Феномен мусульманской мечети, переделанной из прежней христианской церкви, хорошо известен и распространен, например, в современной Турции. А вот истории наоборот попадаются значительно реже, тем более редки случаи, когда здание из мечети переделано в христианский кафедральный собор, а сама мечеть еще раньше была переделана из христианского же храма. Такова знаменитая Мескита – неимоверно красивый религиозный комплекс в Андалузии, что на юге Испании.

Вид на Мескиту из старинной башни на конце римского моста через реку Гвадалквивир.

Старинный испанский город Кордова в Андалузии – в принципе относительно небольшой населенный пункт (330 тысяч жителей). Но она заполнена достопримечательностями мирового уровня как минимум трех культур (арабской, еврейской и испанской) и соответственно массами туристов. Один из главных шедевров Кордовы – Мескита, очереди в кассы которой могут стоять по часу и больше (это если не купить заранее онлайн-тикет).


Мескита снаружи.

Римская колония Кордуба основана в 152 году до н.э. Здесь родился философ Луций Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), воспитатель императора Нерона. Но пик расцвета города пришелся на мусульманский период. В 712 году арабы во главе с Тариком ибн Зиядом захватили Кордову, в 756 году Абдурахман I из династии Омейядов основал Кордовский эмират, а в 929 году стал халифатом. При Абдурахмане III (912-961) в Кордове появилось множество мечетей, библиотек, обсерваторий, ремесленников и ученых и даже университет. Некоторые утверждают, что в период расцвета Кордовского халифата в городе проживали до 1 миллиона человек. Более реалистичные оценки ученых – около 500 тысяч жителей к 975 году.


Подковообразная арка в стиле мудехар.

В 1031 году Кордовский халифат распался на мелкие государства – тайфы. С 1212 года испанские войска начинают постепенно оттеснять арабов, и в 1236 году Кордова переходит под власть христиан. Но долгое время здесь сохранялось мусульманское население – так называемые мудехары, которые дали название знаменитому художественному стилю, который широко использовался и в Меските. Однако в 1492 году католики изгнали из Андалузии сначала евреев-сефардов, а потом и мусульман.

Барочная колокольня Мескиты Альминар высотой 93 метра была переделана из минарета, как и аналогичная башня Хиральда собора-мечети в Севилье.
figcaption>
Апельсиновый дворик при Меските, как и аналогичный дворик при соборе-бывшей мечети в Севилье, изначально использовался мусульманами для ритуального омовения перед молитвой.

Мечеть Мескита строилась на месте вестготского храма Сан-Висенте (построен около 600 года) с 785 года.

Фрагменты христианского храма готского периода.

Мескиту расширяли и достраивали при Абдурахмане II в 822-825 годах и при Аль-Хакаме II в 961-966 годах. Последнее расширение при Омейядах произошло при визире аль-Мансуре в 978 году.

Макет Мескиты в одном из музеев Кордовы.

После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.

Михраб – молитвенная ниша – украшен рельефом и мозаикой, подаренной императором Византии Никифором II Фокой. Михраб расположен в особой стене (кибла) и указывает направление на Мекку, в сторону которой молятся мусульмане.
В Меските широко использовались римские колонны из античных городов в Африке, Франции и Испании, а также колонны вестготского храма Сан-Висенте.
figcaption>
Их соединили арками подковообразной формы и надстроили вторым ярусом из четырехгранных столбов с полукруглыми арками – по типу римских акведуков.
Огромная мечеть-собор имеет размеры 175х128 метров и 19 нефов.
После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.

Интересно, что в 2004 году мусульмане просили разрешить им официально проводить мусульманские богослужения в Меските, но Ватикан не дал согласия.

Источник: zen.yandex.ru

Ослепляющая взор красота (что смотреть)

Даже мимолетный взгляд на тот или иной элемент архитектуры Мескиты задержит ваш взор на нем на несколько минут. Куда же направить свои очи для созерцания собора-мечети? Кроме названных выше, можем добавить.

Внутри мечети-собора Мескита

Хоры для певчих из красного дерева — произведение филигранного искусства. Они демонстрируют сцены из Ветхого и Нового Завета, из жизни Христа, Девы Марии, святых Кордовы.

Кафедральный собор усыпан капеллами, поскольку богатые меценаты, участвовавшие в реконструкции и спонсировании текущего состояния собора, одаривались семейными капеллами.


Не пропустите Капеллу Непорочного Зачатия: в ней находится дарохранительница тела Иисуса «Ковчег Арфе» (название она получила от имени автора Энрике Арфе, создававшего этот шедевр 6 лет, с 1510 по 1516 год). Высота ее более 2 метров, она имеет форму готического собора, сделана из золота и серебра. С 1518 года в День Тела Господня она выносится для шествия в процессии.

Сокровищница Мескиты вмещает коллекцию предметов для ритуалов во время великих праздников и шествий. Чаши, кресты, блюда, украшенные дорогими камнями, личные вещи епископа достойны созерцания.

Совершите омовение в Апельсиновом дворике у фонтанов, предназначенных для этого обряда.

Посетите открытую в Меските выставку «Тено и Сакральное искусство», здесь собраны работы знаменитого Аурелио Тено — соединение серебра, эмали и других минералов в единое целое.

Если вы посмотрите хотя бы третью часть рекомендованного нами, значит не зря приезжали в это место.

Невозможно увидеть все (советы туристам)

— Заранее узнайте расписание работы Мескиты, в праздничные дни или во время реконструкций часть построек может быть закрыта для осмотра.

— Вместе с билетом не забудьте захватить и схему собора, иначе рискуете заблудиться на площади в 24 квадратных километра.

— Продумайте свой гардероб в зависимости от погоды, ведь ходить придется долго. По достопримечательности транспорт не ходит, рекомендуем одеть удобную и уже разношенную обувь.


— В случае потери своих вещей обращайтесь в бюро находок, расположенное у входа в помещение.

— Прогуливаясь по мечети, смотрите под ноги: пол может быть устлан надгробными плитами. Неэтично будет топтаться по ним.

— Созерцать памятник такого масштаба можно не один день, и все равно останутся уголки, в которые вы не ступали. Не расстраивайтесь: даже нескольких жизней будет мало для посещения всех значимых и красивых мест планеты.

Хороших экскурсий в Андалусии, и читайте другие наши интересные статьи об Испании (ссылки ниже).

Источник: jj-tours.ru

В 711 году воины Арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова.

Арабы называли Пиренейский полуостров Ал-Андалус. От этого времени сохранилось название Андалузия – так теперь называется юг Испании. А столицей арабских владений на Пиренеях стала Кордова – центр Кордовского халифата.

«Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать», – говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось реконкистой – так в Испании называют процесс освобождения Пиренейского полуострова от арабского владычества. Последним городом «мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова – столица пиренейских мавров.


На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи арабского владычества, многие их которых имеют мировое значение. Среди самых знаменитых построек той эпохи выделяется грандиозная мечеть в Кордове. Продолжая и развивая тип мусульманской колонной мечети, в целом она не имеет себе аналогий и заключает в себе неповторимую и величественную красоту. В ее облике воплотился синтез архитектурных форм, мозаики и декоративного искусства.

В 785 году эмир Абдурахман I выкупил у христианской общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная в V веке. На ее месте эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие мастера из Багдада и Византии.

Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со сторонами 200 на 144 м. Эти стены выглядят бесконечными. Их высота колеблется от 8 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается, стены достигают предельной высоты. Некогда вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца.


С северной стороны мечети ранее находился минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье (XVIII в.).

Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети – так называемый Апельсиновый двор, с пятью традиционными фонтанами для омовения. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей Апельсиновый двор от молитвенного зала, и засадили двор ровными рядами деревьев. В результате внутренняя колоннада мечети естественно переходила в реальное пространство двора, где мраморным колоннам соответствовали живые деревья.

Здание громадного молитвенного зала занимает площадь 180 Ч 130 м, достигая в высоту 11,5 м и создавая захватывающее впечатление бесконечности. О впечатлении, производимом Кордовской мечетью, писал в XIX столетии русский путешественник В.П. Боткин: «Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира… Словно ходишь по густому лесу колонн, разросшихся в бесчисленные переплетающиеся своды. Они не очень высоки, но чрезвычайно легки, изящны и без пьедесталов – кажется, словно растут из земли». Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается за счет сложной системы двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневый и белый. Бесконечное повторение арок создает ощущение безграничного пространства, которое плавно перетекает в бесконечный узор орнамента, покрывающего стены мечети.

После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад, 30 – с севера на юг, 20 ворот и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На этом месте в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы византийским императором Львом. Все колонны сделаны из различных материалов и имеют разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично «утопить» в пол, а другие, наоборот, поднимать, делая под них базы. Благодаря этому разнотипность колонн почти незаметна.

Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети. В 848 году при Абдурахмане II были добавлены еще семь поперечных нефов. В годы правления этого эмира Кордова стала крупным культурном центром, а мечеть – средоточием общественной жизни города и всей Андалузии. В Кордовской мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.

Кордовский халиф Абдурахман III в 951 году пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961–976). При нем были построены четырнадцать нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских историков, работали шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети «комнату милостыни», где нуждавшиеся странники получали подаяние.

Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров. Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед ним была возведена сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, в которой устроен михраб, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором.

Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления визира Ал-Мансура, более известного под именем Альмансора (Альманзора), предания о котором стали частью арабского и европейского фольклора. В его правление к зданию молитвенного зала с восточной стороны были пристроены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях.

Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И, хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 году мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII веке были заложены пролеты, через которые внутреннее помещение мечети соединялось с Апельсиновым двором. С внешней стороны бывшая мечеть стала обрастать капеллами – фамильными усыпальницами знатных испанских семей.

Наиболее существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить облик здания.

Городской совет и население Кордовы, даже христианское, резко выступило против строительства церкви. Архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако, посетив в 1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадовано заметил, что ни за что бы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше. «Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире», – с горечью сказал император. Но сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить – внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.