About the company:
"Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев".Expand text…

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Свято-Успенский Дивногорский мужской епархиальный монастырь. Воронежская епархия. Московский Патриархат.

Адрес: 397965 Россия, Воронежская область, Лискинский район, п. Дивногорский монастырь (рядом с с. Селявное-1).

Координаты: Широта 50.98031723665654,
Долгота 39.31709003441938 (50°58'49.14"N 39°19'01.52"E).

Тел./факс:
+7(47391)5-91-83,
+7(980)-55-980-00.
Паломническая служба:
+7(920)-436-32-57
Эл. почта: [email protected]

Богослужения совершаются ежедневно.
Начало Богослужений:
— Братского молебна, Полунощницы — 6:00.
— Божественной литургии — 7:00.
— Вечерних Богослужений — 16:00.


Схемы проезда:
Монастырь находится рядом с железнодорожной станцией "Дивногорская". Электричкой можно доехать до обители следующим образом: до железнодорожной станции "Лиски", а далее — электричкой "Лиски — Острогожск" (или "Лиски — Алексеевка") до станции "Дивногорская".
По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, то поворот будет направо).
Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо 2 км до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1.
В Селявном поворачиваем по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск надо преодолеть пешком.
В монастырь имеются еще два пути, информация о которых будет выложена позже.

Праздничные дни в обители:
28 августа (Успение Пресвятой Богородицы);
18 февраля и 14 июля (Сицилийской иконы Божией Матери);
7 июля (Рождество Иоанна Предтечи);
10 сентября (Собор Киево-Печерских святых, день освящения Успенского собора монастыря).

Банковские реквизиты монастыря:
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
ИНН 3614003288 КПП 361401001
р/сч. 40703810013160100132
Дополнительный офис №700
ЦЧБ ОАО "Сбербанк России"
к/с 30101810600000000681
БИК 042007681


Карта "Сбербанк России"
5469 1300 1645 1724
Александр Владимирович С.

#Дивы #Дивногорье #Пещеры #Паломничество #Отдых #Дивногорская #Сицилийская #СвятоУспенский #Успенский #Дивногорский #мужской #монастырь

Instagram: divnogorskiy_monastery
Одноклассники: https://ok.ru/divno36

Website:
http://дивногорский-монастырь.рф
Phone:
+7 (47391) 5-91-83

Источник: vk.com

В Лискинском районе, на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен Дивногорский Успенский монастырь. Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами. Этот монастырь был основан в середине ХYII века. Историк Воронежского края Е.Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г. Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. По его мнению, первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края. История сохранила имена первых жителей пещер — иноков Ксенофонта и Иоасафа, которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь. Церковь освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю. Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.


Официальной датой основания монастыря считают 1652 г. Первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая «бельцов». Ровно 350 лет назад, в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца. После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери. В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня. Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи. К концу ХVII — началу ХVIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом. Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином.


К началу ХVIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. В 1751 г. строится новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1758 г/ – каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери. В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. В 1786 г. Дивногорский монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря. В 1860 г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы Сицилийской Божией Матери.

В 1880-1886 гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге.


эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания. Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце ХIХ в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера. В середине ХIХ века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь Иоанна Предтечи. Над входом, на выступающей меловой скале была установлена шаровидная главка с крестом. Фасад пещерной церкви был облицован меловыми блоками, прорезанными в два яруса широкими арочными проемами правильной формы.

В конце ХIХ — начале ХХ в., в период наивысшего расцвета и известности монастыря, его территория представляла собой треугольную площадь, ограниченную с севера кирпичной оградой. Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье. На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи. Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт. Средняя зона — собственно монастырский двор — была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий.


запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы Сицилийской Божией Матери. В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы. В восточной зоне размещался хозяйственный двор. Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно- и двухэтажными служебными постройками. После революции монастырь не был официально упразднен, но жизнь в нем замерла. Позже в его помещениях разместился туберкулезный санаторий, просуществовавший здесь до 1997 г., когда монастырь официально был передан Епархии. Сегодня здесь — мужской монастырь, идут восстановительные работы.

В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее. В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении.


1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю. Церковь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками. В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х гг. в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.

Л.В. Кригер

Источник: sobory.ru

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.


1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.


Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже — санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.


  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

  1. восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

  2. реставрация колокольни,
  3. восстановление братского корпуса,

  4. ремонт тракторов и автомобилей,

  5. ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

  6. хозяйственные нужды.

Реквизиты.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

ИНН 3614003288 КПП 361401001

р/сч. 40703810013160100132

Дополнительный офис №700

ЦЧБ ОАО «Сбербанк России»

к/с 30101810600000000681

БИК 042007681

Источник: monasterium.ru

Видео: Дивногорский Успенский монастырь

История Дивногорского Успенского монастыря

По преданию, обитель была основана в 1640 году двумя греческими схимонахами, пришедшими в Придонье из Киево-Печерской лавры. Иоасаф и Ксенофонт искали место для молитвенного уединения и вырубили в меловых скалах кельи и небольшой храм. В 1653 году, когда Русское государство, спасаясь от набегов татар, строило Белгородскую оборонительную линию, в монастырь прислали строителей. Они обнесли территорию обители деревянной стеной, возвели кельи и храм Николая Чудотворца.

Первым настоятелем Дивногорского Успенского монастыря стал игумен Гурий. В 1658 году деревянная церковь сгорела, и вместо нее в обители появился храм в честь Успения Богоматери. Тогда же произошло освящение пещерного храма Иоанна Предтечи.

Малые Дивы находились недалеко от дороги, ведущей в Россию из Крымского ханства, и поэтому неоднократно подвергались набегам татар. Жизнь насельников была сложной. Для защиты от «воровских людей» они устанавливали на колокольню пушки и пищали, а в моменты опасности прятались в подземных кельях.

Дивногорский Успенский монастырь обладал хорошей библиотекой и играл роль культурного центра для окрестных земель. В 1699 году здесь побывал Петр I. Монастырь приписали к Воронежской епархии и пожаловали ему большие пахотные земли. Процветание обители длилось до 1788 года. Потом по церковной реформе, которую инициировала Екатерина II, монастырь лишили земель и крестьян, а затем закрыли.

Возрождение утраченной обители началось в середине XIX века. С приходом советской власти Дивногорский монастырь вновь упразднили. Жившие здесь насельники были уничтожены, а книги из монастырской библиотеки утопили в водах Дона. В годы Великой Отечественной войны на территории обители размещался немецкий военный госпиталь, а в послевоенное время – туберкулезный санаторий. Церковные службы в монастыре стали проводиться в начале 1990-х годов.

Что можно увидеть в обители в наши дни

Комплекс Дивногорского Успенского монастыря включает надземные и пещерные храмы. Подъем на меловые столбы Малых Див запрещен. Надземные здания и храмы полностью отреставрированы, а в подземных продолжаются восстановительные работы.

Туристы и паломники могут побывать в пещерном храме Иоанна Предтечи и пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Следует иметь в виду, что внутри пещер даже в жаркие дни довольно прохладно. Температура воздуха там держится в пределах +9…+12 °С.

Как добраться

Дивногорский Успенский монастырь находится возле села Селявное, в 1 км от места впадения в Дон ее правого притока – реки Тихая Сосна. Через расположенную возле монастыря платформу «Дивногорская» трижды в день проходят электропоезда из города Лиски. Время в пути – около получаса. Летом по выходным дням до «Дивногорской» назначают поезда-экспрессы из Воронежа. На них до монастыря можно добраться за два с небольшим часа. Из Лисок до обители дважды в день ходит рейсовый автобус. Дорога на нем занимает 1 час 15 минут.

Те, кто хочет добраться до Малых Див на автомобиле, должны ориентироваться на указатели «Дивногорье». Расстояние от Лисок до монастыря составляет 40 км, а от города Острогожск – 50 км. К обители ведет асфальтированная дорога, проложенная через село Селявное. Автомобилистам советуют парковаться не на официальной парковке, расположенной на вершине холма, а возле шлагбаума обители.

Источник: wikiway.com


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.