Адрес: Россия, Ростов Великий, Кремль.

Время работы: Пн-чт, воскресенье – 10:00-17:00. Пт-суб. – 10:00-20:00.

Цена билета: Вход – 50 RUB. Экспозиции и выставки оплачиваются отдельно.

Уникальный исторический облик Ростовского Кремля по достоинству оценен историками и деятелями искусства. В стенах средневековой крепости проходили съемки многих художественных и документальных фильмов. В частности, именно Ростовский кремль стал основной декорацией для культовой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Основные исторические объекты

Ростовский Кремль – государственный музей-заповедник, основанный в конце XIX столетия на месте укрепления XVII века. Несмотря на то, что кремль имеет вид грозной неприступной фортификации, изначально он строился в качестве резиденции ростовского митрополита. Кремль раскинулся в исторической части Ростова, в шаговой доступности от мистического озера Неро.

Ростов великий кремль адресВнутренний двор Кремля. Фото: gawain.ru


На территории Ростовского Кремля находится ряд культурных объектов мирового значения и интересные музеи. Одна из главных достопримечательностей – величественный белоснежный Успенский собор, построенный на этом месте за некоторое время до возведения крепостных стен. Визуально Ростовский Успенский собор напоминает одноименный храм из ансамбля Московского кремля – архитекторы явно позаимствовали идею, впрочем, добавив новые аутентичные черты. До настоящего времени сохранился уникальный иконостас в барочном стиле, датируемый XVIII столетием. Рядом с храмом возвышается звонница с 15 колоколами. Оба строения удачно гармонируют и дополняют друг друга, хотя и построены в разные периоды. Мелодичный звон ростовских колоколов прославлен историками и писателями.

Ростов великий кремль адресВход в Кремль. Фото: nikitinskiy.com

На территории крепости немало церквей. Одна из самых красивых и необычных – барочная церковь Одигитрии, выгодно отличающаяся от прочих аналогичных строений наличием балкона, ведущего на верхний этаж. Еще одно отличие – лепные картуши, украшающие интерьер. Роскошное внутренне убранство свойственно и для других храмов Кремля, в частности – Церкви Спаса Нерукотворного, интерьер которой украшен росписью.

Интересные музеи

В некоторых объектах кремлевского комплекса открыты музеи и экспозиции. В частности, в Белой палате можно увидеть собрания иконописи, резьбы по дереву, церковные предметы быта, исторические документы и живопись. Лучший предмет коллекции – запрестольный крест XVI столетия.


Ростов великий кремль адресКолокола Ростовского Кремля. Фото: planetadorog.ru

Будучи в церкви Одигитрии, загляните в тематический музей, в котором представлены интереснейшие скульптуры XVII столетия, коллекция серебра, предметы церковного обихода, одежда служителей и многое другое.

Увидеть печать Ярослава Мудрого, средневековый европейский меч, древние кресты и другие артефакты можно на втором этаже Красной палаты. На первом уровне можно отдохнуть и ознакомиться с интерактивной выставкой, которая поведает историю Кремля из глубины веков и до настоящего момента. 

Источник: www.Sputnik8.com

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким — он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века


Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты — богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики.
чти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов — один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Источник: www.culture.ru

Оговорюсь сразу: ростовский Кремль кремлем в привычном нам понимании этого слова (крепость вокруг города) никогда не являлся. Идея его создания зародилась в 1589 году, когда в городе поселились митрополиты православной Ростово-Ярославской епархии. Поскольку требовалось помещение для их жития-бытия, приема государей и другой деятельности, рядом с существовавшим Успенским собором возвели каменные палаты.
степенно сформировалось три основных пространства-двора будущего кремля. Это – площадь с Успенским собором и звонницей, площадь с митрополичьими палатами и несколькими церквями, и митрополичий сад-огород на месте бывшего монастыря Григорьевского затвора.
Около ста лет все постройки были довольно разрознены и объединены в ансамбль весьма условно. Перемены пришли в 1651 году с избранием ростовским митрополитом Ионы Сысоевича, до того настоятеля одного из окрестных монастырей — Авраамиева. Иона-то и решил создать пышную резиденцию – Ростовский Архиерейский дом. Поскольку он был пламенным почитателем древнерусской архитектуры, то и выбрал ее в качестве эталона для перестройки своих владений. Решил он обнести все стенами красивыми с бойницами и зубцами декоративными, и одиннадцатью башенками наподобие кремлевских, обновить палаты каменные, да отгрохать новые – по его замыслу все это должно было символизировать небесный град – Иерусалим. При Ионе, собственно и возник этот памятник архитектуры, который с начала XIX века (к тому времени православная митрополия в Ростове уже давно была упразднена) и стали называть попросту Кремлем.
Сегодня Кремль принадлежит Государственному музею-заповеднику «Ростовский Кремль» (адрес – 152151, Ярославская область, г. Ростов, Кремль, тел. (48536) 6-3294, 6-1717), хотя Успенский собор и звонница с прилегающей к ним территорией уже перешла в собственность Русской православной церкви, что, впрочем, не мешает их посещению туристами.
Не будем нарушать традицию и войдем в Кремль через парадный вход – надвратную церковь Иоанна Богослова 1683 года постройки.
внешней стороны она стилизована под кремлевские ворота с двумя башнями, со стороны внутреннего двора – обычная церковь. Внутри нее размещается касса по продаже билетов в конкретные помещения Кремля – на 1-й этаж Красной палаты, на 2-й этаж Красной палаты, в Белую палату, в церковь Одигитрии и пр. Билеты покупать совершенно не обязательно, так как делать внутри строений музея-заповедника абсолютно нечего – все они восстановлены в 1960 году после многолетней разрухи и смерча 1953 года, посему ни старинных росписей, ни еще чего-нибудь интересного Вы там не найдете. Экспозиции также оставляют желать лучшего и совершенно пыльно-провинциальны. Тусклый свет в помещениях, как это обычно бывает в подобных музеях, включают только если приходят редкие посетители. Хотя, быть может, я и слишком избалован музеями – Вам все это может быть и покажется интересным.
Мне же интересно другое – красота самих кремлевских построек. Выйдя из церкви Иоанна Богослова, попадаем на парадную площадь с большим прудом в центре. Сразу за церковью расположилась Красная палата – большое белое двухэтажное здание, отстроенное к 1680 году как место для остановки российских царей, приезжающих в Ростов (сейчас на первом этаже – ресторан «Трапезная палата» и археологическая экспозиция, на втором этаже – залы с фарфором и финифтью).
Красной палатой возвышается Самуилов корпус, построенный в конце XVIII века при архиепископе Самуиле (сейчас в нем краеведческая экспозиция, библиотеки, проход в подземный кинозал «Былинник» и служебные помещения музея). Почти вплотную к Самуилову корпусу примыкает Белая палата, также законченная к 1680 году и служившая для торжественных приемов и собраний (здесь митрополит Димитрий закатывал пир горой по случаю приезда в Ростов Петра I). Раньше по богатству отделки ее сравнивали с Грановитой палатой московского Кремля, но сейчас от той роскоши ничего не осталось. В наше время здесь находится экспозиция церковных древностей, положившая после реставрации палаты в 1883 году начало всему современному музею-заповеднику. До революции этот музей посетили император Николай II, художники В.В. Верещагин и В.И. Суриков, композитор М.А. Балакирев, писатель А.М. Горький, певец Ф.И. Шаляпин и другие российские знаменитости.
На общем фундаменте с Белой палатой стоит еще несколько строений – Отдаточная палата (здесь гости раздевались и отдавали свою одежду специальным слугам, здесь же их провожали хозяева, отдавая поклон), церковь Спаса на Сенях – ее построили в 1675 году по заказу Ионы Сысоевича, чтобы ему не надо было далеко на молитву из дома ходить, Княжеские терема, где жили и Ростовские князья, и первые митрополиты.
Этот комплекс зданий примыкает к Садовой башне с Садовой палатой внутри, через которую можно попасть в Ионинскую палату, где по легенде любил работать Иоана Сысоевич, и дальше – в Иераршию палату, или «митрополичьи хоромы», где собственно и жили митрополиты, в том числе и Филарет, сделавший своего сына Михаила первым русским царем из нового рода Романовых.
ним примыкает Водяная башня с дозорной вышкой – лучшим местом для обзора Кремля. Завершает все это бывший митрополичий хозблок, в котором в наше время на втором этаже располагается гостиница «Дом на погребах». Выйдя из нее мы опять окажемся в парадном дворе, почти завершив круг.
На этой площади остается только посмотреть на Часобитную башню с Судным приказом, церковь Одигитрии 1693 года постройки с веселенькой раскраской стен и неинтересной экспозицией «Дерево в русском быту» (или что-то в этом духе) внутри, и через ворота с надвратной Воскресенской церковью (1670 год) пройти на старую городскую площадь Ростова – Соборную с возвышающимся на ней Успенским собором и звонницей (о них подробнее я расскажу ниже). Кроме этого на площади, ныне представляющей из себя огромный пустырь, примастилась к кремлевской стене одна миленькая башенка – Святые ворота. Изящные и сейчас очень бережно отреставрированные, построены они были вместе с каменной оградой Успенского собора при приемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе.
Ну, и наконец – третий кремлевский двор – митрополичий сад. Попасть в него можно через узенькую и низенькую калитку в кремлевской стене между Красной и Белой палатами. Во дворе стоит симпатичная белая церковь Григория Богослова 1670 года постройки.
есь, со стороны озера некогда размещался отдельный монастырь – Григорьевский, упраздненный и превращенный в митрополичий сад с огородом. Именно сюда и выходит Садовая башня и фасад Княжеских теремов.
Так. Запутались? Я – тоже. Ничего страшного, на месте все эти архитектурные нагромождения оказываются довольно просты. Остается только добавить, что в настоящее время Кремль регулярно реставрируется и поддерживается в приличном состоянии. Если Вам интересны мои личные впечатления – то у меня возникли очень живые ассоциации с русскими народными сказками – именно так и должны выглядеть барские хоромы, царские палаты и белокаменные храмы. К тому же все это знакомо с детства – этот Кремль послужил натурной площадкой для съемок в 1973 году фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» о приключениях Жоржа Милославского и Ивана Васильевича. Я даже специально сфотографировал эту натуру такой, какой она выглядит сейчас (см. раздел «Ростов/Фоторепортаж», фотографии «Из серии «Иван Васильевич…»).
P.S. Лучший вид на Кремль – с озера Неро.
P.P.S. С 1 мая по 1 октября открыты для посещения внутренние помещения церквей и проходы на кремлевских стенах, в остальное время – холодно, скользко и снегу полно.
P.P.P.S. С 1995 года ростовский Кремль объявлен особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Успенский собор — главная достопримечательность Кремля, выглядит собор точь-в-точь как в иллюстрациях к детским сказкам – очень яркий образец русской архитектуры, к тому же – самое старое из сохранившихся зданий Ростова.
Первый храм в Ростове – дубовая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, на этом месте была построена примерно в 992 году присланным из Киева князем Владимиром епископом Феодором-греком.
тем, в XII веке, после большого пожара, здесь поставили новый собор, который открылся в 1189 году. Вскоре он развалился и воздвигли новый белокаменный, в 1213-1231 годах. А он сгорел при пожаре 1408 года, но был старательно восстановлен уже через два-три года. Именно этот собор трижды посещал «с молитвенным усердием» Иван Грозный — в 1545, 1553 и 1571 годах. Сейчас снаружи он неплохо отреставрирован, а вот внутри стоят строительные леса, хотя службы летом и проводятся. А зимой – холодно.
Иона Сысоевич и здесь отметился – пристроил себе вход-паперть прямо напротив ворот Воскресенской церкви, чтобы не надо было собор обходить. Хотя силы его были больше направлены на внутреннее украшение храма – роспись. Кроме того, Ионой Сысоевичем были «построены три креста: два золотых и серебряный с камением драгим и с жемчуги». Здесь же Иону и похоронили…
Оценить былое великолепие сейчас весьма затруднительно — самые ценные иконы разграбили еще в Смутное время – посетивший в 1613 году Ростов царь Михаил Феодорович усердно молился пред святынями собора и «проливал слезы» при виде
все еще не оправившегося от разгрома храма, а фрески практически утеряны при пожаре 1730 года и неумелых последующих реставрациях. В довершение, после перевода митрополичий кафедры в 1788 в Ярославль, многое из ризницы соборной, «со всеми археологическими драгоценностями», было увезено в Ярославский архиерейский дом…
Так что в наши дни остается только любоваться его внешним видом и уповать на скорое восстановление внутреннего убранства.
Мне же лично собор понравился – стоит такое огромное былинное сооружение посреди пустой древней площади, романтику старины навевает…
На этой же площади, за Успенским собором, возвышается звонница с 15 колоколами (о них подробнее речь пойдет ниже) и небольшой церковью Входа Господня во Иерусалим под центральным пролетом (служба в ней проходит только в храмовой праздник – в Вербное воскресенье). Сооружали звонницу пять лет – с 1682 по 1687 годы, взамен обветшавшей старой, а после того, как был отлит самый большой ростовский колокол, для него сделали особую пристройку, замечательно вписав ее в общий ансамбль. Я, кстати, такую колокольню видел первый раз в своей жизни – привык, что колокольня – это высокая башня, а тут – целая галерея. Такие многопролетные звонницы, как выяснилось, вообще были характерны для русского зодчества XVI-XVII веков.
Попасть на звонницу довольно просто – в церковной лавке Успенского собора (в торговых рядах на улице 50 Лет Октября) надо пожертвовать определенную сумму (в марте 2006 года она составляла сорок рублей с человека), пройти к звоннице, показать «билетик» звонарю и подняться по узкому проходу наверх. Иногда старший звонарь Дмитрий Смирнов (который с удовольствием проводит подобные экскурсии) отсутствует, но проверить это всегда можно, заглянув в его «келью» (крайняя правая дверь в одноэтажной пристройке справа от звонницы).
Итак, после всех вышеописанных процедур Вы поднялись на звонницу. Справа от Вас висят самые маленькие (по сравнению с другими) из 15 колоколов, слева – большие. Маленькие – это «Голодарь» (Великопостный) весом около 3 тонн (172 пуда по-старинному), «Баран» (около 1300 кг или 80 пудов) и еще более мелкие – до полутонны весом – «Красный» в 30 пудов, «Козел» в 20 пудов и безымянные (окромя 12-го и 13-го, называемых Зазвонные 1-й и 2-й). На восточной стене собора повешен маленький колокол «Ясак», которым
дается знать звонарю на колокольне, что пришло время потрудиться. Большие колокола – это «Полиейлейный» весом 16 тонн (1000 пудов), «Лебедь» (8 тонн или 500 пудов) и самый большой – «Сысой». О весе его можно узнать, прочтя надпись на самом колоколе «а весу въ семъ колоколе две тысячи пудовъ» — 32 тонны.
На момент его отлития в конце XVII века году это был чуть ли не самый большой колокол в мире, его западные коллеги, отлитые в XI-XVI веках весили: «Большой Бурдон» на Нотр-Даме в Париже — 800 пудов, «Амбруаз» в Руане – 1600 пудов, «Большой Петр» в Лондоне – 602 пуда, «Казерглок» в Кельне – 1600 пудов. Да и на Руси особых конкурентов не было – колокол «Реут», отлитый в Москве весил так же – 2000 пудов, а что случилось с «Царь-колоколом» в 8000 пудов мы знаем с детства… Лишь спустя почти тридцать лет в Москве для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры создали колокол в 4000 пудов, а потом для колокольни Ивана Великого в московском Кремле «Успенский» колокол весом 3551 пудов, который затем разбился.
Ростовского же гиганта отлили в 1688 году на деньги митрополии (10000 рублей) во времена митрополита Ионы III и назвали в честь его отца схимонаха Сысоя. Поскольку трехпролетная звонница уже была готова и снабжена колоколами (до завершения строительства было отлито как минимум девять колоколов), для «Сысоя» пришлось выстроить отдельную башню с левой стороны, причем она несколько выделяется на фоне остальных своей массивностью – ей ведь надо выдерживать огромную нагрузку. Ко времени отливки колоколов звонницы относится и одно из самых известных выражений Ионы Сысоевича: «…На своем дворишке лью колоколишки и дивятся людишки».
Повесили все колола в одну линию вдоль звонницы, за исключением четырех самых маленьких – они весят поперек. Говорят, такое расположение колоколов и создает уникальный звук Ростовской звонницы, услышать который можно ежедневно, иногда по случаю прибытия больших групп интуристов его даже устраивают специально. А вот к «Сысою» относятся с большим почтением – звук его разносится над Ростовом только по большим праздникам.
Партитур-настроев ростовских звонов, формировавшихся целыми поколениями звонарей (в некоторых источниках указано, что для этих целей даже создали особые ноты, а с утратой их стали звоны стали передаваться на слух), три — Ионийский — самый старинный звон — поочередный перезвон всех колоколов на фоне гулкого «Сысоя», Егорьевский (он же — Дашковский) и Акимовский. Позже появился четвертый – Ионафановский. Кроме того, естественно, можно услышать и обычные церковные звоны – Будничный, Монастырский, Погребальный, Свадебный, Юбилейный, Благовест, Молебный и, конечно, Красный.
P.S. Интересный факт – с первого взгляда два самых больших колокола «Полиелейный» и «Сысой» различить не просто – они одинаковых пропорций и формы. А вот если заглянуть под их своды, сразу станет ясно, кто из них «Сысой».
P.P.S. Обычно, посещающие Ростов слушают звон во дворе перед звонницей, но по словам автора книги «О колокольном звоне в России», написанной в 1907 году, Смоленского «нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь… В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли еще в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом»…
P.P.P.S. По состоянию на весну 2006 года самый большой колокол России – «Царь-колокол» весом 72 тонны, установлен в 2004 году на звоннице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а самый большой колокол мира – «Колокол счастья» весом 116 тонн – в 2000 году в китайском городе Пингдингшан.

Источник: AutoTravel.ru


Categories: Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.