Музей Алмазный фонд в Московском Кремле — действующее выставочное подразделение Гохрана России, работает с 1967 года.

История Алмазного фонда России началась с указа Петра I о формировании и сохранении в масштабах всего государства коллекции ценных изделий. Драгоценные предметы этого собрания — государственные регалии, орденские знаки, ювелирные украшения — находились до 1914 года в специальной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

В связи с событиями Первой мировой войны драгоценности царской коллекции перевезены для безопасного хранения в подвальные помещения Московского Кремля, где и размещались в течение почти 8 лет. Экспертиза 1922 года подтвердила их исключительную ценность, собрание полностью вошло в Государственное хранилище (в то время — Гохран СССР).

Экспонаты Алмазного фонда

Знаменитые сокровища Алмазного фонда — уникальные самородки и изделия из драгоценных камней и металлов XVIII–XX веков, наиболее значимая в художественном и историческом плане часть фонда Гохрана РФ, подлинное государственное достояние.


К центральным экспонатам музея Алмазный фонд относятся знаменитые семь исторических камней массой от 25 до 398,72 карат: это алмазы «Орлов», «Шах» и портретный алмаз, гигантские образцы изумруда, цейлонского сапфира, шпинели и самоцвета — оливково-зеленого хризолита.

Самые известные изделия в коллекции: большая и малая императорские короны, скипетр (его верхняя часть украшена алмазом «Орлов») и держава, бриллиантовый знак на цепи со звездой высшего ордена Российской империи.

Любая любительская фото- и видеосъемка в музее запрещается. 

Цены на билеты в Алмазный фонд в 2019 году

Билеты в музей Алмазный фонд купить можно перед посещением выставки — в кассе № 4 в павильонах Александровского сада.

Экскурсионные заявки от организаций на групповое посещение музейной экспозиции принимаются в письменном виде в кассе № 5.

Стоимость билетов в Алмазный фонд:

  • Полный билет — 500 руб.,
  • Льготный — 100 руб.

Режим работы Алмазного фонда в 2019 году

Алмазный фонд в Кремле работает с 10:00 до 18:15, выходной день один — четверг.

Кассы в Александровском саду открыты с 9:00 до 16:30. Перерыв — с 12:00 до 13:00.

Во время школьных каникул и в выходные дни спрос на посещение музейной экспозиции существенно возрастает, поэтому билеты рекомендуется покупать как можно раньше: утром или в послеобеденные часы.

В праздничные дни режим работы меняется. Временный график можно уточнить на этой странице сайта Гохрана.

Экскурсии в Алмазный фонд

Обратите внимание: билеты в музей продаются по сеансам (экскурсиям). С 9:00 в продаже билеты на сеансы 10:00 — 12:20, после обеда — на сеансы с 14:00.

Длительность стандартной экскурсии по Алмазному фонду — 45–50 минут. Экскурсоводы сопровождают группы до 20 человек.

Расписание сеансов: 10:00, 10:20, 10:40, 11:00, 11:20, 11:40, 12:00, 12:20, 14:00, 14:20, 15:00, 15:20, 15:40, 16:00, 16:20, 16:40, 17:00, 17:20.

Как попасть в Алмазный фонд Московского Кремля

На территорию музея-заповедника Кремля самостоятельные посетители выставки

Алмазного фонда заходят вместе с набранной группой через Боровицкие ворота. Для доступа в Кремль через главный экскурсионный вход (Кутафью и Троицкую башни) нужно приобрести и билет для обзора архитектурного ансамбля кремлевских площадей.


Ближайшая к воротам Боровицкой башни остановка наземного транспорта — «Боровицкая площадь», до нее едут автобусы № М1, М6, Н1, 144. Чуть дальше находится остановка «Метро „Библиотека имени Ленина“».

Зачастую на метро до Алмазного фонда добираться быстрее и удобнее, чем на маршрутных автобусах. К тому же у западной кремлевской стены находится транспортно-пересадочный узел метрополитена, включающий станции «Александровский сад», «Боровицкая» (ближе ко входу через ворота башни), «Библиотека им. Ленина», «Арбатская». На месте получится сориентироваться по указателям в переходах, затем — по маршрутам от касс.

Музей базируется в здании Оружейной палаты, но вход в него дальше — в сторону Дворцовой площади.

Вход в музей Алмазный фонд

Видео «Сокровища Алмазного фонда России»

Источник: www.tourister.ru

Московский кремль


Сайт: kreml.ru Часы работы: ежедневно, кроме четверга. Ближайшие станции метро: Боровицкая, Александровский сад, Библиотека имени Ленина и Арбатская. Кассы находятся рядом с Кутафьей башней в Александровском саду. Билеты приобрести можно только в этих кассах или на официальном сайте, льготные билеты только в кассе с предъявлением подтверждающего документа.

На территорию кремля нельзя проносить животных, крупные сумки, самокаты, велосипеды, гироскутеры. Крупные сумки можно сдать в камеру хранения. Любительская фотосъемка и видеосъемка запрещены во всех музеях кремля.

Кремль или детениц — это историческая, центральная часть русских городов, укрепленная стенами и рвами. Обычно кремль возводился на высоких холмах, в местах слияния двух рек. Сначала они были деревянными, позднее их строили из камня. Московский кремль один из немногих полностью сохранившихся до наших дней. Он находится на высоком Боровицком холме Москвы, между Александровским садом, Красной площадью и набережной реки Москвы на юге.

На территории кремля за высокими стенами находятся старинные площади и улицы, парадные дворцы и древние храмы — это настоящий город в городе, красивый, пронизанный историей и величием. В кремле работает государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Он включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят:


  • Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы,
  • церковь Ризположения,
  • Патриаршие палаты с Церковью Двенадцати Апостолов,
  • ансамбль колокольни «Иван Великий»,
  • выставочные залы в Успенской звоннице и Патриарших палатах.

Попасть в московский кремль можно только по билетам. Прогуляться бесплатно по территории (без посещения музеев и временных выставок) могут студенты и пенсионеры, получив в кассе бесплатные билеты (нужно предъявить студенческий билет или пенсионное удостоверение).

Бесплатные билеты с посещением музеев кремля доступны для льготных категорий: детям до 16 лет, военнослужащим-срочникам, служителям культа (гражданам РФ), героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, ветеранам ВОВ, инвалидам I и II группы, сотрудникам музеев системы Министерства культуры РФ и членам Международного совета музеев ИКОМ.

Стоимость билета единого билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов — 700 руб., с аудиогидом — 1000 руб., для студентов и пенсионеров — 350 руб., с аудиогидом — 650 руб.


Залог за аудиогид — 3000 руб. или документ (водительское или пенсионное удостоверение). Стоимость билета в Оружейную палату — 1000 руб., пенсионерам и студентам — 500 руб.

Государственный Кремлевский дворец

Кремлевский дворец был построен в стиле советского модернизма в 1961 году по инициативе Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Дворец построили на территории древнего кремля за рекордные 16 месяцев. Чтобы не закрывать кремлевские здания дворец заглублен на 16 метров. Изначально планировался снос Троицкой башни, Потешного дворца и Троицкой башни, но ограничились сносом только офицерских казарм времен Николая I.

Первоначальное название — Кремлевский дворец съездов. Главное назначение дворца было проведение съездов КПСС, в то же время он сразу стал второй площадкой для Большого театра. 17 октября 1961 года в день открытия дворца на его сцене прошел концерт с фрагментом балета «Лебединое озеро». Сейчас Кремлевский дворец остается главной концертной площадкой страны. Здесь проходят самые значимые мероприятия, вместительность дворца — 6000 мест.

Сенатский дворец

Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.


Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.

В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.

В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.

Соборная площадь


Соборная площадь является древнейшей площадью в Москве, возникла в начале XIV века, была главной кремлевской площадью. На ней находятся памятники архитектуры: Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата.

Соборная площадь помнит многие важнейшие аспекты жизни русских государей: венчания на царство, брачные церемонии, похоронные процессии, приемы иностранных послов. На Соборной площади устанавливают главную елку страны.

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата, Московский кремль

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

Успенский собор


Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.

Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.

Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.

Архангельский собор

Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались  кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. 

Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.


Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.

Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.

Колокольня Иван Великий

Стоимость билета: 350 руб. Часы работы: ежедневно, кроме четверга, по сеансам: 10.15, 11.15, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00 с 15 мая по 30 сентября.

Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» включает в себя разновременные постройки: столп колокольни «Иван Великий», Успенскую звонницу и Филаретову пристройку.

Колокольня высотой 60 метров была построена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника. Отсюда и название колокольни — Иван Великий, великий из-за ее размеров. Размеры колокольни были увеличены до 81 метра по указу Бориса Годунова в конце ХVI века — был пристроен третий ярус. Это было самое высокое здание на Руси в течение двух столетий. В 1812 году французские войска пытались взорвать колокольню, Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены, воссозданы в 1814–1815 годах.

Сейчас в колокольне находится музей истории архитектуры Московского кремля. Поднявшись на открытую площадку высотой 25 метров (137 ступеней) можно полюбоваться видами на Московский кремль.

Царь-колокол

Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.

Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.

Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.

Царь-пушка

Царь-пушка является самой большой пушкой в мире, за что и получила такое название. Была изготовлена в 1586 году на московском Пушечном дворе Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича. Ее вес 40 тонн, лафета — 15 тонн, ядра — 1 тонна, длина ствола — 5,34 метра, калибр ствола — 890 мм. Бронзовый ствол пушки украшен орнаментами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

Из Царь-пушки за всю ее историю не было сделано ни одного выстрела. Четыре чугунных ядра, сложенные у ее подножья, как и лафет, были отлиты в 1835 году и носят декоративный характер. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гинесса, как орудие с самым большим калибром.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Оружейная палата

Сайт: kreml.ru Часы работы: с 10.00 до 18.00 кроме четверга по сеансам: 10.00, 12.00, 14.30, 16.30. Стоимость билета: 1000 руб. пенсионерам и студентам — 500 руб., детям до 16 лет — бесплатно. Фото и видеосъемка запрещена.

Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.

Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.

Алмазный фонд

Сайт: gokhran.ru Адрес: Кремль, здание Оружейной палаты, вход через Боровицкие ворота. Часы работы: сеансы ежедневно с 10.00 до 17.20, кроме четверга, с интервалом 20 минут, перерыв с 13.00 до 14.00. Стоимость билета: 500 руб., для студентов, школьников, дошкольников, пенсионеров — 100 руб.

На территории Оружейной палаты находится Алмазный фонд России — собрание ювелирных шедевров XVIII-XIX веков, уникальных драгоценных камней, золотых и платиновых самородков. Здесь находится собрание крупнейших именных алмазов, в том числе алмаз «Мир» массой 342,57 карата.

В Алмазном фонде хранится Большая императорская корона Российской империи, созданная для коронации императрицы Екатерины II и представляющая огромную историческую и художественную ценность. Корону из серебряного каркаса украшают 4936 бриллиантов и 75 крупных жемчужин, венчает корону ярко-красная шпинель. Здесь же хранятся другие коронационные регалии — Малая императорская корона, скипетр со знаменитым алмазом «Орлов», держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Алмазный фонд был создан Петром I в 1719 году, наиболее ценные поступления произошли во время правления Елизаветы и Екатерины II. Комната для хранения коллекции драгоценностей — ее называли Бриллиантовая, сначала находилась в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. С началом Первой мировой войны в 1914 году коллекция была перевезена в Москву, в Оружейную палату. После октябрьской революции множество романовских драгоценностей было расхищено и продано за границу советской властью. В 1920 году было создано Государственное хранилище ценностей — Гохран, в ведение которого поступила Бриллиантовая комната. В настоящее время Алмазный фонд по прежнему находится в ведение Гохрана России.

Впервые выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году, в честь 50-летия революции и вызвала огромный интерес, из-за чего было решено временную экспозицию сделать постоянной. Алмазный фонд является одной из самых посещаемых выставок в Москве. Увидеть своими глазами роскошные драгоценности Романовской династии приезжают желающие со всего мира.

Источник: dostop.ru

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину – в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена – «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве – это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило – неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии – синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз – «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

Источник: www.syl.ru

Как оказалось, попасть в Алмазный фонд в Кремле довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России – Алмазный фонд, множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на территории Кремля, а не в кассах возле Кутафьей башни. Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Драгоценности в Алмазном фонде Кремля

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм  — дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Цена билета в Алмазный фонд – 500 руб. Эх, а совсем недавно его стоимость была всего 100 руб. Цены на билеты подняли одновременно и в Алмазный фонд, и в Оружейную палату, и в соборы Кремля. Жаль, мы не застали то время, когда билеты были дешёвые!

Музей работает с 10:00 до 17:00, сеансы проходят каждые 20 минут. Обед с 13:00 до 14:00. Телефон Алмазного фонда — 629–2036.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Малая императорская корона

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

Лучшие изумруды России, представлены в Алмазном фонде

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

Крупнейшие алмазы в Алмазном фонде Кремля

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

Крупнейший золотой самородок в мире представлен в Алмазном фонде Кремля, его вес 36.2 кг.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

Большая императорская корона

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

Скипетр с бриллиантом "Орлов"

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз — «Шах». Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

Крупнейший алмаз мира "Шах", подарен иранским шахом, дабы сгладить конфликт, вызванный убийством Грибоедова

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды — сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

Браслет Александра I с крупным алмазом "Александр"

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

Платиновая роза, украшенная 1466 бриллиантами, представлена в Алмазном фонде Кремля

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?

Источник: Mos-holidays.ru

большая корона.jpg


На выставке «Алмазный фонд», открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.

Алмазный фонд — уникальное собрание, прошедшее длинный путь, тесно связанный с историей Российского государства, состоит из шедевров ювелирного искусства XVIII-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.

ИСТОРИЯ    СОЗДАНИЯ    АЛМАЗНОГО    ФОНДА


Пётр I.jpgАлмазный фонд — это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.

Первая    половина    XVIII    века


Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.


history-4.jpg

КОРОНАЦИОННЫЕ    РЕГАЛИИ


Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.

Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.

В коллекции Алмазного фонда хранится держава, выполненная для коронации Екатерины IIпридворным ювелиром Г.-Ф. Экартом — гладко отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу цейлонский сапфир под крестом массой 195 каратов.


04.jpg

01.jpg

02.jpg

03.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg

СЕРЕДИНА    XVIII    ВЕКА


На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.

«Большой букет» — пример украшения для парадного платья императрицы. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья размещены на гибких золотых стеблях, приподняты на разную высоту и повернуты под разными углами, благодаря чему вся композиция приобретает объемность. Под тяжестью драгоценных камней упругие стебли при малейшем движении вздрагивают, цветы и листья чуть заметно покачиваются, передавая живую трепетность настоящего букета. В центре раскрытого бутона ириса в ажурной оправе помещен редчайший природный нежно-сиреневый бриллиант весом в 15,5 карата. Эффекта многоцветности остальных бриллиантов мастер добился, подложив под них тонкие пластинки разноцветной фольги.


01 (1).jpg

ВТОРАЯ    ПОЛОВИНА    XVIII    ВЕКА


Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть «веком бриллианта».

Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.


01.jpg

02.jpg

ПЕРВАЯ    ТРЕТЬ    XIX    ВЕКА


В начале XIX столетия мир был увлечен античным искусством. Наибольшее распространение в России получили диадемы — украшения для прически в стиле стилизованных кокошников. Эта форма на Западе имела название «русская тиара» и использовалась ведущими ювелирными домами Картье, Бушерон и другими. При русском дворе мода на диадемы сохранилась вплоть до начала XX века.

В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.


01 (1).jpg

ИСТОРИЧЕСКИЕ     КАМНИ


К уникальным экспонатам Алмазного фонда относятся и семь всемирно известных драгоценных камней. Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них — бриллиант «Орлов», украшающий императорский скипетр императрицы Екатерины II.

Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда — уникальный густо-зеленый с легким голубоватым отливом колумбийский изумруд весом 136, 25 карата. Огранен таблицей и украшает бриллиантовую брошь второй четверти XIXвека из драгоценностей великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича. Нарядная бриллиантовая оправа выполнена в виде гирлянды из стилизованных виноградных листьев, чередующихся с крупными круглыми бриллиантами. Вероятнее всего, камень был найден еще в Средние века и хранился в одном из храмов Колумбии, откуда был вывезен конкистадорами в Европу.


01.jpg

ВЕЛИКОЛЕПИЕ    САМОЦВЕТОВ


Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.


01 (1).jpg

АЛМАЗЫ


Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.

Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.

Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке «Мир» и получил название «XXVIсъезд КПСС» в честь съезда, который прошел в 1981 году.


01.jpg

02.jpg

САМОРОДКИ


Россия — одна из крупнейших стран в мире, добывающих драгоценные металлы. Золото находили на территории Российского государства еще до нашей эры, но разрабатывать месторождения золота стали сравнительно поздно. В 1745 году на Урале было открыто богатейшее коренное месторождение «Березовское», а несколько десятилетий спустя здесь были обнаружены значительные золотые россыпи. Урал стал крупным центром золотодобычи. А в 1845 году русское золото составило половину мировой добычи этого редкого и ценного металла.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.

Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.

Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.


02.jpg

01 (1).jpg

ОРДЕНА


Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.

Высшим орденом России до 1917 года, был «Орден святого апостола Андрея Первозванного», учрежденный царем Петром I в конце XVII века. Знак ордена имеет вид косого креста голубого цвета с изображением фигуры распятого Святого Андрея, первого из последователей учения Христа. Сам крест помещен на изображение герба Российского государства — двуглавого орла под императорской короной с навершием в виде прямого креста. Святой Андрей издавна считался патроном государства, поскольку, по легенде, первым прошел с крестом по землям, на которых позже сложилось Русское государство. Орден Св. апостола Андрея Первозванного стал государственной регалией, одним из символов императорской власти.


01.jpg

РАБОТЫ    МАСТЕРОВ    XX-XXI    ВЕКОВ

01.jpg

Брошь «Роза», Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.


Непревзойденный шедевр «Алмазного фонда». В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.


01 (1).jpg

Брошь-бандо «Цветочная фантазия», Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.


Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.


01 (2).jpg

Колье «Юбилейное», Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.


Колье «Юбилейное» посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.


01 (3).jpg

Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)


В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.


02.jpg

«Пластрон», Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.


Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.


02 (1).jpg

Диадема «Русская красавица», Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.


Прообразом диадемы «Русская красавица» явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.


03.jpg

Диадема «Русское поле», Москва, 1980
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты.


Диадема «Русское поле» — одно из лучших произведений «Алмазного фонда». Выполнена по мотивам рисунков XIX в. Золотые колосья ржи, платиновые коробочки льна, усыпанные мельчайшими бриллиантами и закрепленные подвижно, тянутся к солнцу. «Солнце» — крупный, золотистый бриллиант массой 35,52 кар.


03 (1).jpg

Гарнитур «Весна», Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.


Обращением к русским национальным традициям является колье «Весна». Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.


Москва, Кремль — «Алмазный фонд» — бесценное сокровище России

виртуальный тур.jpg

Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России

Источник: lovers-of-art.livejournal.com


Categories: Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.