Мечеть внутри

Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира — Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.

Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».


Мечети бывают квартальные — для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные — те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети — мусалла — открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.

Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети — совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура — традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных — один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.


Мечеть внутри

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире — османский. Архитектурная вершина этого стиля — мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета — Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана — десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла — направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.


Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, — это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.

Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид — никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой — этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, — кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды. 


Мечеть внутри

Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача — вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба — святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала — божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» — это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки.
рным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) — камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр — место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.

Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.


Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.

Мечеть внутри

1.  Минбар — кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой — того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2.  Михраб — ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети — для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.


В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой — обычное зрелище.

Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции — например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом — рис и мясо со сливами — и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA — «Долой Израиль, долой США».

И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь — например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, — дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.


Иллюстрации Эльдара Закирова

Источник: www.vokrugsveta.ru

Мусульмане большое внимание уделяют построению мечетей, а мастера любовно выкладывают мозаику, сооружают высокие, сводчатые потолки, покрывая их росписью и каллиграфией, изготавливают ковры, которыми устилают полы мечетей. Какие образцы мусульманского искусства можно встретить, зайдя внутрь?

Для начала перечислим основные составляющие большинства современных мечетей мира. Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами, иногда пол покрыт камнем, гипсом, или он просто земляной.

Некоторые из пришедших сначала воспользуются комнатой для омовения (вуду) — в них расположены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого комнат, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых «хаузами».


В молитвенном зале вы можете увидеть михраб — это ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму. Она должна указывать молящимся направление, куда обратить молитву, — киблу. Михраб зачастую украшают каллиграфическими надписями или орнаментами.

Внутри мечеть может быть украшена и орнаментом, и каллиграфией, а ещё арабесками и мозаикой; позже стали использоваться цветные витражи и изразцовые панно, резьба по дереву и бронзовые светильники — например, всё вышеперечисленное украшало мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Мы писали уже о том, что в изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров. Он может быть представлен в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике.

Часты в архитектуре мечети колонные залы, купола больших размеров и стрельчатые арки, мраморная облицовка и мозаика. В 8 в. купольную форму заменяет колонная; колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, 8-10 вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции.


Внешне мечеть могут украшать цветные изразцы, их ещё называют иранскими, они часто использовались для облицовки мечетей и медресе. Поверхность изразцов иногда заполнялась айатами (стихами) из Корана. На них также, чаще всего, встречается растительный орнамент. Исключительно разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В напольных же мозаиках встречаются пейзажные и архитектурные мотивы.

Ещё один элемент мечети — минбар. Минбар — отличительный признак соборной мечети, это кафедра, с которой имам-хатыб (лидер местной общины, чья обязанность — произносить проповеди — хутбы) произносит пятничную проповедь; у минбара есть аналог — амвон в раннехристианской и византийской базилике. Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был срубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628—629 гг. пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом, либо дверцами. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары чрезвычайно высоки и имеют 5, 7, 9 или ещё больше ступенек.

У большинства мечетей есть минарет. Минарет — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

В настоящее время происходит переосмысление исламского архитектурного наследия. Люди строят мечети по прежним образцам, используют всё те же приемы, но уже не встретишь ручной работы, обычной в прежние времена: сейчас широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь; при этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства.

Источники:

1) Али-заде, А. А. Исламский энциклопедический словарь / А. А. Али-заде. — Москва : Ансар, 2007. — 400 с.

2) Религиоведение. Энциклопедический словарь. — Москва : Академический проект, 2006. — 1256 с.

Источник: nur-org.ru

Мечеть внутри

Внутри стены мечети украшены стеклом и драгоценными камнями.

Знаете где находится эта мечеть?

Мечеть внутри

Мавзолей Шах-Черах (перс. شاه چراغ, англ. Shah Cheragh) — одна из достопримечательностей г. Шираз

Усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима. Также мавзолей используется как мечеть и является местом настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мавзолей расположен в городе Ширазе.

Мечеть внутри

"Шах-Черах" переводится с персидского как "князь света". Мавзолей был построен в четырнадцатом веке и с самого дня своего основания превратился в святыню. Сейчас это самая известная и популярная достопримечательность Шираза, а кроме того — одно из красивейших зданий во всем городе. Шах-Черах официально признан важным историческим памятником и внесён в список культурного наследия Ирана.

Мечеть внутри

Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно — привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название "Зеркальная мечеть".

Мечеть внутри
Кликабельно 3500 рх

Своей волшебной красотой Шах-Черах притягивает не только верующих мусульман, но и вполне светских туристов. Это очень впечатляющее, яркое здание, и оно действительно способно поразить любого посетителя, какую бы веру он ни исповедовал.

Мечеть внутри

Мавзолей Шах-е Черагх, он же Bogh'е-уе Shah-е Cheragh, он же Holy shrine of Hazart-e Shah-e Cheragh и он же просто – Святой храм — Holy Shrine (именно так его называют на многочисленных указателях по всему городу). Здание хоть и двухэтажное, но приземистое, его углы акцентированы двумя стройными минаретами, а в центре возвышается тот самый «ширазский» купол. Вся передняя часть постройки представляет из себя большую веранду, деревянная крыша которой поддерживается десятью деревянными же колоннами.

Мечеть внутри

Фотографировать и снимать видео в помещениях, естественно, не разрешается. А в остальном – вполне демократичная атмосфера: во внутреннем дворике мечети, у пруда и деревьев, люди едят, пьют, спят, играют с детьми и даже курят. Делать фото там тоже можно. Главное, не фотографируйте тех, кто молится, – это почти преступление!

Мечеть внутри

В мавзолее Шах-е-Чераг похоронен святой Сейид Мир Ахмад, потомок пророка Мухаммеда. Он поссорился с халифом Гарун аль-Рашидом, бежал из Медины в Персию, но рука убийцы все равно настигла его – в Ширазе.

Мечеть внутри

В зеркальном зале мавзолея стоит такой же блестящий саркофаг, около него две очереди – мужская и женская. Это паломники, приходящие к святому с бесконечными просьбами. Войти сюда можно только без обуви.

Мечеть внутри

Вот что пишут туристы :

Во внутреннем дворике мы чувствовали себя как минимум неуместно и немного растерялись. Но тут к нам подошел таксист, который решил не бросать нас в беде. Он показал нам, где лежат "прокатные" комплекты чадр. Мы сняли обувь, замотались в тряпки и вошли внутрь. И только и могли сказать: уау!

Мечеть внутри

Красота была столь великолепна, что впечатливший нас тремя днями ранее тегеранский Green Palace нервно курил в углу. Сначала мы немного стеснялись, но потом начали фотографировать, ибо только полюбоваться и уйти было бы преступлением по отношению к тем, кто там не был.

Мечеть внутри

Внутри царило полное умиротворение. Очень много людей просто сидели на полу и смотрели на красоту вокруг. Кто-то, конечно, молился или читал Коран. И никто нас оттуда не погнал. Наоборот. Подходили женщины и просили нас сфотографировать на свои фотоаппараты их маленьких детей. Бездетные просто говорили уже традиционную для нас фразу "Welcome to Iran!"

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри

Мечеть внутри


Что еще я могу напомнить вам из красивейшей арабской архитектуры : вот например Мечеть шейха Зайда (Sheikh Zayed Mosque) или Мечеть Хасана II

Источник: masterok.livejournal.com

Обычное здание, направленная для совершения намаза (молитвы). Изнутри тоже обычная большая и чистая комната, когда входишь в внутрь снимаешь ботинки или туфля. В некоторых странах (и в России) мечети являются и для мужчин и для женщин. Но женские и мужские комнаты отдельны друг от друга, вход тоже мужчинам отдельный , а женщинам также отдельный. Мечеть — это общественная места мусульман для совершения намаза (молитва) с джамаатом. Термины "мечеть" и "джамаат" из http://www.ru.wikipedia.org (Большая энциклопедия) Джамаат — объединение группы мусульман с целью совместного изучения Ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п. Термин "джамаат" образован от арабского "джамаа" — общество, коллектив, община — и в традиционном исламе обозначает религиозное объединение мусульман. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама. Руководит джамаатом имам (знаток обрядовой стороны ислама). Имам может иметь одного или нескольких помощников — в зависимости от количества верующих в общине. При отсутствии мечети члены джамаата могут собираться для отправления мусульманских обрядов в любом чистом, неокрашенном помещении. Мече́ть (араб. مسجد‎‎ — масджид) — дом молитвы у мусульман. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но настенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращенная к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях иногда работают школы-медресе. Арабское слово «масджид» — мечеть, является производным от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места. Оно указывает на место, где верующий может поклониться богу во время молитвы и не предполагает ничего кроме ритуально чистого пространства. Мусалла — (от слова араб. «салят» — молитва) — особый тип открытых сооружений, окружённых стеной или имеющих только одну стену (в исламе она отмечает направление в сторону Мекки) и расположенных обычно за пределами города. На ранних этапах истории ислам для собственных культовых целей или приспосабливал храмы покорённых народов, или, по мере развития внешней экспансии, в заложенных на месте бывших военных лагерей новых городах, возводились очень простые и функциональные сооружения, приближающиеся по форме и плану к дому Пророка в Медине. Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между : масджид — небольшая мечеть для индивидуальной молитвы; масджид Джамми — соборная (или «пятничная») мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы. Масджид джами, или как её иначе называют по-русски — большая мечеть, пятничная мечеть или соборная мечеть, переживает расцвет в эпоху Омеядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы. Параллельно с этим, простые или частные масжид приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон. У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется кибла (дословно

Источник: touch.otvet.mail.ru


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.