«Откуда есть пошло русское Зауралье»

Небольшой городок Далматово Курганской области своим появлением обязан Свято-Успенскому монастырю. В 1664 году сюда, к месту слияния реки Течи с Исетью, пришел старец Далмат. На крутом берегу Исети вырыл землянку и предался уединённым молитвам.

Далматовский монастырь, история

Отшельник Далмат

До 50 лет старец Далмат, сын запорожского казака из дружины Ермака, был Мокринским Дмитрием Ивановичем. Похоронив любимую жену, завещая имущество детям, казак оставил должность тобольского городничего. Он, образованный человек, с детства знающий военное дело, принял постриг в Невьянском монастыре под именем Далмат.

Старец Далмат, икона


Вскоре, желая уединиться, Далмат ушел из монастыря – ушёл налегке, взяв в путь икону Успения Божьей Матери. Преодолев 250-километровый путь, ископал себе пещерку на левом берегу Исети, на земле, принадлежащей татарскому мурзе Илигею.

К местечку Белое Городище, где в чужеземном краю поселился отшельник, Илигей посылал своих воинов с приказом убить незваного гостя. Несколько раз нападал и сам, но погубить пришельца никак не удавалось.

Однажды в сонном видении явившаяся мирзе Богоматерь запретила чинить обиду отшельнику. Илигей, устрашённый видением, смиренно пришёл к Далмату и подарил часть своей земли для обители. В знак примирения мирза оставил монаху свой шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре.

Русское заселение Зауралья

Местные крестьяне, прознав об отшельнике, приходили к нему сначала из любопытства, а потом – за советом и молитвой. К Далмату, умеющему выслушать собеседника, успокоить и дать ненавязчивый совет, постепенно собирались люди, так что землянка подвижника уже не вмещала всех желающих.

Успенский собор

Старец, дальновидный и умный человек, никогда не гонявшийся ни за властью, ни за славой, собирал вокруг себя учеников. Постепенно монахи обустроили деревянную Успенскую часовню и кельи. Монашеский скит положил начало русскому заселению Южного Зауралья.


Успенский монастырь – мощная крепость и духовная твердыня

В 1651 году Далмат, уехав по делам из монастыря, скоро вернулся и увидел, что обитель разорена. При очередном набеге строения сожгли калмыки, трудников монастыря забрали в плен и убили. На пепелище старец отыскал невредимую икону Божьей Матери «Успение Пресвятой Богородицы», которая с тех пор стала покровительницей Далматовского монастыря.

Во вновь отстроенном монастыре с деревянными стенами и башнями, с церковью Далмат принимал беглых русских крестьян и расселял их на монастырских землях, вопреки воле местных властей.

Памятник Далмату

В 1662 году монастырь полностью разрушили отряды внуков последнего сибирского хана Кучума. Восстанавливать храм помог сын Далмата, постриженный в монашество с именем Исаак, который после кончины отца в 1697 году продолжил его дело.

После смерти Далмата в возрасте 103 лет усыпальница преподобного – главная святыня созданного им монастыря.

Очередной пожар уничтожил деревянную церковь в 1704 году.1707-1720 годы на государственные средства воздвигли грандиозный Успенский собор, невиданный до того в округе. Огромный двухэтажный храм с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней окружали широкие каменные стены с зубцами и четырьмя башнями. Успенский собор – первое каменное здание в Зауралье.


В стенах крепости – бойницы для верхнего боя и для подошвенного (нижнего). У восточной стены – вход для подъёма на стену.

Внутри ограды – келии и хозяйственные постройки. Около усыпальницы Далмата возвели церковь «Всех скорбящих радость». Облик монастыря формировался 180 лет.

Иконостас Успенской церкви

Неприступная крепость выдержала ни один штурм. В 1762 году по Зауралью прокатилось крестьянское восстание, названное «Дубинушка». Мятежники осадили монастырь, отрезав от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска сняли блокаду с крепости.

В феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачёвцев, которое 20 дней осаждало крепость. 400 защитников монастыря пулями и камнями ожесточённо отгоняли противника. На страх врагам неприступная твердыня стояла до 1917 года.

В монастыре работали талантливые иконописцы, действовали богатая библиотека и певческая школа и славяно-латинская семинария. В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей, позднее – духовное училище.


В Далматовском духовном училище воспитывался будущий начальник духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний, изобретатель радио Попов, организатор Томского университета Флоринский и полярный исследователь Носилов.

Монастырь после революции

В 1922 году монастырь превратили в краеведческий музей, упразднённый в 1928 году. Вскоре здесь прошло последнее богослужение. Большевики сняли колокола, разобрали колокольню и уничтожили иконы, а также разрушили библиотеку и сожгли православные книги.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре работали курсы переподготовки военнослужащих и госпиталь. После войны вековые стены храмов монастыря превратили в цеха завода «Старт» по производству молочного оборудования. Монастырские строения уничтожали.

Восстановление монастыря

6 мая 1992 года Далматовский монастырь передали Русской Православной церкви, и начался долгий процесс восстановления святыни с поэтапной реставрацией.

Монастырь получил природный газ, силами братии побелили монастырские стены. Перед монастырём заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом центрального входа. На реставрацию комплекса потрачено 50 миллионов рублей из федерального бюджета.

Спенский храм до последней естоврации

Сегодня на площади 4.7 га, занимаемой монастырём, живут 30 человек. При монастыре действует «Дом паломника» на 80 человек. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший поклониться преподобному Далмату. На попечении обители – дом престарелых и наркологический реабилитационный центр, работает воскресная школа.


Вид на сужскую обитель

Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах города Далматово и Далматовского района. Священнослужители Далматовского монастыря служат в приходских храмах и молитвенных домах Далматовского района.

Далматовский монастырь сегодня

Преподобный Далмат – местночтимый святой в Курганской и Шадринской епархии и внесён в Собор сибирских святых. В феврале 2013 года Архиерейский собор Русской Православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.

Имя святого прославляется во всех православных храмах России и за рубежом.


В помещениях северных келий открыт монастырский музей. Ежегодно с 29 июля-6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Храмы и святыни

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре – 100 частиц мощей угодников Божиих, для которых изготовлена рака с сенью. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей. Святыня монастыря – икона «Торжество Пресвятой Богородицы» и шлем с кольчугой Далмата Исетского.

Внутри храма

В состав комплекса Далматовского монастыря входят храмы:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы.
  • Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
  • Церковь во имя апостола Иоанна Богослова.
  • Часовня-усыпальница Далмата Исетского.
  • Звонница.

Источник: ArchitectureGuru.ru

История основания обители

Долгая история монастыря начинается с одного человека. Основателем святой обители суждено было стать старцу Далмату.


Преподобный Далмат

Дмитрий Иванович Мокринский родился в 1594 году в Берёзове. Сейчас это поселок городского типа в Ханты-Мансийском автономном округе. Там Дмитрий Иванович начал свое служение в местной церкви. В 1642 году он ушел в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь. Где принял постриг. Там же ему было дано имя Далмат.

Через какое-то время он ушел из монастыря и стал отшельником. Далмат поселился в пещере в полном одиночестве на берегу реки Исети, там, где в нее впадает Теча. То место называли Белым Городищем. Именно 1644 год считается датой основания монастыря, который вырос потом из маленькой пещеры.

Те места принадлежали тюменскому не крещеному татарину по имени Илигей. Он сдавал эти территории в аренду местным жителям, чтобы те могли заниматься рыбным и зверовым промыслом. Узнал Илигей о том, что в пещере поселился монах. Он пришел к тому месту, желая убить Далмата. Тогда монах сказал, что приходится родственником Илигею, потому что его мать крещеная татарка. Последний смягчился и ушел.

Прошло немного времени, и в 1645 году Илигей вернулся к пещере с желанием убить монаха. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица. Она сказала, чтобы татарин выкинул злобу из своего сердца и не смел убивать монаха. Пречистая дева сказала, чтобы Илигей сам отдал свои земли Далмату.


Правитель решил исполнить волю Богородицы и на утро пришел к монаху, рассказал ему о своем чудесном сне. Еще долгое время приезжал Илигей к монаху, просил совета, долго вел беседы, снабжал дарами. В 1646 году приехал правитель Тюменских земель со своей семье к монаху. Илигей взял Далмата с собой, и они вместе объехали все подвластные земли.

По окончании путешествия татарин исполнил волю богородицы. Все эти земли были подарены старцу. В знак своей особой любви Илигей подарил Далмату свои доспехи и шишак. Они и по сегодняшний день хранятся в стенах Успенского Далматовского мужского монастыря.

Со временем к старцу Далмату стали приходить другие отшельники. Так первым сподвижником стал Иван, пришедший из Нижнего Новгорода. Интересно то, что в пустыне при реке Исети поселение монахов во главе с Далматом стало первым русским поселением.

Здесь какое-то время за денежный вклад жил Тимофей Невежин. Он, кстати, позже станет основателем города Кургана. Тобольский архиепископ Герасим благословил постройку первой деревянной часовни. Главной ее святыней стала икона Успения Богородицы, которую Далмат принес из своего старого монастыря.

В 1651 году сибирским царевичем была выжжена пустыня. Часть монахов была убита, а остальных быстро забрали в рабство. В тот день Далмата не было в монастыре, он пришел только на его пепелище. Среди обгорелых останков монах нашел нетронутую икону Успения Богородицы. Это чудо вдохновило старца, а обитель вскоре была восстановлена.


Вскоре сын Далмата Исаак принял постриг в этой обители. Позже по утверждению царя Алексея Михайловича, эта территория стала официально называться монастырем. Первым игуменом стал Исаак Далматский.

Монастырь во времена империи

По благословению местного архиепископа была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого. Так же были выстроены кельи для братии, а саму обитель обнесли острогом. Монастырь по наставлению Далмата держал строгий устав. Об этом вести доходили даже до Москвы.

В ХVII веке он неоднократно подвергался набегам кочевников, но быстро восстанавливался. Монастырь являлся культурным и просветительским центром в восточной части уже Российской империи. Обитель имела огромные территории, и к середине ХVIII века по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место на Востоке.

Следующие даты стали счастливыми для монастыря и для земель Сибири:

  • 1714 год — в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей;
  • 1735 год — была создана школа для детей духовников;
  • 1761 год — открытие семинарии;
  • 1816 год — создание духовного училища.

Кроме того в монастыре имелась богатая библиотека. Первые упоминания о ней относится еще к 1679 году. Вплоть до революции обитель богатела и отстраивалась. Года пугачевщины стали тяжелым для монастыря. Позже произошел пожар, который нанес огромный ущерб обители, но вскоре все было восстановлено за счет местных селений.

Монастырь при советской власти

Сразу после Октябрьской революции монастырь был закрыт. Здесь еще долгое время сохранялся небольшой приход, но и его устранили. Здания монастыря использовались в качестве помещений для краеведческого музея, Народного дома и драматического театра.

Во время войны в зданиях монастыря находились госпитали и учебные курсы. Уже после Великой Отечественной здесь разместился завод. Для него специально была разобрана часть стены недалеко от северных ворот, там и устроили проезд. Позже при строительстве фундамента разобрали северо-западный бастион.

В 1989 году началась реставрация монастыря. Все оборудование завода вывезли, а храм, наконец, освятили и вернули в лоно Православной церкви. Полностью это произошло только в 1994 году. 6 мая 1992 года решением Синода обитель была открыта, для прихожан, наместником утверждён игумен Василий, который стал собирать новую братью и укреплять ее веру. Им предстояло вернуть старому монастырю былое величие.

Современное состояние

На данный момент монастырь является действующим. Здесь снова есть братия, число прихожан растет с каждым днем. Однако сама постройка находится в ужасном состоянии, что уж говорить о потерянных реликвиях. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Архитектура старого времени была практически утрачена. Разрушается фундаментов из-за выветривания и неполноценности кирпичной кладки, которую, кстати, часто ломали. Постоянно текут крыши. Одна из башен из-за сырости и разрушения основания медленно начинает падать.

Деятельность прихода

На данный момент приход только начинает восстанавливаться. Сделано многое, но еще большее предстоит. Сейчас монастырь открыт для паломников. Многие в течение всего года приезжают сюда, чтобы поклониться святой иконе Успения Богородицы. При монастыре открыта воскресная школа.

Кроме того, имеется мастерские:

  • столярная;
  • угольная;
  • тепличное хозяйство;
  • монастырская кузница.

Знаменитые воспитанники монастыря

Далматовский монастырь имеет длинную историю. За столько лет в стенах монастыря побывало огромное количество известных людей. Однако есть и те, кто стали знаменитыми после воспитания в этой обители:

  • Архимандрит Антонин — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме;
  • Изобретатель А. С. Попов;
  • Основатель Императорского Сибирского университета В.М. Флоринский.

Эти люди очень многое привнесли в жизнь российского государства. Так Александра Степановича Попова знает каждый школьник.

Святыни и престольные праздники

Монастырь, несмотря на свою многострадальную историю во времена власти Советов все же имеет свои святыни, которым много столетий. Они оберегаются братией и имеют огромное значение для обители. Так можно вспомнить:

  1. Икона Успения Пресвятой Богородицы — именно та, которую принес с собой преподобный Далмат из старого монастыря в новый.
  2. Мощи преподобного Далмата Исетского. Они были найдены при строительстве храма в 1871 году.

К сожалению, оригинал иконы Успения Богородицы был утерян после Октябрьской революции. Ее нынешнее местонахождение неизвестно. В монастыре находится ее чтимый список.

Кроме святынь наследием Успенского Далматовского мужского монастыря являют и престольные праздники. Которые отмечаются в тех же традициях, что и сотни лет назад. Так существует:

  • Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, он отмечается 27-28 августа;
  • 8 июля отмечается преставление преподобного Далмата Исетского;
  • 6 августа день обретения мощей преподобного Далмата Исетского.

Несмотря на плачевное состояние монастыря, праздники отмечаются с присущим им размахом и красотой.

Как добраться

Город Далматово расположен в 190 км от города Курган, поэтому добраться на автомобиле легче всего. Между городами осуществляется ежедневное автобусное сообщение. Поездка займет чуть больше 3 часов.

Адрес: Курганская обл. г. Далматово, ул. Советская, д. 194.

Официальный сайт Успенского Далматовского мужского монастыря — http://dalmate.ru/.

Источник: molitva-info.ru

Давно собирался включить в состав одной из поездок осмотр купеческих домов в Шадринске и Свято-Успенского монастыря в Далматово. И вот в одной из вылазок местного значения удалось это сделать. Правда пока только в отношении Далматово. Заезжали по дороге в Каменск-Уральский, у стен монастыря оказались уже перед сумерками.

Название монастыря, а позже и поселения возникло от имени основателя, монаха Далмата, в миру Дмитрия Ивановича Мокринского. Сын казачьего атамана дружины Ермака принял постриг после смерти своей супруги.

По легенде, когда Далмат поселился в этих местах, земли здешние принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то жаловал монаха. 50-летний Далмат обитал в пещере, которую сам и вырыл в высоком берегу Исети. Пару раз Илигей пытался убить монаха. Да потом случилось событие, в корне изменившее отношения врагов. Приснилась Илигею Царица Небесная с призывами поддержать старца, дальнего своего родственника по материнской линии к тому же.

Вот так вот и стал татарин Илигей первым благодетелем монастыря, выделив земли под строительство из собственных угодий. Годом основания монастыря считается 1644-й.

Стены монастыря строились уже сыном Далмата, архимандритом Исааком. Многое выдержали стены монастыря. И крупное местное крестьянское восстание 1762 года, и более серьезную осаду пятитысячным пугачевским войском (защитников монастыря было в десять раз меньше).

Д.Н.Мамин-Сибиряк посвятил этому сражению повесть "Охонины брови", монастырь там присутствует под названием Прокопьевский.

Как это часто бывает, вокруг монастырей ходят легенды о системе тайных подземных ходов. Часть ходов, связывающих подвалы зданий монастыря была обнаружена молодыми учеными в самом начале становления советской власти.

Позже, в послевоенные уже годы, во время строительных работ провалился в подземную пустоту бульдозер. А когда пытались его оттуда достать, обнаружили подземные ходы с деревянной крепью.

Что касается судьбы монастыря при советской власти, его, конечно, закрыли. Поначалу здесь был организован музей, что, согласитесь, очень даже неплохо, судьбу монастыря можно было даже назвать завидной в сравнении с другими храмами.

Однако после победы в Великой Отечественной войне советскому государству требовались новые производственные мощности и крепкие вековые стены храмов монастыря решено было отдать под размещение завода "Старт". И вскоре вместо куполов в небо стали торчать дымовые трубы. Никаких изменений не было даже после признания монастыря памятником истории и культуры республиканского значения.

Восстановление и реставрацию монастырских зданий начали несколько лет назад. Процесс, похоже, на многие годы. Сейчас в надлежащий вид приведена Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (1871 год основания). Работы на главном храме, Успенском соборе в самом разгаре, в наше посещение он стоял весь в лесах. Монастырь действует, монахи ведут хозяйство и принимают паломников.

Успенский собор, к слову, был первым каменным храмом в Зауралье (начало 18-го века).

Большое значение имел монастырь и в части духовного просвещения в Сибири и Зауралье. Училище при монастыре окончили многие известные люди, среди которых выделю изобретателя радио — А.С.Попова.

Еще про Средний Урал и Зауралье на моем канале:

Тагил оказался весьма приятным местом

Ирбит. Городок с большим туристическим потенциалом

Единственный в России Государственный музей мототехники

Красивое и необычное на Среднем Урале. Липовский карьер

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.