Прошлый мой пост об извержении Арарата был проиллюстрирован картиной Айвазовского вовсе не случайно — я ждал, что  кто-либо вспомнит об остатках Ноева ковчега, якобы обнаруженных в окрестностях Арарата.

Ной картинки
И. Айвазовский «Сошествие Ноя с горы Арарат»

Разумеется, так и случилось — френд Ной картинкиwwold посоветовал мне:
Почитайте это про Ковчег: https://www.litmir.me/br/?b=558424&p=56
Да и вся серий "Война миров" у Архивариуса крута.

Так уж получилось, что библейскую историю о Ковчеге в горах Араратских я прочёл еще в детстве, когда жил в окрестностях горы Масис (арм. Մասիս (Масис) — Большой Арарат).
Потому поиски Ноева Ковчега заинтересовали меня еще в те далёкие времена, когда Google только начал свой проект Google Maps, и к этой теме я возвращался время от времени по мере появления новых космических снимков окрестностей Арарата, роста контента в Интернете и совершенствования поисковых систем.


Собственно, доводилось мне в разное время читать и историю поисков ковчега, видеть различные его фотографии, неизменно кочующие по разным сайтам, а также различные статьи, переведенные на русский или англоязычные, касающиеся данной темы.

Начнём с того, что на настоящий момент на самом Арарате и в его окрестностях различными энтузиастами было выявлено несколько структур, принимаемых ими за Ноев Ковчег.

Просто перечислю некоторые из них.
Один из подобных объектов обозначен (скорее всего, ошибочно) как Durupinar Archaeological Site (Noah's Ark) и представляет собой нечто похожее на останки корабля только в определенное время года и под определенным углом зрения:

Ной картинки

На самом деле это просто хорошо прогреваемый солнцем склон горы.
Об этом склоне можно было бы вообще не упоминать — однако именно этот случай отлично показывает, какой эффект даёт удачно выбранный ракурс съёмки ;).
Впрочем, при определённом воображении это место и правда можно принять за лежащий на боку остов корабля — а воображение безусловно необходимо любому искателю древних артефактов ;):


Ной картинки

Следующий Ковчег находится неподалёку от упомянутого нами вчера ущелья Акори — там тоже кто-то нашел нечто, напоминающее Ковчег:

Ной картинки

Правда, и этот ковчег далеко не всегда похож на корабль — но тут уж что поделать:

Ной картинки

Конечно, эти два "Ковчега" — совсем не тот Ковчег, о котором писал Архивариус — но немного терпения.
Просто обратите внимание на форму и характер образования — нам это позднее пригодится:

Ной картинки

Мы, наконец, логически подошли к тому образованию, о котором писал наш визави в "Войне миров" — ковчеге Дурупинара, и фотографии которого украшают любой уважающий себя материал о поисках Ковчега на Арарате:


Ной картинки

Это место сейчас громко именуется предприимчивыми турками "Noah's Ark National Park" (Национальный парк "Ноев Ковчег", как вы можете догадаться), и находится оно возле местечка Üzengili неподалёку от Ирано-Турецкой границы, к юго-востоку от Догубеязита в провинции Агри.

Другое название этого места — Durupınar, или Durupınar site, по фамилии обнаружившего его на аэрофотосъёмке турецкого капитана:

Согласно местным легендам, проливные дожди в сочетании с тремя землетрясениями обнажили этот пласт из окружающей грязи 19 мая 1948 года.
Он был обнаружен курдским пастухом по имени Решит Сарихан.
Впоследствии он был опознан капитаном турецкой армии Ильханом Дурупинаром — в честь которого он был впоследствии назван — на аэрофотоснимке военно-воздушных сил Турции во время миссии по составлению карты для НАТО в октябре 1959 года.

Взглянув на современный спутниковый снимок объекта, обнаруженного Дурупинаром, вы вряд ли решите, что перед вами ковчег.

Но я для вас постарался, и специально отобрал более ранние спутниковые снимки, которые всё-таки показывают нам нечто, отдалённо напоминающее занесённый землёй корабль:


Ной картинки

Еще один ракурс, показывающий размер объекта в футах (о которых пишет Архивариус):

Ной картинки

Стоит только немного поменять условия съёмки — и объект уже читается несколько иначе:

Ной картинки

Согласитесь — объект несколько отличается от той фотографии, которую любят демонстрировать сторонники версии Ковчега, что можно подумать, что это вообще не тот объект.

Но погодите — Google даёт нам возможность увидеть несколько фотографий посетителей этого Нацпарка, найденных по геотегам — и мы сможем увидеть Ковчег с уровня земли.
Вот что делает удачный ракурс и правильно выбранное время съёмки (фотограф Seref Halicioglu):


Ной картинки

Выбираем другое время года и иной ракурс — и результат получается несколько иной (фотограф Debbie Dean Clark):

Ной картинки

Еще несколько фотографий с разных точек и разных авторов — фото Ma G позволяет нам сравнить "борт" ковчега с аналогичным образованием, расположенным немного ближе к фотографу, которое настолько похоже по структуре на "борт", что его обычно стараются убрать из кадра выбором точки съёмки:

Ной картинки

Следующая фотография даёт неплохое представление о "бортах" ковчега, о которых сторонники версии Ковчега пишут следующее:

На правой стороне в районе кормы видны вертикальные выступы, торчащие из глины.
Далее они идут через равные расстояния, они определены в качестве шпангоутов корпуса (см. ниже).
Напротив них (на фото), по левому борту, одно ребро выступило из грунта.
Можно четко видеть его изогнутую форму…


Насколько эти "рёбра",  выглядящие так похоже на шпангоуты на одной из предыдущих фотографий, действительно похожи на шпангоуты, и каково действительное расстояние между ними, вы можете увидеть и сами (фото Nicola e Pina Eastern Turkey 2014) — всего-то изменилось направление освещения и ракурс:

Ной картинки

В общем, при определенной упоротости можно действительно считать это образование Ковчегом — но лично я уверен, что это абсолютно естественное природное образование  (фото Nicola e Pina Eastern Turkey 2014).

Ной картинки

Вот в чем действительно не откажешь сторонникам версии Ноева Ковчега — так это в том, что до Арарата тут рукой подать — до вершины Большого Арарата от этого образования около 30 км  (фото Nicola e Pina Eastern Turkey 2014):


Ной картинки

Впрочем, Арарат прекрасно виден даже из Еревана, до которого около 60 км 😉

Еще одна иллюстрация того факта, что ракурс и удачно выбранное освещение решают всё (фото Seref Halicioglu):

Ной картинки

Довольно серьёзными аргументами в пользу природного происхождения данного объекта является и наличие в окрестностях нескольких подобных образований — примеры вы уже видели выше.

Кроме того, большинство доводов сторонников версии Ковчега были опровергнуты впоследствии, в том числе и одним из изначальных сторонников версии о Ноевом Ковчеге:

Природная горная структура около Догубаязита, Турция, была неверно идентифицирована как Ноев Ковчег. Микроскопические исследования предполагаемой железной скобы показывают, что она получена из выветрившихся вулканических минералов.
Предполагаемые переборки с металлическими связями представляют собой естественные концентрации лимонита и магнетита в круто наклоненных осадочных слоях на концах двукратно уходящей в грунт синклинали.
едполагаемое окаменевшее дерево гофер представляет собой извитый метаморфизованный перидотит.
Ископаемый известняк, интерпретируемый как поперечная синклиналь, противоречит версии Ноева Ковчега, потому что предполагаемые отложения "Потопа" значительно моложе, чем "Ковчег".
Предполагаемые якорные камни из Казани (Arzap) являются разновидностью местного андезита, а вовсе не были привезены из Месопотамии, как это должно было быть с якорями Ковчега.

Источник: honzales.livejournal.com

Ной картинки

Всем известно предание о праведном старике, который полжизни строил своими руками огромное деревянное судно, собрал на него всё биоразнообразие мира и, пережив на борту Всемирный потоп, причалил к показавшейся из вод вершине горы Арарат. У тюрок Агрыдаг, у армян Масис, этот одинокий гигантский вулкан уступает высотой (5165м) Эльбрусу или Эльбурсу, но на 4 километра от основания возвышается среди тоскливых плато Армянского нагорья. Священная вершина Армении, высшая точка Турции, "на глаз" Арарат мог казаться высочайшей горой если не мира, то Ближнего Востока. И вот с поста про доминанту этого красивого и кровавого региона я начну долгий-долгий рассказ о двойном путешествии по Закавказью.


Арарат ассоциируется с Турцией и Арменией, но первый раз, на заглавном кадре, я увидел его из Азербайджана. Точнее — из Нахичевани, отрезанной армянскими фронтами от остальной страны. Отсюда до горы более 110 километров, и Арарат лишь разок показался мне утром, а в основном о торчащей из-за горизонта вершине в Нахичевани и догадаться нельзя. Николай II, по преданию, во время своего вояжа по Закавказью две недели ждал, когда библейский вулкан соизволит показаться из тучи, а в итоге уехал ни с чем. Арарат даже сжалился над людским монархом, но царь лишь возмутился: "Он не захотел открыться мне, а теперь я не хочу его видеть!" и демонстративно не смотрел назад, пока не покинул долину. На самом деле так бывает едва ли не у большинства приехавших в Армению туристов — что в летний зной за речными испарениями, что в зимнюю стужу за дымом буржуек Арарат скрыт чаще, чем виден. В Ереване, специально забронировав квартиру в многоэтажке на Норкском плато, поначалу я увидел лишь прозаичный серый хребет Айкакан-Пар ("Армянская округа").

2.
Ной картинки

Между тем, лучшие виды великой горы открываются именно из Еревана, словно специально построенного амфитеатром, чтобы её созерцать. Большой Арарат (5165м) с его мощью и Малый Арарат (4365м) с его изяществом правильного конуса здесь образуют какое-то "золотое сечение", да и высятся над плоской равниной "в полный рост", не прикрытые собственными подножьями. Из Еревана кажется, что Арарат совсем рядом, но на самом деле до него 65 километров, и примерно на полпути — граница ненавистной армянам Турции:

3.

Ной картинки

Я каждое утро (а лучше всего Арарат виден именно утром и вечером) шарил ультразумом по склонам, пытаясь "поймать" ближайший к горе турецкий город Ыгдыр, но видимо, отсюда он скрыт за какими-то складками местности. По ночам выше по склонам горят какие-то огни — по слухам, американской радиолокационной станции, следящей за вероятными противниками с НАТОвских восточных рубежей на боковой вершине Такельти. Днём же сквозь дымку просматриваются лавовые поля, напоминая о вулканической сущности:

4.
Ной картинки

К северу от горы раскинулась Араратская долина, также разделённая пополам между Турцией и Арменией, но исторически представлявшая собой сердце армянской цивилизации. Здесь находились все исторические столицы, будь то Ереван или Ани, важнейшие святыни и просто самая густонаселённая и урбанизированная часть "страны орущих камней".

5.
Ной картинки

В ближайшей к Арарату точке Армении стоит монастырь Хор-Вирап, в переводе "глубокая темница", и под ним правда есть каменный мешок, в котором 14 лет просидел Григорий Просветитель, прежде чем стать крестителем армян.

6.
Ной картинки

А вот такой вид на Арарат открывается с хребтов к югу от долины, отделяющих от неё следующий регион Вайоц-Дзор. Здесь из силуэта двух вершин пропадает то особое изящество:

7.
Ной картинки

Айкакан-Пар, в Турции известный как Агрыдагский хребет служит ещё и великим водоразделом. В Араратской долине собираются притоки Аракса, текущего в Каспийском море. А вот с юга, целиком в Турции, раскинулась Алашкертская долина в верховьях Евфрата, текущего в Персидский залив:

8.
Ной картинки

Ныне это ил (уезд) Агры, но его исторический центр — Догубаязит, построенный в 1930-х годах у руин знаменитого Баязета. Последний стоял выше по горам, и от него даже кое-что осталось, но как раз оттуда-то Арарата и не видать за более близкими горами. Зато над новым городом в низинке вулкан буквально нависает:

9.
Ной картинки

Ещё более впечатляющие виды открываются с дороги из Баязета в Игдир — здесь Большой Арарат круто обрывается к плоской равнине:

10.
Ной картинки

А когда дорога поднимается на перевал Хараба-Базар (1671м) — гора тонет в своих же подножьях, и кажется, что до вершины рукой подать:

11.
Ной картинки

-А это у вас там что за гора? Арарат что ли? — спросил я таксиста в Нахичевани.
Таксист рассердился:
-Да это его армяне переименовали! Всегда он у нас Агрыдаг был!
На самом деле Арарат — название сугубо европейское, и родилось оно всего-то из ошибки перевода: в оригинале Ковчег причалил к горе Урарту, то есть высшей точке древнего закавказского царства, своеобразной прото-Армении с центром у озера Ван. Армяне называют словом "Айрарат" историческую область Араратской долины, но сама гора у них — Масис: происхождение этого названия толком не известно, но вероятно в основе парфянское слово, означающее Великий. Тюркское Агрыдаг можно перевести как Гора Боли, но скорее всего в основе тут курдское Чия-Агри — Огненная гора. В обиходе, впрочем, курды называют его Араратом — может быть, просто в пику туркам. Персы же и вовсе сложных названий не измышляют и зовут этот вулкан Кухи-Нух, то есть Ноева гора.

12.
Ной картинки

И конечно, не было бы у Арарата такой славы, если бы не библейский сюжет. Надо заметить, легенды о Всемирном потопе не сговариваясь слагали все народы мира, и причина тому проста — потоп этот действительно был. Нас и сейчас пугают таянием льдов Антарктиды, но в конце последнего ледникового периода таяли куда более масштабные ледники. Мировой океан поднялся тогда на 120 метров, затопив самые обжитые, самые богатые плодами и дичью, самые полюбившиеся людям места. Конечно, вода наступала на них годами и десятилетиями, но с каждым поколением людей, загнанных в голодные горы, легенда становилась всё более и более жуткой. Апофеозом её и стал библейский Потоп, ниспосланный Богом на десятое от Адама поколение людей, погрязших в разврате и неравенстве. И хоть были те люди исполинами, жившими по несколько веков, лишь одному из них Господь дал шанс выжить. В иудейского традиции звали его Ноах, что у нас превратилось в Ной, а у мусульман — в Нух, и был он избран как самый праведный из людей. При этом толкователи Библии даже с каким-то смакованием подчёркивают заурядность Ноя — во времена де Авраама он был бы совершенно обычным человеком, но в обозлённом и сладострастном мире накануне Потопа простая честность превратилась в подвиг. Первым делом ангел Разиэль провёл Ною интернет, тогда ещё не засорённый всякой всячиной — по крайней мере именно такие ассоциации у меня вызывает дарованная "Книга Тайн" ("Сефер ха-разим"), содержавшая ответ на любой вопрос. Её Ной использовал как самоучитель по судостроению и биологической систематике, и в итоге, провозившись 120 лет, срубил гигантский "сундук" (что значит слово ковчег) из дерева гофера. Популяцию которого он уничтожил видать под чистую, хотя народ на полном серьёзе выясняет, из ливанского кедра был сделан ковчег, из кипариса, а может и вовсе из дуба? Можно лишь предполагать, как самовлюблённые соседи смотрели на праведного чудака, который вдруг бросив все дела начал ваять гигантскую ладью посреди пустыни да предрекать, что через сотню лет всех смоет. Неладного они не заподозрили, даже когда на борт ладьи вереницей потянулась живность вплоть до невиданных в Иудее орангутангов, муравьедов, утконосов, пингвинов и белых медведей. Ну а затем хлынул дождь, не прекращавшийся 40 дней, и Ковчег целый год носило по волнам сомкнувшегося над сушей океана.

13.
Ной картинки

В постапокалиптическом фильме "Водный мир" герои находят островок, оказывающийся вершиной Эвереста. Но что именно невзрачная издали Джомолунгма является высшей точкой Земли, учёные узнали лишь в конце 19 века. До того высочайшими горами планеты и вовсе считался Памир, да и то лишь потому, что называли его древние "крышей мира". Но это позже еврейские купцы-раданиты будут держать Великий Шёлковый путь, а что знали о Памире 3,5 тысячи лет назад евреи, тогда бывшие маленьким и воинственным кочевым народом? Среди гор, известных людям Ветхого Завета, "на глаз" выше Арарата однозначно не могло быть ничего. Даже Демавенд с Эльбрусом, если и были известны, то всё равно терялись в своих хребтах. Да и дрейфовал Ноев ковчег, скорее всего, не так-то далеко от места своей постройки. Впрочем, в античной и мусульманской традициях "причалом ковчега" считают гору Джудидаг у границы Турции и Сирии, на ближней к Иудее стороне "гор Урарту". А в Средней Азии такой славой наделяют и вовсе гору Казыгурт близ Чимкента — но там логика скорее в сухости тех мест и их неимоверной удалённости от моря.

14.
Ной картинки

По легенде, Ковчег валяется на Арарате до сих пор, а в последние полторы сотни лет сенсации о его обнаружении успели примелькаться. Вершина Масиса у армян, как вершина Белухи у алтайцев, считалась запретной, причём восхождение на неё поверия даже не считали наказуемым — скорее, попросту невозможным. Первыми это опровергли немец Иоганн Фридрих Паррот из Дерптского университета и армянский писатель Хачатур Абовян в сопровождении солдат Алексея Здоровенко и Матвея Челпанова и местных жителей Ованнеса Айвазяна (тёзка Айвазовского!) и Мурада Погосяна. Русский царь тогда отвоевал северный склон горы у персидского шаха, и цели экспедиции 1829 года были сугубо географическими — описание вновь обретённых владений. Представители армянского духовенства рассказам Абовяна о том, что он был прямо вон там, просто не поверили, но уже к концу 19 века подъём на вершину Арарата что с российской, что с турецкой стороны представлялся вполне заурядным походом. В 1887 году некий "архиепископ Вавилонский", а прежде пациент психбольницы Джон Дзозеф уже докаладывал миру, что нашёл на южном склоне Ковчег, вот только турки не дают его вывезти. В 1939 году священник-белоэмигрант, а прежде царский лётчик Владимир Росковицкий на страницах калифорнийского журнала "New Eden" рассказывал, как в 1916 пролетал над Араратом и увидел на склоне Ковчег, вскоре обследованный специальной экспедицией, вот только результаты её были уничтожены большевиками. В 1955 году француз Фернанн Наварра обивал пороги лабораторий с фрагментом дубовой доски с Арарата, в итоге датированной серединой нашей эры. Примерно тогда же турецкий лётчик Ильхам Дюрупинар нашёл окаменевшие остатки ковчега с дырявыми мегалитами-"якорями" и вовсе под соседней горой Тендюрек. Вернее, турок их только заснял в ходе планового полёта, а интерпретировал его фотографии уже американец Рональд Уайетт, за свою жизнь успевший "найти" также руины Содома и Гоморры, Моисеев брод на Красном море и другой ковчег, который с Заветом. Так что и я могу спокойно заявить, что нашёл лежащий вверх дном и припорошенный снегом Ноев ковчег в левом нижнем углу вот этого кадра:

15.
Ной картинки

Который снял в турецком Ыгдыре — ближайшем городе к библейской горе:

16.
Ной картинки

"Это в Турции, там тепло!" — фраза, которую я вспоминал не раз, скитаясь в ноябре по ледяным степям Армянского нагорья. Турция здесь больше похожа на Казахстан и Монголию, чем на саму себя в ипостаси Стамбула и Антальи. Над Игдиром — морозный рассвет, пахнущий дымками угольных печек:

17.
Ной картинки

Поймав на выезде попутку с интеллигентным турком, который когда-то женился на татарке и потому неплохо говорил по-русски, мы снова взяли путь на перевал Хараба-Базар. Внизу — постройки вынесенного далеко за город Игдирского университета, а за горами поодаль — Спитак, Ванадзор и Гюмри:

18.
Ной картинки

Здесь, у подножья, хорошо видно, что Арарат действительно вулкан — на десяток километров от горы расходятся лавовые поля:

19.
Ной картинки

Порой образующие причудливые скульптуры, как где-нибудь на Курилах. Под этой лавой археологи находят древнюю оплавленную бронзу и обгоревшие кости, а последний раз Арарат извергался не так уж давно — 2 июня 1840 года:

20.
Ной картинки

Вершина Арарата отсюда кажется правильным ледяным куполом, да и тот едва выглядывает из-за горы Корган (2545м):

21.
Ной картинки

Сквозь лавовые поля от трассы Игдир-Баязет уходит неприметная, но ровная дорожка. По ней и побрели мы меж пока ещё пустых зимовок для скота:

22.
Ной картинки

Но кизяк на них уже сложен стогами, а кое-где из-за булыжных оград лаяли на нас грозного вида псы:

23.
Ной картинки

Моей целью была деревенька Енидоган, ближайшая к вершине Арарата, вот только карта рисовала к ней аж три дороги с разных сторон, и какая из них самая проезжая — я не мог даже предполагать. Поэтому мы выбрали самый короткий путь, километров 40 от Игдира.

24.
Ной картинки

Выглядела дорога так, будто машины по ней ездят дай бог раз в сутки, и всё же мы на что-то надеялись, тем более свежий навоз на асфальте пересекали следы колёс. Мы прошли с пол-километра, когда сзади послышался шум мотора. Принадлежал этот мотор явно не легковушке, но когда из-за поворота вырулил трактор, мужики в кабине радостно замахали нам руками.

25.
Ной картинки

Конечно же, нетрудно догадаться, что трактор ехал дай бог до ближайшего пастбища, и всё же сама идея прокатиться в его кабине нам понравилась. У съезда с асфальтовой дорожки трактор высадил нас и ушёл куда-то за камни, а чабан при мултуке решил просто так не отпускать странных гостей и что-то объяснял нам с помощью гуглопереводчика. Понял я в итоге только слово "ясак" ("запрет"), но так и не понял, к чему оно относится — ведь до границ отсюда далеко, а дорога по карте сквозная до Енидогана. Теоретически, на Арарат, как на Эверест, подъём платный, но в отличие от Эвереста, тут до вершины всё же возможно (хотя и опасно) дойти неочевидными тропами, на которых не стоят посты национального парка. Я предположил, что чабан всего лишь предупреждает, что не стоит покорять Арарат нелегально. Впрочем, шансы застопить что-то ещё казались околонулевыми и без всяких запретов, поэтому мы побрели к трассе, думая о том, как потратить остаток дня. Как вдруг уже вполне легковая машина почти беззвучно вынырнула из-за поворота:

26.
Ной картинки

И вот извилистыми серпантинами мы продолжали путь наверх среди льда и лавы:

27.
Ной картинки

28.
Ной картинки

Купол вершины всё ближе, блеск его всё ярче:

29.
Ной картинки

А вот у дороги вдруг показались руины. Водитель начал мучительно соображать, как это будет по-английски, а я переспросил его по-турецки — "kilise?" ("церковь?"):

30.
Ной картинки

Увы, я ничего не знаю о её истории и названии. Да и никто не знает, вполне может быть. По турецким меркам состояние этой церкви ещё неплохое, ибо после Первой Мировой войны и последующего геноцида армян (который турки считают обоюдным) от подавляющего большинства армянских храмов не осталось просто ничего. Лишь несколько десятков из них на всю Турцию дошли до нас в виде зданий, и примерно столько же — в виде бесформенных руин. Причём руин в большинстве своём "ошкуренных" — туфовая облицовка ушла на украшение особняков турецких чиновников и военных.
Здесь стоило бы сойти, подойти к руинам ближе, поискать какие-нибудь хачкары, но…

31.
Ной картинки

…но мы ещё не знали, что этой машиной смогли бы уехать обратно. В какой-то момент впереди показалась натурально крепость с круглыми башнями по углам, однако я понимал, что фотографировать её не стоит — этот угол Турции набит военными объектами покруче советско-китайских границ. У ворот военной базы (как сказали бы у нас — заставы) Корган мы и остановились. Сам факт наличия иностранцев в подъехавшей машине военных нисколько не смутил, но и дальше пути не было: единственная дорога на Енидоган (до которого ещё километров 12-15 пришлось бы идти пешком) ведёт сквозь базу, и посторонним здесь ходить запрещено. Водитель забрал у военных какую-то коробку, и развернувшись, поехал с нами обратно в Игдир.

32.
Ной картинки

Теоретически, отсюда наверное мог бы быть виден Ереван — от ближних его окраин до дальних немногим меньше, чем досюда. А заодно — городки вроде Армавира или Эчмиадзина и гигантские градирни Армянской атомной станции. Но морозным ноябрём Араратская долина оказалась затянута густым слоем дыма бесчисленных печек-буржуек, остающихся для Армении основным источником тепла даже несмотря на наличие АЭС. Лишь над сизым туманом был прекрасно виден Арагац (4095м), или у тюрок Алагез — высшая точка Армении, "наместник Арарата", оставшийся там за главного после Гражданской войны.

33.
Ной картинки

Итак, короткий путь не всегда самый быстрый. Более того, самым быстрым путём в Енидоган оказался тот, что был самым дальним по километрам — через городок Аралик (6,6 тыс. жителей), центр самого восточного в Турции ильче (района) в 40 километрах от Игдира на Нахичевань. Спустившись в Игдир, водитель пристроил нас в долмуш (маршрутку), и вот уже мы мчались на восток мимо полей и водонапорных башен земли Сурмалы — так, по давно разрушенной армянской церкви Сурб-Мари (Святой Марии) турки называли полосу от Арарата до Аракса. Сурмалы — последнее территориальное приобретение Турции: в Османскую империю он входил разве что недолгими оккупациями османо-сефевидских войн 16-17 веков. По итогам которых, как и вся территория нынешней Армении, эта земля осталась за Ираном. По хребту Агрыдаг проходила сначала персо-османская, а с 1829 года русско-османская граница, и лишь в 1921 году Арарат стал турецким с обеих сторон. Османская империя проиграла Первую Мировую войну и рухнула, а вот возникшая на её осколках молодая Турецкая республика Кемаля Ататюрка нашла в себе силы победить. В войнах с независимыми Арменией и Грузией, а затем покорившей их Советской Россией турки доходили до Каспийского моря, и к 1920-м годам крепко заняли Карс и Артвин, Нахичевань и Батуми. Армяне считают теперь, что Ленин просто подарил эти земли своему коллеге-революционеру Ататюрку, но скорее Страна Советов просто устала от бесконечных войн за выживание и отступилась от этих земель, как от Прибалтики, Финляндии и Польши. Нахичевань и Аджарию удалось вернуть дипломатическим путём с условием придать им статус автономий — скорее всего, турки рассчитывали таким образом взять их после скорого и неизбжного краха большевиков. Граница прошла по Араксу и его притоку Ахуряну, как и многие реки Армянского нагорья обладающему глубоким каньоном. Для армян Ахурян стал Ахероном — границей мира живых с миром мёртвых. И по ту сторону его оказались не только Карс и Артвин, по сути возвращённые Турцией после поражения в войне 1877 года, но и никогда не бывшие османскими Сурмалы. В 1932 году Турция ещё и выменяла у шахского Ирана за аналогичную территорию склон Малого Арарата, таким образом став единственным обладателем священной горы по всей линии подножья.

34.
Ной картинки

Мы же доехали в Аралик, оказавшийся маленьким, грязным и каким-то очень постсоветским по духу райцентром. Бойкий дедушка в маршрутке, узнав, что мы хотим в Енидоган, оживился и повёл нас с каким-то людям, которые нас отвезут. Этими людьми оказались таксисты, а такси в Турции неимоверно дорогое — что-то вроде 10 лир (100 рублей) за километр, коих до цели выходило ещё 17. Поэтому мы выбрались на трассу да нашли начало асфальтовой дороги, вид которой, как и под Корганом, ничего не сулил. У поворота какие-то чабаны, лицами и одеждой не отличимые от своих коллег в Средней Азии, пили чай из турецких вогнутых стаканов-"бардаков". Конечно же, позвали они и нас, и один, узнав, что мы из России, даже сумел вспомнить пару слов по-русски. Дальше они хотели предложить нам ракии, но тут внезапно на глухую дорогу свернула машина. И вот мы снова катили к горе, и мимо мелькали уже не поля застывшей лавы, но столь же сюрреалистические россыпи гигантских валунов:

35.
Ной картинки

Вот мы вновь поднялись выше дымки, и Малый Арарат вблизи радовал глаз "камчатскостью" вида:

36.
Ной картинки

Вот и он, Енидоган, в переводе с турецкого — Новорождённое:

37.
Ной картинки

Маленькая и глухая курдская деревня. Здесь это очень красноречиво: едва ли не все курдские деревни к северу от Агрыдага когда-то были армянскими деревнями. Курды заходили сюда со стороны Евфрата испокон веков, но в основном как кочевники и разбойники, и задолго до геноцида их любимой добычей были армянские крестьяне и купцы. Курды и стали, наряду с регулярной армией, инструментом геноцида армян — кочевникам просто разрешили захватывать армянские дома и расправляться с их хозяевами, и этим правом курды поспешили воспользоваться. В итоге вместо армянского вопроса Турция получила курдский вопрос, а современные армяне на курдов смотрят скорее как на товарищей по несчастью.

37а.
Ной картинки

Глухая неприязнь курдов к Турции в общем ощущается в воздухе, но не сказать, чтобы она как-то выпячивалась — курды живут себе и живут, а зашедшим иностранцам, как и любые мусульмане, радуются. Лишь некоторые приходят в восторг, если вместо турецких приветствия "мер-аба" и благодарности "ташаккюр" сказать курдские аналоги — "рож-баш" и "спас" соответственно. Впрочем, есть у меня знакомый путешественник, которого регулярно принимают за турка — так вот его в курдских деревнях детвора неизменно встречала камнями.

38.
Ной картинки

Сам пейзаж Енидогана не кажется экзотическим после десятков кишлаков и аулов среднеазиатских стран. Вот разве что местная фишка — кизяк, который тут складывают кучами стогами:

39.
Ной картинки

Не знаю, сохранились ли какие-то постройки Енидогана с армянских времён. Тогда Енидоган назывался Ахури, или по близлежащему монастырю — Сурб-Акоп:

40.
Ной картинки

На лугах за околицей — какие-то библейские образы:

41.
Ной картинки

42.
Ной картинки

За этими лугами вверх по Арарату уходит Ахорское ущелье, или ущелье Святого Якова — основной путь восхождений к вершине:

43.
Ной картинки

В 318 году этим путём пытался взойти Яков Нисибийский, или Акоп Мцбнеци, сын одного из нахараров (князей) новокрещённой Армении, проповедник христианства в Персии. На вершине Масиса он отчётливо видел силуэт ковчега, и мечтал до него дойти. Но все три попытки подняться заканчивались тем, что где-то на склоне Яков засыпал от усталости, а просыпался у подножья. На третий раз, видать за настойчивость, он увидел рядом с собой Божий дар — доску от Ноева ковчега, ставшую главной христианской реликвией Армении.

44.
Ной картинки

На месте же, где он очнулся, вскоре был основан монастырь Святого Якова. Он был разрушен не турками или курдами, а самим Араратом — последнее извержение 1840 года вызвало мощный обвал, накрывший обитель. Кажется, даже сведений о постройках и реликвиях монастырь не сохранились — вот лишь картинка из экспедиции Паррота::

44а.
Ной картинки

Да фотографии хачкарового кладбища, сделанные в 2007 году и гуляющие теперь по интернету без явного первоисточника. Я, во всяком случае, позаимствовал одну с викимапии, и автор поста задаётся резонным вопросом, не унчтожены ли эти хачкары с тех пор. Мы их, во всяком случае, пройдя пару километров вверх по ущелью, не обнаружили, но не знаю, не дошли мы или не успели:

44б.
Ной картинки

Окаменевшая гоферовая доска в пышном киоте хранится ныне в Эчмиадзине. Обычно — в кафедральном соборе, старейшей из ныне существующих христианских церквей, но собор сейчас на реставрации, поэтому святыня обнаружилась в музее-сокровищнице, где, к моему удивлению, никто не мешал снимать:

45.
Ной картинки

Уголок доски отколот — его католикос Симеон Ереванци подарил Екатерине II, под защиту которой съезжалось всё больше армян из Османской империи. Теперь этот фрагмент хранится в московском Даниловом монастыре.

46.
Ной картинки

Макеты ковчега я видел в Баязете у мэрии и в Игдире у огромного по турецким меркам монументам "геноциду турок". Само собой, не в натуральную величину (такие тоже есть, однако вдали от Арарата) — размеры ковчега указаны в Ветхом Завете, и они весьма солидны: 133 метра в длину, 23 метра в ширину и 14 метров в высоту. В трюме жили звери, на средней палубе — птицы, а в длинном доме — люди, причём на границе мужской и женской половин лежали первые святые мощи — Адам, тело которого Ной также решил уберечь от Потопа. Пожалуй, ближайший аналог ковчега — это беляна: лесосплавные баржи на Волге достигали не меньших размеров и на палубах их часто стояли дома. И я не знаю, можно ли было разместить тут всё разнообразие сухопутных животных с "каждой твари по паре", но вот корм для них Ною точно Господь посылал! А кормил своих пассажиров Ной регулярно, с учётом их образа жизни, и по преданию, за всё плавание Ковчега ни разу ни прилёг спать.

47.
Ной картинки

В одном из апокрифов Ной, увидев опустошённый мир, вопрошал Господа, неужели люди заслужили такой страшной кары? А Бог лишь отвечала Ною — почему ты спрашиваешь Меня об этом теперь, когда кара уже совершилась? Ной получил Завет,  постулаты которого в общем-то почти идентичны во всём человечестве: вера в Бога, справедливость суда, уважение к жизни, семье, чужому имуществу и природе. Армянам же эта легенда принесла весьма занятный логический выверт: если заселение Земли потомками Ноя (вернее, трёх его сыновей, вошедших в Ковчег с жёнами) началось с Араратской долины, а армяне там жили испокон веков, то выходит, что все люди мира — армяне! Только в большинстве своём забывшие родство…

48.
Ной картинки

В Нахичевани, само название которой возводят к имени Ноя, сохранилась его мифическая гробница. Златоверхий мавзолей над ней азербайджанцы построили в 2006 году, а прежде это был невзрачный склеп-пещера — вот она на картине Бахруза Кенгерли, азербайджанского художника начала ХХ века:

48а.
Ной картинки

Мы, между тем, так и не найдя руин монастыря, снова спустились в Енидоган. Солнце, прежде лежавшей буквально на пике Арарата, скрылось за горой, и если на равнине был ещё ранний вечер, сюда пришли глубокие сумерки:

49.
Ной картинки

Далёкая вершина скалилась острыми камнями:

50.
Ной картинки

А вон, под яркой каймой озарённых льдов — снова силуэт ковчега:

51.
Ной картинки

В ту поездку у меня разрядился телефон, а наручные часы сломались парой дней ранее, перед смертью запиликав будильником и показав какое-то инопланетное время 28:17. Поэтому мы понятия не имели, прошёл ли за время нашего забега по ущелью тот час, который нам дал водитель, собиравшийся ехать обратно. Мы было направились к выезду из деревни по долине, но какой-то встречный курд старательно уговорил нас зайти к нему на чай, пообещав, что его друзья отвезут нас в Аралик. В то, что они это действительно сделают, я не особо верил, но идея побывать в курдском доме мне понравилась, и мы побрели сквозь село.

52.
Ной картинки

На центральной площади, однако, выруливал долмуш, на который целая процессия провожала старушку (не попавшую в кадр):

53.
Ной картинки

За 50 лир (550 рублей) водитель согласился взять и нас. Может и бесплатно согласился бы, но после такого безумного дня и двух прыжков к подножью Арарата мне даже наверное хотелось хоть как-то отблагодарить судьбу.

54.
Ной картинки

В следующих частях будет по одному малому городу от каждой из трёх "подараратских" стран — армянский Талин, азербайджанская Шемаха и турецкий Олту.

ОГЛАВЛЕНИЕ — здесь (будет заполняться постепенно).

Источник: varandej.livejournal.com

История Всемирного потопа

Об этом историческом событии говорит Библия: Первая книга – Бытие. Предшествовал всемирному потому гнев Бога на людей, которые погрязли в грехах. Это огорчало Создателя, и он решил истребить человеческий род (предположительно 4250 год до н.э.).

Но жил среди людей праведник, соблюдавший заповеди, по имени Ной. Господь позвал праведника к себе и поведал о решении истребить всех людей.

Ною Бог приказал построить ковчег. Использовать для постройки дерево гофер. Готовое судно осмолить со всех сторон. Ной также получил указания по поводу размеров ковчега и внутренней планировки:

  • длина корабля – 300 локтей (133,5 метра);
  • ширина ковчега – 50 локтей (22,25 метра);
  • высота сооружения – 30 локтей (15 метров);
  • выстроить три этажа;
  • сверху устроить отверстие в 1 локоть;
  • сбоку сделать дверь.

Когда строительство было завершено, Ной вошел в ковчег вместе со своей семьей. По велению Бога на борт корабля также были загружены животные — по семь пар чистых животных и по две пары нечистых. Обитателям ковчега суждено было выжить.

армения
Яндекс картинки

Бог закрыл дверь, когда корабль загрузили.

Через неделю спустился дождь, идущий сорок дней и сорок ночей. Вода затопила даже самые высокие горы. Погибло все живое. Только ковчег, построенный Ноем, поднялся над водой и остался цел. Выжили его обитатели.

Вода прибывала еще 150 дней. Затем начала убывать. Летописцы и исследователи полагают, что по окончании наводнения корабль зацепился дном за гору Арарат. Почему делались такие выводы? Ведь Библия не указывает на гору Арарат. В Писании сказано, что ковчег остановился в «горах Араратских».

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». (Быт. 8:4,5)»

Легенды о Всемирном потопе описаны также в ближневосточной мифологии.

В преданиях древних шумеров можно встретить сообщения о том, что ковчег должен быть на горе Арарат. Ной в этой религии называется Ут-Напиштим. А потоп, согласно мифологии, длился не сорок дней и ночей, а одну неделю.

Исламские традиции свидетельствуют о том, что ковчег с семьей Ноя остановился в горах на Ближнем Востоке. Где – не уточняется. Исламский Ной носит имя Нух. Легенды также поддерживают версию потопа, который длился семь дней и семь ночей.

Об этом историческом катаклизме и судне, на котором спаслась семья праведника, есть упоминания в периоде до нашей эры и в век средневековья:

  • В 275 году до н. э. о судне на Арарате упоминал историк из Вавилона Берос.
  • I век до н.э. – еврейский полководец Иосиф Флавий в Летописях сообщал, что эта гора — в Армении. Армяне называют гору Арарат местом, где навеки причалило судно и демонстрируют обломки ковчега, которые сохранились.
  • 1114 год – в «Повести временных лет». Начало летописи: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю».
  • XIII век Марко Поло упоминает в «Книге о разнообразии мира»: «Вы должны знать, что в этой стране, Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег. Он покрыт вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться — снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

Упоминания горы Арарат в этом описании нет.

«Священные писания трех религий – иудаизм, христианство и ислам – указывают разное место нахождения ковчега. Но все легенды подтверждают версию Всемирного потопа. Гипотезу о потопе не опровергают современные ученые»

Десять свидетельств нахождения ковчега на Арарате

Косвенные доказательства Всемирного потопа в истории человечества, заставляют искать библейский корабль, на котором от наводнения спаслась семья Ноя. Начиная с восемнадцатого века, ковчег «находили» около двух десятков раз.

Отсутствие научных доказательств существования ковчега, не помешало создателям Международного реестра Ллойда (реестр всех кораблей, ходивших когда-либо в море, восемнадцатый век) под первым номером зарегистрировать судно, на котором путешествовала семья Ноя.

В записи говорится, что корабль построен в 2248 году до нашей эры. Из дерева неизвестной породы. Указаны его габариты. Владельцем ковчега записан Ной с семьей. И указание на то, что последний раз судно видели на горе Арарат.

Армянские легенды уверяют, что людям мешают добраться до ковчега высшие силы, хранящие его. Потому на пути человека к вершине горы происходят снегопады, ураганы, сползают лавины, чтобы остановить любознательных.

Первым, кто покорил вершину Большого Арарата, стал профессор Дерптского университета, доктор и естествоиспытатель Фридрих Паррот. Он организовал экспедицию и получил разрешение на восхождение.

Только с третьей попытки шестеро самых стойких и храбрых членов экспедиции достигли вершины горы. В 3 часа 15 минут 27 сентября 1829 года Хачатур Абовян (будущий классик армянской литературы) установил на вершине полутораметровый крест, который принес на собственной спине. Хачатур Абовян включен в состав экспедиции как переводчик и проводник.

армения
Яндекс картинки

Вниз экспедиция унесла только кусок льда. Никаких признаков библейского судна не обнаружено.

«Гора Арарат это два слившихся у основания спящих вулкана – Большой Арарат и Малый Арарат. Вершины находятся на расстоянии 11 километров друг от друга. Высота над уровнем моря – 5165 метров. Арарат находится на востоке Турции, являясь самой высокой точкой страны»

Ноев ковчег на горе Арарат начали искать очень активно с наступлением XX века. Потрясающие открытия делались как с земли, так и с неба. Началась новая волна исследований находки в горах Арарат. Хронология событий, находок, заявлений, потрясений.

Сухопутные экспедиции:

  • 1916 год. Пилот Владимир Рустицкий выполнявший задание командования, написал в рапорте, что во время полета над Араратом видел «лежащее большое судно».

Правительство России отправило экспедицию на поиски судна. Цель была достигнута. Сделаны фотографии и отчет. Но все документы были утеряны во время октябрьской революции 2017 года.

Место, где русские якобы нашли корабль, было названо араратской аномалией.

  • 1949 год. Лето. На поиски библейского судна отправилась американская группа искателей. Исследование на дало результатов.

Этим же летом члены французской поисковой группы сообщили, что видели загадочный ковчег. Они рассказывали о вершине Джубель-Джуди.

Через три года туда отправилась экспедиция Рикера. Ничего обнаружено не было.

  • 1955 год. Французский альпинист и исследователь Фернан Наварра извлек из-подо льда несколько досок от обшивки корабля и брус в форме буквы Г. В 1956 году он издал книгу «Ноев ковчег: я его трогал» на французском языке. В 1974 книга вышла на английском.

Через 14 лет он привез из следующей экспедиции еще несколько досок. Радиоуглеродный анализ, который проводился в США, показал, что возраст дерева не более 1400 лет. До библейского потопа эти экспонаты не дотягивают, хотя Наварра записан в число самым успешным «ковчегологов».

  • 1969 год. Последняя экспедиция Джона Либи из Сан-Франциско. Ему приснился сон с точным расположением ковчега. И он посвятил поискам последующие годы жизни. После целого ряда небезопасных экспедиций он разочаровался. В возрасте 73 лет отказался от дальнейших поисков библейской легенды.
  • В 1974 году турецкое правительство закрыло для посещений район Арарата, разместив посты наблюдений за линией границы. Поиски ковчега переместились с земли на небо.
армения
Яндекс картинки

Так выглядит хронология небесных открытий:

  • 1943 год. Шпионский самолет с американскими пилотами на борту. Сделан снимок горы Арарат. На нем запечатлены очертания объекта схожего с ковчегом. Снимок опубликовали в военной газете. До наших дней он не сохранился.
  • 1949 год. Во время секретной операции на территории Турции снова были сделаны снимки непонятного объекта. ЦРУ засекретило фотографии и рассекретило их только в 1995 году. Объект получил кодовое название «Араратская аномалия». Он был расположен на высоте 4275 метров над уровнем моря на северо-западном склоне Арарата.
  • 1953 год. С высоты 30 метров с вертолета американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин в том же район сделал несколько чётких фотографий большого корабля, вросшего в горные породы и лед. После смерти бизнесмена оригиналы снимков загадочным образом исчезли.
  • 1999 год. Сделаны снимки со спутника «Иканос-2», также виден странный объект. Он запечатлен на северо-западном склоне горы. Его длина равна 183 метрам.
  • 2003 год. Космический спутник QuickBird сделал снимки горы Арарат. В апреле 2004 года на проходившей в Вашингтоне пресс-конференции доктор Даниел Макгиверн сообщил, что при изучении снимков, полученных со спутника (на это ушел год) ученые увидели известную ранее «араратскую аномалию» на высоте 4725 метров над уровнем моря. Но разрешение на наземную экспедицию ученые у турецких властей не получили.


Отношение к легенде, связанной с волшебным спасением Ноевой семьи не у всех однозначное. Верующие люди принимают ее безоговорочно. Им, кроме Библии, не нужны никакие доказательства. Сомнения есть у скептиков. Вызваны они недостаточной достоверностью фактов, подтверждающих такой природный катаклизм:

  1. Останки корабля, найденные на горе Арарат, похожи на камни. Наукой доказано, что это происходит в том случае, если разрушающиеся органические элементы замещаются минеральными. В случае такого превращения должны получиться твердые как алмаз кварцевые породы. После исследования добытых останков корабля выяснилось, что они не обладают свойствами кварца.
  2. Предполагаемые останки судна найдены на склоне Арарата. Ученые предполагают, что это горная порода, которая сложилась в виде корпуса судна в результате ледникового оползня. Если учесть, что ледники тают и сползают часто, то само судно уже должно быть у подножия горы, а не на склоне на высоте более 4 километров.
  3. Всемирный потоп должен был оставить после себя неизгладимый след в природе, которые могут быть подтверждены геологическими исследованиями. До настоящего времени этого сделать не удалось.

«… Из заключения иранских представителей науки можно предположить, что Ноев ковчег причалил к горе Тахте Солейман на северо-западе Ирана. Там тоже нашли остатки древесины, которые окаменели. Размеры находки совпадает с описанием библейского корабля»

История продолжается.

Источник: armeniagid.com

Ной картинки

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы — Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля…

Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока.

Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: «…ковчег остановился на Араратских горах». Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы — в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат.

Ной картинки

гора Арарат, Кликабельно

 

Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника.

На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри». В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда говорится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей длиной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой».

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта «защита» проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины.

Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

 

Ной картинки

Аэрофотосъемка странного объекта на горе Арарат.

 

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи.

Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: «…корабль, который в Армении опустился на грунт», и, кроме того, упоминал: «…смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты». Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении… там люди набирают смолу для изготовления амулетов». В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами.

Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны» делает такое интересное замечание: «Армяне называют это место «причалом», где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира», называл гору Барис: «…в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».

Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло» имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: «…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».

 

Ной картинки

 

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам, которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас в монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследователь Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему…»

Первые свидетельства об обнаружении Ноева ковчега появились задолго до Рождества Христова. В эпоху христианства об этом писал историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности». В 1840 году турецкая экспедиция обнаружила на горе Арарат выступающий из ледника деревянный каркас. Несмотря на трудности, исследователи приблизились к нему и увидели гигантское судно, размеры которого совпадали с теми, что указаны в библейском тексте – 300 локтей длины, 50 ширины и 30 высоты, т. е. 150 на 25 на 15 метров.

Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению, они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…

 

Ной картинки

 

В 1893 году архидиакон Несторианской Церкви Нурри после восхождения на Арарат заявил, что он видел Ноев ковчег. По его словам, корабль сделан из толстых досок темно-коричневого цвета. Обмерив судно, Нурри пришел к выводу, что его размеры вполне соответствуют указанным в Библии. Возвратившись в Америку, он организовал общество по сбору средств для экспедиции, после которой Ковчег как библейскую святыню должны были доставить в Чикаго. Но правительство Турции не дало разрешения на вывоз судна из страны. Его свидетельство осталось неподтвержденным.

В 1916 году группа русских авиаторов базировалась на временном аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат. В один из обычных августовских дней в воздух был поднят самолет номер семь, специально переоборудованный для высотных испытаний, провести которые поручили капитану Владимиру Росковицкому и его напарнику. Во время облета вершины они увидели гигантские очертания корабля. Была видна даже одна из створок двери. Размеры судна просто поразили: с городской квартал! О находке сообщили на базу, но в ответ авиаторы услышали громкий и продолжительный смех. Затем был повторный полет, после которого информацию отправили правительству в Санкт-Петербург. Царь Николай II, будучи человеком набожным, снарядил два отряда солдат с приказанием подняться на гору. Пятьдесят человек атаковали один склон, а по другому взбиралась группа из ста. Потребовались две недели тяжкого труда, чтобы преодолеть ущелья у основания горы, и около месяца прошло, прежде чем солдаты достигли ковчега и увидели его. Они выполнили подробные измерения, чертежи, а также сделали множество фотографий. В отчете говорилось, что все сооружение покрыто массой, похожей на воск или смолу, а дерево, из которого оно сделано, относится к семейству кипарисовых. Все материалы отправили в Россию, но там уже разразилась Февральская революция, и они бесследно исчезли в ее омуте. Часть офицеров, участвовавших в экспедиции, после 1917 года покинула страну. Несколько человек успешно обосновались в США, а сам Росковицкий стал в Штатах проповедником.

 

Ной картинки

 

Курды, живущие в этой местности, утверждают, что в 1948 году во время землетрясения корабль буквально выдавило из-под земли. В этот момент окрестности озарил яркий свет, и корпус ковчега разделило на две части куском скалы. Сейчас сооружение якобы возвышается над поверхностью земли примерно на 2 метра. Летом 1953 года американский предприниматель Джордж Грин с вертолета сделал 6 четких фотографий большого судна, наполовину ушедшего в лед. Спустя 9 лет он умер, а все оригиналы снимков пропали.

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение». Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных.

Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным — 5000 лет!

 

Ной картинки

 

Спустя некоторое время в печати появились фотографии, на которых ясно различимы очертания корабля.

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не нашел. Семидесятилетний «Бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни!

Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет…

История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с «сухопутными» экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС «Старс энд страйпс». Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков…

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабл’ подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете американец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: «Громадная грузовая телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высоко наверху, на горе, была хорошо заметна». Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite» (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата.

На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, «очень похожий по своей форме и размерам на ковчег». Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов.

В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего — старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега». Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Заявления о том, что Ноев ковчег найден, делаются постоянно. Только в прошлом году их было не менее 20-ти. Но это по меньшей мере странно, так как для восхождения открыт только южный склон Арарата, где по определению ничего лежать во льдах не может.

 

Ной картинки

 

Двое из участников одной прошлогодней экспедиции (точнее, Вадим Чернобров, координатор ОНИОО «Космопоиск» и сотрудник телекомпании «Неизвестная планета»; прим. М.Т.) добрались до вершины и действительно сфотографировали то, что с высоты казалось похоже на окаменевший остов огромного корабля. Но сегодня, кроме В.Черноброва, никто не может точно сказать, что же это такое.

Многие ученые утверждают, что нужно по крупицам выстроить абсолютно точный маршрут русской экспедиции 1916 года, поскольку только от нее осталась фотография, которая является подлинным документальным свидетельством существования ковчега Ноя.

Но как же тогда быть со всеми остальными снимками, где изображено нечто, похожее на огромный корабль?
Понять, что это такое, удалось лишь месяц назад с помощью знатока древних языков Вилли Мельникова. Посмотрев множество фотографий, он сказал, что согласно библейскому описанию ковчег Ноя был похож на подводную лодку, а этот корабль – вылитая океанская яхта. Затем Мельников рассказал, что в одной из библиотек Европы ему попался текст неизвестного автора, датируемый примерно III веком до нашей эры. Сам Вилли назвал этот текст «Двуковчежьем». В нем шла речь о том, что Ной во время дрейфа по водной пучине однажды увидел большой корабль, по размерам совпадающий с его ковчегом. Он надеялся, что еще кому-то удалось спастись, но когда ступил на борт этого судна, то не обнаружил там ни единой души. По мнению Мельникова, это и есть тот самый «второй ковчег». Его-то, по всей вероятности, и удалось сфотографировать в прошлом году.

Если это предположение справедливо, то оно меняет все современное представление о потопе! Ведь о двух ковчегах в Библии ничего не говорится…
Хотя вполне возможно, что это открытие лишь дополняет Ветхий Завет, поскольку его текст несет в себе сокращенный вариант рассказов о потопе, заимствованных у древних шумеров, глиняные таблички которых проливают на эту историю куда больше света. На некоторых из них можно прочесть, что до потопа на Земле жила довольно развитая цивилизация, имевшая флот. Ее корабли курсировали между Африкой и Месопотамией. Они были очень больших размеров. В Ветхом Завете, кстати, есть упоминание о том, что наряду с обыкновенными людьми на планете в то время проживали исполины. Это именно они «стали входить к дочерям человеческим». Когда эта «цивилизация гигантов» стала угрожать юному человечеству, и был послан на Землю Вселенский потоп. Ной, как известно, был едва ли не единственным праведником, и ему суждено было спастись. Кстати, имя Ной, или Ноах, переводится примерно как «Оставляю надежду, ибо она сможет поплыть».

 

И опять вернемся в недалекое прошлое:

 

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег.

 

А вот он современный «Ноев ковчег»

 

Ной картинки

 

Ну а если все таки серьезнее, то вот смотрите:

 

Ной картинки

 

По словам автора, он начал постройку натурального Ноевого ковчега после того, как 20 лет назад во сне увидел потоп невероятной силы, который обрушился на Нидерланды.

Теперь голландский подрядчик воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Он строил ковчег подобно библейскому судну насколько это возможно: 133,5 метров в длину (300 локтей), 22,25 м в ширину (50 локтей) и 13,35 м в высоту (30 локтей). Хьюберс использовал свои собственные конечности, измеряя от локтя до кончиков пальцев вытянутой руки, согласно правилам измерения.

Несоответствие с Ноевым ковчегом только в том, что современный построен не из мифического дерева «гофер» (предположительно, кедра или кипариса), а из металлических каркасов старых барж. Облицован корпус полноразмерного корабля скандинавской сосной.

 

Ной картинки

На борту судна предусмотрен зверинец с животными-манекенами в натуральную величину, большой ресторан и даже два кинотеатра.

Йохан Хьюуберс строил ковчег вместе со своей командой три года. На проект ушло около 1 млн фунтов стерлингов ($1,6 млн). Сейчас здание ковчега, как классифицировали его власти, находится в тихой гавани городка Дордрехт.

Ранее, в 2004 году, миллионер и креационист уже возводил подобный ковчег, но его величина была меньше библейского в два раза.

 

 

 

[источники]

Напомню вам еще несколько загадок, вот например загадочные подводные руины вблизи Окинавы или город Аркаим. А вот уж Террасы Морай (Cusco Moray) должны вас точно удивить

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=24254

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.