О.БУЛАНОВА

В каждой стране есть какое-то архитектурное сооружение, которое является как бы неофициальным символом страны. В Египте это пирамиды, во Франции – Эйфелева башня, в Америке – статуя Свободы, а в Индии таким сооружением является Тадж-Махал. Про этот мавзолей говорят, что он – олицетворение любви в архитектуре.

История возведения Тадж-Махала – это история любви, история страсти, история разлуки, история боли, история созидания. Величественный Тадж-Махал по своему назначению – это мавзолей-мечеть. Он был построен в 1631-1653 годах по указанию императора Великих Моголов – так называли мусульманских правителей Индии, а, точнее, Шаха Джахана. Этот правитель построил мавзолей-усыпальницу в память о своей жене Мумтаз-Махал (или Мумтадж-Махал). Название “Тадж-Махал” в переводе означает “Дворец Короны”.

История создания мавзолея печальна. Это история об индийских Ромео и Джульетте, с той лишь только разницей, что их любви никакие родственники не препятствовали и им удалось благополучно пожениться. Когда принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана), который вскоре станет “королем мира”, было всего пятнадцать лет, он впервые увидел четырнадцатилетнюю красавицу Арджуманад Бану Бегам, будущую Мумтаз-Махал. Встреча произошла на восточном базаре, развернувшемся недалеко от королевского дворца.


Некоторые легенды – для увеличения драматизма – утверждают, что красавица была девушкой из бедной семьи, но на самом деле “луноликая дева” имела прекрасное происхождение – она был дочерью главного министра королевства, более того, двоюродной сестрой принца Хуррама – ее отец был братом матери юноши.

Молодые влюбились друг в друга с первого взгляда, но ожидание свадьбы затянулось на долгие пять лет, и тому был целый ряд причин. Во-первых, принцу изначально предназначалась в жены персидская принцесса, во-вторых, жениться в ту пору особам королевской крови надлежало лишь с “благословления” астрологов – они высчитывали наиболее благоприятный для бракосочетания момент, и он должен был наступить лишь в 1612 году.

Что касается персидской принцессы, то тут препятствий не было, ведь ислам разрешал многоженство, так что нужно было лишь подождать благоприятного момента. Вот, правда, видеться в течение этих пяти лет влюбленные не могли, оставалось лишь мечтать друг о друге. Могло случиться и так, что чувство угасло бы, но этого не случилось – юношеская любовь лишь крепла, и в итоге свадьба благополучно состоялась.


На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир, повелел свою невестку Арджуманд Бану “переименовать”. И дело тут не в каком-то самодурстве или неблагозвучности имени девушки, просто таковы были традиции Великих Моголов: после своего замужества или других важных моментов жизни представительницы королевской семьи обязательно получали новое имя, которое и использовалось впоследствии публично. Так “родилась” Мумтаз-Махал, что означало “Украшение Дворца”, “Царица души”.

Когда в 1612 году состоялась долгожданная свадьба, принц Хуррам еще не взошел на престол – коронация случится гораздо позже, в 1628 году. На самом деле это было вообще удивительно: принц имел весьма мало шансов перенять трон у своего отца, ведь он не был старшим сыном среди многочисленных отпрысков правителя Великих Моголов Джаханжира. Несмотря на это мудрый правитель всегда выделял Хуррама среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало “Властитель Мира”.

При этом принц Хуррам не был избалованным, воспитывали его в строгости, вырос он хорошим человеком и пользовался заслуженной любовью при дворе. Кроме чисто человеческих качеств, привлекавших к нему подданных, принц получил прекрасное для своего времени образование, хорошо разбирался и в искусстве, и в политике, и впоследствии немало способствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.


Все это время, пока муж не стал императором, преданная Мумтаз-Махал была его верной соратницей и компаньонкой, сопровождая принца даже в военных походах, деля с ним тяготы походной жизни и помогая советом в государственных делах, хотя была второй женой – на персидской принцессе Хурраму все-таки пришлось жениться. Персиянка, кстати, узнав о чувствах мужа к другой, впала в ярость.

Так как Мумтаз-Махал, тогда еще Арджуманад Бану Бегам, была в пределах досягаемости – жили-то в одном дворце, отвергнутая персиянка чуть не отравила соперницу. Да и когда влюбленные все-таки поженились, заброшенная персиянка, по статусу – главная жена, не оставляла своих коварных планов, плела интриги, но не смогла добиться расположения мужа. А муж, как вспоминает французский посол в Дели, врач, философ и путешественник, проживший в Индии двенадцать лет, Франсуа Бернье, и другие современники, по-прежнему не обращал на нее и на весь остальной гарем внимания, проводя все время с любимой. Каждый год у них рождался ребенок, Мумтаз-Махал стала любящей матерью тринадцати детей.

Все-таки удивительная история! Женщина, большую часть своей жизни проходившая беременной, что красит далеко не каждую, на протяжении долгих лет оставалась для своего мужа любимой и желанной! Правитель обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей все мыслимые почести, устраивал в ее честь пышные приемы и грандиозные праздники, без царицы не начиналась ни одна, сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз-Махал присутствовала на заседаниях государственного совета, и ее мнение почти никогда никем не оспаривалось. Шах Джахан настолько обожал свою жену, что пошел даже против канонов ислама, запрещавших изображать животных и человека – заказал ее портрет.


Счастливая жизнь влюбленной друг в друга императорской четы проходила безоблачно. Когда Шах Джахан взошел на престол, он стал императором огромного королевства. И тут уж все историки в один голос утверждают, что королевство от этого только выиграло: царствование Шаха Джахана принесло огромную пользу для страны. В этот период империя Великих Моголов богатела и крепла, а основным принципом, характеризующим политику правления влюбленного императора, стала фраза: “Если и есть рай на Земле, то он находится здесь”.

Но недаром восточные мудрецы говорят: “Сладость удовольствия не бывает без горечи….” “Рай на земле” закончился: спустя три года после восшествия на престол Шах Джахан был вынужден отправиться в новый военный поход. На этот раз путь лежал в Бурханпур, где вспыхнуло восстание. Нужно было подавить бунт и навести порядок в неспокойной провинции. Мумтаз-Махал, хоть и была на сносях, решила, как это обычно бывало, последовать за венценосным супругом. Там, в Бурханпуре, она разрешилась от бремени четырнадцатым ребенком, дочкой. Роды были тяжелые, и через некоторое время женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм. В то время Мумтаз-Махал было всего тридцать шесть лет. Она прожила в счастливом браке семнадцать недолгих лет.


Горю Шаха Джахана не было предела. Когда его жена умирала у него на глазах, он поклялся ей, что обязательно позаботится об их старшей дочери Джаханаре Бегум и возведет для своей любимой после ее смерти мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Император сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

Когда любимая умерла, император лишился рассудка. Он долго и беззвучно сидел с мертвой женой на руках, из глаз, не переставая, текли слезы. Наутро голова Шаха Джахана стала совсем седой.

Мумтаз-Махал похоронили там же, в Бурханпуре, ведь ислам предписывает хоронить умерших до захода солнца. Страна на долгие месяцы погрузилась в траур. Есть свидетельства, что Шах Джахан чуть не покончил с собой. Неделю он не ел и не пил, долго не хотел возвращаться в столицу. И меньше чем через год перевез останки жены в Агру и повелел захоронить недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около двадцати двух лет.

Завершилось строительство в 1648 году, хотя отделочные работы продолжались еще четыре года. Возведение невиданной усыпальницы обошлось казне в 32 миллиона рупий. Но убитый горем Шах Джахан не жалел денег, он решил, что мавзолей должен быть хотя бы наполовину так же прекрасен, какой была его любимая жена.


Судя по дошедшим до нас письменным источникам, архитектором Тадж-Махала был Устад Иса Ахмад Ширази, известнейший агрийский зодчий того времени, судя по имени – тюрок или араб. (Впрочем, имя архитектора разные источники называют разное.) Под его началом трудились многочисленные мастера из Дели, Мултана, Лахоры, а также из Шираза, Багдада и Бухары – зодчих созвали со всего исламского мира. В общей сложности, над строительством Тадж-Махала трудилось не менее двадцати тысяч человек. Есть даже данные, что к возведению мавзолея привлекались архитекторы и художники из Италии и Франции, художники из Дамаска, садоводы из Константинополя и Самарканда.

При этом заметно, что в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Персии и Средней Азии. Многие историки считают, что за основу взята гробница Хумаюна в Дели, построенная в XVI веке так же в знак великой любви, но только жены к мужу, вдовы Хумаюна – Хамиды Бану Бегум.

Многие историки предполагают, что к строительству усыпальницы приложил руку непосредственно и сам Шах Джахан, по крайней мере, сама идея, основная концепция здания совершенно точно принадлежит ему. Оно и неудивительно: ведь император, как было сказано выше, обладал глубокими познаниями в искусстве и сам был неплохим художником.


Но самое главное даже не это: на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая и не проходящая долгие десятилетия любовь к Мумтаз-Махал. В белоснежном мавзолее воплотилось видение мира Шаха Джахана, мира гармоничного, изящного и чистого, мира, где главным была любовь. В итоге Тадж-Махал стал не только материальным воплощением этой любви, но и символом великой эпохи.

Когда Шах Джахан закончил постройку мавзолея, он решил на другом берегу реки Ямуны построить гробницу и для себя – точно такую же, только из черного мрамора. По замыслу правителя оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из черного и белого мрамора, который бы символизировал воссоединение душ влюбленных. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться: страна была разорена невиданными затратами на возведение мавзолея Мумтаз-Махал.

Сыновья шаха воевали между собой, борясь за “место под солнцем”. Победу над братьями одержал принц Аурангзеб (его имя означает “краса престола”). Он ничем не походил на своего отца – суровый, замкнутый, аскетически-религиозный монарх. Еще будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезному, как он считал, и разорительному строительству своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провел в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.


“Краса престола” в 1658 году поднял против отца мятеж, убив братьев, и обвинил Шаха Джахана в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. Там несчастный прожил долгих семь лет вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Когда он заболел и почувствовал приближение смерти, ему удалось умолить своего сына перенести его в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Мумтаз-Махал, его любимой Арджуманд Бану.

Там, на балконе Жасминового павильона с видом на реку Ямуну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, символ его любви, Шах Джахан скончался 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз-Махал.

С тех давних пор мавзолей Мумтаз Махал пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII веках, Агра много раз переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери (сейчас там двери медные), вынесли драгоценные светильники, выковыряли из стен многие драгоценные камни. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми.


В 30-х годах XIX века британский генерал-губернатор вообще предложил продать Тадж-Махал на слом. Как можно было предложить такое – уму непостижимо! Ведь считается, что красоту чувствуют все, даже злодеи. Как хорошо, что власти Индии проявляют в отношении Тадж-Махала мудрость. Великий индийский поэта Рабиндранат Тагор в связи с этим сказал о Тадж-Махале: “Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал – ярко сияет на щеке времени…”

Follow @AzerHistory

Источник: azerhistory.com

История создания — история любви

Тадж-Махал, часто называемый «символ любви», был построен в XVII веке на берегу реки Ямуна императором Шах-Джаханом, потомком Тамерлана, чтобы воспеть и увековечить память о своей горячо любимой жене, умершей при родах.

Шах Джахан, бывший пятым по счету императором Великих Моголов, оставил после себя много известных архитектурных достопримечательностей. Это Жемчужная мечеть в Агре, столица Шахджаханабад (ныне старый Дели, включающий Лал Килу или Красный Форт в Дели с прекрасными залами залы Диван-и-Ам и Диван-и-Хас, а также Большую Мечеть Джама Масджид) и знаменитый золотой трон Великих Моголов — Павлиний трон, по праву признанный самым роскошным троном во всем мире.

Однако великолепие дворца Тадж-Махал осталось непревзойденным, и именно это строение навсегда увековечило имена императора и его возлюбленной.

Шах Джахан, которого после ряда ряд успешных военных походов, расширивших границы Империи Моголов, назвали «Императором Вселенной», имел несколько жен. Его третьей жене, 19-летней красавице, свёкор дал во время свадебной церемонии имя Мумтаз Махал, что означает «Жемчужина дворца».

Правитель очень полюбил Мумтаз и она сопровождала его во всех военных походах. Отношения императора с остальными женами были чисто формальными, а с Мумтаз его объединяла глубокая искренняя привязанность. За 19 лет брака возлюбленная подарила правителю 14 детей. Однако последние роды, происходившие в походе, стали для женщины роковыми.

Говорят, что Шах Джахан дал умирающей жене обещание, что построит для нее прекрасный мавзолей. Однако к выполнению своего замысла он приступил не сразу. Первый год после смерти любимой император горевал и проводил все свое время в уединении.

Когда безутешный вдовец прекратил свое затворничество, подданные его не узнали — правитель постарел, поседел и сгорбился. Летописцы дворца засвидетельствовали, что Шах Джахан перестал слушать музыку, отказался от украшений и нарядной одежды.

Правитель приступил к созданию Тадж-Махала в конце 1631 года. Центральный мавзолей был построен в 1648 году, а для завершения работ по возведению всего комплекса потребовалось еще 5 лет. В строительстве участвовало более 20 тысяч человек, мастеров приглашали из разных стран.

Строительные материалы привозили со всей Индии и Центральной Азии: белый полупрозрачный мрамор доставляли за 300 километров из раджастанской каменоломни, яшму везли из Пенджаба, полудрагоценные кристаллы из Китая, а сапфиры со Шри-Ланки.

Мавзолей высотой 74 метра совершенно симметричен. Главный купол окружен четырьмя куполами поменьше и изящными минаретами. Беломраморные стены Тадж-Махала инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и другими самоцветами. Внутри дворца находятся кенотафы (надгробные камни) усопших супругов, а сами могилы находятся гораздо глубже, под полом.

Своды арок над окнами украшены затейливой вязью, но это не просто узор, а четырнадцать сур из Корана.

Весь мемориальный комплекс представляет собой парк, закрытый с трех сторон. Вход в него оформлен в виде дворца из красного камня с 11 куполами и боковыми башнями. От ворот начинается дорога, ведущая к главной святыне, в центре которой проложен канал с мраморным бассейном. Цифру четыре мусульмане считают священной, поэтому планировка сада основана на этой цифре и ее кратных.

С левой стороны от Тадж-Махала расположена действующая мечеть из красного песчаника, а справа для симметрии был построен Гостевой дом для мусульман, посещающих мечеть.

Завершив строительство дворца, Шах Джахан приказал начать возведение нового здания — мавзолея из черного мрамора, предназначенного для упокоения останков самого императора. В то время страна была разорена военными походами. Строительство Тадж-Махала было тяжким бременем для подданных, после объявления известия о новом масштабном проекте начались народные волнения.

Аурангзеб, сын правителя, сверг императора и прекратил строительство нового мавзолея. Шах Джахан был пожизненно заточен в башне Красного Форта в Агре, где еще 9 лет смотрел из окна на Тадж-Махал. Только после смерти свергнутый правитель снова воссоединился со своей возлюбленной и был похоронен рядом с ней внутри Тадж-Махала.

Отзывы

Отзывы, оставленные посетителями Тадж-Махала в сети, содержат полезные для туристов подробности.

Бывалые туристы советуют посещать Тадж-Махал утром, ведь на рассвете солнце окрашивает белоснежный мрамор в розовый цвет и этот шедевр архитектуры становится удивительно красив.

В Агру лучше приезжать с февраля по март. Осенью и в декабре—январе в городе сильные туманы, впечатления от посещения Тадж-Махала могут быть испорчены, поскольку порой дворец едва виден. С апреля в Агре начинается жара, доходящая порой до +50 градусов в тени и длящаяся до июля. В июле на смену удушающей жаре приходит сезон дождей, заканчивающийся в сентябре.

Свободный доступ Wi-Fi можно найти примерно в радиусе 50 м от пункта досмотра.

Внутри комплекса есть музей Тадж-Махала, работающий с 10:00 до 17:00. Вход в музей свободный.

Цена билетов 2021

  • Иностранцы — 1100 рупий;
  • Жители стран Южной Азии — 540 рупий;
  • Граждане Индии — 50 рупий;
  • Дети до 15 лет — бесплатно.

В сумму, уплачиваемую нерезидентами, входит предоставление бахил и бутылки питьевой воды. Возле самого мавзолея иностранцы идут к специальному входу, где очередь меньше.

Билеты в Тадж-Махал можно купить в кассах на Восточных и Западных воротах. Кассы начинают работу за 1 час до восхода солнца и закрываются за 45 минут до заката.

В случае покупки билета онлайн на официальном сайте Министерства культуры, граждане Индии получают скидку в размере 5 рупий, а иностранцы — в размере 50 рупий.

Вход в Тадж-Махал

На входе установлены металлодетекторы. Посетителей делят на 2 группы, мужчин и женщин и внимательно осматривают, включая содержимое сумок. Запрещенные и подозрительные вещи придется сдать в камеру хранения.

Что разрешено и запрещено в Тадж-Махале

Туристам предоставляются бахилы, пол-литровая бутылка питьевой воды и туристическая карта Агры.

В мавзолей разрешено пронести бутылку питьевой воды, фототехнику без штатива, деньги и документы. Все остальное придется сдать в камеру хранения.

На территории комплекса не разрешено использовать квадрокоптеры и ноутбуки.

Курение и прием пищи категорически запрещены на территории Тадж-Махала.

Запрещено проносить на территорию оружие, воспламеняющиеся предметы, табачные изделия, алкоголь, сладости, зарядные устройства и электроприборы (кроме фотоаппарата).

Во время посещения комплекса следует выключить мобильные телефоны или перевести их в беззвучный режим.

Желательно не приходить в Тадж-Махал с объемными сумками, наполненными вещами, потому что это увеличивает время осмотра туристов охранниками.

Внутри самого мавзолея фотографировать запрещено.

Туристов просят не царапать стены и поверхности мавзолея, и даже их не касаться.

Внутри мавзолея запрещено шуметь.

Как добраться

Транспортная система Индии хорошо развита, туристы могут выбирать подходящие варианты перемещения, ориентируясь на приемлемую стоимость и уровень комфорта.

Виза в Индию

Граждане Российской Федерации могут получить индийскую визу в посольстве или консульстве Индии, а также могут подать заявку на получение визы онлайн.

Самолет

В Агре есть внутренний аэропорт, расположенный в 7 км от центра города. Аэропорт ежедневно принимает и отправляет рейсы, связывающие Агру с Дели, Мумбаи, Варанаси и Кхаджурахо. Информацию о рейсах можно получить, позвонив в аэропорт по тел. +91-562-2400569. Также можно обратиться за справками в государственные туристические офисы:

  • Govt. of India Tourism Office 191, Mall Road, Agra Ph: + 91-562-2226368;
  • Office of U. P. Tourism 64, Taj Road, Agra. Ph: +91-562-2226431.

Железная дорога

Город Агра имеет регулярное железнодорожное сообщение с крупнейшими городами Индии. Кроме центрального вокзала Agra Cantonment, в 4,7 км от которого расположен Тадж-Махал, в Агре есть еще 2 железнодорожные станции: Раджа-Ки-Манди и Агра Форт.

Наиболее популярные поезда, связывающие Агру со столицей Индии Дели: Palace on Wheels, Shatabdi, Rajdhani и Taj Express.

Забронировать билет на поезд можно на официальном сайте индийских железных дорог.

Автобус

Множество автобусных рейсов соединяют Агру с другими городами страны. Крупнейшая автостанция в Агре называется Idgah, она находится в районе Идга Колони и очень близко к железнодорожной станции Идга, а также к главному железнодорожному вокзалу в Агре. Основные рейсы с этой автостанции отправляются в Дели, Джайпур, Матхуру, Канпур, Лакхнау, Фатехпур Сикри, Чандигар, Гвалиор и т. п.

Забронировать билет на междугородный автобус можно на сайте.

Автомобиль

Город Агра находится в так называемом Золотом туристическом треугольнике, этот регион отличается разветвленной сетью автомобильных дорог. Агру соединяет с Дели и Варанаси автотрасса NH-2, с Джайпуром — NH-11, и с Гвалиором — NH-3.

Расстояния от Агры до других городов:

  • Бхаратпур — 57 км;
  • Дели — 204 км;
  • Гвалиор — 119 км;
  • Джайпур — 232 км;
  • Канпур — 296 км;
  • Каджурахо — 400 км;
  • Лакхноу — 369 км;
  • Матхура — 56 км;
  • Варанаси — 605 км.

Парковка

Ближайшая к Тадж-Махалу парковка находится в культурно-художественном комплексе Шилпгрэм (Shilpgram).

В Агре до Тадж-Махала

По Агре можно перемещаться на такси (Uber, Ola), экскурсионном мини-автобусе «темпо», на авто- или велорикше. На главном вокзале Agra Cantonment можно заказать предоплаченное такси (prepaid taxi).

За 500 м от Тадж-Махала запрещено движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы не испортить белизну стен дворца. Поэтому к мавзолею можно подъехать на электромобиле или рикше, но последние 200 метров нужно преодолеть только пешком.

Тадж-Махал: google-панорама

Тадж-Махал: google-панорама внутри здания

Видео о Тадж-Махале

Источник: www.tourister.ru

История Тадж-Махала

С XVI в. в Индии властвовали Великие Моголы. Их пятый падишах (император) Шах Джахан имел, как это принято у мусульман, свой гарем. Его третьей женой в 1612 г. стала Арджуманд Бану. Потрясённый красотой невестки, свёкр во время свадьбы назвал её Мумтаз Махал – «Украшение дворца». По одной из версий, эта бедную девушку Шах Джахан случайно увидел на базаре. Согласно другим сведениям, она была дочерью первого визиря.

По свидетельству жившего в Индии в те годы французского путешественника и врача Франсуа Бернье, после свадьбы для Шах Джахана перестали существовать другие женщины. Супруги были неразлучны. Мумтаз Махал присутствовала на всех государственных церемониях, и даже сопровождала мужа в военных походах. В одном из них, в 1631 г., Мумтаз Махал умерла при родах их 14-го ребёнка.

Шах Джахан чрезвычайно тяжело переживал кончину любимой жены. Он поседел за одну неделю, не хотел никого видеть, и был на грани самоубийства. Через полгода он перевёз временно захороненное тело в Агру, где начал создание для покойной супруги мавзолея, равного которому не было на земле. Планируемое сооружение задумывалось прекрасным, как была Мумтаз Махал, и величественным, как любовь между ней и Шах Джаханом.

Строительство мавзолея-мечети продолжалось 22 года. В нём были заняты свыше 20 тысяч человек. Лучшие строители, скульпторы и каллиграфы приглашались из Персии, Османской империи и Европы. Большинство исследователей считает, что руководил работами персидский архитектор Устад Иса Мухаммад. Мавзолей получило имя Тадж-Махал – «Венец дворцов».

Мечеть в индии тадж махал

Через несколько лет после окончания строительства Шах Джанан был свергнут своим сыном Аурангзебом, и помещён в Красный форт Агры под арест. Утешением для бывшего правителя была возможность видеть своё творение из окна. А в 1666 г. Аурангзеб исполнил последнюю просьбу умершего отца похоронить его рядом с любимой женой в Тадж-Махале.

Красивейший архитектурный и исторический памятник не всегда оценивался по достоинству. Неблагоприятной для него оказалась большая часть британского колониального периода. Так, в XIX в. англичане превратили его в увеселительное заведение с танцами. Отдыхающие здесь гости (не только англичане, но и индийцы) часто элементарно грабили декор фасада и интерьера. Вандалы не пощадили даже гробницы, лишившиеся многих сокровищ.

От полного упадка Тадж-Махал спас лорд Керзон – генерал-губернатор Индии, умевший ценить прекрасное (в отличие от своих предшественников). По его распоряжению, в начале XX в. была осуществлена масштабная реставрация памятника. Она позволила вернуть сооружению его прежнее великолепие. А в 2002 г., восстановили его первоначальный цвет, применив для очистки древний косметический рецепт индийских женщин. Одновременно вокруг дворца запретили передвижение любого транспорта, за исключением электрического.

Мечеть в индии тадж махал

Архитектура Тадж-Махала

Его составляют:

  • Darwaza – главные ворота;
  • Rauza – мавзолей;
  • Masjid – мечеть;
  • Naqqar Khana – гостевой дом;
  • Bageecha – сад.

Комплекс открывается массивными мраморными воротами с изящными арками, башнями и маленькими 22 (по количеству лет строительства) куполами. На воротах высечены изречение из Корана, заканчивающееся словами Всевышнего, обращёнными к душе праведника «Войди в Мой рай!». За входом расположен 300-метровый сад с оросительным каналом и мраморным бассейном. Центральное сооружение комплекса Тадж-Махал – мавзолей, находится в глубине сада, являющегося дорогой к нему.

Мечеть в индии тадж махал

Беломраморный мавзолей построен на приподнятой огромной каменной платформе. Симметричное здание с арочным проёмом достигает высоты 74 м. Оно увенчано большим 35-метровым куполом в форме луковицы, окружённым четырьмя маленькими куполами. На их вершинах установлены позолоченные украшения, а на главном куполе – бронзовый исламский полумесяц (первоначально он был золотым). При наблюдении здание кажется воздушным благодаря одинаковой ширине и высоте, огромным нишам, прорезающим фасад, и главному куполу, как бы тянущем вверх всю конструкцию.

Вокруг – четыре 40-метровых минарета, немного отклонённые вовне. Это сделано специально на случай землетрясения с тем, чтобы обезопасить мавзолей. По обе стороны от него находятся мечеть и повторяющий её форму симметричный гостевой дом. Мечеть наиболее красива при закате, а гостевой дом – на рассвете.

Стены мавзолея расписаны традиционными для мусульманских религиозных сооружений растительными и геометрическими орнаментами. Они инкрустированы полудрагоценными камнями – яшмой, нефритом и жёлтым мрамором. Мастерство создателей поразительно: некоторые декоративные элементы размером 3 см содержат более полусотни драгоценных инкрустаций. Пространство вокруг арочных проёмов покрыто надписями с сурами из Корана. Все они кажутся одинакового размера. Эта оптическая иллюзия создаётся увеличением размера шрифта и межбуквенного расстояния по мере удаления от пола.

Мечеть в индии тадж махал

Под главным куполом находятся кенотафы (ложные надгробия) Мумтаз Махал и Шах Джахана, украшенные орнаментами и инкрустациями. Саркофаг Шах Джахана, сооружённый позже, единственный асимметричный компонент во всём комплексе. Стены погребального зала покрыты орнаментами из каменных цветов. Настоящие могилы расположены под главным залом внутри цокольного этажа, и закрыты для посетителей.

Преобладающую часть территории комплекса занимает сад – символ рая, куда вознеслась Мумтаз Махал. В планировке доминирует священная в мусульманстве цифра 4. Центральный водоём с каналами делит сад на 4 части. В каждой из них 16 клумб, разделённых пешеходными дорожками. Симметрично высаженные кипарисы символизируют смерть, а фруктовые деревья – жизнь. Тёмные кипарисы усиливают блеск мрамора. Водная поверхность не только копирует прекрасный памятник и небо, но и добавляет мягкую подсветку снизу.


Путешествие в Индию

Из Дели в находящуюся в 200 км от столицы Агру можно доехать несколькими способами:

  • поездом Shatabdi Express, отбывающим от New Delhi Station в 6:00 утра; время в пути – 2 часа, цена билета в вагоны разного класса – 400 INR – 750 INR (индийских рупий);
  • поездом Taj-Express от Nizamuddin Station в 07:15, прибывающим в Агру через 3 часа;
  • автобусом экспресс за 3 часа;
  • на такси за 2000 INR.

Из Агры в Тадж-Махал можно доехать на рикше или такси. Рекомендуется пользоваться услугами государственных prepaid-такси, отличающихся умеренной ценой – 150 INR, и порядочностью водителей. Билет на поездку нужно купить в кассе, находящейся прямо напротив выхода из железнодорожного вокзала Агры.

Тадж-Махал открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы и месяца Рамазан, с 6 до 19 часов. В вечернее время с 20:30 до полуночи памятник можно посещать 5 дней в период полнолуния. Разрешены съёмки любительской аппаратурой, но только от входа: они обойдутся в 25 INR. Билет за 750 INR необходимо приобрести за день до посещения по адресу 22, The Mall Road в Archaeological Survey of India office. Водители рикш знают это место как Taj Mahal Office.

Источник: SnovaDoma.ru


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.