Петербургская соборная мечеть

Официальное открытие мечети было приурочено к 300-летию дома Романовых в 1913 году.

fcac9ae853aa9388a30d11b01fb7efdc

Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ. Стены мечети облицованы серым гранитом. Портал, купол и минареты покрыты керамикой небесно-голубого цвета. Фасад украшен надписями-изречениями из Корана над парадным входом в мечеть.

DSC04933

Долгое время Санкт-Петербургская мечеть являлась самой крупной в Европе. Её длина 45 метров, ширина — 32 метра, высота главного купола — 39 метров, высота минаретов — 48 метров, вмещает до пяти тысяч человек.

Мечеть Рашида и Духовный татарский центр в Медянах, Нижегородская область


Мечеть Рашида и Духовный татарский центр в Медянах

С 1992 по 1994 годы шло строительство главной мечети Рашида. Под мечетью был организован краеведческий музей, посвящённый истории нижегородских татар, с несколькими экспозициями. Мечеть Рашида является одним из лучших примеров современной исламской архитектуры в России, а духовный татарский центр — объектом культурного наследия регионального значения.

Нижнекамская соборная мечеть

Центральный мусульманский храм города был построен в 1989 —1996 годы и открыт накануне тридцатилетия города.

83972

Этот комплекс, помимо основного назначения мечети, осуществляет дополнительные культурно-просветительские функции. В него входят центр культуры и истории, библиотека, гостиница. Также в мечети располагается среднее медресе «Рисаля», в котором обучаются юноши мусульмане со всей России.

Нижнекамская соборная мечеть

Однозальная бескупольная Нижнекамская мечеть-джами, с двухскатной крышей и угловой постановкой четырёх минаретов высотой 66 метров. Квадратные в плане стволы минаретов с четырёхмаршевыми лестницами на отметке 32 метра прорезаны арочными проёмами светового фонаря азанчи.

Мечеть Кул-Шариф

Главная соборная мечеть республики Татарстан и Казани. Находится на территории Казанского Кремля.


Кул_Шариф

Мечеть представляет собой центральное сооружение с четырьмя минаретами, а также павильонами, которые являются мавзолеями. Названа в честь главы мусульман Казанского ханства, Кул Шарифа, погибшего при захвате города Иваном Грозным.

Что ещё посмотреть в Казани читайте в статье по ссылке.

Соборная мечеть Майкопа

Мечеть построена в 2000 году и была возведена всего за 18 месяцев. Соборная мечеть Майкопа не имеет аналогов ни в самой Адыгее, ни на Кавказе.

майкоп

Возведена мечеть на средства наследного принца и шейха Объединенных Арабских Эмиратов Халида бин Сакр-аль-Касими. Это здание является визитной карточкой Адыгеи и основным мусульманским религиозным центром региона.

соборная мечеть Халид Бин Сакр-аль-Кассими, Майкоп

В отличие от большинства мечетей, майкопская мечеть открыта для посещения туристам.

Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном

Мечеть была построена в 2008 году и названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова.


сердце чечни, грозный — копия

Мечеть построена в классическом османском стиле. Центральный зал накрыт огромным куполом диаметром 16 метров и высотой 32 метра. Высота четырёх минаретов — по 63 метра. Наружные и внутренние стены мечети отделаны мрамором — травертином, а интерьер храма обильно декорирован белым мрамором, который добывают на острове в Мраморном море. В мечети установлено 36 люстр. На создание этой коллекции ушло несколько тонн бронзы, 2,5 кг золота высшей пробы и более 1 миллиона деталей.

Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость — более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к основному зданию летней галерее и площади. Общая площадь исламского центра — 14 гектаров.

Белая мечеть в Булгаре

Булгар — древняя столица Волжской Булгарии, городище около современного города Болгар в Татарстане.

Булгар. Древняя столица Волжской Булгарии

Мечеть была открыта в 2012 году, ее строительство заняло полгода. Белую мечеть в Булгаре называют татарстанским Тадж-Махалом, подобно ему она отражается в водной глади искусственного водоема.


Булгар. Древняя столица Волжской Булгарии1

На молельной площади расположена аркада, состоящая из 88 колон. В центре аркады есть небольшой фонтан. Два самых высоких минарета белой мечети достигают высоты 46,6 метра. Головной купол имеет 10 метров в диаметре и высоту 17 метров. В мечети хранится самый большой в мире Коран. Священная книга весит 800 килограмм. Её погрузкой занималось 16 человек.

img_20140819174918_293

Булгар внесён в список объектов, являющихся Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Ляля-Тюльпан в Уфе

Мечеть была заложена в 1989 году, первоначально строительство велось на пожертвования верующих, позже к финансированию подключилось правительство Башкирии. Открытие мечети состоялось 7 апреля 1998 года в Уфе.

ляля тюлбпан уфа


Ещё больше о соборной мечети Ляля-Тюльпан можно прочитать в одной из наших предыдущих статей «Что посмотреть в Уфе за выходные».

Джума-мечеть в Дербенте

Дербентская Джума-мечеть — старейшая мечеть в России и на территории СНГ, построена в 733 году. Джума-мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Её размеры в те времена считались внушительными: 68 метров с запада на восток, и 28 — с юга на север. Высота купола равна 17 метров.

джума дербент

Внутреннее пространство состоит из трех нефов. Ширина среднего нефа — 6,3 метра, боковых — по 4 метра, они разделены квадратными столбами-опорами с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки. На территории мечети растут три платана, возрастом 600, 800 и 950 лет.

derbent-04

В комплекс Джума-мечети входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Соборная мечеть в Москве — самая высокая мечеть России

В сентябре 2015 года после 10 лет реставрации открылась Московская мечеть. Соборная мечеть является крупнейшей по площади — 18,9 тысяч квадратных метров. Высота купола составляет 46 метров, а минареты возвышаются над городом на 72 метра. Вместимость — 10000 человек.


0_1f77ab_86a772f7_orig

Чтобы вписать мечеть в ансамбль храмов Москвы, ее купола сделали золотыми, а элементы декора, росписи и дизайна наполнили колоритом российского ислама. Например, тонкая арабская вязь из сусального золота сочетается с традиционным татарским узором. Главный молельный зал украшают хрустальные люстры, а на полу турецкие ковры.

kur2_700

Соборная мечеть — это целый комплекс в шесть этажей. Внутри множество залов, библиотека, музей и выставочная галерея. Здание оборудовано лифтами, системой кондиционирования и телекамерами для прямых трансляций.

Источник: kvartirka.com

1. Мечеть Омейядов

Дамаск, Сирия, VIII век

Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Преж­них построек практически не осталось, но с визан­тийских времен здесь хранится важная христианская релик­вия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.


Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горо­жанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».

По замыслу заказчика, огромное и роскошно украшенное здание мечети должно было отвлечь мусульман от созерцания велико­лепных христианских церквей. Действи­тель­но, до этого арабские мечети представ­ляли собой всего-навсего открытые дворы с зате­ненными навесами и были лише­ны какой-либо декорации. Для работ над строи­тельством и украшением дамасской мечети мозаиками халиф пригласил масте­ров из Ви­зантии. Таким образом, мечеть Омейядов стала хрестоматийным памят­ником одновре­менно исламского и визан­тийского искус­ства. Изображения византий­ских дворцов и парков над входом в мечеть стали для мусульман образом рая  Орнаментальные мозаики галерей были скры­ты под слоем штукатурки и расчищены в XX веке..


Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская бази­лика дли­ной более 130 метров; ее три нефа, рав­ные по ширине и высоте, разделены двухъярус­ными аркадами и имеют открытые двускат­ные деревян­ные перекрытия, сохра­нившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из раз­рушенного римского храма. Короткая ось мечети, веду­щая к михрабу (нише, указы­вающей направ­ление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христиан­ских базилик), и на ее пересечении с цент­раль­­ным нефом установ­лен купол — один из первых в исламской архитектуре.

Перед входом в молитвенный зал располо­жен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, подня­тая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).


Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Кре­стителя, явля­ется усыпальница с головой имама Хусей­на — вну­ка пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.

2. Мечеть Сиди Укба

Кайруан, Тунис, VII–IX века

Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и осно­вал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «кара­ван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расши­рявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строи­тельства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внеш­ние контрфорсы, придавшие зданию вид непри­ступной крепости.


Кайруанская мечеть ознаменовала станов­ление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной тради­ции  Магриб — исторически земли между гор­ны­ми хребтами Алжира и Марокко и атлантиче­ским и средиземноморским берегом. В пере­воде с арабского эль-Магриб — «страна, где захо­дит солнце» или «Запад».. Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получи­лись не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Попереч­ным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в со­че­тании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерь­ера). На пере­сечении осей над михрабом уста­новлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мече­ти, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировоч­ный прием стал впослед­ствии обычным для мечетей мусульманского Запада. 

Михраб, декорированный резными мрамор­ными панелями и перламутровыми встав­ками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.

Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский дере­вянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колон­ны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с раз­личными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магри­бин­ских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фри­­зы с растительным орна­ментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротех­ническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей. 

В кайруанской мечети впервые в мусуль­манской архитектуре использованы подко­вообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пя­тами (основания­ми). Подобные арки, названные мавритан­скими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архи­тектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.

Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский уни­верситет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и са­мой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.

3. Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

4. Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в какой-то момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

5. Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

6. Мечеть Шаха

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло  Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до 1640-х годов.

Здание, служившее главной городской мечетью столицы, замыкает перспек­тиву площади в направлении с севера на юг. Основой его планировки стал сформировав­шийся в архитектуре Ирана тип четырех­айванной мечети — то есть мечети, компози­ционным центром которой является двор, в середине сторон которого расположены открытые во двор сводчатые помещения — айваны. За боковыми айванами расположены дополнительные купольные молитвенные залы, к которым примыкают два медресе  Медресе — мусульманское учебное заведе­ние по подготовке служителей культа, учи­те­лей и чиновников..

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз. 

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

7. Мечеть Султанахмет

Стамбул, Турция, XVII век

Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре осман­ской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византий­ского ипподрома и Боль­шого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерь­ера израз­цовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.

Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постанов­ке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным про­порциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеоб­разного «соревно­вания возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, расту­щей вверх и образующей пирамидаль­ный объем, доминирующий над истори­ческой частью города.

Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха  Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полу­купо­ла) — в раннехристианском и средне­вековом зодчестве тип центрического храма с четы­рехлепестковым планом., применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником кото­рого был и строи­тель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерь­ере четырехлист­ник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешен­ности про­странства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечи­вают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.

Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По ле­генде, такое рекордное для своего времени коли­чество башен появилось в результате ошибки: кто-то перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная ме­четь в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.

8. Мечеть Фейсала

Исламабад, Пакистан, XX век

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду  Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено каких-либо плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

9. Мечеть Хасана II

Касабланка, Марокко, XX век

Прекрасным примером современного про­чте­ния традиционных форм мечети явля­ется здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марок­ко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только меккан­ской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитек­турно­му бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.

Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохно­вился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искус­ствен­ную платформу в зоне прилива и распо­ложив молит­венный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатываю­щиеся волны.

Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и напол­нил постройку узнаваемыми цитатами, пре­дельно корректно введя современ­ное куль­товое здание в контекст всего мусульман­ского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроиз­водит поперечные бази­ликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсыл­ками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортив­ных сооруже­ний, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от тради­ций и интерпретируя художе­ственную классику, Пинсо сумел создать совер­шенно новый архи­тектурный образ: двор перед мечетью не четырехуголь­ный, а треугольный, направленный верши­ной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливаю­щим к африканскому берегу.

Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырех­гран­ная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитекту­ры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, мина­рет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обес­пе­чивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установлен­ный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.

Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательно­стью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть насто­роженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения па­мятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потре­бовалось дополнительное укрепление ее платформы, размывае­мой океанскими приливами.

10. Мечеть шейха Зайда

Абу-Даби, ОАЭ, XXI век

Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султа­на ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строитель­ство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из глав­ных достопри­мечательностей ближневосточной страны.

Поскольку о каких-то особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено пре­вратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архи­тектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, моголь­ского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типич­ном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможно­стям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называе­мого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала маври­танская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусуль­манской культурой.

Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвы­шаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «велико­лепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.

Хотя само здание построено из бетона с применением современных техно­логий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капи­тели колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкру­сти­рованы растительным орнаментом из цвет­ного камня (по образцу моголь­ских куль­товых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчи­танных точек зрения.

Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позоло­чен­ными капителями напоминают о сирий­ских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудраго­ценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.

Особое внимание уделено освещению мече­ти: помимо семи огромных позоло­ченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.

Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным приме­ром сочетания традиционных форм и совре­менных технологий, продемонстрировав один из вариантов «совре­­менной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.  

Источник: arzamas.academy

Московская историческая мечеть

Московская историческая мечеть – первая мечеть в Москве. Построена она была почти два века назад – в 1823 году. Существует версия, что мечеть существовала и раньше, но была разрушена во время Отечественной войны 1812 года. Дата постройки – 1823 год – тоже относительна. Скорее, надо говорить об открытии мечети в доме одного купца на территории современного Большого Татарского переулка. Тогда это сооружение выглядело как обыкновенный дом, ничем себя не выдавая – таковы были требования властей. Полноценное здание появилось лишь в 1880 году – оно стало значительно больше, теперь это была уже каменная постройка с минаретами и куполом, вмещавшая до полутора тысяч прихожан. Надо сказать, что всё это время Историческая мечеть была единственной в Москве.

мечети-москвы-памятники-на-могилу

Пережила мечеть и приход советской власти: на это время она перестала функционировать, как и другие храмы. Внутри в разное время располагались государственные организации. Как мусульманский храм снова открылась лишь в 1991 году, когда в её стенах состоялся первый намаз. Спустя всего два года, в 1993 году, состоялось торжественное открытие реконструированной Исторической мечети. В таком виде она и существует в наше время, ежедневно принимая верующих-мусульман.

Располагается Московская историческая мечеть на Большой Татарской улице, дом 28, строение 1 и 2. Ближайшие станции метро – «Третьяковская» и «Новокузнецкая».

Московская соборная мечеть

Идея создания Московской соборной мечети появилась из-за того, что единственной в Москве мечети – Исторической – стало недостаточно, она не вмещала всех желающих помолиться. Так, в 1904 году, за рекордно короткие сроки, была возведена новая мечеть.памятники-мечети-москва

Московская соборная мечеть уникальна тем, что она продолжала принимать верующих непрерывно, всю историю своего существования, — и в советское время, тяжелейшее для всех храмов, и даже в годы Великой Отечественной войны. Устояла мечеть и накануне Олимпиады 1980 года, когда её хотели снести из-за расположения  рядом с главным стадионом. К счастью, храм удалось спасти при участии многих влиятельных и уважаемых в мире людей.

В 1996 году рядом с мечетью было построено здание резиденции Совета муфтиев России. У мечети также есть своя библиотека. В 2011 году здание мечети было полностью разобрано с целью реконструкции. Заново отстроенных мусульманский храм открылся совсем недавно – в 2015 году.

На сегодняшний день Московская соборная мечеть – самая главная в Москве, её масштабы поражают: площадь мечети  — почти 19 тысяч квадратных метров, вместимость – 10 тысяч человек. Здание очень красивое и гармонично вписывается в архитектурный облик города.

Находится Московская соборная мечеть на Выползовом переулке, дом 7. Ближайшая станция метро – «Проспект мира». Удобный ориентир – спорткомплекс «Олимпийский».

Мемориальная мечеть на Поклонной горе

 Мечеть на Поклонной горе появилась уже в современной России – в 1997 году. Построена она была именно на Поклонной горе неслучайно. Как известно, здесь находится Парк Победы, и это место символизирует наше уважение и память о героях Великой Отечественной войны. Мемориальная мечеть была возведена в память о мусульманах, отдавших свою жизнь за Победу в те годы.Мемориальная мечеть на Поклонной горе

Здание Мемориальной мечети очень интересное с точки зрения архитектуры и совмещает в себе несколько разных стилей. Внутри мечеть ещё более красива – вся она украшена белоснежной резьбой, в центре располагается необыкновенная люстра в виде полумесяца. Храм не очень большой по площади – помещение для прихожан – 150 квадратных метров, но уютный. Помолиться сюда приходят мусульмане из разных диаспор. В мечети есть специально отведённые места для женщин. Службы проводятся на двух языках  — русском и арабском.

Мемориальная мечеть располагается на улице Минская, дом 2б. Ближайшие станции метро – «Славянский бульвар» и «Парк Победы».

Мечети Инам и Ярдям

Мечети Инам и Ярдям расположены совсем рядом, в районе Отрадное на севере Москвы. Их названия дословно переводятся как «вера» и «помощь». Это одно здание, построенное из красного кирпича, с куполом и двумя минаретами. Построены храмы тоже были друг за другом: Ярдям – в 1997 году (как и Мемориальная мечеть на Поклонной горе), а Инам – чуть позже, в 1999. Ярдям – это татарская мечеть, а Инам – иранская.Мусульманская мечеть описание

 Здание мечети Ярдям может вместить до двух тысяч верующих, Инам – около тысячи человек. В мечеть приходят не только с целью помолиться, здесь есть мусульманский культурный центр, мусульманское кафе, магазин, организован благотворительный фонд, а также можно получить помощь при подготовке к мусульманскому погребальному обряду.

Мечети располагаются  на улице Хачатуряна, дом 8. Ближайшая станция метро – «Отрадное».

Другие мечети Москвы и Московской области

✧ Мечеть Посольства Исламской республики Иран. Москва, ул.Новаторов, 11а.

 «Милость» — религиозная организация мусульман районов Северное и Южное Бутово. Москва, ул.Адмирала Лазарева, 26.

 Мечеть в поселке Мосрентген. Москва, Новомосковский административный округ, поселение Мосрентген, деревня Дудкино, СНТ «Содружество-Дудкино», 64.

 Мечеть в городе Мытищи. Московская область, городской округ Мытищи, Мытищи, ул.Ульяновская, 53.

 Мечеть в городе Мытищи. Московская область, городской округ Мытищи, Мытищи, 6-й, Ленинский переулок, 8.

 Мечеть в городе Балашиха. Московская область, городской округ Балашиха, Балашиха, ул.Первомайская, 7.

 Мечеть Сафар. Московская область, городской округ Домодедово, 1, аэропорт Домодедово.

 Мечеть в микрорайоне Климовск. Микрорайон Климовск, ул.Революции, 3, помещение 1.

 Нур. Домодедовское шоссе, 35а.

 Мечеть Имама Равиля. Московская область, Щёлковский район, Щёлково, ул.Советская, 10.

✧ Мечеть Нурулла. Московская область, Солнечногорский район, Солнечногорск, ул.Екатерининская, 3.

 Мечеть Умма Исламия. Московская область, городской округ Звенигород, Звенигород, ул.Новая, 29.

 Мечеть Старой Купавны. Московская область, Ногинский район, Старая Купавна, ул.2-я Разина, 62.

 Мечеть в Орехово-Зуево. Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, Орехово-Зуево, ул.Лапина, 28.

 

Источник: goodmonument.ru

1. Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке

Мекка

Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам), расположенная в центре исламского мира – в Мекке, является самой большой мечетью. Комплекс Заповедной мечети включает в себя самый первый храм на земле – Каабу. Согласно преданию, первыми строителями Каабы были небесные ангелы. За долгие столетия своего существования главная мечеть неоднократно перестраивалась, чтобы вместить как можно больше верующих. Сейчас Заповедная мечеть может вместить около 1 миллиона человек. Если принимать в расчет и прилегающие к храму территории, то количество молящихся может достигать более 2 миллионов. Площадь религиозного комплекса – 357 тысяч кв. метров, но нужно учитывать, что мечеть постоянно расширяется.

2. Мечеть Пророка ﷺ (Масджид ан-Набави) в Медине

Мечеть Пророка

Расположенная в Медине Мечеть Пророка ﷺ является второй по величине мечетью мира. Строительство храма началось в 622 году, и в нём принимал участие сам Посланник Божий ﷺ. Само место погребения Пророка Мухаммада ﷺ находится внутри комплекса, и огорожено стенами. Над местом погребения возвышается купол зелёного цвета. Сейчас размер современной мечети в сто раз превышает размер того первого строения на этом месте. Фактически сейчас мечеть охватывает площадь всего старого города. В обычное время Масджид ан-Набави вмещает около 600 тысяч человек. Во время паломничества в ней можно разместить до 1 миллиона верующих. Площадь мечети занимает около 400 тысяч кв. метров.

3. Мечеть Фейсала в Исламабаде

Мечеть Фейсала

Мечеть Фейсала, расположенная в столице Пакистана – Исламабаде, входит в тройку самых крупных мечетей мира. Строительство храма спонсировалось правительством Саудовской Аравии. Расположено здание мечети в живописной местности. Примечательно, что её конструкция сильно отличается от традиционной архитектуры мусульманских храмов. Больше всего по форме здание напоминает палатку бедуина-кочевника. Дизайн мечети во время её возведения вызывал большое недовольство, но после окончания строительства критики признали, что были неправы. Вмещает мечеть Фейсала примерно 300 тысяч человек.

4. Мечеть Независимости (Масджид Истикляль) в Джакарте

Мечеть в Джакарте

Индонезийская мечеть Независимости или Истикляль является самой большой мечетью в Юго-Восточной Азии. В 1949 году Индонезия обрела независимость, и чтобы увековечить это событие, было решено построить в столице государства такое большое религиозное сооружение. Строительство мечети началось в 1961 году. Храм вмещает около 120 тысяч молящихся.

5. Мечеть Хассана II в Касабланке

Мечеть Хасана 2

Расположенная в крупнейшем марокканском городе Касабланка мечеть Хассана II поражает не только своими огромными размерами, но красотой. Прямо из огромного стеклянного зала здания открывается великолепный вид на Атлантический океан. Отметим, что вмещает мечеть 105 тысяч человек. Площадь храма – около 9 га. Интересный факт: все 800 млн долларов, потраченных на строительство мечети – это добровольные пожертвования.

6. Мечеть Бадшахи в Лахоре

Мечеть Бадшахи

Мечеть Бадшахи построена в середине XVII века в пакистанском городе Лахоре по приказу последнего правителя из династии Великих Моголов. Мечеть построена на высокой платформе, которая возвышается над старым городом. Размеры внутреннего двора мечети — 159 × 527 м. У мечети восемь минаретов: четыре по углам молитвенного зала и столько же по углам стены, окружающей мечеть. Высота внешних минаретов — 62 метра. Главный вход открывается в обширный, вымощенный кирпичом, внутренний двор, в котором может уместиться до 60 тысяч верующих

7. Мечеть Аль-Салех в Сане

Мечеть Салеха

Мечеть Аль-Салех – главная и самая большая мечеть столицы Йемена – Саны. Храм возведён по распоряжению первого президента страны Али Абдаллы Салеха, в большей части на его личные деньги (около 60 миллионов долларов), и носит его имя. Мечеть невероятно красива – видимые со всех концов города шесть минаретов, высота каждого из которых 100 метров, богато украшенные купола, сочетание разного типа камней, в том числе черного базальта и красного, белого и черного известняка, украшенные витражами окна. Официальное открытие культового сооружения состоялось в 2008 году. Мечеть состоит из комплекса зданий, самое крупное из которых, для молитв, занимает более 27 тысяч кв. метров. Главный зал вмещает до 44 тысяч молящихся.

8. Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби

Мечеть Зайда

Мечеть шейха Зайда славится не только своими размерами, но и потрясающей красотой. Она является одним из главных украшений столицы Объединенных Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. Мечеть поражает своим внутренним убранством: для украшения зданий использовался цветной мрамор и полудрагоценные камни. Кроме того, здесь находится самая большая и роскошная люстра в мире. Площадь мечети – 22 тысячи кв. метров. Одновременно в ней могут молиться около 40 тысяч верующих.

9. Соборная мечеть (Джами-масджид) в Дели

Соборная мечеть Дели

Возведение Соборной мечети Дели, или Джами-Масджид, началось во время правления Шаха Джахана I, падишаха империи Великих Моголов. Его имя вошло в историю благодаря возведению по приказу Джахана великолепного мавзолея-мечети Тадж-Махала. Строительство Соборной мечети было закончено в 1656 году. Комплекс мечети окружает высокая красная стена с четырьмя угловыми башнями. Попасть внутрь можно с одной из трёх сторон, поднявшись по лестнице и пройдя через грандиозные ворота. Внутри просторная площадь, красивая арочная галерея по периметру, водоём для омовения и сама мечеть с тремя куполами и двумя минаретами высотой по 40 метров каждый. Мечеть может вместить около 25 тысяч человек.

Источник: islam.ru


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.