Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

 

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ



Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1
2. Культура, организация досуга и развлечений
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93
Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
5. Гостиничный бизнес
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55
6. Общественное питание
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
Образование дополнительное детей и взрослых 85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок
Деятельность по организации конференций и выставок 82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 апреля 2020 г. № 479 Внести в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 апреля, № 0001202004080046), следующие изменения:а) раздел 2 дополнить позицией следующего содержания: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14"; б) дополнить разделом 10 следующего содержания: "10. Деятельность в области здравоохранения Стоматологическая практика 86.23"


И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434

1. Пункт 2 после слова «используется» дополнить словами «в том числе».
2. В перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, указанным постановлением:
а) раздел 2 дополнить позициями следующего содержания:
Деятельность музеев 91.02
Деятельность зоопарков 91.04.1;
б) дополнить разделом 11 следующего содержания:


Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
11. Розничная торговля непродовольственными товарами
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах 45.11.2
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая 45.11.3
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах 45.19.2
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая 45.19.3
Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями 45.32
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах 45.40.2
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая 45.40.3
Торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах 47.19.1
Деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента 47.19.2
Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах 47.4
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах 47.5
Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах 47.6
Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах 47.7
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью 47.82
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами 47.89

Источник: zachestnyibiznes.ru


Архитектура мечетей Республики Татарстан. (Источник фотографий: yandex.ru)

Архитектура мечетей Республики Татарстан. (Источник фотографий: yandex.ru)

Мечеть (масджид) — место поклонения в исламе. Несмотря на то, что намаз может совершаться мусульманином в любом чистом месте, где не создается неудобств окружающим, каждая община мусульман выделяет какое-то место или здание для коллективных намазов.

Существует огромное разнообразие вариантов мечетей по всему миру. Строительные материалы и дизайн зависят от культуры, наследия и ресурсов каждой местной мусульманской общины. Тем не менее, есть ряд особенностей, общих для почти всех мечетей.

Минарет

Минарет — это тонкая башня с балконами или открытыми галереями, из которых муэдзин мечети призывает верующих молиться пять раз в день. Минареты являются отличительными традиционными чертами многих мечетей, хотя они различаются по высоте, стилю и количеству.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать


Минареты могут быть квадратными, круглыми, шестиугольными, восьмиугольными или даже спиральными, и они обычно покрыты заостренной крышей. Слово «минарет» происходит от арабского «манара» — место, где зажигают огонь или «маяк».

Купол

Многие мечети, особенно на Ближнем Востоке, увенчаны куполом. В некоторых традициях купол символизирует свод небес. Интерьер купола обычно высоко украшен цветочными, геометрическими и другими узорами. Главный купол мечети обычно венчает главный молитвенный зал строения. В некоторых мечетях могут быть и несколько куполов.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Молитвенный зал

Молитвенный зал мечети называется «мусалля» (место для молитвы). Здесь намеренно не расставляют никакую мебель. Верующие молятся прямо на полу и сидят в ожидании намаза тут же. Для нужд пожилых и маломобильных прихожан в конце зала обычно стоят стулья или скамейки.


Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Вдоль стен или в колоннах, как правило, оборудованы книжные полки для религиозных книг и копий Корана. Помимо этого, зал представляет собой большое открытое пространство.

Михраб

Михраб – это углубление в стене, которое отмечает направление на кыйблу. Это углубление может быть небольшим и полукруглым, а может значительно выдаваться вперед. Михраб, как правило, бывает украшен мозаичной плиткой или каллиграфией, чтобы визуально выделить это место. Иногда в михрабе устанавливают кафедру для имама – минбар.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Минбар

Минбар — это возвышенная платформа в передней части молитвенного зала мечети, из которой произносятся проповеди или обращения к верующим. Минбар обычно изготавливается из резного дерева, камня или кирпича. Минбар обычно включает в себя ступени, ведущие к верхней платформе, которая иногда венчается небольшим куполом.


Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Место для совершения омовения

Омовение (вуду, тахарат) обязательная часть подготовки к молитве. Иногда место для омовения отводится в уборной. В некоторых, особенно в древних мечетях место для омовения находится снаружи мечети, вдоль одной из ее стен, а также во дворе мечети. Для омовения доступна проточная вода и оборудованы маленькие стулья или сидения, чтобы было легче присесть и помыть ноги.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Ковры

Во время намаза верующие совершают поясные и земные поклоны. Обязательное условие – место для совершения намаза должно быть чистым. С этой целью, а также для того, чтобы не сидеть на голом полу, в мечетях расстелены ковры. Традиционные ковры для мечетей имеют изображения арок. Это символ михраба и он указывает направление на кыйблу.


Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Обувные полки

Полка для обуви является практической особенностью многих мечетей по всему миру. Мусульмане снимают обувь перед входом в мечеть, чтобы сохранить чистоту самой мечети и ее ковров. Полки помогают избежать нагромождения обуви перед входом в мечеть, а также позволяют верующим легко найти свою обувь после намаза.

Islam-Today

Источник: islam-today.ru

МЕЧЕТЬ — в ис­ла­ме глав­ное куль­то­вое зда­ние, ме­сто мо­лит­вы и со­б­ра­ния; центр ре­лигиозной, по­ли­тической и об­щественной жиз­ни му­суль­ман.

Мечеть не име­ет объ­ек­та ри­ту­аль­но­го по­кло­не­ния (ал­та­ря, ста­туи, ико­ны). По­ня­тие «мечеть», со­би­ра­тель­ное в ев­ропейских язы­ках, в лин­гвис­тическом мно­го­об­ра­зии ис­лам­ско­го ми­ра рас­па­да­ет­ся на раз­ные, не все­гда си­но­ни­мич­ные ва­ри­ан­ты, опи­сы­ваю­щие со­ору­же­ния, раз­ли­чаю­щие­ся как по на­зна­че­нию, так и по ар­хитектурной фор­ме.


aquo;Масд­жид» в зна­че­нии мес­та по­кло­не­ния про­ис­хо­дит пред­по­ло­жи­тель­но от ара­мей­ско­го msgd (за­фик­си­ро­ва­но в «эле­фан­тин­ских па­пи­ру­сах» V века до н. э. и на­ба­тей­ских над­пи­сях); в лек­си­ку до­ис­лам­ских ара­бов-бе­дуи­нов тер­мин во­шёл на том эта­пе, ко­гда «па­лат­ка пле­ме­ни», мадж­лис (ме­сто со­б­ра­ния и со­ве­та), ста­ла и пле­мен­ным свя­ти­ли­щем. В Ко­ра­не этим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся ме­сто по­кло­не­ния, не­оп­ре­де­лён­ное (9:18; 72:18) или за­по­вед­ное — «ха­рам аль-мас­джид» (2:144/149, 187/191, 192/196; по об­ще­му мне­нию, Каа­ба с ок­ру­жаю­щим свя­щен­ным уча­ст­ком); в отдельных слу­ча­ях — до­ис­лам­ская по­строй­ка: свя­тая гроб­ни­ца (18:20/21) или свя­ти­ли­ще еди­но­го Бо­га (2:108/114; 22:41/40). С раз­ви­ти­ем му­сульманской об­ряд­но­сти сло­во «масд­жид» за­кре­пи­лось за зда­ни­ем для еже­днев­ной 5-крат­ной ри­ту­аль­ной мо­лит­вы, лю­бым мо­лель­ным по­ме­ще­ни­ем, мо­лит­вен­ным ков­ром или ци­нов­кой.

По­сле ор­га­ни­за­ции про­ро­ком Му­хам­ме­дом в 623-624 годах Му­сал­лы Двух празд­ни­ков близ Ме­ди­ны ме­стом про­ве­де­ния мас­со­вых мо­лит­вен­ных об­ря­дов в дни го­до­вых празд­неств (Жерт­во­при­но­ше­ния и Раз­го­ве­нья) ста­ла му­сал­ла (ме­сто мо­ле­ния, от арабского «са­лат» — мо­лит­ва; тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в до­ис­лам­ской Ара­вии в зна­че­нии пло­щад­ки для со­вер­ше­ния мо­лит­вен­но­го об­ря­да под от­кры­тым не­бом). В ме­дин­ской му­сал­ле Му­хам­мед ввёл в обы­чай вты­кать в зем­лю ко­пьё («ана­за») для ука­за­ния на­прав­ле­ния мо­лит­вы; позд­нее эта тра­ди­ция при­ве­ла к по­яв­ле­нию мих­ра­ба. До 622 года му­суль­ма­не мо­ли­лись, пред­по­ло­жи­тель­но обратившись на вос­ток, по­сле пе­ре­се­ле­ния в Ме­ди­ну в пер­вые 16-17 месяцев мо­ля­щие­ся об­ра­ща­лись на се­вер, к До­му Свя­ты­ни — Байт-аль-Му­кад­дас, или аль-Кудс (Ие­ру­са­лим); с 624 года у му­суль­ман бы­ла вве­де­на свя­щен­ная ори­ен­та­ция на древ­нюю арабскую свя­ты­ню — Каа­бу в Мек­ке.

От­кры­тые Мечети — му­сал­ла, на­маз­га или на­маз­гах (персидское — ме­сто мо­лит­вы), ид­гах (от «ид» — празд­ник, «гах» — ме­сто; Аф­га­ни­стан, Па­ки­стан, Ин­дия), рас­счи­тан­ные на сбор всей об­щи­ны го­ро­да, обыч­но за­ни­ма­ли уча­сток за городскими во­ро­та­ми и пред­став­ля­ли со­бой квад­рат­ную или пря­мо­уголь­ную пло­щадь или плат­фор­му, по­сы­пан­ную пес­ком или гра­ви­ем; в сло­жив­шем­ся ви­де име­ли сте­ну с мих­ра­бом на сто­ро­не киб­лы — свя­щен­ной ори­ен­та­ции, пе­ре­нос­ной (ре­же ста­цио­нар­ный) мин­бар — ка­фед­ру для чте­ния про­по­ве­ди и/или дик­ку (плат­фор­ма для му­эд­зи­на, пе­ре­даю­ще­го зад­ним ря­дам мо­ля­щих­ся дей­ст­вия има­ма), ино­гда — ми­на­рет.

Ти­по­ло­гия ар­хи­тек­ту­ры ме­че­ти. 

Ар­хитектурные ти­пы мечети скла­ды­ва­лись па­рал­лель­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем му­сульманского об­раза жиз­ни, в ко­то­ром важ­ней­шее зна­че­ние при­об­ре­ла еже­не­дель­ная со­вме­ст­ная мо­лит­ва ве­рую­щих и про­по­ведь гла­вы об­щи­ны в «день сбо­ра» — пят­ни­цу. Зда­ние для кол­лек­тив­ной мо­лит­вы по­лу­чило на­зва­ние со­бор­ной (джа­ми) или пят­нич­ной (джу­ма) мечети. В пер­вые ве­ка ис­ла­ма со­бор­ная мечеть не­ред­ко ис­пол­ня­ла так­же функ­ции ду­хов­ной шко­лы, бо­го­слов­ско­го цен­тра, при­юта па­лом­ни­ков или су­фи­ев, мес­та по­гре­бе­ния ос­но­ва­те­ля (мечети-уни­вер­си­те­ты — аль-Ка­рау­ин в Фе­се, середина IX века, аль-Аз­хар в Каи­ре, 970-972 годы). Глав­ная (или един­ст­вен­ная) джа­ми (джу­ма) го­ро­да по­лу­ча­ла ста­тус Боль­шой ме­че­ти. Основные прин­ци­пы струк­ту­ры му­сульманского со­бор­но­го зда­ния оп­ре­де­ли­лись в Ме­ди­не, в про­цес­се ор­га­ни­за­ции в 622 году и позд­нее мес­та кол­лек­тив­ных мо­ле­ний при До­ме Му­хам­ме­да (позд­нее Ме­четь Про­ро­ка), пла­ни­ров­ка ко­то­ро­го, по мне­нию английского учё­но­го К.А.К. Кре­зу­эл­ла, по­вто­ри­ла схе­му до­ис­лам­ско­го жи­ли­ща во­ж­дя пле­ме­ни. По со­об­ще­нию Ибн Са­да, био­гра­фа Му­хам­ме­да, соб­ст­вен­но мечетью слу­жил при­мы­кав­ший к до­му с за­па­да про­сто­рный двор, ок­ру­жён­ный 7-мет­ро­вой сыр­цо­вой сте­ной на ка­мен­ном фун­да­мен­те, с 3 вхо­да­ми; на се­вер­ной (в на­прав­ле­нии к Ие­ру­са­ли­му), а за­тем и на юж­ной, об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не бы­ли соз­да­ны зо­ны те­ни — на­ве­сы из скре­п­лён­ных гли­ной паль­мо­вых ли­сть­ев, по­ло­жен­ных на ство­лы пальм. Ком­по­зи­ция Ме­че­ти Про­ро­ка, сло­жив­шая­ся к середине VII века, ста­ла от­прав­ной точ­кой в раз­ви­тии со­бор­ной мечети ко­лон­но­го, или араб­ско­го, ти­па. По её об­раз­цу уст­раи­ва­лись по­ход­ные мечети арабских от­ря­дов: на­чер­тан­ный на зем­ле квад­рат с копь­ём, во­ткну­тым на сто­ро­не киб­лы.

В но­вых го­ро­дах Ира­ка (Бас­ра, Ку­фа) и Егип­та (Фус­тат), обыч­но вы­рас­тав­ших из арабского во­енного ла­ге­ря, мо­лит­вен­ные об­ря­ды по­на­ча­лу со­вер­ша­лись на пло­щад­ке, ог­ра­ни­чен­ной раз­ме­чен­ны­ми на зем­ле кон­ту­ра­ми. Ста­цио­нар­ные по­строй­ки впер­вые поя­ви­лись в 660-х годах (Боль­шие ме­че­ти Бас­ры и Ку­фы) и пред­став­ля­ли со­бой ран­ние ва­ри­ан­ты ко­лон­ной мечети: квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный двор, об­стро­ен­ный по пе­ри­мет­ру га­ле­рея­ми с пло­ски­ми ба­лоч­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми на стол­бах или ко­лон­нах; на об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не опо­ры, по­став­лен­ные в 5 или бо­лее ря­дов, соз­да­ва­ли глу­бо­кую зо­ну те­ни — мо­лит­вен­ный зал. Бла­го­да­ря ши­ро­кой рас­ста­нов­ке опор про­стран­ст­во за­ла сво­бод­но про­смат­ри­ва­лось со всех сто­рон, и мо­ля­щие­ся ото­всю­ду мог­ли ви­деть има­ма, ве­ду­ще­го мо­лит­ву. В за­воё­ван­ных ара­ба­ми го­ро­дах Па­ле­сти­ны, Си­рии, Ан­да­лу­сии пер­вые мечети уст­раи­ва­лись в лю­бых су­ще­ст­вую­щих зда­ни­ях (например, в Ха­ле­бе в по­ме­ще­нии городских во­рот) или на пло­ща­дях, позд­нее пе­ре­страи­ва­лись из хри­сти­ан­ских церк­вей или воз­во­ди­лись за­но­во с час­тич­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем древ­них по­стро­ек.

В эво­лю­ции ар­хитектурных ти­пов мечетей на­шли от­ра­же­ние со­ци­аль­ные и по­ли­тические про­цес­сы в жиз­ни му­сульманского об­ще­ст­ва, ста­нов­ле­ние ис­лам­ской идео­ло­гии и эс­те­ти­ки. Имен­но в мечети рань­ше и яр­че про­яви­лись дос­ти­же­ния соб­ст­вен­но ис­лам­ско­го зод­че­ст­ва, сви­де­тель­ст­вую­щие об уме­лом ис­поль­зо­ва­нии чу­жо­го опы­та, изо­бре­та­тель­но­сти и мас­тер­ст­ве их соз­да­те­лей, об их ус­пе­хах в об­лас­ти ин­же­нер­но­го и офор­ми­тель­ско­го искусства, о раз­но­об­ра­зии тех­нических приё­мов и ху­дожественных сти­лей при со­хра­не­нии об­щих, еди­ных, все­гда уз­на­вае­мых черт му­сульманского мо­лит­вен­но­го зда­ния.

В фор­ми­ро­ва­нии мечети ко­лон­но­го ти­па важ­ней­шая роль при­над­ле­жит ме­че­ти Омей­я­дов в Да­ма­ске, мечети Аль-Ак­са в Ие­ру­са­ли­ме и Ме­че­ти Про­ро­ка в Ме­ди­не (707-709 годы), в ко­то­рой впер­вые поя­ви­лись та­кие от­ли­чи­тель­ные эле­мен­ты со­бор­ной мечети, как мих­раб, мин­бар, ку­пол и ми­на­рет. Государственное зна­че­ние всех трёх ре­лигиозных цен­тров пер­вой му­сульманской дер­жа­вы под­чёр­ки­вал па­рад­ный де­кор: узор­ные об­ли­цов­ки мра­мор­ны­ми пли­та­ми, зо­ло­чё­ные рез­ные ка­пи­те­ли, ор­на­мен­таль­ные рос­пи­си, рель­е­фы и окон­ные ре­шёт­ки, смаль­то­вая мо­заи­ка с изо­бра­же­ния­ми де­ревь­ев, фан­та­стических рас­те­ний, ваз, дра­го­цен­но­стей, двор­цов. В конце VII — начале VIII веков к ха­рак­те­ри­сти­кам Боль­шой ме­че­ти до­ба­ви­лись мак­су­ра (уча­сток во­круг мих­ра­ба и мин­ба­ра, от­де­лён­ный от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­движ­ной де­ревянной ре­шёт­кой или ста­цио­нар­ной ог­ра­дой для за­щи­ты гла­вы об­щи­ны от на­па­де­ния) и Байт аль-Мал («Дом иму­ще­ст­ва», каз­но­хра­ни­ли­ще во дво­ре мечети; например, в Боль­ших ме­че­тях Ку­фы, Да­ма­ска, Ха­ле­ба). Тип ко­лон­ной мечети по­лу­чил клас­сическое вы­ра­жение в IX-X веках [Боль­шие ме­че­ти Са­мар­ры и Джа­фа­рии в Ира­ке, Кор­до­вы в Ан­да­лу­сии, Кай­руа­на в Иф­ри­кии (Ту­ни­се) (все — IX век); ме­че­ти Ам­ра ибн аль-Аса в Фус­та­те (VII и IX веков; ны­не в Каи­ре), Ибн Ту­лу­на (876-879 годы) и аль-Аз­хар (970-972 годы) в Каи­ре в Егип­те]. Ут­вер­ди­лась схе­ма про­ек­ти­ро­ва­ния мечети с со­блю­де­ни­ем свя­щен­ной ори­ен­та­ции — киб­лы по главной оси, от­ме­чен­ной на про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах зда­ния мих­ра­бом и ми­на­ре­том, а так­же ку­по­лом. Ред­кие от­сту­п­ле­ния от пра­ви­ла мог­ли дик­то­вать­ся осо­бен­но­стя­ми зе­мель­но­го уча­ст­ка или гео­де­зическими по­греш­но­стя­ми, ко­то­рые ис­прав­ля­лись по­сле­дую­щей пе­ре­строй­кой зда­ния или раз­мет­кой внут­ри за­ла. В стра­нах Маг­ри­ба и в Егип­те, например в эпо­ху Фа­ти­ми­дов (X-XII века), про­ти­во­по­лож­ную мих­ра­бу точ­ку на са­краль­ной оси стал от­ме­чать мо­ну­мен­таль­ный пор­тал (Боль­шая ме­четь Мах­дии в Ту­ни­се, около 916 года; ме­четь аль-Ха­ким в Каи­ре, 990-1012 годы).

На Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра — в Ира­не, За­кав­ка­зье, Средней Азии — ко­лон­ную мечеть по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла мечеть ай­ван­но­го, или иран­ско­го, ти­па, ко­то­рый в основных чер­тах сло­жил­ся к XII веку (Со­бор­ная ме­четь Ис­фа­ха­на, IX-XX века): его фор­мо­об­ра­зую­щи­ми эле­мен­та­ми ста­ли ай­ван (свод­ча­тый, ре­же ко­лон­ный) и чар­так (персидское «ча­хар-так» — че­ты­ре ар­ки: 4-ароч­ный ку­поль­ный па­виль­он), унас­ле­до­ван­ные от двор­цо­во-хра­мо­во­го зод­че­ст­ва эпо­хи Пар­фян­ско­го и Са­са­нид­ско­го царств. Ком­по­зи­ция пря­мо­уголь­но­го в пла­не зда­ния с ай­ва­на­ми в се­ре­ди­не од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 фа­са­дов внутреннего дво­ра, об­ве­дён­но­го ку­поль­ны­ми га­ле­рея­ми на ар­ка­дах и об­стро­ен­но­го раз­лич­ны­ми по на­зна­че­нию, раз­ме­рам и фор­ме по­ме­ще­ния­ми, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в пла­ни­ров­ке не толь­ко мечетей, но и мед­ре­се, гос­пи­та­лей — ма­ри­ста­нов, ка­ра­ван-са­ра­ев, су­фий­ских оби­те­лей, двор­цов. Вос­хо­дя­щая к пла­ну буд­дий­ских мо­на­сты­рей (по В.В. Бар­толь­ду) или к ар­хи­тек­ту­ре жи­ло­го до­ма в Хо­ра­са­не (со­глас­но французскому ис­сле­до­ва­те­лю А. Го­да­ру), 4-ай­ван­ная ком­по­зи­ция бы­ла вос­при­ня­та (час­то в пре­об­ра­зо­ван­ном ви­де) му­сульманскими зод­чи­ми по всей тер­ри­то­рии рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма. В мечети иран­ско­го ти­па функ­цию мо­лит­вен­но­го за­ла при­об­рёл воз­ве­дён­ный на сто­ро­не свя­щен­ной ори­ен­та­ции так называемый ай­ван киб­лы (мед­ре­се-ме­четь Сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356-1363 годы) или раз­ви­ваю­щее фор­му чар­та­ка мо­ну­мен­таль­ное зда­ние с ку­по­лом и вход­ным ай­ва­ном внут­ри па­рад­ной пор­таль­ной ра­мы — пеш­та­ка (ме­че­ти Би­би-Ха­ным в Са­мар­кан­де, 1405 год, Ка­лян в Бу­ха­ре, XV-XVI века). Наи­бо­лее эф­фект­ное и гран­ди­оз­ное ре­ше­ние тип иран­ской мечети по­лу­чил в сул­тан­ских и шах­ских джа­ми Бу­ха­ры, Са­мар­кан­да, Ге­ра­та, Ис­фа­ха­на, Теб­ри­за в XV-XVII веках. В от­ли­чие от бо­лее ран­них зда­ний с глу­хи­ми на­руж­ны­ми сте­на­ми, со­бор­ные ме­че­ти Ти­му­ри­дов, Шей­ба­ни­дов, Се­фе­ви­дов, как и по­стро­ен­ные по той же схе­ме боль­шие мед­ре­се, по­лу­ча­ли кра­соч­ное оформ­ле­ние фа­са­дов, те­перь об­ра­щён­ных на па­рад­ную городскую пло­щадь на­ряд­ным мо­ну­мен­таль­ным пор­та­лом. Идея не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти мо­нар­ха в этих гран­ди­оз­ных со­ору­же­ни­ях на­шла вы­ра­же­ние не в из­мене­нии ком­по­зи­ци­он­но-пла­ни­ро­воч­ной схе­мы, а в уве­ли­че­нии мас­шта­ба объ­ё­мов, ак­цен­ти­рую­щих основные час­ти зда­ния так же, как и вклю­че­ние ор­на­мен­таль­но­го цвет­но­го де­ко­ра. С эпо­хи Ти­му­ри­дов (1370-1507 годы) на Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра пеш­так с ай­ва­ном, ук­ра­шен­ным внут­ри сво­дом со ста­лак­ти­та­ми и мно­го­цвет­ным ков­ром из рас­пис­ной и на­бор­ной ке­ра­ми­ки, стал обя­за­тель­ным и уни­вер­саль­ным оформ­ле­ни­ем лю­бо­го мо­ну­мен­таль­но­го зда­ния с ай­ван­ной ком­по­зи­ци­ей.

Ар­хи­тек­то­ра­ми Ос­ман­ской им­пе­рии, ко­то­рые от­ка­за­лись от ус­во­ен­ных куль­то­вым зод­че­ст­вом Ко­ний­ско­го (Рум­ско­го) сул­та­на­та ва­ри­ан­тов ко­лон­ной и ай­ван­ной мечети и об­ра­ти­лись к опы­ту ви­зантийского и армянского хра­мо­во­го зод­че­ст­ва, был раз­ра­бо­тан так называемый ту­рец­кий (ос­ман­ский) тип цен­траль­но-ку­поль­ной мечети, иде­аль­но от­ве­чаю­щий за­да­чам про­слав­ле­ния вла­сти сул­та­на «как те­ни Бо­га на зем­ле». В соз­да­нии на­руж­но­го об­ли­ка та­кой мечети главная роль от­во­ди­лась вы­ра­зи­тель­но­му ку­бо­вид­но­му объ­ё­му мо­лит­вен­но­го за­ла с воз­не­сён­ным над «го­рой» по­лу­ку­по­лов ог­ром­ным шле­мо­вид­ным центральным ку­по­лом и «по­чёт­ным ка­рау­лом» воз­ве­дён­ных по уг­лам мощ­ных копь­е­вид­ных ми­на­ре­тов. Впи­сан­ный в пря­мо­уголь­ник об­щей ог­ра­ды мечети двор с фон­та­ном для омо­ве­ний (не­ред­ко в ви­де ку­поль­но­го па­виль­о­на) от­де­лял­ся от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­кры­той ку­по­ла­ми ар­кад­ной га­ле­ре­ей с упо­доб­лен­ным мих­ра­бу пи­ра­ми­даль­ным свод­ча­тым пор­та­лом, пре­вра­тив­шись в по­до­бие вес­ти­бю­ля. С про­ти­во­по­лож­ной от мо­лит­вен­но­го за­ла сто­ро­ны внут­ри ог­ра­ды сул­тан­ской мечети обыч­но уст­раи­вал­ся по­гре­баль­ный сад с над­гро­бия­ми и мав­зо­лея­ми. Внутреннее про­стран­ст­во мо­лит­вен­но­го за­ла ту­рец­кой мечети раз­ви­ва­ет­ся не по го­ри­зон­та­ли, как в зда­ни­ях ко­лон­но­го или ай­ван­но­го ти­па, а по вер­ти­ка­ли, к ги­гант­ско­му ку­по­лу, воз­не­сён­но­му на све­то­вом оже­ре­лье из окон ба­ра­ба­на. Оше­лом­ляю­щий сво­ей гран­ди­оз­но­стью, про­ни­зан­ный по­то­ка­ми све­та, рас­цве­чен­ный рос­пи­ся­ми, вит­ра­жа­ми, узор­ны­ми фа­ян­со­вы­ми об­ли­цов­ка­ми ин­терь­ер ос­ман­ской мечети с не­обы­чай­ной ху­дожественной си­лой во­пло­ща­ет му­сульманскую идею един­ст­ва и един­ст­вен­но­сти Бо­га и не­по­сти­жи­мой кра­со­ты со­тво­рён­но­го им ми­ра (ме­че­ти Су­лей­ма­ние в Стам­бу­ле, Се­ли­мие в Эдир­не; обе — архитектор К.М. Си­нан, XVI век). Тип цен­траль­но- ку­поль­ной, или ту­рец­кой, мечети ока­зал­ся наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ным в современном ис­лам­ском ми­ре.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru

1. Мечеть Омейядов

Дамаск, Сирия, VIII век

Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Преж­них построек практически не осталось, но с визан­тийских времен здесь хранится важная христианская релик­вия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.

Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горо­жанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».

По замыслу заказчика, огромное и роскошно украшенное здание мечети должно было отвлечь мусульман от созерцания велико­лепных христианских церквей. Действи­тель­но, до этого арабские мечети представ­ляли собой всего-навсего открытые дворы с зате­ненными навесами и были лише­ны какой-либо декорации. Для работ над строи­тельством и украшением дамасской мечети мозаиками халиф пригласил масте­ров из Ви­зантии. Таким образом, мечеть Омейядов стала хрестоматийным памят­ником одновре­менно исламского и визан­тийского искус­ства. Изображения византий­ских дворцов и парков над входом в мечеть стали для мусульман образом рая  Орнаментальные мозаики галерей были скры­ты под слоем штукатурки и расчищены в XX веке..

Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская бази­лика дли­ной более 130 метров; ее три нефа, рав­ные по ширине и высоте, разделены двухъярус­ными аркадами и имеют открытые двускат­ные деревян­ные перекрытия, сохра­нившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из раз­рушенного римского храма. Короткая ось мечети, веду­щая к михрабу (нише, указы­вающей направ­ление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христиан­ских базилик), и на ее пересечении с цент­раль­­ным нефом установ­лен купол — один из первых в исламской архитектуре.

Перед входом в молитвенный зал располо­жен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, подня­тая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).

Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Кре­стителя, явля­ется усыпальница с головой имама Хусей­на — вну­ка пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.

2. Мечеть Сиди Укба

Кайруан, Тунис, VII–IX века

Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и осно­вал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «кара­ван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расши­рявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строи­тельства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внеш­ние контрфорсы, придавшие зданию вид непри­ступной крепости.

Кайруанская мечеть ознаменовала станов­ление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной тради­ции  Магриб — исторически земли между гор­ны­ми хребтами Алжира и Марокко и атлантиче­ским и средиземноморским берегом. В пере­воде с арабского эль-Магриб — «страна, где захо­дит солнце» или «Запад».. Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получи­лись не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Попереч­ным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в со­че­тании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерь­ера). На пере­сечении осей над михрабом уста­новлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мече­ти, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировоч­ный прием стал впослед­ствии обычным для мечетей мусульманского Запада. 

Михраб, декорированный резными мрамор­ными панелями и перламутровыми встав­ками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.

Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский дере­вянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колон­ны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с раз­личными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магри­бин­ских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фри­­зы с растительным орна­ментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротех­ническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей. 

В кайруанской мечети впервые в мусуль­манской архитектуре использованы подко­вообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пя­тами (основания­ми). Подобные арки, названные мавритан­скими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архи­тектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.

Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский уни­верситет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и са­мой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.

3. Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

4. Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в какой-то момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

5. Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

6. Мечеть Шаха

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло  Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до 1640-х годов.

Здание, служившее главной городской мечетью столицы, замыкает перспек­тиву площади в направлении с севера на юг. Основой его планировки стал сформировав­шийся в архитектуре Ирана тип четырех­айванной мечети — то есть мечети, компози­ционным центром которой является двор, в середине сторон которого расположены открытые во двор сводчатые помещения — айваны. За боковыми айванами расположены дополнительные купольные молитвенные залы, к которым примыкают два медресе  Медресе — мусульманское учебное заведе­ние по подготовке служителей культа, учи­те­лей и чиновников..

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз. 

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

7. Мечеть Султанахмет

Стамбул, Турция, XVII век

Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре осман­ской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византий­ского ипподрома и Боль­шого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерь­ера израз­цовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.

Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постанов­ке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным про­порциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеоб­разного «соревно­вания возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, расту­щей вверх и образующей пирамидаль­ный объем, доминирующий над истори­ческой частью города.

Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха  Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полу­купо­ла) — в раннехристианском и средне­вековом зодчестве тип центрического храма с четы­рехлепестковым планом., применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником кото­рого был и строи­тель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерь­ере четырехлист­ник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешен­ности про­странства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечи­вают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.

Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По ле­генде, такое рекордное для своего времени коли­чество башен появилось в результате ошибки: кто-то перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная ме­четь в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.

8. Мечеть Фейсала

Исламабад, Пакистан, XX век

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду  Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено каких-либо плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

9. Мечеть Хасана II

Касабланка, Марокко, XX век

Прекрасным примером современного про­чте­ния традиционных форм мечети явля­ется здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марок­ко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только меккан­ской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитек­турно­му бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.

Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохно­вился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искус­ствен­ную платформу в зоне прилива и распо­ложив молит­венный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатываю­щиеся волны.

Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и напол­нил постройку узнаваемыми цитатами, пре­дельно корректно введя современ­ное куль­товое здание в контекст всего мусульман­ского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроиз­водит поперечные бази­ликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсыл­ками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортив­ных сооруже­ний, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от тради­ций и интерпретируя художе­ственную классику, Пинсо сумел создать совер­шенно новый архи­тектурный образ: двор перед мечетью не четырехуголь­ный, а треугольный, направленный верши­ной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливаю­щим к африканскому берегу.

Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырех­гран­ная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитекту­ры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, мина­рет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обес­пе­чивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установлен­ный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.

Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательно­стью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть насто­роженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения па­мятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потре­бовалось дополнительное укрепление ее платформы, размывае­мой океанскими приливами.

10. Мечеть шейха Зайда

Абу-Даби, ОАЭ, XXI век

Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султа­на ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строитель­ство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из глав­ных достопри­мечательностей ближневосточной страны.

Поскольку о каких-то особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено пре­вратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архи­тектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, моголь­ского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типич­ном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможно­стям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называе­мого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала маври­танская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусуль­манской культурой.

Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвы­шаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «велико­лепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.

Хотя само здание построено из бетона с применением современных техно­логий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капи­тели колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкру­сти­рованы растительным орнаментом из цвет­ного камня (по образцу моголь­ских куль­товых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчи­танных точек зрения.

Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позоло­чен­ными капителями напоминают о сирий­ских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудраго­ценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.

Особое внимание уделено освещению мече­ти: помимо семи огромных позоло­ченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.

Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным приме­ром сочетания традиционных форм и совре­менных технологий, продемонстрировав один из вариантов «совре­­менной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.  

Источник: arzamas.academy


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.