Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.

Вавилон картинки
Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv

В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зикурат Э-темен-анки ("Вавилонская башня") и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел ло нас если не в оригинале, то в виде достаточно к нему близком.

Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Вавилон картинки

История данного экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.

Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914
Вавилон картинки

Вот как пишет о Кольдевее К.Керам: "Он был необычным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии — и необычным ученым. Любовь к археологии, к науке, которая выглядит в публикациях специалистов весьма скучной, не мешала ему наблюдать людей, изучать страну, все видеть, все подмечать, на все реагировать, не могла она в нем заглушить и бьющего через край юмора." Мне кажется, эта характеристика хорошо дополняет приведенный выше фотопортрет ученого.

Поиски остатков города — дело жизни археолога, предмет его страстной веры в правильность догадок и расчетов, интуиции.


и этом раскопки — это очень дорогостоящее мероприятие, часто производимое в труднодоступных местах и на территориях не всегда дружественных государств. В конце XIX века Месопотамия находилась в составе Османской империи. Турок мало заботили чуждые им памятники культуры, они разрешал и раскопки, и вывоз экспонатов, но только если им за это платили. Поэтому организация экспедиций требовала многочисленных переговоров и "продвижений" на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, и в этом Кольдевей неизменно преуспевал.

Он начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от Ботта и Лэйярда, Кольдевей представлял себе историю города, развалины которого были скрыты под землей, и поэтому проводил раскопки достаточно целенаправленно. Вскоре он обнаружил колоссальную стену (часть Дороги процессий), вдоль которой в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.

На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года
Вавилон картинки

На небольшом участке длиной в восемь метров, была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: "Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!".

На месте раскопок можно было понять только общие планы стен и башен, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали, сортировали, упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.


Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Вавилон картинки

На снимке ясно видны кусочки вавилонских кирпичей, пригнанные друг к другу во время реконструкции. А целые кирпичи без рисунка — это уже современные вставки, их можно отличить от оригинальных и по более ясному цвету.

Воссоздание передней половины ворот Иштар и двух фрагментов дороги процессий велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.

Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин
Вавилон картинки

Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.

Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин
Вавилон картинки

Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.

Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).


Вавилон картинки

Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: "Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Мардук был главным богом и покровителем Вавилона, именно ему были посвящены храмы, стоявшие у подножья и на вершине «Вавилонской башни». Священным животным и символом Мардука являлся сирруш — дракон, который имел голову змеи с раздвоенным языком на тонкой изогнутой шее, чешуйчатое тело, львиные передние и орлиные задние ноги и хвост с ядовитым жалом скорпиона.

Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Вавилон картинки

Также почитали в Вавилоне и Адада — бога бури, грома и ветра, воплощение созидательных и разрушительных сил природы. Его священным животным был бык (на фото выше).  Бык традиционно, как и у многих древних народов, олицетворял плодородие и силу, имел охранительное значение, у вавилонян он также символизировал ярость и неукротимость.


Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков), Венеру (у римлян).

Иштар-"Венера", IV в.до н.э. Лувр, Париж
Вавилон картинки

В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: "Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги."

"Королева ночи" (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.
Вавилон картинки
Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night


Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Вавилон картинки

Реконструкция входа в тронный зал дворца
Вавилон картинки

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.

0:25-0:35 — Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 — Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 — "Висячие сады Семирамиды"
Вавилон картинки


Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.

1:50-2:05 — "Вавилонская башня"
Вавилон картинки
Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом". Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.

2:13-2:35 — Панорама города из святилища Мардука

Вавилон картинки
Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались.
этому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю…

Источник: foto-history.livejournal.com

вавилонВавилоняне были жителями очень могущественного государства, которое существовало за 2 тысячи лет до нашей эры. Оно находилось в Азии, расположившись между реками Тигр и Евфрат, столицей его был Вавилон ( от слов Баб — Илу — ворота Бога). Это название говорило об особом покровительстве богов.

И действительно, вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, а его правители, храмы и жрецы получали богатую дань от соседних царей. В Вавилоне времен Навуходоносора, период правления которого приходится с 605 по 526 годы до нашей эры, храмы занимали большие площади, чем жилища людей. В храмах хранили оружие, товары купцы купцов, а также  урожай. Жрецы вели учет запасов, земельных наделов и числа рабов.

 


вавилон

 

Город окружали широкие стены  высотой около 15 метров. Они были столь массивными и широкими, что по ним одновременно могли проехать две повозки или боевые колесницы. Внутренняя стена была вдвое выше, но не столь широкой — на ней могли разминуться только два всадника.

 

вавилон

 

Крепостные башни находились друг от друга ровно на расстоянии полета стрелы. Башен было много, и по своему внешнему виду они напоминали частокол, однообразный и страшный. За стенами города люди жили в относительной безопасности, и поэтому создали свой собственный мир.

 

вавилон

 

Вавилонские ворота.

Четверо ворот были устроены в той стене, что отделяла мир природы от мира человека. Они посвящались различным божества древних вавилонян. Настоящим чудом архитектуры были главные ворота города. Они были великолепно украшены разноцветными изразцами и посвящены богине Иштар.  Этот великолепный памятник искусства так и назывался — ворота Иштар.

 

вавилон

 

Ворота Иштар были облицованы глазурованным цветным кирпичом. На синем фоне рядами располагались желтые и красноватые фигуры: символы силы, верности и изображение фантастических существ. От ворот главных ворот начиналась дорога процессий, замощенная плитами из красного и белого камня. привезенного из завоеванных стран.

 

вавилон

 

В Вавилоне не было ни строительного камня, ни древесины, поэтому все постройки возводились из кирпича, обожженного или высушенного на солнце. Подобный вид строительного материала не боялся влаги и был мало чувствителен к атмосферным осадкам.

 

вавилон

 

Царский дворец в Вавилоне.

Платформа для дворца походила на искусственный прямоугольный утес, на котором царь был вознесен над всем Вавилоном. Центром дворца был обширный зал, облицованный бирюзовыми изразцами.

Стены были расчерчены на квадраты орнаментальными полосами. В них помещалось по четыре дерева со стволами из золотистых изразцов и кронами из плитки голубого цвета. Ниже мозаики проходила панель с символами царской власти — золотыми львами. Эти львы были изображены так, как будто они двигались вокруг зала навстречу движению Солнца.

Дворец Навуходоносора был украшен коврами и тканями, изображениями ящеров из бронзы. Тронный зал сообщался с главным дворцом. Выходом из дворца в Висячие сады служил мраморный портал, возле которого дежурили лучники.

Стены портала были украшены изображением каменных быков с орлиными крыльями и человеческими лицами. Голова была изображением царя, но не портретным.

 

вавилон

 

Сады Семирамиды.

Особенно же вавилоняне гордились садами, разбитыми на высоких террасах, которые орошались искусной системой каналов. Они назывались висячими садами Семирамиды. В одном месте с наружной стены Вавилона на внутреннюю семью ступенями поднимались террасы, густо усаженные деревьями.

 

вавилон

 

Современные ученые много раз пытались сделать реконструкцию истинного облика Висячих садов Семирамиды, и каждый раз у них получались совершенно новые варианты. Известно, что эти прекрасные сады в древности являлись одним из семи Чудес Света. Их красотой восхищались все очевидцы этого поистине чудесного зрелища.

 

вавилон

 

 

вавилон

 

 

вавилон

 

Висячие сады существовали еще во времена недолгого римского господства над Двуречьем при императоре Траяне ( первая половина II века до нашей эры). Но постепенно с течением времени это море растительности стало пустыней. Наводнения разрушили дворец и сады Семирамиды.

 

вавилон

 

Зиккурат.

Дорога процессий вела к семиярусной башне, которая называлась » Дом основания неба и земли». Никаких внутренних помещений в колоссальном сооружении не было, а семь облицованных кирпичом ярусов, подобно ступеням, были заполнены утрамбованной глиной. Это был не храм, в самая большая искусственная гора Вавилона, которая символизировала силу и могущество города.

 

вавилон

 

Величественный храм в виде ступенчатой башни, который назывался Этеменанки. Казалось, что его высокая башня — зиккурат — бросает вызов самому небу. Зиккурат был построен в Вавилоне в столь давние времена, поэтому даже историкам трудно назвать точную дату первоначальной постройки сооружения.

 

вавилонское искусство

 

Известно только, что башня Этеменанки уже существовала во времена правления Хаммурали, период которого припадает на 1792 — 1750 годы до нашей эры. Впоследствии гигантская башня несколько раз разрушалась и вновь отстраивалась.

 

вавилон

 

Самая последняя и крупная работа по восстановлению башни Этеменанки производилась в период Нововавилонского царства. Эта реконструкция зиккурата была проведена архитектором Арадаххешу в VII веке до нашей эры. Высота сооружения достигала более 90 метров. На вершине семиярусной ступенчатой башни располагался храм. К сожалению, до наших дней зиккурат не сохранился. Известно лишь место в черте города, где он был расположен.

 

вавилон

 

вавилонВ храме у подножия башни Этеменанки стоял идол Мардука — Ящера, фигура которого была из чистого золота. С высоты зиккурата горизонт казался кругом, земля — диском. а небо — куполом.

Семь ярусов, семь ступеней символизируют семь богов и семь планет, движение которых по небосводу управляет радостями и несчастьями людей. Каждая ступень символизирует определенный день недели и имеет собственную окраску. Верхняя ступень была окрашена в золотой цвет. Святилище Ящера было декорировано голубыми изразцами.

 

вавилон

 

Религиозные верования в Древнем Вавилоне.

вавилонВавилоняне считали себя способными соперничать с природой. Через подражание природе они утверждались в сознании своей коллективной силы, как человеческий род.

Культ богов в Вавилоне был связан с почитанием Солнца, Луны, Венеры, Марса, Юпитера, потому что земледелие напрямую зависело от смены времен года и счета дней.

Развитие науки и ремесел.

В Вавилоне развивалось множество ремесел: дубление кожи, изготовление мыла и многие другие. Здесь работали кузнецы, выдувалось прекрасные изделия из стекла. Широкой известностью пользовались врачи, они весьма успешно лечили больных и даже проводили операции.

Вавилоняне владели вековыми навыками ваяния, нанесения рельефного изображения и доказали это в процессе украшения ворот Иштар, но религиозные запреты свели к минимуму количество изображений в царском дворце.

Астрономы придумали календарь. Некоторые учение того времени даже вывели траекторию звезд. Конечно, вся научная и исследовательская деятельность носила ритуальный характер. Но при этом у вавилонян было прекрасно развито чувство красоты.

Падение Вавилона.

Времена менялись: бунтовали рабы, падали доходы купцов. В 539 году Вавилон пал. Таким образом,  Вавилонское государство просуществовало 88 лет, а затем стало частью Персидского государства. Разрушенный войной Вавилон остался в истории символом мастерства человека.

В дальнейшем из вавилонского кирпича в течение еще тысячи лет сооружались, разрушались и заново перестраивались поселки. Жители многократно использовали этот чрезвычайно крепкий вид строительного материала.

 

вавилон

 

Источник: design-fly.ru

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!

Джамджуда, Каср, Бабил, Амран иби Али… Что это?

Это четыре холма из глины и щебня — все, что осталось нам в наследие от некогда великого и прекрасного города-царства, имя которому Вавилон. Развалины Вавилона находятся на левом берегу Евфрата, за сотни километров южнее от г.Багдада.

Р.Кольдевей является человеком, раскопавшим Вавилон. Известна его шутка, в которой он говорил, что развалины ему намного дороже, чем самое цветущее на земле дерево. Что ж, в данной шутке есть доля истины. Например, за этой шуткой скрывается одно из правил археологии, для которой имеют значение не события, происходящие сегодня, но обломки, остатки, призрачный блеск жизни прошлого.

Тем не менее, стоит сказать, что Р.Кольдевей не является первооткрывателем Вавилонских развалин. Многие исследователи и археологи до него бывали на этих холмах и проводили свои разведки. Они не сомневались, что древний Вавилон должен был находиться именно здесь, именно на этих четырех холмах. Однако огромный багаж работы, к которому следовало приступить, весьма пугал. Кольдевей же считал заветной мечтой раскопки этих холмов. В 1898 г. Берлинский музей позволил Кольдевею осуществить свою мечту, поручив ему раскопки Вавилона.

"Отец истории" Геродот тщательным образом собирал все сведения, которые имелись, относительно древнейших цивилизаций.Если верить его сообщениям, то внешний облик Вавилона представлял собой большой квадрат, стороны которого составляют 22 километра. Вавилон должен был находиться на обоих берега Евфрата.

Вавилон в древности не имел себе равных. Клинописные тексты красочно обозначают его как "Bab-ily", что переводится как "Врата бога".

В марте 1899 г. экспедиция оказалась на месте, расположившись в деревне Квейреш, находящейся у подножья одного из холмов. Кольдевей считал, что именно здесь, под холмом Каср, следует искать ту самую крепость Навуходоносора.

Стоит сказать, что предположение Кольдевея являлось достаточно спорным. Вавилон был построен из обожженного кирпича, который, в стране, испытывающей нужду в камне, являлся очень ценным. Традиционным занятием на территориях Месопотамии в течение многих тысячелетий являлось расхищение кирпичей. Как и близлежащие селения, так и многие дома далекого Багдада возводились из древних кирпичей Вавилона. Кольдевей мог рассчитывать только на то, что в холмах могло что-то остаться. Тем не менее, следовало предполагать, что строители последующих поколений могли разнести древние строения вплоть до основания.

Кольдевею везло. Практически сразу им была обнаружена древняя улица, вымощенная плитами. На некоторых плитах были обнаружены надписи, после дешифровки которых становилось ясным, что найденная улица являлась большой священной дорогой для праздничных шествий, ведущей к храму главного бога Вавилона — бога Мардука.

Под завалами Касра были обнаружены и остатки священных ворот богини Иштар — "матери всех людей". Ворота были из синего глазурированного кирпича. Украшением же ворот являлись фигурки носорогов и фантастического зверя Сирруш, который походил одновременно и на орла, и на змею, и на льва, и на скорпиона.

Когда из под щебня стали появляться вавилонские стены, то они потрясли археологов своей внушительностью и масштабностью. Толщина стен Вавилона доходила до 17 метров!

Под холмом Амран ибн Али был раскопан храм "бога богов" Мардука. храм представлял собой огромный четырехугольник, размеры которого были 450 на 550 метров. Из тех клинописных текстов царя Навуходоносора, которые остались нам в наследие, известно, что внутри обнаруженного святилища располагалось священно помещение Э-Куа, которое представляло собой камеру с мраморными стенами, украшением которых являлось золото и лазурь. Особой же драгоценностью должно было являться драгоценное изображение бога Мардука. Геродот сообщал нам о том, что Мардук в данном храме являлся огромной шестиметровой статуей.

Стоит сказать, что храм неоднократно становился объектом интереса грабителей. Например, известно, что в первой половине II тыс. до н.э. статуя Мардука была похищена хеттами, однако через некоторое время царь Агумкакрим возвратил её на место.

Исторической реальностью оказался не только Вавилон, но и знаменитейшая Вавилонская башня. Согласно Геродоту, башня представляла собой весьма последовательно поставленных одна на другую башен. Лестницы располагались на наружных стенах. В самой верхней башне находился храм. Клинописные тексты уточняют, что башня-зиккурат состояла из семи усеченных пирамид, где самая нижняя представляла собой квадрат, длина стороны которого равнялась 90 метрам. Раскопки подтвердили данные сведения, поскольку кирпичный фундамент сохранился весьма хорошо.

Библия говорит о том, что Бог, прогневавшись на людское племя за их гордыню, смешал их языки. Вавилоняне же после кары Божеской оказались рассеянными по всему свету. Несмотря на то, что в библии ни словом не обмолвлено о том, что башня оказалась разрушенной, археологи, проводившие на её месте раскопки, обнаружили груду кирпичей, которые были расколоты и разбиты на тысячные кусочки. Данные обломки свидетельствуют о весьма несчастной и незавидной истории Вавилона, который на протяжении веков неоднократным образом опустошался, разорялся и сжигался нашествиями тех или иных врагов.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.