Поколение «рожденных в СССР» владимирцев выросло в уверенности, что город основан в 1108 году. Потому у нас и парк «восьмисотка», и на мосту в центре эта дата. И вдруг в 90-е годы волевым решением властей город «состарился» больше чем на век.

С тех пор уже почти два десятка лет ученые и патриоты спорят, когда же именно, и каким конкретно князем был основан город Владимир. 990 год или 1108-й? Отступать, честно говоря, некуда — для древней столицы Руси, чем старей, тем лучше. На деле же, оказывается, что в шутке, где Владимир переименовывают во «Владимир Владимирович» есть доля правды. Обе даты имеют право на жизнь, и оба князя Владимира — Красное Солнышко и Мономах — основали град сей, хоть и прославился он только при третьем князе — Андрее Боголюбском.

МОРЩИНЫ ГОРОДУ К ЛИЦУ

В некоторых летописях действительно упоминается, что Владимир-на-Клязьме был основан князем Владимиром Красное Солнышко во время его восточного похода на булгар около 990-992 года. В обоснование этой даты приводятся данные более поздних летописей — Супрасальской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа.


В советское время была принята совершенно другая дата — 1108 год, тоже из летописей. Ее придерживался крупнейший авторитет по истории и культуре Владимиро-Суздальской Руси Николай Воронин. Так что в 1958-м был широко отмечен 850-летний юбилей города. Старожилы до сих пор благодарны тогдашнему мэру Роберту Магазину, который не просто «выбил» из центра деньги на праздник. Во Владимире впервые появился капитальный мост через Клязьму, путепроводы над Ерофеевским спуском, ну и, разумеется монумент на Соборной площади. Сейчас жители почти не связывают эти объекты с торжествами полувековой давности, самым живучим в обиходе оказалось почему-то название «Парк им.850-летия Владимира», он же «восьмисотка», хотя официально он так не называется уже давно.

Старые юбилейные надписи до сих пор проступают местами, например, на чугунных перилах путепровода на Большой Московской улице. И поэтому владимирцы и туристы любят позубоскалить на тему: «Если городу больше тыщи лет, когда ж это все понастроено было, при каком царе?»

А все дело в том, что после крушения СССР стали активно искать доказательства, что городу больше тысячи лет. И основал его, стало быть, не князь Владимир Мономах, а сам Владимир Креститель (Красное Солнышко). Подоплека простейшая — в том, что древнейшим городам в перспективе будет оказываться денежная поддержка, не сомневался никто.


За более древнюю дату высказался академик Дмитрий Лихачев.

— Мне представляется несомненным, что город Владимир был основан именно в 990 году, писал он. — Выводы архиепископа Валентина в его докладе, посвященном 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли, бесспорны. В итоге, вопрос решил голосованием горсовет! Точку поставил сам «царь» Борис Ельцин в августе 1995 года. Город Владимир был официально назван «символом духовности и оплота россиян за свободу и независимость», деньги на празднование тысячелетия из федерального бюджета тоже нашлись. Правда прошли торжества с пятилетним опозданием, потому и назывались «Вступление города во второе тысячелетие». Только в отличии от советского времени, ни одной знаковой постройки, как в результате юбилея 1958 года, в городе не появилось.

ВЛАДИМИР ЗАЖИЛ ТОЛЬКО СО ВТОРОГО РАЗА

С тех пор накал страстей насчет правильной даты несколько спал, особенно после того как был поставлен памятник Владимиру Красное Солнышко, но не для ученых. Самая большая проблема — нет археологических находок, подтверждающих более древнюю дату, тогда как раскопки в историческом центре идут ежегодно более полувека. Было дело, находили арабские монеты XI века, но монеты ходили в ту эпоху по рукам на протяжении столетий, так что это косвенная улика.


— Понятно, что там, где стоит Владимир люди жили с древнейших времен, но назвать это городом трудно, — считает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и краеведения ВлГУ Андрей Тихонов. — Я постоянно общаюсь с археологами, они говорят, сколько мы ни копаем, мы не находим слоя XI века. Его просто нет.

Как же так, выходит «тысячелетний Владимир» — ненастоящий?

— Скорее всего, во время восточного похода Владимир Красное Солнышко основал на Клязьме город, но после ухода князя он захирел — в истории такое бывает! — рассказал нам ученый. — Город все же — это место, где постоянно находится князь и дружина, есть стены и значительное неземледельческое население. Если это и было, то существовало недолго. У археологов даже находок первой четверти XII века очень не много, и только позднее — во времена Андрея Боголюбского, во второй половине XII века — находок много, это расцвет Владимира, эпоха белокаменного строительства. Такое положение дел можно объяснить только одним: Владимир Красное Солнышко основал город по пути на войну, какое-то время — пару месяцев — был здесь (походы тогда были очень не быстрым делом). Но потом — на долгий срок — осталось разве что очень небольшое поселение.

ДАЕШЬ ИСТОРИЮ В 25 ТЫСЯЧ ЛЕТ?

— В городской черте Владимира найден Сунгирь, стоянка древнего человека эпохи палеолита — это 25 тысяч лет, — напоминает Андрей Тихонов. — Но это же не повод отсчитывать историю города с тех времен! Понятно, что сегодня очень любят «удревнять» города, недавно, скажем, отмечали 1000-летие Казани… Просто под такие юбилеи удобно попросить федеральные деньги у Москвы.


Так, что же делать, выяснять правду, которая может оказаться неудобной, или оставить ученых наедине с их спором, хоть он может стать бесконечным?

— Я думаю, что городские власти должны обратиться с официальным запросом в Институт Российской истории РАН, который проведет нужные экспертизы и даст окончательное заключение. Плюс институт Археологии может к этом подключиться, — говорит Андрей Тихонов. — Есть риск разочарований, но надо делать все по науке, а не голосованием.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Летописцы просто попутали города?

В состав Российской империи входил и другой город Владимир — Владимир-Волынский(теперь это территория Украины). В старину, чтобы не путать, наш Владимир часто называли Владимир Залесский или Владимир на Клязьме. Однако эти названия не прижились, и вполне может быть, что в летописях, по которым вроде бы нашему Владимиру тысяча с лишним лет, речь шла все-таки об украинском городе на Волыни. С его датировкой, кстати, разночтений нет. Первое летописное упоминание в 988 году, когда все тот же Владимир Красное Солнышко захватил здешнее поселение и назвал своим именем.

Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Тысячелетие 1 — Прочность юбилейного путепровода проверяют грузовиками с песком.

Тысячелетие 2 — «Неправильное» 850-летие встречали с радостью за новое строительство.

Тысячелетие 3 — На месте памятнику князю Владимиру полвека назад стояла скульптура «Материнство»

Источник: www.vladimir.kp.ru

История города Владимира

Владимирские земли были заселены людьми со времен палеолита. Об этом свидетельствуют каменные орудия труда, найденные во время археологических раскопок. В VI-VII веках в окрестных лесах жило древнее летописное племя меря, а на холме, где теперь возвышается величественный Успенский собор, исследователи обнаружили мерянский поселок.

Князь Владимир I Святославович

В IX-X веках на берегах Клязьмы стали селиться славяне-кривичи. Большинство историков считает, что город появился в 1108 году, и Новгородская летопись называет имя его основателя – русского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Некоторые местные краеведы уверены, что Владимир появился раньше – в 990 году, благодаря князю Владимиру I Святославичу, при котором произошло крещение Руси. Интересно, что версию о более ранней датировке основания города поддерживал и известный российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Владимир быстро рос и укреплялся как опорный пункт для защиты окрестных земель. В 1157 году князь сделал его столицей Ростово-Суздальского княжества. Известно, что Владимир несколько раз подвергался набегам татарских войск, и самые разрушительные нападения произошли в 1238 и 1293 годах. В 1382 году, как и другие русские поселения, город сильно пострадал от войск Тохтамыша.


Владимир был главным городом в Северо-Восточной Руси. Он не имел собственной княжеской династии, поэтому городом правили назначаемые Ордой удельные князья.

После возвышения Москвы Владимир перешел в разряд провинциальных городов. Небольшой культурный и экономический подъем начался только во второй половине XVIII века, когда город сделали центром наместничества, а потом и центром губернии. Во Владимире стали строить каменные общественные здания, создали несколько учебных заведений, драматический театр, типографию и музей. Большие перемены принесло открытие железной дороги, которая соединила Владимир с Москвой.

Владимир на почтовых открытках начала XX века

После установления советской власти некоторые городские улицы переименовали, а большинство приходских церквей закрыли для верующих. Чуть позже 6 храмов и собор Рождественской обители снесли. В довоенное время Владимир быстро рос и стал превращаться в крупный промышленный центр.

В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировалось много жителей из западных областей страны. В городе работало 18 госпиталей, и жители Владимира активно сдавали кровь для раненых.

В послевоенные годы индустриализация города продолжилась. В 1960 году был построен мост через Клязьму и возвели жилой квартал на правом берегу реки. С 1970-х годов Владимир превратился в один из туристических центров. Сегодня много путешественников из других городов страны и из-за границы приезжает сюда, чтобы познакомиться с историей Владимира и увидеть древние исторические памятники.


Вид на город со стороны моста через Клязьму

Достопримечательности Владимира

Древний русский город Владимир славится своей богатой многовековой историей и уникальной архитектурой. В первую очередь туристы стремятся осмотреть объекты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота

В XII веке Владимир был обнесен валом и имел пять въездных ворот. До наших дней сохранились только одни из них – Золотые. Уникальный памятник древнего русского крепостного зодчества находится в историческом центре, на улице Большая Московская, 43. Золотые ворота служили парадным въездом в город. Через них во Владимир традиционно проезжал князь и его дружина.

В наши дни внутри старинных крепостных ворот находится музей воинской доблести. Его экспозиции разместились в надвратном храме. Пришедшие сюда туристы могут увидеть древние доспехи и оружие. Стенды и витрины рассказывают о воинском подвиге известных российских полководцев, а в центре музея стоит диорама, на которой воспроизведена осада Владимира в 1238 году. С понедельника по четверг музей работает с 10.00 до 16.00. В другие дни он закрывается на час позже. По вторникам экспозиция не работает.


Золотые ворота со стороны Большой Московской улицыВид на Золотые ворота с Козлова валаПроход под Золотыми воротами

Успенский собор

Древний православный храм стоит на высоком берегу Клязьмы более 850 лет. Он был заложен в 1158 году, во времена правления Андрея Боголюбского. Князь хотел, чтобы новый храм стал главным на всей Владимиро-Суздальской Руси, поэтому позвал для его строительства лучших каменщиков, иконописцев и ювелиров. Известные мастера съезжались во Владимир из Киева, Галича, Германии и Греции.

Пятиглавый собор и поныне остается одним из главных украшений города. Он является усыпальницей владимирских епископов и митрополитов. Внутри древнего храма можно увидеть сохранившиеся фрагменты настенной росписи, выполненной знаменитым русским изографом Андреем Рублевым.

Успенский соборКаменная резьба на стенах Успенского собора

Дмитровский собор

Строгий и величественный Дмитровский собор был выстроен позже Успенского – в конце XII века, когда княжил Всеволод Большое Гнездо. Князь хотел, чтобы во Владимире появился его «личный» храм, и по желанию правителя сбор освятили в честь почитаемого христианами Дмитрия Солунского.

Дмитровский собор представляет собой византийский четырехстолпный храм с тремя полукруглыми алтарными апсидами. Он богато декорирован изящной белокаменной резьбой, и за красоту его часто называют «поэмой в камне». По внешнему убранству собора можно сделать вывод, что над ним трудились не только владимирские, но и греческие резчики.


Внутри храм выглядит гораздо скромнее. Из старинных фресок сохранилась настенная роспись XII века, выполненная греческим изографом и его русским помощником.

Дмитровский соборДекор купола Дмитровского собора Каменная резьба на стенах Дмитровского собора Все достопримечательности Владимира

Музеи Владимира

Неподалеку от Успенского и Дмитровского соборов находится большой музейный комплекс «Палаты». Он занимает три этажа здания, построенного в XVIII веке (улица Большая Московская, 58). Музейный комплекс состоит из постоянных экспозиций и выставок для взрослых и детей, которые знакомят гостей с устройством русского дома, традициями старой школы, народными ярмарками и книгопечатанием. В «Палатах» также есть картинная галерея, где собрано более 300 картин художников XVIII-XX веков. Погружение в прошлое начинается прямо с порога, так как все экскурсоводы и сотрудники музейного комплекса встречают посетителей в костюмах XIX века. Музейный комплекс открыт в любой день, кроме понедельника: по вторникам и средам с 10.00 до 16.00, а с четверга по воскресенье с 10.00 до 17.00.

В музейном комплексе "Палаты"

Один из музеев города носит название «Старый Владимир». Его очень легко найти, потому что здание, которое он занимает, похоже на стилизованную крепость (улица Козлов вал, 14). На самом деле это перестроенная водонапорная башня. Музей посвящен истории города конца XIX – начала XX века. Здесь можно увидеть, как выглядел типичный владимирский трактир и церковная лавка, конная повозка и офицерский дом. Стены залов увешаны старыми фотографиями, вырезками из городских газет и театральными афишами. Туристы любят «Старый Владимир» за смотровую площадку наверху башни, откуда отрывается хорошая панорама города и просторная долина реки Клязьмы. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.


Здание музея "Старый Владимир"В одном из залов музея "Старый Владимир"

Богатая на таланты Владимирская земля издавна славилась народными промыслами, поэтому с середины 1970-х годов в старообрядческом Троицком храме открыт музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки. Он находится рядом с Золотыми воротами, на Дворянской улице, 2. В на первом этаже музея выставлены предметы декоративно-прикладного искусства – изделия из стекла и хрусталя, а также лаковые миниатюры из владимирского села Мстёра. На втором этаже экспонируются народные вышивки – знаменитая «мстёрская гладь» и «владимирский шов». Музей открыт для гостей со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00.

Чтобы узнать самые интересные подробности из 1000-летней истории Владимира, многие путешественники отправляются в старое здание, расположенное между Богородице-Рождественским монастырем и зеленым парком «Липки» (ул. Большая Московская, 64). Исторический музей занимает особняк, построенный в 1900 году. Здесь хранится богатая археологическая коллекция с первобытной стоянки «Сунгирь». В залах музея можно увидеть редкие фотографии и документы, древние монеты и оружие, старинные книги предметы быта, которыми пользовались жители Владимира. В понедельник и четверг музей работает с 10.00 до 16.00, а в остальные дни – до 17.00. Выходной день – вторник.

Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивкиИсторический музей

В здании, пристроенном к двухэтажной купеческой усадьбе XIX века, разместился дом-музей Столетовых. Представители этой фамилии оставили большой след в истории Владимира. Членами семьи Столетовых были именитые купцы, генералы и ученые. Музей открыт для посетителей во вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 10.00 до 16.30, в среду и четверг с 10.00 до 15.30. Он находится напротив Богородице-Рождественского монастыря, на улице Столетовых, 3.

Чтобы больше узнать о природе Владимирской области, стоит запланировать визит в музей «Родная природа», который расположен на улице Мира, 19, неподалеку от здания администрации Владимира. В музейных залах выставлены чучела зверей, живущих в местных лесах. Здесь можно увидеть волка, медведя, марала, кабана, лося и рысь. Любопытно взглянуть на смоделированные в залах типичные природные уголки Средней полосы России – луг, поле, водоем и лес. Примечательно, что визуальные экспозиции дополняют звуки природы – птичье пение, крики животных и жужжание насекомых. Попасть в музей можно со вторника по пятницу с 10.00 до 17.00, а по субботам и воскресеньям с 10.00 до 16.00.

Тем, кто неравнодушен к русской выпечке, стоит отправиться на улицу Большая Московская, 40, где расположен владимирский музей пряника. Частная коллекция разместилась в здании, возведенном в конце XVIII века, и рассказывает о традициях изготовления русских пряников. Для гостей музея проводятся мастер-классы, во время которых каждый может попробовать расписать печатный пряник. Здесь же, в магазине продают вкусные сувениры. Музей открыт без выходных: в будние дни с 9.00 до 19.00, а по субботам и воскресеньям с 10.00 до 20.00.

Дом-музей СтолетовыхВ музее "Родная природа"Владимирский музей пряника

Активное развитие туризма стало одной из причин появления во Владимире другого частного музея, посвященного ложкам. Он находится напротив Северных Торговых рядов, в доме № 4 по Октябрьской улице. В музейных витринах можно увидеть изделия мастеров-ложечников, делавших ложки для двора российских императоров, ложки-подарки, а также ложки, которые использовались для церковных обрядов. В коллекции музея есть не только российские ложки – здесь экспонируется много сувениров, привезенных из других стран. Двери музея открыты с 11.00 до 19.00 в любой день, кроме понедельника.

Музей ложкиМузей ложки

Во Владимире существует музей под открытым небом, посвященный железнодорожному транспорту. Рядом с Вокзальной площадью выставлены пассажирские и грузовые вагоны для узкоколейных железных дорог, а возле них стоит паровоз серии «Л», выпущенный в середине прошлого века.

В историческом центре, на улице Большой Московской, 26, для детей открыт интерактивный музей-сказка «Бабуся-Ягуся». Здесь хранится около сотни изображений одной из главных героинь народных сказок – Бабы Яги. На полках музея красуются бумажные и глиняные сказочные «старушки», а также фигурки, сделанные из металла, дерева и воска. Чтобы дети не скучали, их сопровождают актеры, переодетые в костюмы Кикиморы и Кощея Бессмертного. Музей-сказка принимает гостей каждый день с 10.00 до 22.00.

В музее "Бабуся-Ягуся"

Где перекусить

Во Владимире, и особенно в историческом центре города, работает множество ресторанов и кафе. Большинство из них расположено на Большой Московской и прилегающих к ней улицах. Здесь подают традиционные блюда русской кухни, а также блюда европейской, средиземноморской, итальянской, японской и кавказской кухонь. Большой популярностью у туристов пользуются блины, их можно заказать в любом кафе Владимира.

Вкусно и недорого кормят в кафе быстрого питания гипермаркета «Глобус», который стоит на выезде из города в сторону Суздаля (Суздальский пр., 28). Это кафе работает с 8.30 до 23.00 с понедельника по четверг и с 8.30 до 24.00 с пятницы по воскресенье.

На выезде из Владимира в сторону Юрьева-Польского расположен торговый центр «Мегаторг» (ул. Тракторная, 45). На втором этаже здания находится неплохой бюджетный фудкорт. Хорошо и недорого можно пообедать в столовой «Серебряная подкова», которая размещается на втором этаже торгового центра «Гагаринский». Она открыта с 9.00 до 18.00.

Кафе "Абажур"Бар "Жига-Бар"

Сувениры

Путешественники, желающие приобрести сувениры во Владимире, могут это сделать в небольших лавках на Большой Московской улице, в специализированных магазинах, музеях, а также в сувенирных отделах крупных торговых центров. У туристов очень популярны изображения герба Владимира, Золотых ворот, Успенского и Дмитровского соборов. В городе продают кружки, тарелки, брелоки и другие изделия с популярными видами Владимира.

В сувенирных лавках торгуют бюстами знаменитых владимирцев, оставивших большой след в истории древнего русского города, плетеными изделиями из лозы и расписной керамической посудой. Востребованными сувенирами являются деревянные расписные украшения и изделия из бересты.

В городе работает небольшая фабрика, выпускающая столовое серебро, поэтому в магазинах Владимира всегда можно увидеть столовые наборы из ложек, ножей и вилок, декоративные ложки с надписью «Владимир», изящные кулинарные лопатки, серебряные подставки для чашек и аккуратные кольца для салфеток.

Одним из старинных местных промыслов является вышивка. Красивые изделия с цветным «владимирском швом» и мстёрской белой гладью продают не только в сувенирных лавках, но и в крупных универмагах. Это комплекты постельного белья, наволочки, салфетки, полотенца и предметы одежды.

Из «вкусных» сувениров из Владимира везут ароматные покровские пряники, шоколад и шоколадные конфеты. Если поездка пришлась на летнее время, стоит поискать знаменитую владимирскую вишню. Местные садоводы выращивают прекрасные по качеству ягоды, которые отличаются сочностью, темным цветом и легкой кислинкой.

В сувенирной лавкеСувенирная керамикаСувениры в Музее пряника

Транспорт

Исторический центр города довольно компактен, и по нему удобно передвигаться пешком. Во Владимире существует 8 троллейбусных маршрутов и 30 маршрутов автобусов и маршрутных такси. Общественный транспорт начинает курсировать по городу с 5.30 утра. По тем маршрутам, на которых, кроме номера, указана литера «С», ездят автобусы большой вместимости, предназначенные для льготного проезда по единому социальному проездному билету.

Пригородные автобусы связывают Владимир с другими городами и селами области. На автобусах № 3С, 18С, 53, 102, 107 и 152 можно доехать до Боголюбова, возле которого находится знаменитая церковь Покрова на Нерли.

При желании, во Владимире всегда можно взять такси, остановив машину на улице или заказав по телефону. Конкуренция среди водителей высокая, так что такси по вызову приезжает очень быстро.

Размещение

Владимир ориентирован на туристов, поэтому в городе построено много отелей разного уровня – от элитных гостиниц до недорогих хостелов. Удобно, что полную информацию о вариантах, где остановиться, и ценах всегда можно получить в справочном бюро на железнодорожном вокзале или в любом из туристических агентств Владимира. Вы также можете заранее забронировать номер в отеле с помощью сервиса Booking.com, что будет особенно актуально в разгар туристического сезона.

Гостиница "Владимир"Гостиница "Владимир"

Несколько хостелов, предлагающих размещение от 400-500 рублей за ночь, находятся в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Кроме хостелов, бюджетные номера предлагают владимирские гостевые дома, базы отдыха и турбазы. Те, кто путешествует всей семьей или в компании друзей, предпочитают снимать во Владимире квартиры посуточно.

Как добраться

Владимир находится в 190 км к востоку от Москвы. Добраться до этого города можно по-разному. Дорога на автомобиле занимает около 3,5-4 часов. Автомобилистам следует учитывать, что участок автотрассы М-7 «Волга» от столицы до Балашихи почти всегда «стоит», и на его преодоление вместо 25-30 минут приходится затрачивать около часа.

Простой и экономичный вариант – добраться до Владимир на поезде. Ежедневно с Курского вокзала отходит более десятка электропоездов и поездов дальнего следования в нужном направлении. Часть из них – прямые, а некоторые идут до Нижнего Новгорода и делают промежуточную остановку во Владимире. Дорога занимает от 1 ч 39 мин до 3 ч 35 мин. Самые быстрые поезда – «Ласточка» и «Стриж». Удобно, что железнодорожный вокзал во Владимире находится недалеко от исторического центра города.

Некоторые предпочитают приезжать во Владимир на автобусах, которые отправляются с автовокзала возле станции метро «Щелковская». Рейсовые автобусы начинают ходить с 6.00. В зависимости от трафика дорога на автобусе занимает от 3 до 5 часов. До Владимира также ходят рейсовые автобусы из Ярославля, Иваново, Мурома, Гороховца, Переславля-Залесского, Александрова и некоторых других российских городов.

Источник: wikiway.com

Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

 

Старик Владимир требователен к своим гостям: путь к сердцу города осилит идущий. В самом прямом смысле: как бы вы ни приехали сюда — поездом ли, автобусом, — чтобы добраться до древних соборов, надо пройтись ногами, вверх до самой кручи широкоплечего холма. И даже изнеженным автомобилистам придется на время забыть о комфорте: по всей Соборной площади как есть запрещена парковка, так что — в сторону, за версту, в переулки, а потом все равно пешком, пешком. Туда, где поднимается резное белокаменное чудо, откуда есть пошла Северо-Восточная Русь и современная Россия.

 

Лучше, чем в Киеве

 

Эти соборы — не просто памятники архитектуры, они еще и символ русской государственности, куда более древний и национальный, чем московско-итальянский кремль. Символ слегка запылился в эпоху «братства народов», но ныне, когда Киевская Русь приватизирована украинской официальной историографией, он вновь обретает исконное значение. Древние князья, ставившие эти соборы, наверняка не глядели так далеко; но цель перещеголять дряхлеющую Мать городов русских они, безусловно, преследовали.

 

Когда беспокойный Юрий Долгорукий осуществил наконец свою мечту и утвердился в Киеве, сыну его Андрею, будущему Боголюбскому, казалось бы, обеспечены были и карьера, и наследство. Но под сенью Софии тому не сиделось, и в 1155 году уехал Андрей из пафосного Вышгорода в провинциальную глушь, в дальнее Суздальское ополье. И не просто уехал, а увез с собой чудотворную икону Богородицы — выражаясь неполиткорректным языком, князь ее из Вышгорода украл. Как-то ночью Пречистая Дева явилась Андрею во сне и велела оставить образ во Владимире-на-Клязьме. Так на Руси, отныне уже не Киевской, появилась икона Божией Матери Владимирской, а заодно и новая столица.

 

Отражением Божественной и княжьей воли стал Успенский собор «о пяти верхах», заложенный в 1158 году и законченный в два года. Храм превзошел высотой Софию Киевскую, а на его содержание князь Андрей выделил десятую часть своего дохода, как в киевской же Десятинной церкви.

 

 Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

М. Кудрявцев. Владимир на Клязьме. Успенский и Дмитровский соборы детинца в конце XII в.

 

Со времен Татищева гуляет сказ о том, что строили Успенский собор якобы зарубежные мастера, «из умных земель», аж от самого Фридриха Барбароссы; однако это то ли не совсем так, то ли совсем не так. Из Лаврентьевской летописи узнаем: «создана бысть церкви святая Богородица в Володимере благоверным и боголюбивым князем Андреем… по вере же его, и по тщанью его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквий». Так что специалисты Рыжебородого, судя по всему, помогали в отделке храма, а строили его все же наши зодчие, русские.

 

Кстати, и младшему брату Андрея, Всеволоду Большое Гнездо, унаследовавшему великокняжеский престол, не потребовалось никаких иностранных мастеров, чтобы возвести новый храм. Старый пережил своего создателя на одиннадцать лет и рухнул, не выдержав пожара 1185 года. Обновленный Успенский собор в общих чертах повторял прежний, но был еще больше. Таким он перенес новый страшный пожар — тот самый, во времена Батыева нашествия 1238 года, когда в этих стенах задохнулись в дыму искавшие спасения горожане и семья великого князя Юрия Всеволодовича.

 

Таким храм стоит и поныне, несмотря на предпринимавшиеся попытки приспособить древнее строение к вычурным вкусам века восемнадцатого. Тогда собору растесали окна (старинные узкие показались мрачноватыми), поставили зачем-то примитивную четырехскатную кровлю, в 1810 году пристроили колокольню. Реставраторы конца XIX века пресекли издевательства и вернули телу храма первоначальный облик. Колокольню, как сооружение выдающееся, оставили.

 

Символы власти

 

Одноглавый Дмитриевский собор смотрится «младшим братом» Успенского. Да, по сути, он таков и есть. Возводился в самом конце XII столетия все тем же Всеволодом Большое Гнездо как дворцовый храм, соответственно, значительно меньше Успенского собора, но украшен богаче. Удивительная резьба Дмитриевского по сей день радует глаз. В кружеве из белокаменных зверей и трав древние мастера вытесали государей бывших и современных — для них, разумеется: самого Всеволода, библейского Давида (в данном случае еще и политический символ: Большое Гнездо ненавязчиво так поставил себя «на одну доску» с мудрым ветхозаветным царем, из рода которого происходит Христос), и… Александра Македонского. Видеть изображение царя-язычника на христианском храме неискушенному зрителю непривычно, но в Средние века благодаря греческому сочинению «История Александра Великого», у нас известного как «Александрия», Македонский был в чести и в Европе, и на Руси; истории о нем были не менее популярны, чем каноническая агиография, и более интересны, чем сказки о песиголовцах Гипербореи. Конечно, изображение вершителя судеб древнего мира на стене Дмитриевского собора — это тоже дань политике. Хотя зоркий глаз любителя античности может разглядеть в хитросплетениях резьбы еще и… Геракла, да-да, самого натурального Геракла, побивающего непохожую на себя лернейскую гидру и стреляющего из лука в стимфалийских птиц.

 

Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

 

Между двумя соборами, в зеленом парке красуется большое желтое здание. Ему больше двухсот лет, и в народе его не совсем корректно называют «Палаты». На самом деле это — Присутственные места. Возвести их на этом месте было решено согласно Плану губернского города Владимира 1781 года. Строительство поручили известному архитектору Карлу Бланку — автору шатра Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, павильона в усадьбе Кусково и других выдающихся сооружений. Возведение здания «начало свое возымело» в сентябре декабре 1785 года, а закончилось через пять лет. После торжественного молебна и окропления здания святой водой губернатор лично ввел чиновников в корпус. По «Описанию города Владимира» 1801 года новое детище К.Бланка выглядело так: «Огромный каменный о трёх этажах дом, из коих в нижнем помещены губернские и уездные казначейства и при них для хранения денежной казны кладовые ордонанс-гаус, градская полиция, нижний земский суд, архивы губернского правления и казённой палаты, в среднем – губернское правление, казённая палата, приказ общественного призрения, а в верхнем – уездный суд, городовой магистрат, губернская и обер-форшмейстерская чертёжная». В советское время Присутственные места сохранили свое «чиновничье» назначение. Кабинеты, которые до революции называли «камерами», заняли сотрудники областного исполкома. К 1989 году в Палатах «квартировались» 64 организации со штатом более шестисот человек…

 

Необыкновенный музей

 

Все изменилось в начале девяностых. На волне возрождения Веры, Владимиро-суздальский музей-заповедник передал Церкви несколько храмов, вывезя оттуда экспонаты и имущество. Тогда же было построено новое здание администрации, а освободившиеся Присутственные места решили отдать музею — в благодарность за церкви. Уже через пять лет здание распахнуло свои двери не для просителей, а для тех, кто готов на несколько часов отправиться в путешествие во времени…

 

«Несколько часов» — это вовсе не преувеличение. Если нет их в запасе, наверное, лучше в Присутственные места не соваться — только впечатление испортишь. Но, когда внутри — время летит незаметно. Кто тут останется равнодушным? На верхнем этаже постоянно сменяют друг друга новые выставки — владимирцы обмениваются с музеями-побратимами Золотого кольца. Ценителям живописи — на второй этаж. При входе по телу бегут мурашки — и вовсе не от кондиционера, который, в соответствии с температурным режимом, поддерживает в зале холодок: дух захватывает от того, что перед вами — огромные древние иконы, в том числе бесценные шедевры Андрея Рублева. В картинной галерее — более трехсот полотен, в том числе таких почтенных мастеров, как В.Тропинин, И.Шишкин, А.Саврасов, В.Васнецов, П.Кончаловский… Кстати, многие картины музей-заповедник приобретал сам, на собственные деньги.

 

Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

 

Для любителей дворянской старины, изысканного быта благословенного XIX века — элегантная экспозиция «Минувших дней очарованье». Из отдельных экспонатов, как из кусочков мозаики, создан целый мир — с гостиными, будуарами, даже садовыми беседками! Каждый уголок дышит собственной жизнью, и манекены, которые редко увидишь в подобных экспозициях, только усиливают это ощущение остановившегося прекрасного мгновения. Хозяйка склонилась у прикрытого тканым экраном камина; холодная красавица заскучала одна в большой гостиной; городская модница застыла в полушаге от входной двери, словно вспоминая — не забыла ли веер, с помощью которого можно подавать особые знаки кавалерам, или еще какую-нибудь обязательную мелочь. Строгую музейную академичность в сторону: классических табличек, дотошно рассказывающих посетителям, что есть что (длинные подписи мало кто читает, короткие блещут содержательностью, например: «Портсигар. XIX век»), здесь нет, вместо них — стихи русских поэтов о дворянских гнездах, о романтической юности, о родной природе…

 

А самым юным посетителям музея и подниматься никуда не надо. На первом этаже они могут пройтись… по улице старого города. Экспозиция «История в лицах» может показаться кому-то на первый взгляд наивной или «домотканой», пока не понимаешь, что эта искренняя, слегка наивная простота в ней и подкупает. В конце концов, любовь к своему городу, своей истории, своей Родине начинается с детства. А детей не заставишь любить сухие научные труды. А такую улочку, где музей органично срастается с игрой, где можно узнать о том, как печатались первые книги, посидеть за прялкой, попить чай у самовара и ласково потрепать по лысине прохожего пилигрима — сколько угодно.

 

И еще одна не столь заметная, но очень значительная особенность Владимирского музея. Здесь не берут деньги за фотографирование в залах. В наше время, когда иной раз даже в монастырях с фотографов настоятельно просят «пожертвования», это показалось настолько удивительным, что мы не могли не спросить — почему так. «Что Вы, — ответили нам, — сюда же люди смотреть приходят, хотят себе на память что-то оставить. Неудобно деньги брать».

 

Скромная бывшая столица

 

Со смотровой площадки над Клязьминской поймой хорошо виден третий из владимирских соборов. Точнее, реплика древнего храма. Еще точнее — реплика реплики. Старый храм Рождественского монастыря, основанного в XII веке во владимирском кремле, — ровесник Успенского и Дмитровского. Именно здесь была резиденция русских митрополитов — до переезда в Москву. И именно здесь почивали мощи Александра Невского — до переноса в Санкт-Петербург. А потом Владимир лишился и самого собора. Его снесло в 1930-м, обосновавшись в монастырских стенах, ОГПУ. Отметим, что чекисты взорвали не древний храм, а по тогдашним меркам новодел — в XIX веке Рождественский храм пережил странную «реставрацию», в ходе которой его… разобрали до фундамента и отстроили заново «почти как было». Так что сейчас собор монастыря, фактически — это новодел на месте новодела. Старое здание напоминает ну очень отдаленно. А вот стены аутентичные — ОГПУ, как видно, они пригодились…

 

Владимир на клязьме

Рождественский монастырь

 

…Возвышение соседней Москвы нанесло по Владимиру роковой удар. Уехала светская власть, уехала духовная (резиденцией русских митрополитов город пробыл всего четверть века — с 1299 по 1325 год, до исторического переезда владыки Петра в Москву при князе Иване Калите). За властью потянулась и знать, и деловой люд земли Русской. Новая столица оказалась дочерью неблагодарной, Владимир потерялся в московской тени, вновь превратился в сугубо провинциальный город — это в самом сердце Руси-то! В 1880 году губернский статкомитет писал в своем ежегоднике: «Город Владимир, когда-то игравший немаловажную роль в русской истории, в настоящий момент, несмотря на некоторые следы своего величия в виде монументальных старинных построек, низошел на степень заурядных городов русских и представляет собой скромный административный центр»…

 

Зеркало этой жизни Владимира — главная улица, Большая Московская, о которой Н.Добролюбову когда-то говорили, что это «только одна улица порядочная» во всем городе. Здесь и строгий, зрелый классицизм Дворянского собрания, и не по статусу игривая краснокирпичная Гордума, и неочевидные торговые ряды, и вставные зубы эпохи атеизма на месте выковырянных храмов: «советская» блинная на месте Пятницкой церкви и уже «модернизировавшийся» салон связи вместо Николы Златовратского. Ну и сами Золотые ворота, венчающие улицу — как напоминание, что находимся мы все-таки не в провинции, а в гостях у Отца городов русских.

 

Памятник стойкости

 

Именно Золотым воротам суждено было стать символом Владимира. Широко известно, что построены они при Андрее Боголюбском в 1164 году. Менее широко известно, что от тех времен сохранились только собственно проездная арка с перемычкой и коренастыми боковыми пилонами. Впрочем, даже перестроенное, это монументальное сооружение выглядит выигрышно по сравнению с не самой удачной реконструкцией киевских Золотых ворот. Замысел князя Андрея превзойти Киев удался…

 

То, что Золотые ворота дошли до наших дней, можно считать едва ли не чудом. Судите сами: в 1238 году их штурмовал Батый, но проломить не смог — захватчики ворвались в город чуть южнее, у Спасо-Никольской церкви; в XVI – XVII веках двести лет стояли в состоянии предаварийном — выстояли и дождались ремонта; в 1767 году в воротах позорно застряла карета самой матушки Екатерины — пережили и монарший гнев, пришлось лишь пожертвовать несколькими метрами вала, устроить вокруг архитектурного памятника объезд… Да и в советское время, когда церковь, лишь чуть-чуть выступавшая за красную линию улицы, могла сразу считаться обреченной (пресловутая формулировка «создает помехи движению», желчно высмеянная М.Зощенко), Золотые ворота с храмом наверху, стоящие прямо посреди главной улицы, никто не тронул. Так и стоят уже без малого 850 лет, величественным видом своим показывая: старик Владимир не то еще переживет, не то преодолеет.

 

Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

Владимир. Золотые ворота. Фото Dmitry Kamshilin

 

Сохранился и участок вала, спускающийся от площади к Клязьме. На нем, как и сто лет назад, любят прогуливаться горожане и гости. На картах и в текстах его именуют «Козлов вал», это стало уже официальным названием. Что представляет собой редчайший парадокс: сооружение, названное не в честь строителя, а в честь… разрушителя. В XVIII веке некто «посадский человек Алексей Козлов» имел на валах… сад. Самое обычное приусадебное хозяйство. И, ковыряясь в земле, вольно или невольно подрывал исторический памятник. Садовода-любителя, конечно, привлекли куда в те времена следовало, вот только поделать ничего не смогли — Козлов доказал, что приобрел земельный участок с уже существующим садом, заплатил за него деньги и ликвидировать потому не обязан. Неприкосновенность частной собственности победила, а к валу прикрепилось прозвище, надолго пережившее скандального посадского человека…

 

С птичьего полета

 

На Козловом валу стоит прянично-сказочная башенка-теремок. Изначальное ее предназначение, впрочем, было вполне прозаическим — это водонапорная башня. Вообще, владимирский водопровод — это целая история. Проводили его в шестидесятые годы XIX века, и изначально экономные «рационализаторы» планировали не строить новое здание, а сподобить под резервуар… Золотые ворота. Как ни прискорбно это сознавать, спасти памятник от столь грубого вмешательства смогла только трагедия — на этапе земляных работ «рационализаторы» что-то недоучли по грунту, и нескольких рабочих завалило. Тогда решили не экономить за счет жизней людей и построить новую башню. Самая высокая точка Козлова вала пришлась как нельзя кстати. Изначально авторам проекта был немец К.Дилль, но свои мастера владимирцам всегда были ближе германских, и в 1912 году башенка приняла нынешний вид «мультяшной крепости» в соответствии с художественными вкусами городского архитектора С.Жарова.

 

Сейчас здесь музей. И тоже необычный — выставка «Старый Владимир». Таким город был на рубеже XIX – XX веков. Здесь тоже нет скучноватых пояснительных текстов — о городе рассказывают сами горожане, экспонаты, афиши, фотографии, газеты, реклама, документы, вещи… Вообще, описывать «Старый Владимир» — дело неблагодарное. Музей настолько выстроен, что называется, «на ощущениях», что только ощущениями его и можно воспринимать. Воссозданные церковная лавка, витрина магазина, трактирная стойка живо создают портрет города той эпохи. А сравнить то, что было с тем, что есть сейчас можно не отходя далеко — достаточно подняться на смотровую площадку водонапорной башни.

 

Отсюда Владимир виден целиком. И даже больше, чем хотелось бы — слишком очевидны с высоты городские утраты и такие сомнительные «приобретения», как заслоняющие горизонт промышленные громады и типовые жилые кварталы вперемешку с «творениями» нынешних бизнес-архитекторов. Приходится мысленно отшелушивать лишнее, проводить черту в том месте, где за древним городом встает современность, словно не к месту поставленная театральная декорация. Границу «настоящего» города хорошо видно по богато разлившейся в историческом центре зелени деревьев. И шлемовидные главы, как стражи этой границы. Справа — золото, Успенский собор. Слева — черная, Княгинин монастырь.

 

История смирения и возрождения

 

Эту удивительную женскую обитель основал в 1200 году Всеволод Большое Гнездо для своей жены Марии Шваровны. Согласия между историками о ее происхождении нет – одни говорят, что она была дочерью чешского князя, другие – что осетинского. Так или иначе, Мария была верной сподвижницей своему супругу и матерью двенадцати детей! О постриге княгиня задумалась во время болезни и, приняв в иночестве имя Марфа, стала образцом святости, учила жить в дружбе и мире, утешала страждущих и снискала такую любовь к себе, что хоронили ее, по воспоминаниям летописцев, «с рыданием и плачем великим над нею». С тех пор Княгинин монастырь стал традиционным местом погребения княгинь и княжон. Кроме самой Марии-Марфы здесь покоятся ее сестра и дочь, жена и дочь Александра Невского… Сюда же были перенесены и мощи почитаемого владимирского чудотворца Авраамия Болгарского.

 

Владимир-на-Клязьме. Отец городов русских

Княгинин монастырь 

 

В последующие годы судьба Княгинина монастыря складывалась непросто – он горел в пожарах, его разоряли татары. Менялись цари, менялось и отношение к монастырю: Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович жертвовали обители большие суммы, а вот Петр I и Екатерина II ее особо не жаловали. Возрождение монастыря началось лишь в конце XIX века, вместе с традициями милосердия, сострадания и заботы о бедных: в 1870-х годах там открывают больницу, а в 1880-х – школу рукоделия для девочек.

 

А потом, после революции, в лихие двадцатые годы Княгинин не избежал участи сотен других обителей – его закрыли, в кельи, говорят, заселили работников партаппарата, имущество разграбили, кладбище уничтожили. Сам монастырь надолго превратился в «поселок имени Воровского». По злой иронии судьбы, революционер Вацлав Воровский был одним из инициаторов гонений на Православную церковь… И даже перестроечные восьмидесятые внесли свою антирелигиозную лепту – за два года до тысячелетия крещения Руси в монастыре открыли… атеистический музей. Действующим древняя обитель снова стала лишь в 1992 году. Через пять лет при ней открыли регентскую школу.

 

Наталья и Григорий Емельяновы

Источник: pereprava.org


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.