Знак Ислама

  1. История возникновения
    1. Османы и символ полумесяца
    2. Знак полумесяца в современном мире
  2. Отношение мусульманских ученых
  3. Знак полумесяца в других религиях
  4. Полумесяц в архитектуре

Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.

Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.

История возникновения


Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.

История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.

Османы и символ полумесяца


Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю. 

Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.

Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.

Знак полумесяца в современном мире

В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.


Символ ИсламаС течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.

В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.

Отношение мусульманских ученых

На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.


В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.

Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.

Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.

Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения.
нако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.

Знак полумесяца в других религиях

Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.

Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.

Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.

Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.

Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.


У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.

Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.

Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.

Полумесяц в архитектуре

Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.

В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.

В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.


Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.

Источник: medinaschool.org

Мечеть Гунбад

Мечеть Гунбад — это главный исторический и архитектурный памятник Дакки, построенный в эпоху Султаната. Построенная в середине XV века, мечеть считается одним из наиболее впечатляющих мусульманских памятников на всей территории Индийского субконтинента. Сами бенгальцы называют мечеть Гунбад «Мечетью шестидесяти куполов». Но на самом деле их гораздо больше. Только на первых трех уровнях здания тремя рядами расположены 77 куполов, а кроме них имеется четыре купола на углах здания.

Строительством мечети руководил султан Махмуд Насируддин Шах, известный так же как Хан Джахан. Он был одним из самых деятельных султанов, который по всей стране воздвиг десятки храмов, способствуя распространению ислама на территории Бангладеша. Мечеть Гунбад имеет необычайно толстые стены, напоминающие крепостные. Внутри мечеть разделена множеством колонн и сводчатых арок, которые делят главный молитвенный зал на несколько секторов. Из главного зала ведут одиннадцать арочных дверных проемов, ведущих во внешний двор и внутренние помещения.

Координаты: 22.67463900,89.74178300

Мечеть Чавк


Мечеть Чавк находится в старой части города Дакка, столицы Бангладеша. Здесь, в районе базарной площади Chowk находится многоэтажный храм с тремя куполами. Оригинальный облик Мечети невозможно разглядеть после многочисленных реконструкций и расширений. Сегодня это целый архитектурный комплекс, являющийся, возможно, единственным примером жилой медресе мечети в стране.

Мечеть Чавк построена на дополнительной платформе, увеличившей высоту фундамента здания почти на метр. В западной части здания находятся основные храмовые помещения и три главных купола. Здесь же находятся две из четырех восьмиугольных башен, расположенных на внешних углах здания.

С восточной стороны вход обозначен сводчатыми арками и полу-куполообразными сводами. Через него можно попасть в центральный зал. Здесь на стенах и сводчатом потолке сохранилась изящная декоративная штукатурка. Пол выложен мрамором, а стены покрывают орнаменты из ярких кусочков эмали. Внутренние помещения разделены на три зоны: центральный зал и два прямоугольных зала по бокам. В боковых залах, под фундаментной платформой, на которой стоит мечеть, раньше находились жилые помещения. Сейчас внизу расположены несколько торговых лавочек и мастерских.

Координаты: 23.71601900,90.39565700

Мечеть Sona


Мечеть Чота Шона находится в трех километрах к югу от Котвали. Она была построена во время правления султана Шах Хусейна в 1493 году. Храм раньше называли «Малой золотой Мечетью», потому что все пятнадцать куполов были покрыты тонкими пластинками золота. Прямоугольная мечеть занимает площадь около 50 метров и окружена внешней стеной с центральными воротами в восточной стороне. На каждом углу здания имеется небольшая башенка.

Попасть на территорию мечети Чота Шона можно через пять арочных проемов в восточной стене или через три проема с северной стороны. Внутри зал мечети разделен на три части двумя рядами каменных колонн. В северо-западной части зала находится королевская галерея, находящаяся на верхних ярусах. В этой части совершали молитву только представители знати.

Интерьеры помещений украшены тонкой каменной резьбой, которая не везде сохранилась после землетрясения. Стены украшены орнаментами из терракотовой, позолоченной и глазурованной плитки. Самая старинная мозаика мечети находится во внешнем дворе, где орнамент представляет собой сложное сочетание синих и белых кругов.

Координаты: 24.81364400,88.14323400

Мечеть Saat Masjid

Мечеть Саат Масджид находится на северо-западной окраине Дакки. Она была построена в 1680 году, в самый расцвет эпохи Великих Моголов, во время правления Шубехдар Шаиста Хана. Мечеть окружена внешней стеной с главными воротами в восточной стороне и скромными проходами с южной и северной. Раньше мечеть Саат Масджид находилась на живописном берегу реки, но в XX веке Буриганга изменила свое русло и пышных зеленых пейзажей почти не осталось.


Мечеть Саат Масджид имеет прямоугольную форму. Ее венчают три центральных купола и четыре купола на башнях по углам здания. Мечеть сильно пострадала и даже несколько раз подвергалась намеренному уничтожению, поэтому внешний облик здания частично не сохранился, а частично был восстановлен в XX веке по старинным гравюрам и чертежам.

Координаты: 23.75773600,90.35895600

Мечеть Байтул Мукаррам

Главная национальная мечеть Бангладеша находится в столице страны — в городе Дака. Она носит название Байтул Мукаррам, что можно перевести как «Святой дом». Само здание святыни относительно современное — оно было построено в 1960 году. Сооружение представляет собой комплекс зданий, созданных по проекту архитектора Абдулы Хуссейна Тариани. Ему удалось сочетать несколько современных архитектурных особенностей, сохранив при этом основные элементы традиционной архитектуры мечетей.

При первом взгляде можно заметить сильное влияние внешнего облика главной мечети мусульман в Мекке. Байтул Мукаррам, как и Кааба, имеют практически идентичную форму, но главное отличие мечети в Бангладеше — материал, из которого она построена. Для строительства национальной мечети использовался светлый камень, декорированный черными вставками, благодаря чему она смотрится очень внушительно. Как и большинство мечетей, построенных под сильным влиянием индийской культуры, вход в мечеть проходит через искусственный водоем.

Координаты: 23.72938300,90.41255400

Мечеть Хана Мохаммада Мридха

По дороге в Лалбах расположена мечеть Хана Мохаммада Мридха. Она была построена в 1704 году, о чем гласят две памятные надписи над центральным сводчатым проходом. Мечеть построена в традиционном архитектурном стиле, свойственном для периода Великих Моголов, но внешне напоминает крепость Лалбах. Комплекс мечети дополнительно поднят на высоту пяти метров и находится на специальной платформе, под которой располагаются проходные жилые комнаты.

Главный вход в мечеть находится на восточном фасаде. Здесь имеется лестница, заканчивающаяся воротами и центральными дверями. Поднявшись по лестнице сразу на верхние уровни, вы попадаете в молитвенный зал. Он представляет собой прямоугольное помещение с тремя куполами. Вход в молитвенный зал обрамляют сводчатые арки и полуколонны с обеих сторон. Из центрального зала можно попасть в еще три помещения, в которых находится михраб.

Женщины любой другой религиозной традиции могут попасть внутрь, но перед этим должны получить специальное разрешение. Во время молитвы главные ворота могут быть заперты, но если попросить сторожа, он пустит вас внутрь.

Координаты: 23.72087400,90.38417000

Мечеть Hussaini Dalan

Мечеть Хуссани Далан была построена в XVII веке в самый разгар эпохи Великих Моголов. Во всем Бангладеше сохранилось очень мало архитектурных памятников этого периода, поэтому Хуссани Далан является одной из главных достопримечательностей города Дакка. Она была построена как Imambara, то есть дом духовного лидера — имама. Мечеть построена на возвышенности, представляя собой довольно простое прямоугольное здание с четырьмя изящными башенками по углам.

Долгое время мечеть использовалась для проведения меджлиса в период месяца Мухаррам. Религиозное собрание проводилось в память о мученической смерти внука исламского пророка Мухаммеда — Хуссейна. Поэтому мечеть получила такое название.

С южной стороны здания есть небольшой пруд, который расположен вплотную к стенам мечети. Главный вход в центральное здание отмечен арочными воротами с северной стороны. Первый этаж здания был дополнительно поднят, чтобы организовать внизу дополнительные помещения для захоронений. Внутренние помещения представляют собой два смежных зала — Ширни и Хутбу. От них в обе стороны расходятся два небольших коридора с дополнительными залами, где могут молиться женщины.

Координаты: 23.72241900,90.39791100

Мечеть Звезды

В старой части города Дакка находится мечеть Тара, известная так же как Мечеть Звезды. Первый храм на этом месте был построен в начале XVIII века, но позднее был изменен по проекту Мирза Голам Пир. Это единственная мечеть в городе, построенная в стиле Великих Моголов. Внешние стены и интерьер здания украшены многочисленными стилизованными изображениями звезд, из-за чего мечеть и получила свое название.

Первоначально мечеть была прямоугольной формы и имела три арочных входа на восточном фасаде. Позднее на каждом углу появились башни. Мечеть венчают три купола, в которых центральный значительно выделяется своими размерами. В начале XX века, благодаря финансированию известного бизнесмена Али Бепари, с восточной стороны мечети была пристроена веранда.

Главная архитектурная ценность Мечети Звезды была обнаружена только в 1930 году, когда во время реставрации были найдены декоративные мозаики, созданные из кусочков китайского фарфора, образующих узоры в виде полумесяца и звезд. Подобные декоративные орнаменты были найдены в главном молельном зале и под слоем штукатурки на внешних стенах. Мозаикой теперь украшены и три проема на главном фасаде мечети. Здесь разноцветные глазированные фрагменты образуют сплошной растительный орнамент.

Координаты: 23.71562100,90.40169200

Источник: www.openarium.ru

Когда я путешествовал по Дагестану, то попал в удивительное место – заброшенный аул-призрак, Гамсутль. Люди, жившие там много веков, оставили его полвека назад, но каменные дома не поддаются натиску времени, хоть рано или поздно время победит.

А пока, есть возможность побродить среди руин, где даже местами сохранились двери. Над одной из них я и заметил символ шестиконечной звезды.

Вначале я подумал, что в доме могли жить, к примеру, иудеи. Но, конечно, маловероятно, учитывая однородность национального состава и вероисповедания в этих местах. Начал интересоваться у местных. Они подтвердили мою догадку. Действительно дом никакого отношения к иудаизму не имеет.

Всё дело в том, что шестиконечная звезда не всегда и не сразу была символом иудаизма. В широком смысле "Щит Давида" (так евреи называют данную фигуру) стал еврейским символом только XIX веке, и появился в Европе именно из мусульманских стран.

У мусульман и христиан этот символ назывался иначе – "печать Соломона". Он часто встречается и трудах средневековых мистиков и алхимиков, т.к. считается, что Соломон повелевал духами.

Хотя, у людей, выдумывавших книги по магии, не было общего мнения, и печатью Соломона могли называть и пятиконечную звезду.

В Дагестане этот символ более чем известен, его даже можно обнаружиться на печатях имама Шамиля.

Этот символ являлся талисманом, и, считался, охранял от зла.

Вот такие дела. Так что если встретите шестиконечную звезду на мусульманских постройках, не удивляйтесь, этот символ встречался задолго до мусульманства и иудаизма и его можно встретить от индийских храмов, до кельтских орнаментов в Британии.

Надеюсь, вам было интересно, если да, то поддержите заметку лайком, и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые посты.

Возможно, вас также заинтересует, почему на православных церквях помещают символ полумесяца.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.