Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. Строительство его велось с 1222 г. по 1225 г. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик. Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие.


едшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707 ), по приказу которого, в частности, в соборе были разобраны хоры, растёсаны окна верхнего яруса. В XVIII –XIX вв. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. Экспозиция включила в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Так, внутри собора можно увидеть бесценный памятник искусства – Златые врата XIII века, сработанные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии.

первоначального убранства собора сохранились росписи XIII века — в алтарной части (монументальные фигуры старцев) и фрагментарно в самом соборе. Можно видеть на стенах и сводах собора фрагменты росписей. Собор был расписан также в 30е годы XVII в., фрагменты этих фресок также можно видеть в соборе. Работы по поновлению древней стенописи проводились в 1855 – 1856 гг. под руководством художника из Шуи Ивана Быкова. Иконостас создан между 1683- 1696 гг. артелью митрополита Илариона. Несколько икон написал царский изограф, ученик Симона Ушакова- Георгий Зиновьев. Из представленной соборной утвари обращает на себя внимание медное паникадило XVI в. — вклад в собор князя И. И. Шуйского в 1604 г., огромный выносной фонарь XVII века, водосвятная чаша XIX в. изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам. Архиерейские палаты Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили трапезную церковь – с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь.

Наиболее серьезные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при митрополите Иларионе (1682–1707), который фактически заново создал сложный архитектурный ансамбль. Вновь построенный импозантный северный корпус с парадным приёмным залом архиерейского дома — Крестовой палатой на втором этаже под углом соединяется с более ранними зданиями — трапезной церковью и колокольней. Причем, колокольня соединяется с северным корпусом удивительной по красоте галереей на арках. Остроумно восстановленная на основании археологических находок, она придаёт грандиозному замыслу Илариона законченный вид. В комплексе Архиерейского дома расположены экспозиции «История Суздальской земли», «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России)», «Царь- книга», «Древнерусская живопись», Детский музейный центр и Крестовая палата.

Источник: vladmuseum.ru

Режим работы

Экспозиционные залы открыты ежедневно с 10:00 до 18:00, без выходных, территория Кремля с 9:00 до 19:00. Кассы закрываются в 19:00 летом, и в 18:00 зимой. Последний вторник каждого месяца — санитарный день, когда посетителей на территорию заповедника не пускают.

История Суздальского кремля

Первое упоминание об остроге на землях залесья зафиксировано в «Повести временных лет» 1024-м годом. Тогда на месте будущей крепости стояло древнее Мерянское городище, от которого остался один земляной вал. С датой также связывает кровопролитное языческое восстание, что вынудило зарождающуюся на Руси христианскую церковь отправить сюда паломников, которые и стали первыми служителями монастырей вокруг.


Шли годы, Суздаль разрастался до мощного средневекового форта, и местные князья получили возможность нанимать скандинавские дружины, но и они не смогли спасти город от монгольского нашествия в XIII веке. После него крепость сжигалась не единожды, а храмы разрушались до основания, но каждый раз кремлёвские палаты восстанавливались буквально из руин.

Деревянные укрепления окончательно исчезли с карты Суздаля в 1719-м году. Тогда в бывшей княжеской столице случился очередной пожар, в результате которого едва не погибли все реликвии. В течение десятилетий усилиями местных мастеров удалось частично отстроить разрушенные здания, но к началу XX века некогда могучий комплекс святынь представлял собой жалкое зрелище — с покосившимися избами и пустырями.

Музей суздальского кремля окончательно оформился в 1960-м году. Тогда же начались работы по сохранению белокаменных галерей, храмам и колокольням возвращена первоначальная отделка. Православные реликвии из соседних монастырей перевозились в экспозиционные залы вплоть до 2015-го года, когда музейные залы полностью адаптировали под современные требования.

Часы Суздальского кремля


Мало кто знает, что куранты есть не только в Москве, но ещё и в Суздале, да не просто часы, а уникальный циферблат допетровской эпохи. Вместо привычных арабских символов на нём буквы кириллического устава, в остальном — время сверяется по классической схеме. Известно даже имя первого мастера, отвечавшего за механизм — некий Никита Климов, задачей которого было каждое утро с рассветом подниматься по лестнице и выставлять стрелки в нужное положение.

Но не только колоритными буквами прославились суздальские куранты. Они находятся на вершине колокольни, но механизм полностью независим, и не касается основной звонницы. Каждый час отбивается точное время, приводя в действие секретную систему внутренних звонков. Примечательно, что их ни разу не меняли с XIX века — настолько точно были подобраны шестерёнки. Правда, иногда башня молчит, когда проводятся профилактические осмотры.

Рождественский собор Суздальского кремля

Он же — собор Рождества Богородицы — центральная достопримечательность города, и один из красивейших храмов России. В большинстве туристических брошюр написано, что его построили в 1225-м году, но это неправда. То, что вы видим сегодня — результат нескольких реконструкций, и лишь чудом нижний уровень христианской святыни дошёл до нас не в виде руин.


Но ценность старинной святыни не в красоте молитвенных залов, чтобы разглядеть всё, придётся вплотную подойти к стенам. На них, среди сколов и трещин штукатурки бордюром идёт сказочный узор со средневековыми мотивами — львами и волшебными птицами. Именно этот барельеф — самое дорогое, что есть у собора, ведь лепили его как раз в XIII веке. Тем же периодом датируют «золотые» ворота из дорогой чернёной меди, встречающие гостей на входе.

Внутреннее убранство молитвенных залов относительно молодое — пятиярусный иконостас закончили расписывать в XVIII веке, уже после страшного пожара. Сейчас все экспонаты покрыты специальной защитой от света, что позволяет туристам неограниченно фотографировать. Также к осмотру доступны саркофаги с останками сына Юрия Долгорукого и других князей.

Архиерейские палаты

Наибольшую часть кремля занимает ансамбль архиерейских палат, которые с XV века служили главной резиденцией владимирских епископов. Строились они постепенно, как отдельные корпуса для проживания и торжественных приёмов, и лишь к XIX веку получили систему переходов и арочных галерей, пользующихся особой любовью среди посетителей.


Внутри — музей суздальского кремля, детский образовательный центр и невиданная по масштабу Крестовая палата. Это полноценный тронный зал архиепископа площадью почти 350 квадратных метров с дубовым паркетом и огромными пролётами потолка. Примечательно, что уже к 1600-м годам здесь работало примитивное калориферное отопление, а позже из Голландии, по особому указу Петра I, привезли печь, украшенную изразцовой плиткой с необычной росписью.

Из палаты ведёт всего одна дверь, за которой — главные музейные залы. Выставки чётко поделены по эпохам, и среди экспонатов есть самые настоящие сокровища. Так, на одной из витрин выставлен невзрачный с виду колокол, который на самом деле является подлинником дара от Ивана Грозного — и подобных исторических реликвий здесь — сотни.

Другие достопримечательности суздальского кремля

На территории музея-заповедника находятся и другие объекты, признанные мировым достоянием. В основном это православные храмы, каждый из которых может похвастаться богатой историей и уникальным архитектурным стилем, отражающим целые эпохи.


Церковь Николы из села Глотова

Неприметный бревенчатый храм, стоящий во внутреннем дворе архиерейских палат — настоящая святыня русского православия. Всё дело в возрасте — построена церквушка была в 1766-м году, что делает её одним из старейших образцов деревянного зодчества. Уже при советской власти её законсервировали и перевезли на территорию кремля, не разобрав ни единого элемента.

Успенская церковь

Этот объект любопытен хотя бы тем, что построили его на месте ставки великого князя Ивана III, который постоянно объезжал северные земли Руси и нуждался в резиденциях. От деревянного терема не осталось даже письменных упоминаний, зато в XVII веке вместо него вырос необычный храм красно-зелёного цвета в стиле так называемого «нарышкинского барокко».

Интересные факты

В одном из залов Архиерейских палат хранится уникальный предмет — Царь-Фонарь. Его создали в XVII веке в Холмогорах для вечерних и ночных крестных ходов. Огромная конструкция из слюды и меди по форме напоминает многокупольный храм, а стяжки корпуса из шестерёнок выглядят, как декорация компьютерной игры в стиле стим-панк. Весит священный фонарь для свеч и лампадок почти 160 килограммов, чтобы поднять его нужно усилие восьмерых крепких мужчин.


Главной реликвией Суздаля считается Евангелие XVII века. Его кремлю пожертвовала царевна Софья, сестра императора Петра I. Это самая большая рукописная книга, хранящаяся на территории современной России — размеры позолоченной обложки — 105×79 сантиметров. Потрогать её не получится, зато можно ознакомиться с отсканированной версией, которая доступна на мультимедийном экране любому посетителю.

Как добраться до суздальского кремля

Архитектурный заповедник находится в южной части города, и, несмотря на свою огромную экскурсионную значимость, добираться сюда не так-то просто. Ближайшая автобусная остановка — «Красная Горка» — находится в 500 метрах от центрального входа. До неё от автовокзала Суздаля идёт автобус № 1, больше маршрутов нет. От остановки нужно выйти на улицу Лебедева, и идти, никуда не сворачивая, кремлёвские ворота сразу же будут видны.

На машине

Суздаль имеет большой спрос у сервисов заказа такси, поэтому системы Яндекс, Uber и Maxim здесь работают бесперебойно. Вызывать автомобиль можно, как от вокзала, так и из соседних городов, если вы путешествуете в рамках программы Золотого кольца России.

Тем, кто предпочитает передвигаться на личном транспорте, лучше следовать координатам навигатора — 56.416565, 40.443412. С парковочными местами также может возникнуть проблема — Кремлёвская улица слишком узкая для стоянок, хотя это не останавливает местных жителей, поэтому туристам придётся искать место для автомобиля у ближайших кафе и ресторанов.


Источник: www.tourister.ru

За тысячелетнюю историю Суздальский кремль пережил набеги, пожары и разорения. Несмотря на драматичные события, главные сооружения хорошо сохранились. Сейчас Кремль является музеем с действующими постоянными выставками.

Первые постройки

Суздаль, как и большинство древнерусских городов, разрастался вокруг крепостных сооружений Кремля, расположенного на возвышенности. С севера от врагов город защищала река Каменка. С востока, юга и запада — укрепления, которые начали возводить еще в X веке. Тогда построили земляные насыпи и рвы-канавы, наполненные водой. Их укрепляли изнутри деревянной конструкцией — «городней». В XI–XII веках возвели саму крепость. Ее опоясывали земляные валы протяженностью 1400 метров. На них возвышались бревенчатые стены, ворота и башни. Остатки древних валов и рвов сохранились до наших дней.

Преображение Суздальского кремля

Самая древняя постройка Суздальского кремля и всего Суздаля — собор Рождества Богородицы, построенный в 1225–1227 годах при князе Георгии Всеволодовиче. Каменное строительство в Кремле возобновилось со второй половины XV века, и он стал обретать свой нынешний вид. В 1677 году из рубленой сосны возвели новые стены с 15 башнями и воротами. В центре главной площади Кремля построили каменные здания Архиерейских палат. Они представляли собой целый архитектурный комплекс с жилыми и хозяйственными постройками. Главной частью считалась парадная Крестовая палата. В ней принимали высокопоставленных гостей. В XVII веке напротив собора была построена шатровая колокольня с часами-курантами. Около вала находились осадные дворы крупных землевладельцев, бояр и князей Шуйских, Пожарских. Здесь же располагались около сотни деревянных домиков и пороховой погреб. Но пожар 1719 года уничтожил все деревянные постройки, которые позднее не стали восстанавливать.

До конца XVIII века Суздальский кремль был резиденцией владимиро-суздальских архиереев, а собор выполнял роль усыпальницы для представителей суздальских княжеских и боярских родов и высшего духовенства.

Музейный комплекс

Сегодня Суздальский кремль представляет собой памятник древнерусского искусства и зодчества. Он является музейным комплексом, где хранится и показывается множество уникальных шедевров древнерусского искусства и экспонатов, связанных с историей Суздаля. С 1992 года собор Рождества Богородицы и Архиерейские палаты Суздальского кремля были признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основу архитектурного ансамбля составляют нескольких церквей, Архиерейские палаты и древний Рождественский собор. Они созданы в разное время и выполнены в разных стилях. Одним из самых примечательных образцов каменного зодчества домонгольской Руси, дошедших до нашего времени, является собор Рождества Богородицы. Его возвели в XII веке, а к XV веку вокруг него уже появились хозяйственные сооружения. Среди каменных церквей Суздальского кремля, уцелевших после пожара 1719 года, возвышается Никольская церковь. Это единственная постройка, выполненная из дерева. Ее перевезли из села Глотово в 1960 году в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества.

Источник: www.culture.ru


Categories: Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.