Существует предание, согласно которому под мечеть был перестроен более древний христианский храм. Об этом писали П.Г.Бутков (1796г.), Александр Александрович Бестужев Марлинский (1830-е гг.), Березин Илья Николаевич (1850г.), М.И.Артамонов (1946г.), Л.С.Бретаницкий (1966г.) и др.

Джума-мечеть — это прямоугольное по планировке здание с выступом в центральной части южного фасада. Интерьер мечети представлен двумя основным частями: вытянутой в направлении восток-запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один их них, главный, расположенный на поперечной оси здания, представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проёмом, где в кладке имеются камни с высеченными на них надписями.

Арабские историки сообщают о строительстве Джума- мечети в 115г. хиджры арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом. Эта же дата написана над центральным входом в мечеть — 115г. хиджры (733-734гг.):


«Входите сюда с миром и в спокойствии В сто пятнадцатом году хиджры пророка — Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь род» Другая надпись над входом сообщает: «Год 115. Аллах и его посланник Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бек Теймураз С помощью Всевышнего 770 год хиджри — 1368-1369гг».

Захватив город Маслама в 732г. превращает Дербент в административно-политический и религиозно-идеологический центр Арабского Халифата на Северо-Восточном Кавказе. При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы по восстановлению крепостных сооружений, строятся квартальные мечети, в том числе и соборная мечеть Масджид Джами — «Джума-мечеть». При нём в Дербент было переселено 24 тыс. воинов с семьями с целью укрепления и распространения ислама среди местного населения.

Ещё одна надпись на западном торце портала сообщает имя архитектора — Тадж-ад-Дина из Баку, восстанавливавшего мечеть.

«Нет бога кроме Аллаха. Воистину работа мастера Тадж-ад-Дина бек Муса, Бакинского строителя».

«Внутренние размеры основного помещения мечети — 67×17м, ширина среднего кефа — 6,3м, боковых -4м. Между столбами в поперечном направлении перекинуты стрельчатые арки. Квадратный зал мечети перекрыт стрельчатым куполом (диаметром 9,3м), опирающимся на 8 подпружных арок, выше которых устроен сталактитовый фриз» (С.Хан — Магомедов).


Расположенный в старой магальной части города, среди узких кривых улиц, одно- и двухэтажных домов двор (45×55м) и купол (высотой 17м) Джума-мечети производил огромное впечатление.

Декабрист-писатель Бестужев Марлинский так описывал Джума-мечеть: «Стих из Корана гласит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объем лет вас, невольное безмолвное уважение покоряет… Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не вызывает их внимания на окружающие предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак».

Главные фасады Джума-мечети и медресе выходят в сторону двора и занимают его противоположные стороны — северную и южную. Медресе состоит из ряда небольших (2,8×3,4м) помещений для учеников — худжр. Перед входами в каждое помещение устроены перекрытые стрельчатыми сводами лоджии (глубина 1,4м), образующие по фасаду аркаду из тёсанного камня. Здание медресе было сооружено в 879г. хиджри (1474/5гг.) во времена правления ширваншаха Фаррух Иасара Дербенди, носящее его имя — ал-Фаррухийа. «Это медресе ал-Фаррухийа приказал построить всецело принадлежащий лику Аллаха, стремясь угодить ему и убегая от наказания, обладатель благороднейшего в мире поведения, справедливостью превосходящий эмиров времени, султан, ширваншах для учащихся, которые будут в нём получать знания по шариатским наукам до конца света». Виртуальный тур по Джума мечети.


Другая надпись сообщает о восстановлении медресе в 1204г.хиджри (1789/90гг.) правителем города Ших-Али-ханом.

Двор Джума-мечети с тысячелетними чинарами в прошлом играл роль площади Дербента.

Источник: pro-derbent.ru

Дагестан, наш прекрасный уголок Земли, был и будет богат неисчерпаемым духовно-нравственным потенциалом и знаниями в Религии Аллаха. Им восхищались гости и гордились те, кому посчастливилось тут родиться и жить. Сюда стремились племена арабов с целью распространения Ислама. Позже Дагестан сам стал источником неиссякаемых знаний об Исламе. Простой народ владел арабской грамотой и письменностью, о чем свидетельствует П. К. Услар, отмечая в начале 20 века, что горный Дагестан по числу грамотных людей на душу населения опережает даже некоторые европейские страны. В каждом ауле обязательно были мечети и примечетские медресе. Так продолжалось до известных революционных событий 1917 года и немного позже, пока эта власть не укрепилась и не начала терроризировать свой собственный народ. После революции 1917 года, когда государственная машина целенаправленно пыталась уничтожить духовные и интеллектуальные гены народов Дагестана, наши предки бережно, трепетно и терпеливо пронесли свет Ислама через невообразимые трудности и лишения, в чистоте и без примесей нововведения, до лучших времен.


В постсоветский период, в новейшей истории Дагестана и России дух Ислама возродился с новой силой, следуя естественной духовной потребности, зажигая в сердцах народов свет познания Аллаха. Основным институтом для этого, конечно же, служат мечети и медресе, Исламские вузы, различные маджлисы.

Столицу нашей республики без преувеличения можно назвать духовным и религиозным центром современной России. Тут мечети почти в каждом квартале и поселке, их насчитывается около ста, и это еще не предел. Ярчайшей страницей, на которой пишется современная история Дагестана, символом духовного возрождения народа является, конечно же, территория Центральной мечети г. Махачкала. Те, кто обладают внутренним видением, могут почувствовать тот баракат (благодать) и душевное умиротворение от атмосферы, что витает вокруг этой территории. Внутри нам открывается величие архитектуры в классическом стиле стамбульской мечети Айя София. Это и не удивительно, ведь эту мечеть в 90-е годы построили турки. Жить и работать рядом с этим местом для нас, нуждающихся в милости Аллаха, является тем счастливым уделом, за который у нас вряд ли получится быть сполна благодарным, но стараться, конечно, надо.

В мечети есть все условия для желающих совершить молитву или просто спрятаться от жары в долгий летний день месяца Рамадан, ибо даже сон постящегося является богослужением. Аура этой местности заставляет восхищаться и благодарить Всевышнего за это благо – благо свободного от преследования служения Аллаху. Особенно это ощущается в этот месяц – месяц поста – и в пятничный день.


Мы не раз слышим из уст алимов, что мечети – это дома Аллаха, в нашем случае это определение полностью оправдывает себя. Так, в мечеть за помощью приходят разные люди независимо от их положения, у которых намечаются события в семье: кто-то заключает никах, кто-то хочет его расторгнуть, кто-то желает решить торговые, имущественные вопросы  – все находят свое решение. Мечеть в лице имама или его замов выполняет и функции семейного психолога в решении бракоразводных дел, в администрации Мечети для этого есть отдельный заместитель Имама.

Еще одной круглосуточной функцией нашей мечети является выполнение необходимых ритуальных обрядов для тех, кто по воле Аллаха покинул этот бренный мир и перешел в мир иной, в ахират. Их привозят сюда для обязательного полного омовения, облачения в саван и совершения заупокойной молитвы. И все это, надо подчеркнуть, абсолютно бесплатно. Не в этом ли воплощается понятие определения «Дом Аллаха»? И эту функцию наша мечеть выполняет сполна. Справедливости ради надо отметить, что в России существуют мечети и красивее нашей, например, в городе Грозном – мечеть им. Ахмата Кадырова «Сердце Чечни», но в этом ли суть?

В течение всего своего существования наша мечеть расширялась несколько раз, и расширение еще не завершилось. Наша Мечеть никогда не закрывается, открыта круглые сутки, особенно, повторюсь, в месяц поста, и для нее не существуют понятия выходных и режима работы.


Частое посещение мечети приносит успокоение нервов, умиротворение, укрепление братства между прихожанами, снимает стресс, полученный от бесконечных скитаний по суетливому городу или других забот, проблем. Приходя сюда, мы забываем обо всем этом и вливаемся в поток прихожан, спешащих совершить намаз в коллективе с имамом и, поднимая руки, сердцем и устами, в трепете просим Всевышнего о том, чего желает душа. Стоит ли указывать тут достоинство совершения молитвы джамаатом в мечети? Об этом уже много написано и рассказано.

Еще одна польза, которую приносит мусульманам мечеть, это обучение во время летних каникул детей школьного возраста чтению Корана и правильному совершению намаза. В течение трех месяцев родители отправляют сюда своих детей – мальчиков и девочек – на весь день, с утра до вечера. Помимо этого для желающих идет круглогодичное обучение Корану и намазу с компетентными преподавателями.

Пятничный день

Вообще, пятница для мусульман считается праздничным днем, но тут это чувство обостряется и ощущается сильнее. Всякий раз, когда муэдзин призывает нас на пятничный джума-намаз, место внутри мечети получить нелегко, особенно если ты чуть опоздал и пришел ближе к намазу. И посему в это время территория вокруг мечети всегда переполнена стекающимися, как ручейки к озеру, со всех сторон на рузман молодыми и не очень мусульманами. В этот день проповедь имама можно послушать не только прихожанам мечети, но и смотреть прямую трансляцию через ТВ и слушать через радио Ватан. Кстати, радио Ватан, так же, как и студия трансляции ТВ-сигнала, находится на территории нашей мечети.


Джума мечеть

Джума мечеть

Мечеть в разные времена удостоили чести посетить различные уважаемые гости не только России и стран СНГ, но и из-за рубежа, ученые с мировыми именами, муфтии арабо-мусульманских стран. Все они выступали с проповедью перед прихожанами этой мечети перед пятничной молитвой.

Фонд «Инсан»

Когда человек находится в безысходном положении, когда он чувствует, что все его бросили и помощи ждать неоткуда, к кому он обращается? Верно, к Всевышнему, и как будто Он внушает ему обратиться в мечеть. Обращающихся за материальной помощью было так много, что появился фонд «Инсан». Вообще-то, благотворительный фонд «Инсан» это отдельная тема для обсуждения, но так как он является учреждением Центральной мечети, то справедливо указать и его в нашей статье.

Джума мечеть


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди, занятые в этом Фонде, заслуживают отдельного уважения, его сотрудники помогают несостоятельным и малообеспеченным гражданам города выжить. Нередко приходится быть свидетелем того, в каком положении приходят в Фонд люди с финансово-материальными проблемами: кому есть нечего, кому жить негде, кому срочно нужны средства на дорогостоящее лечение или операцию. Фонд проводит различные адресные акции, что дает возможность оказать посильную помощь нуждающимся. На данный момент у Фонда под попечением почти две тысячи неблагополучных семей. И этот список с каждым днем расширяется, особенно после того, как Фонд получил статус республиканского.

В месяц Рамадан фонд «Инсан» каждый вечер абсолютно бесплатно кормит около тысячи людей. Для этого во дворе мечети весь месяц Рамадан стоит «Шатер Рамадана». Это воистину «народный шатер», в организации которого всякий может принять посильное участие и внести свою лепту: кто воду принесет, кто рис, хлеб, финики, напитки. Можно при желании стать волонтером Фонда. В основном, поток постящихся приходится на ифтар – разговение, но к шатру можно прийти и на сухур, до утреннего намаза. Следуя примеру Центральной мечети, прихожан в месяц Рамадан начали кормить и в других мечетях, думаю, не осталось в Махачкале мечетей, где на ифтар не накормили бы постящихся. Аль-хамду лиллах.

Джума мечеть


Джума мечеть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается питания, то вокруг мечети открыто множество кафе, где по умолчанию подают только халяльное меню. Сомнений в этом нет никаких. Их смело можно перечислить по названиям, и это не будет для них рекламой, так как эти места в рекламе не нуждаются. «Маидат» и «Сальва», цены относительно невысокие и кормят не хуже, чем в других ресторанах. В том же «Маидат» на первом этаже открыто кафе. Может, я и ошибаюсь, но это, пожалуй, самое оптимальное место по цене и качеству. В кафе «Ассалам», что расположено на первом этаже здания Благотворительного фонда Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, и в кафе арабской кухни «Аш-Шам» широкий выбор. И все это вокруг нашей баракатной мечети.

Джума мечеть

Нельзя не отметить и магазин «Рисалат», самый большой исламский магазин в России. Те, кто побывал на нашей территории и не посетил этот магазин, многое потерял. Товары на любой вкус и цвет: литература, сувениры, подарки, диски, всего и не перечислишь. Всякий раз, заходя в этот магазин, руки так и тянутся купить что-либо из новинок литературы.


Джума мечеть

Джума мечеть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И как же не отметить то самое учреждение, из которого выходят те, кто по призванию оживляет подобные места – мечети, да и вообще духовно-религиозную жизнь нашей республики. Как вы уже догадались, я о Дагестанском Исламском университете им. Шейха Мухаммад Арифа-Афанди. Как мы уже отмечали в начале статьи, в Дагестане и ранее мечети и медресе шли в ногу и считались неотъемлемой частью друг друга. Наш случай не исключение. Первоначально ректором ДИУ являлся Муфтий республики, шейх Ахмад-хаджи Абдулаев, именно благодаря его баракату выпускники этого вуза сегодня проливают свет Ислама на многие районы не только нашей республики, но и остальной части России. На данный момент ректором ДИУ является сын шейха Магомед Абдулаев. И на сегодняшний день этот и другие исламские вузы Дагестана находятся под опекой шейха. Но это уже отдельная история…

Комплекс учреждений и зданий вокруг Центральной мечети создает благодатную атмосферу и придает нашему городу статус Исламского центра России. Мы просим Всевышнего Аллаха не обделять нас, его рабов, баракатом праведных людей.

Сайфула Исаев

Источник: IslamDag.ru

Особенности мечети

Местные жители говорят, что мечеть в Тбилиси не похожа ни на одну другую мечеть.

Во первых, в ней два михраба (ниши в стене, к которым обращаются верующие во время молитвы). Минбара (места, откуда читают пятничную проповедь) здесь тоже два. Изначально роль минбара выполнял обрубок ствола финикового дерева. Затем его заменили на более уместные деревянные трибуны. Одна из них, с навесом, — для сунитов, вторая, без него, — для шиитов. Уже сам факт, что в одной мечети регулярно собираются представители различных направлений, довольно уникален.

История

Впрочем, выбора у них нет, так как мечеть в Тбилиси одна. Когда-то в городе было четыре мусульманских храма. Однако во времена советской власти их уничтожили.

Джума-мечеть появилась в начале 1700-х годов. Ее судьба была печальной, так как персы практически сравняли постройку с землей. После этого ее построили заново, взяв за основу проект итальянского архитектора Джованни Б. Скудиери. В таком виде она простояла до конца XIX века и тоже была разрушена. Современная мечеть появилась в 1911 году. А 1998 году она пережила глобальную реставрацию.

Джума мечеть

Мечеть Джума. Фото: @dikatin

Архитектура

В архитектуре тбилисской мечети переплелись яркие черты исламских архитектурных стилей и мрачноватая неоготика. Рядом с ней возвышается восьмигранный минарет, купол которого можно увидеть с соседних улиц. Мечеть получилась достаточно большой, так как должна была вместить всех верующих, собирающихся каждую пятницу на совместную молитву.

Мечеть в наше время

Сейчас Джума-мечеть — одна из ярких достопримечательностей Тбилиси. Поскольку других исламских храмов в городе нет, здесь собираются представители всех ветвей этой религии. До 90-х годов места для молитв разделали при помощи штор. Однако затем было решено снять ограждения и объединить верующих.

В настоящее время туристам разрешено в любое время заходить в мечеть и даже делать там фотографии. Единственное ограничение — наличие подобающей месту закрытой одежды и снятая у входа обувь.

Источник: www.Sputnik8.com

История

До X века на этом месте находился зороастрийский храм. После арабского завоевания храм был разрушен и вместо него построена деревянная мечеть. В XI веке она почти полностью сгорела. По легенде пожар произошёл из-за конфликта смотрителя мечети и дервиша, жившего при ней. Якобы, когда огонь охватил уже всё здание, дервиш несколькими оброненными слезинками потушил пожар.

Была отстроена заново в 1200-м году по приказу Гияс ад-Дина ибн Сама, правителя из династии Гуридов. От этой постройки до нас дошёл лишь небольшой портал с рельефной куфической надписью, где и упоминается имя султана. Наконец, свой нынешний облик Масджид-и-Джами приобрела в 1498г., после весьма существенной перестройки. Интересно, что руководителем проекта по реконструкции, был знаменитый поэт и мыслитель Алишер Навои (1441—1501).

К началу XX века Большая соборная мечеть Герата представляла собой остатки голых стен и бесформенные нагромождения камней – бесконечные войны не пощадили исторический Афганистан. Но в 60-х годах начинается масштабная реставрация с участием специалистов из разных стран мира и за несколько лет были восстановлены и стены, и часть внутреннего убранства, и, что самое главное, уникальные фасады с великолепными керамическими изразцами тимуридской эпохи (изразцы создавали заново по немногим сохранившимся образцам).

Архитектура

Большой внутренний двор мечети обрамляют четыре портала-айвана, а по углам комплекса высятся четыре высоких, покрытых голубыми изразцами минарета. Размеры двора – почти 100 на 100 метров, одновременно он вмещает до 5 тысяч верующих. Во дворе мечети стоит обратить внимание на огромный (высота полтора метра) бронзовый котёл с декоративными литыми украшениями. Он находится в Масджид-и-Джами с 1375-го года и стал одной из легенд города. Когда-то его наполняли щербетом для прихожан в дни религиозных праздников.

Как добраться

На самолёте

Международный аэропорт Герата принимает рейсы из Кабула, Мазари-Шариф, Кандагара (Афганистан, Ariana, Kam Air) и Мешхеда (Иран, Aseman Airlines).

На автомобиле

Дорога до Кабула через Кандагар заасфальтирована, но опасна, так как проходит по зоне активных боевых действий. Дорога до Мазари-Шарифа через Меймене займет около двух дней и не рекомендуется по соображениям безопасности. Центральный маршрут через Чагчаран и Бамиан занимает 3-6 дней по бездорожью, участок у Чишт-е Шарифанебезопасен по причине бандитизма. Более или менее безопасны дороги из Герата к иранской и туркменской границе. Они заасфальтированы.

На автобусе

Есть рейсовый автобус из Мешхеда в Иране, автобус должен отправляться в 7 утра от терминала, но время отправления может варьироваться, поэтому приходите пораньше. Прибытие на границу около полудня, в Герат автобус прибывает после 15:00. Если у вас есть виза, переход границы труда не составит.

Автобус ходит и до Кабула через Кандагар, однако данный маршрут чрезвычайно опасен для туристов и не рекомендуется.

Источник: wikiway.com


Categories: Мечеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.