По значимым объектам Кремля осталось совсем немного. И сегодня мы поговорим о царь-пушке и царь-колоколе! Москва. Царь пушка и Царь колоколЦарь-пушкаЦарь-пушка, фотоЦарь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела.

Из истории Царь-пушки в Москве

Царь-пушка в Москве была отлита на Пушечном дворе в 1586 году во время правления царя Федора Ивановича русским мастером Андреем Чоховым. Создавалось орудие для обороны Кремля и поэтому было установлено на бревенчатом настиле (раскате) на Красной площади около Лобного места. Доставили ее сюда на 200 лошадях, тащивших орудие по бревнам. Для ее перемещения на стволе с каждой стороны устроены четыре скобы для крепления канатов.


зже деревянные раскаты, на которых стояло орудие, заменили каменными. Как писал поляк Самуил Мацкевич «В русской столице лежит огромное орудие. Такое большое, что польские солдаты прячутся внутри его от дождя…» Позже орудие находилось в разных местах Кремля. А когда был построен Кремлевский дворец съездов, ее перенесли на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов. Хотя считается, что это грозное орудие предназначалось для обороны Кремля, многие исследователи считают, что оно вряд ли с этим справилось бы. Такие орудия применяют лишь для разрушения стен.

Описание Царь-пушки в Москве

Сейчас мощное орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат полые декоративные чугунные ядра весом 1,97 тонн, отлитые в 1835 году (стрелять такими ядрами орудие не может). Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный. У жерла с правой стороны изображен верхом на коне Фёдор Иванович в короне и со скипетром в руке. Над изображением надпись: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Фёдора Ивановича государя самодержца всея великия России при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине».Москва. Царь пушка и Царь колоколМосква. Царь пушка и Царь колоколПо одной из версий благодаря изображению Фёдора Ивановича, Царь-пушка и получила свое имя. По другой версии, так ее называют из-за больших размеров. Также орудие называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу «дробом» (картечью).


Москва. Царь пушка и Царь колоколДлина орудия — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см. Калибр — 890 мм. Масса — 39,31 тонны. Надпись на противоположной стороне ствола, обращённой в сторону Царь-колокола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.» Некоторые специалисты считают, что великое орудие никогда не стреляло, а изготовлено оно было для того, чтобы пугать иностранцев, в том числе послов крымских татар. Обследование орудия в 1980 году в Артиллерийской академии им. Дзержинского показало, что царь-пушка – это бомбарда и предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра составлял около 819 кг, а чугунное ядро такого калибра весит 1970 кг. Исследование канала орудия показало наличие частиц пороха. Это означает, что знаменитое орудие хотя бы один раз стреляло.Москва. Царь пушка и Царь колокол

Копии Царь-пушки

Весной 2001 года по заказу Московского правительства в Удмуртии была изготовлена копия знаменитого орудия из чугуна. Вес ее составил 42 т, вес ядра — 1,2 т. Диаметр ствола — 890 мм. Эта копия была подарена украинскому городу Донецку.


Москва. Царь пушка и Царь колоколВообще-то ижевцы отлили 2 копиицарь-пушки. Одна осталась в городе, другую подарили Донецку. И только 9 мая 2014 года ее поставили около проходной завода «Ижсталь»Москва. Царь пушка и Царь колоколВ 2007 году на Бутяковском судостроительном заводе была отлита копия орудия для Йошкар-Олы. Оно установлено рядом с Художественной галереей.Москва. Царь пушка и Царь колоколВ музее боевой техники под открытым небом ОАО «Мотовилихинские заводы» представлена Пермская царь-пушка. Это самая большая в мире литая чугунная пушка. Орудие изготовлено в 1868 г. по заказу Морского министерства и является боевым. Москва. Царь пушка и Царь колоколПри ее испытаниях было сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами дальностью до 1,2 км. Орудие было предназначено для Кронштадта, чтобы защищать Петербург с моря.

Многие еще в детстве слышали о знаменитом орудии-великане в Московском Кремле, но величие его при рассмотрении «в жизни» впечатляет. И хотя самой большой по габаритам и весу является немецкая гаубица «Дора» калибром 800 мм и весом 1350 тонн, Царь-пушка в Москве занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое крупнокалиберное орудие.


Москва. Царь пушка и Царь колоколЦарь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку.

Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.

История царь-пушки

В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.Царь-пушка в Московском КремлеОднако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота. В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.П.


Москва. Царь пушка и Царь колоколОткрытка Кремль. Царь-пушка. Издательство Гранберг

Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу.Царь-пушка в Московском КремлеБлиже к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.

Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.

Гордость артиллерийской коллекции

Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России.


Царь-пушка в Московском КремлеНа левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.

Пушка поражает своими размерами:

  • Длина – 500 см;
  • Диаметр ствола – 120см;
  • Калибр – 890 мм;
  • Масса – почти 40 т.

Царь-пушка в Московском Кремле

Тайна царь-пушки

Это достаточно сильное артиллерийское орудие средних веков. Однако, взглянув на него и на расположенные рядом ядра, становится ясно, что стрелять из такого оружия просто невозможно. Так что же это за орудие, выставленное на обозрение: бутафория или нет? Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые, вес одного такого ядра – 1970 кг, а вес каменного – 0,819 т. Стрелять с такого лафета и использовать чугунные ядра невозможно физически, так как пушку, скорее всего, разорвало бы. Кроме того, ни о каких испытаниях царь-пушки и боях с ее участием документов не сохранилось. Поэтому сегодня вокруг назначения орудия возникает много противоречий.


Много военных и историков считали до ХХ века, что это дробовик, то есть орудие для картечи, состоявшей в тот период из мелких камней. В 1930 г. большевики приняли решение величать дробовик пушкой. Сделали они это для повышения «звания» пушки, с целью пропаганды.

Тайну этого экспоната раскрыли лишь в 1980 году, когда его нужно было реставрировать.Царь-пушка в Московском КремлеПушка была снята с лафета и помещена на большой трейлер при помощи большого автокрана. Затем оружие отвезли в Серпухов, где и произвели его реставрацию. Одновременно с ремонтными работами специалисты из Артиллерийской академии осмотрели экспонат, сделали соответствующие замеры но отчет так никто и не увидел. Однако сохранившиеся черновики позволяют сделать вывод, что царь-пушка совсем и не пушка.

Секрет орудия кроется в его устройстве. В самом начале диаметр канала, в который помещается метательный снаряд, составляет 90 см, а в конце – 82 см. На расстоянии 31,9 см канал конусообразный. Далее — зарядная камора. Диаметр в начале – 44,7 см и в конце 46,7 см. Длина такой каморы составляет 173 см. Характерным является плоское дно. В связи с этим было заявлено, что царь-пушка – обыкновенная бомбарда, предполагающая стрельбу каменными ядрами. Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Как дробовик такое орудие крайне неэффективно.


Царь-пушка в Московском КремлеБомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Скорострельность такого оружия до 6 выстрелов в день.

При исследовании канала орудия были найдены частички пороха. Это говорит о том, что пушка хоть один раз, но стреляла. Конечно, это мог быть пробный, так сказать испытательный выстрел, так как пушка не покидала пределы Москвы. И в кого в черте города из нее могли бы стрелять? Еще одним опровержением использования орудия является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.


Царь-пушка в Московском КремлеЛюди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.Москва. Царь пушка и Царь колокол

Москва. Царь пушка и Царь колоколМосква. Царь пушка и Царь колокол
Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.


Москва. Царь пушка и Царь колокол
Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.
Москва. Царь пушка и Царь колокол
Москва. Царь пушка и Царь колокол
Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну.
Москва. Царь пушка и Царь колокол
Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется.
Москва. Царь пушка и Царь колокол
Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см.
Москва. Царь пушка и Царь колокол
Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии.
Москва. Царь пушка и Царь колокол
С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е. средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью.Москва. Царь пушка и Царь колокол

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей — Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Москва. Царь пушка и Царь колоколБезусловно, Царь-колокол — лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы — колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения — это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше — весом уже 160 тонн.Москва. Царь пушка и Царь колоколОднако и ему не суждено было долго звонить — григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.Москва. Царь пушка и Царь колоколИ вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…Москва. Царь пушка и Царь колоколНачатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут — это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания — 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Москва. Царь пушка и Царь колоколИз-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин. Вес же отколовшегося куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало — почти 100 лет.Москва. Царь пушка и Царь колоколИ только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.Москва. Царь пушка и Царь колоколС историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек — Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.Москва. Царь пушка и Царь колоколПо чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной — колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты. По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На постаменте укреплена памятная доска со следующим текстом: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».Москва. Царь пушка и Царь колоколВсё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра. Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола — отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых — на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя — Фёдор Медведев.Москва. Царь пушка и Царь колоколЛегенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил. В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.Москва. Царь пушка и Царь колокол

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru

AI+Gr.jpg

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

AM+Gr.jpg

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не
испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен
колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это
дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой
фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник
преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной
картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард
Кларка 1811 года издания и датирована 1809г.[2] Помимо целых фигур,
видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки
колокола при Анне Иоановне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда
это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях
оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о
колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь
изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти
под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и
в ней Рис.4.

CK6.JPG

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской
фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но
что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и
от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью Рис.5.

AI_Lit.jpg

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века.
Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его
заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г.
Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее
вышел только верх, все остальное — размазня [3]. То есть колокол к
этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике
императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены
на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол
уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии
на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено
было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот
головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при
первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и
стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был
взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет
Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

AI2.jpg

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а
ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с
груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была
крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно
судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал
другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и
барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в
КРУГЛЫХ рамках ( по крайней мере с изображением Христа), а на картинах
они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних.
Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем
святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко
стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА»
последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это
выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые
коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением
российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого
правителя был свой…

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух
надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально
независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из
них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе
Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит
новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла.
Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов,
действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и
при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков
колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих
колоколов выглядят как близнецы братья. Известно что свидетелем отливки
колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих
записках весь процес [4]. Ниже в таблице 1, сопоставлены основные
моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории
Царь-колокола.

Таблица 1.
Колокол АМ 1653-4

Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать
колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо
труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся,
весьма велики и бессчетны.

Колокол АИ 1735

Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы
сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который
по сей части преискуснейшим почитается механиком".

«Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала
думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план,
где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица
отказалась от его планов». [5]

АМ
«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный
собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил
царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно
предположить что человек был стар уже.

АИ
Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

АМ
По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

АИ
Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

АМ
Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

АИ
В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

АМ
Через год отлит удачно новый колокол.

АИ
Через год отлит удачно новый колокол.

АМ
Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще
один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый,
тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

АИ
Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

АМ
Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

АИ
Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных
печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т
металла. т.е. 12500 пудов![6]

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От
первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к
этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при
второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В
остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла,
следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19
фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» [7]. При угаре меди в
1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным
весу ЦК — 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть
случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна
(все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать,
что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то
рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это
впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где
автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то
напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

GR.jpg

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.[8]

В одном из ранних исследований посвященных ЦК [5] автор удивляется
тому, что «… литье сего колокола хотя и не относиться к
глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью…». И далее
сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке
колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года
либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так
трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за
новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение [9], что женская фигура на
гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня,
благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется
мне совсем иначе…

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме
обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800
года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им — то и
огорожена яма с ЦК Рис.8.

ivan vel.jpg

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при
отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной
литографии Рис.9.

1812.gif

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было
падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол
был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после
падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос — кто на самом деле ее взорвал, да и
ее — ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы
говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е.
от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8
на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов
Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание
из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора
Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о
судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

ivanov.gif

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала
Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв
Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов,
Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник
выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой
беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого
события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля,
вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений Рис.11.

Источник: astlena.livejournal.com

Царь-колоколЦарь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота — 6,14 метра. Окружность — 6,6 метра, толщина стен — 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах — изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола — пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы
Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди — более 170 тонн (около 85%), олова — около 26,5 тонны (более 13%), серы — 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) — около 2 тони (1%)

 

  1. Шар с золоченым крестом — держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, — Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики — Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Источник: abm-travel.ru

История Царь-колокола

Во время правления нескольких русских царей создавались колокола, удивляющие своими размерами. Так, при Иване Грозном был отлит колокол, весивший примерно 16 тонн, при Алексее Михайловиче соорудили еще более внушительный экземпляр весом в 130 тонн. Мастером, создавшим этот шедевр, был Александр Григорьев. Звон колокола раздавался вплоть до 1701 года, когда вспыхнувший пожар нанес ему серьезный ущерб. Позднее его детали было решено использовать для отливки нового колокола, который распорядилась изготовить правившая в то время Анна Иоанновна.

По желанию императрицы Царь-колокол должен был весить больше своего предшественника, реализацию проекта хотели поручить французскому мастеру Жермену. Но тот, услышав о поставленной задаче, воспринял все как шутку — ему казалось, что это просто нереально осуществить. Тогда было решено обратиться к отечественным мастерам, за работу согласились взяться Иван Моторин с сыном Михаилом. К слову, к тому времени Иван Федорович уже зарекомендовал себя как мастер своего дела — он занимался изготовлением артиллерийских стволов по распоряжению Петра I, кроме того, он трудился над созданием некоторых колоколов Кремля, среди них, к примеру, Набатный.

Моторины изготовили модель Царь-колокола, предоставили чертежи и смету, после положительного ответа заказчика работы по его изготовлению были начаты. Работники вырыли на Ивановской площади кремля яму, специальным образом укрепленную изнутри, вокруг нее установили плавильные печи. Вполне естественно, что материала от предыдущего колокола не могло хватить на новый, значительно превосходивший его по весу, поэтому были заказаны дополнительные объемы меди и олова. Позднее во время исследований памятника в его составе также были обнаружены золото и серебро.

Подготовительные работы растянулись примерно на два года, непосредственно к изготовлению Царь-колокола приступили в 1734 году. Стоит отметить, в процессе мастеров ждали некоторые неприятности — вначале произошла утечка меди из печей, работы пришлось приостановить, так как возникший пожар разрушил подъемные деревянные конструкции, находящиеся под сооружением. Затем скончался возглавлявший проект Иван Моторин, в силу этого завершением работ занимался его сын.

После отливки колокол еще продолжал находиться в яме, его планировали поднять на поверхность, но этому не суждено было совершиться — в мае 1737 года возник разрушительный пожар. Во время его тушения на раскаленный металл попала вода и вследствие неравномерного охлаждения колокол треснул, позднее от него откололся большой кусок, вес которого составил более 11 тонн. Власти несколько раз предпринимали попытки поднятия колокола, однако все они были тщетны, в итоге Царь-колокол пролежал в яме почти сто лет.

Только во время правления Николая I удалось поднять гигантское сооружение, возглавить работы было доверено известному архитектору Огюсту Монферрану. Однако с первого раза этого сделать не удалось — в ходе проведения работ возникли сложности, и часть канатов не выдержала внезапной нагрузки. После дополнительной подготовки вторая попытка увенчалась успехом. В силу того, что восстановить целостность Царь-колокола не представлялось возможным, было решено использовать его в качестве памятника. Для него был создан постамент, разместившийся рядом с колокольней «Иван Великий».

Описание Царь-Колокола

Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.

Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.

Особенности посещения и стоимость

Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.

Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:

  • полный — 700 руб.
  • льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 350 руб.

За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.

Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.

Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.

Режим работы архитектурного ансамбля:

  • в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
  • в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

Как добраться

Рядом с достопримечательностью находятся станции метро «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая».

Доехать до нее можно и на наземном общественном транспорте, неподалеку есть остановка «Метро Библиотека имени Ленина».

Еще один вариант — поездка на такси, машину можно вызвать, воспользовавшись мобильными приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Максим и другими.

Царь-колокол и другие достопримечательности Кремля, видео:

Источник: www.tourister.ru


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.