Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева — древний естественнонаучный московский музей с богатой экспозицией, одно из самых популярных мест детских экскурсий. Расположился в здании-памятнике архитектуры на улице Малой Грузинской, 15, где ранее находился музея древностей России Петра Щукина.

Подход, с которым создавался Биологический музей имени Тимирязева, в корне отличался от идеи остальных открывшихся музеев того времени: миссия заведения — всецело охватить знания о науке жизни, не просто накапливать и хранить ценные материалы, но и раскрывать их значение с учетом биологических принципов. Здесь предъявляются высокие требования к уровню научных знаний, изложенных в экскурсиях.

Экспозиция Биологического музея Москвы

Главные экспозиции музея посвящены растительному и животному миру, теории эволюции, происхождению и эволюции человека, его влиянию на биосферу, генетике. В общей сложности в фондах музея сейчас хранится свыше 75 тысяч единиц экспонатов.


Бесплатная виртуальная экскурсия по залам доступна на официальном сайте Биологического музея им. Тимирязева.

«Живым» музей-лекторий сделали исследования рабочей лаборатории, где сотрудники наглядно проводят эксперименты, а все желающие могут поучаствовать и вживую изучить жизнедеятельность организмов. Прежде всего задачей работы музея была биологическая практика. Этими принципами руководствовался создатель заведения Б. М. Завадовский. Вот почему посещение музея так увлекательно и значительно отличается от музеев «традиционного» типа.

В музее регулярно проводятся тематические экскурсии и мастер-классы для детей и их родителей, организовываются новые временные выставки.

Режим работы Биологического музея

Биологического музея им. Тимирязева работает каждый день, кроме понедельника, по следующему расписанию:

  • вторник, среда, пятница, суббота: с 10.00 до 18.00
  • четверг: с 12.00 до 21.00
  • воскресенье: с 11.00 до 18.00.

Кассы прекращают работать за час до закрытия музея.

В предпраздничные дни время работы музея сокращается на один час.

Стоимость билетов

Стоимость входных билетов в Биологический музей им. Тимирязева зависит от категории:


  • Взрослый полный билет — 280 рублей
  • детский (от 7 до 17 лет) и льготный (для детей от 7 до 17 лет, пенсионеров, инвалидов 3 гр, многодетных семей) билеты — 140 рублей
  • дети до 7 лет, студенты, музейные работники, инвалиды 1 и 2 гр. — бесплатно.

Полный список льготных категорий можно посмотреть на официальном сайте.

Билеты можно приобретать непосредственно в кассе или онлайн. Обратите внимание, что электронный билет необходимо распечатать.

Биологический музей предлагает также годовые абонементы для неограниченного посещения музея в течение года:

  • годовой абонемент на владельца + 1 гостя: 1600 рублей
  • годовой абонемент на владельца + 2 гостей: 2700 рублей.

В музее проходят различные экскурсии — в залах музея, оранжерее, под открытым небом, с индивидуальным рабочим местом, с демонстрацией опытов и т. д. Полное описание и стоимость экскурсионного обслуживания смотрите на официальном сайте.

Как доехать до Биологического музея Тимирязева

Музейное здание удобно расположено недалеко от Московского зоопарка, в пешей доступности от Белорусского вокзала и Садового кольца.


Из центра города и удаленных районов удобно добираться на метро до станции «Баррикадная» (фиолетовая ветка) или «Краснопресненская» (кольцевая станция метро). Пешком от метро вы дойдете до музея за 10–12 минут: нужно будет пройти по улице Красная Пресня, а затем повернуть направо на Малую Грузинскую улицу.

До самого здания доезжает автобус № 116. Остальной наземный транспорт — автобусы, электробус № 79 — останавливается за перекрестком улиц Красная Пресня и Малая Грузинская. Расстояние от остановки — около 300 метров.

На машине удобно подъезжать по Звенигородскому шоссе со стороны пригорода, а из центра — по Садовому кольцу с поворотом на улицу Красная Пресня.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями служб такси: например, Gett или Яндекс. Такси.

Московский Биологический музей имени Тимирязева на панорамах Google Maps

Источник: www.tourister.ru

Этот музей волшебный даже снаружи. Изящное здание в новорусском стиле, похожее на терем царя Салтана, создавалось в своё время как частный дом-музей (правда, древностей). Но сегодня здесь царит совсем другой мир, не мёртвый, давно исчезнувший с лица земли, а настоящий Ноев ковчег, в котором найдётся место всему живому, что есть на нашей планете.


Государственный Биологический музей имени Климента Аркадьевича Тимирязева — это то место, куда стоит прийти семьёй. Это понимают и сами посетители, и сотрудники музея, которые стараются сделать экскурсии по комплексу максимально яркими и запоминающимся. Судя по тому, какой популярностью пользуются семейные программы, им это удаётся. Посещение музея помогает родителям и детям сблизиться, найти общие интересы и уйти от домашних конфликтов. Вместе с мамой и папой ваши дети поучаствуют в необычных опытах, научатся работать с микроскопом, увидят микробов и бактерий. Семья участвует в викторинах и квестах, шумных играх и праздниках. Это помогает детям полюбить биологию и научиться жить по экологическим принципам, сохраняя мир, подаренный природой.

Интересная особенность этого музея — экспонаты здесь не только копируют те или иные виды животных и растений. В здании есть небольшая по площади, но весьма яркая по наполнению оранжерея. Здесь растут тропические цветы, загадочные кустарники-хищники, которые питаются насекомыми, и растения, которые находятся на грани исчезновения.

В архивах хранится около 60 000 экспонатов. Карта экскурсий этого музея поистине огромна и насчитывает более шестидесяти маршрутов, посвящённых всем видам животных и растений, когда-либо существовавшим на нашей планете, многие из них сопровождаются демонстрацией научно-популярных фильмов и опытами.
оме того, здесь существуют образовательные программы для детей разного возраста, объединения любителей кактусов, орхидей, коллекционеров и садоводов. В музее часто бывают художники, его живописные экспонаты вдохновляют их на творчество. Здесь проводятся фотовыставки, посвящённые природе, выставки изобразительного искусства и живых экзотических животных, биологические квесты. Есть также программы для празднования дня рождения.

Источник: KudaGo.com

Коллекционеры Щукины

В начале 1880-х годов купец Иван Васильевич Щукин основал Торговый дом «Щукин и сыновья». Его фирма была одной из крупнейших в России, торговала в основном тканями и мануфактурными изделиями как внутри страны, так и за границей. Своих сыновей Иван Васильевич сделал младшими партнерами: Николай занимался поставками из России, Петр работал со странами Востока, Сергей отвечал за связи с Западом.


Братья Щукины были коллекционерами. Например, Сергей увлекался импрессионизмом и поддерживал художников этого еще непризнанного направления искусства. Так, около десяти лет Сергей Щукин финансировал Пабло Пикассо. Купец даже создал в своем особняке галерею — Музей нового западного искусства. Кстати, сейчас вся коллекция Сергея Щукина, это около 250 полотен импрессионистов, находится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Пристрастия Петра Ивановича Щукина с возрастом менялись, поэтому его коллекция была очень разноплановой. Сначала он собирал старинные немецкие и французские гравюры, литературу. Потом он увлекся предметами из стран Востока — персидские шали, турецкие ковры, шелковые ткани из Индии и Китая. Позже Петр начал коллекционировать предметы русской старины.

Причем собирал он самые обычные бытовые вещи, которые отражали жизнь разных сословий. Петр Щукин покупал только предметы с историей. Вместе с увлечением коллекционированием у Петра Щукина возникла идея строительства отдельного здания для своих собраний.«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваПетр Иванович Щукин

С чего все началось

После смерти отца Щукины поделили фирму — каждый получил большой капитал, что дало братьям возможность пополнять свои коллекции еще активнее. Мечта Петра Щукина о здании для коллекций стала реальностью. В 1891 году он купил у потомков князей Грузинских землю с большим садом на окраине Москвы, в районе «Грузины». Участок был примерно в два раза больше, чем нынешняя территория.


Осенью того же года Петр Щукин заказал известному тогда архитектору Борису Фрейденбергу строительство здания в русском стиле. Суть этого стиля заключается в подражании элементам русской архитектуры деревянных домов XVI-XVII столетий — всевозможные резные наличники, башенки, навесные гирьки и так далее.«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваФасад музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. Тимирязева«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваФасад музея.

Здание для купца было построено не деревянное, а каменное — помня о московских пожарах, Петр Иванович опасался за сохранность коллекции. При строительстве были соблюдены все меры противопожарной безопасности — между залами установлены массивные металлические двери, на окнах — плотно закрывающиеся металлические ставни. Все это сохранилось в усадьбе по сей день.«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваГлавное хранилище старого музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. Тимирязева


Для того, чтобы почерпнуть больше особенностей старой русской архитектуры, летом 1892 года Петр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом специально ездили в Ярославль и Ростов-Ярославский, где сохранились постройки XVII века. Много элементов было скопировано с ярославских церквей, в частности, изразцы и висячие «гирьки» с храма Иоанна Предтечи.

Строительство было закончено осенью 1893 года. Так появился музей «Российских древностей П. И. Щукина».«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваВерхний вестибюль старого музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. Тимирязева

Увеличение коллекции — расширение площадей

Через некоторое время Петр Иванович Щукин решил построить еще одно здание и пригласил известного архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. В 1897 году он приступил к возведению второго здания усадебного комплекса, которое сейчас выходит фасадом на Малую Грузинскую улицу. К осени 1898 года строительство было завершено. Эрихсон создал уникальное здание, сочетающее в себе элементы русской и западноевропейской архитектуры.

Новый музей. Вид со стороны Малой Грузинской улицы. Фото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Для завершения усадьбы Щукин в 1904 году пригласил еще одного архитектора Федора Никитича Кольбе — купец хотел построить музейный склад для архивных документов. Здание возвели в начале 1905 года.
«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваМузейный склад. Фото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Тогда же под руководством Адольфа Эрнестовича построили и въездные ворота с решеткой.

Щедрый подарок

После завершения строительства усадьбы Петр Щукин решил подарить свою коллекцию вместе со зданиями и участком земли государству, в частности, Императорскому Российскому Историческому музею им. Императора Александра III. Но при этом оговорил несколько условий: купец останется пожизненным хранителем коллекции, на свои средства продолжит ее пополнять, никогда его собрания не будут расформированы и усадьба должна называться «Отделение Императорского Российского Исторического музея им. Императора Александра III- Музей П. И. Щукина».

Щедрый подарок был принят со всеми условиями. Собрания купца в полтора раза превышали численность экспонатов Императорского исторического музея. Петр Щукин был награжден орденом Станислава и получил звание действительного статского советника, которое приравнивалось к должности генерала по линии Министерства просвещения и давало право на потомственное дворянство.
«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваГостиная в Новом музее. Фото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Художники в музее

Многие художники — современники Щукина — приходили в музей и рисовали предметы из его коллекций для воссоздания исторической точности своих работ. Например, у Василия Сурикова на картине «Степан Разин» изображен персидский ковер — это точная копия малоазийского ковра XVIII века из коллекции Петра Ивановича.

Валентин Серов для росписи занавеса Дягилевского театра в Париже взял за основу персидские миниатюры. На картине Василия Верещагина «Двери Тамерлана» изображены два сторожа в бухарских халатах, которые полностью повторяют халаты, привезенные Щукиным с Востока.«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваВасилий Суриков «Степан Разин». Обратите внимание на ковер, на котором сидит атаман«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея ТимирязеваВасилий Верещагин «Двери Тамерлана (Тимура)». Халаты стражей художник «подсмотрел» в музее Щукина

Судьба усадьбы после смерти Петра Щукина

После смерти Петра Щукина в ноябре 1912 года, вопреки оговоренным условиям, его коллекции практически сразу начали перевозить в подвалы Исторического музея, но из-за череды политических событий — Первая мировая война, революция, Гражданская война — закончить удалось только к началу 1925 года.

В усадьбе разместили один из филиалов Исторического музея — «Музей старой Москвы». Потом решением Совнаркома эти здания были переданы музею «Центральной промышленной области». Но уже в конце 1920-х годов его закрыли, и усадьбу самозахватом занимали разные организации, мастерские и так далее.

В начале 1930-х годов часть помещений отдали под студенческие общежития, хотя жили там не только студенты. Большой выставочный зал разделили на 12 маленьких комнат — сейчас в этом помещении располагается администрация музея. От внутренних интерьеров уцелело очень немного.

Начало истории Биологического музея в усадьбе

Долгое время усадьбой никто не занимался и постепенно она стала разрушаться. Но в 1934 году, по ходатайству Максима Горького, Моссовет решил передать эти здания Биологическому музею.

Музей переехал в усадьбу летом 1935 года, начал проводить ремонтные работы и постепенно разворачивать экспозиции. К весне 1941 года все было готово к полноценной работе, но началась Великая Отечественная война, и деятельность музея была приостановлена. Коллекции были эвакуированы в объединенные хранилища, а в зданиях усадьбы разместились курсы Красного Креста. Некоторые сотрудники музея остались преподавать — рассказывали о физиологии человека, используя в качестве наглядного материала музейные экспонаты. За 1941−1943 гг. в музее обучились более 10 тысяч медсестер и санитаров.

В конце 1943 года эти здания передали Геологическому фонду для размещения геологических материалов. Здание вернули Биологическому музею в декабре 1946 года.

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru

Частные художественные собрания и «кабинеты натуральной истории» вошли в моду в Москве и дворянских усадьбах Подмосковья ещё в XVIII в., но, как правило, специальных помещений для них не сооружали. Бум музейного строительства охватил Первопрестольную во второй половине XIX в., когда в городе появились здания Третьяковской галереи (1874), Политехнического и Исторического музеев (оба — 1883). К этому периоду относится и постройка в 1892-1893 гг. первого здания музейного комплекса на Малой Грузинской улице, которое сейчас занимает Биологический музей имени Тимирязева. Его возвели для обширного собрания Петра Ивановича Щукина, представителя знаменитой старообрядческой фамилии фабрикантов-собирателей.

В архитектуре того времени в моде был псевдорусский стиль. Здания Политехнического и Исторического музеев строились в нём изначально, «Третьяковка» получила «русский» фасад в 1902-1904 гг. Не избежал модных веяний и Щукин, тем более что для его собрания, которое именовалось музеем «Российских древностей», как нельзя лучше подходил «сказочный терем» из камня, спроектированный Борисом Фрейденбергом.

В некоторых элементах здания архитектор цитировал памятники древнерусского зодчества — храмы Иоанна Предтечи в Толчкове (его силуэт известен каждому благодаря купюре в 1000 рублей) и Николы Мокрого в Ярославле, палаты бояр Романовых на Варварке. Кроме эстетического имелся и прагматический момент: «недостаток места и небезопасность хранения вещей, в случае пожара, в деревянном доме» — так сам коллекционер обосновал необходимость постройки каменного здания.

В 1895 г. музей был открыт для посещений на два часа в день, пояснения давал сам Пётр Иванович. Однако коллекция продолжала увеличиваться и к 1898 г. рядом выросло ещё одно здание в виде средневековой русской боярской усадьбы, спроектированное Адольфом Эрихсоном. Любопытно, что совет «построить ещё один дом … и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем» высказал в письме к коллекционеру известный художник-баталист Василий Верещагин.

Музейные корпуса окрестили Старым и Новым музеем, соответственно. Их соединили 30-метровым туннелем, который освещался естественным светом через иллюминаторы в сводчатом потолке.

Обустройство закончили в 1905 г., когда на участке появился одноэтажный музейный архив в виде московских палат XVII в., построенный по проекту Фёдора Кольбе.

В мае того же года щукинский музей «Российских древностей» превратился в «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III — Музей П.И. Щукина». Его собрание из более чем 300 тысяч предметов, куда входили церковные древности и оружие, ткани и ковры, гобелены и шпалеры, драгоценности и посуда, книги и документы, картинная галерея, на момент передачи превышало фонды Исторического музея.

После революции 1917 г. собрание Щукина вывезли в Исторический музей. Через год его усадьбу отдали Музею старой Москвы, а в 1934 г., по ходатайству Максима Горького, передали Биологическому музею.

Все архивные фотографии предоставлены Биологическим музеем, современные фотографии — МОСГОРТУР.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.