Мечеть аль-Акса

  1. Что такое мечеть аль-Акса
  2. Ночной перенос и вознесение Пророка Мухаммада ﷺ
  3. Храмовый комплекс
    1. Соломновы конюшни
  4. Кем была построена Аль-Акса?
  5. Некоторые факты

Мечеть Аль-Акса (Масджид аль-Акса, al aqsa, al aqṣā) или Отдаленнейшая Мечеть, как ее еще называют, является храмом, который для всех верующих мира имеет огромное значение. Она располагается на Храмовой горе в Иерусалиме, то есть в городе, который сам по себе является святым городом не только для представителей исламской религии, но и для христиан, и для иудеев. В исламском мире мечеть Аль-Акса считают третьей по важности святыней после Масджид Аль-Харам, расположенной в Мекке, и мечети Пророка Мухаммада ﷺ, расположенной в Медине.


Мечеть Аль-Акса объединена в один архитектурный комплекс с Куббат ас-Сахра, и поэтому гиды часто ошибаются, указывая на его купола и говоря, что именно этот храм является третьей святыней Ислама, но нельзя путать мечеть Аль-Акса и величественное здание, украшенное золотыми куполами, чье название в переводе означает «купол скалы» — это два разных здания.

Скромные размеры мечети Аль Акса (мечети Умара) несоизмеримы с тем важным значением, которое она занимает в исламском мире. Мечеть Аль Акса имеет всего один минарет и непритязательный купол, в нее не могут поместиться одновременно более пяти тысяч молящихся. Надзором и попечением над всеми святынями, мечетями, памятными местами Иерусалима занимается Иордания – это установлено с целью избежать распрей и религиозных споров в 1994 году с помощью заключения договора. Необходимо обратить внимание на то, что мечеть аль-Акса – это также название всей священной территории. Арабы издревле называют Иерусалим «аль-Кудс» (Святыня), «Байт аль-Ма́кдис» или «аль-Байт аль-Мука́ддас» (Святой Дом), а его центральный храм – «аль-Ма́сджид аль-Акса́» (Дальная мечеть). Часто термин «Святой Дом» применяют только к Иерусалимскому храму. Все эти топонимы существовали в арабском языке задолго до пророчества Мухаммада ﷺ. Нет сомнений, что они были частью духовного наследия пророка Исмаила, от которого произошло множество арабских племён (особенно на западе и севере Аравии).

Ночной перенос и вознесение Пророка Мухаммада ﷺ


Место, в котором была построена третья святыня Ислама, является священным – именно в это место Пророк Мухаммад ﷺ был перенесен из Мекки чудесным образом в священную ночь Исра приблизительно в 620 году. В эту чудесную ночь Аллах воскресил всех пророков, которые ранее были посланы к человечеству и явились к Пророку Мухаммаду ﷺ на Храмовой горе, совершив за ним молитву.

Перед вознесением Пророку Мухаммаду ﷺ ангелы рассекли грудь и омыли его сердце, после этого он ﷺ вознесся, поднявшись среди ангелов, и смог явиться перед Всевышним, преодолев семь небесных сфер. Это называется Мирадж или вознесение на небеса Пророка Мухаммада ﷺ, и с тех пор Аль-Акса получила свой священный статус. Именно Аль-Акса долгое время выполняла функцию киблы, то есть выступала в качестве ориентира, чтобы показать верующим, куда поворачиваться во время совершения намаза. После кибла была изменена в направлении Мекки, а именно мечети Аль-Харам.

Храмовый комплекс

Современная мечеть Аль-Акса в Иерусалиме состоит из просторных галерей, которых семь, и среди них особенно выделяется центральная галерея, к которой примыкает по три галереи с восточной стороны и с западной. У нее все также один купол, который ее венчает состоящий из свинцовых плит, а изнутри этот купол украшен красивой мозаикой. Внутри мечеть Аль-Акса состоит из множества прекрасных колонн, изготовленных из мрамора и камня, и соединенных между собой арками.


Чтобы попасть в храм, можно войти через семь ворот, и каждые из этих ворот открывают проход в одну из семи галерей. Стены здания Аль-Акса снизу покрывает белоснежный мрамор, а сверху они покрыты прекрасной мозаикой. Вся утварь в храме изготовлена из золота.

Мечеть входит в один архитектурный комплекс с храмом Куббат ас-Сахра, который еще носит название «Купол Скалы», а весь этот архитектурный комплекс называется Харам аш-Шариф.

масджид аль-Акса
Мечеть аль-Акса

Храмовая гора – это святое место не только для мусульманского мира, но и для иудейского, поскольку они считают, что в этом месте стоял Великий Ковчег, о котором рассказано в Ветхом Завете. Иудеи верят, что с места, где находится Храмовая гора, началось сотворение мира. Храмовая гора является святыней целиком, вместе со всеми располагающимися на ней достопримечательностями и постройками. На Храмовую Гору можно войти только через одни ворота, которые называются Магрибские и только в строго отведенные часы пропуска.

Интерьер мечети дополнялся различными правителями, также как украшался и усовершенствовался ее экстерьер и прилегающая к территория. Фасад здания, ее минарет и купол представлены сейчас в том виде, в каком они были сделаны уже в более поздние годы.


Соломновы конюшни

Одна из самых знаменитых частей мечети Аль-Акса – это Соломоновы конюшни, то есть подвальное помещение большой площади, которое известно во всем мире из-за своей интересной истории. Мечеть Аль-Акса располагается сейчас в том месте, где ранее находился Храм Соломона, но это сооружение разрушили римляне на заре нашей эры. Несмотря на то, что храм был разрушен, гора так и продолжала называться Храмовой горой. Относительно конюшен существует другая история. В 1099 Иерусалим был захвачен крестоносцами, и часть мечети была переделана в христианскую церковь, а остальные помещения мечети были отданы под штаб-квартиру, в которой располагался глава ордена тамплиеров. Там же в здании мечети хранилось снаряжение рыцарей-монахов, их оружие, и в некоторых помещениях были организованы для боевых лошадей денники.

Вскоре крестоносцы были изгнаны из Иерусалима султаном Салах ад-Дином, и мечеть Аль-Акса вновь стала использоваться в качестве молитвенного дома мусульман. По прошествии столетий память о том, что раньше там располагался Храм Соломона, а также, что в здании мечети тамплиеры устраивали свои конюшни, перемешались и грани этих двух этих историй стерлись, а Храмовая гора получила такую известную достопримечательность, как Соломоновы конюшни.

В дни, которые приходятся на мусульманские праздники, в мечеть впускают только мусульман. Не мусульмане могут посетить ее только платно – стоит это тридцать шекелей, за эти деньги можно приобрести комплексный билет, который включает в себя и посещение музея исламской культуры. Перед входом в мечеть обязательно снимают обувь, а для посещения следует выбрать одежду, которая будет чистой и скромной.

Кем была построена Аль-Акса?


Мечеть Аль-Акса неразрывно связана с историей Иерусалима, а также тесно переплелась с историей Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. История мечети Аль-Акса началась с небольшого строения для молитвы, которые возвели 636 году, поскольку такой приказ дал халиф Умар ибн аль-Хаттаб, благодаря чему мечеть Аль-Акса имеет еще одно название – мечеть Умара. Но то здание, которое было возведено в этом месте первоначально, не сохранилось, и мечеть с течением времени много раз расширялась и перестраивалась.

На месте старого здания молитвенного дома усилиями Абдуль-Малика ибн Марвана и его сына Валида был заложен большой храм. Мечеть страдала от множества разрушительных землетрясений, и всякий раз ее восстанавливали правители династии Аббасидов.

Мечеть Куббат ас-Сахра была возведена в 691 году халифом Абдуль-Маликом ибн Марваном из омейядской династии. Относительно строительства же мечети Аль-Акса постоянно возникает ряд вопросов и споров. О времени ее постройки точный ответ дал сам Пророк Мухаммад ﷺ, который, отвечая на вопрос, какая мечеть была первой построена на земле, ответил, что первой была построена Аль-Масджид aль-Харам в Мекке, а второй была построена мечеть Аль-Акса. Также Пророк Мухаммад ﷺ уточнил, что между постройкой первой и второй мечети прошло сорок лет. О дате постройки из его слов становится известно доподлинно, но относительно того, кто именно построил мечеть Аль-Акса, в шариатских текстах нет никакого упоминания.


Кем был основан сам Иерусалим, у ученых также есть ряд сомнений, в своем труде «Джами лиль-ахкамиль-Куран» ученый Куртуби говорит, что аль-Байт аль-Харам был построен Адамом, и есть основания считать, что через сорок лет его сын построил Иерусалим.

В книге «Китабун ахадисиль-анбия» ибн Хаджар утверждает, что аль-Масджид аль-Акса была построена Адамом. Также он говорит, что есть мнение, будто она была построена ангелами.

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)
Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)

Некоторые факты

О мечети Аль-Акса существует ряд малоизвестных фактов, которые часто неизвестны рядовому туристу и даже не все мусульмане знают об этом. Некоторые люди думают, что Аль-Акса – это всего лишь маленькая мечеть в углу архитектурного комплекса, но это название всей территории, вокруг которой построена стена и в нее входят: ворота, обширная площадь, Мечеть аль-Кибли, Куббат-ас-Сахра, Мусалля аль-Марвани, галереи, террасы, колодцы и другие достопримечательности.


Еще один малоизвестный факт о Храмовой горе: в период, когда римляне захватили эти территории, Храмовая гора была превращена ими в свалку, и когда город был освобожден Умаром, он отправился к Храмовой горе и освободил всю территорию Аль-Акса от мусора своими руками. Умар стал тем, кто прекратил постоянное изгнание из Иерусалима иудейских семей: при нем семьдесят семей получили право жить в Иерусалиме.

Мечеть Аль-Акса подарила миру такое величайшее произведение исламской литературы, как Ихйа Улум ад-Дин: ее автор Абу Хамид аль-Газали, великий исламский ученый, писал этот труд именно в ее стенах.

За время своей многовековой истории мечеть Аль-Акса побывала в разных ипостасях: она была мечетью и дворцом, в ней располагались конюшни и приводился в исполнение смертный приговор, здесь крестоносцы произвели массовой убийство мусульман, когда взяли Иерусалим и обнаружили мусульман запертыми в стенах мечети. Тогда было убито семьдесят тысяч мусульман, а тех мусульман, кто выжил в этой массовой резне, позже распяли на крестах на святой территории Храмовой горы.

В мечети Аль-Акса есть минбар, название которого и история окутана легендами. Амир Дамаска и атабек Халеба от сельджуков Нуруддин Занги имел свой особенный минбар, который был построен для того, чтобы установить его в мечети Аль-Акса после того, как удастся ее отвоевать у крестоносцев, в чем Занги не сомневался. Это был прекрасный минбар, его изготовили, не используя ни гвоздей, ни клея. Но до победы над крестоносцами Занги не дожил. Желание учителя исполнил ученик Занги Салахуддин аль Айюби: он установил в мечеть Аль-Акса минбар после того, как Иерусалим был освобожден. К большому сожалению, этот минбар не сохранился до сегодняшнего дня.


Входящий в один архитектурный комплекс с мечетью Аль-Акса Купол Скалы не всегда выглядел так, как выглядит сейчас. Этот купол построил Умайад Халиф Абдуль-Малик ибн Марван, и в истории ислама это был первый купол, в то время он был сделан из дерева, а верхушка его была из керамики. Слой золота на него был добавлен только через тысячу лет, когда правил уже Османский халиф Сулейман Великий, и с тех пор у мечети Аль-Акса появился Золотой купол.

Источник: medinaschool.org

История появления мечети Аль-Акса

Эта мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведён в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). В переводе с арабского языка название означает «мечеть отдаления». Это связано с дальним расположением храма от Мекки.

Изначально это был скромный молитвенный дом, который не сохранился до наших времён. Последующие халифы перестроили его в храм и расширили территорию, так как он не вмещал всех желающих. Также его приходилось реставрировать после землетрясений, пожара и других катастроф. Али аз-Зихир последний, кто кардинально изменил храм и сделал его таким, каким мы видим его до сих пор. Остальные правители изменяли только внешний вид святыни. Теперь мечеть Аль-Акса вмещает единовременно до 5000 мусульман.


Ремонтные работы изменили внутреннюю структуру храма. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и мрамора, арочных проёмов и каменных столбов. Они соединяют семь галерей под одним куполом, куда возможно зайти с разных семи сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна центральная. Изнутри купол и стены отделаны мозаикой, которая придаёт залам величественность и необыкновенную красоту. Также были достроены дополнения к главному зданию: купол и минарет. Фасад мечети несколько раз менялся за многие столетия.

Мечеть в израиле

Особенности храма Аль-Акса

Поскольку рядом расположены несколько мечетей, которые создают один архитектурный объект, многие мусульмане путают, какая именно святыня является мечетью Аль-Акса.

Внимание привлекает роскошный двадцатиметровый в диаметр золотой купол огромной мечети Куббат ас-Сахра. Однако, стоит помнить, что святыня имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Её купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета. Несмотря на такой незаметный облик, мечеть числится третьей по значимости в Исламе.

Значимость святыни


В истории Ислама мы можем найти отсылки к долгому путешествию пророка Мухаммеда в город Иерусалим из Мекки и вознесению его на небеса с каменной скалы на горе в конце жизненного пути. Поэтому именно на этой земле была возведена мечеть. Во время Исры перед Мухаммадом (с.а.в.) возникли другие пророки, посланные Богом: Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус).

После единовременного чтения молитвы небесные ангелы совершили омовение сердца, чтобы Пророк мог вознестись на небеса. Мухаммед прошёл путь по ступенькам, средь семи небесных сфер, и предстал перед Аллахом. Он поведал ему молитвенные таинства и разъяснил действия ритуала намаз. Такое чудодейственное явление названо в религии как Мирадж. Оно и придаёт храму особый статус священного места. Теперь Вы знаете, что Аль-Акса – это не просто старинная достопримечательность Иерусалима, но и один из главных символов Ислама.

На протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара не находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба, благодаря своим размерам и габаритам.

Мечеть в израиле

Откуда взялось название «Соломоновы конюшни»?

История мечети Аль-Акса была непростой и содержит множество периодов. Они отразились на названиях некоторых помещений храма. Например, святыня имеет просторную площадь в подвале с необычным названием «Соломоновы конюшни». Оно связано с древней историей Храмовой горы. Раньше на ней располагался храм Соломона, который был разбит римлянами. Однако гору так и продолжили называть Храмовой.

В 1099 году Иерусалим пережил захват крестоносцами из-за чего половина мечети была переформировала в церковь христианской веры. Остальную часть помещения занимали тамплиеры, хранилось оружие и боеприпасы, а также денники для военных коней. Позже Салах ад-Дин одержал победу и выгнал крестоносцев со святыни. Однако, воспоминания о различных событиях в мечети смешались, откуда и получилось такое необычное и странное название помещения в подвале – Соломоновы конюшни.

Мечеть в израиле

Что следует знать туристам

Побывать в этом месте может любой желающий, независимо от вероисповедания. Но прежде чем посетить столь значимое и священное место, необходимо узнать о нём и о правилах поведения на его территории. Для новых посетителей открывается необычайный вид на огромный архитектурный объект, состоящий их двух мечетей: храм Куббат ас-Сахра и храм Аль-Акса. Вся местность, вся территория Храмовой горы имеет огромную значимость и считается святым местом как для мусульман, так и для иудейских верующих. По иудейским преданиям на этом месте находится Ковчег Завета. Здесь и началось сотворение всего мира.

Священные земли строго охраняются, поэтому мечеть окружена высоким забором. Зайти на территорию Храмовой горы возможно через несколько ворот, но туристы могут попасть туда только через древние Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача. Каждый посетитель проходит тщательный досмотр вещей и контроль на пункте охраны.

Также стоит помнить о надлежащем внешнем виде: мужчинам запрещено посещать это место в шортах, а женщинам нельзя надевать юбки, шорты и откровенные вещи с отрытыми плечами и декольте. При входе в храм Вам необходимо снять обувь. Внутри мечети мужчинам и женщинам нельзя дотрагиваться друг до друга, если даже они состоят в брачных отношениях. Также в храме запрещено делать фотографии, а также снимать видео.

Время посещения Храмовой горы:

  • В зимний период с 07:30 до 13:30 (перерыв с 10:30 до 12:30)
  • В летний период с 08:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.

На протяжении всех исламских праздничных дней, а также каждую пятницу вход в сами мечети возможен только для мусульман. Туристам необходимо взять с собой деньги, так как посещение священных мест платное. Возможно приобрести единый билет, который даёт право также на посещение познавательного музея исламской культуры.

Если Вы будете придерживаться этих несложных, но обязательных правил, Вы сможете полностью окунуться в религиозную атмосферу, проникнуться таинствами исламской культуры и насладиться красивой архитектурой.

Источник: www.ummatour.ru

Мечеть Аль-Акса построена на Храмовой Горе в Иерусалиме, и всё это место мусульмане особо почитают наряду с Меккой и Мединой.

В переводе с арабского языка слово Аль-Акса значит «самая далекая, удалённая (или отдаленная)». Существуют два толкования названия мечети.

В одном случае имеется в виду дальнее расстояние до Мекки.

Во втором – удаленность от зла и греховности.

Всего у мечети Аль-Акса насчитывается около 20 наименований. Этот факт свидетельствует о её особо уважаемом статусе.

Сразу необходимо оговориться, что мечеть Аль Акса не воспринимается мусульманами как отдельно стоящее сооружение на Храмовой горе.

Все имеющиеся на Храмовой горе мечети и другие сооружения почитаются в исламе в качестве единого комплекса Харам аль-Шариф, занимающего территорию около 35 акров.

Иерусалим в течение всей истории мусульманской веры почитается в качестве важного места как город пророков Дауда, Сулеймана и Исы.

Особо важное значение Иерусалим приобрел после того, как пророк Мухаммеда из Мекки совершил ночное путешествие сюда на крылатом коне, чтобы совершить общую молитву.

Вслед за этим Мухаммед был вознесен на небеса, где предстал пред Аллахом. В исламе эти деяния связаны с понятиями «исра» и «мирадж», что значит «ночное путешествие» и «вознесение».

Сооружение первого здания мечети Аль-Акса начал халиф Умар, который нашёл это место, прибывающим в многовековом запустении: от Второго храма давно не осталось следа, а Храмовая гора была превращена римлянами в свалку.

После очистки территории началось сооружение мечети, которая сначала представляла собой скромный молитвенный дом из дерева.

Это здание не могло сохраниться до наших дней, оно много раз перестраивалось и расширялось, чтобы как можно больше верующих могли возносить здесь свои молитвы.

Современная мечеть Аль-Акса начала возводиться при халифе Абдул Аль-Малике, а затем строительство продолжил его сын Аль-Валид в 705 году.

Результатом катастрофического землетрясения 746 года стало полное разрушение мечети и её пришлось восстанавливать халифам из династии Аббасидов.

К сожалению, разрушительные землетрясения продолжались и в дальнейшем. В 1033 году стихия снова значительно повредила мечеть Аль-Акса, и халиф Али аз-Захир в очередной раз значительно перестроил сооружение.

Именно данное здание видят сегодняшние туристы и многочисленные паломники. Хотя в последующие времена реставрационные и необходимые ремонтные работы в определённой мере изменили внешний облик сооружения и его интерьер.

Появился купол, новые фасады, минбар, минареты.

Крестоносцы в период своего нахождения в Иерусалиме сначала приспособили мечеть Аль-Акса под резиденцию короля Балдуина II Иерусалимского.

Затем в 1128 году орден рыцарей тамплиеров преобразовал мечеть в храм Соломона и одновременно организовал здесь нечто похожее на военную штаб-квартиру.

Половина мечети была приспособлена под военные склады, помещения для проживания рыцарей и даже под конюшню, размещенную в подвале. Так продолжалось до завоевания Иерусалима султаном Саладином, навсегда изгнавшим крестоносцев и восстановившим статус святых мусульманских мест.

Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне Храмовой горы. Если рассмотреть конструкцию мечети Аль-Акса, то она состоит из семи галерей: три находятся с восточной стороны, три – с западной, а седьмая галерея делит мечеть на две части.

Галереи расположены в направлении с севера на юг и образуют их мраморные колонны. Каждая галерея имеет собственную отдельную дверь. Всего в мечети существует 11 дверей.

С южной стороны над мечетью возвышается купол высотой 17 метров.

Сначала его наружная поверхность была покрыта листами позолоченной меди, но сегодня купол облицован свинцовыми пластинами.

В результате Войны за независимость Старый город Иерусалима перешел под юрисдикцию Израиля. Затем Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

Статус мусульманских святынь в Иерусалиме определен в договоре от 1994 года, согласно которому все они находятся на попечении и под надзором Иордании.

Храмовую гору со всех сторон окружает стена. Для прохода туристов на Храмовую гору и далее к мечети Аль-Акса и к мечети Купол Скалы предназначены древние Магрибские или по-другому Марокканские ворота.

Службы безопасности на входе осуществляют строгий контроль, проводят тщательный личный досмотр каждого человека и его вещей. Поэтому обычно здесь возникает длинная очередь, которая движется довольно медленно.

Подобные меры нельзя считать излишними, если помнить, что на протяжении всего ХХ века и уже неоднократно в новом столетии на Храмовой Горе происходили террористические акты, а также столкновения палестинцев с полицией Израиля.

Во избежание беспорядков и в целях предотвращения дальнейшей эскалации израильская администрация время от времени запрещает доступ в мечеть Аль-Акса мужчинам младше 50 лет.

Эти меры принимаются в связи с тем, что каждая из сторон обвиняют друг друга в нарушении установленного статуса Храмовой Горы.

Каждую пятницу и в течение всех мусульманских праздничных дней Храмовая Гора остаётся открытой только для мусульман. От туристов требуется проявлять уважение к святым местам, в том числе соблюдать определенные правила в одежде, которая должна быть закрытой.

Иными словами, запрещены шорты, открытые плечи, декольте, а при входе в храм следует снять обувь.

Посещение достопримечательностей на Храмовой Горе является платным, поэтому лучше всего приобрести единый билет, предоставляющий возможность увидеть все основные памятники.

Источник: 29palms.ru

Иерусалим — один из древнейших городов на Земле. Его возраст достигает 6000 лет! Его считают святым все три авраамические религии. И у каждой на то есть свои причины.
С Иудаизмом всё понятно — Иерусалим был столицей Израильского, а затем Иудейского царств. В Иерусалиме были построены и разрушены два Иерусалимских Храма. Стена Плача (на иврите это просто Западная Стена) является остатком фундамента Второго Храма. Здесь же, по иудейским пророчествам, будет построен и Третий Храм. Возможно не построен, а просто появится, сойдёт с Небес.
С Христианством тоже нет вопросов — в Иерусалиме принял смерть и воскрес сын Бога (Он же сам Бог) — Иисус Христос. Оставим, пока, в стороне нестыковки с иудейским пророчеством и отсутствие римских упоминаний об Иисусе. Главное, что в общем, всё вполне могло так и быть. Действительно, в тот период многие провозглашали себя мессиями, поднимали народ и вели на Иерусалим,  дабы освободить Иудею от римского протектората. Время было такое. Многих из них признавали мессиями, иначе люди не шли бы за ними. Почти всех их постигла одна и та же участь — восстание топили в крови, а зачинщиков распинали. Того же Понтия Пилата, римского префекта Иудеи, описанного в Библии как человека миролюбивого и благородного, Римские власти отстранили от должности и отправили в Рим за излишнюю жестокость при подавлении подобных восстаний. Так что, верите ли вы в Иисуса или нет, его прототип или собирательный образ вполне мог существовать и был казнён в Иерусалиме.
С Исламом дела обстоят куда сложнее. В Коране Иерусалим не упоминается даже под его арабским именем Аль-Кудс. Так же он не упоминается и в Сунне. Почему же Иерусалим стал священным для мусульман? Потому что Хатабыч Умар ибн аль-Хаттаб, захвативший Иерусалим уже после смерти Мухаммеда и провозгласил,  что именно здесь находится Мечеть Отдалённейшая (аль-Акса), в которую Мухаммед совершил своё Ночное путешествие. Правда, тогдашний патриарх иерусалимский, Сафроний, обманул Хатабыча, и на вопрос о том, где стоял Иудейский Храм, указал ему на южную часть Храмовой Горы, на которой тогда была свалка. Именно поэтому мечеть аль-Акса (чёрный купол) стоит на южной окраине Горы. Когда обман раскрыли,  мусульмане построили ещё одну мечеть — Куббат ас-Сахра (Купол Скалы. Мечеть с золотым куполом). По мусульманской традиции: Аль-Акса – мечеть, в которой Мухаммед с другими пророками вознёс Аллаху молитву, а под куполом Куббат ас-Сахра находится камень с которого Мухаммед совершил вознесение. И никого не смущает тот факт, что в тот момент,  когда Мухаммед совершал своё Ночное путешествие Аль-Аксы ещё не существовало, а на её месте была городская свалка.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса. Вид со смотровой площадки.

На Храмовой горе расположены три важные мечети.
На месте Первого и Второго Храмов сейчас стоят две мечети — Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой— А́ль-Масджи́д Кубба́т ас-Сахра – мечеть с золотым куполом, и Мечеть Аль-Акса ( отдалённейшая мечеть) – мечеть с серым куполом.
Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф. То есть комплекс Храмовой горы.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Я долго думала, как бы удачнее показать их расположение, а потом в интернете нашла вот такой кадр. Мечеть Купол Скалы.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Место, которое мусульмане называют Благородным святилищем. Это единый архитектурный комплекс, в состав которого входят древнейшая в мире мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы, была воздвигнута в конце VII века. Внутри купола расположен выступ скалы, с которого, согласно легенде, пророк Мухаммад совершил восхождение на небеса. Купол Скалы находится на Храмовой горе, которая считается святым местом как для иудеев, так и для мусульман, однако на сегодняшний день гора находится в распоряжении представителей ислама. Раньше туда можно было попасть с экскурсионной группой, но в нынешнее время туда не пускают людей не мусульманской веры.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Нередко Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса. Скала — это камень мироздания, другими словами, сначала Бог сотворил этот камень, а уже вокруг него весь остальной мир. Камень, естественно, считается святым, и прикасаться к нему запрещено, для чего он и огорожен позолоченной решёткой. Изначально сам купол был золотым, но лишь до тех пор, пока один из правителей это золото не содрал и не продал. И лишь сравнительно недавно  купол снова покрыли золотом благодаря поддержке короля Иордании.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме — одно из самых заметных зданий города, причём в любую погоду. Интересно, что до сих пор не существует единого мнения о том, зачем именно было построено это здание. Одни считают, что оно должно было стать заменой Каабы в Мекке, другие полагают, что сооружение было задумано как противовес Храму Гроба Господня, который находится неподалёку.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Несмотря на то, что купол Аль-Акса имеет более скромный вид, эта мечеть считается третьей по значимости исламской святыней, после Мекки и Медины.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Сегодня купол мечети покрывают свинцовые листы, но некогда он был украшен позолоченными пластинами. Интересно, что в 1969 году австралиец Майкл Рохэн, ворвавшись в мечеть с горючим, поджёг её, что, по его мнению, должно было приблизить дату возвращения Миссии. Несмотря на то, что после поджога ему удалось скрыться, его всё же задержали. В ходе суда Рохэн был признан психически больным, и его депортировали на родину. Одновременно здесь могут находиться до пяти тысяч верующих.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Мечеть отдалённейшая — чёрный купол справа. Купол скалы — золотой купол слева. Закрытый деревянный мост — путь по которому евреи таки могут попасть на Храмовую Гору при условии что не принесут с собой предметов иудаики, не будут молиться и не попытаются припасть к земле. Любое из перечисленного расценивается мусульманами как провокация. Стена за мостом — та самая Стена плача или Западная стена у которой каждый может попросить чего захочет и никто не обвинит его в том что он разговаривает со стеной.
К слову сказать — позолочен «Купол над скалой» был недавно, как я уже упомянула выше, лет этак пятьдесят назад, но стоит давно — с конца седьмого века. Вообще-то, Купол над скалой — не мечеть, а, скорее, исторический памятник архитектуры, «охраняющий» камень, где стоял Ковчег Завета, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Ицхака, камень, с которого по  преданию, началось сотворение мира…

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Это тоже не моя фотография, но на ней хорошо видно расположение мусульманских святынь и Стены плача. С самым началом мусульманской эры они «освятили» все еврейские ценности, включая еврейских пророков и даже царей. Так Давид стал Даудом, Шломо — Сулейманом, гробница Рахели — мечетью, Хеврон — святым для мусульман местом, а Храмовая гора — местом вознесения на небо Мухаммеда…

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Тут же хочу сказать ещё об одной достопримечательности. Согласно христианскому преданию, Иисус вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании. В настоящее время два проема этих ворот заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Один из проемов носил название «Ворот Покаяния», а второй – «Ворот Милосердия». Эти стены с башней были возведены римлянами после разрушения Иерусалима в ходе Первой римско-иудейской войны; пытаясь стереть память об Иерусалиме, победители назвали свою крепость Элия Капитолина. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества, дорога от этих ворот должна была вести к храму гроба Господня. После захвата Иерусалима турками в XVI веке, Сулейман Великолепный из религиозных соображений приказал наглухо заложить Золотые ворота. Дело в том, что по иудейскому преданию, Мессия должен войти в город именно через них.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Надеясь ему помешать, арабы наглухо замуровали Золотые Ворота, изнутри пристроили эспланаду мечетей, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Проход через кладбище, (по мнению мусульман)  запрещен коэнам – он надеялся, что пророк Эльягу (по нашей традиции, он коэн), который должен возвестить приход Мессии, не сможет войти через кладбище в город. Все фотографии были сделаны с разных точек и в разное время суток.

Источник: idoorway.mirtesen.ru

Аль-Акса сегодня

К прискорбию, сегодня Аль-Акса — не просто великая святыня, вмещающая 5 000 молящихся и имеющая неоспоримую историческую и архитектурную ценность. Исламские экстремисты стараются превратить ее в некое «пугало» для своих давних врагов израильтян, заведомую «жертву» арабо-израильского конфликта: любые попытки предпринять археологические изыскания или какую-либо стройку на Храмовой горе вызывают у исламистов одну и ту же реакцию — демонстративно-оскорбленную: Израиль мечтает уничтожить мечеть Омара!

События вокруг храма

В августе 1969 г. некто Дэннис Рохэн, австралийский фундаменталист-сектант, ворвался в здание с канистрами легковоспламеняющейся жидкости и поджег ее. Мечеть Аль-Акса пострадала, несмотря на вполне оперативные действия израильских пожарных. Погиб в огне тот самый, легендарный миндар Салах Ад-Дина.

Исламский мир буквально взорвался негодованием. Религиозный фанатик-пятидесятник, член христианской секты «Церковь Бога», у которого что-то перемкнуло в затуманенной головушке, превратился в «сиониста по фамилии Коэн», получившего за поджог святыни то ли 50, то ли все 100 миллионов долларов! Судебные медики нашли у поджигателя реактивный психоз. Возможно, это был знаменитый «иерусалимский синдром», которому, между прочим, подвержены люди любой конфессии. Рохэн закончил свои дни в психиатрическом учреждении на родине. Видно, мифические сто миллионов ему совершенно не помогли.

Отголоски этого шизофренического происшествия со временем превратились в гром, называемый Интифадой Аль-Аксы — всплеск насилия со стороны арабов с Западного берега Иордана и в Секторе Газа в 2000 г. И будто дублируются до сих пор, правда, в весьма агрессивном смешанном мусульманско-израильском варианте. В последний раз стычка на Храмовой горе случилась 14 июля 2017 года — арабскими террористами были ранены трое израильтян из органов правопорядка. Двое скончались в больнице. Что сообщили из ХАМАС, ведь за день до теракта на сайте Палестинского информационного центра висели фото этих парней с довольными улыбками? А из ХАМАС сообщили, что парни — ровесники убитых полицейских — мстили евреям. За что? Разумеется, за осквернение мечети Аль-Акса!

Источник: www.ru.israland.travel


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.