­на). При се­ку­ля­ри­за­ции 1764 цер­ков­ных иму­ществ Н. м. ли­шил­ся всех ви­дов зем­ле­вла­де­ния, в спи­ске пер­во­класс­ных штат­ных мо­на­сты­рей за­ни­мал 2-е ме­сто.

Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 Н. м. был за­нят фран­цу­за­ми, ко­то­рые пы­та­лись его взо­рвать. В 19 в. в оби­те­ли про­цве­та­ли тра­диц. мо­на­стыр­ские ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла, осо­бен­но сла­ви­лись бе­ло­швей­ные и зо­ло­то­швей­ные мас­тер­ские. В 1871 от­кры­то Фи­ла­тьев­ское уч-ще для де­во­чек-си­рот, в 1892 – Ели­за­ве­тин­ский при­ют, в 1899 – цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны Н. м. уча­ст­во­вал в по­строй­ке и со­дер­жа­нии ла­за­ре­та, 20 на­сель­ниц ста­ли сё­ст­ра­ми ми­ло­сер­дия.

В 1918–19 Н. м.


л пре­об­ра­зо­ван в при­ход­ское брат­ст­во, мо­на­хи­ни ор­га­ни­зо­ва­ны в сою­зы вы­ши­валь­щиц и ого­род­ниц, в 1922 мо­на­стырь пол­но­стью уп­разд­нён, по­ме­ще­ния пе­ре­да­ны под жи­льё, му­зей­ные экс­по­зи­ции и разл. уч­ре­ж­де­ния. С 1934 на тер­ри­то­рии Н. м. ор­га­ни­зо­ван фи­ли­ал ГИМа; в 1944 от­кры­ты Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин-т и пас­тыр­ско-бо­го­слов­ские кур­сы, на ос­но­ве ко­то­рых в 1946 бы­ли во­зоб­нов­ле­ны Мо­с­ков­ская ду­хов­ная ака­де­мия и се­ми­на­рия (в 1949 пе­ре­ве­де­ны в Трои­це-Сер­гие­ву лав­ру). С 1964 на тер­ри­то­рии Н. м. на­хо­дят­ся ре­зи­ден­ция и епар­хи­аль­ное управ­ле­ние Моск. епар­хии РПЦ. С 1960-х гг. в Н. м. ве­дут­ся рес­тав­рац. ра­бо­ты. В 1994 во­зоб­нов­ле­на мо­на­ше­ская жизнь [1-я игу­ме­нья – Се­ра­фи­ма (Чёр­ная)]. В Моск. обл. от­кры­ты под­во­рья Н. м.: в 1995 – при Ус­пен­ской ц. (1785–92) в дер. Шу­би­но До­мо­де­дов­ско­го р-на, в 2008 – при Алек­сан­д­ро-Нев­ской ц. (1915) в пос. Са­на­то­рий им. Гер­це­на Один­цов­ско­го р-на. В 2010 по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ Н. м. пе­ре­дан в поль­зо­ва­ние Моск. епар­хии РПЦ.

Пер­во­на­чаль­но все по­строй­ки Н. м. бы­ли де­ре­вян­ны­ми, вклю­чая со­бор в честь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. С кон. 1540-х гг. в Н. м. строи­ли ка­менный мно­го­гла­вый на под­кле­те со­бор в честь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (ныне – в честь Смоленской иконы Божией Ма­те­ри), ко­то­рый в ию­ле 1550 об­ру­шил­ся и был до­стро­ен до 1568, а рас­пи­сан к 1598 (по за­ка­зу ца­ри­цы-ино­ки­ни Ири­ны Го­ду­но­вой).
гла­вый, 6-столп­ный, на под­кле­те, с трёх сто­рон ок­ру­жён­ный 2-ярус­ной га­ле­ре­ей с 2 вост. при­де­ла­ми (из­на­чаль­но их бы­ло 4) со­бор по­стро­ен из кир­пи­ча с бе­ло­ка­мен­ны­ми де­та­ля­ми. Рес­тав­ри­ро­вал­ся И. Ф. Ми­чу­ри­ным (1759); И. П. Маш­ко­вым и С. К. Ро­дио­но­вым (1898–1903); в сов. вре­мя – И. П. Маш­ко­вым, Г. А. Ма­ка­ро­вым, Н. С. Ро­ма­но­вым и др. В ре­зуль­та­те это­го мн. де­та­ли об­ли­ка из­ме­ни­лись. Ин­терь­ер хра­ма ис­клю­чи­тель­но бо­гат. Ко­вёр из фре­сок (су­хо­ва­тых, но изы­скан­ных по ри­сун­ку и ко­ло­ри­ту) сплошь по­кры­ва­ет сте­ны, стол­бы, сво­ды и пи­ля­ст­ры. В центр. ку­по­ле – «Оте­че­ст­во», на сво­дах – Про­тое­ван­гель­ский цикл, в лю­не­тах – биб­лей­ские сю­же­ты, на сте­нах в 3 яру­сах – ака­фист и ис­то­рия Лидд­ской ико­ны Божи­ей Ма­те­ри, на стол­бах – свя­тые. В 17 в. на­пи­сан ряд но­вых ком­по­зи­ций; фре­ски «по­чи­ни­ва­лись» (1666) и от­мы­ва­лись (1685), не­од­но­крат­но по­нов­ля­лись в 18–19 вв., бы­ли за­пи­са­ны мас­ля­ной жи­во­пи­сью (1759), в 1886–87 и 1901–1902 рес­тав­ри­ро­ва­ны Н. М. Са­фо­но­вым. С 1929 на­ча­ты ис­сле­до­ва­ния и на­уч. рес­тав­ра­ция фре­сок. Вы­со­кий 5-ярус­ный ико­но­стас, рез­ной и по­зо­ло­чен­ный (1683–85; мас­те­ра Осип Ан­д­ре­ев, Кли­мен­тий Ми­хай­лов), сме­нил преж­нюю ал­тар­ную пре­гра­ду (фраг­мен­ты её рос­пи­си со­хра­ни­лись); ста­рый со­став его икон был при этом по­пол­нен вид­ней­ши­ми мас­те­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты (С. Ф. Уша­ков, Н. Е. Пав­ло­вец, Ф. Е. Зу­бов, Д. Е. Зо­ло­та­рёв и К. И. Зо­ло­та­рёв). Со­хра­ни­лись так­же часть икон 16–17 вв., рез­ная на­пре­столь­ная сень (1653; К. Кон­д­рать­ев) и ре­шёт­ка в сев. га­ле­рее, от­де­ляю­щая при­дел Свя­тых Про­хо­ра и Ни­ка­но­ра.


По­сле по­жа­ра Н. м. при на­ше­ст­вии крым­ско­го ха­на Дев­лет-Ги­рея I (1571) на­ча­лось строи­тель­ст­во ка­мен­ной ог­ра­ды, с ко­то­рой, воз­мож­но, мо­на­стырь изо­бра­жён на «Не­свиж­ском» пла­не Мо­ск­вы (1611). В пе­ри­од прав­ле­ния ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны про­изош­ла ко­рен­ная пе­ре­строй­ка все­го Н. м. В 1682–90 его тер­ри­то­рия уве­ли­чи­лась, бы­ла по­строе­на ка­мен­ная ог­ра­да с внутр. ар­ка­ми и бой­ни­ца­ми в сте­нах. Ма­ши­ку­ли идут по вер­ху и стен, и ба­шен, слу­жа по­ста­мен­том их бе­ло­ка­мен­ным за­вер­ше­ни­ям. 4 уг­ло­вые баш­ни круг­лые, они силь­но вы­сту­па­ют из стен и сто­ят на двухъ­я­рус­ных цо­ко­лях, 8 про­ме­жу­точ­ных – квад­рат­ные. Ог­ра­да бы­ла де­ко­ра­тив­но-сим­во­ли­че­ской, по­это­му для за­щи­ты в кон. 17 в. сна­ру­жи её ок­ру­жал ров и бре­вен­ча­тый час­то­кол. К уг­ло­вым баш­ням при­мы­ка­ют 4 кор­пу­са стре­лец­ких ка­рау­лен. Сфор­ми­ро­вал­ся па­рад­но-изы­скан­ный, из­бы­точ­но де­ко­ра­тив­ный ар­хит. об­раз, в ко­то­ром ве­ду­щая роль при­над­ле­жит ко­ло­коль­не, над­врат­ным хра­мам и ажур­ным за­вер­ше­ни­ям ба­шен (строи­тель­ст­во про­дол­жа­лось до 1725).
. во­ро­та из­на­чаль­но по­ме­ща­лись с юга; вы­стро­ен­ные в 1683–88 3-про­лёт­ные во­ро­та ны­не слу­жат под­кле­том хра­ма По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы, за­вер­шён­но­го 3 ба­шен­ка­ми «ук­ра­ин­ско­го» ти­па. Се­вер­ные 3-про­лёт­ные во­ро­та так­же не­сут храм – 5-гла­вую ц. Пре­обра­же­ния Гос­под­ня (1687–88) с рез­ным по­зо­ло­чен­ным 7-ярус­ным ико­но­ста­сом, в ко­то­ром важ­ная роль от­ве­де­на скульп­ту­ре (К. И. Зо­ло­та­рёв); ико­ны для не­го пи­са­ли так­же мас­те­ра Ору­жей­ной па­ла­ты под рук. Ф. Е. Зу­бо­ва.

Для Ири­ны Го­ду­но­вой бы­ли по­строе­ны об­шир­ные ке­льи («Ири­нин­ские па­ла­ты») с тра­пез­ной и до­мо­вой цер­ко­вью. Во 2-й пол. 17 в. на их мес­те со­ору­жён ком­плекс, вклю­чав­ший цер­ковь (в 1670-х гг. ос­вя­ще­на во имя Св. Ио­ан­на Пред­те­чи, ны­не – во имя Свт. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го), «ста­рую тра­пез­ную» с хле­бо­дар­ней и 2-этаж­ны­ми па­ла­та­ми, ко­то­рые пол­но­стью пе­ре­строе­ны в прав­ле­ние ца­рев­ны Со­фьи, но со­хра­ни­ли назв. «Ири­нин­ских». Но­вый ан­самбль

мо­на­стыр­ской тра­пез­ной (1685–87) пред­став­ля­ет со­бой уни­каль­ное ар­хит. со­ору­же­ние с об­шир­ной бес­столп­ной па­ла­той, стоя­щей на еди­ном под­кле­те с 3 ма­лы­ми па­ла­та­ми и вы­со­ким чет­ве­ри­ком Ус­пен­ской ц., на 2-м яру­се ко­то­рой на­ходит­ся при­дел Со­ше­ст­вия Св.
­ха. Вско­ре по­сле по­строй­ки но­вая тра­пез­ная ук­ра­ше­на резь­бой К. Мым­ри­на и рас­пи­са­на Б. Дмит­рие­вым и И. Ма­сю­ко­вым. Соз­да­ни­ем ико­но­ста­са и икон Ус­пен­ской ц. с при­де­лом ру­ко­во­ди­ли К. И. Зо­ло­та­рёв и Бо­гдан Сал­та­нов (в 1970-е гг. в Ус­пен­скую ц. час­тич­но пе­ре­не­сён ико­но­стас верх­не­го хра­ма моск. ц. Ус­пе­ния на По­кров­ке, раз­ру­шен­ной в 1936). Пер­во­началь­но зда­ние тра­пез­ной ок­ру­жа­ла ши­ро­кая ароч­ная от­кры­тая па­перть, со­еди­нён­ная пе­ре­хо­дом с «Ири­нин­ски­ми па­ла­та­ми». Вы­со­кая (св. 70 м), изящ­ных про­пор­ций ко­ло­коль­ня Н. м. (1683–1690), кир­пич­ная с бе­ло­ка­мен­ны­ми де­та­ля­ми (ти­пич­ный па­мят­ник на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко) по­став­ле­на у вост. сте­ны ог­ра­ды и за­ни­ма­ет до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ан­самб­ле мо­на­сты­ря. Со­сто­ит из 5 умень­шаю­щих­ся вось­ме­ри­ков и глав­ки на 8-гран­ном ба­ра­ба­не; яру­сы име­ют гуль­би­ща с бе­ло­ка­мен­ны­ми ба­лю­ст­ра­да­ми с ва­зо­на­ми-пи­нак­ля­ми, вось­ме­ри­ки ук­ра­ше­ны ко­лон­ка­ми по уг­лам, ароч­ные про­ёмы и ок­на – рез­ны­ми де­та­ля­ми. В ко­ло­коль­не раз­ме­ща­лись ц. Пре­по­доб­ных Вар­лаа­ма и Ио­а­са­фа (ниж­ний этаж ос­но­ва­ния) и ц. Св. ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (2-й ярус). Так­же со­хра­ни­лись: стре­лец­кие ка­ра­уль­ни кон. 16 – нач. 17 вв. (в т. ч. па­ла­ты ца­рев­ны Со­фьи), па­ла­ты ца­рев­ны Ма­рии Алек­се­ев­ны (1683–88), Ло­пу­хин­ский кор­пус (1687–88), Пев­че­ский кор­пус (кон. 17 в.), Ка­зна­чей­ские па­ла­ты (17–18 вв.), зда­ние Фи­ла­тьев­ско­го уч-ща (1815, пе­ре­строе­но в 1871–78). Н. м. ос­та­ёт­ся наи­бо­лее со­хран­ным из моск. мо­на­сты­рей, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла и дли­тель­ная рес­тав­ра­ция. В 2004 он вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.


Источник: bigenc.ru

Цитата сообщения Мадлена_де_Робен Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

Фрески новодевичьего монастыря

Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на четыре прясла по длине и три – по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами).
ам окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие и широкие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Особенно интересен в этом плане центральный барабан. В нем два яруса окон: высокие внизу и узкие и маленькие – вверху, почти под самой главой. Эти ярусы как бы повторяют схему расположения окон в два света в самом четверике. Окна верхнего яруса, узкие и высокие, расположены практически в закомарах, доходя до линии завершения лопаток. Нижние же окна шире, хотя и ненамного, и обведены очень скромными и простыми наличниками.
Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены главным образом теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской Иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания – периодом становления Русского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686гг. мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

Фрески новодевичьего монастыря

Собор очень велик. Высота его от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.

В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759г. при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Источник: www.liveinternet.ru

Новодевичий монастырь.
    «Новодевичий 1-го класса необщежительный женский монастырь против Воробьевых гор на берегу Москвы — реки у Девичьего поля».Так – по-старинному. Современный адрес – Новодевичий проезд, 1. Когда — то это была окраина Москвы, дорога на Смоленск.
   История монастыря богата событиями. Главный собор посвящен чудотворной иконе Смоленской Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Первоначально икона была как дар привезена в Москву в 1398 г. дочерью великого князя литовского Витовта,великой княжной Софьей,супругой великого князя Василия Димитриевича,и поставлена в Благовещенском соборе в иконостасе близ царских врат.
   В 1456 г. польский король Казимир отправил в Москву посольство, в котором был епископ Михаил. По просьбе короля и смоленских граждан великий князь с благословения святителя Ионы возвратил икону в Смоленск, оставив с нее точную копию. Икону торжественно проводили за город, до Саввинского подворья, где отслужили молебен.
   В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович, внук Василия III Темного, возвратил Смоленск под свой скипетр. Была традиция отмечать военные победы и иные важные события сооружением церквей и монастырей. Покорение Смоленска и ежегодный крестный ход явились поводом к основанию Новодевичьего монастыря в 1524 г. и в нем собора в честь Смоленской Божией Матери на том самом месте, где служили молебен, отпуская икону. Уже через год, в 1525 г., храм готов был принять икону (то есть копию), которую перенесли из Благовещенского собора. С тех пор и поныне ежегодно в монастыре празднуется 28 июля (10 августа н. ст.) в честь этого события.
   Икона Богоматери Одигитрии Смоленская привезена из Греции в Чернигов — в 1046 г. царевной Анной Мономах, женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Написана икона, по преданию, евангелистом Лукой. Изъятая в 30 х годах в Смоленский музей, подлинная икона значится бесследно пропавшей около 1939 г. Не исключено, что она была унесена в народ и до поры хранится среди верующих. В соборе г.Смоленска находится древняя копия с нее, взятая из стоявшей над Днепром часовни.
   Первая церковь на месте монастыря была деревянной и заложена на месте переправы по льду Василия III, возвращавшегося из вновь покоренного Смоленска с образами Смоленской Богоматери и Спаса Смоленского. Монастырь назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим» – в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле,именовавшегося Стародевичьим.

   Неоднократно монастырь был наделен несколькими дворцовыми деревнями и селами и пожалован тарханными и несудимыми грамотами – великим князем Василием III, а потом царем Иоанном IV Грозным.
   Из за того, что Грозный в припадке ярости убил старшего сына Иоанна, престол унаследовал Феодор, по мягкости характера прозванный слабоумным. После его смерти супруга его Ирина Годунова приняла постриг под именем Александры и находилась в монастыре со своим братом Борисом Годуновым, остававшимся здесь до избрания на московский престол. Иринины палаты примыкают к Амвросиевской церкви (XVI в.). Предполагается, что, когда Ирина там жила (первая русская «самодержавная» царица), над палатами возвышался деревянный терем.
    В Смутное время (конец XVI – нач. XVII в.) монастырь был разорен, не однажды переходил в руки неприятеля и служил крепостью; в 1611 г. пан Гонсевский выжег его.
    При царе Михаиле Феодоровиче монастырь был восстановлен, возобновлен, а при Алексее Михайловиче (отце Петра I) наделен вотчинами, украшен царскими вкладами и сделался царским «богомольем». С этого времени начинается его процветание.

    Собор Смоленской иконы Богоматери возведен в 1524 — 25 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля, но имеет много отличий. Роспись собора датируется 1526 -1530 гг. Во фресках ясно звучит тема победы и строительства Русского государства: много изображений святых воинов и русских князей. Позже стали изображать события Ветхого и Нового заветов и чудеса Смоленской иконы. Роспись сводов близка по стилю ко времени Бориса Годунова. Вероятно, ее значительно обновили как плохо сохранившуюся. И позже фрески не раз переписывались, но ведущиеся реставрационные работы мало помалу возвращают росписям их первоначальный вид. Пятиярусный иконостас исполнен в 1683 — 86 гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны мастерами Оружейной палаты. Водосвятная чаша в центре храма – 1685 г.
    Стены и башни монастыря возведены в конце XVI в. при Годунове по образцу Московского Кремля. Крепостные стены, как и кремлевские, увенчаны зубцами. По углам крепости поставлены четыре круглые башни, между ними – восемь квадратных. В XVII в. башни украшены изящными ажурными коронами.
    Большое строительство началось в 1680-х гг. при Софье. В короткий срок возведены почти все основные сооружения: трапезная палата с Успенской церковью (1685 -1687), Преображенская и Покровская надвратные церкви, колокольня, два корпуса для сестер Петра I – царевен Марии (1683-1688) и Екатерины (1687-1688), и другие сооружения, определившие облик монастыря. Все выполнено в кирпиче с применением белокаменных деталей и связано единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает редкая целостность. В расположении зданий тоже очевиден отчетливый план. Главные строения стоят по центральным осям: на оси восток запад – колокольня, собор, трапезная; на оси север юг – Преображенская надвратная церковь, собор, Покровская надвратная церковь.

    Но не все было столь благолепно. Для управления монастырскими вотчинами, суда и заведования сборами монастыря в нем учрежден был особый приказ, в котором при Петре I во время стрелецких бунтов производился допрос, на стенах монастыря вешали стрельцов – перед окнами кельи царевны Софьи, сестры и соперницы Петра I, заточенной им сюда в 1689 г. и постриженной в монахини в 1698 г. Здесь она в 1704 г. и скончалась.
    Известна картина И.Репина (1879 г.) с подробным названием «Царевна Софья Алексеевна» через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»: Софья в полный рост, а за решеткой окна – повешенные стрельцы. Лицо царевны выражает гнев, отчаяние, энергию и вместе с тем бессилие что то изменить… Близкий сюжет – «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, но здесь действие происходит на Красной площади близ Кремля. Присутствует сам Петр I. Обе картины экспонируются в Третьяковской галерее.

    Новодевичий входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI — XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись… Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви… Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь».

    При начале раскола (сер. XVII в.) в монастыре недолго содержалась 30 — летняя Феодосия Морозова (род. в 1632 г., ум. в 1675 г.). На картине Сурикова закованную в цепи боярыню увозят в изгнание. Двуперстием приветствует она людей, стоящих по обе стороны санного пути…
    В 1724 г. при монастыре основан приют для подкидышей и детей женского пола (более 250 чел.), которых питомицы выписанных Петром I Брабантских монастырей обучали прядению голландских ниток и плетенью кружев. Приют этот – зародыш будущего Воспитательного дома.
    С 1764 г. монастырь зачислен в 1 — й класс.
    В 1812 г. Москву заняла наполеоновская армия. Игумения Мефодия 30 августа 1812 г. получила приказание взять ценные вещи, главную ризницу и вывезти в Вологду, то есть покинуть обитель. Остались казначея Сарра, несколько монахинь. Со 2 сентября наезжали французы, но в монастырь не могли попасть: ворота были заперты. 4 сентября поставили против ворот две пушки, приехало до 2000 солдат, вошли внутрь, по приказанию Наполеона здесь была устроена батарея. Сарра упрашивала не жечь монастыря. Есть сообщение, что Мюрат распорядился богослужения в соборе не прекращать. 25 сентября Наполеон осмотрел монастырь, но с лошади не сходил (видимо, из чрезмерной храбрости), приказал взорвать приходскую церковь около монастыря во имя Иоанна Предтечи, что и было сделано. 6 октября объявили уход, с 8 — го на 9 — е в 10 часов пополуночи засветили свечи, лепили их к деревянным строениям, иконостасам, кидали на пол, в солому. Сарра с монахинями побежали по кельям. Увидели под собором 6 ящиков патронного пороха и 6 бочонков с порохом раскупоренные, на них зажженные фитили. Потушили фитили, порох залили водой. Что загорелось от свечей, погасили. «Монахиня Сарра не ушла в 1812 г. из Новодевичьего монастыря, так как дала обет Богу жить в нем неисходно…»

    В монастыре замечательные иконы: Смоленская икона Богоматери, список 1456 г.; Иверская икона Богоматери, список 1648 г. с подлинной иконы, исполненной на Афоне; пять икон Симона Ушакова. В ризнице (трапезная Смоленского храма) – золотые кресты, много облачений, царская хоромная посуда. Особенно великолепна плащаница, шитая в 1546 г. в монастыре и принесенная в дар Смоленскому епископу Гурию. Похищенная поляками в 1612 г., отдана ими Базилианскому униатскому монастырю в Вильне, в 1820 — х гг. пожертвована монахами в Пулавский музей. В августе 1864 г. плащаницу отыскали в Клемешковском замке графов Замойских в Люблинской губернии и возвратили монастырю.
    Успенская церковь не раз подвергалась переделкам. После 1917 г. трапезную превратили в музейный склад, но церковь вновь освящена 29 декабря 1945 г. Был в ней придел ап. Иакова Алфеева – «В память избавления от взрыва» при нашествии Наполеона, позже упраздненный. Как видим, и светские, и церковные власти постоянно что — то переустраивали, убирали, перемещали…
    В соборе 4 гробницы: царевны Софьи; царицы Евдокии; царевен Евдокии и Екатерины – сестер Софьи; под алтарем храма каменная гробница Анны Иоанновны (ум. в 1550 г.), дочери Грозного; плиты князей Одоевских, Воротынских и др. В монастыре погребены также жена старшего сына Ивана Грозного Елена, Б.Хитрово, начальник Оружейной палаты, немало захоронений дворян.
    За алтарем собора палатка с крестом. Здесь покоится первая игумения монастыря схимонахиня Елена (Девочкина; умерла в 1548 г.).

    Вокруг собора и Успенской церкви покоятся А.И.Тургенев,близкий Пушкину человек,провожавший его и в Лицей, и в последний путь в Святогорский монастырь,поэт — партизан,участник войны 1812 г. Денис Давыдов;писатели Загоскин, Лажечников;археолог Уваров; отец Александра Герцена Яковлев; историк Соловьев; сын его философ Владимир Соловьев; генерал Брусилов и др.
    Монастырь закрыт был в 1922 г., в 1926 г. преобразован в Историко — бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь» – так спасали многие культовые сооружения. Последний храм закрыли весной 1929 г.
    В недавние времена Новодевичий монастырь был непременной достопримечательностью, предлагаемой иностранным туристам (второй после Кремля).

    Рядом с монастырем – знаменитое Новодевичье кладбище. В 1930 — е годы из уничтожаемых некрополей других монастырей сюда были перенесены останки некоторых выдающихся деятелей культуры. Здесь теперь великий русский писатель Н.В.Гоголь,поэты Д.В.Веневитинов,Н.М.Языков,А.С.Хомяков,славянофилы отец и сын Аксаковы,И.Левитан,А.П.Чехов.Здесь похоронена актриса Мария Ермолова, чей портрет работы В. Серова экспонируется в Третьяковской галерее, а один из московских театров носит ее имя.
    После 1917 г. похоронили здесь сына Леонида Андреева духовидца Даниила Андреева, Надежду Аллилуеву – покончившую с собой (или убитую) жену Сталина. Надгробие незаурядной работы. Сохранилась и низенькая, но массивная гранитная скамья, на коей сиживал Сталин, посещая могилу супруги.
    На могиле Михаила Булгакова – камень с надгробия Гоголя («Голгофа»). Гоголю новое правительство поставило памятник в своем «вкусе» – помпезный, мрачный. На расширенной территории упокоились Хрущев (модернистский памятник работы Неизвестного), многие советские писатели, военачальники, космонавты, артисты, вплоть до Вертинского, Шаляпина, Райкина и пр.
    В 1970 — 80 — е гг. решено было кладбище «облагообразить», многие старинные могилы и даже часовни были уничтожены, на их месте разбили безликие нелепые газоны, расставили пушечки… С 1977 г. не было свободного посещения кладбища, в 1990 г. вход стал платным и, главным образом, для «организованных экскурсий».

    Монастырь приходил в упадок, требовалась реставрация, и к 1990 — м годам работы продвинулись значительно. Вероятно, благодаря «туристичности» «объекта», ибо иностранцам принято было демонстрировать «только лучшее»…
    Большая часть монастыря занята музеем.Здесь – отделы оружия,древнерусской живописи,реставрации,часть отдела дерева и керамики (изразцы),научно — просветительский отдел.
    В Новодевичьем монастыре жил знаменитый реставратор П. Д. Барановский (умер в 1984 г.).Выдающийся профессионал,эрудит и самоотверженный человек, буквально жизни своей не щадивший в борьбе за сохранение всего,что дорого в отечественной истории,спас многие церкви,отстоял,в частности,обреченный на снос храм Василия Блаженного,что на Красной площади.
    К 1917 г. в монастыре было 7 храмов с 13 престолами.К 1990 г. действовали 2 храма с 4 престолами; 4 храма с 7 престолами постепенно передаются верующим.
    Церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1752 г.,была передвижной,ее престол не был укреплен в земле,мог быть снял и перенесен для совершения службы в другое место. После 1812 г. не упоминается – вероятно,была упразднена.Вновь появилась после обновления монастыря в 1899 г.Вход в нее был, видимо, извне монастыря.Ныне – никаких следов.
    Над тремя арками северных ворот, главным входом в монастырь, высится Преображенская церковь – самое ликующе — праздничное сооружение комплекса. Удлиненные пропорции четверика подчеркнуты сдвоенными колонками; пышные наличники, одинаковые во всех трех этажах, закрывают плоскость стен белокаменным декором; необычно крупные раковины закомар, усложненное пятиглавие – во всем этом ощущается кульминация стиля «московское барокко».
    К церкви примыкает Лопухинский корпус, где с 1727 по 1731 г. жила царица Евдокия – монахиня Елена. Наличники окон корпуса, однотипные наличникам церкви, сплошной лентой тянутся по всему фасаду. Семиярусный резной иконостас храма выполнен в 1687 г. мастерами Оружейной палаты. Внутри, кроме иконостаса, обращает на себя внимание большое серебряное паникадило, а также малое серебряное паникадило в притворе. В левом углу притвора – великолепная изразцовая печь последней трети XVII в. Из Лопухинских палат в храм ведет вновь построенный парадный вход с деревянной резной лестницей. Реставрационные работы в храме велись тщательно, оттого он прекрасно выглядит и снаружи, и внутри.

    Церковь Покрова Богородицы над южными воротами построена в 1683 — 1688 гг. Декор более скромный, хотя план тот же, что у Преображенской. Завершение иное: каждый из трех объемов увенчан своим куполом. Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (1690 г., работы Кирилла Упанова). С востока к церкви примыкают палаты, где, по преданию, жила царевна Софья. Ныне ворота затворены, храм отремонтирован, но хода внутрь посетителям нет: там находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы ГИМ.
    Колокольня построена в 1690 г. Шестиярусная башня ее увенчана луковичной главой, высота 72 м (высота Ивана Великого – 81 м), что утверждает ее господство над округой. 3 — й и 5 — й ярусы открыты для колоколов. Восьмерики всех ярусов (кроме барабана купола) окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. В обрамлении окон и арок варьируется мотив наличника Преображенской церкви и Лопухинского корпуса, что обеспечивает неповторимое единство ансамбля.
    В 1920 — х гг. в замолкшей звоннице получил мастерскую художник Вл. Татлин, запускавший с нее изобретенный им летательный аппарат «Летатлин»…
    Колокольню реставрировали в 1979 — 1981 и 1990 гг. Хода внутрь посетителям нет. На колокольне – несколько старинных колоколов: малый зазвонный, литой при Иване Грозном в 1551 г.; данный князем Воротынским в 1628 г.; данный матерью царя Михаила инокиней Марфой в 1630 г.; с латинской надписью 1673 г.; литой в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1651 г. Несколько колоколов снято и выставлено для обозрения перед западной папертью Смоленского собора, который является собственностью музея. Здесь проходят интересные выставки.
    Когда монастырь был возобновлен, возглавила Новодевичью обитель принявшая постриг под именем Серафимы представительница знаменитого рода Чичаговых, внучка новомученика Серафима, химик, доктор наук. Всего за несколько лет монастырская жизнь была налажена, кельи заселены (более 40 монахинь). Умерла игумения Серафима осенью 1999 г. и с высокими почестями похоронена близ Успенской церкви.

    Монастырь живет своей жизнью. В Успенской церкви постоянно происходят богослужения. Тот, кто хочет познакомиться с православной службой, с обрядами, которые отличаются особой красотой, кто хочет послушать несравненные церковные песнопения, могут посетить монастырь не только как богатейший музей, имея в виду, что разные службы (заутреня, литургия, вечерня, всенощная) происходят в разное время, начиная с 7 — 8 часов утра. Особенно торжественны и великолепны богослужения на Рождество Христово и Пасху.

Источник: ars-co.blogspot.com


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.