Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".

Кремль внутри
Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин — президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[…]" Мне кажется, гениально сказано.

2.
Кремль внутри
Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского, 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым. via


И далее:

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это — здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает — в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах — вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

Итак, виртуальный тур по кремлевскому комплексу резиденции Президента России смотрите здесь: tours.kremlin.ru

И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору – как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец


Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны – из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента – прием на момент строительства дворца новаторский.

3.
Кремль внутри

Владимирский зал

Владимирский зал – один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков – для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса – Теремной дворец.

4.
Кремль внутри

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала – три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами – гербы российских губерний.

5.


Кремль внутри

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.
Кремль внутри

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.
Кремль внутри

Георгиевский зал

Георгиевский зал – первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема – орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.


Кремль внутри

Основной мотив декора – орденский крест, на верху колонн стоят статуи – аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу – резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.
Кремль внутри

Аванзал

Аванзал – небольшое помещение, ведущее с парадной лест­ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.
Кремль внутри

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца – Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров – Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.


Кремль внутри

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца – самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.
Кремль внутри

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя – Ивана IV Грозного.

13.
Кремль внутри

Оригинал статьи: admagazine.ru — Интерьеры Большого Кремлевского дворца

14.
Кремль внутри
Большой Кремлёвский дворец. Андреевский зал. Источник: zyalt.livejournal.com

Еще на интерьеры Большого Кремлевского дворца можно посмотреть у Кремль внутриvarlamov.ru в Большой Кремлёвский дворец, пост от 2013-01-23.


См. также архитектурное:
[Spoiler (click to open)]
6 королевских резиденций Англии
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
Юсуповский дворец в Москве
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке

Источник: gorbutovich.livejournal.com

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.


А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль. Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э. Блехшмидта!


Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.


Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — "За Любовь и Отечество". В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

 

 

 


Кавалергардский

Кавалергардский зал, как и положено по этикету, отделял парадную дамскую часть дворца от мужской. В прошлом эта комната имела служебное назначение, здесь дежурил отряд кавалергардов — личная царская охрана. Потому убранство комнаты лаконично и строго: белые стены отделаны под мрамор, двери изготовлены из светлой чинары. На великолепном камине из каррарского мрамора — часы французской работы, исполненные во второй трети XIX века и известные под названием "Рафаэль в храме Славы".


А еще ваше внимание здесь наверняка привлечет полотно кисти И. Айвазовского "Панорама Кремля". На картине знаменитого художника-мариниста собраны воедино главные сооружения архитектора К.А. Тона в Москве: храм Христа Спасителя, здание императорского музея "Оружейная палата" и, конечно, Большой Кремлевский дворец.

 


Андреевский тронный

Выйдя из Кавалергардского зала, можно попасть в Андреевский тронный, который играет самую важную роль в резиденции. Интересно, что тронный балдахин ведет свое происхождение из древнего Ирана, где он служил для создания иллюзии небесного свода над местом правителя в центре Вселенной. Позже этот символ власти заимствовали императоры Византии и Священной Римской империи. А с XI века белый мех горностая начали украшать черными кисточками. Горностаевый (королевский) мех со времен Средневековья — символ чистоты миропомазанника Божия.

Тронный зал посвящен первому и самому высокому ордену России — Святого апостола Андрея Первозванного. Петр Великий учредил этот орден в 1698 году в честь небесного покровителя нашей страны с девизом "За Веру и Верность". Носили орден на голубой ленте, и он был единственным имевшим украшенную бриллиантами цепь. Изображение цепи и сегодня украшает двери зала.

Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.

В Андреевском зале совершенно нет мебели, даже гербовых банкеток и стульев, — здесь полагалось только стоять. По заведенному в России обычаю император после торжественной коронации три дня кряду принимал делегации, желавшие его поздравить с восшествием на престол. Пускали всех независимо от вероисповедования и положения в обществе. В продолжение многих часов император встречал каждого стоя, пожимая руку "как равный с равным".

Такого этикета не знала ни одна монархия мира.

Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.

Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.

В Европе ставили два трона — для монарха и его супруги. У нас не забывали маму императора, вдовствующую императрицу. Эта традиция существовала вплоть до последней коронации.

Коронационная церемония начиналась торжественным полонезом, шествие во главе с императором и императрицей двигалось из Андреевского зала через все парадные залы до Грановитой палаты. Причем до этого дня троны хранились в императорском музее — Оружейной палате. Каждый император выбирал трон для себя и императрицы, их приносили в Успенский собор, а затем возвращали обратно. Сохранилась фотография переноски тронов из музея в собор…

Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!

Сейчас в Андреевском зале проходят особо важные мероприятия, связанные с протоколом главы нашего государства. Этот зал видел уже пять инаугураций — в 2000, 2004, 2008, 2012 и 2018 годах.

 


Александровский

Ну, а этот зал по праву считается самым пышным — с розовыми под мрамор стенами, сверкающий золотом. Архитектор К.А.Тон использовал в его декоре элементы византийской архитектуры. А еще неповторимый Александровский обладал удивительно магическим светом: два ряда огромных окон, выходившие на юг, дублировались большими ложными окнами, украшенными зеркалами. Свет преломлялся в них, создавая иллюзию бесконечного сияния. Зал переливался, как волшебная шкатулка. Именно здесь при коронации давали балы, дамы называли его "волшебным Александровским залом".

Сегодня в этом зале заседает Государственный совет нашей страны, послы вручают верительные грамоты Президенту, во время государственных визитов проходят официальные обеды. Увы, в 1932-1934 годах Александровский и Андреевский залы были разрушены. Единственное, что сохранилось в Александровском, — шесть исторических полотен XIX века художника Ф. Моллера, представляющих сцены из жизни святого князя Александра Невского. На месте разрушенных помещений архитектор И.А. Иванов-Шиц спроектировал зал заседаний Верховного Совета СССР, конечно, лишенный уникального парадного убранства.

И только в 1993 году по поручению первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались исследования и подготовка предложений по восстановлению исторического облика Большого Кремлевского дворца. В результате появился Указ Президента от 2 августа 1994 года N 1581 "О восстановлении исторического облика Большого Кремлевского дворца". В выполнении проектных, строительно-монтажных и реставрационных работ принимали участие 28 российских организаций и 15 ведущих иностранных фирм из Австрии, Германии, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Латвии, Эстонии…

В результате был воссоздан исторический облик парадных залов — Александровского и Андреевского, фасады и кровля. И восстановлена историческая миссия дворца — прославление нашего народа, визитная карточка государства. И в прежние времена, и в нынешние зал украшен орденом Святого Александра Невского — небесного покровителя воинства. Этот орден был задуман Петром Великим, учрежден после его смерти в 1725 году супругой Екатериной I, награждали им за военные и гражданские заслуги.

Знаки ордена и сегодня сияют в пышном сферическом куполе Александровского — красный с золотом крест и серебряная звезда с девизом "За Труды и Отечество".

А нас ждет самый большой зал Большого Кремлевского дворца — Георгиевский, который называли "храмом славы русского оружия" и "храмом воинской доблести".

 

 


Георгиевский

Орден Святого великомученика Георгия с девизом "За Службу и Храбрость" был учрежден императрицей Екатериной Великой в 1769 году. Орден давали за личное мужество на полях сражений. Поэтому георгиевских кавалеров офицеры приветствовали стоя, когда они входили в зал, уважая мужество и храбрость своих соотечественников.

Знаки ордена — белый крест и четырехконечная звезда — расположены по всему периметру зала. В нем два основных цвета: белый и золотой. На множестве мраморных досок — названия более 550 полков и имена всех георгиевских кавалеров, получивших орден за 250 лет его существования. Почти 10 000 человек! С каждым военным годом их число множилось, новые имена выбивались на мраморе, и это лучше любых лозунгов убеждало: Родина никогда не забудет своих героев.

Даже банкетки в Георгиевском зале обтянуты репсом орденской расцветки. Черная полоса символизировала порох войны, оранжевая — пламя сражений. И когда через много лет, в 1943 году, был учрежден солдатский орден Славы, георгиевская лента логично стала его неотъемлемым атрибутом. Сегодня мы повязываем ее, чтобы подтвердить свою причастность к великому подвигу отцов, дедов и прадедов.

21 июля 1941 года при немецком авианалете 250-килограммовая бомба пробила крышу Большого Кремлевского дворца в районе Георгиевского зала. И не взорвалась…

Георгиевский зал — один из самых торжественных в БКД. Специально для него были разработаны проекты каминов из белого каррарского мрамора, выполненные в 1846 году Сантино Кампиони. На каминах располагаются бронзовые часы с изображением патрона ордена Святого Георгия и национальных героев России Минина и Пожарского (копия памятника Мартоса на Красной площади).

Высокий кессонированный свод покоится на восемнадцати пилонах. К ним почти вплотную приставлены восемнадцать цинковых колонн, на каждой из которых — замечательные работы скульптора И.П. Витали: страны и области, входившие в XIX веке в состав Российской империи. А перед окнами в южной части зала на высоких беломраморных постаментах установлены два бронзовых позолоченных ларца, исполненные московским мастером Полтавцевым. В них хранились рукописные списки награжденных орденом Святого Георгия Победоносца с 1769-го (год учреждения Екатериной II) по 1885 годы.

Этот зал всегда играл особую роль в жизни нашего государства. Здесь проходят первые встречи Президента с главами мировых держав и вручают высшие награды государства и Государственные премии. Здесь чествовали первых советских космонавтов и празднуются детские новогодние утренники. Здесь Президент поздравляет выпускников военных академий и проходит традиционный прием в День Победы.

Залы Большого Кремлевского дворца… В дни коронации императора Александра II в 1856 году, императора Александра III в 1883 году, императора Николая II в 1896-м сюда съезжалось до 7 тысяч гостей. Но самое главное: эти замечательные залы были доступны для любого верноподданного Его Императорского Величества. От посетителей требовалось только приходить в чистой обуви, на мебель не садиться и громко не разговаривать. Мастера строили дворец не для семьи, пусть даже императорской, а для всего народа.

Поэтому и получился дворец красивым, очень добрым и немного волшебным.

Потому он по-прежнему открыт для всех.

Были, впрочем, во дворце и апартаменты, куда не пускали публику. Там отдыхали император и его супруга. Но для нас, сегодняшних посетителей БКД, нет закрытых дверей!

Источник: rg.ru

Кремль внутри

Мне нравится гулять по Москве, и я стараюсь как можно чаще смотреть на свой родной город не глазами погружённого в свои дела москвича, а глазами туриста. Люблю гулять по историческому центру, люблю свой район, люблю район, где находится моя работа — да и вообще в Москве очень много классных мест, со многими из которых немало всего связано. Мне нравится Москва такой, какая она есть — со своими достоинствами и недостатками. И где бы я ни путешествовал — всегда с радостью возвращаюсь домой. Сегодня я решил в очередной раз примерить на себе роль туриста — а для пущей убедительности и большего вхождения в роль, взял с собой фотоаппарат. Куда первым делом едут туристы, в первый раз оказавшиеся в нашем городе? Правильно — конечно же в Кремль!

1. Погода сегодня неважная — но в этом есть и плюсы. Меньше народу в Кремле, и проще с билетами на некоторые экспозиции. Так, придя в кассы к двенадцати, я без проблем купил билет на двухчасовой сеанс в Алмазный фонд, в то время как в разгар сезона попасть туда довольно трудно и билеты порой сметают с самого утра. Итак, проходим через Кутафью башню и далее через Троицкую башню проходим на территорию Кремля.

Кремль внутри

2. Хоть погода и промозглая, но осенью всё равно красиво. Слева — жёлтое здание Арсенала (ныне — административное здание), а дальше расположена Никольская башня, за которой видны верхушки Исторического музея.

Кремль внутри

3. Обходим территорию Кремля и направляемся ко входу в Оружейную палату и Алмазный фонд, расположенные в районе Боровицкой башни. Ворота Боровицкой башни — это главный въезд в Московский Кремль сегодня.

Кремль внутри

4. И Оружейную палату, и особенно Алмазный фонд (где представлены наиболее впечатляющие драгоценности России, включая золото, алмазы, украшения,  короны и императорские регалии Российской империи) безусловно стоит постараться посетить при осмотре Московского Кремля. Правда, там внутри нельзя фотографировать. А мы продолжим прогулку и пройдём вдоль Большого Кремлёвского дворца — наиболее роскошного здания Кремля, построенного по проекту группы архитекторов, возглавляемой К.А. Тоном в 1838-1850 годах по инициативе Николая I. Сегодня комплекс Большого Кремлёвского дворца явлется главной резиденцией Президента России.

Кремль внутри

5.

Кремль внутри

6. Пройдя вдоль стен Большого Кремлёвского дворца, выходим к Соборной площади — главной площади Кремля. Сюда выходят фасады Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов, а также колокольня Ивана Великого, небольшая церковь Ризположения, Грановитая палата и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Именно Соборная площадь и явлется главным туристическим местом Кремля. Подходя к Соборной площади со стороны Боровицких ворот, первым делом видишь золотые купола Благовещенского собора.

Кремль внутри

7. В противоположную сторону открывается вид на Тайницкую башню, Москва-реку и Замоскворечье.

Кремль внутри

8. Успенский собор — главный собор Московского Кремля, который на протяжении шести столетий был главным государственным и религиозным центром России. Здесь поставляли великих князей, венчали на царство и короновали всех императоров.

Кремль внутри

9. Даже в пасмурный осенний день купола Благовещенского собора отливают золотом.

Кремль внутри

10.

Кремль внутри

11. Красное крыльцо Грановитой палаты — по этой парадной лестнице во время коронаций российские императоры шли в Успенский собор.

Кремль внутри

12. Эта группа куполов и маковок церкви Теремного дворца Московского Кремля всегда мне очень нравилась. Очень красиво смотрятся — как игрушечные! 🙂

Кремль внутри

13. Самым высоким зданием, выходящим на Соборную площадь, является Колокольня Ивана Великого.

Кремль внутри

14. Панорама Соборной площади. Слева — Архангельский собор, справа — Благовещенский.

Кремль внутри

15. Покидаем Соборную площадь и проходим мимо церкви Двенадцати апостолов Патриарших палат.

Кремль внутри

16. Следующие два экспоната фотографирует, наверное, каждый турист, посещающий Московский Кремль — это Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня я тоже турист — поэтому не буду исключением. :))

Кремль внутри

17.

Кремль внутри

18. Панорама комплекса Московского Кремля со стороны Ивановской площади.

Кремль внутри

19. Иной раз попасть на колокольню Ивана Великого непросто — число групп ограничено, и билеты быстро раскупают. Но сегодня денёк промозглый, и желающих было не так много. Наша группа состояла всего из семи или восьми человек.

Кремль внутри

20. В противоположную от Соборной площади сторону открывается красивый вид на изгиб Москвы-реки и высотку на Котельнической набережной.

Кремль внутри

21. Старое и новое. На переднем плане — маковки церкви Теремного дворца, а на заднем фоне — здание Библиотеки Ленина (ныне Российская государственная библиотека), дома вдоль улицы Новый Арбат, шпиль гостиницы "Украина", а ещё дальше — небоскрёбы нового комплекса "Москва-Сити".

Кремль внутри

22. Успенский собор с высоты балкона колокольни Ивана Великого.

Кремль внутри

23. И ещё несколько панорам Кремля с колокольни.

Кремль внутри

24.

Кремль внутри

25.

Кремль внутри

26.

Кремль внутри

27. С колокольни Ивана Великого открывается красивый вид на Замоскворечье. Когда-то давным-давно, когда Москва была сконцентрирована главным образом на левом берегу Москвы-реки вокруг Кремля, застройка противоположного берега реки считалась городской провинцией. Сейчас это и представить себе нельзя — Москва-река извивается через огромный 15-миллионный мегаполис на протяжении 80 километров, и что на каком берегу расположено — уже сходу не каждый и вспомнит. Да и центр Москвы сегодня понятие гораздо более масштабное, чем сотню-другую лет назад.

Кремль внутри

28. Над парком возвышаются купола храма Христа Спасителя.

Кремль внутри

29. На этом прогулка по территории Кремля заканчивается — через Боровицкие ворота выходим в Александровский сад. А далее — сделаем круг по периметру кремлёвских стен по часовой стрелке.

Кремль внутри

30. Боровицкая башня и осенний Александровский сад.

Кремль внутри

31. Троицкая башня, через которую заходит в Кремль большинство туристов.

Кремль внутри

32. Башня Кутафья и окрашенная в почти кремлёвский красный цвет октябрьская листва.

Кремль внутри

33. Аллея городов-героев заканчивается Вечным огнём у Могилы Неизвестного Солдата.

Кремль внутри

34. Памятник Георгию Жукову у Исторического музея и входа на Красную площадь со стороны Манежной площади.

Кремль внутри

35. Угловая Арсенальная башня и проход на Красную площадь (а левее на заднем фоне видны Никольская и Спасская башни).

Кремль внутри

36. Мы пройдём на Красную площадь чуть левее — через Иверскую часовню, восстановленную в 1994 году.

Кремль внутри

37. Громада Исторического музея — одна из доминант главной площади страны.

Кремль внутри

38. На Красной площади всегда очень оживлённо.

Кремль внутри

39. Спасская башня считается главной башней Московского Кремля. А левее неё расположены Царская и Набатная башни.

Кремль внутри

40. С противоположной от Исторического музея стороны на Красную площадь выходит Собор Василия Блаженного, перед которым установлен памятник Минину и Пожарскому.

Кремль внутри

41. Два классических ракурса Московского Кремля открываются с мостов — это вид с Большого Москворецкого моста.

Кремль внутри

42. Мне очень нравится гулять вдоль кремлёвских стен со стороны Кремлёвской набережной. Здесь всегда как-то тихо, спокойно и несуетно. И не по-московски неторопливо прогуливается народ. 🙂 Когда ко мне приезжают друзья из других городов, люблю их здесь "выгуливать". 🙂

Кремль внутри

43. Фасад Большого Кремлёвского дворца со стороны Кремлёвской набережной.

Кремль внутри

44. А заключительный на сегодня и наверное самый классический вид Кремля открывается с Большого Каменного моста. Причём, его принято обязательно снимать с идущим по Москва-реке корабликом. :))

Кремль внутри

Москва — классный город! При случае обязательно выберусь ещё побродить по ней с фотоаппаратом. А если вы тоже живёте в Москве, очень советую почаще отвлекаться от суеты повседневных проблем, побольше выбираться гулять по городу и смотреть на него глазами туриста. 🙂

Источник: uritsk.livejournal.com

Московский Кремль – достопримечательность, которую желает увидеть каждый, кто приехал в столицу нашей Родины. До Красной площади добираются многие, даже когда бывают просто проездом в Москве. Увидеть Спасскую башню кремля, Собор Василия Блаженного, мавзолей Ленина – это обязательно! А дальше возникают вопросы: а как попасть в Кремль? Можно ли туда зайти?

Для начала нужно сказать, что Московский Кремль – это территория, которую делят несколько самых разных организаций и подразделений: администрация Президента РФ, концертная площадка – Государственный кремлевский дворец, воинская часть ФСО России — Президентский Полк, Музеи Московского Кремля.

1. Музеи Московского Кремля

На территорию Кремля попасть можно в качестве посетителя, купив входной билет, а при желании – ещё и экскурсию (тогда ваш поход туда будет осознанным и осмысленным).

Билеты приобретаются онлайн на сайте Музеев Московского Кремля или в кассах, находящихся в Александровском саду (из метро Библиотека Ленина, Арбатская, Александровский сад – выход №5)

Обычный билет дает право на проход на территорию через Троицкую башню кремля, прохождение по Ивановской и Соборной площадям, посещение основных соборов и Патриаршего дворца. За время прогулки вы увидите самые древние соборы Кремля, где погребены наши патриархи, великие князья и цари. Обязательно пройдете мимо Царь-пушки и Царь-колокола. Здесь же доступны археологические раскопки и небольшой кремлевский сад. Выход из Кремля чаще всего производится через Спасскую башню прямо на Красную площадь.

Соборная площадь Кремля. Фото автора

На сегодня входной билет стоит 700 рублей. Если вы захотите присоединиться к сборной экскурсии, то она оплачивается дополнительно. Либо можно взять аудиогид (за него необходимо оставить залог).

Музеи Московского кремля работают все дни, кроме четверга, учтите этот факт.

2. Оружейная палата

Это музей-сокровищница, в основе которой драгоценные предметы, веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице. Какие-то выполнены в кремлевских мастерских, какие-то получены в дар от посольств иностранных государств. Здесь хранятся и экспонируются парадные царские одежды, облачения иерархов церкви, собрание золотых и серебряных изделий, памятники оружейного мастерства. Этот музей по праву можно назвать главным в нашей стране, ведь он сохранил преемственность многовековых традиций.

Оружейная палата Кремля. Фото автора

Посещать Оружейную палату возможно исключительно по сеансам в 10:00, 12:00, 14:30 и 16:30. Билеты приобретаются аналогично онлайн или в кассах Музеев Московского Кремля, расположенных в Александровском саду.

И, наверное, самый важный совет посетителям: приходите заранее! Лучше за час, ведь Оружейная палата находится на территории Кремля, а это значит, вам нужно будет пройти досмотр на входе и, возможно, попасть в очередь из желающих пройти туда (часто в очереди стоят туристические группы по 50 человек).

Для того, чтобы попасть в Оружейную палату, нужно заходить уже не через Троицкую, а через Боровицкую башню кремля.

Теперь вы поняли, почему я рекомендую начинать знакомство с Москвой с пешеходной экскурсии вокруг Кремля?! Да-да! Чтобы вы уже ориентировались в этих башнях и проходах.

3. Выставка «Алмазный фонд»

Это место, манящее своими драгоценностями и историей, расположено на территории Московского Кремля в здании Оружейной палаты, однако относится к ведомству не Музеев, а ГОХРАНа России (Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней).

Появился Алмазный Фонд во времена Петра I (1719), издавшего указ о создании специального помещения для особого хранения «принадлежащих государству вещей». Здесь хранятся орденские знаки и парадные ювелирные украшения, которые надевали члены императорской фамилии в торжественных случаях. До 1917 года сокровищница постоянно пополнялась драгоценностями. Позже место хранения получило название «Бриллиантовая комната».

Корона, выполненная для коронации Екатерины Великой. Фото с сайта ГОХРАН России

Попасть в Алмазный фонд возможно, приобретя входной билет всё в том же кассовом павильоне Музеев Московского Кремля в кассах №4 и 5. Работает выставка с 10 до 17, сеансы на вход – каждые 20 минут, перерыв с 13 до 14, выходной день – четверг. Для прохода в Алмазный фонд, необходимо зайти на территорию Кремля через Боровицкую башню.

Источник: zen.yandex.ru

Башни и стены Московского Кремля

Важнейшая часть кремлевского комплекса – его стены и башни, пережившие множество пожаров и повреждений. Современный, краснокирпичный, Кремль – дело рук великого градостроителя О.И. Бове. Всего в комплексе сохранилось 20 башен.

Каждая башня Кремля по-своему уникальна. Внешний вид построек разительно отличается: некоторые башни выполнены в средневековом, фундаментальном и строгом стиле, другие – современны, легки и романтичны. Кроме того, башни имели разное предназначение и строились в разные исторические эпохи.

Стены Кремля образуют фигуру, напоминающую треугольник. Три башни, стоящие в вершинах клина, отличаются округлым фундаментом. У остальных основание прямоугольное.

В юго-восточном углу Кремля расположилась Беклемишевская (или Москворецкая) башня (80-е годы XV-ого столетия). Своё название творение зодчего-итальянца Марка Руффо получило по Москворецкому мосту.

Восточная стена простирается по всей длине Красной площади. На месте уничтоженных Тимофеевских ворот по проекту итальянского архитектора Солари была возведена Тимофеевская башня.

Альтернативным именем, Константино-Еленинская, постройку нарекли по церкви святых Константина и Елены. Следующая, Набатная башня расположилась на спуске Боровицкого холма. Архитектор её неизвестен, имя получила за установленный в XVII веке сигнальный колокол.

Чуть дальше, прямо на стене, находится Царская башня, с которой Иван Васильевич Грозный часто наблюдал за городом. Спасская (Фроловская) башня – парадный вход в московскую крепость, увенчанный рубиновой звездой. Первоначальный вариант был окончен к концу XV века, а в начале XVII- на ней возвысилась готическая верхушка с курантами. Имя башня получила за образ Спасителя, находившегося на внешней стороне.

Далее следуют маленькая Сенатская башня, получившая свое имя по зданию Сената, и «награжденная» почетной рубиновой звездой Никольская башня, отреставрированная под псевдоготику, зодчего Антонио Солари (XV век).

Кремль внутри

Северный угол Кремля защищает крепкая Арсенальная башня, возведенная Солари. У западной стены крепости простирается Александровский сад. Здесь расположилась Средняя Арсенальная (или Граненая) башня. Троицкая (автор Алевиз Фрязин), украшенная рубиновой звездой и считавшаяся следующей по значимости после Никольской, башня является высочайшей из всех (80 метров). Кутафья башня (начало XVI века) – последняя оставшаяся предмостная, т.е. внестенная, башня. Она служила для защиты крепостных мостов, а ее имя произошло от слова «кут» («укрытие»).  Далее следуют Комендантская и Конюшенная (Оружейная) башни. Предтеченская – украшенная рубиновой звездой башня, через которую сейчас въезжают кортежи правительства.

Водовзводная башня охраняет юго-западный край крепости. Увенчана рубиновой звездой, имела тайный проход до Москвы-реки и колодец. Свое имя постройка получила за механизм подачи воды в крепостные сады. Южная кремлёвская крепостная стена пролегает вдоль Москвы-реки. Здесь находятся старые постройки 1480-х годов: классическая Благовещенская, небольшая Тайницкая, Первая и Вторая Безымянные и Петровская башни.

Соборная площадь: соборы Московского Кремля

Соборная площадь – уникальный культурный памятник Москвы, расположившийся на вершине Кремлевского холма. Величественный ансамбль объединяет шедевры архитектуры разных веков, стилей и авторов. Псковские, московские и владимирские зодчие, итальянские градостроители создали чудесные храмы, которые в настоящее время являются музеями культуры и истории.

Соборы здесь начали возводить на стыке XIII и XIV веков с постройкой первых деревянных церквушек. Уже тогда было примерное представление о дальнейшей композиции пространства и предназначении. Здесь проходили многие важные культовые духовно-религиозной жизни города: венчания на царствование, отпевание умерших правителей.  Современный облик площадь приобрела только к XV веку.

Успенский собор – один из древнейших храмов Москвы. Раньше на его месте стоял деревянный, а в 1327 по приказу Ивана Калиты Успенский собор перестроили в камне.

Изящный золотоглавый Благовещенский собор – произведение псковских мастеров. Он был возведен в конце XV века и являлся домовым храмом русских правителей. Изначально имел только три купола. Собор серьезно пострадал во время пожара, и Иван Грозный приказал перестроить церковь ( с тех пор она девятиглавая).

Внутреннее убранство Благовещенского собора составляют иконы и фрески Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора из Городца – великих иконописцев.

По соседству располагается творение итальянского мастера, Алевиза Нового, Архангельский собор. Еще в первой половине XIII века на святом месте находилась деревянная церковь, где в XIV веке при Иване Калите был возведен изящный белокаменный собор. Позже храм был перестроен, в нем стали прослеживаться элементы итальянского Возрождения.

Церковь Ризоположения выделяется по своему внешнему виду среди многих московских святынь – ее строили приглашенные псковские мастера (конец XV века), поэтому прослеживаются характерные черты псковской архитектуры.

Через арки Церкви Двенадцати Апостолов обычно входят на территорию Соборной площади. Это самая поздняя постройка: она была возведена по воле патриарха Никона в середине XVII века.

Колокольня Ивана Великого

История Колокольни Ивана Великого началась в далеком 1329-м году, когда была возведена церковь Ивана Лествичника с необычным именем «Под Колокол».

Колокольня Ивана Великого

В 1505 году церковь заметно обветшала, а потому ее начал перестраивать зодчий Бон Фрязин. Приурочено это было к кончине князя Ивана III Великого. Строительство завершили к 1508 году. Таких высоких храмов на Руси еще не было (современная высота — 81 метр!). Ученые долго пытались разгадать секрет устойчивости колокольни. Предполагалось, что фундамент церкви уходил до уровня Москвы-реки. Однако позже выяснилось, что дубовые сваи, на которые ставился белый камень, были размещены на глубину чуть больше 4 метров!

В 1600 году церковь модернизировали. Русский зодчий Федор Конь добавил надстройку цилиндрической формы – третий ярус колокольни. Высота оказалась впечатляющей – 81 метр, что сделало ее самым высоким зданием столицы.

В настоящее время в колокольне открыт музей, а также регулярно проводится служба. Звонница признана одной из лучших в стране: колокола расположены на трех ярусах (самый большой колокол – Успенский), что обеспечивает идеальное звучание.

Мавзолей В.И. Ленина

Неотъемлемой частью Красной площади стал Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Усыпальница вождя революции – культовое место, оставленное в наследство от коммунистического строя. Объект находится под защитой ЮНЕСКО.

Первый, деревянный, мавзолей был построен в короткие сроки, через несколько дней после смерти вождя. Всего было реализовано три проекта мавзолея архитектора А. В. Щусева: первый и второй были деревянными (временными). Современное здание выполнено из бетонных конструкций и представляет собой подобие зиккурата (храма в Месопотамии).

Проектированием саркофага занимался знаменитый архитектор Константин Мельников. Из девяти предложенных им проектов (среди которых были и достаточно сложные конструкции), выбрали только один.

Царь-Колокол

Возле колокольни Ивана Великого можно увидеть известный во всем мире Царь-Колокол, который по праву считается памятником литейного мастерства. Он был изготовлен в 30-х годах XVIII столетия по указу Анны Иоанновны. Его создатели, отец и сын Моторины, были потомственными мастерами колокольного дела.

Это была не первая попытка создать огромный царский колокол. В качестве материала для отливки мастера использовали разбившийся в пожаре в начале века другой, 160-тонный колокол. Тот, в свою очередь, был отлит из первого Царь-Колокола (весом в 130 тонн), расколовшегося во время пожара в 1654 году. Создателем первого колокола был Андрей Чохов.

История создания великого колокола полна трудностей, катастроф и неудач. Исполинские размеры памятника вынудили мастеров использовать не обычную форму, а литейную яму, вырытую неподалеку от звонницы. Талантливые мастера создали неповторимый орнамент и украшения колокола. Подготовка заняла около двух лет. Только в конце 1734 года в огромных печах началась плавка металла. В одной из печей была обнаружена течь, которая вызвала пожар. К счастью, пострадали только деревянные конструкции. В ноябре 1735 года колокол был готов, но почему-то остался в яме. Начавшийся пожар и резкий перепад температуры во время тушения стал причиной того, что от Царь-Колокола откололся кусок весом в 11.5 тонн.

Некрополь у Кремлевской стены. Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду

Стены Московского Кремля стали колумбарием для урн с прахом известных политиков, военачальников, видных ученых и политических деятелей. Между Спасской и Никольской башнями размещено 114 захоронений.

В первые после революции годы место возле Кремлевской стены было отведено под братские могилы, в которых хоронили тех, кто защищал революцию. Представители духовенства, не разделявшие взгляды большевиков, не согласились отпевать усопших.

В советское время здесь поместили урны с прахом Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, М. В. Фрунзе, А. В. Луначарского и других видных политических деятелей революции. Около Кремлевской стены захоронен Сталин: его тело перенесли сюда из Мавзолея, где он некоторое время находился.

В стене покоится прах советских военачальников: Буденного, Ворошилова, Жукова, Василевского. Здесь же захоронен Ю.А. Гагарин, первопроходец космоса.

Возле Кремля, Александровском саду, воздвигнут мемориальный комплекс: Вечный Огонь на Могиле Неизвестного Солдата, стела городов воинской славы, аллея городов-героев. Это место, куда приходят люди поклониться бессмертному подвигу народа, победившего в Великой Отечественной войне.

Могила Неизвестного Солдата – символ несокрушимой силы и мужества советских воинов. Тысячи людей каждый день приходят к этому месту, чтобы выразить благодарность, вспомнить тех, кто не вернулся с войны.

Большой Кремлевский дворец

Строительство Большого Кремлевского дворца началось в середине 19 века на месте дворца Елизаветы Петровны. Архитекторы старались возвести, с одной стороны, величественное здание, с другой стороны, максимально вписать его в имеющийся ансамбль. Новый дворец отвечал всем требованиям времени – он демонстрировал силу правящей династии и ее несокрушимость.

Во дворце пять залов, названных в честь орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский. Здесь проходят торжественные приемы, вручаются государственные награды.  Кремлевский дворец — официальная резиденция Президента России. При посещении обратите внимание на отделку помещений: потолки, люстры, даже дверные ручки демонстрируют изысканность и величие.

В самом дворце около 700 комнат, среди которых есть принадлежавшие правившим императорам (в некоторые из них можно попасть с экскурсией), и те, в которых в настоящее время работает правительство. Попасть в эти помещения невозможно.

Помимо величественного убранства залов и покоев, посетители смогут попасть в Малахитовое фойе – галерею, в которой размещены портреты русских государей.

К Большому Кремлевскому дворцу примыкает построенная в конце XV века Грановитая палата. Именно по ее лестнице когда-то спускались цари, а сама палата была залом, где принимались почетные гости, послы, проходили торжественные церемонии и заседания Боярской думы. Внутреннее убранство менялось несколько раз, но и сейчас оно отражает дух старой Москвы.

Царь-Пушка

Царь-Пушка – один из самых узнаваемых памятников литейного искусства России. Располагается легендарное артиллерийское оружие напротив Церкви Двенадцати апостолов.

Отлито орудие было в конце XVI века на Пушечном дворе знаменитым мастером Андреем Чоховым и предназначалось для защиты Кремля от неприятеля. Передвигать дуло нужно было при помощи четырёх канатов, прикреплённых к специальным «ручкам». Размер пушки впечатлил даже польских интервентов во время Смуты. Они писали, что оружие настолько большое, что солдаты могли прятаться в нём от дождя.

Красота оружия, богато украшенного памятными изображениями и надписями, восхищает по сей день. На постаменте около Царь-Пушки находятся декоративные ядра из чугуна весом почти по две тонны каждый. Внутри они полые, стрелять ими орудие не сможет. Эти ядра были отлиты значительно позже создания пушки, лишь в 1835 году.

Иногда считают, что, несмотря на свои размеры и устрашающий вид, Царь-Пушка никогда не стреляла. Это ошибочное мнение! Царь-Пушка была настоящим боевым оружием. Она могла стрелять как огромными ядрами, так и картечью (дробью). Во время исследований внутри дула были обнаружены следы пороха. Значит, Царь-Пушка хотя бы раз стреляла.

Оружейная палата

Оружейная палата – музей, где можно увидеть вещи, когда-то хранившиеся в царских сокровищницах, оружие, костюмы, атрибуты коронованных особ. Каждый экспонат по-своему уникален.

Посетители музея могут увидеть Шапку Мономаха, императорские короны, одеяния и даже обувь. Особое внимание привлекают троны монархов, среди которых есть двойной трон Ивана Пятого и Петра Первого, украшенных пластинами из слоновой кости трон Ивана Грозного.

В одном из девяти залов выставлены экипажи, в которых путешествовали представители правящей династии. Великолепие их отделки демонстрирует талант мастеров того времени.

Особое внимание следует уделить выставке посуды: уникальные сервизы, сделанные отечественными мастерами разных веков, работы европейских ювелиров, золотые и серебряные предметы, поражающие своими размерами и богатством отделки, представлены в Оружейной палате. Среди них есть и известные на весь мир яйца работы Фаберже, долгое время хранившиеся в царских сокровищницах.

Оружейная палата не могла обойтись без представления оружия и предметов экипировки разных времен. Здесь можно увидеть и холодное оружие, принадлежавшее когда-то членам правящей династии, и редкие образцы огнестрельного, и воинские доспехи разных времен, ордена и медали. В залах, посвященных оружию, выставлены модели, представляющие всадников на конях, при этом все их одеяние подлинное.

Источник: CitySee.ru


Categories: Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.