Цитата сообщения Майя_Пешкова Зимний дворец -шедевр русского барокко.Часть 1.Архитектура

 

Зимний дворец картинки

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38)

Зимний дворец— бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Зимний дворец картинки

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., — яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.


Зимний дворец картинки

Зимний дворец картинки

Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга

.

Зимний дворец картинки

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.


Зимний дворец картинки

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме

Зимний дворец картинки

Первый дворец — Свадебные палаты

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.


Зимний дворец картинки

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Зимний дворец картинки

Третий дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.


Зимний дворец картинки

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен[

Зимний дворец картинкиЗимний дворец картинки

Анна и Антон -Ульрих

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. 

Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 год


Зимний дворец картинки

Пятый зимний дворец
С 1754 по 1762 год идёт строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Зимний дворец картинки

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна


Зимний дворец картинки

В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

Зимний дворец картинки

1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

Зимний дворец картинки

В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года


Зимний дворец картинки

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал).

Зимний дворец картинки

В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

Зимний дворец картинки


В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке).

Зимний дворец картинки

В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».

Зимний дворец картинки

Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.


Зимний дворец картинки

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

Зимний дворец картинки


В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

Зимний дворец картинки

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Исторические события

7 апреля (по другой версии — 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца, на следующий день в него въехал императорский двор.

Зимний дворец картинки

К. Ж. Верне. Пожар в Зимнем дворце

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.

Зимний дворец картинки

Женский ударный батальон на защите Зимнего Дворца от большевицкого мятежа.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

Зимний дворец картинки

9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов. В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

Зимний дворец картинки

Зимний дворец картинки

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы..Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

Зимний дворец картинки

1915

Зимний дворец картинки

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

Зимний дворец картинки

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — защитники дворца почти не оказали сопротивления.

Зимний дворец картинки

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания.[7] В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

Зимний дворец картинки

Зимний дворец картинки

Рабочие Кировского завода и молодые моряки на мосту. Защитники Ленинграда в дни блокады. Блокада Ленинграда Россия , Ленинградская область
22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

Зимний дворец картинки

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.[9]

Архитектура

Зимний дворец картинки

Зимний дворец картинки

Фасад, обращённый к Неве
Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Зимний дворец картинки

Часовой механизм башенных часов Зимнего

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Зимний дворец картинки

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев.

С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

Конструктивные особенности

Зимний дворец картинки

Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы, сохранившиеся ещё со времён Растрелли.

Зимний дворец картинки

Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева (потолки утепляли войлоком и парусиной, стропила смолили). Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженером М. Е. Кларком разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки».

Зимний дворец картинки

Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительствеВ 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем.

Зимний дворец картинки

При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали.

Зимний дворец картинки

В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Нечистоты аккумулировались в построенном ещё Растрелли коллекторе, отводящим нечистоты в Неву. После реконструкции набережной этот коллектор был заделан и Зимний дворец какое-то время «ходил под себя». В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Зимний дворец картинки

 

Стропила над Большим Тронным залом.

Зимний дворец картинки

Скрепа, несущая карниз

Зимний дворец картинки

Двутавровая эллиптическая балка

Зимний дворец картинки

Гончарные горшки в сводах дворца

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму.Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.
Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

Зимний дворец картинки

Расчистка исторической окраски

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора.

Зимний дворец картинки

Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли

Зимний дворец картинки

Зимний дворец.Окраска рубежа XVIII — XIX вв.

В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля. В 2011 году при реставрации Эрмитажного гаража для окраски его

Зимний дворец картинки

Зимний дворец.Окраска первой четверти XX в.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет.

Зимний дворец картинки

Зимний дворец.Окраска 1880-х — 1890-х гг.

В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

Зимний дворец картинки

Зимний дворец.Окраска настоящее время

С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской.
С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

Зимний дворец картинки

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Зимний дворец картинки

Зимой

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Продолжение следует

Источник: www.liveinternet.ru

Немного об истории создания

Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.

В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.

старое фото Зимний дворец
Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье. Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I.
старое фото Зимний дворец

Расположение дворца

Зимний Дворец Петра I расположен на Дворцовой набережной, недалеко от станций метро Невский проспект, Гостиный двор и Адмиралтейская. Ежегодно экскурсии к этому памятнику архитектуры совершаются множеством туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к зимнему дворцу Петра I не падает, и не только потому, что в восстановленном дворце когда-то жил великий правитель. Эта архитектурная реликвия была практически утеряна, а её обнаружение стало настоящим событием.

Пребывая на территории Зимнего Дворца Петра I, туристам стоит обязательно увидеть экспозицию, работающую в восстановленных помещениях архитектурного памятника. Она работает постоянно с момента открытия, произошедшего в 1992 году. Посетить экспозицию можно в любой день, кроме понедельника. Среди всех восстановленных интерьеров Зимнего дворца путешественникам обязательно стоит посмотреть на такие экспозиции:

м

Царская столовая

Царская столовая. В её интерьере основными декоративными элементами являются картины, написанные голландскими художниками XVII века. Украшает зал столовой и фламандская шпалера, хрустальный кубок с затейливой гравировкой работы голландских мастеров. Украшением служит и небольшое ведёрко-холодильник, в котором помещена бутылка вина, найденная при раскопках центральной части царского дворца. На стене между окнами посетители могут увидеть часы, изготовленные английскими мастерами, с маленьким портретом царя Петра I

Кабинет

Кабинет. Интерьер этой комнаты украшен несколькими живописными полотнами: «Портрет Петра I» работы Питера ван дер Верфа и «Вид Нового моста в Париже» работы Моммерса. На одной из стен кабинета развешена карта Балтийского моря. Интересным объектом в реставрированном кабинете царя является конторка, которая также была восстановлена на территории Англии по чертежам самого Петра I. На конторке расположены песочница, подзорная труба, механические часы, чернильница, и янтарная шкатулка, подаренная царю Петру I Фридрихом Вильгельмом I, королём Пруссии. Как именно это на самом деле смотрите на фото и видео ниже.

Парадный двор

Парадный двор. В данной экспозиции посетители смогут увидеть садовую коляску, в которой ездил Пётр I, а также царские карнавальные сани. Интересно, что представленная садовая коляска принадлежит к одному из редчайших образцов экипажа для прогулок XVIII века.

Токарня Петра

Токарня Петра I. Главной достопримечательностью данной экспозиции является токарно-копировальный станок.

Восковая скульптура Петра I

Восковая скульптура Петра I. Уникальная экспозиция, располагаемая в помещении дворцовой караульни, которое сохранилось к моменту раскопок. Эта комната находится прямо под погребальной салой, где происходило отпевание умершего царя Петра Великого. Восковая персона царя была создана в 1725 году, скульптором Растрелли, по слепкам, снятым им с лица, ступней и кистей рук Петра I сразу после его кончины.

Посетителям зимнего Дворца Петра I будет интересно посмотреть и на другие помещения и экспонаты, располагаемые внутри восстановленного архитектурного сооружения. Здесь и Малые палатки, и скульптура собаки Петра I, и окошко в Токарную комнату.

Видео

В этом видео вы увидите Зимний дворец Петра I, с его многочисленными залами и комнатами. А так же музейные экспонаты, находящиеся во дворце. Но получить полное ощущение, что вы побывали в древней России времен Петра и после, создается, только после посещения Зимнего дворца. После просмотра статьи, не забудьте оставить свой комментарий в отзывах, или подпишитесь на наш канал, и получай самые свежие статьи.

Источник: russiakrasava.ru

Содержание:

  • 1. Иорданская лестница. Отличительная черта: парадная лестница №1 в России
  • 2. Петровский (Малый тронный) зал. Отличительная черта: зал посвящен памяти Петра I
  • 3. Павильонный зал с часами “Павлин”. Отличительная черта: часы “Павлин” и Фонтан слез
  • 4. Лоджии Рафаэля. Отличительная черта: повтор фресок Рафаэля Ватикана
  • 5. Георгиевский зал. Отличительная черта: главный трон Зимнего дворца расположен здесь
  • 6. Военная галерея 1812 года. Отличительная черта: сооружена в честь победы России над наполеоновской Францией
  • 7. Гербовый зал. Отличительная черта: золотые колонны зала
  • 8. Александровский зал. Отличительная черта: интерьер с изящной белой лепниной
  • 9. Зал Большой чаши. Отличительная черта: огромная чаша, созданная в Алтайском крае
  • 10. Будуар. Отличительная черта: нарядная отделка интерьера в бордовом цвете

Источник: wanderings.online

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет. 

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото. 

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно. 

Краткая история Зимнего дворца

XVIII-XIX века

Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна. 

Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.

Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село. 

XX век 

После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж. 

В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым —  есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным. 

На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца

Иорданская лестница

Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же. 

Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото. 

Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств. 

Петровский зал

Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.

Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов. 

Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами. 

Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны. 

Лоджии Рафаэля

О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом  альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан. 

Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту. 

Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров! 

Военная галерея 1812 года

За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года. 

Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком. 

Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал. 

Малахитовая гостиная

Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы,  использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень. 

Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова». 

Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи. 

Источник: blog.ostrovok.ru


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.