Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади — один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.

 

Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения — нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.

 

Автор памятника: скульптор Иван Мартос.

 

• Скульптурная композиция

• Кто такие Минин и Пожарский?

• История памятника

• Интересные факты


 

 

Скульптурная композиция


Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу — это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении.  Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

 

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

 

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники; позади женских фигур — отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой — Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.


 

Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818".

 

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

 

 

Кто такие Минин и Пожарский?


Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский — русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.

 

Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода — важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина — мясника, с 1611 года — нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.


Воззвание к нижегородцам гражданина Минина

"Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году" (1861, художник Михаил Песков)

 

На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.

 

Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.

 

Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

 

 

История памятника



Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.

 

Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.


 

Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз — отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса — архитектор Авраам Мельников.

 

В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.


 

Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его "историческим мусором", а писатель Демьян Бедный в стихотворении "Без пощады" отозвался о бронзовых героях как о "двух казнокрадах". К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

 

20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.

 

 

Интересные факты


• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

 

• В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых — Алексей — сражался в армии Кутузова, а второй — Никита — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.


 

• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

 

• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: "Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского".

 

• Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве — до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

 

• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.


 


 

В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы — на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

 

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

 

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: mosprogulka.ru

Описание памятника

Памятник Минину и Пожарскому выполнен в духе классицизма, который отличают монументальные формы и отсылка к древнегреческим статуям. Отдельного внимания заслуживает постамент с барельефами.

Скульптура

Скульптура изображает Кузьму Минина, который одной рукой призывает подняться на защиту Москвы от захватчиков, а другой передает меч Пожарскому. Сам Пожарский сидит на ложе и принимает меч правой рукой. Левой рукой он опирается на щит, изображающий Спаса Нерукотворного. Меч при этом служит символом единения всего народа в борьбе с польскими интервентами. Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м.


Минина призывает подняться на защиту Москвы

Интересный факт! В первоначальной версии скульптора Пожарский экспрессивно устремлялся вперед, поднимая в руках все тот же щит и держась за меч. Минин же просто стоял, указывая на Москву. В окончательной версии Минин более динамичен.

Постамент

Пьедестал памятника изготовлен из трех кусков красного гранита, которые каменотесу привезли из Финляндии. Высота пьедестала — около 3,7 м, ширина — 2,3 м.

Пьедестал изготовлен из красного гранита

С двух сторон постамент украшают бронзовые барельефы. На фронтальном изображены люди, жертвующие свои богатства на благо Родины. Это и женщины, отдающие украшения, и мужчина, отправляющий сыновей на защиту государства.


Бронзовый барельеф

Барельеф с тыльной стороны постамента изображает победу героев-ополченцев во главе с Пожарским на коне.

Также гранит украшает памятная надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Предыстория проекта

Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности.

В 1804 году Иван Мартос решил пойти чуть дальше идеи и изготовил небольшую модель будущего памятника. Публика высоко оценила старания скульптора-монументалиста, а в 1807 году на основании его модели изготовили гравюру. Но дальше этого дело не пошло, так как довольно остро опять встал финансовый вопрос.

В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов.

Щит, изображающий Спаса Нерукотворного

Победил в нем Иван Мартос, чей проект и утвердили к работе. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.

Интересный факт! Александр I распорядился установить памятник в Нижнем Новгороде. Сам же Мартос настоял, что ему место именно в Москве. В Нижнем Новгороде впоследствии возвели обелиск, увековечивший подвиг ополченцев Минина и Пожарского.

Изготовление и установка скульптуры

Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году.

Сыновья Ивана Мартоса позировали ему во время лепки фигур и к 1815 году большая модель памятника была закончена. С нее сняли форму, которую передали Василию Екимову для отливки. Он стал первым литейщиком в стране, кто отлил такую большую скульптуру целиком, а не частями. Исключение — щит, шлем, меч. Их для памятника изготовили отдельно.

Открытие состоялось в феврале 1818 года

Пьедестал для статуи сделал петербургский каменотес Самсон Суханов, а вот контролировал отделку и делал эскизы Авраам Мельников.

Готовую скульптуру переправляли из Петербурга в Москву по воде. Путь был довольно долгим — по Неве, Онежскому озеру, Шексне, Волге, Оке и Москва-реке. Установка памятника Минину и Пожарскому заняла почти четыре месяца.

В 1931 году памятник перенесли ближе к Покровскому собору

Торжественное открытие состоялось в феврале 1818 года на Красной площади около торговых рядов, которые стояли на месте нынешнего ГУМа. На мероприятии присутствовал даже Александр I с семьей.

Интересный факт! В 1931 году во время реставрации Красной площади и строительства Мавзолея памятник перенесли ближе к Покровскому собору. Там он остался и до настоящего времени.

Реставрации памятника

Памятник Минину и Пожарскому нравился не всем и не всегда. В советские годы неоднократно высказывались идеи о сносе скульптуры. Ее называли даже историческим мусором. Однако он до сих пор остался цел. И не последнюю роль в его сохранении для потомков сыграли реставрации. Их было довольно много.

  1. В 1890-е годы. Были произведены работы на 2 000 рублей — очистка монумента, полировка гранита, натирание бронзовых элементов олифой, ремонт выбоин.
  2. В 1926 году. Отремонтирована чугунная решетка. Отломанные части заменили деревянными элементами.
  3. В 1940 году. Были проведены работы по очистке памятника от окиси и грязи, подсыпан грунт к основанию пьедестала, закреплены швы и трещины, укреплен гранитный бордюр.
  4. В 1980 году. Скульптура была помыта, патинирована и покрыта защитным лаком. Трещины и сколы были зашпаклеваны.
  5. В 1967 году. Памятную надпись на постаменте покрыли сусальным золотом.
  6. В 1980 году. Скульптуру отмыли от грязи, копоти, птичьего помета.
  7. В 2002 году. Отреставрировали тыльный барельеф с пьедестала памятника.
  8. В 2010-2011 годах. Очистка коррозийных участков, заделка трещин и выбоин.

Советские годы

В 2017 году памятник передали в ведение Государственного исторического музея. По оценке экспертов, культурный объект нуждался в капитальной реставрации. Чтобы ее начать, был организован всероссийский сбор средств. Пожертвования делали как обычные граждане, так и различные организации.

В начале 2020 года была утверждена сметная документация на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной Площади. Согласно ей. для выполнения работ потребуется сумма 58 232 070 рублей. Продолжительность реставрации составит примерно 2,5 года. Для ее проведения в смете предусмотрено строительство специальной мастерской, оснащенной всем необходимым оборудованием.

Памятник выстоял во времена СССР

Согласно разработанной и утвержденной документации запланированы следующие работы: расчистка поверхности скульптуры и заделка дефектов — выбоин, трещин, сколов, очистка полостей и удаление металлических элементов каркаса, которые подверглись коррозии.

Отдельный комплекс работ предусмотрен для постамента: дренирование фундамента, его усиление и гидроизоляция, реставрация гранита и бронзовых барельефов, восстановление позолоты на памятной надписи.

В перечень работ включены также монтаж подсветки и озеленение прилегающей территории.

Интересные факты о памятнике

В 2005 году Зураб Церетели закончил работу над копией памятника Минину и Пожарскому, которую установили в Нижнем Новгороде. Уменьшенные копии есть и в Пушкинском доме, Таганрогском художественном музее и даже в детском саду города Ирмино.

Мужчина, который на барельефе отправляет сыновей на службу Отечеству, и есть сам Иван Мартос. Один его сын воевал в 1812 году под руководством Кутузова, а другой погиб от рук наполеоновских солдат во Франции.

За работу над скульптурой Ивана Мартоса сделали действительным статским советником с пенсией в 4 000 рублей. Мастер по литью Василий Екимов получил вознаграждение в 20 000 рублей и орден II степени.

Памятник Минину и Пожарскому на фоне собора

А. С. Пушкин остался недоволен памятной надписью на постаменте. По его мнению, народ должен знать, как полностью зовут Минина и Пожарского — с указанием имени и отчества.

С изображением памятника Минину и Пожарскому в России выпускали почтовые марки, денежные банкноты и монеты. Неоднократно упоминался он и в литературных произведениях, изображался на гравюрах и картинах.

Сегодня эта скульптура все чаще встречается на памятных фотографиях жителей и гостей Москвы, которые приходят на Красную площадь.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

Источник: www.culture.ru

Оглавление

  • Почему они?
  • Почему здесь?
  • Почему так?
  • Смотреть карту

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям — один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы — на Красной площади, перед собором Василия Блаженного. Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

КозьмаПамятник минину и пожарскому картинки Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась — на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается Русско-польская война. Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы — в Нижнем Новгороде — староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, — Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось Памятник минину и пожарскому картинкиценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости. 

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде — ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед здаПамятник минину и пожарскому картинкинием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением — кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на мавзолей Ленина. 

Источник: ru.moscovery.com


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.